Научная статья на тему 'Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов'

Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ЭРИТРОЦИТЫ / ЛЕЙКОЦИТЫ / ТРОМБОЦИТЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭРИТРОЦИТОМОРФОМЕТРИЯ / STUDENTS / ADAPTATION / ERYTHROCYTES / LEUCOCYTES / THROMBOCYTES / COMPUTER ERYTHROCITOMORPHOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анфиногенова Оксана Ивановна

Путем оценки общего анализа крови и методом компьютерной эритроцитоморфометрии проведено исследование адаптации студентов к условиям обучения в университете. Выявлено, что студенты первого и пятого курсов испытывают напряжение механизмов адаптации, которое проявляется в снижении компенсаторных возможностей системы крови.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By an estimation of the general analysis of a blood and a method computer erythrocitomorphometry research of adaptation of students to training conditions at university is conducted. It is taped that students of the first and fifth courses test a strain of mechanisms of adaptation which is shown in depression of compensatory possibilities of system of a blood.

Текст научной работы на тему «Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов»

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

О. И. Анфиногенова

INFLUENCE OF CONDITIONS OF TRAINING IN HIGH SCHOOL ON ADAPTIC POSSIBILITIES OF THE ORGANISM OF STUDENTS

Anfinogenova O. I.

By an estimation of the general analysis of a blood and a method computer erythrocitomor-phometry research of adaptation of students to training conditions at university is conducted. It is taped that students of the first and fifth courses test a strain of mechanisms of adaptation which is shown in depression of compensatory possibilities of system of a blood.

Key words: students, adaptation, erythrocytes, leucocytes, thrombocytes, computer erythrocito-morphometry.

Путем оценки общего анализа крови и методом компьютерной эритроцитоморфометрии проведено исследование адаптации студентов к условиям обучения в университете. Выявлено, что студентыi первого и пятого курсов испытывают напряжение механизмов адаптации, которое проявляется в снижении компенсаторных возможностей системыI крови.

Ключевые слова: студенты,, адаптация, эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , компьютерная эритроцитоморфометрия.

УДК 612.062:612.111-112

Студенты являются особой социальной группой лиц определенного возраста (17-27 лет), главной задачей которых является получение профессиональных знаний и навыков. Данный этап жизни сопровождается изменением места жительства, образа жизни, отрывом от привычного окружения, процессами адаптации к новым условиям. Адаптация к новым экологическим, клима-тогеографическим, психосоциальным факторам среды обитания, включает механизмы приспособления индивидуума к новым физическим, умственным эмоциональным нагрузкам и условиям. Характер приспособления сопровождается необходимой затратой энергии и морфофункциональными перестройками. В зависимости от фонового уровня функционального состояния, организм или адаптируется или дезадаптируется.

Одним из наиболее чувствительных индикаторов многих происходящих в организме событий является система крови. Исследование клеток крови представляет интерес, поскольку ни в одной другой ткани состояние клеточной поверхности не ответственно в такой степени за развертывание ряда явлений, происходящих в организме, как в норме, так и при патологических состояниях.

Целью нашего исследования явилось изучение адаптивных особенностей гемограммы и цитоморфометрического анализа клеток крови студентов, к условиям обучения в вузе.

Материал и методы. В соответствии с поставленной целью нами выполнено

О. И. Анфиногенова

Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов

комплексное исследование, охватывающее 125 человек (юношей), Ставропольского государственного университета в возрасте 1722 года. На момент обследования все студенты были признаны практически здоровыми. Обследование проходило в весенний период учебного года (март). В качестве биологического материала использовалась цельная кровь (в эталонной микропробирке). Взятие крови проводилось в соответствии с общими правилами сбора материала для исследования показателей крови.

Количественную оценку клеток периферической крови проводили по следующим параметрам: количество эритроцитов (Эр), процент анизоцитоза Эр (RDW), пойкилоци-тоза, гематокрит (НСТ), концентрацию гемоглобина (Нв), количество тромбоцитов (PLT), лейкоцитов (WBC), процентное содержание двух популяций лейкоцитов: лимфоцитов (LYM) и гранулоцитов (GRA) с помощью автоматического гематологического анализатора MEDONIK M-SERIES (Швеция), предназначенного для проведения диагностических тестов образцов крови in vitro в лабораторных условиях. При этом подсчет и дифференцировка форменных элементов крови происходила с автоматическим забором и разведением проб. Автоматический гематологический анализ основан на кон-дуктометрическом методе. Данный метод имеет в своей основе подсчет числа и определение характера импульсов, возникающих при прохождении клеток через отверстие малого диаметра (апертуру), по обе стороны от которого расположены два изолированных друг от друга электрода. Каждое прохождение клетки через канал сопровождается появлением электрического импульса, и для того чтобы определить количество клеток, достаточно пропустить определенный объем пробы через канал и сосчитать число электрических импульсов, которые при этом генерируются.

Компьютерное цитоморфометрическое исследование клеток периферической крови проводилось на аппаратно-программном комплексе «МEКОС-Ц2» (ЗАО «Медицинские компьютерные системы», Россия), состоящего из микроскопа с тринокуляром

«NIKON», цифровой фотокамеры «Delta Pix 300», персонального компьютера и программного обеспечения (программы «Анализ клеток крови», «Эритроцитометрия»). Для использования метода предварительно готовили мазки крови, которые фиксировали этиловым спиртом и окрашивали по Рома-новскому-Гимзе.

Результаты исследования подверглись вариационно-статистической обработке в соответствии с принципами, изложенными в руководстве Лакина Г. Ф. (6).

Результаты и обсуждение. В результате исследования периферической крови студентов пяти курсов было выявлено, что все полученные показатели находились в пределах референтных колебаний. Однако при сравнении показателей были получены некоторые различия. Так, количество эритроцитов у студентов третьего (4,8±0,1) и пятого курсов (4,7±0,08) достоверно выше, чем у студентов первого курса (4,4±0,09), а у студентов четвертого курса (4,6±0,09) (Р< 0,05) достоверно ниже, чем у студентов третьего курса (табл. 1.); гематокрит у студентов третьего курса (41,9±1,02) (Р<0,05) достоверно выше, чем у студентов первого курса (38,9±0,8).

Поскольку гематокрит отражает долю объема кровяных клеток, то можно предположить, что его увеличение у студентов первого курса связано с повышением числа Эр в циркулирующей крови, что в данном случае вероятно связано с напряжением адаптационных механизмов организма.

Исследование концентрации Нв достоверных различий не обнаружило, однако была выявлена тенденция к ее увеличению у студентов третьего (143,9±3,2) и пятого курсов (143,6±2,9). Данный факт, вероятно связан с увеличением числа Эр, что можно расценить как адаптивную особенность к условиям проживания в климато-географических условиях г. Ставрополя (4).

По показателям тромбоцитарного звена у студентов третьего и четвертого курса (179,8±12,8, 210,4±11,3) наблюдается достоверное снижение количества тромбоцитов в сравнении с первым курсом (256,4±17,4), а также у 3 курса (179,8±12,8) в сравнении со

2-м (223,5±8,7). Увеличение количества тромбоцитов у студентов первого курса свидетельствует о чувствительности клеток гемостаза к стрессовым воздействиям на организм.

Анализируя количество лейкоцитов, наблюдалась тенденция к его незначительному снижению у студентов третьего (6,9±0,3) и четвертого курсов (6,8±0,4). При изучение лейкоцитарной формулы было выявлено достоверное увеличение эозинофилов у студентов третьего (2,3±0,3) (Р<0,05) и пятого

курса (2,1±0,1) (Р<0,02) в сравнении с первокурсниками (1,5±0,2), а так же достоверное увеличение моноцитов у студентов второго (4,8±0,6) (Р<0,05), третьего (4,9±0,4) (Р<0,01), четвертого (4,8±0,4) (Р<0,01) и пятого курсов (4,6±0,4) по отношению к студентам - первокурсникам (3,4±0,3) (Р<0,05). Палочкоядерные нейтрофилы у студентов разных курсов достоверных различий не выявили. Сегментоядерные нейтрофилы и лимфоциты преобладали у первокурсников (54,6±3,1; 35,7±1,8).

Таблица 1

Показатели периферической крови у студентов 1-5 курсов

Показатели 1 курс 2 курс з курс 4 курс 5 курс

RBC (х1012/л) 4,4±0,09 4,б±0,1 4,8±0,1 4,6±0,09 4,7±0,08

Р: > 0,10 < 0,002 > 0,10 < 0,02

Р2 > 0,10 > 0,10 > 0,10

Рз < 0,05 > 0,10

Р4 > 0,10

HCT (%) з8,9±0,8 з9,4±0,7 41,9±1,02 з9,б±0,5 41,1±0,9

Р: > 0,10 < 0,05 > 0,10 > 0,10

Р2 > 0,10 > 0,10 > 0,10

Рз > 0,10 > 0,10

Р4 > 0,10

HGB (г/л) 1з6,5±2,9 1з7,7±з,1 14з,9±з,2 1з9,6±2,з 14з,6±2,9

Р: > 0,10 > 0,10 > 0,10 > 0,10

Р2 > 0,10 > 0,10 > 0,10

Рз > 0,10 > 0,10

Р4 > 0,10

PLT (х109/л) 256,4±17,4 22з,5±8,7 179,8±12,8 210,4±11,з 220,4±15,з

Р: > 0,10 < 0,002 < 0,05 > 0,10

Р2 < 0,02 > 0,10 > 0,10

Рз > 0,10 > 0,10

Р4 > 0,10

WBC (х109/л) 7,з±0,2 7,2±0,з 6,9±0,з 6,8±0,4 7,1±0,4

Р: > 0,10 > 0,10 > 0,10 > 0,10

Р2 > 0,10 > 0,10 > 0,10

Рз > 0,10 > 0,10

Р4 > 0,10

Примечание: Р1 - достоверность различий между показателями периферической крови студентов 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5 курсов; Р2 - достоверность различий между показателями периферической крови студентов 2 и 3, 2 и 4, 2 и 5 курсов; Р3 - достоверность различий между показателями периферической крови студентов 3 и 4, 3 и 5 курсов; Р4 - достоверность различий между показателями периферической крови студентов 4 и 5 курсов.

О. И. Анфиногенова

Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов

Полученные данные подтверждают, что адаптивный иммунитет связан преимущественно с миелоидными и лимфоидными клетками (9). Изменение показателей различных популяций лейкоцитов в сторону повышения также может свидетельствовать о напряжении механизмов адаптации, при влиянии различных физиологических и стрессовых факторов.

По результатам цитоморфометрическо-го анализа была отмечена разнородность популяции клеток красной крови. Так, было выявлено достоверное уменьшение необратимо измененных деформированных форм у студентов второго (0,77±0,08) и третьего курсов (0,66±0,1) по сравнению с первым (1,22±0,18) и достоверное увеличение необратимо измененных деформированных форм у студентов четвертого (0,98±0,12) и пятого курса (0,90±0,06) в сравнении с третьим (0,66±0,1). Снижение количества необратимо измененных форм Эр можно расценивать как один из факторов собственно адаптации к условиям обучения, который достигают студенты второго и третьего курсов высших учебных заведений. Также выявлено достоверное снижение обратимо измененных форм Эр у студентов третьего (1,62±0,17) и пятого курса (1,61±0,1) по сравнению со студентами второго курса (2,23±0,2). Такая картина гетерогенности популяций клеток позволяет сделать вывод о напряжении механизмов адаптации на втором, четвертом и пятом курсах, что еще раз подтверждает неустойчивость и дестабилизацию системы красной крови в критические периоды адаптации.

В результате проведенного исследования показателей гемограммы у здоровых молодых людей, обучающихся на разных курсах в университете и статистического анализа полученных данных выявлены адаптивные особенности системы крови. Так, у

студентов-первокурсников в фазе срочной адаптации происходит снижение количества эритроцитов, гематокрита, увеличение количества тромбоцитов, а также повышение сегментоядерных нейтрофилов и лимфоцитов, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации на первом году обучения. У студентов третьего курса происходит адаптация к местным климатогеографиче-ским условиям, что характеризуется увеличением количества эритроцитов, повышенной концентрацией гемоглобина, ростом количества моноцитов и снижением тромбоцитов и гематокрита.

Анализ данных гемограммы у здоровых молодых людей пятого курса свидетельствует о некоторой степени дезадаптации на клеточном уровне: увеличивается концентрация гемоглобина, количество эритроцитов. Возможно, это связано с тем что, структура и условия учебного процесса в вузе к пятому курсу существенно усложняется: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, педагогические требования, многие молодые люди к этому времени начинают работать (10). Помимо этого пятикурсники находятся в кли-матогеографической зоне проживания около пяти лет. По ранее полученным данным при изучении гемореологических свойств клеток крови практически здоровых людей г. Ставрополя показатели красной крови также имели тенденцию к увеличению. Это может свидетельствовать о компенсаторно-приспособительных особенностях организма к определенным климато-географическим условиям проживания.

Таким образом, проведенное исследование демонстрирует напряжение механизмов адаптации у студентов вуза, что свидетельствует о снижении компенсаторных возможностей организма в новых условиях среды обитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А., Двоеносов В. Г., Ермакова Н. В., Морозова Г. В., Юсупов Р. А. Дви-

гательная активность и здоровье. - Казань: Изд-во КазГУ, 2005.

2. Данилевич Г. Д. Проблемы психологической адаптации первокурсников вуза // Медико-биологические и психолого-педагогические

аспекты адаптации и социализации человека: матер. 5-й Всеросс. научно-практ. конф. - Т. 1. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - С. 184-185.

3. Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. - Казань: Изд-во КГУ, 1991.

4. Запарожцева О. И., Бондарь Т. П. Эритро-морфометрия - показатель адаптации организма к условиям внешней среды // Эколо-го-физиологические проблемы адаптации: материалы XII Международного симпозиума. -М.: Изд-во РУДН, 2007.

5. Кириллов О. И., Мирошников Е. Г., Мирош-никова О. Н., Горькавая А. Ю., Тюпеле-ев П. А., Сгребнева М. Н., Карпенко А. А., Якименко Л. В., Картавцева И. В., Короби-цина К. В. Исследование механизмов хронического стресса (теоретические и прикладные аспекты) // Фундаментальные науки -медицине: тезисы докл. конференции. - М.: Слово, 2004. - С. 37-38.

6. Лакин Г. Ф. Биометрия. - М.: Мир, 1990. -352 с.

7. Маринина М. Г. Исследование адаптации организма студентов к учебному процессу в вузе // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: матер. 5-й Всеросс. науч-

но-практ. конф. - Т. 1. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. -С. 206-209.

8. Меерсон Ф. З. Адаптация, дезадаптация, недостаточность сердца. -М.: ФКиС, 1978.

9. Свирновский А. И., Шелег С. В., Григорович С. А. Адаптация к действию неблагоприятных факторов среды на клеточном уровне // Экологическая антропология. - Минск: Бел. комитет «Дети Чернобыля», 2001. -С. 151-154.

10. Юревиц А. Ж., Аверьянов В. С., Виноградова О. В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности. - СПб., 1993. - С. 209.

Об авторе

Анфиногенова Оксана Ивановна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры физико-химических основ медицины, лабораторной диагностики и фармакологии медико-биолого-химического факультета. Автор более 39 научных работ. Сфера научных интересов - изучение особенностей гемопоэза здорового контингента. Ок^ау @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.