Научная статья на тему 'Влияние закономерностей передвижения городского населения на пропускную способность пунктов доступа многофункциональных высотных зданий-комплексов'

Влияние закономерностей передвижения городского населения на пропускную способность пунктов доступа многофункциональных высотных зданий-комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Холщевников В. В.

Приведены закономерности временной динамики посещаемости городским населением объектов разных классов функциональной пожарной опасности в зданиях многофункциональных комплексов, выявленные специальными исследованиями, малоизвестными широкому кругу специалистов, проектирующих их системы комплексной безопасности, в частности системы доступа. Отсутствие необходимых исходных данных ведет к неэффективным проектным решениям, корректировка которых при эксплуатации требует значительных экономических и организационных затрат или практически невозможна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние закономерностей передвижения городского населения на пропускную способность пунктов доступа многофункциональных высотных зданий-комплексов»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ

УДК 814.641

ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ ПУНКТОВ ДОСТУПА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ-КОМПЛЕКСОВ

Приведены закономерности временной динамики посещаемости городским населением объектов разных классов функциональной пожарной опасности в зданиях многофункциональных комплексов, выявленные специальными исследованиями, малоизвестными широкому кругу специалистов, проектирующих их системы комплексной безопасности, в частности системы доступа. Отсутствие необходимых исходных данных ведет к неэффективным проектным решениям, корректировка которых при эксплуатации требует значительных экономических и организационных затрат или практически невозможна.

Повышение безопасности крупнейших общественных зданий и сооружений потребовало сегодня организации зон контроля доступа в них. При нормальных условиях эксплуатации зданий контроль доступа в них имеет целью "обнаружение условий и факторов, способствующих реализации угроз (в частности, пожара, взрыва), в том числе террористического характера" [1, с. 8, 41]. Зоны включают в свой состав посты сотрудников сил безопасности или контрольно-пропускные пункты, средства досмотра (различной сложности: "метал-лообнаруживатели, радиационные мониторы, рентгеновские установки, обнаруживатели взрывчатых веществ" [2, приложение 16.1]), пропускные устройства блокирующего типа, обеспечивающие шлюзование проходящих лиц, и площади ожидания людей в очереди на проход. Очереди на проход образуются в тех случаях, когда пропускная способность постов досмотра ниже величины потока проходящих через них людей, и наиболее вероятны "в периоды пиковых нагрузок". Ни величины, ни периоды пиковых нагрузок в нормативных документах на проектирование зданий различного функционального назначения не приводятся, а попытки воспользоваться для их определения данными транспортных обследований пассажиропотоков могут привести, как показывает практика, к ошибочным результатам. Последствия таких ошибок особенно существенны при проектировании многофункциональных зданий-комплексов с большим

сосредоточением людей, примером которых могут служить высотные здания.

Помещения или группы помещений, функционально связанные между собой, в зависимости от способа их использования в суточном цикле эксплуатации многофункционального комплекса могут быть подразделены на четыре группы, каждой из которых соответствует характерный вид аккумуляции и движения людских потоков. Такая классификация представлена в табл. 1.

Классификационные признаки, использованные в табл. 1, дают возможность легко проследить связь приведенных групп помещений с классификацией зданий и частей зданий по функциональной пожарной опасности в п. 5.21 СНиП 21-01 [3].

Части здания и помещения с учреждениями группы I являются основными для высотных зданий деловых центров, например ММДЦ "Москва-Сити". В них формируются людские потоки с ярко выраженными пиками во времени. Распределения во времени численности потоков на вход и выход, полученные по данным отечественных ([4], рис. 1) и зарубежных ([5], рис. 2) исследователей, имеют идентичный характер.

Как показывают графики рис. 1и2, для рассматриваемых объектов характерны два максимальных пика: утренний пик на вход перед началом рабочего дня и вечерний пик на выход в его конце. Между ними имеется "всплеск" потоков на вход - выход в обеденные часы. Для России утренний пик более

Таблица 1. Классификация функциональных блоков

Группа Способ использования в суточном цикле функционирования Функциональные виды помещений Характер аккумуляции и движения людских потоков

I Используются непрерывно определенный период в течение суток; постоянный в основном контингент людей, знакомый с планировкой здания или функционального блока Учреждения управления, научные и проектные организации, учебные и промышленные подразделения С ярко выраженными пиками на вход и выход; относительные пики в определенные часы, состав участников потока в основном постоянный

II Используются непрерывно в течение определенного периода суток; основной контингент — посетители, число которых значительно превосходит численность постоянного персонала; знакомство основного контингента с планировкой — поверхностное Предприятия по обслуживанию населения: торговли, общественного питания, поликлиники и амбулатории; бытового и коммунального обслуживания; физкультурно-оздоровительные центры Непрерывный, но неравномерный людской поток с переменным составом участников

III Массовое пребывание людей в определенные периоды суток; число мест для посетителей ограничено; знакомство с планировкой — ограниченное Учреждения зрелищные, развлекательные, отдыха, культурно-просветительные При числе представлений более трех людской поток — циклический, при меньшем числе представлений — эпизодический; переменный состав участников потоков

IV Пребывание людей в течение короткого периода; степень знакомства с планировкой зависит от того, работают ли люди в этом здании или как часто им пользуются Пассажирского и индивидуального транспорта Зависит от режима работы обслуживаемых учреждений и качества функционирования транспортной системы города

I т^т^т^т^т^т^т^т^т^т

¿о с* Т! 7 ^ 1гт>7гг>7гг>'Тгг>7гг>7гг>7гг>7 Часы суток

Рис. 1. Динамика движения людских потоков на вход (-) и выход (---) из зданий крупных проектных организаций в г. Москве в течение периода их функционирования (Величина потокаXна графике — это отношение количества людей ЛД, проходящих за интервал времени Дг,коб-щему количеству людей Л, проходящих за суточный период функционирования здания, выраженное в процентах)

компактен по времени, поэтому его экстремальное значение больше, чем у вечернего пика на выход. Для таких учреждений в зарубежных странах максимальное значение людских потоков приходится на вечерний пик на выход (сотрудники не любят задерживаться на работе). Несколько отличается и структура утреннего пика на вход. Для зарубежных учреждений характерен "заблаговременный" при-

— Г-1 Гч пЬ л

1 1

-Ц-

Вн из

Рис. 2. Динамика людского потока на вход и выход из зданий крупных учреждений управления (пятиминутные пассажиропотоки в лифтах)

ход сотрудников, у нас — "впритык" ко времени начала работы. Приход людей в учреждениях этого типа начинается за 30-40 мин до начала рабочего дня.

По данным отечественных исследований, количество перемещений на вход в зданиях административно-управленческих учреждений, научно-исследовательских и проектных организаций в расчете на одного сотрудника составляет 1,57. Поэтому в

течение рабочего дня мощность людского потока на вход Nх рд в зданиях данных учреждений может быть определена по формуле:

N

вх, р.д

= 1,57^тКсп, чел.

(1)

где Nот — списочное (штатное) число сотрудни-

' сот

ков, чел.

Ксп — коэффициент, учитывающий уменьшение списочного количества сотрудников за счет отпусков, командировок, болезней. По данным ЦСУ г. Москвы Ксп = 0,86. С учетом этого значения формула (1) может быть записана в более компактной форме:

Кх, р.д = 1,35М*

чел.

(2)

Согласно п.14.21 МГСН 4.19-2005 [2]: "При определении параметров путей эвакуации расчетное количество людей в здании или помещении необходимо увеличивать против проектной вместимости в 1,25 раза (за исключением зрелищных и других помещений с регламентируемым количеством мест)". Очевидно, чтобы эвакуироваться из здания людям прежде нужно войти в него, поэтому расчетное количество людей, входящих в здание учреждений типа I в течение рабочего дня, следует определять с учетом этого коэффициента, т.е. по формуле:

Кх,р.д = 1,7Nсот , чел.

(3)

По данным обследований на утренний пик приходится до 50% входов в течение рабочего дня:

Nвх,пuк = 0,8™сот,чел.

(4)

Это говорит о том, что если в организации имеются собственные данные о ежедневном выходе на работу ее сотрудников, то ими правомерно пользоваться в качестве расчетных при применении формулы (4). Очевидно, что в результате будет определено повседневное явочное число сотрудников

Кв = NсотKяв ,чел.,т.е.

Nр = N = N К чел

* вх,пик у яв сот яв>

(4а)

Соотношение (4а) достаточно очевидно: все люди, которые должны прийти на рабочие места, приходят в утренний час пик.

Однако интенсивность прихода людей в течение утреннего часа пик неравномерна. При расчетах вертикального транспорта для определения расчетной нагрузки выделяются пятиминутные интервалы и устанавливается интенсивность людского потока для каждого из них. В качестве расчетного

берется максимальный пятиминутный пассажиропоток, который выражается в процентах от общего числа людей в час пик. Его величина колеблется от 12 до 20%. Целесообразно использовать максимальное значение в этом интервале. Тогда максимальное число людей для учреждений типа I, подходящих к пункту досмотра в течение 5 мин (пятиминутная мощность людского потока), составит:

N дос, 5 = Nрx,пuк = 0,1 ^ сот > чел-

а в течение 1 мин (величина людского потока) Рдос, 1 = 0,034 Nот, чел./мин.

(5)

(5а)

При пропускной способности устройств зоны досмотра Пдос > Рдос задержки людей перед точкой досмотра не будет, их проход через нее будет беспрепятственным. Необходимое количество т устройств при их индивидуальной пропускной способности П1 дос, обеспечивающее беспрепятственный проход людей, определяется элементарно:

т = 0,034 Nот /П, дос.

(6)

При недостаточной пропускной способности устройств зоны досмотра перед ними происходит задержка входящего потока и образуется очередь из людей, ожидающих прохода.

Движение людских потоков на вход и выход в учреждениях группы II имеет относительно равномерный характер в течение их рабочего дня или один пиковый интервал, совпадающий, как правило, с часами окончания работы учреждений группы I (например, рис. 3).

В торговых учреждениях группы II динамика притока покупателей корреспондируется с товаро-

х,% 10 98765 4 3 2 1 0

8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 Часы суток

Рис. 3. Динамика входа (-) и выхода (---) людских

потоков в здание городского главного почтамта в часы его работы для населения

оборотом предприятий. Состав этой группы очень разнообразен по типу учреждений и по значимости их услуг в балансе затрат времени различных групп населения. Указанные аспекты и определяют характерные особенности динамики их посещения населением в часы работы, что легко замечается при сравнительном анализе графиков "вход - выход" для соответствующих типов учреждений рассматриваемой группы, представленных на рис. 3-7.

Обращает на себя внимание тот факт, что пик посещаемости учреждений, предоставляющих услуги (товары) повседневного спроса и расположенные на пути движения людей от работы к дому, приходится на время окончания рабочего дня населения, занятого в учреждениях группы I, — это попутное обслуживание работающего населения. А учреждения, предоставляющие периодические услуги или находящиеся вне маршрутов повседневного цикла передвижения работающего населения, имеют пик посещаемости среди рабочего дня (ср. рынки (рис. 5) и гастрономы (рис. 6)). Однако в любом случае величина этих пиковых нагрузок по отношению к средней посещаемости в течение дня далеко не столь разительна, как в учреждениях группы I.

Среди учреждений группы II особый интерес представляет режим движения людских потоков в помещения и части здания учреждений общественного питания. Необходимость контроля доступа в зоны, занимаемые учреждениями группы I, заставляет подразделить предприятия общественного питания на две подгруппы: обслуживающие сотрудников учреждений группы I и их посетителей и работающие на город, т.е. обслуживающие тех людей, которые могут находиться в многофункциональном центре с культурно-бытовыми целями.

График максимальной загрузки предприятий первой подгруппы будет повторять динамику днев-

х, %

13 12 11 10 9 8^ 7 6 5 4

ного пика на выход для обслуживаемых учреждений группы I. Процесс движения людского потока на вход во второй из выделенных подгрупп предприятий общественного питания также характеризуется неравномерностью. Своего максимального

X,'

>—:-г Л._ / У \ —1 ; / 4 /

/ { 1 / / / / \ ^

/ / / 1 И / / // /

10

9 8 7 6 5 4 3

7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 Часы суток

Рис. 5. Динамика входа (-) и выхода (---) потока покупателей на центральном рынке города

Часы суток

Рис. 6. Динамика людского потока (-) и товарооборота (---) в универсаме

X,'

__

У

/ \ у

/

/ / \

Л.-- \ ч ч

г/ ч \

X \

/ / \ \

1 \\

¡1 1 \\

1 1 \\

/1 \\

1 \\

\ \

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9-10 11-12 14-15 16-17 18-19 20-21 Часы суток

8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 Часы суток

Рис. 4. Динамика входа (-) и выхода (---) людских

потоков в один из центральных универмагов города

Рис. 7. Динамика людского потока (-) и товарооборота (---) в магазине промышленных товаров

значения (около 11%) он достигает обычно с 12 до 14 ч, затем постепенно уменьшается до 5-6% в 18-19 ч.

Среди предприятий общественного питания отдельную группу составляют учреждения, ориентированные на предоставление специализированных услуг отдыха и "свободного времяпрепровождения" — это рестораны, ночные клубы, бары, кафе достаточно высокого класса. Максимальный пик их нагрузки приходится на вечерние часы и в количественном выражении равен числу мест для посетителей.

При определении численности посетителей в других предприятиях группы II возможно пользоваться следующими достаточно проверенными длительной практикой соотношениями.

Максимальную часовую величину людского потока Р, чел./ч, для предприятий группы II рекомендуется [4] определять по формуле:

P = Mz ксут кгод /Т,

(7)

где М — количество рабочих (посадочных) мест; 2 — расчетное количество посетителей на одно рабочее или посадочное место (устанавливается технологами);

ксут — коэффициент суточной неравномерности, принимаемый равным 1,3-1,8; кгод — коэффициент сезонной неравномерности, равный 1,1-1,2; Т — продолжительность работы, ч. Характерной особенностью формирования потоков на вход для учреждений обслуживания населения группы II с "жестким" приемом посетителей является образование очередей и скоплений людей перед входами в их помещения и здания. Эти очереди создаются из заблаговременно пришедших людей, вынужденных ожидать начала приема. Ориентировочно количество людей Л, ожидающих начала приема, определяется из соотношения:

Л = 2+3М, чел..

(8)

где М — количество рабочих мест учреждения обслуживания.

Помещения и зоны (здания) учреждений обслуживания группы III в зависимости от количества сеансов, которые проводятся в период их суточного функционирования как зрелищных учреждений, подразделяются с точки зрения аккумуляции людских потоков на две подгруппы.

Количество сеансов в помещениях первой подгруппы составляет 1-3 и число посетителей на каждом из них значительное. Характерно, что из-за исключительности проводимых мероприятий и большого зрительского интереса к ним приобрете-

ние билетов на их посещение производится заранее (за несколько дней), а официальная продажа на сеанс перед его началом около помещения, где он происходит, может отсутствовать. Но перед началом сеанса, как правило, перед входом образуется скопление людей (толпа), желающих перекупить билеты на сеанс или ожидающих членов своей компании, в составе которой они заранее договорились посетить это мероприятие. Максимальная величина скоплений наблюдается за 10-15 мин до начала представления и составляет 10-15% вместимости театральных и концертных залов, 5-7% — спортивно-зрелищных залов.

Вторую подгруппу составляют кинотеатры и клубы, в которых проводится от 4 до 8 сеансов в день. Приобретение билетов осуществляется перед началом сеансов, заранее или предварительно за сутки. Но в общем случае их продажа зависит от популярности кинофильма (или другого мероприятия), дня недели, времени суток и изменяется в широких пределах. Рост величины потока наблюдается после окончания рабочего дня (приблизительно в 16 ч). Из-за частоты сеансов движение людских потоков носит циклический характер.

Заполнение помещений, обслуживающих зрительный зал, имеет общий характер (рис. 8-10). Оно начинается заранее (в театрах и концертных залах, спортивно-зрелищных зданиях — за 60 мин до начала представления, в кинотеатрах — за 40-45 мин). Соответственно сдвинуты во времени и пики входящих потоков. В театры и концертные залы за 25-30 мин до начала приходит 25-30% людей, за 10-15 мин до представления процент заполнения составляет 65-70% вместимости зала. 15-минутный пик может быть более "растянутым" во времени при проведении спортивных мероприятий [6] и более "островершинным" в кинотеатрах. Процент опоздавших к началу представления достигает 5% (он выше в кинотеатрах).

х,% 18 16 14 1210 8 6 4 2 0

0 10 20 30 40 50 60 Время, мин

Рис. 8. Интенсивность прихода людей в здание театра за 60-минутный интервал до начала спектакля

Транспортные здания и сооружения (учреждения группы IV) являются промежуточным звеном в цепи передвижений людей к цели их посещения или назначения. Поэтому характер аккумуляции и генерации ими людских потоков разнообразен во времени, зависит от режима функционирования обслуживаемых ими учреждений, их размещения и других многочисленных и трудно учитываемых факторов. Математическое ожидание величины потока на рассматриваемый объект транспортного обслуживания (или из него) определяется как сумма произведений всех возможных значений случайной величины потока Хг с г-го направления на вероятность р1 ее значения, т.е. по формуле:

м [X ] = £ х\р\,

(9)

г = 1

где X' измеряется в % объема перевозок в рассматриваемый интервал времени t от суточного объема величины пассажиропотока по г-му направлению.

Положение частей зданий группы IV на контакте с коммуникационными системами города требует особого внимания к сбалансированности пропускных способностей зон досмотра и пешеходных путей и устройств внутреннего транспорта, контактирующих с городскими пешеходными и транспортными сетями (например, рис. 11). При этом необходимо учитывать распределение прибывающих пассажиров по видам транспорта. Например, с учетом общегородских закономерностей транспортного обслуживания населения города, общегородских многофункциональных комплексов, в том числе деловых центров, НИиПИ Генплана г. Москвы считает, что из общего количества пассажиров, прибывающих в утренний час пик на всех видах транспорта, в настоящее время 54% используют метрополитен.

Планировочное решение, приведенное на рис. 11, иллюстрирует наиболее распространенную последовательность звеньев цепи передвижений людей с городского транспорта по коммуникационным путям внутри здания (двери, участки горизонтальных путей, автоматические контрольно-пропускные пункты (АКП), эскалаторы, горизонтальные пути к пунктам доступа). Именно их пропускная способность и должна быть сбалансирована для обеспечения определенного уровня комфорта передвижения людей.

Исследования [7-9] показывают, что пропускная способность АКП (рис. 12) при активном и повышенной активности движении [10] зависит от плотности (следовательно, интенсивности) проходящего людского потока, но при плотностях более 2 чел./м2 остается практически постоянной и не превосходит 20 чел./мин.

По данным натурных наблюдений, провозная способность эскалатора изменяется в зависимости

X, % 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

0 10 20 30 40 50 60 Время, мин

Рис. 9. Интенсивность прихода людей на спортивно-зрелищные мероприятия до их начала (60 мин)

X,"

20

15

10

10

15 20 25 30 Время, мин

35 40 45

Рис. 10. Интенсивность прихода людей в здание кинотеатра за 40-минутный интервал времени до начала демонстрации кинофильма

от скорости движения полотна (рис. 13), достигая максимума при ¥э = 0,7 м/с (42 м/мин).

Результаты натурных наблюдений [7, 8, 11, 12] показывают, что максимальное значение плотности потока в нормальных условиях не превосходит 5 чел./м2 (люди останавливаются). Значения провозной способности эскалаторов малого и большого наклонов при такой плотности потока очень близки. Когда пропускная способность эскалатора меньше пропускной способности горизонтального участка пути перед ним (1-й участок на рис. 14), перед эскалатором образуется скопление людей. Оно начинает создаваться между направляющими (2-й участок) и распространяется в направлении, обратном движению. При переходе в портал эскалатора происходит разуплотнение потока, он, перестраивая свою структуру, продолжает движение с меньшей плотностью (в среднем 2,52 чел./м2) и, соответственно, с большей скоростью (42,4 м/мин) подходит к гребенке (4-й участок). Если скорость подхода человека к полотну эскалатора и скорость

5

0

0

5

Вход - выход из вестибюля метро

Рис. 11. Контакт зоны досмотра многофункционального высотного здания-комплекса со станцией метрополитена

движения эскалатора ¥э близки, то переход через гребенку происходит без задержки. При скорости эскалаторного полотна 0,7 м/с (42 м/мин) это различие минимально, что и обеспечивает максимальную провозную способность. Провозная способность эскалатора Qэ может быть определена по формуле:

дэ = 400[19,6 - 0,028(Кэ - 42,37)2], чел./ч. (10)

Пропускная способность пешеходных путей и провозная способность средств внутреннего транс-

порта зданий и сооружений исследовались неоднократно. В табл. 2 приведены их расчетные значения, установленные в результате исследований активного и повышенной активности движения людских потоков.

При нарушении равенства пропускных способностей смежных участков пути для движения людского потока перед эскалаторами и АКП приходится предусматривать участки горизонтального пути для размещения на них людей, не успевающих бес-

Q, чел./мин 20

15

10

0

1

2

3

4 Д чел./м2

Рис. 12. Зависимость пропускной способности АКП Ц от плотности людского потока В на участке перед ним

Qэ, чел./ч 7750 7500 7250 7000 6750 6500 6250 6000

Цтах = 7840 1

2

0,706

0,4

0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 Уэ, м/с

Рис. 13. Провозная способность эскалаторного полотна Цэ при различных скоростях его движения Уэ : 1 — теоретические значения; 2 — эксперимент

Таблица 2. Расчетные значения пропускных и провозных способностей участков пути и устройств

Наименование участков и устройств Ширина, м Пропуская, провозная способность, чел./ч

Горизонтальный путь при

движении:

одностороннем 1 4000

двухстороннем 1 3200

Лестница при движении:

одностороннем вверх 1 3600

одностороннем вниз 1 3000

двухстороннем вверх 1 3200

двухстороннем вниз 1 2600

Эскалатор при скорости

полотна:

0,75 м/с 1 8200

0,90 м/с 1 6300

Дверной проем 0,8 4000

АКП на входе - 1200

"V

4

Рис. 14. Участки пути перед эскалатором, влияющие на скорость движения к нему людского потока: 1 — горизонтальный путь; 2 — горизонтальный путь между направляющими; 3 — горизонтальный путь между балюстрадами эскалатора; 4 — проем, гребенка; 5 — эскалатор

препятственно пройти через АКП и эскалаторы, так называемые "накопители". На их площади люди могут размещаться с различным уровнем комфорта.

Согласно задачам, поставленным перед системами комплексного обеспечения безопасности, проектные решения при нормальных условиях эксплуатации должны быть направлены на "поддержание заданных условий комфортности жизнедеятельности объекта". В то же время система управления эвакуацией людей (СУЭВ) из высотного здания должна обеспечивать организацию "беспрепятст-

венного и своевременного движения людских потоков" [1, п. 6.13.1].

Беспрепятственность — минимальный уровень комфортности движения людей в потоке. Она обеспечивается при плотности потока на горизонтальных путях не выше 5 чел./м2, на лестнице — 4 чел./м2. При нормальных условиях эксплуатации при плотности 5 чел./м2 движение потока прекращается, люди останавливаются и ждут, пока уйдет впереди расположенная часть потока. Приостановка движения людей в потоке начинается при достижении плотности 2-3 чел./м2. Уровень комфортности при плотности 1-2 чел./м2 можно назвать средним, выше 3 чел./м2 — низким, 4-5 чел./м2 — критическим. Высокий уровень комфортности движения обеспечивается при плотностях потока ниже 0,5 чел./м2 (т.е. более 2 м2/чел.), когда свободная площадь в потоке позволяет человеку свободно маневрировать или двигаться не торопясь с желаемой скоростью, не ощущая влияния окружающих его людей. Такая градация уровней комфортности соответствует и зарубежным данным [13].

С учетом изложенных закономерностей интересно проанализировать решение, представленное на чертеже выше (см. рис. 11). Если расчетным является утренний час пик учреждений функциональной группы I (см. табл. 1) и данный вход людей в здание предусматривается только со станции мет-

рополитена, то максимальная величина людского потока через него (см. формулу (5а)) составит:

Рех = 0,0184Ысотквх, (11)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где кех — коэффициент распределения прибывающего людского потока между входами, который при регулируемом входе в здание может быть установлен администрацией здания, исходя из условий его эксплуатации, например требований комфорта.

На входе перехода в административно-деловой центр со станции метрополитена расположены шесть дверей шириной по 0,8 м, обеспечивающих суммарную пропускную способность 400 чел./мин. Возможная же пропускная способность расположенных далее по ходу движения восьми автоматических контрольно-пропускных устройств составляет всего лишь 160 чел./мин. По-видимому, предполагаемая величина максимального людского потока через данный вход не превосходит указанной величины или при эксплуатации должна быть ею ограничена. Иначе на участке пути перед АКП образуется скопление людей. Если, например, разница между величиной входящего через двери потока и пропускной способностью АКП составит 240 чел./мин, то только для ожидания ими возможности прохода потребуется участок перед АКП площадью 48 м2 при весьма некомфортных условиях ожидания при плотности 5 чел./м2. Даже при таких условиях длина скопления (48:7,2) превзойдет предусмотренную длину участка перед АКП, т.е. скопление распространится за пределы входа и заблокирует проход людей со станции метрополитена в боковые направления. Скопление будет расти, по-

скольку максимальный поток продолжается еще не менее 4 мин. К сожалению, это не гипотетическая ситуация, мы ежедневно ее наблюдаем на входах почти всех станций нашего метрополитена. В данном случае ее можно избежать, ограничив число сотрудников, входящих в здание через рассматриваемый вход, или сдвинув начало работы отделов (см. формулу (11)). Однако в любом случае целесообразно, по-видимому, передвинуть линию размещения устройств АКП вглубь перехода, ближе к эскалаторам.

Три эскалаторных полотна с возможной провозной способностью 400 чел./мин (см. табл. 1) предназначены для обслуживания людского потока, прошедшего через АКП и имеющего суммарную величину всего лишь 160 чел./мин. Даже двух эскалаторов с минимальной скоростью движения полотна (см. рис. 13 и соотношение (11)) оказывается вполне достаточно для обеспечения высокого уровня комфорта людей в таком потоке, идущем по горизонтальным путям между АКП и эскалаторами, а затем и после эскалаторов к дверям входа в вестибюль здания, при плотности менее 0,5 чел./м2.

Очевидно, на такую величину людского потока (160 чел./мин) должна рассчитываться и пропускная способность пунктов досмотра, расположенных в вестибюле данного входа в здание.

Приведенный пример наглядно демонстрирует негативные последствия объемно-планировочных, технических и экономических решений, принимаемых без учета закономерностей передвижения населения городов и сбалансированности пропускных способностей элементов коммуникационной сети движения людей в здании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, А. Н. Требования к техническим средствам и системам комплексного обеспечения безопасности, автоматизации и связи многофункциональных высотных зданий и комплексов / А. Н. Дмитриев, Г. Г. Соломанидин, M. М. Любимов [и др.]. — М.: Всемирная академия наук комплексной безопасности; Университет комплексных систем безопасности и инженерного оборудования, 2005.

2. МГСН 4.19-2005. Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве.

3. СНиП 21-01-97*. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений.

4. Буга, П. Г. Исследование пешеходного движения в городах: Дис. ... канд. техн. наук; науч. рук. В. М. Предтеченский. — М.: МИСИ, 1973.

5. Scholefield, G. F. Lift-Selection, Installation and Maintenance / G. F. Scholefield // Institution of Plant Engineers. — 1963. — № 8, 12.

6. Дувидзон, P. M. Проектирование спортивных сооружений с учетом движения людских потоков: Дис. ... канд. техн. наук, науч. рук. В. М. Предтеченский. — М.: МИСИ, 1968.

7. Разработать и внедрить новые объемно-планировочные и конструктивные решения станций метрополитенов с учетом высокоскоростного движения поездов: Отчет НИР № 01860005733 МИСИ; рук. В. В. Холщевников, отв. исп. А. С. Дмитриев. — М.: МИСИ, 1989.

8. Исаевич, И. И. Разработка основ многовариантного анализа объемно-планировочных решений станций и пересадочных узлов метрополитена на основе моделирования закономерностей движения людских потоков: Дис. ... канд. техн. наук, науч. рук. В. В. Холщевников. — М.: МИСИ, 1990.

9. Разработать рекомендации по проектированию павильонов автоматизированного контроля доступа (АСКД) на железнодорожных вокзалах с учетом движения людских потоков / Б. Б. Серков, В. В. Холщевников, Д. А. Самошин [и др.]: Отчет по НИР. — М.: АГПС МЧС России, 2005.

10. Холщевников, В. В. Исследование людских потоков и методология нормирования эвакуации людей при пожаре / В. В. Холщевников. — М.: МИПБ МВД России, 1999.

11. Разработка рекомендаций по регулированию скорости движения лестничного полотна эскалаторов: Отчет НИР № ЛМн-370 ВНИИИЖТ; рук. Ю. М. Еремеев, отв. исп. Е. М. Белов. — М.: ВНИИИЖТ, 1983.

12. Еремеев, Ю. Выбор оптимальной производительности эскалаторов / Ю. Еремеев, Е. Белов, И. Исаевич // Метрострой. — 1989. —№ 1.

13. Fruin, I. I. Pedestrian Planning and Design /I. I. Fruin. — NewYork: Planner Inc., 1971.

Поступила в редакцию 24.12.07.

Интерактивное учебное пособие "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ"

Представляет курс, построенный на основе методических материалов, разработанных ведущими специалистами кафедры пожарной безопасности Московского государственного строительного университета, и включает 16 уроков (лекции и тестовые вопросы), объединенные в электронный учебник.

Учебно-методическое пособие содержит сборник нормативных актов по организации и обеспечению пожарной безопасности объектов.

Поурочная структура курса позволяет изучать материал в удобное время ивудобном темпе.

Данное интерактивное учебное пособие рекомендуется для проведения дистанционного обучения.

Курс рассчитан на самостоятельное изучение и консультационной помощью не поддерживается.

Освоив предлагаемый материал, вы можете сдать квалификационный экзамен в виде контрольного тестирования по всем пройденным темам.

Успешно сдавшим квалификационный экзамен предоставляется скидка 30% от базовой стоимости курса и выдается удостоверение государственного образца, подтверждающее прохождение слушателем курса повышения квалификации руководителей и специалистов в объеме 72-часовой программы.

Удостоверение высылается на почтовый адрес слушателя или вручается лично в УВЦ ИИБС МГСУ по адресу: Москва, ул. Смирновская, дом 1 А.

Заявку на приобретение компакт-диска присылать по e-mail: firepress@gmail.com

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2008 ТОМ 17 №1 [43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.