Научная статья на тему 'Влияние внешности как детерминанта личностной и профессиональной успешности человека'

Влияние внешности как детерминанта личностной и профессиональной успешности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5719
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / УСПЕХ / SUCCESS / ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / APPEARANCE AND BEHAVIOR OF A PERSON / ИМИДЖ / IMAGE / ЧЕСТОЛЮБИЕ / AMBITION / ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ МОТИВЫ / AMBITIOUS MOTIVES / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ОБРАЗ "Я" / IMAGE OF "I"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Недбаева С. В., Котова И. Б., Филин М. М.

Проблемы внешности относятся к числу личных и межличностных проблем в психологии, являются предметом научно-психологической рефлексии. В течение достаточно длительного времени анализ внешнего облика осуществлялся в связи с категорией тела, имиджем, невербальным поведением и позиционированием человека в различных социальных ситуациях и сферах. В данной статье акцентировано внимание на взаимосвязь внешнего облика и честолюбивых устремлений человека, выражающихся в стремлении получить превосходство при первом впечатлении, при трудоустройстве и т.п. Сегодня становится понятным, что успешные действия не возникают сами собой, что реализация намеченных целей и использование своего ресурса зависит от уровня развития личности, от осознания присущего человеку модуса его бытия. Внешность человека напрямую связана с его личностной и профессиональной успешностью. Социально-активный человек, озабоченный престижем, тщеславием и личными достижениями, оказывается наиболее мотивированным в отношении своего внешнего вида. Демонстрируя внешний облик, человек с его помощью стремится донести до других свой личностный замысел, свой Проект жизнетворчества, направленный на экспансию того психологического пространства, которое он считает для себя ценным и желательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PERSONAL APPEARANCE AS A DETERMINANT OF PROFESSIONAL SUCCESS OF THE PERSON

Problems of appearance are among the personal and interpersonal problems in psychology, are the subject of scientific and psychological reflection. For quite a long time, the analysis of the external appearance was carried out in connection with the body category, image, and non-verbal behavior and positioning of the person in various social situations and spheres. This article also focused on the relationship of appearance and ambitious human aspirations expressed in the desire to gain the upper hand at first impression, employment, etc. Today it becomes clear that successful actions do not arise by themselves, that the implementation of the goals and the use of their resources depends on the level of development of the individual, on the understanding of the inherent mode of his being. The appearance ofa person is directly related to his personal and professional success. A socially active person, concerned with prestige, vanity and personal achievements, turns out to be the most motivated in relation to his appearance. Showing the appearance of a person using it seeks to convey to others their personal plan, your project of life-creation aimed at expansion of the psychological space, which he considers a valuable and desirable for her.

Текст научной работы на тему «Влияние внешности как детерминанта личностной и профессиональной успешности человека»

2018, том 20 [6]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-86-92

УДК 159.923

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Недбаева С.В., Котова И.Б., Филин М.М.

ОЧУ ВО «Армавирский социально-психологический институт», г. Армавир, Российская Федерация

Аннотация. Проблемы внешности относятся к числу личных и межличностных проблем в психологии, являются предметом научно-психологической рефлексии. В течение достаточно длительного времени анализ внешнего облика осуществлялся в связи с категорией тела, имиджем, невербальным поведением и позиционированием человека в различных социальных ситуациях и сферах. В данной статье акцентировано внимание на взаимосвязь внешнего облика и честолюбивых устремлений человека, выражающихся в стремлении получить превосходство при первом впечатлении, при трудоустройстве и т.п. Сегодня становится понятным, что успешные действия не возникают сами собой, что реализация намеченных целей и использование своего ресурса зависит от уровня развития личности, от осознания присущего человеку модуса его бытия. Внешность человека напрямую связана с его личностной и профессиональной успешностью. Социально-активный человек, озабоченный престижем, тщеславием и личными достижениями, оказывается наиболее мотивированным в отношении своего внешнего вида. Демонстрируя внешний облик, человек с его помощью стремится донести до других свой личностный замысел, свой Проект жизнетворчества, направленный на экспансию того психологического пространства, которое он считает для себя ценным и желательным.

Ключевые слова: личность, успех, внешний облик и поведение человека, имидж, честолюбие, честолюбивые мотивы, психическое здоровье, образ «Я».

Проблемы внешности относятся к числу личных и межличностных проблем. Человек опирается на то, какие эмоции он у себя вызывает, насколько он отвечает эталонам, которые кажутся ему престижными и знаковыми. Сегодня становится понятным, что успешные действия не возникают сами собой, что реализация намеченных Проектов и использование своего ресурса зависит от уровня развития личности, от осознания присущего человеку модуса его бытия [7, 8].

В индивидуальной жизни, в ауре значений каждого конкретного человека достаточно часто, с большей или меньшей силой возникают приватные переживания, связанные со своим внешним

видом, с удовлетворенностью собой, со своим статусом, с достижениями, с отношением с человеческим и предметным миром. Эти переживания редко бывают эксплицированы вовне. Чаще всего они остаются в фондах личных переживаний, принимая участие в создании моделей или картин мира, которые уже имеют статус личностных.

Существуют различные подходы к определению внешнего облика. Представители этих подходов включают в структуру внешности различные компоненты, отражающие те или иные функции. К ним обычно относят устойчивые и динамические невербальные компоненты, то есть, особенности строения тела и различные способы его

~ 86 ~

—--—

оформления: косметику, одежду, прическу, украшения.

Некоторые психологии склонны рассматривать внешность, скорее, как родовую, а не индивидуальную характеристику человека, соотносимую с психологическими и социально-этическими особенностями его идентичности.

В результате такой трактовки облика утрачивается целостная картина взаимосвязи различных способов подражания и самопредъявления, а также становится проблематичным понимание взаимозависимости между психологическими и социально-психологическими особенностями человека, способами оформления и конструирования его внешнего облика.

Наиболее адекватным подходом к изучению внешнего облика является такой, где он рассматривается как подвижная система, включающая в пространство социального общения социокультурные и личностные детерминанты, соотносимые с особенностями идентичности субъекта в рамках проблемы «Я» внешнее и «Я» внутреннее

[9].

Попытки построения модели «личность -внешний облик» предпринимались с незапамятных времен. Они дошли в форме таких наук, как френология, хиромантия, физиогномика, конституциональная типология и т.п. Демонстрируя внешний облик, человек с его помощью стремится донести до других свой личностный замысел, свой Проект жизнетворчества, направленный на экспансию того психологического пространства, которое он считает для себя ценным и желательным. Стремление выделиться среди прочих, иногда очень многих, помогает человеку «выпасть из общего ряда», заставляет его быть в курсе модных тенденций и ориентиров [5].

Совершенствованием внешнего облика люди занимались во все времена. Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны. Они могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим - о его поле

и возрасте, по третьим - о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, на основании которых, люди делают заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии.

По определенным признакам мы судим о том, чем занят человек и насколько он включен в деятельность. Анализ показывает, что признаки-сигналы, из которых слагается внешний облик и поведение человека, могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять регулятивную или прагматическую функцию. Будучи отраженными, признаки - сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую систему знаний, которую он привык связывать с каждым из этих сигналов, и предупреждают его о необходимости определенного поведения по отношению к тому человеку, которому этот признак-сигнал присущ.

Осведомительная и регулятивная функции сигнала тесно связаны, но полностью не покрывают друг друга. При богатстве связей с другим человеком и при наличии сравнительно высокого уровня психологической и гражданской зрелости взаимодействующий субъект может воспринять в другом человеке значительное число признаков-сигналов. Но, как правило, лишь часть этих сигналов становится регулятором поведения познающего субъекта при взаимодействии с воспринимаемым человеком. Остальные признаки-сигналы, отраженные в этот момент, будут как бы составлять избыточную информацию.

Когда в ходе взаимодействия людей появляются новые задачи, происходит перераспределение признаков, отражаемых познающим субъектом. Признаки, которые в предыдущей совместной деятельности имели для познающего субъекта только осведомительное значение и регулятивной нагрузки не несли, теперь начинают выполнять прагматическую функцию. Те же сигналы, которые ранее имели регулятивное значение, теперь переходят в разряд несущих, по преимуществу, осведомительную информацию. Чем ограниченнее опыт общения человека, тем

~ 87 ~

—--—

меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке.

С другой стороны, смысловая наполненность сигнализации о другом человеке может возрастать при отражении его познающим субъектом в процессе совместной деятельности, но она может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не использоваться вообще. Такой сигнал будет в этом случае только потенциальным.

Факты на каждом шагу убеждают, что при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которые он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, определенная часть потока сигналов, получаемых при отражении облика и поведения партнера по деятельности, носит чисто осведомительный характер. И лишь в тех случаях, когда взаимодействие людей начинает идти не так, как хотелось бы одному из участников деятельности, и, стало быть, когда оказывается под угрозой достижение желаемого им результата, указанные сигналы из разряда только осведомляющих переходят в разряд регулирующих его действия. Связываясь с другими прагматическими сигналами, они более или менее перестраивают его поведение по отношению к этому человеку.

Имеющуюся у человека или поступающую к нему в процессе взаимодействия с другим человеком информацию можно условно разделить в зависимости от ее содержания, способов хранения и целей использования. Можно выделить, прежде всего, обще осведомительную информацию. Это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время. Она используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека и влияет на выработку общего подхода к нему. Затем можно выделить более конкретную и ограниченную осведомительную информацию, говорящую о готовности другого человека к деятельности определенной сложности и длительности, а также

о характерном для него поведении в условиях этой деятельности.

Существует так же текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая при взаимодействии с ним в данный момент, в совершенно конкретных условиях при совместном решении определенной задачи и используемая немедленно. Все эти виды информации не отделены друг от друга.

Объем и значение каждого из них зависит от характера и продолжительности совместной деятельности. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков партнера по деятельности для каждого - свой.

Затем можно выделить более конкретную и ограниченную осведомительную информацию, говорящую о готовности другого человека к деятельности определенной сложности и длительности, а также о характерном для него поведении в условиях этой деятельности. Существует так же текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая при взаимодействии с ним в данный момент, в совершенно конкретных условиях при совместном решении определенной задачи и используемая немедленно.

Все эти виды информации не отделены друг от друга. Объем и значение каждого из них зависит от характера и продолжительности совместной деятельности. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков партнера по деятельности для каждого - свой.

Отсюда понятен интерес к соблюдению диет, к занятиям физическими упражнениями для изменения формы тела, к значительным тратам на косметические товары и готовности пойти на риск, связанный с косметической хирургией. Наибольшее беспокойство вызывают у американок размер живота (71%), общий вес тела (60%) и мышечный

~ 88 ~

—--—

тонус (58%), а 43% американских мужчин недовольны своей внешностью.

Главным объектом недовольства является лицо. Так же очень широко распространено недовольство размером груди. Выявлено, что на протяжении всей жизни, начиная с подросткового возраста, женщины проявляют большее недовольство, чем мужчины. По последним данным неудовлетворенность мужчин растет и составляет от 50 до 75%. Большинство американцев мужчин хотели бы иметь более выраженную мускулатуру. Мужчины проявляют особую тревогу по поводу потери волос и набора веса. Многие из переживаний мужчин по поводу внешности связаны с образами СМИ. Они убеждают, что надо обладать фигурой форме V. Многие мужчины уверены, что женщины отдают предпочтение мужчинам с высокой степенью мускулистости.

Англичан волнует размер носа, вес, кожные заболевания. Английские женщины не совсем удовлетворены грудью и животом, а мужчины во главу списка ставят лысину. У молодежи от 17 до 21 года в Англии 79% мужчин и 82% женщин не удовлетворены одним или более аспектами своего внешнего вида. Женщины, в основном, не довольны избытком веса, а 48% недовольны формой ягодиц, формой бедер.

Проблема внешнего облика человека уже давно стала предметом научно-психологической рефлексии. В течение достаточно длительного времени анализ внешнего облика осуществлялся в связи с категорией тела, с имиджем, с невербальным поведением и позиционированием человека в различных социальных ситуациях и сферах. Чаще всего внешний облик описывается посредством выделения в нем структурных компонентов для обозначения их функций и соотношения с профессиональной и личностной успешностью. Исходя из того, какие компоненты включаются в структуру внешности, существуют различные подходы к его определению.

Так, В.М. Богуславский включает в структуру внешности устойчивые и динамические невербальные компоненты, то есть, особенности строения тела и различные способы его оформления:

косметику, одежду, прическу, украшения. В традициях американской социальной психологии внешний облик изучается в рамках исследований аффилиативности и инверсной гендерной идентичности. Внешность рассматривается скорее, как родовая характеристика субъекта, нежели, индивидуальная характеристика, соотносимая с психологическими и социально-этическими особенностями его идентичности. В результате такой трактовки внешнего облика утрачивается целостная картина взаимосвязи различных способов подражания и самопредъявления. Это делает проблематичным понимание взаимозависимости между психологическими и социально-психологическими особенностями субъекта, способами оформления и конструирования внешнего облика [6].

Наиболее принятым в психологии является такой подход, который рассматривает внешний облик как подвижную систему, включающую в пространство социального общения его социокультурные и личностные детерминанты, соотносимые с особенностями идентичности субъекта в рамках проблемы «Я» [2].

Эмпирические попытки построения модели внешнего облика предпринимались с незапамятных времен. Они отражены в таких науках, как френология, хиромантия, физиогномика, конституциональная типология и т.п. Проблема взаимосвязи внешнего облика и идентичности обсуждалась еще в древней философии в рамках вопроса о связи души и телом. В настоящее время многие исследователи обращаются к данной проблеме на различных уровнях научного анализа. На сегодня озабоченность внешностью стала трендом.

Психологи выявили, что внешность является значимой детерминантой становления и функционирования личности. В процессе формирования представлений о себе и своем Я человек опирается на то, какие эмоции он у себя вызывает, насколько он отвечает эталонам, которые кажутся ему престижными и знаковыми.

Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним

~ 89 ~

—--—

относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь. Психические процессы и присущие человеку в каждый момент внутренние психические состояния коррелируют с конкретными нервно-физиологическими и биохимическими характеристиками организма. Сложные психологические образования, которые представляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятельности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно-временные структуры.

Каждая такая структура включает конкретные характеристики мимики, пантомимики, интонации, телодвижений, качества деятельности и прочее. Она является сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических процессах и состояниях его партнера по деятельности. Следует отметить, что осведомительную и регулятивную функции несет комплекс в целом, а его компоненты в отдельности воспринимаются далеко не всегда.

В осуществлении указанных функций эти компоненты не равноценны. Совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное значение, обладает сложной структурой. В нее, как правило, входят признаки разных модальностей (воспринимаемые зрительно, на слух, иногда кожно-мы-шечным путем). Одни из признаков, образующих структуру такого сигнала, характеризуются постоянством, другие - вариативностью. Человек, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия с людьми, выделяет и объединяет признаки, характерные для каждого состояния.

Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. В процессе общения люди чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. Это значение лица в процессе общения определяется тем, что на

лице расположены важнейшие дистантные рецепторы, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и соответствующих им состояний у разных людей неодинаковы.

Изучению особенностей восприятия человеком лиц других людей и дифференциации их выражений посвящено много исследований. Авторы этих работ стремятся проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего, выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья, установить основания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц, соответствующие разным эмоциональным состояниям.

У каждого человека в процессе жизни формируются требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные "эталоны", с которыми он сопоставляет лиц, имеющих тот же статус или ту же профессию. У человека вместе с тем формируются «представления-образцы» о людях, которые отвечают этим требованиям в меньшей степени или совсем не соответствуют. Все эти «эталоны», формируются у человека в процессе совместной деятельности с другими людьми. По мере развития профессиональности, с изменением самого человека как личности он обогащается новыми чертами, под влиянием которых эталоны переосмысливаются, становятся все более обобщенными. Однако это не меняет их функции в процессе познания людьми друг друга, и они продолжают выполнять роль «мерки», которую он прикладывает к каждому человеку.

Вместе с тем на формировании этих «эталонов» или «мерок», которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт познания и общения. Если же опыт общения че-

~ 90 ~

—--—

ловека ограничен, то его суждения могут быть неверными в силу поспешного обобщения. Не меньшее значение в формировании впечатления о другом человеке имеют «стереотипы», которые актуализируются в сознании оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности. Наиболее точная оценка получается при опоре на различные эталоны-стереотипы. Причем, чем больше внутри них градаций, тем точнее оценка и тем меньше в ней схематизма [3].

Так как у человека существует идеализированный образ себя, то у него возникает много волнений при несовпадении созданного образа и того, что он видит в зеркале. Изменения в худшую сторону приводят к негативным самоощущениям и к снижению самооценки. Различные источники дают нам представления о том, что люди всегда вкладывали средства в украшения, позволяющие им улучшить свою внешность. Во все времена люди предпринимали попытки, чтобы выглядеть лучше.

Современный человек оказывается достаточно озабоченным своим имиджем. Свои честолюбивые устремления люди чаще всего не выставляют напоказ, а тщательно маскируют. Однако они все же проглядывают в их манере одеваться, в определенной прическе, в стиле общения и взаимодействия, в голосовом интонировании. Акцентирование внимания на своей внешности обусловлено стремлением получить превосходство при первом впечатлении, при трудоустройстве, при знакомстве с новыми людьми. Эффективная реализация честолюбивых мотивов невозможна без ухода за собой, за своим внешним видом. Как говорил И. Кант, человек должен быть честолюбив. Честолюбие и тщеславие психологи характеризуют как погоню за почестями, должностями, карьерой. Оно приобретает форму страстного стремления, рвения, усиленного старания, желание славы, почестей, социального успеха. Из этого следует, что честолюбивыми могут быть замыслы, намерения преуспеть и притязания на успех [4].

Чаще всего, честолюбивые люди склонны испытывать чувства гордости по поводу своей внешности или своих способностей. Они много

думают о своей красоте, уме и других своих качествах. Честолюбие может переходить в хвастливое, надменное и самодовольное поведение, которое другие находят смешным и нелепым. Честолюбивые клиенты, будучи самовлюбленными и самодовольными, нуждаются в излишнем восхищении их достоинствами [1].

Социально - активный человек, озабоченный престижем, тщеславием и личными достижениями, оказывается наиболее мотивированным в отношении своего внешнего вида. Демонстрируя внешний облик, человек с его помощью стремится донести до других свой личностный замысел, свой Проект жизнетворчества, направленный на экспансию того психологического пространства, которое он считает для себя ценным и желательным. Стремление выделиться среди прочих, иногда очень многих, помогает человеку «выпасть из общего ряда», заставляет его быть в курсе модных тенденций и ориентиров. Внешность человека является значимой детерминантой его личностной и профессиональной успешности. Стремление оказать нужное впечатление на других людей, заставляет его рефлексировать по поводу своих внешних данных.

Человек является собственным рекламистом, создавая образы себя, заслуживающие внимания и позитивной оценки у значащих, референтных людей. Это значит, что он все время занимается саморекламой, несмотря на тщательные усилия ретушировать производимые с собой изменения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Барсукова О.В. Честолюбие. Представление о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. Монография. - СПб.: Речь, 2010. 184 с.

[2] Бодалев А.А. Восприятие и познание человека человеком. М. 1982.

[3] Вулф Т. Костры амбиций/ Пер. с англ. И. Берн-штейн, В. Бошняка, СПб.: Амфора, 2003, 791с.

[4] Кант И. Лекции по этике: Пер. с нем./Общ. ред. Сост. и вступ. с. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2000.431 с.

[5] Котова И.Б. Человек: жизненный и личностный

~ 91 ~

—--—

ресурс: (Текст) монография. / Котова И.Б., Новгородская В.А. Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. 240 с.

[6] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов -на- Дону, Феникс, 1999.

[7] Недбаева С.В. Диагностика психического развития

детей: визуальный ракурс: учебно-методическое пособие / Недбаева С.В. - Ставрополь: Сервисшкола; Армавир: АСПИ, 2013. 204 с.

[8] Недбаев Д.Н. Управление персоналом: учебное пособие / Д.Н. Недбаев, И.В. Дикая. М.: Илекса, 2012. 380 с.

[9] Панферов В.Н. Психология человека: Учеб. по-соб. 2-е изд. СПб.: Изд-во 2002, 253 с.

INFLUENCE OF PERSONAL APPEARANCE AS A DETERMINANT OF PROFESSIONAL SUCCESS OF THE PERSON

Nedbaeva S.V., Kotova I.B., Filin M.M.

Armavir Social Psychological Institute, Armavir, Russian Federation

Annotation. Problems of appearance are among the personal and interpersonal problems in psychology, are the subject of scientific and psychological reflection. For quite a long time, the analysis of the external appearance was carried out in connection with the body category, image, and non-verbal behavior and positioning of the person in various social situations and spheres. This article also focused on the relationship of appearance and ambitious human aspirations expressed in the desire to gain the upper hand atfirst impression, employment, etc. Today it becomes clear that successful actions do not arise by themselves, that the implementation of the goals and the use of their resources depends on the level of development of the individual, on the understanding of the inherent mode of his being. The appearance ofa person is directly related to his personal and professional success. A socially active person, concerned with prestige, vanity and personal achievements, turns out to be the most motivated in relation to his appearance. Showing the appearance of a person using it seeks to convey to others their personal plan, your project of life-creation aimed at expansion of the psychological space, which he considers a valuable and desirable for her.

Key words: personality, success, appearance and behavior of a person, image, ambition, ambitious motives, mental health, the image of «I».

REFERENCES

[1] Barsukova O.V. Ambition. Chestolyubie. Pred-stavlenie o chestolyubii v hudozhestvennoj literature, religii i filosofii [The notion of ambition in fiction, religion and philosophy]. Monograph, St. Petersburg, Speech, 2010, 184 p.

[2] Bodalev A.A. Vospriyatie i poznanie cheloveka che-lovekom [Perception and knowledge of man by man], Moskow, 1982.

[3] Wolfe T. Kostry ambicij [Bonfires Ambitions]. Trans. with English. I. Bernstein, V. Boshnyak, St. Petersburg, Amphora, 2003, 791 p.

[4] Kant I. Lekcii po ehtike [Lectures on Ethics]: Trans. with Ed. Comp. and entry from. A.A. Guseinova. Moskow, Republic, 2000.431 p.

[5] Kotova I.B. Ehkspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie [Human Expression: Communication and Interpersonal Cognition] (Text)

monograph/Kotova I.B., Novgorodskaya V.A. Rostov-on-Don, Publishing House of the State Educational Institution of Higher Professional Education of the RIPK and ProPRO, 2011. 240 p.

[6] Labunskaya V.A. Ehkspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie [Human Expression: Communication and Interpersonal Cognition]. Rostov-on-Don, Phoenix, 1999.

[7] Nedbaeva S.V. Diagnostika psihicheskogo razvitiya detej: vizual'nyj rakurs [Diagnosis of the mental development of children: a visual perspective: a teaching aid] / Nedbaeva S.V. - Stavropol: Service school; Armavir: ASPI, 2013. 204 p.

[8] Nedbaev D.N. Upravlenie personalom [Personnel management]. A textbook./D.N. Nedbaev, I.V. Dikaya. Moscow: Ileksa, 2012. 380 p.

[9] Panferov V.N. Psihologiya cheloveka [Human Psychology]: Textbook. St. Petersburg, Publishing house, 2002, 253 p.

~ 92 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.