Научная статья на тему 'Влияние внешних систем оценки на качество образования в интерпретациях преподавателей и студентов университета'

Влияние внешних систем оценки на качество образования в интерпретациях преподавателей и студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EXTERNAL EVALUATION OF THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / LECTURER / СТУДЕНТ / STUDENT / КУЛЬТУРА КАЧЕСТВА / QUALITY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягудина Лилия Равилевна

В статье предпринята попытка определить, как потенциал влияния внешней системы оценки на качество высшего образования интерпретируется университетскими преподавателями и студентами. Представлены данные опроса, посвященного влиянию внешней оценки на качество образования, субъектах оценки его качества, культуре качества образования в вузе. Исследовательский материал подготовлен с использованием метода полуструктурированного интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of external systems of evaluating the quality of education in the interpretation of University lectures and students

The author of the article attempts to define how a potential of influence of external systems for evaluating the quality of higher education is interpreted by University lectures and students. It gives us information about a survey on the influence of external evaluation, subjects of evaluation of the quality, culture of education quality in University. Research material has been prepared using the method of semi-structured interview

Текст научной работы на тему «Влияние внешних систем оценки на качество образования в интерпретациях преподавателей и студентов университета»

Библиографический список | |

1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб., 2002. 2 о

2. Берч П. Тренинг. СПб., 2003. 1|

3. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М., 2002.

4. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. Л., 1983.

5. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2004.

6. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. М., 2006.

Л.Р. Ягудина

Влияние внешних систем оценки на качество образования в интерпретациях преподавателей и студентов университета

В статье предпринята попытка определить, как потенциал влияния внешней системы оценки на качество высшего образования интерпретируется университетскими преподавателями и студентами. Представлены данные опроса, посвященного влиянию внешней оценки на качество образования, субъектах оценки его качества, культуре качества образования в вузе. Исследовательский материал подготовлен с использованием метода полуструктурированного интервью.

Ключевые слова: качество образования, внешняя оценка качества высшего образования, преподаватель, студент, культура качества.

Общая черта системных изменений в российском высшем образовании начала XXI в. - нацеленность на обеспечение качества образования, важной составляющей которого является объективная и прозрачная система внешней оценки качества. Термин «внешняя оценка» является «зонтичным» для всех видов оценки, осуществляемых субъектами, независимыми/внешними по отношению к объекту оценивания: к организации или к

s g ¡s лицам, осуществляющим образовательную деятельность. Традиционно к

0 11 внешней оценке относят аккредитацию, независимую оценку, обществен-

1 ° Л ную аккредитацию, рейтинги и др.

Ц. Несмотря на развитие различных форм внешней оценки качества выс-

О) о _ w w

^ & шего образования в новейшем российском законодательстве и программных документах, ее способность совершенствовать качество образования все еще остается под сомнением, особенно на том уровне, где это качество непосредственно создается, - на уровне преподавателей и студентов.

Цель нашей работы - определить, как потенциал влияния внешней системы оценки на качество высшего образования интерпретируется преподавателями и студентами. Данный анализ важен как для определения общих создающих культуру качества образования в вузе ценностей участников образовательного процесса, так и для выявления организационно-педагогических условий обеспечения эффективности оценочных систем.

Большинство современных дискуссий о состоятельности систем оценки качества образования сосредоточены на зонах амбивалентности в практике оценки, в том числе на противоречии между технократическим и культурологическим подходами.

В технократическом подходе университеты рассматриваются как некое производство, которое изготовляет продукт, соответствующий ранее установленным стандартам. Продукт - это студенты, которые демонстрируют определенный уровень достижений. Производство организуется по принципу «сверху вниз» (top down approach). Преподаватели не заинтересованы в качестве образования, нуждаются во внешнем контроле и в дальнейшем управляются путем установления зависимости вознаграждения от достигнутых результатов.

Другой, разделяемый нами, подход к вопросам оценки качества образования условно можно назвать культурологическим, он включает научные изыскания и практику, основанные на убеждении, что истинного качества можно добиться только при развитой культуре качества на всех уровнях и у всех участников образовательного процесса [4]. Концепция культуры качества основана на так называемом подходе «снизу вверх» (bottom up approach), заключающемся в инициировании мер по улучшению качества в организации в целом с уровня персонала и предполагающего личную ответственность каждого работника за качество производимого продукта перед остальными участниками процесса, основанную на общих ценностях, убеждениях, ожиданиях и обязательствах в отношении качества перед сообществом.

В концепции культуры качества оценка рассматривается как инстру- к мент обеспечения обратной связи для стратегического планирования в |о области повышения качества образования: «Культура качества опреде- | § ленно нуждается в акцентировании конструктивных оценок / созида- с ^ тельных циклов с обратной связью, но для этого нужно изменить отношение к оцениванию и оценке, понимая их как ориентацию на обратную связь ради повышения качества» [3, с. 70]. Единственным последствием оценки должны быть улучшения, а не контроль и последующее наказание, которые несовместимы с академическими ценностями. Мы считаем, что направленность оценки на повышение качества обеспечивают следующие условия: внедрение прозрачных правил и процедур, которые обсуждаются, а затем четко документируются и доводятся до сведения заинтересованных лиц; участие академических и административных сотрудников, студентов и внешних заинтересованных сторон во внутренних процедурах оценки; осуществление последующих процедур, связанных с результатами оценки; наличие доступной для всех заинтересованных лиц информационной базы, содержащей как показатели оценки, так и ее результаты.

Присутствие этих условий в российской системе оценки качества мы определим в следующей части статьи в ходе анализа мнений преподавателей и студентов отдельного университета о влиянии разных видов внешней оценки на качество высшего образования.

Исследовательский материал был собран в 2013/2014 учебном году. Респондентскую базу составили 32 студента третьего года обучения и 32 преподавателя технических дисциплин. Для выявления мнения респондентов был использован метод полуструктурированного интервью, при котором сохранялась возможность получить развернутые ответы и уточнить существенные для исследования детали.

Общее представление преподавателей о качестве образования оказалось достаточно устойчивым, оно находится в плоскости образовательных результатов: «Качество образования - это способность выпускника решать профессиональные задачи» (преподаватель, 40 лет); «Качество образования - это готовность студента к выполнению своей производственной деятельности» (преподаватель, 49 лет).

Студенты же рассматривают качество образования в первую очередь как качество потенциала вуза, выражающееся в качестве его кадровых, информационных ресурсов и качестве образовательного процесса: «Качественное образование - это такое образование, в котором в учебный план включены все дисциплины, нужные для будущей профессиональной дея-

™ е 55 тельности» (студент); «Качественное образование может быть только при | | | наличии в университете сильных преподавателей» (студент).

И преподаватели, и студенты в виде цели оценки качества образования Я» выделяют, прежде всего, контроль образовательного процесса. Можно ^ & предположить, что подобное видение обусловлено исторически сложившейся монополией государства в области образования, выражающейся, в том числе, и в традициях жесткого контроля качества образования по принципу «сверху вниз». Лишь 4 преподавателя со ссылкой на принципы менеджмента качества признают в качестве цели оценки обратную связь между участниками образовательного процесса.

Ответы на вопрос о показателях качества образования коррелируют с представлениями участников интервью о сущности качества образования и представляют собой следующий перечень объектов оценки качества образования: знания, умения, навыки студентов, количество преподавателей с учеными степенями, наличие опыта практической деятельности у преподавателей, трудоустройство выпускников вуза и т.д.

Надо отметить, что перечень показателей качества образования студентами совпадает с результатами наших предыдущих исследований, в которых студенты разных стран выделяли в качестве самых существенных такие характеристики качественного образования, как качество содержания обучения, качество преподавательского состава вуза и качество взаимодействий с потенциальными работодателями [2].

Подавляющее большинство преподавателей и студентов считают показатель трудоустройства недостаточным для оценки качества образования. Преподаватели указывают на зависимость этого показателя от объективных факторов, таких как социально-экономические, демографические, личностные и т.д. Одним из самых значительных ограничений трудоустройства выпускников технических вузов по специальности респонденты считают низкий уровень зарплаты технических специалистов на промышленных предприятиях.

В своих ответах на вопрос «Какие виды оценки качества образования Вы знаете?» большинство респондентов, прежде всего студентов, подменяют понятие «виды» понятием «методы», перечисляя такие из них, как тестирование, экзамен, контрольная работа и т.д.

Крайнюю неравномерность ответов респондентов на вопросы о видах оценки можно объяснить тем, что существовавшая в российской системе образования терминологическая неопределенность в области оценки была преодолена только в 2013 г. с выходом нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Новый закон ввел такие виды оценки, как независимая оценка качества образования, обществен-

ная и общественно-профессиональная аккредитация [1] и дал их одноз- к начное толкование. £ о

Почти все студенты затрудняются с определением влияния внешней | § оценки на качество образования. Т.к. вуз 2 года назад проходил обяза- ^ ^ тельную процедуру государственной аккредитации, студенты отождествляют внешнюю оценку именно с этой процедурой и говорят о том, что никаких изменений после аккредитации они не почувствовали. Та часть из них, которая была вовлечена в традиционную для аккредитации процедуру тестирования остаточных знаний, высказывают свое недоумение по поводу ее целесообразности.

Преподаватели также пытаются ответить на этот вопрос на основе своего опыта и также связывают внешнюю оценку с государственной аккредитацией. Она воспринимается ими только как разрешительная мера, необходимая для существования вуза. К внешним оценкам преподаватели относят и мониторинг эффективности деятельности вузов, проводимый Министерством образования и науки РФ с 2012 г.

Около трети преподавателей считают, что внутренняя оценка более эффективна, т.к., во-первых, она не воспринимается преподавателями как элемент контроля, имеющего репутационные последствия, во-вторых, именно в этом случае вуз остается центром ответственности за качество образования: «Чем больше контроля, тем больше негатива по отношению к процедуре оценки и тем больше стирается грань ответственности за качество» (преподаватель, 64 г.); «Коллектив спокойнее относится к внутренней оценке» (преподаватель, 51 г.).

Все преподаватели считают, что, кроме государственной, должны быть и другие виды внешней независимой оценки. Субъектами оценки, по мнению большинства из них, должны быть потребители образовательных услуг и образовательных результатов - студенты и работодатели. Однако преподаватели едины во мнении, что и студенты, и работодатели не готовы к участию в процедурах оценки, т.к. не имеют соответствующих компетенций. Один из преподавателей (54 г.) указывает на отсутствие профессионалов в этой сфере в целом по стране.

Студенты в качестве субъектов оценки перечисляют преподавателей, руководство структурных подразделений, вуза, Министерство образования и науки, лишь трое из них продолжили этот список упоминанием студентов, четверо - работодателей.

Преподаватели, отрицая технократический подход систем менеджмента качества, интуитивно приходят к пониманию необходимости формирования в вузе особой организационной культуры, но при этом не употребляют термин «культура качества». Часть преподавателей, говоря о том,

э е 55 что качество образования зависит от культуры, имеют в виду зависимость

о|| качества образования от личной педагогической культуры преподавате-

¡¡Л ля, другая часть указывает на необходимость формирования в организа-

||ф ции культуры, в которой качество образования должно быть разделяемой

ФО ^ тт /—

и поддерживаемой всеми ценностью: «Для того, чтобы университет мог обеспечить высокое качество образования, важно, чтобы имелась сложившаяся корпоративная культура, основанная на понимании ценности человеческого капитала» (преподаватель, 46 лет); «Качество должно быть общей ценностью для всего персонала» (преподаватель, 63 года).

Вопрос «Ведут ли усилия университета к культуре качества в высшем образовании?» вызвал у всех - и у преподавателей, и у студентов - просьбу объяснить суть этого понятия. После наших пояснений никто из студентов все равно не смог дать односложного ответа, преподаватели, соглашаясь с трактовкой этого феномена, говорили о сложности становления культуры качества в любом современном российском вузе: «В настоящее время вся система высшего образования в стране находится под жесточайшим контролем со стороны государства. Руководство вузов и преподаватели вынуждены думать только о финансовых результатах и количестве публикаций за рубежом, качество подготовки выпускников не является критичным для признания вуза государством» (преподаватель, 55 лет); «Все меры скорее приводят к сопротивлению преподавателей, т.к. они построены на механизме не мотивации, а страха» (преподаватель^ лет).

Таким образом, наблюдаются как недостаточная информированность преподавателей и студентов в отношении общих для современной российской системы образования тенденций обеспечения качества образования, так и отсутствие в вузовском сообществе осознания смысла и роли новых видов внешней оценки для повышения качества образования. В обеих группах респондентов отмечается наличие стереотипа восприятия внешней оценки качества образования как тождественного понятию «контроль образования», обусловленного, на наш взгляд, их личным опытом и отсутствием устойчивых моделей негосударственной внешней оценки качества в российской системе образования.

Из этого мы можем сделать вывод, что даже такой состоявшийся к настоящему времени институт внешней оценки качества образования, как государственная аккредитация, не способен влиять на качество образования, а именно - мотивировать вузы в целом и преподавателей, в частности, к совершенствованию качества образования. В связи с этим возможность влияния негосударственных видов внешней оценки каче-

ства, находящихся в стадии своего становления, представляется весьма _ к иллюзорной. | <2

Результаты исследования позволяют рекомендовать органам, осу- | § ществляющим внешнюю оценку качества образования, в том числе и с ЕЕ независимую оценку, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию, при разработке моделей оценки качества образования и стратегий их реализации обеспечивать их информационную открытость, проводить целенаправленную деятельность по широкомасштабному информированию, пользуясь, в том числе и информационными ресурсами образовательных учреждений. Достижение эффективности систем оценки качества также возможно только в том случае, если их реализация направлена не только на решение административных и репутационных задач, а нацелена на выявление и устранение проблем в области качества и развитие внутренних вузовских инициатив по развитию культуры обеспечения качества образования.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Ягудина Л.Р. Критерии качества высшего образования в условиях его интернационализации: мнение российских и иностранных студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 2. С. 219-237.

3. Dealing with ambivalences - Strategic options for nurturing a quality culture in teaching and learning by Oliver Vettori, Manfred Lueger and Monika Knassmul-ler // Embedding Quality Culture in Higner Education: a selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance. 2007. URL: http://www.eua.be/ Libraries/EQAF_2010/EUA_QA_Forum_publication_1.sflb.ashx (дата обращения: 19.06.2014).

4. Hunger A., Skalbergs I. Promotion of Quality Culture in International Cooperation with Special Focus on Joint Programmes // Embedding Quality Culture in Higner Education: a selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance. 2007. URL: http://www.eua.be/Libraries/EQAF_2010/EUA_QA_Forum_pub-lication_1.sflb.ashx (дата обращения: 19.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.