Научная статья на тему 'ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНР'

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1624
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТА / ТОРГОВЫЕ КОНФЛИКТЫ / ВТО / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / США / CUSTOMS TARIFF REGULATION / NON-TARIFF REGULATION / EXPORT VOLUMES / TRADE CONFLICTS / WTO / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжэн Вэй

В данной статье представлены инструменты управления внешнеторговой деятельностью Китая, в том числе таможенно-тарифные и нетарифные. В статье представлены основные принципы внешней торговли, направленные на эффективную модернизацию национальной экономики Китая. Дана оценка угроз, влияющих на внешнеэкономическую деятельность Китая в связи с введением высоких импортных пошлин со стороны США. Проанализированы текущее внутреннее потребление Китая, объем экспорта при текущих импортных таможенных ставках США. Выявлено, что внешнеторговая деятельность является ключевым фактором стабильного экономического развития Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China’s foreign trade

The article presents the tools of China’s foreign trade regulation, including tariffs and non-tariff measures. The basic principles of foreign trade aimed at effective modernization of China’s economy are stated. Assessment of the threats affecting China’s foreign economic activity due to high import duties imposed by the United States is given. The current domestic consumption in China and the volume of exports, with the current import tariff rates of the United States, are analyzed. It is revealed that foreign trade is a key factor of China’s sustainable economic growth.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНР»

Внешнеторговая деятельность КНР

Чжэн Вэй (КНР), УДК 339.5 (510)

Институт экономики, управления и права ББК 65.428 (5Кит)

(664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83), Ч-578 кафедра менеджмента - аспирант, e-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье представлены инструменты управления внешнеторговой деятельностью Китая, в том числе таможенно-тарифные и нетарифные. В статье представлены основные принципы внешней торговли, направленные на эффективную модернизацию национальной экономики Китая. Дана оценка угроз, влияющих на внешнеэкономическую деятельность Китая в связи с введением высоких импортных пошлин со стороны США. Проанализированы текущее внутреннее потребление Китая, объем экспорта при текущих импортных таможенных ставках США. Выявлено, что внешнеторговая деятельность является ключевым фактором стабильного экономического развития Китая.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, объемы экспорта, торговые конфликты, ВТО, внешнеторговая деятельность, США.

China's foreign trade

Zheng Wei (PRC),

Institute of Economies, Management and Law (664074, Russia, Irkutsk, 83 Lermontov St.), Department of Management - Postgraduate Student, e-mail: [email protected]

Abstract

The article presents the tools of China's foreign trade regulation, including tariffs and non-tariff measures. The basic principles of foreign trade aimed at effective modernization of China's economy are stated. Assessment of the threats affecting China's foreign economic activity due to high import duties imposed by the United States is given. The current domestic consumption in China and the volume of exports, with the current import tariff rates of the United States, are analyzed. It is revealed that foreign trade is a key factor of China's sustainable economic growth.

Keywords: customs tariff regulation, non-tariff regulation, export volumes, trade conflicts, WTO, foreign trade activities, USA.

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2020

Всем известно, что роль внешней торговли играет в стратегии экономического развития Китая особое значение. Отличительной особенностью внешнеторговой политики Китая является доминирующая роль государства. И импорт, и экспорт, рассматриваются государством как инструмент относительно быстрой модернизации страны, а также вывода КНР на лидерские позиции экономики мира [2, с. 3]. На отдельных этапах государственных реформ экспортно-импортная политика государства изменяла курс, приоритеты, механизмы, а также совершенствовала стимулы, оставляя основные установки, нацеливавшие внешнюю торговлю на эффективную модернизацию национальной экономики. В ходе реализации модели догоняющего развития, а именно переходу к экспортноориентированному подходу, государству удалось развить экспортные отрасли с удовлетворением внешнего спроса на внутренний спрос [4, с. 18]. На наш взгляд, выявление важнейших тенденций и процессов государственного регулирования внешней торговли является особо важным для укрепления лидерских позиций страны в условиях напряженности на мировой арене.

С начала осуществления политики реформ и открытости внешнеторговая деятельность Китая получила быстрое развитие. Характерной особенностью внешнеторговой политики Китая является сохранение до настоящего времени высокой степени регулирования государством сферы внешней торговли [3, с. 26]. Государственное регулирование, нацеленное на реформирование внешней торговли, своей главной целью ставило эффективное использование внешних факторов, в первую очередь экспорта и импорта.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешней торговли. В процессе торговли товарами используются фиксированные ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. В рамках таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности КНР используется комплекс мер, включающий таможенные пошлины, процедуры и правила. Ставки экспортных и импортных пошлин ежегодно публикуются Главным налоговым управлением и Главным таможенным управлением КНР на следующий плановый период. Размер ставок может изменяться в соответствии с решениями Государственного совета Китая. Представительство по торговле осуществляет мониторинг мер тарифной политики и для получения оперативной информации в отношении налогового режима, а также нетарифным мерам в отношении конкретной товарной позиции необходимо направить официальный запрос с указанием кода ТН ВЭД2. Наряду с увеличением случаев применения защитных мер, большинство государств начали активно использовать меры нетарифного плана. По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли1.

1 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

105 ^

В настоящий момент механизм нетарифного регулирования используется особо часто во всем мире. В процессе поиска наиболее эффективных методов и форм, связанных со стандартами и правилами Всемирной торговой организации, интеграционными процессами и возникающими экономическими кризисами, влияющими на мировую торговлю. Наиболее часто в Китае используют меры технического регулирования импорта и экспорта, а также количественные методы [1, с. 277].

Наиболее распространенными техническими барьерами в Китае являются требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортируемой продукции, о специфической упаковке и маркировке товара, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, о выполнении усложненных таможенных формальностей. К количественным методам относятся квотирование, лицензирование, а также запрет на импорт и экспорт в большей степени сырьевых и сельскохозяйственных товаров.

На сегодняшний день появились угрозы, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность Китая в связи с введением со стороны США 30% тарифа на ввоз китайской продукции. Властями США усиливается работа над законопроектом, который ограничит поставки китайских компаний производственного сектора и усилит позиции американских промышленных предприятий. Для этого Конгрессом США составлен список компаний Китая, продукция которых облагается повышенной ввозной пошлиной. Этот список демонстрирует, что США намерены «ударить» по ключевым промышленным экспортным отраслям Китая [6]. В число продукции, попавших под повышение тарифов, вошли изделия из стали и алюминия, электронное оборудование, продукция текстильной промышленности и автомобильные запчасти.

Для Китая США является крупнейшим экспортным рынком, на который приходится 19% всего китайского экспорта3. Поэтому, если США увеличат свои тарифные меры до дополнительных 200 миллиардов долларов США, это будет означать, что около половины объемов китайского экспорта в США столкнется с существенными тарифными ставками. Таким образом, экспортный сектор Китая пострадает от существенного ухудшения конкурентоспособности в США по сравнению с экспортерами обрабатывающей промышленности других развивающихся рынков, такими как Вьетнам, Южная Корея, Таиланд, Бангладеш, Мексика и Бразилия. При этом китайский импорт осуществляется с целью минимизации рисков для компаний США, и поэтому влияние на потребителей учитывается в пользу американских предприятий.

Еще одной угрозой для Китая является объявленный политический курс США, направленный на борьбу с программой «Сделано в Китае 2025». Среди секторов промышленности, на которые ориентируется Пекин - это высокие технологии, поэтому американские тарифы будут «бить» именно по данным отраслям [7]. Целью

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2020

США является охватить большинство китайских продуктов, которые входят в отдельные сектора программы «Сделано в Китае 2025» и установить высокие ставки на ввоз. По мнению США, данные действия позволят повысить конкурентоспособность американских промышленных компаний, нарастить темпы промышленного производства и снизить уровень безработицы. Курс по борьбе с программой «Сделано в Китае 2025» вызовет волну новых санкций, что приведет к росту тарифов на китайские товары суммарным объемом не менее 500 млрд долларов. При этом если КНР ответит на американские тарифы, то это приведет к тарифам по китайским товарам в совокупности равных на сумму 34 млрд долларов США [7].

В краткосрочной перспективе следует говорить о том, что более низкая тарифная ставка (в размере 10%) уменьшит влияние, равно как и «значительное обесценивание» китайского юаня по отношению к доллару, которое действительно обеспечивает существенное возмещение потери конкурентоспособности экспорта для китайских экспортеров из-за более высоких тарифов в США. Это означает, что китайские товары будут существенно дешевле для американцев. Кроме того, США являются ключевым экспортным рынком для Китая, на них все еще приходится только 19% всего китайского экспорта. Таким образом, общий экспортный сектор Китая не сильно зависит от рынка США, хотя рынок США явно важен для определенных экспортных отраслей.

Китайские потребительские расходы в последние годы были основным двигателем роста внутренней экономики, что значительно уменьшило относительную экономическую значимость экспорта. Внутреннее потребление страны обеспечило 78% роста в первом квартале 2019 года3. Но при этом КНР все равно будет стремиться к заключению первоначального торгового соглашения с Соединенными Штатами, поскольку обе стороны будут поддерживать открытые каналы связи. На сегодняшний день актуальным является то, что Китай готов сотрудничать с США, чтобы решить основные проблемы друг друга на основе равенства и взаимного уважения, и постарается достичь соглашения «первой фазы»3.

В ходе проведенного анализа установлено, что затянувшийся торговый конфликт между Китаем и Соединенными Штатами увеличивает риски для мировой экономики, разрушая цепочки поставок, препятствуя инвестициям и подрывая доверие бизнеса. Завершение первого этапа сделки может начаться в следующем году, поскольку Китай настаивает на крупном снижении тарифов, а администрация США очень сильно возражает их требованию [9]. Для решения данной проблемы Китай пригласил ведущих торговых посредников США на новый раунд переговоров в Пекине. Китай дает понять, что он возьмет на себя обязательства по тщательному усилению защиты интеллектуальной собственности, что может привести к новым переговорам. Новый скандал наблюдается между Вашингтоном и Пекином по поводу законодательства США о Гонконге, что также может подорвать их торговые переговоры и отсрочить сделку [10].

1 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

107 ^

Исходя из этого, стоит отметить, что заключение сделки с США прямо пропорционально перечню мер по совершенствованию действующего механизма внешнеторговой деятельности Китая. Заключение договоренностей позволит выстроить стратегию, которая будет учитывать ставки таможенных пошлин и позволит определить перспективные отрасли для КНР.

В ходе анализа выявлено, что внешнеторговая деятельность является ключевым фактором стабильного экономического развития, однако ее устойчивое развитие не может быть связано с исключительно количественным наращиванием товарооборота. Обострение напряженности торговых конфликтов действительно это подтверждают. Изменение внешнеторговой стратегии позволит в долгосрочной перспективе укрепить позиции КНР в мировом рейтинге с целью обеспечения экономического развития экономики Китая.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Уведомление Тарифной комиссии Госсовета о плане корректировки тарифов на 2019 год. URL: http://gss.mof.gov.cn/zhengwuxixi/zhengcefabu/2019

2 Торгово-промышленная палата Китая. Китайский комитет содействия развитию международной торговли URL: https://chinaperevod.com/info/torgovo-promyshlennaya-palata-kitaya

3 Министерство коммерции Китайской Народной Республики. URL: http://english.mof-com.gov.cn/

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Александрова М.В. Тарифное и нетарифное регулирование импорта в КНР и его влияние на ввоз товаров из России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2018. - С. 275-289.

2. Цзян Фэн Государственное регулирование внешней торговли Китая // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. - 2014.

- С. 185.

3. Романова Г.Н. Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. XX В. - начало XXI В.) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2017. - С. 25-38.

4. Клипин А.О. Реализация механизма импортозамещения и его оценка // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2018. № 2 (52)

- С. 16-24.

5. Харитонова В.С., Маркарьян Ю.А., Шевченко Е.И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС // Электронный научный журнал «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ». - 2018. -№12, с. 1-10.

6. Taiwan International ETF Forum ci^SI^ETF^il. Available at: https://ihsmarkit.com/ events/Taiwan-ETF-Seminar-ETF/overview.html (accessed 28.11.2019)

7. Mizuho Financial Group. News. Available at: https://www.mizuhobank.com/company/ release/index.html (accessed 28.11.2019)

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2020

8. US-China «phase one» deal is «hollow» and «ridiculous». Available at: https://www. cnbc.com/2019/11/22/us-china-phase-one-trade-deal-hollow-and-ridiculous-yale-academic. html?recirc=taboolainternal (accessed 28.11.2019)

9. U.S. Justice Department closes antitrust probe over wireless carrier-switching technology. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-telecommunications-antitrust/u-s-justice-department-closes-antitrust-probe-over-wireless-carrier-switching-technology-idUSKBN1Y12FP (accessed 28.11.2019)

10. Trump Signs Bill Supporting Hong Kong Pro-Democracy Protesters Available at: https:// www.wsj.com/articles/trump-signs-bill-supporting-hong-kong-11574898084?mod=hp_lead_ pos1 (accessed 28.11.2019)

BIBLIOGRAFIYA:

1. Aleksandrova M.V. Tarifnoe i netarifnoe regulirovanie importa v KNR i ego vliyanie na vvoz tovarov iz Rossii // Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istoriya i sovremennost'. - 2018. - S. 275-289.

2. Czyan Fen Gosudarstvennoe regulirovanie vneshnej torgovli Kitaya // Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M.V.Lomonosova. - 2014. - S. 185.

3. Romanova G.N. Reformirovanie vneshneekonomicheskih svyazej Kitaya: torgovlya, investicii (80-e gg. XX V. - nachalo XXI V.) // Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. - 2017. - S. 25-38.

4. Klipin A.O. Realizaciya mekhanizma importozameshcheniya i ego ocenka // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. - 2018. № 2 (52) - S. 16-24.

5. Haritonova V.S., Markar'yan YU.A., SHevchenko E.I. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti v EAES // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «VEKTOR EKONOMIKI». - 2018. -№12, s. 1-10.

6. Taiwan International ETF Forum iP^HI^ETFiiJ. Available at: https://ihsmarkit.com/ events/Taiwan-ETF-Seminar-ETF/overview.html (accessed 28.11.2019)

7. Mizuho Financial Group. News. Available at: https://www.mizuhobank.com/company/ release/index.html (accessed 28.11.2019)

8. US-China «phase one» deal is «hollow» and «ridiculous». Available at: https://www. cnbc.com/2019/11/22/us-china-phase-one-trade-deal-hollow-and-ridiculous-yale-academic. html?recirc=taboolainternal (accessed 28.11.2019)

9. U.S. Justice Department closes antitrust probe over wireless carrier-switching technology. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-telecommunications-antitrust/u-s-justice-department-closes-antitrust-probe-over-wireless-carrier-switching-technology-idUSKBN1Y12FP (accessed 28.11.2019)

10. Trump Signs Bill Supporting Hong Kong Pro-Democracy Protesters Available at: https:// www.wsj.com/articles/trump-signs-bill-supporting-hong-kong-11574898084?mod=hp_lead_ pos1 (accessed 28.11.2019)

1 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.