Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ВЫБОРОВ НА ЯВКУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ВЫБОРОВ НА ЯВКУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / АБСЕНТЕИЗМ / ПОРОГ ЯВКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Содомова А. С., Лабзин А. В.

В представленной статье рассматривается электоральная активность населения на выборах различного уровня: федеральных, региональных на примере Самарской области. Приведен анализ статистической отчетности проведенных выборов и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE ELECTION LEVEL ON THE VOICE OF VOTERS ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION

In the article presented, the electoral activity of the population is considered at the elections of various levels: federal, regional, by the example of the Samara region. The analysis of the statistical reporting of the conducted elections is given and conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ВЫБОРОВ НА ЯВКУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

происходит относительно медленно, в компьютере должно быть много регистров (по крайней мере 32). Если слово было однажды загружено из памяти, при наличии большого числа регистров оно может содержаться в регистре до тех пор, пока не потребуется. Возвращение слова из регистра в память и новая загрузка этого же слова в регистр нежелательны. Лучший способ избежать излишних перемещений - наличие достаточного количества регистров.

Использованные источники:

1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник. -3-е издание. СПб. Питер. 2006г.

2. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб.: Питер. 2003.

3. Бройдо В.Л. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. Учебник. 2.е издание. М.: Форум. 2008.

4. Ватаманюк А. Создание, обслуживание и администрирование сетей. СПб.: Питер. 2010.

УДК 342.843

Содомова А. С. студент магистратуры 2 курса институт национальной экономики

Лабзин А.В., к. э. н.

доцент

Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ВЫБОРОВ НА ЯВКУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В представленной статье рассматривается электоральная активность населения на выборах различного уровня: федеральных, региональных на примере Самарской области. Приведен анализ статистической отчетности проведенных выборов и сделаны выводы.

Ключевые слова: электоральная активность, Самарская область, абсентеизм, порог явки.

Sodomova A.S. Student

2 year, Institute of National Economy Samara State University of Economics

Russia, Samara Labzin A. V.Ph.D., Associate Professor Samara State University of Economics

Russia, Samara

INFLUENCE OF THE ELECTION LEVEL ON THE VOICE OF VOTERS ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION

In the article presented, the electoral activity of the population is considered at the elections of various levels: federal, regional, by the example of the Samara region. The analysis of the statistical reporting of the conducted elections is given and conclusions are drawn.

Key words: electoral activity, Samara region, absenteeism, turnout threshold.

На протяжении всего периода становления избирательного права в России электоральная активность была одной из важнейших характеристик прошедших выборов. До 2007 года этот показатель решал вопрос о том, можно ли признать выборы состоявшимися или нет. Но и после того, как порог явки был отменен, активность избирателей продолжает играть важную роль: принято полагать, что от него зависит оценка легитимности прошедших выборов и избранных на них органов власти. 16

Электоральная активность помогает выявить отношение граждан к демократическим ценностям, что означает в целом выявление существующего политического и демократического климата в стране, имеющего определяющее значение в вопросе реального соблюдения избирательных стандартов в России. Этими исследованиями занимались такие ученые как П. Лазерфельд, А. Загфрид, Г.Тинсен. Л. Ваврек, И.В. Охременко. Е.Ю. Мелешкина.

Основными факторами, которые в наибольшей степени влияют на электоральное поведение граждан, с точки зрения международных избирательных стандартов являются:

1. Стабильность законодательства: частое его изменение, расценивается избирателем как политическая манипуляция и вынуждает думать, что избирательный закон является лишь инструментом в руках «власть имущих». Кроме того, по справедливому замечанию Л.Г. Алехичевой частое радикальное обновление федерального законодательства существенно снижает устойчивость законодательного регулирования в субъектах РФ и вынуждает законодательные органы в регионах неоправданно часто пересматривать принятые ими акты о выборах. 17Учитывая это, возможное решение обозначенной проблемы может включать в себя создание стабильного законодательства, защищенного от политического манипулирования. Исходя из мирового опыта, этого можно достичь, указав наиболее принципиальные элементы избирательной системы в основном законе страны, а также приняв меры по повышению прозрачности избирательного процесса.

2. Деятельность уже избранного состава законодательного

16Любарев А.Е. Активность избирателей нафедеральных, региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации.//Электронный журнал «Социодинамика».2013. №08 с.138-209 17Алехичева Л.Г. Соотношение и взаимодействие федерального и регионального избирательного законодательства // Адвокат. 2001. №1.

(представительного) органа, выборного должностного лица. То, насколько реализуются обещанные в предвыборной программе положения, влияет на общее впечатление граждан от выборов. Отсутствие обратной связи между избранными должностными лицами и избирателями заставляет граждан считать, что выборы как демократический институт мало влияет на их будущее, а места в представительных учреждениях давно распределены. Вследствие этого, ценность демократического режима становится призрачной, что всерьез подрывает стабильность общества и государства. Одним из вариантов предотвращения подобных ситуаций является повышение роли иных форм волеизъявления граждан (правотворческая инициатива, публичные слушания, опросы общественного мнения, референдумы), поскольку сегодня они используются крайне неэффективно и достаточно редко как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Между тем, их использование в других странах позволяет выработать практику диалога государства и общества, а мнение народа, выраженное посредством такого общения, оказывает значительное влияние на принятие властных решений, что в целом повышает авторитетность избирательного процесса.

3. Уровень правового воспитания граждан. С точки зрения избирательных стандартов, их закрепление и реализация, а также дальнейшая демократизация в стране, равно как и устойчивость общества и государства, зависят от создания соответствующего демократического климата в обществе, способствующего участию граждан в политических процессах и вызывающего у них желание быть субъектом политики и государственного управления, что, во многом, зависит от уровня правового просвещения граждан. Усилия, предпринимаемые в этой области Центральной избирательной комиссией РФ, являются недостаточными для полноценного решения задачи правового воспитания граждан, так как подобная работа должна проводиться комплексно, при участии всех федеральных государственных органов с одновременным привлечением общественных организаций. 18

Отсутствие стабильного законодательства в сфере избирательного права, ответственности перед населением за свои предвыборные обещания избранных органов или должностных лиц и низкий уровень правового воспитания граждан ведут к обострению проблемы абсентеизма не только в целом в России, но и в Самарской области в частности.

Для нашего региона характерно, что жители муниципальных районов показывают более высокий уровень электоральной активности, чем горожане. Среди городских округов также происходит разделение по величине города: в крупных городах Самаре и Тольятти явка на выборах значительно ниже, чем в средних.

18Рябчиков Р.В. Электоральная активность и факторы, оказывающие влияние на электоральное поведение граждан, в свете общепризнанных избирательных стандартов.//Архив материалов конференции «Ломоносов - 2007»

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

68,96% 68,46%

■ г.о.Самара

■ г.о. Новокуйбышевск г.о. Отрадный

г.о. Октябрьск

г.о. Тольятти г.о. Чапаевск ■ г.о.Кинель

■ г.о Сызрань

■ г.о.Жигулевск

■ г.о.Похвистнево

Рассмотрим данную ситуацию на примере выборов депутатов Государственной Думы, которые проходили 18 сентября 2016г. На рисунке 1 представлена явка избирателей - жителей городских округов Самарской области. Города располагаются по убыванию численности населения.

Рис.1 - Явка избирателей на выборы депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в городских округах Самарской области, в %

Из данного рисунка видно, что минимальная явка избирателей -38,98% зарегистрирована в г. Самара, максимальная - 68,96% в г. Кинель. Средняя явка в городских округах составила 54%, в то время как в муниципальных районах 77%.

Рисунок 2 демонстрирует явку избирателей на выборы депутатов Государственной Думы в муниципальных районах Самарской области.

Рис. 2 - Явка избирателей на выборы депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в муниципальных районах Самарской области, в %

Муниципальные района расположены также по убыванию численности населения, но нельзя сказать, что прослеживается зависимость между численностью населения и явкой избирателей на выборы. Почти 100% явка зарегистрирована в двух муниципальных районах - Красноармейский и Хворостянский чуть меньше 96%, что может говорить не только о высокой степени гражданской ответственности, но и об эффективной деятельности органов местного самоуправления. Но даже минимальная явка 57,21%, зарегистрированная в Кинель-Черкасском районе выше средней явки избирателей в городских округах, что подтверждает тезис: уровень абсентеизма в городских округах Самарской области выше, чем в муниципальных районах.

Существует мнение, что в России избиратели проявляют меньший интерес к региональным выборам, чем к федеральным. Для того чтобы посмотреть, насколько данное утверждение справедливо для Самарской области

Проведем анализ явки избирателей на выборы Президента РФ, выборы в Государственную Думу и Губернскую Думу за период с 1997 года по 2016 год.

Таблица 1.

Активность избирателей Самарской области на федеральных и региональных выборах в период с 1997 г. по 2016 г._

Цикл выборов Выборы Президента РФ Выборы Депутатов Государственной Думы Выборы Депутатов Губернской Думы

Дата Явка Дата Явка Дата Явка

1997-2000гг. 26.03.2000г. 70,1% 19.12.1999г. 61% 07.12.1997г. 38,15%

2001-2004гг. 14.03.2004г. 58,69% 07.12.2003г. 51% 09.12.2001г. 31,56%

2007-2008гг. 02.03.2008г. 58,48% 02.12.2007г. 52% 11.03.2007г. 37,34%

2011-2012гг. 04.03.2012г. 60,8% 04.12.2011г. 53,45% 04.12.2011г. 53,23%

2016г. 18.09.2016г. 52,84% 18.09.2016г. 52,5%

Обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, явка на президентских выборах всегда выше (на 5 - 9%), чем на парламентских выборах того же цикла. Во-вторых, изменения явки на парламентских и президентских выборах в каждом цикле направлены в одну и ту же сторону: если активность повышается - то и на тех, и на других выборах, если снижается - то так же.

Как видно из данной таблицы, до введения единого дня голосования в 2011 году, разница между явкой на выборы в Государственную и в Губернскую Думу составляла на протяжении всех трех исследуемых лет порядка 20%, а после введение явка стала составлять около 50%.

Как видим, подтверждается тезис о зависимости электоральной активности от уровня выборов. Граждане голосуют активнее на выборах в органы государственной власти федерального уровня, потому что убеждены в том, что именно на этом уровне возможно решить большую часть проблем населения. Такое отношение позволяет сделать вывод о том, что региональные власти не вызывают особого доверия среди населения, а также о невысоком уровне развития гражданского общества.

Причины низкой активности избирателей часто обсуждаются, но при этом редко обращается внимание на основной фактор - вид выборов. Среди общих причин называются усталость избирателя от выборов, недовольство властью, протест против «грязных» (или даже любых) избирательных технологий, недостаточная информированность граждан о выборах и кандидатах. В конкретных случаях могут играть роль и другие факторы: погодные условия, снятие с выборов популярных кандидатов или партий. В заключении следует отметить:

- в Самарской области, как и в России в целом наблюдается следующая тенденция: среди населения городских округов уровень абсентеизма выше, чем среди населения муниципальных районов;

- в Самарской области сложилась следующая шкала убывания активности избирателей: выборы Президента РФ, выборы Государственной Думы, выборы регионального парламента.

Использованные источники:

1. Алехичева Л.Г. Соотношение и взаимодействие федерального и регионального избирательного законодательства // Адвокат. 2001. №1.

2. Любарев А.Е. Активность избирателей на федеральных, региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации.//Электронный журнал «Социодинамика».2013. №08 с.138-209

3. Рябчиков Р.В. Электоральная активность и факторы, оказывающие влияние на электоральное поведение граждан, в свете общепризнанных избиртельных стандартов.//Архив материалов конференции «Ломоносов -2007»

4. Избирательная комиссия Самарской области. [Электронный ресурс]. URL: http :// samara.izbirkom.ru/

УДК 347.736.3

Теплюкова Л. С. бакалавр юриспруденции Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург

Tepliukova LS Bachelor of Law St. Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg УЧАСТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ PARTICIPATION OF TAX AUTHORITIES IN BANKRUPTCY

CASES

Налоговые органы обладают специальным статусом в делах о банкротстве. Целью написания данной работы является исследование основных особенностей их участия в таких делах. В статье представлен краткий анализ изменений направления судебной практики и высказанные в связи с этим теоретические позиции.

The tax authorities have a special status in bankruptcy cases. The goal of this article is to study the main features of their participation in such cases. The article presents a brief analysis of changes in the direction of judicial practice and the theoretical positions about this.

Ключевые слова: банкротство, налоговые органы, уполномоченные органы, очередность, требования.

Keywords: bankruptcy, tax authorities, competent authorities, the оrder, requirements.

Законодательство о банкротстве является частью гражданского законодательства, однако предметом его регулирования являются также и отношения публично - правового характера, а именно должника с налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям об уплате обязательных платежей. Учитывая разный характер регулируемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.