Научная статья на тему 'Влияние Великого поста на жизнь женщины духовного сословия второй половины XIX – начала XX вв. (на примере Курской и Тамбовской губерний)'

Влияние Великого поста на жизнь женщины духовного сословия второй половины XIX – начала XX вв. (на примере Курской и Тамбовской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женщина / духовенство / Великий пост / здоровье / духовное сословие / woman / clergy / Lent / health

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В.Л. Колесникова

В статье рассматриваются особенности условий жизни и деятельности, в которых находилась женщина духовного сословия Курской и Тамбовской губерний второй половины XIX – начала XX вв. и об их влиянии на психическое и физическое состояние ее организма во время Великого поста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE LENT ON LIFE OF THE WOMAN OF THE CLERGY OF THE SECOND HALF OF XIX – THE BEGINNINGS OF THE XXth CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF KURSK AND TAMBOV PROVINCES)

Article is devoted to living conditions of the woman of the clergy of Kursk and Tambov provinces of the second half of XIX – the beginnings of the XXth centuries during the Lent. Here it is told about influence of traditions on a mental and physical condition of her organism.

Текст научной работы на тему «Влияние Великого поста на жизнь женщины духовного сословия второй половины XIX – начала XX вв. (на примере Курской и Тамбовской губерний)»

УДК 94-055.2(470.32)|18/19|:27-442.47

ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ И ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИЙ)

В.Л. Колесникова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: biz_k@bgiik.ru

В статье рассматриваются особенности условий жизни и деятельности, в которых находилась женщина духовного сословия Курской и Тамбовской губерний второй половины XIX - начала XX вв. и об их влиянии на психическое и физическое состояние ее организма во время Великого поста.

Ключевые слова: женщина, духовенство, Великий пост, здоровье, духовное сословие.

Важнейшую роль в создании и поддержании в доме православного порядка и быта играли, несомненно, жены священников, которых в народе уважительно называли матушками, так же, как и монахинь-наставниц, которые во многом отличались от других. Так, жены «белого» духовенства носили особые одежды, по которым в них можно было узнать матушек. От жены в основном зависели быт дома и отношение детей к отцу. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками»1.

По мнению современных служителей сана, самый трудный женский крест - это путь жены священника; он больше пути монашеского2. Глубоко символично, что она продолжала носить обручальное кольцо, а с ее мужа кольцо при хиротонии снимали, «так как он был обручен Церкви и принадлежал, прежде всего, алтарю, а не супруге» . Даже радости супружеского ложа выпадали ей лишь изредка. «Муж - в храме, с пасомыми, а жена - дома, с детьми, с заботами о муже»4, в покорности и смирении, что было основополагающим в жизни христианки5.

В силу соблюдения православных традиций (запрет предохранения от зачатия, запрет «плодоизгнания», ментальное желание иметь много детей и др.) численность духовного сословия поддерживалась высоким естественным приростом. Духовенство было самым многодетным сословием России в XIX в.6. К примеру, в 1857 г. семья в среднем включала в Курской губернии 9,1 человек обоего пола, в Тамбовской -

1 Цит. по: Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 1998. С. 95.

2 См.: Священник Алексей Мечев. Советы девушке-христианке. М., 1996; См.: Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 1998.

3 Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 1998. С. 96.

4 Там же.

5 См.: Священник Алексей Мечев. Советы девушке-христианке. М., 1996. С. 2.

6 Миронов Ю.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): В 2 т. 3-е изд., испр., доп. СПб., 2003. Т.1. С. 224.

7

9,0 человек ; во второй половине XIX в. численность крестьянской семьи уменьшается , а семьи духовенства могли иметь 10 и более детей. К концу XIX в. 43,3% семей Курской губернии состояли из 2-5 человек, 47,6% - из 6-10 человек, 9,1% - из 11 человек9, что в среднем составляло 6,5 человек в одной семье.

Несмотря на то, что к концу XIX в. наблюдалась тенденция к снижению численности семей всех сословий, лидерство оставалось за духовенством. Вероятно, это было связано с более богобоязненным и твердым, чем в других сословиях, соблюдением традиций православия, включающих принцип рожать, сколько Бог даст.

Рождение ребенка - «это не чисто биологический феномен, а социально опосредованный поступок, основанный на установках и ценностях каждой конкретной семьи»10, в которой особую роль играет «религиозно-нравственное отношение к рождению»11 новой жизни. Состояние многих традиционных норм, дуализма морали, этикета, брачных и семейных ритуалов, изменение обычаев и законов происходит в результате изменения «демографического давления»12.

Исходя из материалов клировых ведомостей церквей Тамбовской губернии, интервал между рождением детей в семьях духовенства колебался между двумя-тремя годами, а иногда - 1 год. Количество рождений детей не регулировалось. В целом, за 30 лет в браке матушка рожала более десяти раз. У священника старше 40

13

лет значилось от 6 до 9 детей в возрасте от нескольких месяцев до 23 лет . В большинстве случаев, возраст девочек, живших с родителями, достигал максимум 16 лет, так как иногда уже с 14-летнего возраста их старались выдать замуж.

Безусловно, культура материнства включала не только практику, но и определенные религиозно-нравственные нормы поведения в интимной жизни, особенно «греховной» была сексуальность14, которая могла проявляться в поведении, одежде, манере говорить и т. д. Требовать от священника и его жены, чтобы те целиком и полностью воздерживались от сексуальных сношений, означало бы отрицать самый смысл наличия женатых священнослужителей15. Чтобы соблюсти обрядовую чистоту, женатые священники должны были воздерживаться от супружеских отношений по постным дням и дням церковного служения. В перечень еженедельных обрядовых дней для священников, как и для всех христиан, включались все среды, пятницы, субботы и

7 Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2. СПб., 2000. С. 225.

8 Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (Традиции конца XIX - начала XX века). М.-Тамбов, 2004. С. 102.

9 Курская губерния. Первая всеобщая перепись Российской империи, 1897 г. / Под ред. Н.А.Троицкого. Курск, 1904. С. 30.

10 Михеева А.Р. Брак, семья, водительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосибирский гос.университет. Новосибирск, 2001. С. 36.

11 См.: Шаповалова С.П. Религиозно-нравственное отношение к рождению девочки в крестьянской семье пореформенного периода // Белогорье. Белгород, 2003. №4. С. 108-110.

12 См.: Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. Прошлое, настоящее, взгляд в будущее. М., 1982.

13 Орлова В.Д. Семьи духовенства во второй половине XIXв. Распределение мужских и женских обязанностей в повседневной жизни// От мужских и женских к гендерным исследованиям / Материалы международной конференции. Тамбов, 2001. С. 109.

14 Сексуальный - то же, что и чувственный - плотский, с сильно выраженным половым влечением (Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1988. С.579, 725.); См.: Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб.: Питер, 2002.; См.: Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999; См.: Уайт Дж. Эрос оскверненный. М., 1993. С. 34-51, 89-130.

15 Левина Е. Секс и общество в мире православных славян (Перев. С англ. В.В.Львова) / «А се грехи злые, смертные ...». Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. М., 1999. С. 389.

воскресенья, а также особые постные дни. По этим дням священники вели службы, и это было также одной из причин запрета супружеских отношений. Существовал также запрет на секс в дни, предшествовавшие литургиям, чтобы можно было духовно подготовиться к обряду. Если служба выпадала, например, на вторник, то автоматически исключался и понедельник16.

Соблюдение постов характерно для многих религий. У русских посты стали соблюдаться со времен принятия христианства. Уместно напомнить названия постов и сроки их проведения, приуроченные к христианским праздникам: Великий пост связан с Пасхой, днем Светлого Христова Воскресения; Петров пост - с днем памяти святых первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла; Успенский пост - с днем Успения Божией Матери; Рождественский пост - с днем Рождества Христова. Рождество Христово и Успение Божией Матери празднуются ежегодно в одни и те же дни, поэтому сроки постов, связанные с ними, не изменяются. День Пасхи -переходящий праздник, поэтому Великий пост каждый год начинается в разные дни. От дня празднования Пасхи зависит продолжительность Петрова поста. Эти четыре

17

поста составляют длительные посты .

Таким образом, необходимо отметить, что время возможного зачатия

ограничивалось сроками, в которые вступать в интимные отношения было грешно. В

18

христианском календаре более 200 дней занято постами . Итак, это четыре ежегодных поста в сумме составляли 123 дня. Менструальные периоды супруги дополнительно вычитали в среднем 72 дня. Среды, пятницы, субботы, воскресенья остальных 25 недель года отнимали 100 дней. Однако менструальные дни накладывались на некоторые постные, праздничные и предпраздничные дни, что является погрешностью, равной примерно 48 дням. Таким образом, разрешенных для супружеской жизни дней в году насчитывалось от 70 до 118. Как уже было отмечено, каждая представительница духовного сословия 2/3 своей жизни проводила в воздержании, в связи с чем возникали различные патологии, связанные с состоянием здоровья.

Само понятие «пост», вошедшее в обиходный язык в XIX в., стало многогранным: пощенье, постованье, постничанье и т. д. В Курской и Тамбовской губерниях говорили «постить». Нередко в одно и то же слово вкладывался разный смысл. Слово «постничать» в Воронежской губернии означало не просто поститься, а не есть горячей пищи, есть всухомятку или очень мало19. Время поста создавало особый духовный настрой, готовность к покаянию. Еда употреблялась не только простая, но «постники» воздерживались от сладкого, что считалось полупостной едой. В свою очередь посты вносили большие изменения в обычную жизнь православных христиан, особенно духовенства - это касалось и характера употребляемой ими пищи и ее количества.

16 См.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян (Перев. С англ. В.В.Львова) / «А се грехи злые, смертные ...». Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. М., 1999.

17 Воронина Т.А. Проблемы этнографического изучения русского православного поста//Этнографическое обозрение. 1997. №4. С.85-96; Православный церковный календарь. М., 1993. С.83-87; Сайт о древне-церковной певческой культуре «Вечерняя песнь» / http://www.canto.ru/ calendar/ year; Энциклопедия русских обычаев /Автор-сост. Юдина Н.А. М., 2001. С. 174-473.

18 См.: Воронина Т.А. Пост и религиозно - нравственные аспекты его соблюдения (к проблеме этнографического изучения русской духовной культуры) // Материалы 7-й конференции Свято -Тихоновского института. М., 1997. С. 121-126; Практическая белая магия и христианство/ http://www.belmagi.ru/hiist/post.htm.

19 Православная жизнь русских крестьян XIX - начала XX веков: Итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 54.

Традиционно, в каждой семье духовенства особенно соблюдался обычай поститься, который передавался из поколения в поколение. Однако даже в одной семье во время поста в приеме пищи существовала определенная дифференциация. Так, старшие демонстрировали более строгое воздержание от запретного во всех отношениях. Особую роль при этом играли родители, и прежде всего, мать: она постилась больше других и своим поведением подавала личный пример благочестия.

К соблюдению постов приучали с малолетства. Не было принято насильно заставлять детей поститься до 7-8 лет, но некоторые дети начинали сами поститься

с 4-летнего возраста. В случае, когда ребенок был слабым и не мог вынести трудностей

20

поста, за него постилась мать .

Таким образом, в соблюдении поста есть свои плюсы, имеющие воспитательный характер: развитие таких качеств, как воздержание, умение владеть своими чувствами и желаниями, поступать в соответствии с нормами поведения, принятыми в определенном коллективе. Отрицательный момент «постничества» -нанесение вреда здоровью, влекущего за собой отклонения в физиологическом и психологическом развитии в период формирования организма.

Например, воспитанницы женских епархиальных училищ должны были «говеть, причащаться и поститься во все посты»21. Рассмотрев данные медицинских отчетов Курского епархиального женского училища за месяцы март, апрель, май 1895г. можно проследить динамику заболеваемости воспитанниц. Процент больных во время Великого поста самый высокий, что говорит о большей склонности организма к болезням во время воздержания от полноценной пищи, несмотря на то, что после поста вступил в силу весенний авитаминоз.

Таким образом, состояние здоровья женщин духовного звания, начиная с периода формирования организма, напрямую зависело от социально-бытовых условий, которые в учебных заведениях характеризовались грубыми отклонениями от норм санитарии, организацией некачественного и несбалансированного питания, нарушением режима дня и эргономических требований, а также соблюдением всех постных дней, составлявших 2/3 каждого года. Все это свидетельствует о том, что условия жизни и деятельности, в которых находилась женщина духовного сословия от начала и до конца жизненного пути отрицательно влияли на формирование женского организма, что впоследствии приводило к трагическим результатам и многим негативным жизненным моментам.

Список литературы

1. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (Традиции конца XIX - начала XX века). М.; Тамбов, 2004.

2. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. Прошлое, настоящее, взгляд в будущее. М., 1982.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999.

4. Воронина Т.А. Особенности соблюдения постов в народной среде в XIX веке // Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: История этнографических исследований. М., 2001.

5. Воронина Т.А. Пост и религиозно-нравственные аспекты его соблюдения (к проблеме этнографического изучения русской духовной культуры) // Материалы 7-й конференции Свято -Тихоновского института. М., 1997. С. 121-126.

20 Воронина Т.А. Особенности соблюдения постов в народной среде в XIX веке // Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: История этнографических исследований. М., 2001. С. 63.

21 Лисюнин В.Ф. Вопросы женского образования в Тамбовской епархии в конце XIX - начале XX вв. (на примере Тамбовского женского епархиального училища) // Женская повседневность в России / Материалы международной научной конференции. Тамбов, 2003. С. 4.

6. Практическая белая магия и христианство. URL: http://www.belmagi.ru/hrist/post.htm.

7. Воронина Т.А. Проблемы этнографического изучения русского православного поста//Этнографическое обозрение. 1997. №4. С. 85-96.

8. Православный церковный календарь. М., 1993. С. 83-87.

9. Сайт о древне-церковной певческой культуре «Вечерняя песнь». URL: http://www.canto.ru/ calendar/ year; Энциклопедия русских обычаев /Автор-сост. Юдина Н.А. М., 2001. С. 174-473.

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб.: Питер, 2002.

11. Курская губерния. Первая всеобщая перепись Российской империи, 1897 г. / Под ред. Н.А. Троицкого. Курск, 1904.

12. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян (перев. с англ. В.В. Львова) // «А се грехи злые, смертные ...». Сб. ст. под ред. Н.Л. Пушкаревой. М., 1999.

13. Лисюнин В.Ф. Вопросы женского образования в Тамбовской епархии в конце XIX-начале XX вв. (на примере Тамбовского женского епархиального училища) // Женская повседневность в России / Материалы международной научной конференции. Тамбов, 2003.

14. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): В 2 т. 3-е изд., испр., доп. СПб., 2003. Т.1.

15. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2. СПб., 2000.

16. Михеева А.Р. Брак, семья, водительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосибирский гос. университет. Новосибирск, 2001.

17. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.

18. Орлова В.Д. Семьи духовенства во второй половине XKb. Распределение мужских и женских обязанностей в повседневной жизни// От мужских и женских к гендерным исследованиям / Материалы международной конференции. Тамбов, 2001.

19. Православная жизнь русских крестьян XIX - начала XX веков: Итоги этнографических исследований. М., 2001.

20. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 1998.

21. Священник Алексей Мечев. Советы девушке-христианке. М., 1996.

22. Уайт Дж. Эрос оскверненный. М., 1993.

23. Шаповалова С.П. Религиозно-нравственное отношение к рождению девочки в крестьянской семье пореформенного периода // Белогорье. Белгород, 2003. №4. С.108-110.

INFLUENCE OF THE LENT ON LIFE OF THE WOMAN

OF THE CLERGY OF THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNINGS OF THE XXth CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF KURSK AND TAMBOV PROVINCES)

V.L. Kolesnikova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: biz_k@bgiik.ru

Article is devoted to living conditions of the woman of the clergy of Kursk and Tambov provinces of the second half of XIX - the beginnings of the XXth centuries during the Lent. Here it is told about influence of traditions on a mental and physical condition of her organism.

Keywords: woman, clergy, Lent, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.