Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ'

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегулируемое обучение / ведущая деятельность / психологическое новообразование / рефлексия / самоидентификация / волевая регуляция / мотивационная сфера.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малика Зукуруллаевна Талипова

В тезисе рассматривается проблема взаимосвязи возрастных особенностей с основами формирования саморегуляции обучения студентов, описываются психологические особенности юношеского возраста. Рассмотрено влияние ведущей деятельности юношеского возраста на формирование психологических новообразований, детерминирующих развитие навыков саморегулируемого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ»

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Малика Зукуруллаевна Талипова

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека,

преподаватель

АННОТАЦИЯ

В тезисе рассматривается проблема взаимосвязи возрастных особенностей с основами формирования саморегуляции обучения студентов, описываются психологические особенности юношеского возраста. Рассмотрено влияние ведущей деятельности юношеского возраста на формирование психологических новообразований, детерминирующих развитие навыков саморегулируемого обучения.

Ключевые слова: саморегулируемое обучение, ведущая деятельность, психологическое новообразование, рефлексия, самоидентификация, волевая регуляция, мотивационная сфера.

ANNOTATSIYA

Tezis yosh xususiyatlarining talabalar ta'limini o'z-o'zini tartibga solishni shakllantirish asoslari bilan o'zaro bog'liqligi muammosini ko'rib chiqadi, yoshlikning psixologik xususiyatlarini tavsiflaydi. Yoshlarning etakchi faoliyatining o'z-o'zini tartibga soluvchi ta'lim ko'nikmalarini rivojlantirishni belgilaydigan psixologik rivojlanishning shakllanishiga ta'siri ko'rib chiqiladi.

Kalit so'zlar: o'z-o'zini tartibga soluvchi ta'lim, etakchi faoliyat, psixologik rivojlanish, aks ettirish, o'zini o'zi aniqlash, irodali tartibga solish, motivatsion soha.

ABSTRACT

The thesis examines the problem of the relationship of age characteristics with the basics of the formation of self-regulation of student learning, describes the psychological characteristics of adolescence. The influence of the leading activity of adolescence on the formation of psychological neoplasms that determine the development of self-regulated learning skills is considered.

Keywords: self-regulated learning, leading activity, psychological neoplasm, reflection, self-identification, volitional regulation, motivational sphere.

234

Современная система образования предъявляет довольно высокие требования к студентам, обусловленные социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе. Успешное достижение учебных целей и задач возможно при рациональной организации своего обучения студентами, что предполагает регуляцию своего обучения. В связи с этим немаловажным фактором являются возрастные особенности формирования саморегулируемого обучения.

Время обучения в высшем образовательном учреждении совпадает с юношеским возрастом, в данной возрастной период ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Психологическим новообразованием юношеского возраста является личностное и профессиональное самоопределение, активно развивается осознание ответственности и необходимость выполнения определенных обязательств.

Формирование и развитие рефлексии начинается в подростковом возрасте. По мнению Е. В. Толбатовой, формирование рефлексии в подростковом периоде является важным фактором развития саморегуляции деятельности [1]. В данном возрастном периоде активно формируется волевая активность, а в юношеском - механизмы волевой активности уже достаточно развиты. Четко сформирована потребность в самостоятельности, подразумевающей личную ответственность, выработку собственных оценок и критериев или безусловного принятия чужих, удобных на настоящий момент [2]. Развитию самостоятельности способствует развитие саморегуляции деятельности, которое воплощается в развитии соответствующих регулятивных умений.

В юношеском возрасте видоизменяется мотивационная сфера обучения. С усложнением учебной деятельности и расширением социальной жизни формируются мотивы целеполагания и достижения, потребность в коллективной работе, где у каждого есть своя зона ответственности.

Описывая особенности юности, многие авторы определяют данный возраст как период самоидентификации в процессе познания себя и своей личности, выбора профессии. Если подростковый период можно охарактеризовать как кризисный, то юношеский - стабильный, во время которого происходит развитие саморегуляции и возможности контроля за своей деятельностью, что обусловлено более ровным эмоциональным фоном и познавательной активностью.

Юношеский возраст А.В. Зобков считает периодом, при котором саморегуляция учебной деятельности становится ведущим новообразованием,

235

активно изменяющимся в процессе обучения. На первый план выступают специфические когнитивные действия, формирующиеся под воздействием профессионального государственного стандарта обучения, также возрастает роль мотивационно-организационных факторов. В ходе проведенного им исследования были получены данные, что на первых курсах обучения студенты все еще позиционируют себя как объекты обучения, проявляя достаточно низкую производительность и эффективность своего обучения. На последних курсах обучения ведущим становится интеллектуально-волевой компонент, детерминирующий развитие самостоятельности и ответственности [3].

Таким образом, период юношеского возраста можно определить, как период активного развития саморегуляции деятельности личности. Учебная деятельность и процессы познания приобретают самостоятельный характер, совершенствуются элементы саморегуляции обучения - процессы постановки цели, планирования, осуществления контроля и рефлексии, что связано с актуализацией личностного смысла обучения и усложнением мотивационной сферы личности студента.

REFERENCES

1. Абдурахдмов, К. А. (2023). СУБСЕНСОР АЙТИБ ТУРИШ ВА ОНГСИЗЛИК ДАРАЖАСИДАГИ УСТАНОВКАЛАР АНГЛАНГАНЛИКНИ ТУЛДИРУВЧИ Х,ОДИСА СИФАТИДА. Talqin va tadqiqotlar, 1(21).

2. Осницкий, А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 52-59.

3. Зобков А. В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности: монография. Под науч. ред. проф. Н. П. Фетискина. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. 320 с.

4. Усманова, Ш. Ж., Хамракулова, Д. Ф., & Рахматова, Ф. М. (2019). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ. In EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY (pp. 88-90).

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.