Научная статья на тему 'Мониторинг здоровья студентов в целях оптимизации их адаптации к условиям обучения в вузе'

Мониторинг здоровья студентов в целях оптимизации их адаптации к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КЛЕТКИ КРОВИ / BLOOD CELLS / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ADAPTIVE CAPACITY / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / FUNCTIONAL HEALTH STATUS / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗМА / PHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF THE BODY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анфиногенова Оксана Ивановна, Бондарь Татьяна Петровна

В статье приводятся данные изучения адаптивных изменений функционального состояния организма студентов и выявление физиологических механизмов, лежащих в основе адаптации к условиям обучения в вузе на разных курсах, в зависимости от пола и возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE HEALTH STUDENTS IN ORDER TO OPTIMIZE THEIR ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF STUDY AT THE UNIVERSITY

These studying presents of facts studying of adaptive changes in the functional state of organism of students and the identification of physiological mechanisms underlying adaptation to the conditions of education at various rates, depending on age and gender.

Текст научной работы на тему «Мониторинг здоровья студентов в целях оптимизации их адаптации к условиям обучения в вузе»

удк 612.014.4/572.02 О. И. Анфиногенова [O. I. Anfinogenova], Т. П. Бондарь [T. P. Bondar]

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Monitoring of THE health students in order to optimize their adaptation to the conditions of study at the University

В статье приводятся данные изучения адаптивных изменений функционального состояния организма студентов и выявление физиологических механизмов, лежащих в основе адаптации к условиям обучения в вузе на разных курсах, в зависимости от пола и возраста.

Ключевые слова: адаптация, студенты, клетки крови, адаптационный потенциал, функциональное состояние здоровья, физиологические механизмы организма.

These studying presents of facts studying of adaptive changes in the functional state of organism of students and the identification of physiological mechanisms underlying adaptation to the conditions of education at various rates, depending on age and gender.

Key words: adaptation, students, blood cells, adaptive capacity, functional health status, physiological mechanisms of the body.

Проблема изучения физиологических механизмов адаптации и резервных возможностей организма студентов к условиям обучения в вузе в настоящее время представляется весьма актуальной, так как именно она может реально претендовать на место ключевой проблемы в эргономике высшего образования [1], эффективность которой зависит от того, как быстро и с помощью каких физиологических механизмов формируется процесс адаптации к учебной деятельности [2, 4]. Начальный период обучения в высшем учебном заведении является очень ответственным как в социальном, так и в физиологическом отношении моментом в жизни студента. Новые условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объем, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования. На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения работоспособности и адаптационных резервов будущих высококвалифицированных специалистов.

При переезде из одного климатогеографического региона в другой у студентов наступает начальная фаза адаптации, которая состоит из двух периодов: периода первичной компенсации, продолжающегося около года, когда студенты болеют относительно мало, что является результатом напряжения иммунных и регуляторных защитных механизмов, следствием повышения активности симпато-адреналовой системы и усиления нервно-трофических влияний, и периода расстройства или истощения первичных компенсаторных механизмов, вследствие чего в это время наблюдается резкое снижение устойчивости организма и большое увеличение заболеваемости. Этот период продолжается около двух лет, после чего у большинства студентов постепенно наступает фаза устойчивой адаптации [5].

Целью

настоящего исследования явилось изучение адаптивных изменений функционального состояния организма студентов и выявление физиологических механизмов, лежащих в основе адаптации к условиям обучения в вузе на разных курсах, в зависимости от пола и возраста.

С 2011 г. в течение трех лет. в начале учебного года в рамках программы «Электронный Паспорт здоровья студентов» нами было обследовано 134 студента, обучающихся на 1-го и 3-го курсах Северо-Кавказского федерального университета для оценки адаптационных возможностей и морфофункциональных особенностей организма в изучаемые периоды онтогенеза. Из них 43 девушки и 24 юноши в возрасте 17-21 года (юношеский период онтогенеза). На момент обследования все студенты были признаны клинически здоровыми. Исследование проводилось в лонгитю-динальном режиме на одних и тех же студентах. Из обследования исключены студенты с острыми воспалительными, инфекционными заболеваниями, эндокринными, обменными и наследственными болезнями.

В результате проведенных анализов у студентов сравниваемых групп оценивали уровень физического состояния по методу А. П. Берсеневой, Р. М. Баевского (2008), адаптационный потенциал [метод И. И. Брех-мана, 1990] и состояние здоровья. Для этого в течение трех лет ежегодно проводили антропометрические исследования и изучали гематологические показатели крови [1, 6, 7].

Для определения количественных показателей периферической крови использовали автоматический гематологический анализатор

Рис. 1. Сравнительный анализ индекса массы тела у юношей и девушек на первом и третьем курсе.

MEDONIK M-SERIES (Швеция), предназначенный для проведения диагностических тестов образцов крови in vitro в лабораторных условиях. Морфометрические параметры эритроцитов исследовали на аппаратно-программном комплексе «МЕКОС-Ц2» (ЗАО «Медицинские компьютерные системы», Россия).

Проведен сравнительный анализ основных антропометрических параметров среди студентов в зависимости от пола и возраста (табл. 1).

Относительная оценка полученных данных выявила существенные различия роста тела (174,4 ± 1,53; 179,0 ± 0,94) (Р < 0,05) и АДср (90,4±1,27; 84,7 ± 1,49) (Р < 0,01) среди студентов - юношей. Отмечены достоверные различия веса (54,7 ± 1,39; 58,1 ± 1,34) (Р > 0,05), ЧСС (66,8 ± 0,44; 69,0 ± 0,70) (Р < 0,01) и АДср. (85,5 ± 0,8; 82,4 ± 1,2) (Р < 0,05) у студенток - девушек 1-го и 3-го курсов. Исходя из анализа антропометрических данных был произведен расчет индекса массы тела (рис. 1).

Проведен анализ уровня физического здоровья студентов 1-го и 3-го курсов. Данные исследования показали, что уровень физического состояния у девушек-первокурсниц оказался высоким (0,75 ± 0,01) и в процессе адаптации он не изменяется. Что касается оценки физического состояния у юношей: на первом курсе он выше среднего (0,71 ± 0,01), тем не менее

Таблица 1. СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ У СТУДЕНТОВ 1-ГО И 3-ГО КУРСОВ

Показатели 1 курс Девушки (43 чел) 3 курс Девушки (43 чел) 1 курс Юноши (24 чел) 3 курс Юноши (24 чел)

Рост (см) 162,5 ± 0,8 164,3 ± 0,8 174,4 ± 1,5 179,00 ± 0,94

Р1 > 0,10

Р2 < 0,05

Вес (кг) 54,7 ± 1,39 58,10 ± 1,34 72,4 ± 2,4 76,9 ± 3,24

Р1 > 0,05

Р2 > 0,10

ЧСС (уд/мин) 66,8 ± 0,44 69,0 ± 0,7 67,5 ± 0,93 67,4 ± 0,7

Р1 < 0,01

Р2 > 0,10

АДср. (мм рт. ст) 85,50 ± 0,80 82,4 ± 1,20 90,4 ± 1,27 84,7 ± 1,49

Р1 < 0,05

Р2 <0,01

Примечание: Р1 - достоверность различий между показателями адаптации девушек-студенток 1-го и 3-го курсов;

Р2 - достоверность различий между показателями адаптации юношей - студентов 1-го и 3 курсов

0,76

075 0775

0,71

Девушки Юноши

3 курс 1 кус

Рис. 2. Уровень физического здоровья студентов 1-го и 3-го курсов.

к третьему курсу обучения этот показатель изменяется в сторону положительной динамики, т. е. физическое состояние улучшается (0,76 ± 0,01; р < 0,001) (рис. 2).

В результате выявления уровня адаптационного потенциала (АП) следует отметить, что характер адаптации у девушек удовлетворительный (1,90 ± 0,03), уровень функционального состояния - высокий. Во время оценки АП у юношей - студентов 1-го и 3-го курсов, было выявлено, что у юношей в процессе периода адаптации на первом году обучения наблюдается напряжение механизмов адаптации (2,11 ± 0,04). Полученные данные совпадают с данными Л. К. Бусловской, Ю. П. Рыжковой (2007), так как известно, что компенсаторно-приспособительные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов организма, что указывает на дискоординированный механизм вегетативного управления в начале обучения [4].

Количество эритроцитов у студентов-первокурсников и студентов третьего курса находилось в пределах референсных величин. Данный

показатель имел тенденцию к снижению как у девушек (4,52 ± 0,06), так и у юношей-первокурсников (4,95 ± 1,14) по сравнению с этими данными у студентов на третьем курсе (4,60 ± 0,05 у девушек, 5,13 ± 0,10 у юношей) Характер изменений концентрации гемоглобина в крови у сравниваемых групп в целом соответствовал динамике количества эритроцитов.

С помощью морфофункционального анализа клеток периферической крови выявлена разнородность популяции клеток красной крови: снижение количества обратимо измененных форм студентов 3-го курса (1,62 ± 0,17) в сравнении с 1 курсом (1,94 ± 0,22); деформированных форм эритроцитов у студентов 3-го курса (0,66 ± 0,1) по сравнению с первокурсниками (1,22 ± 0,18). Средний диаметр и площадь эритроцитов (7,42±0,1; 43,49 ± 1,2) варьировали у студентов на разных курсах, но достоверно выше отмечались в группе студентов первого курса (7,58 ± 0,09; 45,41 ± 1,1 соответственно), что можно расценивать как один из компенсаторно-приспособительных механизмов клеток красной крови.

Показатель анизоцитоза эритроцитов, отражающий гетерогенность популяций эритроцитов, имеет достоверные различия (р < 0,001) между студентами-первокурсниками (14,4 ± 0,15 у девушек, 14,7 ± 0,23 у юношей) и у них же на третьем курсе (13,6 ± 0,18 у девушек, 13,6 ± 0,21 у юношей). Исходя из этого, следует, что данный показатель в процессе адаптации к обучению имеет тенденцию к снижению на более старшем курсе. Возможно, это связано с адаптацией молодых людей к местному климату.

В процессе адаптации было выявлено, что количество тромбоцитов у девушек-студенток повышается с достоверностью различий (256,6 ± 7,7; р < 0,05), а у юношей-студентов, наоборот, снижается (210,6 ± 11,0). Представленные данные свидетельствуют о том, что формирование функциональных систем, компенсирующее воздействие различных стрессор-ных факторов, происходит с большим напряжением у студентов-юношей первого курса. Общеизвестно, что при воздействии стрессорного фактора любой этиологии происходит выброс в кровоток из надпочечников ка-техоламинов и глюкокортикостероидных гормонов, которые, мобилизи-руя резервы организма, поддерживают гомеостаз до момента формирования соответствующей функциональной системы, выполняющей ту же самую функцию, но с меньшими энергетическими затратами. Таким образом, повышается агрегация тромбоцитов, что усугубляет микроцирку-ляторное кровообращение [6].

Таблица 2. ПОКАЗАТЕЛИ АНИЗОцИТОЗА ТРОМБОцИТОВ У СТУДЕНТОВ 1-ГО И 3-ГО КУРСОВ

Группы MPV(Фл) Достоверность значений

1 курс Девушки (43 чел) 8,28 ± 0,23 Р > 0,05

3 курс Девушки (43 чел) 8,86 ± 0,21

1 курс Юноши (24 чел) 8,36 ± 0,17 Р > 0,05

3 курс Юноши (24 чел) 9,05 ± 0,33

Тем не менее, показатель анизоцитоза тромбоцитов демонстрирует достоверное увеличение разнородных по размеру клеток, как у юношей, так и у девушек на третьем курсе (табл. 2).

При анализе количество лейкоцитов оказалось, что этот показатель был примерно одинаков и у юношей (7,22 ± 0,39) и у девушек (7,21 ± 0,32) на первом курсе. Что касается исследования этого показателя на третьем курсе, то наблюдалась тенденция к его незначительному снижению у девушек третьего курса (7,0 ± 0,3) и значительно достоверному снижению у юношей (5,95 ± 0,4; р < 0,05). При изучении лейкоцитарной формулы было выявлено достоверное увеличение эозинофилов и моноцитов у студентов 3-го курса в сравнении с первокурсниками. Известно, что в изменившихся условиях среды (смена климата, географического местоположения) у человека отмечается повышение кортикостероидов в крови и моче. Важным признаком активации коры надпочечников в этих условиях является снижение количества эозинофилов. А также снижается общая иммунная реактивность уменьшается фагоцитарная активность крови, с чем коррелирует частота простудных заболеваний [8, 9]. Среди других лейко-

цитарных пулов достоверных различий не было выявлено (палочкоядер-ные, сегментоядерные нейтрофилы, лимфоциты).

Таким образом, оценка дисперсии каждого ростка крови позволила выявить снижение и повышение показателей у студентов разных курсов. Такая картина гетерогенности популяций клеток позволяет сделать вывод о напряжении механизмов адаптации на первом курсе, что еще раз подтверждает неустойчивость и дестабилизацию системы периферической крови в критический период адаптации (поступление в вуз, смена климата).

В целом, результаты исследования свидетельствуют о наличии широкого спектра адаптивных возможностей от стабильной адаптивной реакции до состояния «критического напряжения» у студентов в зависимости от пола и возраста. Проведенное исследование демонстрирует стабильную адаптивную реакцию у девушек в период обучения в вузе, по сравнению с юношами того же возраста. Это подтверждают маркеры адаптации: уровень физического состояния и адаптационный потенциал, указывающие на однонаправленную реакцию симпатического и парасимпатического вегетативного тонуса у девушек. При этом напряженность адаптационных механизмов у первокурсников может объясняться тем, что на первом курсе происходит включение механизмов срочной адаптации к новым условиям обучения и проживания, нарушающих функционирование систем организма [10].

ЛИТЕРАТУРА 1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. — М.: РУДН, 2006. — 284 с.

2. Латышевская Н. И., Клаучек Н. П., Москаленко Н. П. Тендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов // Гигиена и санитария. — 2004. — № 4. — С. 51-54.

3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990. 207 с.

4. Бусловская Л. К., Рыжкова Ю. П. Здоровье и адаптация студентов-первокурсников университета // Эколого-физиологические проблемы адаптации: матер. XII междунар. симп. — М.: РУДН, 2007. — С. 84-86.

5. Измайлова М. А. Адаптивные изменения физиологического статуса юношей и девушек ингушской национальности в процессе обучения в вузе: автореф. ... канд. биол. наук. — Майкоп, 2009. — 179 с.

6. Киричук В. Ф., Шматов А. П. Адаптация внутрисосудистого компонента микроциркуляции у курсантов при военно-профессиональном обучении // Саратовский медицинский журнал. — 2008. — № 4. — С. 22-29.

7. Шаханова A. B., Челышкова Т. В., Хасанова К К Здоровьесбе-регающий потенциал образования. — Майкоп: Аякс, 2008. — 145 с.

8. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. — Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.

9. Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х., Хадарцев А. А. Уровень адаптации студентов различных факультетов вуза // Здоровье студентов: Тез. Междунар. научно-практ. конф. — М.: РУДН, 2009. — С. 85.

ОБ АВТОРАХ Анфиногенова Оксана Ивановна, доцент кафедры медицинской биохимии, клинической лабораторной диагностики и фармации Института живых систем СКФУ, кандидат биологических наук. Ставрополь, ул. Морозова, 9, корпус 3. Телефон +79624394487. E-mail: [email protected]

Anfinogenova Oksana Ivanovna, Associate Professor of department of medical biochemistry, clinical laboratory diagnostics and pharmacy Institute of Living Systems North-Caucasian Federal University, candidate of biological Sciences. Work address: Stavropol, Morozov street, b. 9, c. 3

Бондарь Татьяна Петровна, заведующий кафедрой медицинской биохимии Северо-Кавказского федерального университета, доктор медицинских наук, профессор. Адрес: 355000, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1. Телефон (8652) 35-50-68. E-mail: [email protected]

Tatiana Petrovna Bondar, head of the Department of Medical Biochemistry in the North Caucasus Federal University, doctor of medical sciences, professor. Address: 355000, Stavropol, street. Pushkina, 1. Telephone (8652) 35-50-68. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.