Научная статья на тему 'Влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов'

Влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1389
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алифиренко О.В., Уварова Г.Н.

В статье приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования по проблеме влияния волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов, указываются используемые методики и даётся описание полученных показателей, обращается внимание на значение волевых качеств в личностном развитии студента и роль педагога в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов»

ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ, САМОКОНТРОЛЯ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СТУДЕНТОВ

1 2 © Алифиренко О.В. , Уварова Г.Н.

Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) ЮФУ,

г. Волгодонск

В статье приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования по проблеме влияния волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов, указываются используемые методики и даётся описание полученных показателей, обращается внимание на значение волевых качеств в личностном развитии студента и роль педагога в этом процессе.

Ключевые слова воля, волевые качества, волевая регуляция, самоконтроль, жизнестойкость.

Современная социальная ситуация характеризуется глобальным расширением масштабности, сложности и частоты серьезных чрезвычайных ситуаций во всем мире, что оказывает большое воздействие на психическое здоровье и психологическое благополучие людей. В связи с этим, наибольшую актуальность обретает проблема жизнестойкости, являющаяся необходимым качеством личности и особенно в студенческий период, который характеризуется высокой стрессогенностью.

Интенсификация учебной деятельности в современном обществе, как и усложнение процессов социальной жизни, приводит к повышению уровня психоэмоционального напряжения, к трудностям в саморегуляции, адаптации, сотрудничестве, общении, в конечном счете - к дезинтеграции жизненных сил и снижению психологического здоровья студентов [1, с. 42].

Волевая регуляция позволяет мобилизовать студента на преодоление трудных жизненных ситуаций, способствует развитию положительного отношения к своим обязанностям, чувства личной ответственности за свое поведение, умения управлять собой, сохранять самоконтроль в трудных ситуациях, обеспечивает неподверженность отрицательным влияниям, сохранение активности в любой ситуации.

Однако влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов недостаточно изучено. В связи с этим, возникает проблема, будет ли высокий уровень развития волевой регуляции, самоконтроля приводить к повышению жизнестойкости.

1 И.о. заведующего кафедрой Психолого-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

2 Доцент кафедры Психолого-педагогических дисциплин, кандидат психологических наук.

Проведенный теоретический анализ по проблеме исследования позволил выделить следующее.

В психологии существует два основных подхода к пониманию воли: мотивационный и регуляционный. Регуляционный подход выдвигает на первый план проблему опосредованности поведения и средств овладения собой (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. Ф. Лазурский), мотивационный -в основу ставит проблему желания или хотения, т.е. причины активности субъекта (В. Вундт, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и др.).

Воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так или для отказа от него. Основной элемент воли - это акт осознанного принятия решения.

Анализ литературы показал, что сложность изучения проблемы воли также состоит еще в том, что в научном сознании воля понимается по-разному. Этот разнобой в понимании воли нашел отражение в научном ее понимании двумя противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое - с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека [3, с. 15].

При этом одни авторы под волей понимают всякую произвольную регуляцию, другие же склонны учитывать только те акты человеческого поведения, которые ориентированы на преодоление трудностей и препятствий -силу воли (отсюда и характеристики человека как волевого или безвольного).

Итак, воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [5, с. 373].

Самоконтроль - это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле - высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции и является важнейшим элементом способности человека достигать поставленных целей.

Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека. К числу общих принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, принцип произвольности самоконтроля.

В соответствии с временным принципом следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (итоговый) виды самоконтроля. Объектом предварительного самоконтроля является цель и программа еще только предстоящей деятельности. Текущий

самоконтроль направлен на проверку правильности промежуточных результатов. Результирующий самоконтроль подводит итоги проделанной деятельности. В соответствии с пространственным принципом различают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля.

Согласно структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля иерархически организованно. Самоконтроль пронизывает все психические явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можно говорить о самоконтроле относительно протекания отдельного психического процесса: ощущения, восприятия, опознания, мышления и др.; о самоконтроле человека за собственным психическим состоянием, например, самоконтроль эмоциональной сферы; о самоконтроле как о свойстве человека, ставшем в результате воспитания и самовоспитания чертой его характера.

В соответствии с принципом произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида деятельности. Непроизвольный самоконтроль происходит на уровне механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма, и их функционирование и осуществляется вне сферы сознания человека [7, с. 85].

Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру.

Говоря о составе волевых качеств, имеется в виду их совокупность (их количество, различия и связи между ними), разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Н.Ф. Добрынин, В.К. Калин, С.А. Петухов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Р. Ассаджиоли). Было решено считать, что волевых качеств 20. Однако это не унифицировало перечень и определения волевых качеств в различных учебниках и учебных пособиях по психологии. Набор волевых качеств в них выглядит порой как случайный [2, с.373].

Слабая дифференцированность волевых качеств отмечается даже в работах такого крупного специалиста по воле, как А.Ц. Пуни, который объединил эти качества попарно: решительность и смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание [3, с. 149].

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности, содержания, количества и классификации волевых качеств.

Жизнестойкость представляет собой личностное качество, позволяющее воспринимать кризисные события как менее травматичные за счет активной личной позиции, осознания собственной возможности преодолеть психологический кризис, положительной переоценки события с акцентированием внимания на личностном росте. Жизнестойкое отношение студента

проявляется в снижении значимости кризисного события, вовлеченности в решение проблемы при отсутствии гарантий успеха, в извлечении положительного опыта из кризисной ситуации [6, с. 48].

До сих пор не существует единого видения сущности понятия жизнестойкости. Данный феномен зачастую сливается со схожими терминами, такими как «жизнеспособность» (Б.Г. Ананьев), «жизнетворчество» (Д.А. Леонтьев), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдеггер), «трансценденция» (С.Л. Рубинштейн), «зрелость» (Б.Г Ананьев, Г. Олпорт) [8, с. 252].

Жизнестойкость включает в себя два компонента: жизнестойкое поведение и жизнестойкое отношение. Жизнестойкое поведение предполагает активное преодоление кризисных ситуаций, мобилизацию сил, избегание крайностей, ориентацию на сохранение собственного здоровья, личностных ресурсов. Мадди С. рассматривает открытый им феномен достаточно широко, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие жизнестойкость, может стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превращения препятствий и стрессов в источник роста и развития [6, с. 44].

Цель исследования - выявить влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов.

Исследование проводилось на базе Волгодонского института (филиала) ЮФУ. В исследовании принимали участие 60 респондентов, из которых 54 женщины и 6 мужчин в возрасте 21-45 лет.

В ходе исследования применялись следующие методики: тест «Выявление выраженности самоконтроля» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев и С.В. Фирсова), опросник «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль, адаптирован С.А. Шапкиным), тест жизнестойкости (адаптированный Д.А. Леонтьевым опросник С. Мадди), «Формализованная модификация методики самооценки Дембо-Рубинштейн» (В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана).

На первом этапе исследования были получены первичные статистические данные по методикам «Тест жизнестойкости» и «Выявление выраженности самоконтроля». Анализ результатов по методике «Тест жизнестойкости» показал следующее. У 35 % студентов выявлен низкий уровень по шкале «контроль», это значит, что студенты могут испытывать чувство собственной беспомощности, не проявляют самостоятельности в выборе собственной деятельности. У 60 % студентов выявлен высокий уровень по шкале «принятие риска». Следовательно, они опираются на свой жизненный опыт, стремятся действовать, даже, если не уверены в успехе своей деятельности.

Затем был определен высокий, средний и низкий уровень компонентов самоконтроля по методике «Выявление выраженности самоконтроля»: у 40 %

студентов выявлен высокий уровень склонности к социальному контролю, следовательно, эти студенты способны на высоком уровне контролировать свое поведение в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия. Высокий уровень общего показателя склонности к самоконтролю выявлен только у 28 % студентов. Это говорит о том, что студентам сложно контролировать свои эмоции, процесс деятельности, оценивать промежуточные результаты деятельности, контролировать свое поведение в процессе взаимодействия с другими людьми.

На втором этапе были получены данные по методикам «Шкала контроля за действием» и «Формализованная модификация методики самооценки» и было выявлено:

- средние значения жизнестойкости у студентов с низким, средним и высоким уровнем самоконтроля в эмоциональной сфере. Статистический анализ показал, что самоконтроль в деятельности влияет на вовлеченность и контроль студентов. Следовательно, студенты склонные к самоконтролю в процессе реализации различных видов деятельности, проявляют самостоятельность в выборе собственной деятельности, которая может влиять на результаты происходящего, вовлечены в процесс выполнения своей деятельности и получают от нее удовольствие. Таким образом, самоконтроль в деятельности влияет на жизнестойкость студентов;

- антиципирующий самоконтроль в деятельности влияет на жизнестойкость студентов; выявлены средние значения жизнестойкости у студентов с низким, средним и высоким уровнем текущего самоконтроля;

- текущий самоконтроль влияет на жизнестойкость студентов; выявлены средние значения жизнестойкости у студентов с низким, средним и высоким уровнем социального самоконтроля;

- студенты, склонные к самоконтролю собственного поведения в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия, вовлечены в происходящее, могут найти для себя интересную деятельность, от выполнения которой получают удовольствие; определены средние значения жизнестойкости у студентов с низким, средним и высоким уровнем самоконтроля;

- 62 % респондентов при планировании и 77 % при реализации ориентированы на состояние (ОС). Это говорит о том, что студенты, испытывают трудности, выполняя деятельность, в которой необходимо отвлекаться от несущественной информации или действий, удерживать внимание на своей деятельности, проявлять настойчивость, они постоянно переживают по поводу незавершенной деятельности или свершившихся неудач и испытывают чувство беспомощности;

- 82 % респондентов при неудаче ориентированы на действие (ОД). Следовательно, студенты, которые могут встретить трудности при выполнении деятельности, более успешно с ней справляются и способны дольше сохранять активность своих действий;

- выявлены статистически значимые различия между группами с ОС и ОД при планировании по показателям жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска; при реализации по показателям жизнестойкости: вовлеченность и контроль. Следовательно, студенты, ориентированные на действие, при принятии решения вовлечены в этот процесс и получают от него удовольствие, могут влиять на результаты своей деятельности, действуют, даже если не уверены в успехе, усваивают знания из своего жизненного опыта. Студенты, ориентированные на действие, при реализации самостоятельно выбирают свою деятельность, увлечены ее выполнением, могут влиять на показатели своей деятельности, получают от нее удовлетворение (использовался математический метод обработки непараметрический критерий Манна-Уитни).

Для определения связей волевых качеств и компонентов жизнестойкости студентов использовался математический метод обработки корреляционный анализ Пирсона. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статистически значимые связи между волевыми качествами и жизнестойкостью студентов корреляционный анализ Пирсона

Волевые качества Показатели жизнестойкости

Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

Гху р Гху р Гху р Гху р

Ответственный ,370** ,004 ,272* ,035

Целеустремлённый ,341** ,008 ,482** ,000 ,416** ,001 457** ,000

Настойчивый ,263* ,042 ,257* ,047 ,283* ,028

Инициативный ,345** ,007 ,264* ,041 ,273* ,034 ,332** ,010

Самостоятельный ,310* ,016 ,328* ,011 ,255* ,050 ,337** ,008

Смелый ,301* ,019 ,259* ,045

Уверенный ,368** ,004 ,424** ,001 ,353** ,006 ,428** ,001

Внимательный ,359** ,005

Примечание. На рисунке использованы следующие обозначения: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01.

Получены следующие результаты: 1. Выявлена положительная взаимосвязь целеустремленности, инициативности, самостоятельности, уверенности со всеми показателями жизнестойкости. Следовательно, студенты, которые стремятся добиваться поставленной цели, поддерживать усилия по ее достижению, по собственной инициативе ставить цели, самостоятельно

принимать и исполнять решения, верить в свои возможности по преодолению препятствий способны преодолевать заданные жизнью кризисные ситуации, мобилизовать свои силы.

2. Установлена положительная взаимосвязь ответственности с контролем. Это значит, студенты, которые умеют исполнять свои обязанности и готовы дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой, самостоятельно могут выбирать собственную деятельность и влиять на ее результаты.

3. Выявлена положительная взаимосвязь настойчивости с контролем и принятием риска. Следовательно, студенты, способные длительно стремиться к цели, несмотря на трудности и неудачи, увлечены процессом выполнения деятельности, получают от нее удовлетворение, действуют, даже если не уверены в успехе, усваивают знания из своего жизненного опыта.

4. Установлена положительная взаимосвязь смелости с контролем. Из этого следует, что студенты при отсутствии страха и боязни риска, могут сами выбирать собственную деятельность и влиять на ее результаты.

5. Выявлена положительная взаимосвязь внимательности с вовлеченностью. Это значит, что студенты сосредоточены на том, что происходит в их жизни, вовлечены в происходящее, могут найти для себя интересную деятельность и получить от нее удовлетворение.

В результате осуществленного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Самоконтроль в деятельности и социальный самоконтроль влияет на жизнестойкость студентов - чем выше самоконтроль в деятельности и социальный самоконтроль, тем выше жизнестойкость студентов. Следовательно, студенты склонные к самоконтролю в процессе реализации различных видов деятельности, к самоконтролю собственного поведения в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия, проявляют самостоятельность в выборе собственной деятельности, которая может влиять на результаты происходящего, вовлечены в процесс выполнения своей деятельности и получают от нее удовольствие.

2. Существуют значимые различия между студентами, ориентированными на действие, и студентами, ориентированными на состояние, при планировании и реализации. У студентов, ориентированных на действие, показатели жизнестойкости выше, чем у студентов, ориентированных на состояние. Следовательно, студенты, ориентированные на действие, при принятии решения и при реализации вовлечены в этот процесс, самостоятельно выбирают свою деятельность и получают от нее удовольствие, могут влиять на результаты

своей деятельности, действуют, даже если не уверены в успехе, усваивают знания из своего жизненного опыта.

3. Существует положительная взаимосвязь между ответственностью, целеустремленностью, настойчивостью, инициативностью, самостоятельностью, смелостью, уверенностью, внимательностью и показателями жизнестойкости - чем выше у студентов развиты эти волевые качества, тем выше показатели жизнестойкости. Следовательно, студенты, которые стремятся добиваться поставленной цели, самостоятельно принимать и исполнять решения, верить в свои возможности по преодолению препятствий, исполнять свои обязанности и готовы дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой, сосредотачиваться на том, что происходит, без страха и боязни риска, увлечены процессом выполнения деятельности, получают от нее удовлетворение, действуют, даже если не уверены в успехе, усваивают знания из своего жизненного опыта, самостоятельно могут выбирать собственную деятельность и влиять на ее результаты.

Педагогам профессионального образования необходимо понимать, что волевые качества студентов - одни из важных психологических предпосылок успешного преодоления ими возникающих трудностей, сохранения должной работоспособности и достижения высокой успеваемости. Волевое поведение сопровождается работой сознания. Преподавателю данный факт полезно знать и, руководствуясь им, применять методы формирования сознания личности: осуществлять педагогическое воздействие на идеалы, мировоззрение, отношения студентов, привносить нравственные знания в сознание студента (мораль, эстетические представления, отношения к окружающему миру), оказывать помощь студенту в обобщении собственного опыта, его поступков, действий, мотивов, поведения в целом.

Особого внимания заслуживает формирование у студента нравственных привычек. Привычка отличается от навыка или умения тем, что, однажды образовавшись, она сама побуждает студента к должному поведению. Поэтому необходимо обратить внимание и на такой факт: воля формируется в деятельности, в самостоятельной работе студентов по развитию у себя определенных сфер. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студенту правильно составить программу работы над собой, а затем достаточно эффективно реализовать ее, добившись определенного прогресса в развитии своей индивидуальности.

Формировать волевые качества студентов в вузе необходимо следующим образом:

- закреплять положительную мотивацию к обучению в вузе;

- формировать навыки преодоления возникающих трудностей;

- развивать способность к целеполаганию;

- систематически накапливать опыт деятельности, требующей волевых усилий;

- анализировать причины неудач, что вызывает у студента стремление к преодолению трудностей;

- внушать студентам уверенность в своих силах, показывать, что у них есть все возможности добиться успеха;

- стимулировать целенаправленное самовоспитание воли, которое должно основываться на положительном отношении студентов к учебе, будущей профессии, на понимание ими значимости волевых качеств.

В процессе направленного педагогического воздействия у студентов формируются:

- положительное отношение к своим обязанностям;

- чувство личной ответственности за свое поведение;

- умение управлять собой, сохранять самоконтроль в трудных ситуациях;

- навыки соблюдения установленного порядка;

- самооценка поведения с точки зрения степени его соответствия требованиям общества и принципам нравственности;

- умение мобилизовать свои силы и способности в соответствии с решаемой задачей [1, с. 46].

Используя данные рекомендации, можно повышать уровень развития волевой регуляции, самоконтроля и, тем самым, повышать жизнестойкость студентов.

Список литературы:

1. Ефименко С.В.Особенности регуляции эмоционально-волевой сферы студентов // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - № 13. -С. 41-47.

2. Иванников В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 480 с.

3. Ильин Е.П. Психология воли. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

4. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М. 2010. - 316 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: уч. для вузов. - СПб., 2012. - 582 с.

6. Наливайко Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов / Т.В. Наливайко, З.А. Шакурова // Вестник южно-уральского государственного университета. -2010. - № 27. - С. 44-49.

7. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Изд-во ЛГУ, 1989. - 191 с.

8. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.