Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЁЖИ'

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ / МОЛОДЁЖЬ / СЕМЬЯ / БРАК / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / MARRIAGE AND FAMILY ATTITUDES / YOUTH / FAMILY / MARRIAGE / RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грушевская В.А.

В современном мире очень стремительно меняются тенденции на брачно-семейные установки. Для молодёжи традиционные ценности всё больше теряют свою актуальность, заменяясь новыми. В становлении брачно-семейных установок молодёжи огромное значение имеет атмосфера в семье, в которой они выросли. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимоотношения между родителями и ребенком, но и взаимодействие мира взрослых с миром детей, их влияние друг на друга. Статья посвящена анализу влияния взаимоотношений в семье на становление брачно-семейных установок молодёжи на основе результатов авторского исследования «Влияние взаимоотношений в семье на становление брачно-семейных установок молодёжи». в статье раскрываются основные понятия брачно-семейных установок. Также представлен анализ результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FAMILY RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF MARRIAGE AND FAMILY ATTITUDES OF YOUNG PEOPLE

In the modern world very rapidly changing trends in marriage and family settings. For young people, traditional values are increasingly losing their relevance, being replaced by new ones. In the formation of marriage and family attitudes of young people, the atmosphere in the family in which they grew up is of great importance. The family is a multifaceted system in which there is not only the relationship between parents and the child, but also the interaction of the adult world with the world of children, their influence on each other. The article is devoted to the analysis of the influence of relationships in the family on the formation of marriage and family attitudes of young people on the basis of the results of the author's study "The influence of relationships in the family on the formation of marriage and family attitudes of young people." The article reveals the basic concepts of marriage and family attitudes. An analysis of the results is also presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЁЖИ»

УДК 316

Грушевская В.А. студент 3 курса направление «Социология» Белгородский государственный национальный исследовательский университет научный руководитель: Малявина Т.А.

ассистент Россия, г. Белгород ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЁЖИ

Аннотация: В современном мире очень стремительно меняются тенденции на брачно-семейные установки. Для молодёжи традиционные ценности всё больше теряют свою актуальность, заменяясь новыми. В становлении брачно-семейных установок молодёжи огромное значение имеет атмосфера в семье, в которой они выросли. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимоотношения между родителями и ребенком, но и взаимодействие мира взрослых с миром детей, их влияние друг на друга. Статья посвящена анализу влияния взаимоотношений в семье на становление брачно-семейных установок молодёжи на основе результатов авторского исследования «Влияние взаимоотношений в семье на становление брачно-семейных установок молодёжи». в статье раскрываются основные понятия брачно-семейных установок. Также представлен анализ результатов.

Ключевые слова: брачно-семейные установки, молодёжь, семья, брак, взаимоотношения.

Grushevskaya V.A.

student

3 course, the direction of "Sociology» Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Scientific supervisor: Malyavina T.A., assistant THE INFLUENCE OF FAMILY RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF MARRIAGE AND FAMILY ATTITUDES OF YOUNG

PEOPLE

Abstract: In the modern world very rapidly changing trends in marriage and family settings. For young people, traditional values are increasingly losing their relevance, being replaced by new ones. In the formation of marriage and family attitudes of young people, the atmosphere in the family in which they grew up is of great importance. The family is a multifaceted system in which there is not only the relationship between parents and the child, but also the interaction of the adult world with the world of children, their influence on each other. The article is devoted to the analysis of the influence of relationships in the family on the

formation of marriage and family attitudes of young people on the basis of the results of the author's study "The influence of relationships in the family on the formation of marriage and family attitudes of young people." The article reveals the basic concepts of marriage and family attitudes. An analysis of the results is also presented.

Keywords: marriage and family attitudes, youth, family, marriage, relationships.

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема увеличения возраста вступления молодёжи в брак, а также значительное отсрочивание рождения детей. Молодые люди предпочитают зарабатывать деньги, подниматься по карьерной лестнице и познавать что-то новое, нежели связывать себя оковами брака. Сейчас всё чаще встречается мнение, что необходимо нагуляться и оценить все возможности, чтобы не сделать ошибку.

Очень важное влияние на оказывает на ребенка семья, в которой он родился и воспитывался. Собственным примером родители показывают, как строить семейные взаимоотношения, таким образом формируя брачно-семейные установки или вызывая изменения в их формировании.

Исследования социологов доказывают, что исходной ориентацией индивида в процессе формирования представлений о личной жизни и создания будущей семьи является ориентация на родительскую семью. У человека с раннего детства формируется и закрепляется опыт жизни именно в семье. В семье формируются основные нравственные представления и принципы. Ребенок усваивает их бессознательно, но при этом они сохраняются на всю жизнь.

Это представляет собой значимую проблему, так как усвоение изначально неверных, искаженных норм и моделей поведения в семье может вызвать проблемы в построении своих отношений, и, как следствие, эти неверные установки будут передаваться следующим поколениям, что может привести к ухудшению демографической ситуации.

Для анализа влияния взаимоотношений в семье на становление брачно-семейных установок было проведено исследование путем глубинных интервью с тремя представителями молодёжи г. Белгорода, которые были выбраны путём стихийной выборки.

Гайд состоит из 10 вопросов, которые помогли выявить степень влияния взаимоотношений в семье на становление брачно-семейных установок.

Данные, полученные из интервью с первым респондентом, показали следующие результаты:

1. Согласно ответу на первый вопрос, направленный на выяснение взаимоотношений в семье и отношений между родителями, удалось выяснить, что обстановка в семье респондента положительная. Важной частью жизни является постоянная взаимопомощь, внимание ко всем

проблемам и любовь:

«В моей семье взаимоотношения прекрасные, родители ругаются очень редко и никогда не выясняют отношения при мне. Всегда и во всём помогают».

2. Отвечая на вопрос об особенностях взаимоотношений между родителями респондент особое внимание уделила полному доверию в семье и отсутствию серьёзных ограничений. В семье опрашиваемой всегда присутствует поддержка и взаимопонимание, родители дают достаточно свободы и при этом помогают советом:

«Всегда советуюсь с родителями и они мне всё разрешают, в рамках разумного, конечно.»

3. Со времени достижения осознанного возраста респондент всегда чувствовала себя хорошо, спокойно и уверенно, ни разу не было ситуаций, чтобы нахождение в семье вызывало негатив:

«Мне всегда было комфортно, никогда не было проблем с взаимоотношениями в семье».

4. При ответе на вопрос о влиянии обстановки в семье на становление характера и психологического состояния, респондент указала, что родители всегда старались сделать её жизнь лучше и дать ей больше, чем имеют они. Всё это помогло ей стать уверенной в своём будущем, целеустремленной и ответственной:

«Родители не имеют высшего образования, поэтому всегда пытались дать мне большее. Благодаря им я сейчас учусь в университете и имею возможность развиваться. Я очень ценю это и очень им благодарна».

5. В процессе взросления у респондента сложились установки на большую дружную семью, большой дом и сохранение отличных отношений со старшим поколением. По словам респондента, с возрастом ничего не изменилось, а только укрепилось еще сильнее:

«Я одна в семье, но всегда хотела трое детей, любящего мужа и большой дом. Обязательно, чтобы родители приходили в гости».

6. Личная жизнь респондента складывается отлично:

«Уже на протяжении 4,5 лет в отношениях со своим первым молодым человеком. В отношениях присутствует взаимопонимание, мы любим друг друга и хотим быть вместе всегда».

7. Вопрос о перенятии модели поведения родителей показал, что респондент хочет полностью использовать её в своей жизнь. По словам опрашиваемой, она очень рада, что имеет такой пример, который поможет ей правильно строить взаимоотношения в семье:

«Я считаю, что очень важно понимать, как вести себя в той или иной ситуации. Это замечательно, когда есть, с кого брать пример».

8. Респондент не заметила особого влияния поведения родителей на становление идеала партнера. Согласно полученному ответу, выбор идеального партнёра не основывался на каких-либо характеристиках:

«Особых критериев я для себя не выделяла, возможно, потому что не

видела отрицательных черт, которых бы хотела избежать».

9. Согласно полученному ответу на вопрос о проявлении черт поведения родителей, респондент считает, что в неё в полной мере проявились все положительные черты и особенности поведения:

«Я часто замечаю, что и в жизни и в отношениях веду себя так же как и родители. Причем с возрастом это проявляется всё чаще. В большинстве случаев это действительно помогает мне в различных ситуациях».

10. Респондент считает, что взаимоотношения в семье влияют на становление брачно-семейных установок и в большинстве случаев положительно. Ребенку очень сложно не пропускать через себя всё происходящее вокруг и он в любом случае это усваивает:

«Конечно, влияет. Даже если ребёнок рос в семье с постоянными конфликтами, он будет пытаться строить свою семью по-другому. На меня точно повлияли. Хочу такие же теплые взаимоотношения, как у моих родителей».

Исходя из полученных данных, атмосфера в семье респондента благоприятная и это оказало на неё положительное влияние.

Интервью со вторым респондентом помогло выявить следующее:

1. В семье респондента взаимоотношения были напряжённые на протяжении всего взросления, отношения с родителями складывались не совсем благополучно:

«Родители всегда находились на грани развода, постоянные ссоры из-за мелочей, которые перерастали в высказывания неприятных вещей. По отношению ко мне со стороны матери всегда было попустительство, она часто упускала важные моменты, вследствие чего становление меня как личности шло в худшую сторону. По отношению к отцу всегда был страх в детстве, он часто кричал, но по делу. Только с возрастом он начал воспринимать меня как равного».

2. Отношения между родителями респондента были нездоровыми, что следовало из их поведения, которое зачастую было неправильным, по словам опрашиваемого:

«Мама очень вспыльчива, зажигается от любой мелочи, не может промолчать и это перерастает в полномасштабный конфликт. Так было всегда. Отец, наоборот, любит умалчивать и не делиться проблемами. Он не умел никогда решать конфликты. Мама не любит когда поступают не по её, а отец обижается. Я отношусь к этому крайне отрицательно, потому что считаю неправильным. Мне это не давало спокойно жить».

3. В период осознанного возраста респондент ощущал себя крайне плохо из-за постоянных конфликтов дома:

«Из-за скандалов дома находиться не хотелось, но приходилось. С родителями близкого общения не было, оно больше было похоже на перепалки. С началом осознанного возраста начали появляться мысли о суициде, начал пить и курить, постоянно находился в непонятных компаниях, учеба испортилась. Такими способами старался протестовать,

привлекать внимание».

4. Обстановка в семье оказала значительное влияние на респондента, причем не в лучшую сторону:

«Повлияла однозначно. Из-за таких взаимоотношений в семье учеба испортилась, но в то же время начал увлекаться тем, что меня интересовало вопреки родителям и развиваюсь в этом до сих пор. Психологическое состояние не совсем уравновешенное. Я считаю, что это связано именно с семьей. Я очень вспыльчивый, как бы хорошо это не скрывал, злопамятный».

5. В подростковом возрасте установок на создание семьи у респондента не было, даже скорее были обратные установки:

«Отношений, брака, семьи не хотелось. Веры в чувства и любовь не было. Но с возрастом и приходом в мою жизнь важных людей стали меняться. Меняться начали уже в юношестве и очень постепенно и в какой-то момент очень резко сменились на противоположные».

6. Личная жизнь респондента складывается хорошо:

«На данный момент я нахожусь в отношениях довольно долго. Они складываются хорошо, я счастлив. Бытовые трудности в своих отношениях переносятся проще, чем в родительской семье, проблемы решаются быстро и не являются неожиданностью. Именно эти отношения стали переломным моментом в становлении брачно-семейных установок».

7. Респондент не хочет перенимать модель поведения своих родителей, ни в плане отношений, ни в плане отношения к жизни:

«Я считаю их поведение и модель построения семьи неверной, но я слишком долго впитывал это, к сожалению. Я замечаю за собой черты, которые присущи к моим родителям. Считаю это естественным. Какие-то черты я не приемлю и всячески их искореняю, но некоторые, пусть и негативные, я осознанно принимаю, они мне не мешают, даже наоборот».

8. Поведение мамы повлияло на становление идеала партнера респондента, хоть он считает это не совсем хорошим в связи с его ситуацией:

«Сначала вообще не хотелось связываться с девушками, так как мама вызывала крайне негативные эмоции из-за её поведения. В принципе поэтому не искал себе партнершу вообще, о каких либо особенностях не думал тем более. Но подсознательно выбрал ту, которая на неё в чем-то похожа».

9. В поведении респондента проявляются черты обоих родителей, как плохие, так и хорошие:

«Агрессивность, язвительность, злопамятность, но в то же время терпеливость».

10. По мнению респондента, взаимоотношения в семье очень влияют на становление установок на семью и брак:

«Брачно-семейные установки всегда зависели от отношений родителей и их поведения».

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что нездоровый климат в семье, ссоры, конфликты оказывают крайне негативное влияние на детей, что и происходило с опрашиваемым.

Интервью с третьим респондентом показало следующее:

1. Взаимоотношения в семье респондента были сложные, не чувствовалось легкости, а нахождение дома каждый раз вызывало чувство отчужденности:

«Отношения в семье были тяжеловатые и иногда напряжённые лет с 810. Постоянно были мысли, что лучше бы родители разошлись, чтобы всем стало проще».

2. Респондент оценивает поведение своих родителей как не совсем правильное:

«Мама всегда была более активной и взрывной, папа спокойный, иногда даже безразличный. Они не хотели слышать друг друга и поэтому не находили общий язык. Возможно, если бы каждый задумался о своих ошибках, всё можно было исправить».

3. В период осознанного возраста респондент ощущала себя по-разному, напряженная атмосфера в семье вызывала дискомфорт, но не оставила каких-либо крайне негативных воспоминаний:

« Я уже не помню точно, как именно себя ощущала. Иногда хорошо, иногда не очень».

4. Обстановка в семье оказала влияние на становление личности респондента:

«Оказала на психологическое состояние значительное влияние. Я стала более замкнутой, подвластной давлению других людей. Конечно, всё было не так уж и критично, но, я считаю, в другой ситуации всё могло быть иначе».

5. Взаимоотношения оказали влияние на брачно-семейные установки респондента. В основном это связано с негативным отношением к разводам:

«В подростковом возрасте особо не думала об этом. Единственное, что муж должен быть один, а развод - ну очень крайняя мера. Сейчас ничего особо не изменилось. Семью и детей я всегда хотела».

6. Личная жизнь респондента складывается не совсем гладко:

«В отношениях сталкиваюсь с трудностями. Зачастую не понимаю, как себя вести в той или иной ситуации. На данный момент не состою в отношениях».

7. Респондент не собирается перенимать модель поведения своих родителей:

«Мои родители в разводе, считаю, что их модель поведения не совсем успешная. Очень много ошибок с обоих сторон, которые вполне можно было избежать. Мне важно слышать партнера».

8. Поведение родителей отчасти повлияло на становление идеала будущего партнера:

«Повлияло, но не сильно. Должен быть умным и интересным как папа, но в остальном нет».

9. У респондента часто проявляются черты поведения родителей:

«Да, иногда очень сильно. Твердолобость и чрезмерное спокойствие от

папы и ещё много чего».

10. По мнению респондента, взаимоотношения в семье значительно влияют на становление брачно-семейных установок:

«Да. Взаимоотношения между мамой и папой, отношение отца к дочери очень сильно влияют на многое. Очень важно чувствовать легкость в своей семье, доверие и поддержку, иначе психологически будет очень сложно, могут очень поменяться приоритеты».

Таким образом, подводя итоги данного раздела, можно сделать следующие общие выводы:

1. Все респонденты представили три разные семейные ситуации: благоприятные отношения в семье, крайне негативные и напряжённые. Из этого можно сделать вывод, что отношения в различных семьях могут быть абсолютно разные и наличие детей, зачастую, не сдерживает родителей от необдуманных поступков.

2. Отношения между родителями в семьях тоже оказались абсолютно разными. Как крайне положительные, передающие любовь и поддержку, так и крайне нездоровые.

3. Согласно ответам на третий вопрос, эмоции от нахождения дома были зависимы от отношения родителей. Так, респондент, описывающая положительные взаимоотношения, отмечает, что чувствовала себя всегда хорошо, спокойно и уверенно. Обратная ситуация в семье, где были постоянные конфликты, ребенок думал о суициде, и его поведение было девиантным.

4. Ответы на вопрос о влиянии обстановки в семье на становление личности показали аналогичную ситуацию. В семье, где в отношениях всегда было спокойствие и любовь, ребенок стал увереннее и целеустремленнее. В семьях же, где всё было не совсем гладко, респонденты приобрели негативные качества: злость, агрессивность, замкнутость.

5. Прямая зависимость видна и в ответах на вопрос о становлении брачно-семейных установок. У респондента из семьи с благоприятным климатом всегда присутствовали установки на большую семью и детей. Второй респондент указал, что крайне негативно относился к семье в подростковом возрасте из-за нездоровой атмосферы дома. Третий респондент указала на желание иметь один брак, так как родители в разводе.

6. Личная жизнь респондентов тоже оказалась под влиянием взаимоотношений в семье. Долгие и прекрасные отношения у респондента из дружной семьи, длительное нежелание заводить отношения вообще у второго респондента и сложности в построении отношений - у третьего.

7. Ответы на вопрос о перенятии модели поведения родителей показали, что успешную модель поведения первый респондент хочет

перенять, респонденты из семей с неблагоприятными отношениями считают модели их родителей не приемлемыми, но при этом указывается особая степень влияния поведения родителей на их поведение в собственных отношениях.

8. Согласно полученным результатам, первый респондент не имела особого идеала будущего партнера и связывает это с отсутствием в отце черт, которые ей хотелось бы избежать. Второй и третий респондент указывают на нежелание иметь партнёра с определенными чертами родителей.

9. Все респонденты указали, что черты поведения родителей проявляются в них довольно часто, причем и положительные, и отрицательные.

10. По мнению респондентов, взаимоотношения в семье оказывают значительное влияние на становление брачно-семейных установок. При этом установки часто прямо пропорциональны отношениям.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что полученных данных можно сказать, что гипотезы исследования подтвердились:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Согласно ответам респондентов, взаимоотношения значительно повлияли на становление их брачно-семейных установок.

2. Психологическое состояние респондентов очень зависело от климата в семье.

3. Отношения родителей действительно становятся примером в построении своей семьи. Только положительную модель перенимают полностью, а в отрицательных стараются двигаться в противоположном направлении.

4. Один из респондентов указал, что относился негативно к отношениям, смотря на взаимодействие своих родителей. Из этого можно сделать вывод, что, зачастую, молодые люди из семей с нездоровым климатом не хотят иметь семью.

5. Два из трёх респондентов указали, что не хотели бы видеть определенные черты родителей в своем партнере. Из этого следует, что поведение родителей действительно становится основой для выбора партнера.

Таким образом, семейные взаимоотношения представляют собой одну из самых важных сфер для изучения, так как именно в семье происходит наша первичная социализация, становление нас как личности, наших установок. Поэтому очень важно, чтобы каждый понимал, какое влияние его поведение может оказать на его ребенка и старался контролировать себя. Ведь именно в юношеском возрасте происходит анализ социального опыта и формирования на его основе собственных образов будущей семьи.

Таким образом, чтобы предотвратить психологические трудности в построении семьи, необходимо не ждать, пока проявятся проблемы, которые требуется решить, важно обратиться к профилактике, которая поможет их предупредить. Для этого необходимо знать механизмы формирования

семейных представлений. Знание механизмов и составленных психологических программ по профилактике могут дать ответы на многие запросы общества, связанные с неблагополучными семьями.

Использованные источники:

1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М. : Грааль, 2000. - 416 с.

2. Бабинцев, В.П. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / В.П. Бабинцев ; под ред. Р.В. Ленькова. - М. : Юрайт, 2015. -416 с.

3. Ковалевский, М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / М.М. Ковалевский ; под ред. М.О. Косвена. - М. : ОГИЗ Государственное социально экономическое издательство, 1939. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.