Научная статья на тему 'Влияние вступления России в ВТО как участницы Таможенного союза'

Влияние вступления России в ВТО как участницы Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болдырева Дарья Михайловна, Тихонович Эллада Александровна

В настоящей работе рассмотрено влияние вступления России в ВТО как участницы ТС. Обозначены проблемы и перспективы таможенной политики ТС в условиях принятия Россией обязательств в качестве члена ВТО. Сделан вывод о том, что вопросы коллизий норм ВТО и Таможенного союза пока остаются открытыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние вступления России в ВТО как участницы Таможенного союза»

ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО КАК УЧАСТНИЦЫ

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Болдырева Дарья Михайловна, магистр Научный руководитель: Тихонович Эллада Александровна

к.э.н., доцент кафедры мировой и региональной экономики Волгоградский государственный университет

В настоящей работе рассмотрено влияние вступления России в ВТО как участницы ТС. Обозначены проблемы и перспективы таможенной политики ТС в условиях принятия Россией обязательств в качестве члена ВТО. Сделан вывод о том, что вопросы коллизий норм ВТО и Таможенного союза пока остаются открытыми.

Вопросом о том, как сложится дальнейшее развитие Таможенного Союза (ТС) в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), и исполнительные органы ТС, и бизнес-сообщество озадачились задолго до самого этого события.

19 мая 2011 г. в Минске главы России, Белоруссии и Казахстана подписали Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, направленный на решение проблемных моментов, возникающих в случае присоединения одного из членов Таможенного союза к ВТО. Следует отметить, что изначально три страны были намерены вступить в ВТО именно в рамках Таможенного союза. Нормы ВТО позволяют вступать в нее в качестве члена не только государствам, но и таможенным территориям. Например, Европейский Союз является полноправным членом ВТО. Но в ходе переговорного процесса не удалось достигнуть соглашения о единовременном вступлении Таможенного союза в ВТО. Вероятно, признание Таможенного союза в качестве члена ВТО станет возможным только после присоединения к этой организации всех участников Таможенного союза. Подобное ожидание может затянуться, поскольку Казахстан и Белоруссия пока выполнили «нормативы» для вступления в ВТО в качестве индивидуальных членов не более чем на 50 и 30%, соответственно.

Для разрешения неизбежных противоречий в нормах Таможенного союза и ВТО согласно Договору после вступления в организацию одного из членов Таможенного союза, которым в данном случае является Россия, нормы, предусмотренные Протоколом о ее присоединении к организации, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Соответственно, правила ВТО станут обязательными и для Белоруссии с Казахстаном. При этом на Россию ложится обязанность по информированию этих государств о принятых ею обязательствах, которые потребуют внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что частью правовой системы Таможенного союза становятся только те обязательства России, которые прежде подпадали под его полномочия или были предусмотрены его международными договорами.

Правовая система Таможенного союза допускает исключения из правил ВТО в части экспортных пошлин, торговли услугами и защиты прав на интеллектуальную собственность. Таким образом, обязательства России по торговле услугами не должны затрагивать обязательства других членом Таможенного Союза: Казахстан и Беларусь.

При наличии противоречий в части ставок импортных пошлин Россия, Белоруссия и Казахстан обязаны провести между собой консультации и в сжатые сроки вступить в переговоры с членами ВТО, чьи интересы затрагиваются такими противоречиями. При этом целью переговоров будет являться гармонизация импортных пошлин. Ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не могут превышать ставки, согласованные в результате гармонизации, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.

Особо стоит заметить, что Белоруссия и Казахстан в переговорах по обязательствам системного характера и вопросам, входящим в компетенцию органов Таможенного союза, должны будут стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствует обязательствам России как первой страны - участницы Таможенного союза, вступающей в ВТО. Принципиальные отклонения от таких обязательств подлежат обсуждению и согласованию сторонами Таможенного союза.13

В настоящее время Белоруссия и Казахстан как государства, еще не являющиеся членами ВТО, фактически имеют право отступать от положений Соглашения ВТО и обязательств, принятых Россией и ставших частью правовой системы Таможенного союза. В Договоре прямо закреплено, что Белоруссия и Казахстан вправе отступать от тех обязательств, по которым правовая система Таможенного союза требует корректировки в соответствии с правилами ВТО или если такие правоотношения автономно регулируются в рамках национальной правовой системы этих государств. При этом страна, использующая такие отступления, обязана известить об этом Комиссию Таможенного союза, которая осуществляет публикацию извещения. После присоединения к ВТО страна может продолжить пользоваться такими отступлениями только в том случае, если они прямо предусмотрены условиями ее присоединения к организации. При этом стоит заметить, что ответственность за нарушения норм ВТО одним из участников Таможенного Союза не будет влечь их ответственность по процедуре, установленной ВТО. Таким образом, ответственность за нарушения норм ВТО одним из участников Таможенного Союза будет ложиться на Россию.

Права и обязательства членов Таможенного Союза, принятые ими при вступлении в ВТО, не могут быть отмены или ограничены органами Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между государствами - членами Таможенного союза. При

13

Сабельников Л.В. Исторические и методологические аспекты функционирования таможенных союзов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010.- №6 - С. 58

этом международные договоры, заключаемые в рамках Таможенного союза, должны соответствовать положениям Соглашения ВТО уже с момента вступления в силу Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, то есть с момента вступления России в организацию. В то же время нормы правовой системы Таможенного союза, более либеральные по сравнению с Соглашением ВТО и не противоречащие ему, могут не корректироваться в течение переходного периода после вступления одного из государств Таможенного союза в ВТО в целях эффективного функционирования Таможенного союза и развития

14

международной торговли.

Но тем не менее, законодательство Торговой организации будет превалировать над нормами Единого Экономического Пространства. «Впервые в истории новой России мы перешли к работе наднационального регулятора. Мы добровольно отдали государственные регулирующие полномочия на наднациональный уровень» - сказал заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев.

Значит, нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью его правовой системы. При этом устанавливается приоритет обязательств стороны в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках Таможенного союза.15

При создании ТС, единый таможенный тариф был согласован странами-участницами на уровне 10,6%. В связи с вступлением России в ВТО, - Евразийская экономическая комиссия уже объявила о разовом снижении ряда импортных пошлин ТС. Снизится единый таможенный тариф ТС до уровня 7,5-7,8%. Именно с таким средним тарифом согласовала свое присоединение к ВТО Россия.

Одним из аспектов является и отражение вступления РФ в ВТО на деятельности тех предпринимателей, которые уже активно пользуются преимуществами Таможенного Союза, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.

Исследование эффектов создания ТС (в том числе проведенные прямые опросы среди предпринимателей) показывают, в целом, положительное отношение бизнеса к ТС и ЕЭП, и сдержанно-настороженное - к ВТО. Так, среди малого и среднего бизнеса российско-казахстанского приграничья положительно оценивают образование ТС и ЕЭП трех стран - свыше 85% предпринимателей.

Среди первых положительных моментов внутри ЕЭП, которые уже отмечены предпринимателями, и которые не теряют актуальности с включением положений ВТО в правовую систему ТС, следует упомянуть упрощение ряда процедур на внешней границе, что совпало с более широким

14

Матвеева Т. А. Развитие таможенного права в условиях становления интеграционных объединений в рамках ЕврАзЭС // Административное право и процесс.- 2013.- № 6.- С. 72 - 76.

15 Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу // Независимая Газета,-2011,-№3 - С.29

задействованием систем электронного декларирования и документооборота в частности российской таможенной службой, а также обеспечение свободного товарооборота и отсутствие таможенного оформления внутри

ЕЭП, свободное передвижение товаров и инвестиций между государства-

^16

.

Вместе с тем, предприниматели внутри ТС и ЕЭП выявили рост конкуренции между производителями трех стран. Теперь, после вступления в ВТО первой из стран ТС, будет усиливаться конкуренция с производителями и поставщиками услуг и из третьих стран.

Большая часть финансистов считает, что при вступлении стран ТС в ВТО сама идея союза перестает иметь место.

Сергей Чалый, независимый финансовый аналитик, считает, что «Сам ТС задумывался как механизм противодействия вступлению России в ВТО. Таким образом, неодновременное и нескоординированное с другими странами - участницами Таможенного союза вступление России в ВТО фактически лишает ТС смысла».17

Но, тем не менее, совместное вступление в ВТО положительно повлияет на аграрный сектор стран Таможенного союза. Для достижения максимальной эффективности целесообразно выработать согласованную позицию, как по ведению переговорного процесса, так и по условиям вступления. При этом приоритетом общей стратегии в ближайшей перспективе должно стать развитие конкурентоспособности аграрных экономик стран пространства и на основе этого - вступление в ВТО.

Следовательно, после вступления стран в ВТО, идея Таможенного Союза и ЕврАзЭС не потеряется, так как еще такие страны, как Белоруссия, Таджикистан пока не готовы вступит в ВТО.

Таким образом, можно говорить о том, что главным вопросом для компаний, учрежденных на территории стран-участников Таможенного союза, будет заключаться в следующем: как будут сочетаться ставки, предусмотренные Единым таможенным тарифом Таможенного Союза, со ставками импортного тарифа, определенными Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров. Фактически члены Таможенного союза, ратифицировав Договор, взяли на себя обязательства включить ставки таможенных пошлин, которые будут применяться для России после вступления в ВТО, в Единый таможенный тариф Таможенного союза. При этом на текущий момент почти треть предельных ставок, установленных обязательствами по ВТО, превышают применяемые в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза и вряд ли будут снижены на начальном этапе интеграции стран Таможенного союза в ВТО.

Помимо ввозных пошлин вступление России в ВТО оказывает влияние на размер ставок вывозных пошлин и сборов за таможенные операции.

16 Всё о таможне/ Как сложится судьба Таможенного союза после вступления России в

ВТО/ http://www.tks.ru/reviews/2012/08/29/01

17

Госсертификат/ВТО против ТС/ http://gostcertificate.ru/novosti/2011/12/vto-protiv-ts

Так, постановлением правительства от 21.07.2012 N 756 утверждаются новые ставки пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы Таможенного союза. Кроме того, согласно постановлению правительства от 20.07.2011 N 595 снижается размер сборов за таможенные операции до 30 тыс. руб. в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет более 10 млн. руб.

Другим значимым событием, связанным с вступлением России в ВТО, является отмена лицензирования импорта и экспорта алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, 22 августа 2012 года вступило в силу решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 747, которое касается применения мер нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции, теперь исключенных из перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Также утрачивает силу положение о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на территорию ТС на основании лицензий, выдаваемых Мин-промторгом.

Таким образом, следствием вступления России в ВТО явились серьезные изменения в сфере таможенного регулирования. Это должно оказать непосредственное влияние как на внешнеторговый оборот России и других участников ТС, так и на развитие национальных экономик. Упрощение импортно-экспортных операций соответствует выбранному Россией курсу на открытость мировой торговой системе. Применение новых правил выявляет все преимущества и недостатки интеграционных процессов.

В любом случае для России интеграция в мировую экономику стала необратимым процессом, требующим изменения действующего законодательства. Необходимо сформировать системный подход к увязыванию положений таможенного и смежного с ним законодательства с международно-правовыми стандартами. В данной связи требуется:

- обеспечить контроль соответствия положений таможенного законодательства нормам ВТО, не ущемляя при этом интересов государств - участников Таможенного союза (Казахстана и Беларуси);

- усилить контроль содержания федеральных законов и подзаконных нормативных актов в области таможенного дела, издаваемых на территории РФ, с целью недопущения их противоречия нормам ВТО;

- гармонизировать таможенное законодательство с финансовым, административным, гражданским, банковским законодательством.

До сих пор не согласованы поправки в Таможенный кодекс ТС (этот процесс идет уже второй год). В данной связи необходимо установить сроки для такого согласования

- обеспечить единообразие правоприменительной практики обновленного таможенного законодательства;

- проводить систематический мониторинг соответствия таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации нормам ВТО.

В таком мониторинге должны быть задействованы территориальные таможенные органы (таможни) и расположенные в регионах государственные органы и организации (например, правительства субъектов Федерации, торгово-промышленные палаты). С целью выявления коллизий, возникающих при применении норм ВТО в области таможенного дела, целесообразно проводить опросы, анкетирование, использовать иные методы сбора и обобщения информации относительно представителей хозяйствующих субъектов, а также лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных представителей, таможенных перевозчиков и пр.).

Одной из проблем, возникших одновременно с образованием Таможенного союза, стала фактическая легализация некоторых способов контрабанды. Речь идет о потоке товаров (самого широкого ассортимента) в Россию из Казахстана, куда такой товар переправляется из Китая. Вопросы разрешения этой проблемы активно обсуждаются на международных переговорах, необходимо вынести их и на уровень ВТО. С этой целью следует поддержать позицию органов власти по поводу возможности прикомандирования уполномоченного органа от Таможенного союза к штаб-квартире ВТО. В Послании Президента РФ Федеральному собранию отмечается, что «стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России, от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции» Следует обратить внимание на максимальное упрощение таможенных процедур для иностранных инвестиций, направляемых в первую очередь в отрасли, наиболее чувствительные к условиям вступления в ВТО, - легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство. Регулирующее воздействие таможенной политики должно резко снизить влияние протекционистских мер на внешнюю торговлю товарами. Необходимо помочь нашим производителям конкурировать с иностранными фирмами. В данной связи в России необходимо предложить инвесторам более выгодные условия в сравнении с Беларусью и Казахстаном. В настоящее время Казахстан для ведения бизнеса предлагает более льготные условия. Так, в Казахстане ставка НДС составляет 12% (в России -18%), социальные отчисления - 5% (в России - 30%). Если же учесть еще и льготы, а также специальный режим для предпринимателей, то неудивителен факт, что российский бизнес начинает перетекать в Казахстан. За последние два года в Казахстане перерегистрировалось более 5 тыс. российских компаний. В рамках ВТО действует отдельный документ, касающийся инвестиционных мер, связанных с торговлей, - Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС), заключенное в г. Мар-ракеше 15 января 1994 года. Указанное соглашение касается только тор-

говли товарами и требует отмены мер, применяемых к иностранным инвесторам и несовместимых с обязательством предоставления национального режима и отмены количественных ограничений, в частности:

- мер, нацеленных на проведение закупок или использование предприятием товаров отечественного происхождения или из любого отечественного источника;

- мер, требующих, чтобы закупки или использование предприятием импортируемых товаров ограничивались количеством, связанным с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров;

- мер, ограничивающих импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, в целом или в количестве, связанном с объемом или стоимостью экспортируемых им местных товаров;

- мер, ограничивающих импорт предприятием товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте объемом поступлений иностранной валюты, причитающейся предприятию;

- мер, ограничивающих экспорт или продажу предприятием товаров на экспорт, выражаемых в виде либо конкретных товаров, их объема или стоимости, либо в виде доли от объема или стоимости его местного производства.

В данной связи наиболее благоприятный инвестиционный режим требуется в отношении товаров, способствующих налаживанию и развитию производственных объектов, технологий, промышленных установок, технических устройств и т. д. Такой режим предусматривает не только максимальное снижение (а в отдельных случаях и ликвидацию) ставок ввозных таможенных пошлин, но и устранение административных барьеров, нередко сопряженных с коррупционными деяниями.

Таким образом, с момента ратификации соглашения о вступлении России в ВТО страны - участники Таможенного союза обязаны соблюдать требования этой организации в рамках обязательств по ВТО, взятых на себя Российской Федерацией, включая запрет на установление дискриминационных режимов в отношении иностранных партнеров и отказ от предоставления преференций национальным компаниям, снижение таможенных пошлин в соответствии с предельными ставками, установленными приложениями к Протоколу о вступлении России в организацию. При этом преимуществ, предоставляемых странам, уже являющимся членами ВТО, Белоруссия и Казахстан не получат до тех пор, пока не согласуют и не подпишут протоколы о своем вступлении в организацию. Иными словами, в результате вступления России в ВТО на Белоруссию и Казахстан распространяются обязательства, вытекающие из Соглашения ВТО, а не права, предоставляемые участникам общества. Частично данную проблему позволяет решить заключение соглашений о зоне свободной торговли в формате СНГ и планах по заключению такого соглашения с ЕС.

Вопросы коллизий норм ВТО и Таможенного союза пока остаются открытыми. Формальное закрепление в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы приоритета норм ВТО с момента вступления в него одного из договаривающихся государств не исключает возможного появления проблем имплементации положений Всемирной торговой организации в законодательство Таможенного союза на практике.

Список литературы

1. Всё о таможне/ Как сложится судьба Таможенного союза после вступления России в ВТО / http://www.tks.ru/reviews/2012/08/29/01

2. Госсертификат/ВТО против ТС / http://gostcertificate.ru/novosti/2011/12/vto-protiv-

ts

3. Матвеева Т. А. Развитие таможенного права в условиях становления интеграционных объединений в рамках ЕврАзЭС // Административное право и процесс.- 2013.- № 6.- С. 72 - 76.

4. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу // Независимая Газета,-2011,-№3 - С.29

5. Сабельников Л.В. Исторические и методологические аспекты функционирования таможенных союзов // Российский внешнеэкономический вестник.- 2010.- №6 - С. 58

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Васильчук Евгений Степанович, к.э.н., доцент Рухманова Надежда Анатольевна, к.э.н., доцент Ивановский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова

Рассмотрены вопросы, связанные с ролью инвестиционной привлекательности в реиндустриализации экономики депрессивного региона. Дается оценка взаимосвязи инвестиционной активности и основных индикаторов экономического роста в регионе.

В современных условиях реиндустриализация рассматривается не только как базовая идея создания новой экономики России, но и как путь выхода из рецессии. Сохранение действующей в стране экономической модели не только тормозит её экономический рост, но и становится угрозой национальной безопасности. По мнению С. Д. Бодрунова, проведение ре-индустриализации предполагает одновременное решение масштабных задач по нескольким взаимосвязанным направлениям:

- в ходе реиндустриализации требуется восстановить или модернизировать производственные мощности, утраченные или устаревшие в процессе деиндустриализации;

- осуществить программы и проекты инновационной индустриализации;

- перейти на стадию нового индустриального развития с учетом особенностей и технологических вызовов индустрии грядущих десятилетий [1].

Особую актуальность задача реиндустриализации приобретает в депрессивных регионах России, в которых деиндустриализация экономики про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.