УДК: 330
Мартынова Е. С.
магистрант, направление подготовки «Менеджмент», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Одаренко Т. Е.
к.э.н., доцент
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
В статье рассматривается влияние внешних факторов на развитие туристского рынка в Крыму. Перечислены и рассмотрены факторы влияния на туристский рынок. Проанализированы количественная и качественная характеристики возрастной структуры населения РФ. Доказано, что все элементы внешней среды воздействуют на организацию и принуждают ее адаптироваться к сложившейся ситуации на рынке.
Ключевые слова: внешние факторы, туристский рынок, Крым, развитие.
Актуальность. Развитие туризма является одним из приоритетных направлений экономики Крыма. Увеличение туристского потока неизбежно повлечет за собой востребованность таких профессий как: экскурсоводы, провара, официанты и др. профессии сферы гостеприимства. Уже сегодня крымские отели и рестораны задыхаются от отсутствия квалифицированных кадров, что говорит о непродуманности государственного заказа по ряду профессий, а также возможным недостатком учебных профессиональных и высших учреждений. Низкий уровень заработной платы в Крыму в сравнении с материковой Россией приводит к перетоку кадров из Крыма на кавказское побережье и крупные города России.
В своих работах ученые уделяют внимание вопросу влияния факторов на туристский рынок, но данная проблема ими раскрыта в недостаточной мере, что негативно влияет на развитие туризма в целом. Данное направление является достаточно актуальным в науке.
Целью написания данной работы является выявление влияния различных факторов на развитие туристского рынка.
Объектом исследования являются внешние факторы, влияющие на развитие туристского рынка.
Предметом исследования является функционирование туристского рынка под воздействием факторов внешней среды.
Основное содержание. Изучив литературу, по данному вопросу, мы можем говорить о туристском рынке как о системе мирохозяйственных связей, в которой реализуется процесс преобразования услуг в денежные средства и наоборот денежные средства преобразуются в услуги. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то совершается акт купли-продажи туристского продукта [3].
Субъектами туристского рынка являются: туроператор, турагент и турист. Таким образом, под туристским рынком мы понимаем взаимодействие его субъектов на взаимовыгодной основе. Туризм обеспечивает быструю окупаемость вложенных средств, что приносит высокий доход и способствует повышению жизненного уровня населения. Развитие туристской отрасли зависит от ряда факторов. Факторы развития рынка туристических услуг принято делить на внешние и внутренние, кроме того эти факторы можно поделить на положительные и отрицательные (рисунок 1). Но в данной работе подробно рассмотрим внешние факторы, так как они являются более важными для регионального развития России, а в частности для развития Республики Крым.
Рисунок 1. — Факторы влияния на туристский рынок
Каждый фактор в разной степени оказывает влияние на развитие туристского рынка. К ним можно отнести географию региона, политическую обстановку и т. п.
Уникальная природно-климатическая среда проживания относится к географическим факторам и напрямую положительное оказывает влияние на развитие туризма в Республике Крым. Крым является в достаточной мере привлекательным местом. При относительно небольших размерах природно-климатические условия полуострова, характеризуются относительно высоким уровнем разнообразия.
Национально-культурные факторы нашли отражение в многонациональном составе Крыма, что является исторически сложившейся особенностью. Богатая история полуострова подтверждается огромным числом разнообразных культурно-исторических памятников,
сохранившихся со времени средневековья. Привлекательность мест отдыха определяется в первую очередь именно данным фактором. Значение историко-культурных ресурсов увеличивается с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.
Демографические факторы подразделяются на:
1. Структура населения, является важной составляющей туристского рынка. Примером служит численность населения России, которая подверглась существенным изменениям с 1999 по 2016 гг., но в конечном итоге число проживающих на территории Российской Федерации равна 1999 году, что составляет 146,7 млн. человек. Сегодняшние изменения в структуре населения определяют завтрашнее развитие туризма.
2. Для прогнозирования развития туризма важно следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и правильно определять их влияние на туристский рынок. Этими сегментами являются: от 0 до 9; от 10 до 19; от 20 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40 до 49; от 50 лет и выше. Рассмотрим выделенные сегменты более подробно в таблице 1.
Таблица 1. — Количественная и качественная характеристики возрастной структуры населения Российской Федерации в 2014 году_
Возраст Количестве нная характеристика Качественная характеристика
1 2 3
От 0 до 9 лет 16561 тыс. чел. Детей можно охарактеризовать как не желательное обстоятельство для туризма, так как семьи с младенцами и маленькими детьми больше предпочитают оставаться дома, нежели путешествовать. К тому же в таких семьях часть дохода, которая могла бы быть потрачена на туризм, тратится на маленьких детей. Однако возрастающее количество детей является хорошим фактором развития туризма на долгосрочную перспективу, так как эти дети будут потенциальными потребителями туристских услуг.
От 10 до 19 лет 13779 тыс. чел. Подростки представляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и имеют большое влияние на членов семьи в определении мест проведения отпуска. К тому же они могут являться и самостоятельными туристами.
От 20 до 29 лет 22493 тыс. чел. Предпосылками, способствующими путешествиям молодых людей, является наличие у них собственных транспортных средств. Из-за своей многочисленности и высокой двигательной способности эти категории положительно влияют на состояние туристского рынка.
От 30 до 39 лет 22275 тыс. чел. Люди в данной возрастной категории склонны к путешествиям самолетом и к отдыху на курортах. Другими словами, они стремятся расширять свой кругозор и отдыхать от обыденных рабочих будней.
От 40 до 49 лет 18938 тыс. чел. Туристы данного возраста предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Таврический научный обозреватель
www.tavr.science № 11 (16) — ноябрь 2016
Продолжение таблицы 1
1 2 3
От 50 и выше лет 49622 тыс. чел. Этот сегмент туристского рынка постоянно растет и особенностью, которого является требование персонального внимания обслуживающего персонала, возможность получения медицинской помощи и т.д. Вместе с тем эта категория привлекательна тем, что она не ограничена рамками отпускного периода и поэтому старается избегать разгара сезона, а именно июль и август, предпочитая отдыхать в «бархатный сезон», а именно сентябрь и октябрь, что позволяет продлить курортный сезон в данном регионе.
В возрастной структуре российского населения наблюдается тенденция к старению. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие туризма для лиц пожилого возраста — растущего по численности сегмента туристских передвижений.
3. Пол. В структуре российского населения большую часть составляют женщины (рисунок 2), средняя продолжительность жизни которых постепенно увеличивается по сравнению со средней продолжительностью жизни мужчин.
Рисунок 2. — Численность мужчин и женщин в Российской Федерации в 2014 году.
Тем самым это влияет на развитее инфраструктуры туррынка, да и регионов в целом. Например, увеличение салонов красоты, SPA салонов, различных бутиков и т. д.
4. Фактор — доход представлен покупательной способностью населения. С ростом доходов количество путешествующих и расходы на туризм увеличиваются. Затраты на проживание, приобретение готового турпродукта «all-inclusive», развлечения, питание и т. п занимают большую часть в расходах на отдых при высоком уровне благосостояния клиентов. На рисунке 3 представим среднегодовые доходы населения РФ.
Уровень жизни потребителей напрямую оказывает влияние на спрос туристических услуг, потому отслеживание тенденций изменений в сфере личных доходов населения становится важным инструментом прогнозирования. Если вдруг начнется спад доходов населения, то предприятиям туристской индустрии придется пересмотреть ценовую политику [1].
30 000,0
2009 год2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год
Рисунок 3. — Среднегодовые доходы населения РФ
По причине того, что до сих пор ни одна страна не признала переход Крыма в состав России и считают его оккупированной территорией, доход населения КФО снизился. В Крым можно добраться с помощью паромной переправы и авиасообщения (только с некоторыми аэропортами России) — это свидетельствует о снижении привлекательности Крыма как туристско-рекреационного региона. Железнодорожный транспорт функционирует только в пределах территории Республики Крым. По причине выше перечисленных факторов в регионе наблюдается низкий уровень заработной платы, увеличение безработицы, увеличение стоимости потребительской корзины и т. д.
В социальной структуре принимающего региона, где много отдыхающих всё подвержено влиянию туризма. Как результат изменяется приоритетность профессий. Высокая оплата услуг в туристской отрасли в сравнении с оплатой работы по другим отраслям стимулирует повышенный спрос на специалистов определённых профессий.
В тот момент, когда Крым принимает отдыхающих, в контакт вступают четыре различные культуры. А именно местная культура, культура приезжих туристов, культура отдыха (поведение на отдыхе приехавших гостей) и, конечно, культура обслуживания. Отдыхающий, приехавший в Крым с нормами поведения своего региона, оказывает влияние на культуру обслуживания, так чтобы ему было комфортно. При этом у местного населения имеется своя уже устоявшаяся культура поведения, которая в свою очередь оказывает влияние на культуру обслуживания. Парадокс данной проблемы заключается в том, что на культуру обслуживания оказывают влияние в равной ступени сразу две культуры: культура того региона, откуда приехал турист и культура местного населения. От того какая культуру обслуживания существует на предприятии, зависит культура отдыха.
Политическая ситуация в регионе особенно сказывается на популярности туристских направлений, маршрутов. Политическая не стабильность, война, терроризм не совместимы с развитием туризма. Югославия, которая всегда считалась наиболее привлекательным местом отдыха, но по причине военных действий практически выбыла из числа туристских регионов. Подобная ситуация происходит на данный момент и в Крыму. Из-за присоединения Крыма к России в 2014 году, поток туристов значительно сократился. Украина, государство, в состав которого ранее входила Республика Крым, не признает присоединение Республики к Российской Федерации, и также как основные страны мира считают территорию Республики Крым оккупированной российскими военными, что и является причиной снижения туристских потоков.
Экономический фактор, влияющий на спрос турпродуктов, как и на другие товары и услуги, обусловлен покупательской способностью потребителей, то есть наличием у населения денежных средств и желанием их потратить именно на путешествия. Данный
фактор зависит от двух составляющих: 1) от уровня материального благосостояния потенциального потребителя; 2) от соотношения свободного и рабочего времени.
Таким образом, необходимым условиями для повышения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются, рост свободного времени и повышение доходов граждан страны [8]. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на туризм.
Культурные факторы обеспечивают рост культурного уровня населения многих стран и в связи с этим стремление людей к ознакомлению с зарубежными культурными ценностями. Также культурный фактор способствует восстановлению, сохранению и созданию исторических памятных сооружений, объектов архитектуры, музеев, заповедников, театров, кинотеатров, библиотек и т. д.
Технологии, которые обслуживают туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника. На сегодняшний день транспортные технологии развиты на достаточно высоком уровне, что создает возможность свободы передвижения. Это позволяет туристам больше возможностей для изучения посещаемой местности. В последние десятилетия гостиничная и ресторанная техника значительно улучшились, что позволило упростить рабочие процессы. Коммуникационная техника на современном этапе обусловлена развитием компьютерных технологий, которые дают возможность сохранять большее количество информации, а также быструю ее обработку и передачу. Большинство рекламной информации предприятий размещено в сети Интернет, которая помогает принять решение, касающиеся выбора путешествия и подготовки к нему.
Сезонность. Данный фактор влияет на структуру занятости работников жителей региона на предприятиях сферы гостеприимства, отличительной чертой которой являются: значительный удельный вес частичной занятости; сезонные колебания на объем занятости и трудовую нагрузку; недостаточный удельный вес подготовленного персонала; ограниченные возможности профессионального роста. Все вместе взятое отражается на качестве предоставляемых гостям услуг, снижая конкурентоспособность крымского турпродукта. Характеризуя сезонность в туризме КФО, можно сказать, что она имеет общемировые признаки, но с более выраженными острыми проблемами, которые связаны с влиянием внешних динамичных факторов. Туристский сезон в Крыму, как и в большинстве Средиземноморских регионов, имеет четкий во временных рамках «пик» (июль-август), характеризующийся периодом максимальной интенсивности туристского потока. Но наш туристский регион и турбизнес, в отличие от развитых в туристском отношении стран, практически не имеет «среднего» сезона, и в реальности по истечении теплого периода сразу начинается «мертвый сезон». Что является свидетельством низкого уровня туристского предложения [6].
Все элементы внешней среды воздействуют на организацию и принуждают ее адаптироваться к сложившейся ситуации на рынке. Обратное воздействие на внешнюю среду со стороны организации практически невозможно. Кроме того, внешняя среда не бывает стабильной. Поэтому мало знать ее, надо предвидеть изменения в будущем и своевременно реагировать на эти изменения.
Выводы. Изучив туристский рынок и факторы, отметим, что все факторы взаимодействуют между собой и комплексно оказывают влияние на развитие туризма в Крыму. Также эти факторы могут замещать либо дополнять друг друга. Подводя итог можно сделать следующий вывод, что значительное влияние на развитие туристского рынка оказывают внешние факторы. Предприятия сферы туризма не могут воздействовать на сложившуюся ситуацию, а только лишь адаптироваться к ее условиям. На данный момент весомым фактором, влияющим на развитие туристского рынка Республики Крым, является
политический и экономический фактор. В силу сложившейся политической ситуации вокруг Крыма, туристская деятельность в данном регионе переживает трудные времена.
Литература
1. Арляпова, Е. В. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг: учебное пособие / Е. В. Арляпова — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 140 с.
2. Драчева, Я. В. Экономика туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие / Я. В. Драчева, С. В. Лазовская - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. - 78 а Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9766
3. Киреева, Ю. А. Основы туризма [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Ю. А. Киреева - М.: Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2010. - 108 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14289
4. Ключников, А. В., Исаев, В.А. Менеджмент туризма: Экономика туризма: учебник. / А. В. Ключиков, В. А. Исаев, Н. В. Колесник — М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
5. Лебедева, В. Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства / В. Д. Лебедева // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - 22-24 с.
6. Лукьяненко, Е. А. Культура народов Причерноморья. Развитие активного туризма в Крыму в решении проблемы сезонности / Е. А. Лукьяненко, И. А. Дугаренко - 2009. -№176. - С.84-86.
7. Черевичко, Т. В. Экономика туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Черевичко - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 264 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6003
8. Одаренко Т. Е. Инновации в управлении персоналом в туриндустрии // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 8(13). — С. 35-38.