Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА КИТАЯ / РЕФОРМЫ / ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ши Икэ, Эпова Наталья Рудольфовна

Значение внешней торговля и ее влияние на уровень развития экономики как отдельных государств, так и мировой экономики в целом неуклонно возрастает. Успешное или неудачное развитие внешнеторговых связей во многом определяет проводимая государством политика в данной сфере, использование различных инструментов и методов. Китай, приступив к реформированию экономической системы, преследовал цель повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для этого активно развивались внешнеторговые отношения с другими государствами в соответствии с интересами Китая и приоритетами развития экономики. В течение длительного периода в Китае преобладали автаркические тенденции в сфере внешних связей, что противоречило идее интеграции государств для совместного решения существующих проблем и либерализации внешней торговли. С конца 70-х годов Китай осознал необходимость подключения страны к процессам, происходящим в мировой экономике и проведения реформ, важной частью которых стала разработка стратегии развития внешнеэкономических связей. Новая политика предполагала извлечение максимальной выгоды от сотрудничества с зарубежными партнерами, проведение модернизации экономики с использованием передового опыта в экономической и научно-технической сферах, диверсификации производства, внедрения эффективных моделей управления. Китайская внешнеторговая политика реализуется с помощью разнообразных методов регулирования, контроля и стимулирования. Это дает возможность принимать во внимание особенности конкретных территорий и использовать наиболее подходящие инструменты для достижения наилучшего результата. Значимость и недостаточная изученность влияния внешней торговли на экономическое развитие Китая в условиях развития глобальных цепочек добавленной стоимости и тенденции к многополярности мировой системы, выявление перспектив трансформации китайской внешней торговли, обусловили выбор темы для статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FOREIGN TRADE POLICY ON CHINA'S ECONOMIC DEVELOPMENT

The importance of foreign trade and its impact on the level of economic development of both individual states and the world economy as a whole is steadily increasing. The successful or unsuccessful development of foreign trade relations is largely determined by the state's policy in this area, the use of various tools and methods. China, having begun to reform the economic system, pursued the goal of increasing the competitiveness of the national economy. For this purpose, foreign trade relations with other countries were actively developed in accordance with the interests of China and the priorities of economic development. Over a long period in China was dominated by autarkic tendencies in the sphere of foreign relations, which contradict the idea of integration for joint solutions to existing problems and the liberalization of foreign trade. Since the late 70s, China has realized the need to connect the country to the processes taking place in the world economy and carry out reforms, an important part of which was the implementation of a strategy for the development of foreign economic relations. The new policy assumed the extraction of maximum benefits from cooperation with foreign partners, the modernization of the economy using best practices in the economic, scientific and technical spheres, the diversification of production, the introduction of effective management models. China's foreign trade policy is implemented through a variety of regulatory, control and incentive methods. This makes it possible to take into account the characteristics of specific territories and use the most appropriate tools to achieve the best result. Relevance and insufficient knowledge of the impact of trade on economic development of China in the development of global value chains and the trend towards a multipolar world system, the development of the prospects of transformation of China's foreign trade, led to the selection of topics for articles.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ»



УДК 339.5:338(510)

Э01: 10.17150/2587-7445.2021.5(1).25-35

Влияние внешнеторговой политики на экономическое развитие Китая

Аннотация. Значение внешней торговля и ее влияние на уровень развития экономики как отдельных государств, так и мировой экономики в целом неуклонно возрастает. Успешное или неудачное развитие внешнеторговых связей во многом определяет проводимая государством политика в данной сфере, использование различных инструментов и методов. Китай, приступив к реформированию экономической системы, преследовал цель повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для этого активно развивались внешнеторговые отношения с другими государствами в соответствии с интересами Китая и приоритетами развития экономики. В течение длительного периода в Китае преобладали автаркические тенденции в сфере внешних связей, что противоречило идее интеграции государств для совместного решения существующих проблем и либерализации внешней торговли. С конца 70-х годов Китай осознал необходимость подключения страны к процессам, происходящим в мировой экономике и проведения реформ, важной частью которых стала разработка стратегии развития внешнеэкономических связей. Новая политика предполагала извлечение максимальной выгоды от сотрудничества с зарубежными партнерами, проведение модернизации экономики с использованием передового опыта в экономической и научно-технической сферах, диверсификации производства, внедрения эффективных моделей управления. Китайская внешнеторговая политика реализуется с помощью разнообразных методов регулирования, контроля и стимулирования. Это дает возможность принимать во внимание особенности конкретных территорий и использовать наиболее подходящие инструменты для достижения наилучшего результата. Значимость и недостаточная изученность влияния внешней торговли на экономическое развитие Китая в условиях развития глобальных цепочек добавленной стоимости и тенденции к многополярности мировой системы, выявление перспектив трансформации китайской внешней торговли, обусловили выбор темы для статьи.

Ключевые слова. Внешнеторговая политика, экономика Китая, реформы, тарифные и нетарифные методы.

Ши Икэ

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Н.Р. Эпова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Дата поступления: 20.12.2020

Дата принятия к печати: 16.04.2021

Дата онлайн-размещения: 11.05.2021

© Ши Икэ, Эпова Н.Р., 2021

25

N.R. Epova

^0^:2020^12^200 №0^:2021^160 И±№0Ш: 2021^5^110

тш^тттттттшшштжттйп

шт^штшттт

тшш*

ЗЛШ&ЙЙШЩШ^ФШЙ

ШФШ^

Хо

The Impact of Foreign Trade Policy on China's Economic Development

Shi Ike

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

N.R. Epova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Received: 2020 December 20 Accepted: 2021 April 16 Available online: 2021 May 11

Abstract. The importance of foreign trade and its impact on the level of economic development of both individual states and the world economy as a whole is steadily increasing. The successful or unsuccessful development of foreign trade relations is largely determined by the state's policy in this area, the use of various tools and methods. China, having begun to reform the economic system, pursued the goal of increasing the competitiveness of the national economy. For this purpose, foreign trade relations with other countries were actively developed in accordance with the interests of China and the priorities of economic development. Over a long period in China was dominated by autarkic tendencies in the sphere of foreign relations, which contradict the idea of integration for joint solutions to existing problems and the liberalization of foreign trade. Since the late 70s, China has realized the need to connect the country to the processes taking place in the world economy and carry out reforms, an important part of which was the implementation of a strategy for the development of foreign economic relations. The new policy assumed the extraction of maximum benefits from cooperation with foreign partners, the modernization of the economy using best practices in the economic, scientific and technical spheres, the diversification of production, the introduction of effective management models. China's foreign trade policy is implemented through a variety of regulatory, control and incentive methods. This makes it possible to take into account the characteristics of specific territories and use the most appropriate tools to achieve the best result. Relevance and insufficient knowledge of the impact of trade on economic development of China in the development of global value chains and the trend towards a multipolar world system, the development of the prospects of transformation of China's foreign trade, led to the selection of topics for articles.

Keywords. Foreign trade policy, Chinese economy, reforms, tariff and non-tariff methods.

Изучение развития мировой экономики в последние годы позволяет утверждать, что прогресс в экономике стран и основные направления модернизации, так же, как и политические, экономические и социальные условия зависят от изменений в промышленности и динамики валового внутреннего продукта. Главным вектором преобразований, проводимых различными государственными органами, должно стать реформирование существующей национальной политики и модернизация экономики на основе определения приоритетов и эффективных методов, а это напрямую связано с улучшением условий жизни и уровня жизни населения.

Данные утверждения легли в основу совершенствования политики федеральных, региональных и муниципальных властей, однако реализация этой концепции не привела к желаемым результатам. Причиной стало то, что в них не учитывались (или учитывались в недостаточной степени) структурные характеристики экономического развития, а также влияние внешнеэкономической деятельности на макроэкономические показатели и возможность роста национальной экономики1.

1 Ведущие страны по производству промышленной продукции в 2016 году // Statinformation. 2016. URL: http://statinformation.ru/prom/prom2016.html.

Базовое регулирование отрасли осуществляется государством с использованием административных и экономических методов. Прежде всего, через налоговую систему, которая устанавливает правила взимания налогов и сборов, определяет уровень налогового бремени участников экономических отношений. В мировой практике существуют различные инструменты стимулирования развития с помощью налоговых режимов, в том числе научно-исследовательских работ, разработки новых технологий и производств, внедрения технических инноваций, повышения качества продукции, выстраивания политики внешней торговли и управления внутренним спросом2.

В таблице представлена классификация инструментов регулирования, используемых во внешней торговле Китая.

Главными целями торговой политики Китая, указанными в законе о внешней торговле, являются курс на открытость для внешнего мира, продвижение внешней торговли и стимулирование логичного экономического развития. Чтобы достичь указанных целей нужно:

2 Аналитическая справка о российско-китайском торговом сотрудничестве в 2015 году // Портал внешнеэкономической информации. 2015. URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/.

Методы Инструменты торговой политики Область преимущественного регулирования

Тарифные Тарифные Импорт

Нетарифные Количественные Квотирование Импорт

Лицензирование Экспорт Импорт

Добровольные ограничения Экспорт

Стимулирование экспорта Льготное кредитование Экспорт

Льготное страхование Экспорт

Государственный заказ Экспорт

Скрытые Таможенные процедуры Импорт

Государственные закупки Импорт

Требования о содержании местных компонентов Экспорт

Технические и санитарные барьеры Импорт

Налоги и сборы Экспорт Импорт

Субсидии Экспорт Импорт

Кредитование Экспорт Импорт

Демпинг Экспорт

Валютные ограничения Экспорт

Прочие Экспорт Импорт

Источник: составлено автором на основе [1; 2].

Инструменты внешнеторговой политики Китая

- стремиться к постепенному росту добавленной стоимости и увеличению экспорта, а также разумно импортировать необходимое сырье, энергию, современные оборудование и передовое технологии, совершенствовать процедуры оформления и декларирования в таможенных органах и на транспорте;

- изменять структуру промышленности и внедрять технологии с помощью привлечения иностранных инвестиций, в том числе используя методы поощрения ПИИ, направляемые на создание и развитие новых и высокотехнологичных сфер производства, предоставление необходимых и актуальных услуг, модернизацию сельского хозяйства в центральных и западных районах3.

Постепенная отмена количественных ограничений по импорту стала вынужденным шагом в связи с принятыми Китаем обязательствами при вступлении в ВТО. До 2005 г. использовали три разновидности импортных квот. Затем от многих из них отказались. В связи с этим стало сложнее ограждать производителей сельскохозяйственных товаров от иностранных конкурентов. В настоящее время китайским сельхозпроизводителям сложно конкурировать с высококачественными и относительно недорогими продуктами на мировом рынке. Такая ситуация приводит к использованию квотирования для защиты таких важных продуктов, как, например, рис, пшеница, кукуруза, сахар [3].

В результате проводимых государством мероприятий по регулированию внешней торговли произошло увеличение отношения импорта к тарифным квотам для всех видов продукции. Для риса характерно наибольшее изменение показателя (в 2002 г. 5,9 %, а в 2019 г. уже 48,1 %). Тот же показатель применительно к маслу в 2002 г. был на уровне 59 %, а в 2019 г. вырос до почти 95 %. Существенный скачок наблюдался и в отношение импорта сахара к тарифной квоте [4].

Определением уровня тарифов занимается комиссия по таможенным тарифам государственного совета КНР. В соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами, импортные тарифы в 2002 г. были сокращены в отношении более чем 5 300 товаров, при этом понизился средний уровень таможенных тарифов с 15,6 % в 2001 г. до 12,2 % в 2002 г. В 2005 г. произошло очередное снижение тарифов, затронувшее более 900 позиций из 7 550 по разным видам товаров [5].

3 Внешняя торговля России // Портал внешнеэкономической информации. 2018. URL: http://www.ved.gov.ru.

Что касается импортных лицензий, в Китае применяют 2 вида: автоматические и неавтоматические. Первые распространяются на 95 товарных позиций. В эту группу попадают озонораз-рушающие вещества, бывшие в употреблении электромеханические товары. Неавтоматические импортные лицензии применяются к более чем 600 товарным позициям [6]. Их применяют в отношении стали, оборудования, судов, автомобильных деталей, сельхозтоваров (домашняя птица, растительное масло, табак), а также химических удобрений, угля, натурального каучука, железной руды, нефти и нефтепродуктов.

Реформирование социально-экономической системы в КНР началось в 70-х гг. двадцатого столетия. Реформа была направлена на создание модели «социализма с китайской спецификой», в которой планировалось успешно совмещать основы рыночных механизмов и методы эффективного управления и контроля органов государственной власти.

На современном этапе развития важной причиной экономического роста любого государства выступает именно внешняя торговля. При этом необходимо понимать, что использование внешнеторговой деятельности для интенсивного развития экономики в настоящее время принесет плоды только в случае разумного регулирования этих процессов государством. По результатам проведенного анализа используемых методов и инструментов госрегулирования в Китае можно сделать вывод о довольно большом их разнообразии. Вступление Китая в ВТО и соблюдение международных стандартов во внешнеэкономической деятельности привело к существенному снижению применяемых методов ограничения импорта.

Китай является самой густонаселенной страной мира, поэтому для производства товаров и услуг выгодно использовать его относительно дешевую рабочую силу. Именно этот факт объясняет конкурентное преимущество Китая и дает возможность транснациональным компаниям создавать здесь свои производственные подразделения. Привлекательная инвестиционная среда, обеспеченная Правительством КНР, способствовала притоку зарубежных инвесторов. Свыше 400 ТНК направляли инвестиции в китайскую экономику, способствуя тем самым и активному росту экспорта Китая [7].

В 1980-х гг. Китай начал осуществлять политику открытости и реформ, таким образом, в реальной экономике Китая была использована теория сравнительных преимуществ. Изменяю-

щаяся стратегия китайского правительства дала импульс для качественных изменений структуры и динамики внешней торговли, а также позиций Китая в мировом разделении труда. Тем не менее, структура как экспорта, так и импорта Китая все еще далека от внешнеторговой структуры развитых стран [8].

Преобладающими товарными группами экспорта в США, Японии и Германии традиционно являются автомобили, запчасти к ним, различная электроника и т.д., т.е. в основном машины и оборудование, а также продукция фармацевтики. В России ситуация прямо противоположная, так как значительная доля экспорта приходится на нефть, нефтепродукты, природный газ, продукцию металлургии и химии, при этом наметилась положительная тенденция увеличения темпов роста не нефтяного экспорта.

По нашему мнению, важно обозначить факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие внешней торговли Китая [9]:

1. Использование преимуществ международного разделения труда и интернационализация производства.

2. Присоединение к ВТО.

3. Проводимая государством валютная политика.

4. Влияние международных финансовых кризисов.

5. Недостаточное развитие торговли услугами в Китае.

6. Инновации и внедрение современных технологий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

После вступления Китая в ВТО в 2001 г. началось реформирование системы социалистической рыночной экономики. Оно включало подключение к использованию правил многосторонней торговли, выполнение обязательств по торговле товарами и услугами, либерализацию внешнеторговой деятельности, усиление защиты интеллектуальной собственности, продолжая проведение политики открытых дверей и стабильности, прозрачности, предсказуемости. Результатом стали заметные улучшения, способствующие прогрессу в деятельности многосторонней торговой системы [10].

Правительство Китая способствует ускорению совершенствования социалистической рыночной экономики, улучшая рыночную систему, корректируя отношения между правительством и рынком. В свою очередь, рынок должен влиять на распределение ресурсов и своевременные изменения функций правительства. Население

Китая получает информацию, касающуюся правил ВТО, сведения о рынке и конкуренции, юридических аспектах торговли.

Правовая система изменяется в соответствии с изменениями социалистической рыночной экономики. Для управления страной используются законы, соответствующие нормам и правилам ВТО, совершенствуются положения о рыночной экономике и создается правовая система, которая не противоречит правилам многосторонней торговли. Вступление в ВТО потребовало проведения пересмотра существующих законов и нормативных актов, а также отмену некоторых из них. Правительством страны проработано более 2 300 законов, положений и ведомственных нормативных актов, а местными госорганами — свыше 190 000 региональных правил в сфере торговли, инвестиций и защиты интеллектуальной собственности. В 2014 г. была разработана программа дальнейшего контроля за соблюдением внешнеторговой политики, согласно которой правительство на всех уровнях должно проверять уровень соответствия национальных правовых актов соглашениям ВТО. В 2016 г. появился механизм проверки законности нормативных документов с целью их корректировки, повышения прозрачности и участия общественности в разработке государственной политики4.

Произошло снижение нетарифных барьеров, отмена ненужных торговых ограничений и содействие прозрачности торговли. В январе 2005 г. Китай в соответствии со своими обязательствами по присоединению отменил все нетарифные меры, такие как импортные квоты, лицензии на импорт и специальные тендеры, включая 424 тарифных линейных продукта (автомобили, электромеханические продукты и натуральный каучук). На ряд товаров, которые связаны с национальной безопасностью (пшеница, кукуруза, рис, сахар, хлопок, шерсть и химические удобрения) тарифную квоту решили сохранить.

Государственные структуры содействовали диверсификации хозяйствующих субъектов и стимулированию различных предприятий по развитию торговли. В июле 2004 г. были изменены правила осуществления внешнеторговых операций предприятиями с системы одобрения на систему регистрации, что положительно отразилось на показателях внешней торговли част-

4 Доклад о торговле и развитии, 2018 год // UNCTAD. 2018. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ tdr2018overview_ru.pdf.

ных предприятий. Доля экспортно-импортных операций частных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями в общем объеме внешней торговли страны увеличилась с 57,5 % в 2001 г. до 83,7 % в 2017 г. В 2017 г. экспорт частных предприятий — крупнейшего субъекта экспортных операций — составил 46,6 %5.

В отношении рынка услуг государство также предпринимало активные действия для развития различных отраслей сферы услуг и увеличения их вклада в экономику Китая. Из 160 подсекторов 12 основных секторов услуг, классифицированных ВТО, Китай обязался открыть 100 подсекторов в 9 основных категориях. Это почти соответствует уровню среднего обязательства развитых стран (открытие 108 подсекторов).

Следующим этапом снятия ограничений стало снижение порога входа для иностранных инвестиций в сектор услуг, отмена географических и количественных ограничений в соответствии с графиком и непрерывное расширение сфер деятельности, которые допускают иностранные инвестиции в сектор услуг. В частности, было разрешено создание предприятий, полностью принадлежащих иностранцам в 54 подсекторах услуг, таких как экспресс-доставка, банковское дело, страхование имущества; владение иностранными инвестициями в 23 подсекторах, таких как компьютеры и окружающая среда; а также использование режима иностранного государства в 80 подсекторах, таких как телекоммуникации, железнодорожный транспорт и туризм. В 2010 г. впервые прямые иностранные инвестиции больше направлялись в сферу услуг Китая, а не в производство [11].

Усиление защиты прав интеллектуальной собственности является важным аспектом совершенствования системы защиты прав собственности, а также стимулом для повышения конкурентоспособности экономики Китая. Защита интеллектуальной собственности способствует дальнейшему улучшению правопорядка и созданию благоприятных условий для бизнеса, таким образом отвечая интересам самого Китая. Отечественным и иностранным компаниям рекомендовано осуществлять обмен технологиями и сотрудничество для защиты законных прав интеллектуальной собственности предприятий, финансируемых из-за рубежа в Китае.

С целью усиления правоприменения было реорганизовано государственное ведомство

5 Доклад о торговле и развитии, 2018 год // UNCTAD. 2018. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ tdr2018overview_ru.pdf.

интеллектуальной собственности, созданы три суда по интеллектуальной собственности в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, специализированные судебные органы в 15 промежуточных судах, включая Нанкин, Сучжоу, Ухань и Сиань, а также межрегиональные юрисдикции в отношении патентов и других дел по интеллектуальной собственности. Правоохранительные органы стали активнее осуществлять сопроводительные действия, связанные с патентом, включая онлайн нарушения и пиратство, незаконным использованием публикаций и авторских прав, а также контрафактом. Эффективно защищать права интеллектуальной собственности помогает специально разработанная операция по борьбе с контрафактными товарами «Меч контроля качества».

Результат защиты интеллектуальной собственности в Китае подтверждается показателем сбора за использование внешней интеллектуальной собственности, который с 2001 г. увеличивался в среднем на 17 % ежегодно, достигнув 28,6 млрд долл. США в 2017 г. В том же году количество китайских заявок на патенты, на изобретения достигло 1,382 млн. Вышеуказанные меры позволили Китаю занимать лидерские позиции в течение семи лет подряд, почти 10 % заявителей составляли иностранные компании и физические лица, а количество иностранных заявок на патенты на изобретения в Китае достигло 136 тыс. по сравнению с 33 тыс. в 2001 г. Количество национальных заявок увеличилось втрое. В 2017 г. Китай получил 51 тыс. заявок на патенты в рамках договора о патентной кооперации (РСТ), уступая только США и занимая второе место в мире [12].

Китайские компании после вступления страны в ВТО активно противостояли внешним вызовам, проводили корректировку структуры промышленности, активно участвовали в глобальной цепочке создания стоимости, в результате чего произошло повышение международной конкурентоспособности. Китай содействует реализации соглашения об упрощении процедур торговли. С 2017 г. в провинциях (автономных районах и муниципалитетах, находящихся непосредственно под управлением центрального правительства) организована система совместных совещаний для упрощения процедур торговли в регионах.

Ведется оказание эффективной поддержки другим развивающимся странам — членам ВТО, особенно из наименее развитых стран (НРС), и содействие сокращению разрыва в

развитии Север-Юг. В марте 2018 г. были введены нулевые тарифы для 36 наименее развитых стран. Этот шаг поможет НРС построить необходимую инфраструктуру, обучить население основам экономики и торговли, улучшить производственные мощности, эффективнее развивать торговлю и привлекать инвестиции. Китай пожертвовал 1 млн долл. США в Фонд Соглашения об упрощении процедур торговли ВТО для оказания помощи в его реализации. В 2011 г. Китай учредил «Проект по присоединению к ВТО», который помог шести наименее развитым странам вступить в данную организацию. С 2017 г. Китай укрепил взаимодействие с ВТО и другими международными организациями в рамках фонда помощи сотрудничеству Юг-Юг для реализации проектов, одним из которых является «Содействие развитию торговли». Данный проект необходим развивающимся странам для использования своих возможностей извлечения выгоды из глобальной цепочки создания стоимости.

Быстрое развитие Китая внесло огромный вклад в решение мировой проблемы сокращения бедности. За последние 40 лет реформ и открытости произошли изменения в жизнь китайского народа: от нехватки к достатку и от бедности к зажиточности. Значительная часть населения мира (свыше 700 млн чел.) успешно вырвались из нищеты согласно действующим стандартам Организации Объединенных Наций. Китай демонстрирует самый высокий коэффициент сокращения бедности в мире, активно занимаясь решением данной проблемы.

Внешняя торговля Китая в последние десятилетия успешно развивается, принося выгоду не только населению Китая, но и людям в других странах.

Столкнувшись с международным финансовым кризисом, Китай принял эффективные меры для стабилизации внешней торговли. По официальным данным ВТО, на долю Китая в 2017 г. приходилось 10,2 % и 12,8 % от мирового объема импорта и экспорта товаров, порядка 120 стран были его торговыми партнерами. ТНК получают из Китая высококачественные товары по приемлемым ценам: с 2001 по 2017 г. показатель китайского экспорта рос в среднем на 13,5 % в год, что на 6,9 % выше, чем в среднем по миру. Китай занимает вторую строчку среди мировых импортеров и с 2009 г. является крупнейшим рынком для наименее развитых стран, поглощая одну пятую часть экспорта из таких стран [13].

Более 80 стран и международных организаций подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем после предложения о совместной инициативе «Пояс и дорога». С 2013 по 2017 г. товарооборот Китая со странами вдоль маршрута превысил 5 трлн долл. США, инвестиции китайских компаний в эти страны составили более 70 млрд долл. США. Было образовано 75 зарубежных зон экономического и торгового сотрудничества в соответствующих странах, уплачено в качестве налогов и сборов принимающим странам 1,6 млрд долл. США и создано 220 000 рабочих мест для местного населения. С 2018 г. Китай предоставил помощь в размере 60 млрд юаней развивающимся странам и международным организациям, участвующим в строительстве «Пояса и пути», для реализации новых проектов по обеспечению инфраструктуры [14].

Получение взаимной выгоды является целью торговой стратегии Китая. Большое внимание уделяется повышению качества экспорта и добавленной стоимости, активному расширению импорта и интеграции в глобальные цепочки создания стоимости. Существующий торговый дефицит в сфере услуг адекватно воспринимается китайским правительством, так как за счет импорта увеличивается предложение на рынке, повышается качество жизни людей и изменяется структура промышленности. В рамках выполнения обязательств по вступлению в ВТО Китай в последние годы существенно снизил свои импортные тарифные ставки за счет предварительных налоговых ставок. По данным ВТО, средневзвешенный таможенный тариф Китая понизился до 4,4 % в 2015 г., что на 1,5-2 % ниже, чем в развитых странах, таких как США и Европейский союз. На совещании Азиатского форума в 2018 г. Китай объявил, что планирует и дальше снижать налоги с целью увеличения импорта некоторых выгодных ему товаров, пользующихся активным спросом со стороны населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерной тенденцией является упрощение процедур торговли. Спустя год с момента заключения соглашения с ВТО об упрощении процедур торговли уровень содействия торговле Китая значительно улучшился. Таможенное оформление ввозимых товаров занимает около 20 часов, а вывозимых — менее 2 часов. Китай продвигает идею «единого окна» международной торговли. По состоянию на конец 2017 г. «единое окно» международной торговли Китая включало 11 департаментов управления портами, которые в основном охватывают процессы таможен-

ного оформления, предоставляя удобный доступ для предприятий, единую отправку, проверку и обработку, отслеживание одним ключом, что существенно сокращает время доставки товаров и способствует модернизации логистической системы управления. Китай намерен продолжать оптимизацию методов контроля, реформирование системы управления портами, сокращение импортных и экспортных издержек, а также улучшение бизнес-среды портов.

Наблюдается улучшение территориального распределения внешней торговли и инвестиционной деятельности в самом Китае. На регионы, находящиеся на западе страны, приходится лишь 7 % оборота внешней торговли КНР и около 8 % привлеченных иностранных инвестиций. В этом случае есть смысл активнее использовать традиционные методы стимулирования экспорта, такие как увеличение доли возврата налогов при вывозе некоторых видов продукции и мягкое снижение курса юаня [9].

Китай является инициатором заключения межгосударственных многосторонних соглашений, в частности соглашения о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве в Восточной Азии (RCEP — Regional Comprehensive Economic Partnership). Однако интерес к этому проекту в последние годы угас в связи с появлением более приоритетного для Пекина формата «пояса и пути». Тем не менее, в целом КНР сохраняет приверженность практике межгосударственных ЗСТ, выступив с предложениями создания Зоны свободной торговли АТР (FTAAP — Free Trade Area of the Asia-Pacific) [15].

Укреплению позиций Китая на мировом рынке будет способствовать интернационализация юаня. Процесс повышения его роли в международной торговле уже запущен. За период 2012-2016 гг. по доле в расчетах в сфере мировой торговли юань с 15-го места в мире (0,25 %) поднялся на 6-е (1,67 %). При сохранении таких темпов роста он сможет обойти японскую иену в ближайшие 10 лет [16]. Юань может войти в тройку основных мировых валют, пропустив вперед американский доллар и евро [17].

В перспективе Китай постарается сохранить лидерство по продаже товаров и услуг в мире, и также будет привлекателен для иностранных инвесторов, при этом сам становясь источником финансирования не только для слаборазвитых стран, но и для вполне экономически успешных. Внимание к развитию национальных инноваций

может привести к дальнейшему росту экспорта Китая. По мнению зарубежных экспертов, в 2020 г. доля Китая в мировом экспорте обработанных продуктов составит 22-23 %, превысив его долю населения мира (19 %) и его долю в общем объеме производства (15 %). Однако Китаю будет достаточно сложно улучшить статус некоторых производимых товаров, так как сохраняется зависимость от импортных компонентов и прав интеллектуальной собственности.

Страна уже столкнулась с ухудшением внешних условий для международной деятельности. США и страны Западной Европы ведут преследование китайских инвестиций, используя в качестве предлога предотвращение нарушений прав интеллектуальной собственности и возможность несанкционированной передачи технологий. По этой причине не состоялись многие крупномасштабные слияния и поглощения с участием китайского капитала. Импортные пошлины США, направленные против китайских товаров, могут негативно отразиться на экономике Китая. Очевидным является также отрицательное отношение Западных стран к плану «Сделано в Китае-2025». Все это больше похоже на попытку Запада не допустить сокращения технологического разрыва с Китаем, используя различные инструменты внешнеторговой политики.

В создавшихся условиях охлаждения экономического взаимодействия с Западом Пекин проявляет интерес к развитию отношений с Россией, ЕАЭС, а также странами БРИКС.

Россия и Китай активно налаживают стратегическое партнерство на международной арене. Углублению взаимовыгодного сотрудничества России и Китая будет способствовать имеющийся потенциал для развития экономических и торговых отношений.

В 2018 г. Китай стал основным импортером продовольствия и сельскохозяйственной продукции из России. В настоящее время Китай заинтересован в поставках российского мороженого, меда, мясной продукции. Хотя объем импорта подобных товаров пока невелик (на нее приходится примерно 1 % от оборота российско-китайской торговли), имеется огромный потенциал для развития внешнеторгового сотрудничества [18].

Китай будет и дальше содействовать реформам упрощенного администрирования, снижения налогов и пошлин, продолжать укреплять свою интеграцию с международными экономическими и торговыми союзами, повышать прозрачность, укреплять защиту прав собствен-

ности, соблюдать международные правила и законы, поощрять конкуренцию и выступать против монополии [19].

Таким образом, для интенсивного развития внешней торговли как ключевого фактора экономического роста, китайские предприятия бу-

дут активно внедрять инновации в производство с целью повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, повышения доли высокотехнологичных товаров в структуре экспорта и улучшения сложившегося имиджа в отношении качества.

Список использованной литературы

1. Астахова Е.В. Современные направления торгово-экономических отношений России и Китая / Е.В. Астахова, Ван Чжэн // Фундаментальные исследования. — 2017. — № 1. — С. 140-145.

2. Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая, проблемы и противоречия / М.А. Потапов. — Москва : Буква. 1998. — 318 с.

3. Романова Г.Н. Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. XX в. — начало XXI в.) / Г.Н. Романова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2017. — № 2 (79). — С. 25-37.

4. Жилина Л.Н. Тенденции и проблемы развития российско —китайской приграничной торговли / Л.Н. Жилина, Е.В. Красова // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 3. — С. 53-63.

5. Голобоков А.С. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество и его роль в развитии российского Дальнего Востока / А.С. Голобоков, А.А. Караева // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — Т. 5, № 4 (17). — С. 114-117.

6. Портяков В.Я. Внешняя торговля КНР в 2011-2013 гг. / В.Я. Портяков // Муравей грызет кость. Избранные очерки о Китае. — Москва, 2018. — С. 319-332.

7. Подольский С.В. Проблемы и перспективы развития российско —китайского экономического сотрудничества / С.В. Подольский, В.С. Стукова, Н.В. Куцый // Дискуссия. — 2016. — № 8 (71). — С. 42-54.

8. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в Китайской Народной Республике: основные итоги и перспективы / В.Я. Портяков // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2019. — Т. 12, № 1. — С. 44-68.

9. Хань Чао. Факторы, влияющие на развитие внешней торговли Китая / Хань Чао // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. — Т. 6, № 1 (18). — С. 188-191.

10. Kroeber A. The Export Upgrade Challenge / A. Kroeber, D. Wang // China Economic Quarterly. — 2018. — Vol. 21, no. 2. — P. 66-88.

11. Lemoine F., Unal D. China's Foreign Trade: A "New Normal" / F. Lemoine, D. Unal // China & World Economy. — 2017. — Vol. 25, no. 2. — P. 1-21.

12. - : ib^P^Mi, 2017. [Гу Годан, Лу Цзин. Отчет о внешней торговле Китая / Гу Годан, Лу Цзин. — Пекин : Изд-во Пекинского ун-та, 2017].

13. ^тшжтт&^шш — шт=-^®тшт. ш : Фтлк^р,

2018. [Ким Сонгже. Рост внешней торговли Китая и экономическое развитие — ретроспектива и перспективы 30 —летней реформы и открытости КНР / Ким Сонгже. — Пекин : Китайский ун-т Жэньминь, 2018].

14. . ШХ : 2017. [Хуан Ханьмин, Цянь Сюэфэн. Внешняя торговля Китая (пересмотренное издание) / Хуан Ханьмин, Цянь Сюэфэн. — Ухань : Изд-во Уханьского ун-та, 2017].

15. Хао Ч. Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем / Ч. Хао, Н.О. Воротилин // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 19 — С. 75-77.

16. Хань Ч. Влияние интернационализации китайского юаня на развитие внешней торговли Китая : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Ч. Хань //. — Санкт-Петербург, 2018. — 21 с.

17. ц>ш. — Шйлкттрж^пй

— M2018. [Ма Гуанмин. Оценки и воздействия Жэньминьби на экспортную торговлю и контрмеры — роль интернационализации юаня в экспорте / Ма Гуанмин. — Пекин : Университет международного бизнеса и финансов, 2018].

18. Шутаева Е.А. Основные направления трансграничного сотрудничества России и Китая / Е.А. Шутаева, А.А. Черемис // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 12 (56). — С. 519-524.

19. Гриванов Р.И. Векторы внешнеэкономической политики КНР: сравнительный анализ перспектив развития / Р.И. Гриванов, Гао Юань, Ли Чжэнь // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12. — С. 875-878.

References

1. Astakhova E.V., Wang Zhe. Russia and China Contemporary Trade Trends. Fundamental'nye issle-dovaniya = Fundamental research, 2017, no. 1, pp. 140-145. (In Russian).

2. Potapov M.A. Vneshneekonomicheskaya politika Kitaya, problemy i protivorechiya [China' Foreign Economic Policy, Problems and Contradictions]. Moscow, Bukva Publ., 1998. 318 p.

3. Romanova G.N. Reform of China's Foreign Economic Relations: Trade, Investments (in the 1980-s — at the Beginning of 21st Century). Tamozhennaja politika Rossii na Dal'nem Vostoke = The Customs Policy of Russia in the Far East, 2017, no. 2 (79), pp. 25-37. (In Russian).

4. Zhilina L.N., Krasova E.V. Trends and Problems of Russian-Chinese Boundary Trade Development. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2017, no. 3, pp. 53-63. (In Russian).

5. Golobokov A.S., Karaeva A.A. Russian-Chinese Trade and Economic Cooperation and its Role in Russian Far East's Development. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 114-117. (In Russian).

6. Portyakov V.Ya. Foreign Trade of the PRC in 2011-2013. Muraveigryzet kost'. Izbrannye ocherki o Kitae [Ants gnawing at a Bone — a Selected Texts of Russian Sinologist]. Moscow, 2018, pp. 319-332. (In Russian).

7. Podolsky S.V., Stukova V.S., Kutziy N.V. Problems and Perspectives of Russian-Chinese Economic Collaboration's Development. Diskussiya = Discussion, 2016, no. 8 (71), pp. 42-54. (In Russian).

8. Portyakov V.Ya. Policy of Foreign Economic Openness in the People's Republic of China: main Results and Prospects. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo = Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2019, vol. 12, no. 1, pp. 44-68. (In Russian).

9. Han Chao. Factors, Affecting the Development of China''s Foreign Trade. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration, 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 188-191. (In Russian).

10. Kroeber A., Wang D. The Export Upgrade Challenge. China Economic Quarterly, 2018, vol. 21, no. 2, pp. 66-88.

11. Lemoine F., Unal D. China's Foreign Trade: A "New Normal". China & World Economy, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 1-21.

12. Gu Guoda, Lu Jing. Zhongguo duiwäi mäoyi gäilün bäijTng [General Introduction to China Foreign Trade]. Beijing, Peking University Press, 2017.

13. Jin Songzhe. Zhongguo duiwäi mäoyi zängzhäng yü jlngji fäzhän — gäige käifäng sänshinian huigüyüzhänwäng [China's Foreign Trade Growth and Economic Development: Retrospective and Outlook of 30 Years of Reform and Opening Up]. Beijing, Renmin University of China, 2018.

14. Huang Hanmin, Qian Xuefeng. Zhongguo duiwäi mäoyi (xiüding bän) [China's Foreign Trade (Revised Edition)]. Wuhan University Publ., 2017.

15. Hao Zh., Vorotilin N.O. Problems and Prospects of Trade-Economic Relations Development Between Russia and China. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Ppractice of Social Development, 2015, no. 19, pp. 75-77. (In Rusian).

16. Khan' Ch. Vliyanie internatsionalizatsii kitaiskogo yuanya na razvitie vneshnei torgovli Kitaya. Avtoref. Kand. Diss. [The Impact of the Internationalization of the RMB on the Development of China's Foreign Trade. Cand. Diss. Thesis]. Saint Petersburg, 2018. 21 p.

17. Ma Guangming. Renminbishängzhide tezhängjidui chüköu mäoyi deyingxiängyü duiceyan-jiü — jiän lün renminbiguoji huä dui chüköu de zuöyöng [Study of the Characteristics of RMB appreciation and its Impact on Export Trade and Countermeasures — Also on the Role of RMB Internationalization for Exports]. Beijing, University of International Business and Economics Press., 2018.

18. Shutaeva E.A., Cheremis A.A. Main Border Cooperation Between Russia and China. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, 2015, no. 12 (56), pp. 519-524. (In Russian).

19. Grivanov R.I., Gao Yuan, Li Zhen. China Foreign Policy Vectors: Comparative Analysis of Alternatives for the Extension. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal on Practical and Fundamental Research, 2016, no. 12, pp. 875-878. (In Russian).

Информация об авторах

Ши Икэ — студент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация.

Эпова Наталья Рудольфовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: natalia_epova@mail.ru.

№МА

Natalia R. Epova — gJ№, Р^^Й^,

Ф^ЙИФ: natalia_epova@mail.ru.

Authors

Sh/ Ike — Student, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation.

Natalia R. Epova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: natalia_epova@mail.ru.

Для цитирования

Ши Икэ. Влияние внешнеторговой политики на экономическое развитие Китая / Ши Икэ, Н.Р. Эпо-ва. — DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(1).25-35 // Российско-китайские исследования.— 2021.— Т. 5, № 1.— С. 25-35.

For Citation

Shi Ike, Epova N.R. The Impact of Foreign Trade Policy on China's Economic Development. Rossi-isko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2021, vol. 5, no. 1, pp. 25-35. DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(1).25-35. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.