История политической мысли
Влияние взглядов Д. Афгани, Х. Аль-Банны, А. Маудуди, С. Кутба на становление и распространение исламистской идеологии
А.А. Петрухина
Исламизм как идеология и практика непосредственно привязан к конкретным социокультурным, политическим и иным реалиям того или иного мусульманского общества. Среди них особое место занимает исламский радикализм. Его практика в мире делится на три волны.
Первая волна представлена в форме так называемого панисламизма. Панисламизм как религиозное политическое течение возник во второй половине XIX в. и тесно связан с деятельностью Джемаль ад-Дина Афгани (1839-1897 гг.), который, как известно, сформулировал идею религиозно-политического союза мусульманских народов.
Мусульманские страны Востока Аль-Афгани сравнивал с терпящим крушение кораблем, пассажиры которого могут либо вместе спасать корабль, либо думать каждый о себе. По его мнению, каждый истинный мусульманин должен спасать корабль ислама. Аль-Афгани не видел на Востоке альтернативы исламу как основе преобразующей деятельности, объекту защиты от колониализма и как объединяющему началу для всех мусульман. На основе подобных рассуждений Аль-Афгани разработал основополагающие принципы панисламизма, суть которых заключается в отказе от привнесенных в ислам чуждых концепций, непригодных для исламского общества, поскольку ислам — это и религия, и государство, и цивилизация, и сам является политической концепцией, верной для любого времени и места1. В целом можно выделить следующие основные идейные положения панисламизма:
1) объединение усилий всех мусульман в борьбе с колониальной экспансией европейских государств;
2) ответ на культурно-идеологический вызов западных стран;
3) преодоление идейных разногласий среди мусульман, так как в исламе большое количество разных течений, имеющих как незначительные, так и значительные отличия. Необходимость создания такой идеологии, которая позволит выработать единую политическую культуру мусульман;
1 См.: Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 12.
4) объединение всех мусульман в едином государстве.
Вторая волна исламизма была связана с попыткой мусульманских национальных правительств осуществить после Второй мировой войны модернизацию по западному образцу. Но неспособность национальных лидеров решить социальные и экономические проблемы своих государств, ликвидировать низкий уровень жизни и нищету (при огромном демографическом скачке), отсутствие значительных капиталов, кадров и технологий повлекло за собой недовольство и озлобленность радикально настроенного населения мусульманских стран, хотя заслугой национальных правительств следует считать массовую урбанизацию, рост грамотности и качественный скачок в культурной сфере.
Характерными для 50-60-х гг. XX в. были следующие явления: рост численности маргиналов; рост потока трудовой миграции, что способствовало разорению крестьян и городских мелких собственников; изменение быта, нравов и обычаев, так как очень быстро западные ценности проникли в жизнь мусульман, образ жизни и мысли которых многие века формировались религией. Это привело к резкому росту исламистских организаций, которые довольно быстро сменили националистическую идеологию правящих режимов на исламистскую систему взглядов. Конечно, некоторые светские правители не приняли идеологию и методы исламистов, поэтому борьба исламистов с правительствами таких государств, как Алжир, Египет, Тунис и Сирия, продолжается и сегодня.
Третья волна исламизма напрямую связана с «неолиберальной глобализацией»2, которую ряд специалистов определяют как процесс растворения национальных экономик в единой глобальной капиталистической экономике. Этот процесс, как показывает практика, не только обеспечивает лучшее взаимодействие транснациональных корпораций, более свободное перемещение капиталов, но имеет и разрушительные социальные и политические последствия: распространение нищеты, голода и преступности; размывание роли суверенного государства; растущие противоречия между богатыми и бедными регионами; стремительное распространение западных культурных кодов и ценностей и пр.
Главной целью исламистских организаций является реисламизация исламских обществ, впавших в джахилию (богословское понятие, обозначающее неверие, отступничество), т.е. возвращение к вере мусульманских обществ, испорченных Западом.
Итак, исламизм как идеология оформился в конце XX столетия. Во все времена центральным концептом исламского радикализма был «джихад» как политический лозунг и военно-политическая практика, широко используемая исламскими экстремистскими организациями в зоне распространения ислама.
«Джихад» (от араб. — усилие, приложение старания) в начальный период становления ислама понимался как усердие в защите и распространении ислама.
В настоящей статье джихад определяется как некоторое всеобъемлющее боевое мировоззрение, так как не может мусульманин в век идеологической борьбы обходиться без защитного или оборонного мировоззрения. Все лишь зави-
2 Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. М., 2009. С. 172.
сит от того, какими методами довести до обычного мусульманина идею о том, что он угнетен и ему следовало бы пользоваться защитной идеологией.
В настоящее время лидеры исламистских организаций активно обращаются к богатому теоретическому наследию исламистских идеологов недавнего прошлого. Наиболее известные из них: Хасан аль-Банна (1906-1949 г.), Абу Ала Маудуди (1903-1979 г.) и Сейид Кутб (1906-1966 г.).
Основатель ассоциации «Братья-мусульмане» в Египте и первый ее идеолог Хасан аль-Банна внес свой вклад в разработку «концепции джихада». Ключевым понятием этой концепции является идея «искусства смерти»: джихад — обязанность каждого мусульманина, а смерть как возможный исход джихада есть искусство3.
Идеология «возрождения ислама» Аль-Банны была тесно связана с понятием «исламского порядка». Суть последнего сводилась к неразделимости религии и политики: «ислам — это вера и общество, мечеть и государство». Способствуя превращению ислама в идеологию активного действия, где политика становится частью религии, а сама религия характеризуется воинственностью, Аль-Бан-на говорил: «Мы призываем вас к исламу, который принес Мухаммед... правительство — часть его, а свобода — одна из религиозных обязанностей. Если кто-либо скажет вам: “Это политика”, скажите: “Это — ислам, и мы не признаем никакого разделения”»4.
Глава «Братьев-мусульман» считал, что ислам дал миру постоянные принципы, которые нужно уметь правильно толковать: «главная политическая цель — свобода и независимость, освобождение от чужеземцев всех территорий распространения ислама, объединение всех мусульманских народов на основе Корана; создание всемирного исламского государства — “федерации исламских народов’.. Исламское государство — это мусульманская община, базирующаяся на солидарности и взаимном сотрудничестве ее членов, а также призванная защищать всех их от социальной несправедливости»5.
Хасан аль-Банна не отвергал в качестве средства борьбы насилие и отстаивал его необходимость для осуществления поставленных целей. Знаменитый девиз «Братьев-мусульман»: «Бог — наш идеал, Пророк — наш вождь, джихад — средство достижения цели, смерть во имя Аллаха — наша заветная мечта» — представляется логическим продолжением изречения Аль-Банны: «Метод наш — наставление и совет, а если это не помогает — то искоренение силой и устранение»6.
Основатель и лидер партии «Джамаат-и-Ислами» индийский мусульманин А. Маудуди является признанным автором концепции «исламского государства». Именно он сформулировав четыре принципа его организации и функционирования:
- верховная власть в исламском государстве принадлежит Богу, правительство выполняет функцию заместителя (халифа) Бога на Земле;
- шариат есть основной закон страны;
3 Багдади А. Идейные истоки и идеология исламского фундаментализма. М. 1998. С. 29.
4 См.: Там же. С 29.
5 См.: там же. С. 30.
6 Цит. по: Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986. С. 193.
- действующее законодательство не должно противоречить шариату;
- государство не должно преступать «границы», установленные исламом7.
Оптимальной формой государственного устройства, согласно А. Маудуди,
объявлялась «теодемократия», которую возглавляли «улемы нового типа», сочетающие в себе «набожность муджтахида с современным мировоззрением»8.
Создание исламского государства А. Маудуди рассматривал как конечный результат «исламской революции», отличительной чертой которой является моральное совершенствование граждан на основе постулатов ислама, а не радикальное изменение социально-экономической структуры общества. Эта революция, считал Маудуди, приведет к утверждению «совершенного общественного порядка, при котором сможет процветать добродетель, а все формы эксплуатации, несправедливости. будут предотвращены и подавлены». Речь идет, подчеркивал он, об образе правления, подобном правлению пророка9.
Первая книга А. Маудуди называлась «Джихад в исламе». «Джихад представляет собой часть всеобщей защиты ислама и обозначает борьбу до последней капли крови. — пишет А. Маудуди. — Человек, который осуществляет свои физические и духовные усилия или использует свое богатство на пути Аллаха, является вовлеченным в джихад. На языке Шариата слово «джихад» употребляется для войны, которая ведется во имя Аллаха против тех, кто является врагом Ислама. ... Если Исламское государство подвергается атаке со стороны нему-сульман, в этом случае каждый должен выступить на стороне джихада. В случае нехватки сил для сопротивления, соседние мусульманские государства должны помочь, в этом заключается их религиозный долг. Если же они потерпят неудачу, тогда мусульмане всего мира должны бороться против общего врага. Джихад является такой же обязанностью мусульман, как и ежедневная молитва и пост. Тот, кто уклоняется от этого, является грешником»10.
Маудуди разделял джихад на оборонительный и наступательный, в зависимости от создавшихся условий. Причем он считал, что мусульмане имеют право первыми начать войну против мира джахилии, чтобы предупредить неизбежное нападение противника11.
При всей радикальности высказываний А. Маудуди считается основателем умеренного направления в исламизме. Он был политическим идеологом, взявшим на вооружение западные методы борьбы, исключающие насилие, — организацию партий и партийной пропаганды через прессу и другие СМИ, участие в выборах, агитацию в массах — и считавшим, что особое значение нужно придавать образованию в духе Корана и сунн, пропаганде исламской доктрины.
Главным теоретиком радикального направления исламизма и фундаменталистской концепции джихада является египтянин С. Кутб. И Маудуди, и Кутб основывали свои взгляды на идее джихада. Но если для Маудуди джихад — мирное средство борьбы с джахилией, то Кутб призывал объявить джихад про-
7 См.: Гареева Г. Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Россия и мусульманский мир. М.: ИНИОН, 2001. № 12. С. 113.
8 Maududi A.A. Islamic law and constitution. Lahore, 1960. P. 47-60.
9 Ibid. P. 54.
10 Маудуди А. Основы ислама. М., 1993. С. 100-101.
11 См.: Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. М., 2009. С. 118.
тив современности, так как все, что наполняет наш мир: ощущения, верования, культура, искусство, литература, законы и пр. — все это джахилия, для свержения которой необходимо создать массовое движение, своеобразный «авангард».
С. Кутб, ссылаясь на Коран, говорит о разных ступенях джихада: удержание мусульманина от джихада -> дозволение джихада -> джихад как обязанность всех верующих бороться с противниками ислама -> джихад против всех неверных независимо от их отношения к исламу.
Именно последняя формулировка объявлялась руководством к действию для истинных мусульман. Определяющими чертами джихада С. Кутб объявил его вневременной и наднациональный характер (он не может быть ограничен как рамками какого-либо конкретно-исторического периода, так и национальными или географическими границами), а также его активность и наступатель-ность вследствие универсальности ислама как религии Аллаха, предназначенной для всего мира12.
Концепция С. Кутба делит мир на два типа: исламское общество, где признана власть Аллаха, и доисламское языческое общество, где люди сами творят законы и где нет того самого единовластия. Кутб утверждает, что языческими являются большинство современных государств, в том числе и те, которые считают себя исламскими, но не живут согласно законам Аллаха. Восстановить власть Аллаха, а по мнению Кутба, она утрачивается изо дня в день, можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилия, а участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина13.
Согласно теории джихада, весь мир разделен на «область ислама» (дар-ал-ислам) и «область войны» (дар-ал-харб). К первой относятся страны, находящиеся под властью мусульман, ко второй — управляемые «неверными» правителями. «Область ислама» теоретически должна находиться в состоянии вечной войны с «дар-ал-харб».
В своей работе «Война, мир и исламский джихад» Сейид Кутб приводит самые существенные черты движения джихада, характерные для динамичного развития истинной религии.
- Исламу необходимо выработать адекватные методы противостояния миру джахилии. Изменению умонастроений и убеждений людей служит исключительно проповедь. Но ислам использует и материальную силу, прибегая к джихаду как средству уничтожения царства невежд и той власти, на которой зиждется джахилия, ибо вместе они препятствуют исправлению нравов и веры человечества в целом.
- Ислам, стремясь воплотить в жизнь идеал, не заставляет людей принимать веру насильно, а создает атмосферу свободы, в которой можно воспользоваться правом выбора. Он либо разрушает до основания господствующие политические образования, либо, подчинив их себе, приводит к принятию джизьи. Тем самым он расчищает путь к обретению веры, иначе говоря, дает людям полную свободу выбора — уверовать или нет.
12 См.: Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 78.
13 См.: Гамаат аль-их ванн аль-муслимин — общество Хасана аль-Банны «Братья мусульмане». [Электронный ресурс]: Национальная безопасность. Режим доступа: http://www. nationalsecurity.ru/ library/00016/00016muslimbrothers .htm.
- Ислам (подчинение Богу) — универсальная религия, принятие которой обязательно для всего человечества. Ислам — истинное утверждение свободы человека. «Наша религия тождественна полной и всеобъемлющей революции против людской власти во всех ее проявлениях и разновидностях, включая все виды и типы государственного устройства. Она неуклонно восстает против любой системы, так или иначе основанной на человеческом авторитете, т.е. против любой формы узурпации власти человеком»14.
Таким образом, с точки зрения С. Кутба, утверждение ислама должно произойти двумя способами — проповедью и силой движения. Исламисты сегодня используют мощные агитационно-пропагандистские методы, используя самые передовые средства массовой коммуникации, что ежедневно увеличивает число их последователей и превращает радикализированный ислам в мощнейшее сетевое международное движение.
Целью ислама, по Кутбу, выступает создание новой социально-экономической и политической системы, в которой сможет найти свое практическое воплощение порыв человека к свободе и которая будет способствовать распространению этих принципов по всему миру.
Жизнь человека в исламе представляется наивысшей ценностью, но Кутб заявляет, что «мусульманин должен жертвовать на пути Аллаха всей своей жизнью и достоянием ради утверждения идеалов, в которых для него не заключено никакой личной выгоды или корысти. Выбрав джихад и выйдя на поле брани, мусульманин уже оказывается победителем в великой схватке, составляющей суть джихада»15.
Последователи Кутба старательно реализовывали его предписания. В 19701980-е гг. действовали (устраивая взрывы, покушения, захваты) 145 исламских неправительственных религиозно-политических организаций, в основном придерживающихся фундаменталистской ориентации. К таковым можно отнести основное течение «Братьев-мусульман», тунисскую организацию «Ан-Нахда», пакистанскую «Джамаат-и ислами», афганскую «Джамиат-и ислами», Исламскую партию возрождения в СССР и др16.
Очевидно влияние Сейида Кутба на лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена: отрицание любых светских идеологий, убежденность в том, что светские принципы не могут и не должны распространяться на мусульманское общество; представление о неутихающей вселенской борьбе добра со злом, которая обусловливает необходимость ведения неограниченного джихада. Бен Ладен подхватил идею и о всемирном христианско-иудейско-сионистском заговоре с целью уничтожения ислама. Лидер «Аль-Каиды» оперирует конструкциями «христиане-крестоносцы» и «евреи-сионисты», что отражает его неприятие глобализации и существования государства Израиль, изгнавшего мусульман-палестинцев с их исконных земель. Как и Кутб, глава «Аль-Каиды» оправдывает насилие необходимостью построить справедливое общество. Согласно его
14 Кутб С. Война, мир и исламский джихад [Электронный ресурс]: Отечественные записки. Режим доступа: http://www. strana-oz.ru/print. php?type=article&id=677&numid=14/.
15 Там же.
16 Ланда РГ. Политический ислам: предварительные итоги [Электронный ресурс]: Институт религии и политики. Режим доступа: http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2109.html/.
представлениям, одних убеждений и проповедей недостаточно. Установление того, что правильно, и запрет того, что неправильно, неизбежно вызывает необходимость взяться за оружие, чтобы достичь обозначенной цели17.
Более того, концепт мученичества, кстати, также свойственный идеям С. Кутба, занимает важнейшее место в доктрине Усамы бен Ладена: «В загробном мире всем, посвятившим себя джихаду, уготовано особое место»; «Погибнуть во имя дела Божьего — величайшая честь, которой удостоятся только те, кто составляет цвет нации»18.
Наиболее ясная разработка модели этого нового мирового джихада представлена в книге Аймана аз-Завахири «Рыцари под знаменем Пророка»19. В ней Аз-Завахири объявляет, что новый джихад являлся борьбой между исламом и враждебными мировыми силами: западными державами и Россией, использующими «набор средств», включая «1. Организацию Объединенных Наций. 2. Дружественных правителей мусульманских народов. 3. Транснациональные корпорации. 4. Международные коммуникации и системы обмена данных. 5. Международные информационные агентства и спутниковые информационные каналы. 6. Международные организации помощи, которые используются как прикрытие для шпионажа, прозелитизма, подготовки переворотов и перевозки оружия».
Сегодня труды Маудуди, Кутба, Аль-Банны составляют исламистскую идеологию, которую разделяют многие религиозно-политические партии и группировки. За них голосуют в среднем от 15 до 50 и более процентов избирателей в мусульманских странах. Исламисты заседают в парламентах, занимают посты в правительствах, выходят на улицы, устраивают демонстрации. Тактика исламистов внутри мусульманского мира разнообразна и охватывает все стороны жизни. Они участвуют в работе профсоюзов, принимают активное участие в студенческой общественной жизни, в Пакистане. например, они контролируют всю систему образования — от начального до высшего. Идеология исламизма распространена во всех слоях и группах общества.
Последователи исламизма, конечно же, составляют меньшинство. Но это меньшинство постепенно растет. Да «и один процент радикалов от миллиарда — уже много»20.
На политическом пространстве мусульманских стран действует огромное количество небольших исламистских группировок и огромных по числу своих последователей и сочувствующих экстремистских организаций. К ряду наиболее радикальных относятся Аль-Каида, Хамас, Исламский джихад, Хизболла (Ливан), Аль-Гамаа аль исламийя (Египет). Первые три являются международными террористическими организациями, действующими на основании собственных политико-идеологических проектов, и представляют собой сетевые экстремистские структуры. Последние являются постоянно действующими акторами в мировом политическом процессе, хотя и имеют четкую территориальную принадлежность к конкретной стране. Основными целями этих органи-
17 См.: Fandy Mamoun. Saudi Arabia and the Politics of Dissent. N.Y.: Palgrave, 1999. P. 189.
18 Цит. по: Fandy Mamoun. Saudi Arabia and the Politics of Dissent. N.Y.: Palgrave, 1999. P. 192.
19 Al-Zawahiri A. Knights Under the Prophet’s Banner. London, 2001. Serialized in eleven parts in Al-Sharg Al-Awsat. (Перевод с англ. Петрухиной А.).
20 Borsbgrave A. Radical Islam Rising. One percent of the billion is a lot // Israel.Forum.com.
заций являются: постоянная дестабилизация мусульманских государств; террор, запугивающий гражданское население всего мира; разжигание локальных конфликтов, вовлечение в них как можно большего числа людей, группировок и движений; постоянное стремление к обретению оружия массового поражения. Вместе с тем, «большинство организаций, входящих в списки “террористических”, занимаются также мирной социальной деятельностью»21.
Итак, в настоящее время идеологией, пронизывающей ислам как религию, и эффективно действующей в политической сфере, является исламизм. Данная идеология есть политический ислам, являющийся попыткой поиска альтернативной западному глобализму стратегии выживания исламского общества, которую, по мнению радикальных мусульман, необходимо реализовывать посредством экстремистских методов. В современном мире исламизм и, как следствие, сокрушительный терроризм являются определяющими векторами в международной политике. Сегодня исламизм уже представляет собой целостную доктрину, имеющую теоретические и исторические основания, адекватные для мусульманского общества цели и задачи, разветвленную институциональную структуру, значительно число последователей, а это позволяет назвать исламизм «активной и глобальной идеологией»22.
21 Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. М., 2009. С. 188.
22 Джемель Г. Освобождение ислама. М., 2004. С. 232.