intensity; more rarely there was a high excitability of the vestibular apparatus. Certain relation was noted to exist in between the extent of the disturbances of the auditory and vestibular analyzers' functioning and the clinical symptoms of the persons under investigation.
УДК 612.6.014.46 + 613.631:632.93
ВЛИЯНИЕ ЯДОХИМИКАТОВ ЦИРАМА И ЦИНЕБА НА ГЕНЕРАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ПОДОПЫТНЫХ ЖИВОТНЫХ
Р. А. Рязанова
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
При гигиеническом нормировании новых химических веществ широко используют токсикологические, физиологические, биохимические и патоморфологические методы исследования. Наряду с этими методами изучение влияния ядохимикатов на воспроизводство и потомство, а также выявление эмбриотропности может расширить представление об уязвимых сторонах функции организма.
Ряд химических препаратов способен вызывать мутационные и мо-дификационные изменения потомства у насекомых (И. А. Рапопорт). Так, этиловый и метиловый эфиры карбаминовой кислоты в сублетальных концентрациях приводят к модификационным изменениям — гибели более 50% организмов на стадии личинок и куколок, вылупливанию мух с запаздыванием на 5—7 дней по сравнению с контролем или стерильности.
Известно также, что цирам в концентрации 2—5 мг/л в течение 24 часов убивает 80—90% личинок Culex fatigans и Anopheles. Выжившие личинки оказываются неспособными к метаморфозу и погибают спустя 8—10 дней. Наиболее резистентные личинки, выживающие в течение 1-х суток, при действии цирама замедляют нормальную эволюцию или превращаются в карликовых.
В связи с изложенным выше при исследовании внедряемых в практику сельского хозяйства цирама и цинеба с целью гигиенического нормирования их остаточных количеств мы определяли мутационные и модификационные свойства этих ядохимикатов.
Цирам и цинеб являются производными дитиокарбаминовой кислоты, рекомендованы в сельскохозяйственном производстве в качестве активных фунгицидов. Оба препарата сравнительно малотоксичны. Средняя смертельная доза цирама для крыс равна 1340±52 мг/кг, а цинеба— 1900±237 мг/кг. Цирам обладает кумулятивными свойствами; коэффициент кумуляции равен 1,4.
Влияние ядохимикатов на генеративную функцию изучено на половозрелых крысах (самцах и самках) весом 120—150 г. Предварительно мы проверяли состояние воспроизводительной функции в норме, после чего животных подвергали воздействию ядохимикатов. Регистрировали дату скрещивания, изменение веса самок, сроки наступления родов, число родившихся крысят, вес потомства при рождении и в динамике, время покрытия волосяным покровом, время наступления прозревания. Если в положенные сроки роды не наступали, то самок забивали, у них осматривали яичники и матку. Контрольную группу животных содержали в одинаковых условиях с опытной группой.
Цинеб вводили ежедневно, перорально в дозах 100 и 10 мг/кг, цирам — в дозах 50 и 10 мг/кг. При хронической затравке первые дозы препаратов (цинеб 100 мг/кг и цирам 50 мг/кг) оказались действующими, а вторая доза тех и других (10 мг/кг) недействующей.
Изменения генеративной функции при действии ядохимикатов изучали: у исходных особей на фоне интоксикации в разные сроки наблюдения (через 2—4—6 месяцев); у потомства, рожденного от затравленных животных и подвергавшегося непосредственному воздействию ядохимикатов, а также не получавшего их (отдаленное влияние препаратов на потомство через материнский организм).
В 1-й серии опытов у животных в течение 2 месяцев от начала введения ядохимикатов отклонений не обнаружено. Роды наступали в положенные сроки, рожденные крысята развивались нормально, как и в контрольной группе. При дальнейшем введении ядохимикатов отмечались изменения со стороны материнской особи и потомства. Так, потомство 4 из 7 крыс развивалось плохо. В 3 случаях крысята погибли в возрасте 2—3 недель, а у потомства 1 из крыс были выявлены признаки аномального развития в виде искривления хвоста (рис. 1) и нарушения координации движения. Через 6 месяцев от начала введения цира-ма 5 подопытных самок погибли, а у 2 оставшихся в живых беременность наступила в более поздние сроки, чем у контрольных животных.
У 2 из 7 подопытных самок, получавших цинеб, через 6 месяцев от начала опыта роды наступили в срок. У 4 других беременность наступала на 1—2 недели позже, чем у контрольных самок. У 1 из крыс этой группы роды в положенные сроки не наступили. При патологоана-томическом вскрытии была обнаружена внутриутробная смерть плодов с последующей резорбцией (рис. 2).
Во 2-й серии опытов скрещивание животных проводилось в конце 6-го месяца затравки. Лишь у 2 из 6 подопытных самок, получавших цинеб в дозе 100 мг/кг, роды наступали в срок. В остальных случаях беременность наступила в более поздние сроки, а в некоторых случаях выявилась стерильность. Так, из 6 самок стерильными оказались 3. Потомство, рожденное от беременных самок, развивалось слабо, подопытные крысята отставали в весе от контрольных и погибали в разные сроки после рождения. Разница в весе подопытных и контрольных крысят была статистически достоверной.
У 1 из 7 крыс, получавших цинеб в дозе 10 мг/кг, отмечена стерильность. У остальных животных беременность и роды наступали в положенные сроки. Изменений со стороны потомства не было.
При действии цирама в дозе 50 мг/кг все подопытные самки в отличие от контрольных оказались стерильными. Изучение вагинальных мазков показало выпадение фазы течки и удлинение фазы покоя. При патологоанатомическом исследовании обнаружено сужение просвета рогов матки, т. е. атрофия или воспалительные изменения типа пиомет-рии (рис. 3). Аналогичная картина наблюдалась у стерильных самок при действии цинеба в дозе 100 мг/кг.
Цирам в дозе 10 мг/кг в 1-м и 2-м пометах не вызывал существенных изменений. Только в некоторых случаях беременность у подопытных самок наступала в более поздние сроки.
Рис. 1. Искривление хвоста (аномалии развития у потомства).
Рис. 2. Резорбция плодов (внутриутробная смерть).
Рис. 3. Стерильность (атрофия матки).
Изменения генеративной функции регистрировались значительно раньше у животных, родившихся от затравленных родителей и получавших в свою очередь ядохимикаты в тех же дозах, что и исходные родительские особи. Как показали результаты 3-й серии опыта, при действии цинеба в дозе 100 мг/кг и через 2—4 месяца от начала затравок у самок была стерильность или резорбция плодов, а при действии цирама — аномалии развития крыс.
Опыты 4-й серии, поставленные с целью изучения изменений генеративной функции у животных, не получавших ядохимикатов, но рож- а денных от затравленных родителей, дали возможность судить о том,
Изменение генеративной функции крыс, рожденных от затравленных родителей, но не получавших ядохимикатов
V • Контроль Родители, получавшие
1-й помет цинеб цирам
Количество самок-крыс, взятых в опыт 13 13 5
Беременность, наступившая в поздние сроки 3 13 2
Роды, наступившие в срок........ 10 — 3
Отставание в весе крысят........ — 7 1
Гибель потомства до месячного возраста — 5 1
Аномалии развития у крысят ....... — 3 1
что цирам и цинеб способны влиять на потомство через родительскую особь.
Как видно из таблицы, у потомства 1-го помета 2-го поколения отмечалось укорочение длины хвоста за счет его искривления, отставание в весе и нежизнеспособность. Крысята погибали в ранние сроки постнатального развития. Вес их резко колебался. Наряду с крысятами нормального веса были и карликовые. Отставание в весе выявлялось
через 14—20 дней после рождения животных. Вес таких крысят через 44 дня после рождения соответствовал весу 2-недельного животного (22 г), тогда как вес нормально развивающихся крысят был равен 70—80 г.
Изучение влияния ядохимикатов цирама и цинеба на генеративную функцию теплокровных животных было завершено дополнительными
I опытами1 с целью выявления мутагенной активности препаратов на обычном генетическом объекте, дрозофиле, линии 01Ь методом улавливания рецессивных, сцепленных с полом летальных мутаций.
В ходе опытов установлено, что мутагенная активность цинеба составляет 2 летали на 738 исследуемых хромосом и 1 видимую (всего 0,3%). Мутагенная активность цирама составляет 1 леталь на 735 исследуемых хромосом, т. е.' 0,2%.
При определении морфогенной активности препаратов было выявлено, что цинеб в концентрации 5 мг на 1 мл корма вызывал задержку развития личинок. Мухи вылуплялись на 4—5 дней позже контрольных. У вылупившихся мух обнаруживалось искривление конечностей и появились вырезки на крыле. Частота обоих признаков, выраженных вместе, составляла около 52%- Средняя смертельная доза препаратов для мух равна 1 мг/мл корма, а абсолютно смертельная доза — 8—9 мг/мл корма.
1 Таким образом, исследования, посвященные выявлению морфоген-
ной и мутагенной активности ядохимикатов, показали, что цирам и цинеб не обладают мутагенной активностью, так как процент леталей был меньше единицы.
Изменения морфогенеза над влиянием цинеба на дрозофиле совпадали сданными опытов на теплокровных животных.
В опытах с мухой-дрозофилой выявлены: задержка развития личинок; запоздалое вылупливалие насекомых; искривление конечностей; слабые крыловые вырезки. В опытах на крысах установлено: затягивание сроков беременности; нарушение полового цикла; стерильность, у крысят — искривление хвоста, отставание в весе, гибель.
Признаки аномального развития у потомства 2-го поколения крыс не доминировали и новые мутации не возникали. Нарушение генетических свойств у потомства можно расценивать как следствие морфогенной
* эмбриопатии.
Выводы
1. Цинеб в дозе 100 мг/кг и цирам в дозе 50 мг/кг вызывают запоздалое наступление беременности, стерильность, резорбцию плодов и аномалии развития у потомства. Изменения генеративной функции наступают раньше у крыс, рожденных от затравленных родителей и затем получавших цинеб в дозе 100 мг/кг и цира.м — 50 мг/кг.
2. Цирам и цинеб в дозе 10 мг/кг вызывают у подопытных животных небольшие по характеру и частоте изменения генеративной функции. Изменения со стороны потомства не отмечаются.
• 3. Что касается животных, рожденных от затравленных крыс и не получавших ядохимикатов, то изменения наблюдаются в основном у потомства. Пороки развития не передаются по наследству.
4. Опыты с целью изучения влияния ядохимикатов на генеративную функцию подопытных животных дополняют токсикологическую характеристику и показывают, что даже сравнительно малотоксичные препараты могут неблагоприятно влиять на функцию размножения, рост и развитие потомства.
^ 1 Исследование проводилось сотрудниками отдела химической генетики, руково-
димого доктором биологических наук И. А. Рапопортом при Институте химической физики АН СССР.
ЛИТЕРАТУРА
Рапопорт И. А. Бюлл. экспер. биол., 1947, № 3, с. 198. — Цираммоллюскицид, фунгицид, ларвицид и гербицид. Хроника ВОЗ, 1962, т. 16, № 10, с. 370. — R u s s е 1 L. В., R и s s е 1 W. L., J. cell. сотр. Physiol., 1954, v. 43, p. 103.
Поступила 13/VIII 1965 г.
EFFECT OF FUNGICIDE CIRAME AND CINEB ON THE GENERATIVE FUNCTION
OF TEST ANIMALS
R. A. Ryazanova
The finding was that the daily introduction for a period of 2, 4 and 6 months of cirame in a dose of 50 mg/kg and that of cineb in a dose of 100 mg/kg had a negative effect on the generative function of test animals. Pregnancy was noted to take place at a later period; there were cases of foetus resorption and sterility. Newly born rats presented crooked tails, retardation in the gain of weight and postnatal death. Pronounced changes were noted in animals born by poisoned rats and receiving the compounds in the same doses. The animals that received no fungicides but were born by poisoned parents presented mainly a retardation in the gain of weight. Besides there were cases of postnatal death. Cirame and cineb at a dose of 10 mg/kg caused some rare and insignificant shifts in the generative function of experimental animals. No changes could be noted in the offsprings.
Tests performed on dresophiles revealed morphogenic activity and absence of mutagenic effect of cineb. The latter fact confirms the data obtained in tests carried out over warmblooded animals.
УДК 612.112.3-053.5
ФАГОЦИТАРНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЕЙКОЦИТОВ КРОВИ У УЧАЩИХСЯ 7—19 ЛЕТ
М. В. Антропова, И. И. Веневцева, Н. В. Рахальская, Г. П. Сальникова
Научно-исследовательский институт возрастной физиологии и физического воспитания
АПН РСФСР, Москва
4
У учащихся 1 — 11-х классов —19 лет) с целью определения иммунологической реактивности их организма исследована фагоцитарная активность лейкоцитов крови способом В. М. Бермана и Е. М. Славской в модификации С. Г. Алексеевой и А. П. Волковой. Использована суточная культура палочки Coli, штамм № 675, выращенная на косом агаре и разведенная затем до стандарта мутности в 5 единиц.
У мальчиков и девочек в фазе поглощения не проявилось различий ни в величине фагоцитарного индекса, ни в проценте фагоцитоза, ни в фагоцитарном числе (/=0+1,4; Р>0,5^-0,2). Не отмечалось и какой-либо существенной разницы в показателях фагоцитарной активности лейкоцитов в зависимости от возраста учащихся. I
Величины всех показателей фагоцитарной активности лейкоцитов (в фазе поглощения) при отсутствии существенных возрастных различий указывали на высокую иммунологическую реактивность организма обследованных.
Фагоцитарная активность лейкоцитов у одних и тех же детей исследована в разные времена года. Показатели фагоцитарной активности лейкоцитов крови, установленные в различные месяцы, свидетельствуют о сезонных колебаниях иммунологической реактивности организма у школьников (см. таблицу).
На фоне этих колебаний у учащихся проявилась некоторая связь между фагоцитарной реакцией крови и уровнями физического развития.