литературе это обычно объясняется влиянием условий обитания рыб, например, наличием или отсутствием растительности.
На фотографиях, представленных в статье Н.Н.Березовикова, почти у всех синиц хорошо виден обрез хвоста. Такой обрез характерен для большой синицы (у бухарской он ступенчатый). К тому же и цвет хвоста, как у сфотографированных птиц, характерен лишь для P. major.
Таким образом, по нашему мнению, следует повременить с утверждением о расширяющейся гибридизации этих видов синиц. Ведь на тех же основаниях можно предположить и об изменении фенотипа большой синицы в новых для неё условиях.
Литер атур а
Березовиков Н.Н. 2014. Новый очаг гибридизации большой Parus major и бухарской P. bokharensis синиц в Алмате и вероятные последствия эксперимента по акклиматизации большой синицы в Тянь-Шане // Рус. орнитол. журн. 23 (1016): 1972-1980.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1021: 2113-2115
Влияние водохранилищ Днепра на миграции птиц
А.Б.Кистяковский, В.А.Мельничук
Второе издание. Первая публикация в 1975*
Представление о постоянстве пролётных направлений и характере сезонных миграций оказывается не вполне точным. Резкие изменения ландшафтных особенностей приводят к тому, что сложившийся пролётный стереотип поведения быстро перестраивается. Лабильность этого стереотипа проявилась на Днепровском пролётном пути, который в результате гидростроительства из речного превратился в озёрный. На месте прежних песчаных отмелей, заливных лугов и пойменных водоёмов образовались обширные пространства водохранилищ, исчезли пойменные леса и береговые песчаные отмели, изменился состав и характер водной растительности и животного населения водоёмов.
До возникновения искусственных водоёмов на пойменных озёрах и заливах Днепра, на песчаных островах и широких несудоходных протоках останавливались на отдых и кормёжку разнообразные водоплавающие и околоводные птицы. Численность их была сравнительно не-
* Кистяковский А.Б., Мельничук В.А. 1975. Влияние водохранилищ Днепра на миграции птиц // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 1: 70-72.
высокой. Количество птиц в стаях колебалось от нескольких особей до нескольких десятков, реже сотен. Самые значительные скопления не превышали 2-3 тысяч. Перелёт шёл обычно короткими этапами, по несколько десятков километров. Нередко птицы меняли направление пролёта и возвращались на недавно покинутые места.
Огромная акватория и обширные мелководья в первый же год существования Киевского моря стали местом остановки многочисленных стай водоплавающих и болотных птиц. Концентрация уток в сотни раз превышала скопления их на соответствующем участке днепровской поймы до создания водохранилища. В стаях иногда было по 10 и даже 20 тыс. особей. Во второй половине октября на акватории присутствовало до 60 тыс. птиц. Резко изменился и характер пролёта (массовое перемещение дичи сразу на расстояние до 150 км).
На северных водохранилищах Днепровского каскада в течение всего периода перелёта численно преобладают кряквы Anas platyrhyn-chos, чирки-трескунки Anas querquedula, которые постепенно сменяются свистунками Anas crecca, лысухами Fulica atra. Многочисленными бывают свиязи Anas penelope, шилохвости Anas acuta, красноголо-вые нырки Aythya ferina, гоголи Bucephala clangula. В разгар перелёта возрастает численность хохлатой чернети Aythya fuligula, встречаются большой Mergus merganser и средний M. serrator крохали, луток Mer-gus albellus, турпан Melanitta fusca и даже синьга Melanitta nigra, которая была до зарегулирования Днепра редким залётным видом. Интересно, что лысуха, которая держится на водохранилищах весь период перелёта сотенными и тысячными стаями, в районе ложа Киевского моря прежде не встречалась.
Появился новый пролётный вид — чеграва Hydroprogne caspia, ставший на Киевском водохранилище самым обычным мигрантом. Порой чеграва по численности оказывается на третьем месте среди всех чай-ковых птиц. Большинство чеграв летит из Финляндии, часть — из Швеции. Интересно, что с Киевского водохранилища чегравы поворачивают на юго-запад.
Во время послегнездовых кочёвок с низовьев Днепра и с Чёрного моря стали залетать севернее Киева большие Egretta alba и малые E. garzetta белые цапли, бакланы Phalacrocorax carbo и хохотуньи Larus cachinnans, отмечена чайконосая крачка Gelochelidon nilotica.
Изменились сроки миграций некоторых птиц. Малые крачки Sterna albifrons стали задерживаться под Киевом до середины сентября, речные Sterna hirundo и чёрные Chlidonias niger крачки - до второй декады октября, большие кроншнепы Numenius arquata - до начала ноября, травники Tringa totanus и большие веретенники Limosa limosa встречаются в первой декаде октября (т.е. на 2-5 и даже 8 недель позже сроков окончания пролёта).
По незамерзающим участкам в районе ГЭС на Днепре стали зимовать сизая Larus canus и озёрная L. ridibundus чайки, свистунок, лысуха и некоторые другие виды.
Резко сократилось число пролётных куликов-песочников, разных улитов, больших кроншнепов, бекасов Gallinago gallinago, почти полностью исчезли пролётные дупеля Gallinago media и ряд других птиц.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1021: 2115
Нахождения белохвостой пигалицы Vanellochettusia leucura на северо-восточном побережье Каспийского моря
В.В.Неручев
Второе издание. Первая публикация в 1991*
В низовье реки Эмбы (северо-восточное побережье Каспия) пара белохвостых пигалиц Vanellochettusia leucura отмечена нами 18 июля 1979 на берегу протоки в урочище Айранколь. Ещё 3 птицы наблюдались 17 июля 1981 на грязевой отмели в урочище Шубарпала (южная часть дельты Эмбы), одна из них добыта. В начале 1970-х годов зоолог В.И.Макаров несколько раз встречал белохвостую пигалицу в этом районе в весенне-летнее время. Всё это позволяет предполагать редкое гнездование вида в пойменных угодьях дельты Эмбы.
Ю ^
* Неручев В.В. 1991. Краткие сообщения о белохвостой пигалице [Гурьевская область] // Редкие птицы и звери Казахстана. Алма-Ата: 174.