Т.А. Воронина
ПРАКТИКА ПОСТА В «СКАЗАНИЯХ О 12-ТИ ПЯТНИЦАХ» (XIX - НАЧАЛО XX в.)
Воронина Татьяна Андреевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Со времени Крещения Руси (988) широкое распространение получила практика постов, которые соблюдались в соответствии с церковными установлениями. Из 365/6 календарных дней года на посты приходилось около 220 дней, т.е. большая часть года. Особым благочестием в соблюдении православных постов отличалось крестьянство (6, с. 136-147). Помимо многодневных и однодневных постов, соблюдавшихся по церковному уставу, в народной практике получил распространение пост, приуроченный к особым двенадцати пятницам. Это нашло отражение в так называемых «сказаниях о 12-ти пятницах», которые бытовали по всей территории России в Х1Х - начале ХХ в., на что обратили внимание многие отечественные исследователи.
Почитание в народе пятого дня недели, конечно же, прежде всего связано с евангельским временем и мученической кончиной Иисуса Христа в этот день. О значении пятницы писали А.Н. Афанасьев, Д.К. Зеленин, А. Львовский, И. Порфирьев, Н. Тихонравов (1, с. 231-242; 8, с. 576; 11; 18; 22, 302303). Отметим, что некоторые исследователи указывали на связь пятницы с дохристианскими пережитками, например с культом языческой богини Мо-коши (24, с. 134-138).
А.Н. Веселовский изучил многие варианты «сказания о 12-ти пятницах», указанные в средневековых пересказах на английский, французский, немецкий, итальянский, сербский и другие языки (5, с. 328-333, 366). Он заключил, что сказание бытовало в двух различных редакциях, из которых первая известна как Элевферьевская, а вторая как Климентовская (по имени св. Климента, папы Римского). А.Н. Веселовский, сличая обе редакции сказаний, сделал вывод, что в первой редакции преобладали ветхозаветные сюже-
ты, а во второй - новозаветные (10, с. 334, 349, 352). Что же касается России, то здесь чаще бытовала вторая редакция.
«Сказание о 12-ти пятницах» не случайно приписывалось святому Клименту, папе Римскому (день памяти 25 ноября / 8 декабря). За свою приверженность христианству он был сослан в Херсонес Таврический, где в 101 г. казнен. В 861 г. его мощи были обретены равноапостольными Кириллом и Мефодием, просветителями славян. В 988 г. князь Владимир перенес из Хер-сонеса в Киев часть мощей (главу) подвижника, которые стали первой государственной древнерусской святыней, а святой Климент - первым небесным покровителем Руси (16, с. 148-150).
Поводом для написания статьи И. Некрасову (1870) послужило обнаружение кардиналом Питра в 1864 г. в одной из рукописей Ватикана греческого текста «сказания о 12-ти пятницах», который начинался так: «И я, Климент, папа Рима, узнал из божественных писаний, что существуют 12 пятниц года, которые, если будет соблюдать христианин с искренним сердцем, исповедуя свои грехи и постясь до вечера на хлебе и на воде, не вспомнит Господь грехов его...» И. Некрасов предположил, что «сказание о 12-ти пятницах» было исключительно славянским изобретением, которое разошлось впоследствии по Западной Европе в разных вариантах (14, с. 2-6).
В данной статье основное внимание уделяется соблюдению поста как выражению народного благочестия и тем традициям, которые сопровождали пост по 12 особым пятницам, приуроченным к некоторым праздникам церковного календаря.
Круг источников для написания статьи включает как рукописные, так и опубликованные материалы. Ценным источником стали материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (Тенишевского бюро), созданного в Петербурге в конце XIX в.1 Они представляют собой ответы на различные вопросы «Программы этнографических сведений о крестьянах Центральной России», охватывавшей многие стороны народного быта, включая сведения о почитании постом пятниц.
Как уже говорилось, почитание пятницы ведет свое начало с первых веков распространения христианства. С III в. становится известным имя святой Параскевы (по-гречески - пятницы), которая, будучи дочерью богатых родителей, с юности посвятила себя аскетической жизни. За исповедание христианской веры она была казнена при римском императоре Диоклетиане (17, стб. 1761) и впоследствии вошла в сонм канонизированных святых. Почитание святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, очень быстро распространилось на Руси с принятием христианства. Возникший в XI в. в
1. В настоящее время материалы Тенишевского бюро находятся в архиве Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге (далее - АРЭМ). Фонд 7. 164
греческой церкви спор о том, следует ли соблюдать пост в среду и пятницу, если на них приходятся великие праздники, проник в XII в. и в русскую среду. Здесь это произвело настолько сильное впечатление, что пришлось созвать в 1168 г. Собор, который санкционировал соблюдение поста в пятницу, даже если на него выпадал какой-нибудь праздник, кроме Рождества Христова и Богоявления (5, с. 366).
«Сказания о 12-ти пятницах» были распространены уже в XI в. благодаря «каликам перехожим» - странникам, слепцам, нищим, которые распевали их в виде духовных стихов и этим зарабатывали себе на жизнь (14, с. 6, 20). Духовные стихи, по определению С.Е. Никитиной, были посредниками «между книжной христианской и устной народной культурой» (15, с. 33). Имея большое сходство с былинами, они носили эпический характер и первоначально получили большое распространение в устной традиции. В духовных стихах предлагалось почитать пятницу «святым постом и молитвою, верою и любовию, кротостию и смирением», в пятницу «быть в посте и молитве, доброю совестию и чистым сердцем». Однако «сказание о 12-ти пятницах» относилось к апокрифическим текстам, которые постановлением Лаодикийского собора (правило 59) запрещались, поэтому церковь не признавала этих апокрифов, поскольку их сопровождало множество суеверий.
В последующие столетия пост в среду и пятницу в народе сильно распространился. В «Слове св. отца Пахомия о среде и пятке» эти два дня олицетворялись в виде двух ангелов, ведущих в рай тех, кто их почитал. В духовных стихах о Страшном суде говорилось, что соблюдение среды и пятницы отворяет райские двери, тогда так пренебрежение к ним уготовляет адские муки (5, с. 355). Но особенно укоренился пост в пятницу, поскольку народ олицетворял пятницу в виде святой мученицы Параскевы и отмечал ее память 28 октября / 10 октября (17, стб. 1945-1946). В древнерусском стихе «Прощание души с телом» говорилось о вечных мучениях души, которая в пятницу «платья золовала, льны рядовала» (т.е. стирала и пряла). По народным верованиям, святая Параскева (Пятница) наблюдала за празднованием своего дня и строго наказывала отступников, поэтому крестьянки старались по пятницам не прясть (25, с. 137). И хотя Стоглавый собор 1551 г. осудил тех, кто велел «в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не пря-сти, и платья не мыти, и каменья не разжигати» (глава 41), в народе старались придерживаться многовековой традиции.
Источники показывают, что в XIX - начале XX в. наибольшее распространение получили так называемые «именные» или «временные» пятницы, которые перечислялись в рукописном «сказании о 12-ти пятницах». За соблюдение поста в эти дни полагались разные преимущества (17, стб. 19451946).
В XIX в. текст «сказаний о 12-ти пятницах» в Климентовской редакции широко бытовал в разных регионах России в разных вариантах, в духовных стихах он обычно начинался так: «Придите, братия, послушайте // Писания Божия, поучения // Святаго Климента, папы Римского // Про двенадесять ве-ликия пятницы» (4, с. 579-586). Бытование рукописных списков о почитании 12-ти пятниц в Вологодской губернии в 1890-е годы отмечали многие корреспонденты Тенишевского бюро. Так, А. Аристархов отмечал, что «Сказание о пятницах двенадцати, в которые, если будет человек поститься, то спасется» продавали владимирские разносчики2. Н.А. Иваницкий опубликовал два списка «О почитании пятниц больших в году», которые почти не различались между собою. Ниже приводится первый список, в скобках даются добавления или замена из второго списка. Согласно им, суть поста в эти дни состояла в следующем:
1. На первой неделе поста Великого. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от беды сохранен будет.
2. Перед Благовещением. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от диавола скаредного (убийства) сохранен будет.
3. На Страстной неделе. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от неприятеля сохранен (муки вечной избавлен) будет.
4. Пред Вознесением Господним. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от потопления (водного) сохранен (избавлен) будет.
5. Пред Духовым днем. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от вострого меча сохранен (избавлен) будет.
6. Пред Рождеством Иоанна Предтечи. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от скудости (недостатку и скудости) сохранен будет.
7. Пред Илиею пророком. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек муки вечной (огня и меча) избавлен будет.
8. Пред Успением Пресвятой богородицы. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от всякого смущения (от веснухи) избавлен будет.
9. Пред Кузьмою-Дамианом. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек от зле (?) нападения сохранен (от всякого греха избавлен) будет.
10. Пред Михаилом-Архангелом. Кто сию пятницу почитает (постится), того человека имя написано будет у Пресвятой Богородицы (от падучей болезни избавлен будет).
11. Пред Рождеством Христовым. Кто сию пятницу почитает (постится), тот человек при смерти своей Пресвятую Богородицу узрит.
12. Пред Крещением. Кто сию пятницу почитает (постится), того человека имя написано будет у самого Господа нашего Иисуса Христа во веки веков аминь (написано буде в книге животной) (9, с. 144).
2. АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 123. Л. 17, 19; Д. 274. Л. 2. Вологодский и Кадниковскийуезды. 166
Как это видно из текста, каждой из временных пятниц приписывалась особенная благодать для тех, кто постился.
По сообщениям, поступившим в Тенишевское бюро, пятницы почитались в Калужской губернии . А.В. Балов писал, что крестьяне Ярославской губернии также держали сугубый пост по пятницам, т.е. ели только хлеб и пили воду (3, с. 122-123). Д.К. Зеленин сообщал из Вятской губернии, что «пятничать» означало не есть совсем до заката солнца в 12 «больших» пятниц в году, перед большими праздниками церковного года4. В Нижегородской губернии тоже бытовало «Поучение Климента» в виде рукописного спи-
ска5.
Судя по текстам сказаний, в народе особо почитали день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа / 11 сентября). В Мещевском уезде Калужской губернии, как впрочем, и по всей России, его называли «Иванов день» или «Иван Постный». В Зарайском уезде Рязанской губернии многие набожные женщины за неделю до праздника налагали на себя произвольный пост, а в день праздника не ели ничего шарообразного. (Напомним, что Иоанн Креститель был обезглавлен по приказу царя Ирода.) Иные «не разговлялись» с Успенского поста (он длился с 1 по
14 августа по старому стилю) вплоть до дня праздника (19, с. 76). Крестьяне Ярославской губернии в день памяти святого Иоанна Предтечи тоже не ели овощи, имеющие шаровидную форму, как, например, капусту, репу, картофель и т.п. (3, с. 122-123). В Пензенской губернии в честь Иоанна Крестителя также соблюдали пост, продолжавшийся от Успения до дня его памяти, т.е. с
15 до 29 августа (по старому стилю)6. На Урале крестьяне за неделю до Иванова дня не ели блюда из капусты (23, с. 94, 114). В Вятской губернии крестьяне, «особливо старухи», соблюдали пост в Ивановскую неделю7, т.е. с Успения до дня памяти святого.
Почитание 12-ти пятниц отмечалось в Пензенской, Курской, Псковской и др. губерниях8. В Нижегородской губернии в 1899 г. были известны, например, случаи, когда больные крестьяне, несмотря на рекомендации земского врача, готовы были скорее умереть, чем в среду и пятницу съесть что-либо скоромное9.
3. Там же. Оп. 1. Д. 520. Л. 33. Калужский уезд.
4. Там же. Оп. 1. Д. 441. Л. 15. Сарапульский уезд.
5. Там же. Оп. 1. Д. 668. Л. 6. Макарьевский уезд.
6. Там же. Оп. 1. Д. 1898. Л. 44.
7. Там же. Оп. 1. Д. 441. Л. 16. Сарапульский уезд.
8. Там же. Оп. 1. Д. 1314. Л. 19. Инсарский уезд; Д. 630. Л. 28-29. Обоянский уезд; Д. 1411. Л. 33.
9. Там же. Оп. 1. Д. 653. Л. 10. Васильсурский уезд.
Как это очевидно из текста сказания, в народе особо почиталась Ильинская пятница (20, с. 537). В Вологодской губернии многие женщины держали недельный пост в честь святого пророка Илии (20 июля / 2 августа), особенно в тех селах, где были построены храмы в его честь10. Многие крестьяне г. Котельнича Вятской губернии постились всю Ильинскую неделю. Особенно строгий пост соблюдали в Ильинскую пятницу, а за работу принимались только после обедни. Корреспондент Тенишевского бюро Л. Гребнев сообщал в 1898 г., что крестьяне Вятской губернии также почитали постом Ильинскую пятницу11. В Тверской губернии работа в Ильинскую пятницу считалась совершенно недопустимой. Запрещалось справлять даже помочи,
несмотря даже на то, что «народ смотрит на них как на дела помощи ближ-
ним»12.
В Казанской губернии, как отмечал корреспондент Тенишевского бюро Т.Ф. Иванов, некоторые крестьяне соблюдали строгий пост в пятницу перед Воздвижением Креста Господня (14 / 27 сентября)13. Кстати, в Вологодской губернии крестьяне постились на праздник Воздвиженья, чтобы медведи не трогали их коров (9, с. 38).
Жители Калужской губернии соблюдали запрет прясть в пятницу, которую персонифицировали как Параскеву. А одна женщина, которая стала прясть, даже подверглась штрафу: «Пятницу не пожалела - глаза выколо-ла»14. Многие женщины на Урале также не пряли по пятницам (23, с. 94). В Пензенской губернии многие считали пятницу, как понедельник и среду, «тяжелыми» днями15.
К святой Параскеве девушки обращались с молитвой о женихе. В Калужской губернии крестьяне ее почитали как покровительницу девиц .
Благочестивое отношение народа к пятнице сказалось и на временном воздержании от супружеских связей. В древнерусской «Заповеди святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем» было сказано: «Кто смесится с женою в пятницу и в субботу и в неделю (воскресенье. - Т.В.), да еще зачнет, и будет тать, или разбойник, или блудник» (22, с. 302-303). В XIX в. в народе по-прежнему считали, что с наступлением постных дней мужу и жене необходимо было воздерживаться от интимных связей, нарушение же запрета приводило к рождению больных и слабых детей. Этой традиции старались придерживаться наиболее благочестивые крестьяне. По-видимому, угроза
10. Там же. Оп. 1. Д. 1888. Л. 6.
11. Там же. Оп. 1. Д. 433. Л. 4, 7, 9. Орловский уезд.
12. Там же. Оп. 1. Д. 29. Л. 37-40; Д. 1725. Л. 8.; Д. 1879. Л. 12. Зубцовский уезд.
13. Там же. Оп. 1. Д. 467. Л. 30-31. Село Три Озера.
14. Там же. Оп. 1. Д. 529. Л. 4 об.; Д. 531. Л. 15, 23. Козельский уезд.
15. Там же. Оп. 1. Д. 1898. Л. 27.
16. Там же. Оп. 1. Д. 556. Л. 7. Тарусский уезд. 168
рождения нездоровых детей заставляла их временно избегать интимных связей. В. Степанов сообщал о распространенном среди местных жителей в Клинском уезде Московской губернии поверии о том, что дети, зачатые под праздник, обязательно будут иметь какие-нибудь физические и нравственные недостатки (21, с. 224). Крестьяне Псковской губернии считали, что выкидыш у женщин случался из-за грехов матери: либо она спала с мужем под праздник, либо не соблюдала посты, либо нерадиво молилась в церкви17. В.П. Милорадович записал стихи в Лубенском уезде Полтавской губернии, в которых говорилось о последствиях нарушения запрета: «Кто эти пятницы не станет постить // И постом и молитвами, // Ежели во се те пятницы // Муж жене приблежен будет, // Зародится от них детище недоброе, // Либо вор, либо плут, либо пьяница, // Клеветник, еретник, или душем пагубник» (12, с. 464-465).
Обычай воздерживаться в известные дни от интимных отношений между супругами соблюдался и во Владимирской губернии18. Г.К. Завойко писал, что один из пожилых крестьян д. Лужки Вязниковского уезда, который был дважды женат, но остался вдовцом, в откровенной беседе с ним поведал, что он лет до пятидесяти почти каждую ночь под пятницу, среду и воскресные дни «наблюдал», т.е. «пребывал в чистоте» (7, с. 161-162).
Помимо «временных» или «именных» пятниц, которые приходились перед главными годовыми праздниками, в народе почитались «обетные» пятницы, т.е. основанные на обете, данном одним лицом или целым миром, по случаю неурожая хлеба, падежа скота, тяжких болезней и других бедствий. Крестьяне давали обет не только держать строгий пост по некоторым пятницам, но и проводить их как праздничные дни, что сопровождалось стечением народа к церкви. Следствием этого стало устройство торговых дней по пятницам (18, с. 187-188).
И. Калинский сообщает названия девяти «обетных» пятниц: Обжорная (на третьей неделе Великого поста), Страстная, Спасовая, Временная, Разгульная, Молебная, Кающаяся, Праздничная (в день святой Параскевы) и Девятая пятница после Пасхи (10, с. 311). В Ярославской губернии, где праздник святой Параскевы был распространен весьма широко, «Девятая» пятница праздновалась как храмовый праздник (2, с. 130). В Тамбовской губернии также соблюдали пост в Девятую пятницу (13, с. 35).
Таким образом, использованные источники позволяют сделать вывод, что в XIX - начале XX в. практика поста по особым 12 пятницам, приуроченным к празднованию некоторых праздников церковного календаря, в народной среде была очень распространена. Широкое бытование апокрифических
17. Там же. Оп. 1. Д. 1411. Л. 9-10. Порховский уезд.
18. Там же. Оп. 1. Д. 27. Л. 41. Меленковскийуезд.
«сказаний о 12-ти пятницах» свидетельствует, что, соблюдая пост, крестьяне видели в святой Параскеве (Пятнице) надежную покровительницу и помощницу во многих их домашних и личных делах. В целом, помимо соблюдения поста по пятницам в дни, установленные церковным уставом, дополнительные посты по пятницам могут рассматриваться как яркое проявление народного благочестия.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М., 1865. - Т. 1. - С. 231-242.
2. Балов В.А. Праздники и пятницы в Пошехонском уезде // Ярославские губернские ведомости. - 1895. - № 128. - С. 130.
3. Балов А.В. Очерки Пошехонья. Верования // Этнографическое обозрение (далее -ЭО). - 1901. - № 4. - Кн. 51. - С. 122-123.
4. Безсонов П. Калики перехожие // Этнографический сборник. - 1862. - Вып. 5. -С. 579-586.
5. Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды // Журнал Министерства народного просвещения. - 1876. - № 6. - С. 317-366.
6. Воронина Т.А. Традиции соблюдения поста в крестьянской среде // Россия и современный мир. - 2010. - № 3 (68). - С. 136-147.
7. Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии // ЭО. - 1914. - № 3-4. - Кн. 103-104. - С. 117-162.
8. Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического общества. - Вып. 1-3. - Пг., 1914-1916.
9. Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия Общества любителей естествознания, археологии и этнографии. - Труды этнографического отдела. -Т. XI. - М., 1890.
10. Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси // Записки Императорского Русского Географического общества. Т. 7. - СПб., 1877. - 216 с.
11. Львовский А. Пятница в жизни русского народа // Живописная Россия. Т. 2. - 1902.
12. Милорадович В. П. Народные обряды и песни Лебенского уезда Полтавской губернии, записанные в 1888-1895 гг. Харьков, 1897 // Живая старина (далее - ЖС). - 1899. - Вып. 3-4. -С. 464-465.
13. Можаровский А.Л. Отголоски старины и народности. - Тамбов, 1903. - 160 с.
14. Некрасов И. Замечания по поводу русского народного сказания о двенадцати пятницах. (К вопросу о происхождении духовных народных стихов) // Филологические записки. -Вып. 1. - Воронеж, 1870. - С. 1-26.
15. Никитина С.Е. «Стих надо петь важно и умильно...» // ЖС. - № 3. - 1994.
16. Палицын А. В. Св. Климент Римский - символ единства христиан в памятниках церковной архитектуры Москвы // Россия и современный мир. - 2010. - № 3 (68). - С. 148-158.
17. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. - М.: Возрождение, 1992. - Т. 2. - 2464 стб.
18. Порфирьев И. О почитании среды и пятницы в древнем русском народе // Православный собеседник. - № 1. - 1859.
19. Селиванов В.В. Год русского земледельца (Зарайский уезд, Рязанской губернии) // Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. - М.: Современник, 1987. - С. 24-145.
20. Синозерский М. Смесь // ЖС. - 1896. - Вып. 3, 4. - С. 537.
21. Степанов В. Сведения о родильных и крестинных обрядах в Клинском уезде Московской губернии. (Собраны по программе В.Н. Харузиной) // ЭО. - 1906. - № 3-4. - Кн. 70-71.
22. Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. - В 2 т. - СПб., 1863.
23. Традиционная культура русского крестьянства Урала XVШ-XIX вв. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. - 360 с.
24. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) - М., Изд-во МГУ, 1982. - 245 с.
25. Чернышева М.Б. Музыкальная культура русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. - М., 1982. - С. 129-138.