Научная статья на тему 'Влияние занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков'

Влияние занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / THE SPORTS SELECTION / THE DEVELOPMENT / THE IMPORTANT SPORTS QUALITIES / THE PROPERTIES OF PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нифонтов Максим Юрьевич

В статье представлены результаты сравнительного анализа психологических свойств начинающих футболистов с такими же свойствами игроков со стажем и их сверстников, не занимающихся спортом. Это отражает характер влияния занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нифонтов Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents the results of comparative analysis of beginner's football players psychological characteristics with the same characteristics of experienced footballers and people of the same age that doesn't practice sport. It reflects the character of influence of football training on the development of important sporting qualities of players.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков»

и ощущений слушателей, насколько они усвоили курс. В структуру модели мы включили «возможный профессиональный рост». Это связанно с тем, что слушатели в процессе обучения проходят практику или работают и имеют возможность применять полученные знания и умения в реальной действительности, критически оценивать свои знания, умения и планировать свою карьеру.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Новые реалии социально-экономических приоритетов российского общества и связанное с этим реформирование высшей школы, направленное на совершенствование образовательного процесса, его научно-методического обеспечения на основе интегрированных концепций дидактики как теории обучения педагогики, как науки обеспечивающей реализацию дидактических принципов и задач обучения, являются актуальной научной проблемой теории и практики профессионального высшего образования.

2. Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации в процессе обучения студентов вузов физической культуры и туризма предметам, входящим в блок подготовки гидов-проводников, к конкретным дидактическим задачам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы туризма 99 : сб. науч. тр. Вып. 3. - М. : Сов. спорт, 2000. - 232 с.

2. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт. Поиск Задачи Пути реализации / С.Я. Батышев. - М. : Высшая школа, 1987. - 340с.

3. Замараев, В. А. Инновационная система совершенствования непрерывного образовательного процесса по курсу анатомии в вузах физической культуры // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры и спорта: сб.науч. статей под ред. И.В. Брызгалова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. № 10(81). Вып. 6. Том. 1. — С. 35-37.

4. Новиков, А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № ХХ. - С. 3-8.

5. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.-с. 576

6. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасиситого. - М. : Высшее образование, 2007. - 430 с.

Контактная информация: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ

КАЧЕСТВ ИГРОКОВ

Максим Юрьевич Нифонтов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа психологических свойств начинающих футболистов с такими же свойствами игроков со стажем и их сверстников, не занимающихся спортом. Это отражает характер влияния занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков.

Ключевые слова: спортивный отбор, развитие, спортивно важные качества, свойства личности.

THE INFLUENCE OF FOOTBALL TRAINING ON THE DEVELOPMENT OF SPORTS IMPORTANT QUALITIES OF PLAYERS

Maxim Jurevich Nifontov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

This article represents the results of comparative analysis of beginner’s football players psychological characteristics with the same characteristics of experienced footballers and people of the same age that doesn’t practice sport. It reflects the character of influence of football training on the development of important sporting qualities of players.

Keywords: the sports selection, the development, the important sports qualities, the properties of person.

Экспериментальное исследование посвящено изучению влияния занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков на основе определения свойств личности у начинающих футболистов (15-16 лет) и их сверстников, не занимающихся спортом, а также игроков со стажем (19,5-24 года).

Для сравнения были взяты только те свойства, которые опосредуют успешность деятельности в футболе, при этом их значения выходят за пределы среднестатистических норм по тестовым методикам (Нифонтов М.Ю., 2008).

Рассмотрим различия в выраженности изучаемых свойств в двух группах: игроков со стажем и начинающих футболистов (табл. 1).

Как видно из приведенных данных, уровень выраженности нейродинамических качеств футболистов практически не зависит от стажа занятий спортом. Значимые различия получены только по одному показателю - эмоциональная возбудимость. Анализ показывает, что игроки с большим стажем занятий футболом обладают большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с начинающими спортсменами. Поскольку нейродинамические свойства являются устойчивыми характеристиками, слабо подверженными изменениям в течение жизни, можно говорить о том, что в данном случае ведущую роль сыграл «фактор отсева».

Таблица 1

Достоверные различия психологических свойств у начинающих футболистов и

игроков со стажем (n1 = 16, n2 = 16)

Психологические свойства Начинающие Со стажем t p

Х а v Х а v

Эмоциональная устойчивость 12,52 3,71 30,1 10,80 2,66 24,6 2,23 0,05

Образная память 7,25 2,03 28,0 8,61 1,95 22,6 2,90 0,05

Уверенность 21,10 3,89 18,4 24,3 3,37 13,8 3,71 0,01

Целеустремленность 9,51 2,15 22,6 11,4 1,68 14,7 4,12 0,001

Социальная нормативность 5,01 1,79 35,7 6,07 1,51 24,8 2,70 0,05

Ценностная ориентация (ЦО): личностного роста 10,53 4,95 47,0 13,04 4,47 34,3 2,25 0,05

ЦО: власти и влияния 10,11 4,20 41,5 14,48 3,17 21,9 4,93 0,001

Продолжают занятия футболом и не уходят из спорта на первых этапах спортивной карьеры игроки с меньшим уровнем эмоциональной возбудимости. По всей видимости, это дает им возможность выдерживать большие психофизические нагрузки.

По выраженности сенсорных и перцептивных качеств футболисты со стажем и начинающие игроки значимо не отличаются друг от друга. Они обладают одинаково высокой двигательной чувствительностью, точностью восприятия пространства и времени.

То же самое можно сказать и о подавляющем большинстве когнитивных свойств - их уровень одинаков в исследуемых группах. Исключение составляет образная память - ее уровень значимо выше у спортсменов со стажем. По всей видимости,

занятия футболом оказывают позитивное влияние на развитие образного запоминания и воспроизведения материала.

Такое свойство личности, как уверенность в себе, также подвержено влиянию занятий футболом.

Из регуляторных свойств личности у футболистов со стажем достоверно выше лишь показатели целеустремленности и смелости. Это означает, что они формируются под влиянием занятий футболом.

Из числа характерологических свойств личности у футболистов с большим стажем спортивной деятельности достоверно выше лишь показатель социальной нормативности. Более высокий уровень данного свойства в группе игроков со стажем дает возможность заключить, что склонность следовать нормам общества и группы, установки на социально одобряемое поведение развиваются у футболистов в процессе спортивной деятельности.

У игроков со стажем достоверно выше два показателя их мотивации: ценности личностного роста, власти и влияния, то есть, значимость этих ценностей возрастает с увеличением стажа спортивной деятельности.

Таким образом, выявлены такие психологические качества, которые, хотя и относятся к спортивно важным, не могут служить критериями для отбора игроков, поскольку они развиваются в процессе занятий футболом (это качества, включенные в табл. 1).

К числу качеств, по которым можно осуществлять спортивный отбор футболистов, обычно относятся: экстраверсия, сила нервной системы, пластичность, эмоциональная возбудимость, высокий темп реакций, активность, непроизвольная память, оперативное мышление, его быстрота, креативность, когнитивные стили (широта диапазона эквивалентности, заострение, широта категоризации), эмоциональная устойчивость, низкая тревожность, распределение внимания, настойчивость, самообладание, трудолюбие, коллективизм, дружелюбие, направленность на дело, мотивацию достижения успеха, приоритет ценностей здоровья, интересной работы, материального успеха, ярких впечатлений от жизни, известности, общения.

В то же время, данных сравнительного анализа показателей личностных свойств у футболистов с различным стажем работы недостаточно для того, чтобы обоснованно отнести эти качества к спортивно важным. Для получения достоверных результатов нужно проверить, являются ли эти качества присущими только футболистам или они также характерны для людей, не занимающихся спортом.

Сравнение выраженности показателей личностных свойств у начинающих футболистов и лиц той же возрастной группы, не занимающихся спортом, позволяет отнести данные качества к специфичным для категории спортсменов-футболистов либо к общим для всей возрастной группы. Выявление статистически достоверных различий позволяет ввести еще одно обоснование для выделения группы спортивно важных качеств в футболе (табл. 2).

Результаты анализа нейродинамических свойств в двух группах показали, что достоверные различия получены по 5-ти из 6-ти исследуемых показателей. Нет различий только по показателю экстравертированности.

По результатам сравнительного анализа сенсорных, перцептивных и когнитивных свойств выявлено, что нет различий только по одному показателю - образной памяти.

По трем отобранным для анализа эмоциональным свойствам футболисты также достоверно отличаются от лиц, не занимающихся спортом. Они более эмоционально устойчивы и уверены в себе, менее тревожны.

Более выражены у начинающих футболистов и регуляторные свойства личности. У них более развито распределение внимания, более выражены такие волевые качества личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, смелость. Особенно яркими являются различия по показателям смелости и целеустремленности.

Таблица 2

Достоверные различия свойств личности у начинающих футболистов и их _________сверстников, не занимающихся футболом (п1 = 16, п2 = 16)______________

Нейродинамические свойства Начинающие Не занимающиеся і Р

Х ст V Х ст V

Сила нервной системы 18,16 3,93 21,6 15,32 4,01 24,6 3,04 0,01

Пластичность 9,53 3,54 37,1 7,19 3,61 44,1 2,79 0,01

Эмоц. возбудимость 12,52 3,71 30,1 14,73 3,68 28,9 2,54 0,05

Темп реакций 11,96 3,65 30,5 9,87 3,69 37,4 2,42 0,05

Активность 19,21 3,74 19,4 16,52 3,95 22,5 2,98 0,01

Двиг. чувствительность 75,30 32,10 42,6 60,21 25,16 41,8 2,20 0,05

Точность воспр. пространства 68,10 29,81 43,8 55,08 24,53 44,5 2,01 0,05

Точность воспр. времени 3,19 0,67 21,0 2,46 0,70 28,5 4,54 0,001

Непроизвольная память 3,66 1,25 34,2 3,01 1,52 50,5 2,00 0,05

Оперативное мышление 14,28 2,53 17,7 12,24 2,64 21,6 3,36 0,01

Креативность 6,22 2,11 33,9 4,08 2,56 62,7 3,92 0,01

Быстрота мышления 12,54 2,06 16,4 11,47 2,18 19,0 2,15 0,05

Широта диапазона мышления 9,14 3,01 32,9 7,35 3,18 43,3 2,46 0,05

Заострение в мышлении 1,60 0,45 28,1 1,85 0,51 27,6 2,22 0,05

Широта категоризации 6,13 1,86 30,3 4,72 1,99 42,2 3,12 0,01

Эмоциональная устойчивость 8,02 2,95 36,8 6,31 3,02 47,9 2,44 0,05

Тревожность 17,92 5,65 31,5 20,73 6,04 29,1 2,05 0,05

Уверенность 21,10 3,89 18,4 17,96 4,15 23,1 3,33 0,01

Распределение внимания 47,95 5,02 10,5 45,37 5,06 11,2 2,18 0,05

Целеустремленность 9,51 2,15 22,6 7,16 2,20 30,7 4,60 0,001

Настойчивость 11,05 2,57 23,3 9,13 2,68 29,4 3,12 0,01

Самообладание 10,84 2,19 20,2 9,05 2,30 25,4 3,40 0,01

Смелость 9,83 2,14 21,8 7,61 2,55 33,5 4,04 0,001

Коллективизм 9,70 2,51 25,9 7,83 2,77 35,4 3,02 0,01

Трудолюбие 9,88 2,77 28,0 7,39 3,01 40,7 3,68 0,01

Дружелюбие 6,56 2,12 32,3 4,88 1,45 29,7 3,87 0,01

Направленность на дело 32,12 3,10 9,7 29,55 3,12 10,6 3,52 0,01

Мотивация достижения 13,96 2,13 15,3 11,02 3,48 31,6 4,43 0,001

Ценность здоровья 14,51 1,84 12,7 11,36 1,90 16,7 7,17 0,001

ЦО: личностный рост 10,53 4,95 47,0 7,61 4,20 55,2 2,68 0,05

ЦО: власть и влияние 10,11 4,20 41,5 7,32 4,36 59,6 2,78 0,05

ЦО: яркие впечатления 13,72 4,06 29,6 11,13 4,22 37,9 2,66 0,05

ЦО: известность 13,15 3,55 27,0 9,17 4,16 45,4 4,41 0,05

ЦО: общение 13,48 4,51 33,5 11,03 3,50 31,7 2,55 0,05

Среди характерологических свойств, статистически достоверные различия выявлены по всем показателям, кроме одного - социальной нормативности. Более развиты у футболистов такие качества, как организованность, коллективизм, трудолюбие, дружелюбие.

Футболисты отличаются большей выраженностью направленности личности на деятельность, мотивации достижения, большей значимостью ценностей здоровья, личностного роста, власти и влияния, ярких впечатлений, известности, общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, такие качества, как эмоциональная устойчивость, образная память, уверенность, целеустремленность, социальная нормативность, ценностные ориентации личностного роста, а также власти и влияния, развиваются посредством занятий футболом.

Выявлены качества, которые отличают футболистов от их сверстников, не занимающихся спортом. Полученный перечень спортивно важных психологических качеств, отраженных в таблице 2, может представлять собой критерии отбора футболистов в команды мастеров. Это возможно при условии, что перечисленные психологи-

ческие свойства положительно влияют на индивидуальную результативность футболистов.

Влияющими на результативность футболистов и «специфическими для футбола спортивно важными качествами личности выступают: высокая пластичность, темп реакций, активность, развитая непроизвольная память, оперативное мышление, креативность, широта диапазона эквивалентности, заострение, широта категоризации, высокая эмоциональная устойчивость, высокая распределенность внимания, самообладание, организованность, коллективизм и дружелюбие, значимость ценностей ярких впечатлений от жизни, общения (Нифонтов М.Ю., 2008. - С. 64).

ЛИТЕРАТУРА

1. Нифонтов, М.Ю. Совершенствование технологии отбора футболистов на основе диагностики психологических качеств / М.Ю. Нифонтов // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов. Вып. 12. Ч. 2 / под ред. А.Н. Николаева ; Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2008. - С. 62-64.

Контактная информация: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЛЬЦЕВОЙ ДЕРМАТОГЛИФИКИ

СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ И ЦИКЛИЧЕСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА

Елена Анатольевна Олейник, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей признаков пальцевой дерматоглифики у спортсменок, занимающихся спортивными видами единоборств и циклическими видами спорта.

Ключевые слова: спортсменки, отпечатки пальцев, пальцевая дерматоглифика, дуга, петля, завиток, циклические виды спорта, спортивные единоборства.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PALM DERMATOGLYPHICS OF FEMALE ATHLETES WHO ARE ENGAGED IN COMBAT AND CYCLIC KINDS

OF SPORTS

Elena Anatolevna Oleynik, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The present study describes the peculiarity of signs in palm dermatoglyphics of female athletes in cyclic kinds of sports and combat sports.

Key words: the female athletes, the fingerprints, the dermatoglyphics, the arch, the loop, the whorl, the cyclic kinds of sports, the combat sports.

ВВЕДЕНИЕ

Морфологические особенности строения гребешковой кожи ладонной поверхности пальцев рук являются областью исследования не только во многих разделах биологических наук, но и в спорте. Пальцевые дерматоглифические узоры уникальны для каждого человека и обладают высокой степенью наследуемости. Они являются неотъемлемым компонентом общей конституции, в которых находят отражение общие закономерности реактивности, пространственно-временные характеристики онтогенеза и взаимодействия со средой. Они также одновременно отражают эффекты пола, расы, генных мутаций, хромосомные дефекты и тератогенные воздействия. Признаки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.