Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ НА ПСИХОСФЕРУ ЧИТАТЕЛЯ: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ВЛИЯНИЕ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ НА ПСИХОСФЕРУ ЧИТАТЕЛЯ: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психосфера / медиатекст / эколингвистика / экологичность воздействия / неэкологичность воздействия / ассоциативный эксперимент / psychosphere / media text / ecolinguistics / ecological influence / non-ecological influence / associative experiment

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.А. Мельникова

В статье исследуются вопросы экологичного/неэкологичного влияния заголовков новостных медиатекстов на психосферу читателя. Под экологичным понимается создание позитивного эмоционального центра взаимодействия, а под неэкологичным – создание негативного эмоционального центра взаимодействия (В.И. Шаховский). Основными методами исследования выступают направленный ассоциативный эксперимент и математический анализ экспериментальных данных. Материалом исследования послужили две выборки. 1) отобранные методом сплошной выборки из рубрики «Архив» интернет-портала Orenday по 100 новостных материалов за 2017, 2018, 2019, 2020 года; 2) результаты направленного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 50 респондентов. Результаты анализа показали, что относительная частота нейтрально воспринятой информации составляет 0,48; негативно воспринятой информации – 0,34; положительно воспринятой информации – 0,18. Основной тенденцией формирования медиапространства Оренбургского региона является несбалансированность передачи новостей, вызывающих негативные, положительные и нейтральные реакции у читателей. Формирование медиапространства происходит за счет преимущественного транслирования нейтрально и негативно воспринятой информации. Преобладание такого рода реакций свидетельствует о неэкологичном формате воздействия СМИ на аудиторию. Выявленная относительная частота положительных реакций трактуется как фактор нейтрализации неэкологичного формата воздействия СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF NEWS MEDIA HEADLINES ON THE READER’S PSYCHOSPHERE: AN ECOLINGUISTIC ASPECT

The article examines the issues of ecological/ non-ecological influence of news media headlines on the reader’s psychosphere. Eco-friendly means the creation of a positive emotional center of interaction, and non-ecological means the creation of a negative emotional center of interaction (V.I. Shakhovsky). The main research methods are directed associative experiment and mathematical analysis of experimental data. Two samples served as the research material. 1) 100 news materials for 2017, 2018, 2019, 2020 selected by the continuous sampling method from the “Archive” heading of the Orenday Internet portal; 2) the results of a directed associative experiment in which 50 respondents participated. The results of the analysis show that the relative frequency of neutrally perceived information is 0.48; negatively perceived information is 0.34; positively perceived information is 0.18. The main trend in the formation of the media space of the Orenburg region is an imbalance in the transmission of news that causes negative, positive and neutral reactions from readers. The formation of the media space occurs due to the predominant broadcasting of neutral and negatively perceived information. The predominance of such reactions testifies to the non-ecological format of the media’s impact on the audience. The revealed relative frequency of positive reactions is interpreted as a factor in neutralizing the non-ecological format of media exposure.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ НА ПСИХОСФЕРУ ЧИТАТЕЛЯ: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

20. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Pod redakciej D.N. Ushakova, Moskva: Gosudarstvennyj institut «Sovetskaya 'enciklopediya», 1935 - 1940; T. 1 - 4.

21. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Moskva: Az', 1994.

22. Efremova T.F. Novyj slovar'russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. Moskva: Russkij yazyk, 2000.

23. Dmitriev D.V. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Moskva: Astrel' AST, 2003.

24. Slovar'russkogo yazyka: v 4 t. Pod redakciej A.P. Evgen'evoj. Moskva: Russkij yazyk; Poligrafresursy, 1999.

25. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka: v 17 t. Pod redakciej V.I. Chernysheva. Moskva; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1950 - 1965.

26. Slovar'yazyka Dostoevskogo: Idioglossarij. (Po - S). Pod redakciej Yu.N. Karaulova. Moskva: Azbukovnik, 2021; T. V.

27. Dostoevskij F.M. Prestuplenie i nakazanie. DostoevskijF.M. Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. Leningrad: Nauka, 1973; T. 6.

Статья поступила в редакцию 17.10.21

УДК 81.3

Melnikova E.A., teacher, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: katerino4ka_92@mail.ru

THE IMPACT OF NEWS MEDIA HEADLINES ON THE READER'S PSYCHOSPHERE: AN ECOLINGUISTIC ASPECT. The article examines the issues of ecological/non-ecological influence of news media headlines on the reader's psychosphere. Eco-friendly means the creation of a positive emotional center of interaction, and non-ecological means the creation of a negative emotional center of interaction (V. I. Shakhovsky). The main research methods are directed associative experiment and mathematical analysis of experimental data. Two samples served as the research material. 1) 100 news materials for 2017, 2018, 2019, 2020 selected by the continuous sampling method from the "Archive" heading of the Orenday Internet portal; 2) the results of a directed associative experiment in which 50 respondents participated. The results of the analysis show that the relative frequency of neutrally perceived information is 0.48; negatively perceived information is 0.34; positively perceived information is 0.18. The main trend in the formation of the media space of the Orenburg region is an imbalance in the transmission of news that causes negative, positive and neutral reactions from readers. The formation of the media space occurs due to the predominant broadcasting of neutral and negatively perceived information. The predominance of such reactions testifies to the non-ecological format of the media's impact on the audience. The revealed relative frequency of positive reactions is interpreted as a factor in neutralizing the non-ecological format of media exposure.

Key words: psychosphere, media text, ecolinguistics, ecological influence, non-ecological influence, associative experiment.

Е.А. Мельникова, преп., Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: katerino4ka_92@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЗАГОЛОВКОВ НОВОСТНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ НА ПСИХОСФЕРУ ЧИТАТЕЛЯ: ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье исследуются вопросы экологичного/неэкологичного влияния заголовков новостных медиатекстов на психосферу читателя. Под экологичным понимается создание позитивного эмоционального центра взаимодействия, а под неэкологичным - создание негативного эмоционального центра взаимодействия (В.И. Шаховский). Основными методами исследования выступают направленный ассоциативный эксперимент и математический анализ экспериментальных данных. Материалом исследования послужили две выборки. 1) отобранные методом сплошной выборки из рубрики «Архив» интернет-портала Orenday по 100 новостных материалов за 2017, 2018, 2019, 2020 года; 2) результаты направленного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 50 респондентов. Результаты анализа показали, что относительная частота нейтрально воспринятой информации составляет 0,48; негативно воспринятой информации - 0,34; положительно воспринятой информации - 0,18. Основной тенденцией формирования медиапространства Оренбургского региона является несбалансированность передачи новостей, вызывающих негативные, положительные и нейтральные реакции у читателей. Формирование медиапространства происходит за счет преимущественного транслирования нейтрально и негативно воспринятой информации. Преобладание такого рода реакций свидетельствует о неэкологичном формате воздействия СМИ на аудиторию. Выявленная относительная частота положительных реакций трактуется как фактор нейтрализации неэкологичного формата воздействия СМИ.

Ключевые слова: психосфера, медиатекст, эколингвистика, экологичность воздействия, неэкологичность воздействия, ассоциативный эксперимент.

Актуальность исследования определяется тем, что современные средства массовой информации характеризуются появлением новых интерактивных форм медиа, преобразованием традиционных средств массовой информации, увеличением их функций. Новаторские процессы вызвали и изменения в языке медиа-пространства, основной единицей которого признается медиатекст [1]. Происходит переориентация науки с предметного исследования на изучение отношений «человек - природа». Одним из новых научных направлений, которое занимается исследованием экологичности текстового окружения человека, гармоничности отношения между человеком и информационной средой его обитания, является, по словам С.В. Ионовой, эколингвистика [2].

Будучи уникальным живым организмом, человек, по словам В.А. Звегинце-ва, в равной степени ориентирован в своем строении как на биосферу, которая обеспечивает физическое существование человека, так и на психосферу, неотъемлемую для человека среду, в которой протекает его психологическая, интеллектуальная, духовная жизнь [3, с. 159 - 160].

Признавая общекультурное гуманитарное значение психосферы, соотносимой с понятием биосферы, С.В. Ионова делает акцент на том, что наиболее полное выражение психосфера находит в языке. Обусловлен данный факт осуществлением всех видов целенаправленной человеческой деятельности с участием языка или посредством языка, уникальной отражательной и выразительной способностью языка, функцией языка как вместилища общественного сознания, включающего в себя все добытое человеческим сознанием. Одним из наиболее биологически зависимых качеств человека, имеющих отношение к вербальному выражению и воздействию на психику адресатов, является его эмоциональная сфера. Она непосредственно связана с соматическими состояниями человека и становится проводником, посредством которого слово легко воздействует на физиологические механизмы регулирования жизнедеятельности [4]. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью установления признаков экологичности и неэ-кологичности в применении к медиапространству, воздействующих на сознание адресатов.

Цель данной статьи - провести анализ экологичности влияния заголовков новостных медиатекстов на психосферу читателя. По определению В.И. Шаховского, под экологичным влиянием понимается создание позитивного эмоционального центра взаимодействия, а неэкологичным - создание негативного эмоционального центра взаимодействия [5]. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) составить выборку контента новостей, публикуемых в СМИ Оренбургской области, за период с 2017 по 2020 годы; 2) провести направленный ассоциативный эксперимент; 3) выявить относительную частоту реакций на информацию интернет-портала Orenday; 4) выявить инвариантные тенденции формирования медиапространства Оренбургского региона.

Научная новизна заключается в том, что: 1) впервые предпринята попытка определения экологичности/неэкологичности медиапространства Оренбургского региона; 2) проведен анализ лингвистической репрезентации экологичности/не-экологичности медиапространства за 2017, 2018, 2019, 2020 года; 3) выявлены инвариантные особенности лингвистической репрезентации экологичности/неэ-кологичности медиапространства Оренбургского региона.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенный подход для выявления лингвистической репрезентации экологичности/не-экологичности медиапространства в пространстве целого текста способствует решению ряда проблем в области теории языка, теории массовой коммуникации, медиалингвистики, эколингвистики. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных выводов и фактического материала в области информационных технологий и средств массовой информации.

Методы исследования.

1. Направленный ассоциативный эксперимент предполагает, что стимуль-ный материал предлагается испытуемым с некоторыми ограничениями для ассоциативных реакций. В нашем случае для направления ассоциации испытуемых в определенное русло предлагаются три знака, которые могут использовать респонденты при оценке стимульного материала.

2. Одним из ведущих методов на этапе интерпретации полученныхакс-периментальных данных выступает математический анализ, что обусловлакн тем, что язык математики, в отличие от естественного языка, представляющнго собой нежестко организованную диффузную систему, является хорошо организованной системой. Применение математических методов в языкознании имеет своей целью заменить обычно диффузную, интуитивно сформулированную и не имеющую полного решения лингвистическую задачу одной или несколькими более простыми, логически сформулированными и имеющими алгоритмическое решение математическими задачами. Такое расчленение сложной лингвистической проблемы на более простые алгоритмизуемые задачи называется математической экспликацией лингвистического объекта или явления [6, с. 5 - 6].

Материалом исследования послужили отобранные методом сплошной выборки из рубрики «Архив» интернет-портала Orenday по 100 новостных текстов за 2017-2020 гг Выбор Orenday обусловлен тем, что это городской новостной портал, один из первых информационных сайтов Оренбурга и региона, освещающий события, происходящие в Оренбурге и Оренбургской области. По посещаемости и просмотру страницы занимает первые строки рейтингов среди региональных интернет-ресурсов. Новостной портал Orenday предлагает не только новости Оренбурга и Оренбургской области, но и самые интересные события дня соседних регионов, всей страны и мира. Общая выборка составила 300 новостных медиатекстов (http://www.orenday.ru/info/about).

Вторая выборка: анкеты - результаты направленного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 50 респондентов. Эксперимент проходил на базе Оренбургского государственного университета, а также дистанционно с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Возраст испытуемых варьировался от 17 до 25 лет. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Вы участвуете в направленном ассоциативном эксперименте. Вам будет предложен вербальный стимульный материал - заголовки новостных медиатекстов. Мы просим Вас напротив каждого заголовка новостного медиатекста поставить один из знаков: «+» - эмоционально воспринимаете как позитивное; «-» - эмоционально воспринимаете как негативное; «0» - нейтральное восприятие». В качестве стимульного материала в данном эксперименте использовались заголовки новостных медиатекстов интернет-портала Orenday (https://orenday. ru/).

Интерпретация результатов эксперимента.

Приведем некоторые примеры заголовков новостных медиатекстов интернет-портала Orenday, используемых в качестве стимульного материал для эксперимента (орфография и пунктуация сохранена).

2017 год

1. «В Новоорском районе ураганный ветер сорвал кровлю жилого дома».

2. «В Бузулуке центральные улицы выглядят не лучшим образом».

3. «Обнародовано видео обысков по делу ОПГ, обналичивших 300 млн рублей».

4. «Маленькому оренбуржцу приветы и подарки летят со всех концов света».

5. «На выборы губернатора Оренбуржья в 2019 году потратят свыше 305 млн рублей».

2018 год

1. «Орский школьник победил на Всероссийской конференции Малой академии наук «Интеллект будущего»».

2. «Бывшую обкомовскую гостиницу в Оренбурге все-таки снесут».

3. «В Оренбурге на фасаде объекта культурного наследия рекламировали косметику».

4. «Оренбуржец взял в лизинг Lexus LX 570 и скрылся».

5. «В Оренбурге в очередной раз «застолбили» парковку».

2019 год

1. «Экс-замглавы Оренбурга по общим вопросам неплохо устроился в Москве».

2. «Муниципальный дорожный фонд пополнится почти на 22 миллиона рублей».

3. «В Оренбургской области по-прежнему остаются бесхозными 120 дамб».

4. «Печально известная «снежным пленом» дорога стала федеральной собственностью».

5. «В Оренбуржье родственники ищут пропавшего мужчину».

2020 год

1. «В Оренбурге девушка пострадала в результате ДТП».

2. «В Оренбуржье девочка-подросток ошпарилась в бане».

3. «По факту предновогоднего ДТП в Новотроицке возбуждено уголовное дело».

4. «Оренбуржцы отметили День охотника».

5. «Масла Mobil в Оренбурге: проверенное качество напрямую от производителя».

6. «Оренбуржцы собирают голоса в поддержку строительства школы на улице Геннадия Донковцева».

Проанализируем полученные результаты ассоциативного эксперимента.

В ходе эксперимента получено 14 910 реакций. Подсчитаем относительные показатели количества положительных, отрицательных и нейтральных реакций

напредставленныезаголовки новостныхмедиатекстов. Относительнаявеличина показыттен, тао^юдопю соспащюст отределтннвс^о^итно пртдставлетные таголонкт зосооноыхмедиатекстов интернет-портала по отношению к общему количеству всех реакций.

теиосвлелньая ытетотоьынчиеыыиаечснтю формтле:

Е ()/Е(ч)+а) +1У+1 (ч)+1 й,

где е - количество всех реакций, I - знак суммирования вида реакции (положительная, отрицательная, нейтральная), р - вид реакции (положительная, отрицательная, нейтральная), для которого ведется подсчет.

Результаты выявления относительной частоты распределения данных по эмоциональному восприятию заголовков новостных медиатекстов интернет-портала Orenday занесены в табл. (см. табл. 1).

Таблица 1

Относительная частота выявленных данных по эмоциональному восприятию заголовков новостных медиатекстов интернет-портала Огепс1ау

Год Вид реакции

+ - 0

2017 0,2 0,1 0,7

2018 0,13 0,47 0,4

2019 0,2 0,36 0,44

2020 0,2 0,4 0,4

Рассмотрим тенденции процесса формирования медиапространства от одного анализируемого года до другого. Такого рода изучение придает данному процессу более живой характер, способствует нивелированию факта абстрактного расчленения медиапространства и пониманию его как непрерывного и динамического становления ясно очерченных тенденций.

Распределение данных позволяет сделать вывод о том, что в 2017 году положительно воспринятых заголовков новостных медиатекстов интернет портала ОгепСау в 2 раза больше, чем негативно воспринятых (0,1). Превалируют новостные медиатексты, вызывающие нейтральные реакции у респондентов. Относительная частота их проявления - 0,7. Такого вида восприятий зарегистрировано в 3,5 раза больше, чем позитивно воспринятых, и в 7 раза больше, чем негативно воспринятых. Таким образом, в 2017 году выявлено значительное преобладание новостных медиатекстов, вызывающих нейтральные реакции у читателей.

Анализ результатов ассоциативного эксперимента по оценке эмоционального восприятия заголовков новостных медиатекстов 2018 года выявил противоположную тенденцию формирования медиапространства. Так, новостные медиатексты 2018 года, вызывающие негативные реакции у респондентов, характеризуются наибольшими показателями. Относительная частота их проявления - 0,47. Относительная частота положительно воспринятых заголовков новостных медиатекстов интернет-портала ОгепСау - 0,13, что в 3,6 раза меньше, чем негативно воспринятых. В 2018 году реакции, передающие нейтральное восприятие заголовков, представлены практические равными числовыми показателями относительной частоты негативно воспринятых заголовков медиатек-стов (0,47/0,4). Итак, в 2018 году, в отличие от 2017 года, выявлено значительное преобладание новостных медиатекстов, вызывающих негативные реакции у читателей. Данный показатель в 1,17 раз больше, чем показатель негативно воспринятых, и в 6,5 раза больше, чем показатель положительно воспринятых.

Анализ результатов ассоциативного эксперимента по оценке эмоционального восприятия заголовков новостных медиатекстов выявил сходную тенденцию формирования медиапространства в 2019 и 2020 годах. Так, относительная частота новостных медиатекстов, вызывающих негативные реакции у респондентов в 2019 году, равна 0,36, что приближается к показателю 2020 года (0,4). Та же тенденция прослеживается и при сравнении относительных частот новостных медиатекстов, вызывающих нейтральные реакции, - 0,44 в 2019 году, 0,4 в 2020 году.

Относительная частота положительно воспринятых заголовков новостных медиатекстов представлена равными числовыми показателями в 2019 и 2020 годах - 0,2, что в 2 раза меньше, чем негативно воспринятых.

Для выявления инвариантных тенденций формирования медиапростран-ства проведем подсчет средней относительной частоты реакций за весь анализируемый период.

Результаты подсчетов отражены на гистограмме (см. рис. 1).

Инвариантная модель формирования медиапространства Оренбургского региона в период с 2017 по 2020 год представляет собой систему передачи информации всех трех видов. Как видно из рисунка, распределение данных эмоционального восприятия заголовков новостных медиатекстов носит несбалансированный по количественному показателю характер. Так, новостные медиатексты,

Рис. 1. Средняя относительная частота реакций за период 2017-2020 гг.

вызывающие нейтральные реакции у респондентов, характеризуются наибольшими показателями. Относительная частота их проявления 0,48. Относительная частота положительно воспринятых заголовков новостных медиатекстов - 0,18, чтов2,6разаменьше, чем нейтральновоспринятых.Относительнаячастота реакций.перепеющихнегетевооееоспряятия знгеловкон-0,ЗР.Даоный пека-натень в1,8 рое менхше,нем и в1,е .кас

-ешьше, чем ывнопыязятяЯ ибфоемооии.

Как показывает анализ результатов, формирование медиапространства в период с ^С^Шг^^ато ЬЯ^C6гPзпF^на^)^oдон^^ачеотнлимущенбвеняргоораксли-

Библиографическийсписок

рования нейтрально воспринятой информации (0,48). Данный показатель может быть обусловлен, с одной стороны, механизмом психологической защиты, связанным с изменением иерархии неосознаваемых и осознаваемых компонентов системы ценностей личности и ее реорганизацией. То есть этот механизм, по словам А. Фрейда, направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты [7]. М.В. Макарова делает акцент на том, что защитные (нейтральные) реакции в психологии выступают также в роли буферов по отношению к нашему сознанию тех разочарований и угроз, которые приносит нам жизнь [8]. С другой стороны, заголовки статей, констатирующих факты, но не дающих им оценку, могут задавать экологичный формат воздействия на читателя. Отсутствие резко положительной или отрицательной оценки события дает возможность читателю сформировать собственную точку зрения, избегая ситуации навязывания чужого мнения.

Значимым для данного эколингвистического исследования являются и высокие показатели негативно воспринятой информации (0,34). Транслируемые через СМИ негативные факты задают, по словам В.И. Шаховского, «неэкологичный формат общения и поведения в социуме и провоцируют соответствующие эмоциональные состояния адресата, которые могут привести к ухудшению его здоровья» [5].

На данном устойчивом фоне, сформированном нейтральной и негативной информацией, положительно воспринимаемая информация с относительной частотой 0,18 (в 4,5 раза меньше) нейтрализует неэкологичный формат воздействия СМИ на аудиторию и задает вектор экологизации медиапространства.

Таким образом, результаты и выводы, полученные в ходе исследования, позволяют определить важные проблемы в области эколингвистического изучения медиапространства региона. Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении специфики формирования медиапространств зарубежных регионов с точки зрения эколингвистики, проведение сравнительно-сопоставительного анализа.

1. ДобросклонскаяТ.Г. Вопросыизучениямедиатекстов(опытисследованиясовременнойанглийской медиаречи). Москва: Едиториал УРСС, 2005.

2. Ионова С.В. Основные направления эколингвистических исследований: зарубежный и отечественный опыт. Вестник ВолГУ. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-napravleniya-ekolingvisticheskih-issledovaniy-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt

3. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. Москва: URSS, 2008.

4. Ионова С.В. К вопросу о признаках экологичности текстовой коммуникации. Вестник ВолГУ. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-priznakah-ekologichnosti-tekstovoy-kommunikatsii

5. ШаховскийВ.И. Диссонансэкологичностивкоммуникативномкруге:человек,язык,эмоции.Волгоград: Издательство ИП Поликарпов И.Л., 2016.

6. ПиотровскийР.Г.,БектаевК.Б., ПиотровскаяА.А. Математическаялингвистика.Москва:Высшаяшкола, 1977.

7. ФрейдА. Теорияи практикадетскогопсихоанализа.Москва:«Эксмо-Пресс»,1999.

8. Макарова М.В.Защитныемеханизмыпсихики. Мирпсихологии. Availableat: http://juragrek.narod.ru/psih/432.htm

References

1. Dobrosklonskaya T.G. Voprosyizucheniyamediatekstov(opytissledovaniyasovremennojanglijskojmediarechi). Moskva: Editorial URSS, 2005.

2. lonova S.V. Osnovnye napravleniya 'ekolingvisticheskih issledovanij: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt. Vestnik VolGU. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-ekolingvisticheskih-issledovaniy-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt

3. Zvegincev V.A. Mysli o lingvistike. Moskva: URSS, 2008.

4. lonova S.V. K voprosu o priznakah 'ekologichnosti tekstovoj kommunikacii. Vestnik VolGU. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-priznakah-ekologichnosti-tekstovoy-kommunikatsii

5. ShahovskijV.I. Dissonans'ekologichnosti vkommunikativnomkruge:chelovek,yazyk,'emocii. Volgograd:lzdatel'stvo IP Polikarpov I.L., 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Piotrovskij R.G., Bektaev K.B., Piotrovskaya A.A. Matematicheskaya lingvistika. Moskva: Vysshaya shkola, 1977.

7. Frejd A. Teoriya /'prakfikadetekogops/'hoanal/'za.Moskva:«'Eksmo-Press»,1999.

8. Makarova M.V. Zaschitnye mehanizmy psihiki. Mirpsihologii. Available at: http://juragrek.narod.ru/psih/432.htm

Статья поступила в редакцию 01.11.21

УДК 811.111:81'373.72

Nekrasova M.Yu., senior teacher, Theory and Practice of Translation Department, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia),

E-mail: nekramar@mail.ru

Barskaya О.У., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Black Sea Higher Naval School n.a. P.S. Nakhimov

(Sevastopol, Russia), E-mail: olyabarska@yahoo.com

DIACHRONIC ANALYSIS OF THE USE OF MILITARY PHRASEOLOGY IN TEXTS OF MILITARY SPHERE. The article presents an analysis of phraseology of the military sphere of modern English (1800 - 2019) using a corpus analysis tool such as Google Ngram Viewer. As a result of the analysis using this tool, it was found that some of the phraseological units recorded as typical or often used in dictionary sources are gradually falling out of use in the current historical time (2000 - 2010). Other phraseological units, on the contrary, in the same historical period begin (often rapidly) to gain use. When using the diagrammatic method, it becomes clear that in a number of cases an increase or decrease in the frequency of use of phraseological units of military topics is associated with socio-political events and cataclysms. In particular, in a number of cases, a correlation was noted between the increase in the frequency of the use of military phraseology in literature and the period of world wars, as well as modern wars. Consequently, the proposed analysis method is able to demonstrate a visual dynamics of phraseological development in a language, in particular, in the military substandard variety of English.

Key words: English phraseology, military substandard variety of English, phraseology of English military substandard variety, Google Ngram Viewer.

М.Ю. Некрасова, ст. преп, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: nekramar@mail.ru

О.В. Барская, канд. пед. наук, доц., Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова, г. Севастополь,

E-mail: olyabarska@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.