Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПОСТАВЩИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плаксина А.М.

В статье проанализировано развитие рынка государственного заказа в Российской Федерации. Определены проблемы функционирования рынка государственных и корпоративных закупок. Выявлена высокая степень влияния состояния конкурентной среды на рынке государственного заказа на объем экономии бюджетных средств для государственных закупщиков и денежных средств для корпоративных закупщиков. Аргументировано, что первоочередной задачей государства является повышение доверия со стороны предпринимателей к рынку государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плаксина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN PUBLIC PROCUREMENTS ON THE EFFICIENCY OF THE STATE ORDER SYSTEM IN RUSSIA

The article analyzes the development of the state order market in the Russian Federation. The problems of the functioning of the public and corporate procurement market are identified. A high degree of influence of the state of the competitive environment in the state order market on the amount of savings in budgetary funds for state and monetary funds for corporate procurements is revealed. It is argued that the primary task of the state is to increase the confidence of entrepreneurs in the state order market.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РОССИИ»

УДК 336.5

А.М. ПЛАКСИНА, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» e-mail: a.plaksina@donnu.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РОССИИ

В статье проанализировано развитие рынка государственного заказа в Российской Федерации. Определены проблемы функционирования рынка государственных и корпоративных закупок. Выявлена высокая степень влияния состояния конкурентной среды на рынке государственного заказа на объем экономии бюджетных средств для государственных закупщиков и денежных средств для корпоративных закупщиков. Аргументировано, что первоочередной задачей государства является повышение доверия со стороны предпринимателей к рынку государственного заказа.

Ключевые слова: государственный заказ, конкурентная среда, закупочные процедуры, поставщики.

Plaksina A.M. Influence of the level of development of the competitive environment in public procurements on the efficiency of the state order system in Russia.

The article analyzes the development of the state order market in the Russian Federation. The problems of the functioning of the public and corporate procurement market are identified. A high degree of influence of the state of the competitive environment in the state order market on the amount of savings in budgetary funds for state and monetary funds for corporate procurements is revealed. It is ar-

gued that the primary task of the state is to increase the confidence of entrepreneurs in the state order market.

Keywords: state order, competitive environment, procurement procedures, suppliers.

Функционирование системы государственного заказа непосредственно приводит к расширению предпринимательской активности, т.к. у субъектов хозяйствования возникают возможности на конкурентной основе реализовывать свои товары и услуги государственному сектору. В условиях перманентного кризиса в экономическом развитии ДНР очевидно, что государственный заказ для отечественных предприятий является важным рычагом экономической политики.

Ключевым событием 2021 г. в контексте содействия экономическому развитию ДНР стало подписание Президентом Российской Федерации Указа «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» [1]. Согласно данному документу, предусматривается:

признание в Российской Федерации действительными сертификатов о происхождении товаров, выдаваемых органами (организациями), фактически действующими на территориях ДНР и ЛНР;

© А.М. Плаксина, 2022

допуск на равных условиях с товарами российского происхождения товаров, происходящих из указанных районов, в целях осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров отдельными видами юридических лиц;

неприменение количественных ограничений экспорта и импорта в отношении товаров, перемещение которых осуществляется через государственную границу Российской Федерации на территории указанных районов или с таких территорий (за исключением отдельных видов товаров).

Таким образом, фактически речь идет о приравнивании поставщиков из ДНР и ЛНР к поставщикам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это имеет важное значение, т.к. в системе российских государственных закупок, в частности в ст. 14 № 44-ФЗ [2], предусмотрено предоставление наиболее благоприятных условий для поставщиков товаров (работ, услуг), произведенных на территории государств-членов ЕАЭС. Данная норма закона носит название «Национальный режим и преференции в госзакупках».

Для исполнения соответствующего Указа Президента Российской Федерации [1] необходимо урегулировать ряд вопросов: получение электронной цифровой подписи (ЭЦП) в России физическими и юридическими лицами из ДНР и ЛНР, предоставление банковской гарантии для финансового обеспечения государственных закупок, открытие расчетных счетов в банковских учреждениях России и т.п.

После нормативного урегулирования ряда вопросов, связанных с обеспечением доступа предприятий Республики к государственным закупкам в Российской Федерации, последует увеличение объемов товарооборота между указанными государствами, что положительно скажется на развитии ДНР через увеличение

чистого экспорта. Как заявил глава Донецкой Народной Республики Д.В. Пу-шилин, «Наши предприятия могут осуществить эффективное импортозамещение на российском рынке целого ряда зарубежных товаров, которые сейчас не производятся в России, но могут изготавливаться с минимальными капиталовложениями в ДНР и ЛНР» [3].

Отечественные ученые А.В. Поло-вян, К.И. Синицына провели анализ товарной структуры внешней торговли ДНР и выявили, что Республика обладает сравнительным преимуществом экономики в производстве следующих товаров [4, с. 128]:

твердые сорта пшеницы; семечки подсолнечника и подсолнечное масло;

колбасные изделия; коксующийся уголь; пластмассы и изделия из них; чугун, сталь, прокат и изделия из

них;

детали машин и оборудования; металлургическое оборудование и его части.

Также они отметили, что перспективными являются продукция химической отрасли, производство холодильного оборудования для населения, горношахтных машин и оборудования при условии функционирования данных предприятий на полную мощность.

Таким образом, считаем возможным наращивать экспорт продукции из ДНР, в т.ч. путем участия в государственных закупках Российской Федерации, по выявленным приоритетным направлениям. Исходя из вышеизложенного, исследование эффективности функционирования системы государственных закупок в России приобретает особую актуальность.

Проблемы развития системы государственного заказа нашли свое отражение в трудах многих российских ученых.

Так, вопросы становления и развития системы государственного заказа в России исследуют такие ученые как Г.А. Миро-ненко [5], Э.Х. Рахимов и Л.К. Фазлиева [6]. Механизм реализации государственной контрактной системы как ключевого элемента формирования рынка государственных услуг, заказов и финансов анализирует М.Ю. Погудаева [7]. Особенности использования инструмента государственных закупок в рамках экономической политики государства исследуют В.В. Мельников и И.Н. Карелин [8]. Такие ученые как И.И. Смотрицкая, О.В. Саги-нова, И.В. Шарова [9] рассматривают государственную контрактную систему как элемент государственного предпринимательства. Несмотря на значительное количество публикаций по данной проблематике, она требует дальнейшего изучения, а именно: необходимо исследовать влияние уровня развития конкурентной среды в системе государственных закупок на эффективность функционирования последней. Это, помимо прочего, позволит оценить перспективность российского рынка государственного заказа с точки зрения возможности выхода на него отечественных предприятий.

Целью статьи является анализ влияния уровня конкуренции в закупочных процедурах в сфере государственных и корпоративных закупок на эффективность функционирования системы государственного заказа в Российской Федерации.

В Российской Федерации существует два вида закупок - государственные и корпоративные. Закупки, осуществляемые сектором государственного управления (учреждениями и различными органами государственной и муниципальной власти) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2],

называются государственными. Закупки, осуществляемые государственными корпоративными юридическими лицами (доля государства более 50%) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [10], называются корпоративными. Суммарно на государственные (8,9 трлн руб.) и корпоративные (19,9 трлн руб.) закупки в 2020 г. пришлось 27% ВВП. При этом максимального значения данный показатель достиг в 2016 г., когда их удельный вес в ВВП составил 33,5% [11, с. 6-7]. Таким образом, закупки государственного сектора в России имеют значительный потенциал для стимулирования предпринимательской активности частного сектора.

Ежегодно в России проводится мониторинг закупочных процедур, результаты которого представлены в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок» [12]. Важно отметить, что исследование проводится не за календарный год, а за период с 01 июля прошлого года по 30 июня текущего года. Отметим, что это несколько осложняет исследование, т.к. некоторые контрольные ведомства, например, Счетная палата, проводят проверки функционирования государственной контрактной системы и системы государственных закупок за календарный год. В результате несоответствия периодов данные являются несопоставимыми. Тем не менее, Национальный рейтинг прозрачности закупок (далее - НРПЗ) предоставляет достаточно широкий набор данных, позволяющих проанализировать эффективность закупочных процедур.

Согласно данным НРПЗ-2020, в котором охвачен период 01.07.201930.06.2020 гг., можно оценить эффективность государственных закупок с точки зрения величины экономии бюджетных средств. Основным показателем эффек-

тивности осуществления той или иной закупки будет доля контрактов, заключенных по начальной максимальной цене контракта. Чем выше данный показатель, тем ниже положительный результат от проведения закупочной процедуры. За период НРПЗ-2020 на каждом уровне организации заказчиков из числа государственных и муниципальных закупщиков порядка 40-50% контрактов были заключены по начальной максимальной цене контрактов, что говорит о неэффективном размещении заказа и нестабильной конкурентной среде. Лидером по количеству заключенных контрактов по начальной максимальной цене контракта (НМЦК), объявленной при публикации извещения о закупке, является сектор федеральных заказчиков, которые заключили 49,91% контрактов по начальной максимальной цене. Доля контрактов, заключенных регио-

нальными и муниципальными заказчиками, без снижения начальной цены лота, составила 42,5% и 39,88%, соответственно [13, с. 60].

Снижение НМЦК - дисконт, напрямую зависит от количества допущенных заявок к участию в закупке. Чем выше дисконт, тем больше экономия бюджетных средств в случае государственных закупок и денежных средств в случае корпоративных закупок. За период НРПЗ-2020 наибольший дисконт в государственных закупках был отмечен при закупке способом запроса котировок - при одной допущенной заявке дисконт составил 4,35% от НМЦК, а при пяти и более - 40,74%. Наименьшее значение дисконта в зависимости от количества допущенных заявок характерно для закупки, осуществляемой способом запроса предложений - от 0,23% до 4,6% от НМЦК. Соответствующие данные представлены на рис. 1.

4,6

Запрос предложений _— 2,46

4,26

2,4i 0,23 2,8

Запрос котировок

4,35

Конкурс с ограниченным .

участием з 24'38

" 0,6 '

Открытый конкурс

12,1 10,81

40,74

24,45

31,07

22

12,82

4,63 11,43 1,34 '

15,56

Электронный аукцион 10 84

0,002

0 10 20

27,58

30

40

50

5 и более заявок ■ 4 заявки ■ 3 заявки ■ 2 заявки ■ 1 заявка

Рис. 1. Средний дисконт по видам закупок в зависимости от количества допущенных заявок, за период 01.07.2019-30.06.2020 гг., % от НМЦК[13, с. 58]

Следует отметить, что в корпоративных закупках за тот же период дисконт при одной допущенной заявке составил 5,37% от НМЦК, а при пяти и более -34,76% [13, с. 73].

Косвенным показателем эффективности государственного заказа является доля расторгнутых контрактов в общем объеме заключенных контрактов. Наиболее сложная ситуация по данному показателю наблюдается в секторе муниципальных заказчиков - 16,56% расторгнутых контрактов в общем объеме заключенных контрактов, т.е. практически каждый шестой-седьмой заключенный контракт впоследствии расторгается. Заказчики регионального уровня впоследствии расторгают 6,69% контрактов, а федерального -5,66%. Главным фактором выбора контрагентов является экономия бюджетных средств. В результате этого не всегда про-

водится тщательная проверка поставщиков на предмет добросовестного исполнения контрактов.

Учитывая высокую степень влияния состояния конкурентной среды на объем экономии бюджетных средств для государственных закупщиков и экономии денежных средств для корпоративных закупщиков, рассмотрим уровень конкуренции на состоявшихся закупочных процедурах (рис. 2). Уровень конкуренции в закупках можно выразить таким показателем как среднее количество заявок на один лот.

На рис. 2 видно, что количество участников закупочных процедур в сегменте государственных закупок ежегодно увеличивалось (за исключением 2018 г.), в то время как в сегменте корпоративных закупок уровень конкуренции снижался. В 2019 г. уровень конкуренции в корпоративных закупках был в 2,3 раза ниже, чем в государственных.

3,5

2,88 ▲

2,89 ▲

2,96 ▲

2,97 ▲

3,12

2,5

1,5

1,67 Ф—

1,76

О

1,66 - • -

1,75 —

1,59

1,34

2014 2015 2016

Д Государственные закупщики

2017 2018

— Корпоративные закупщики

2019

3

2

1

Рис. 2. Уровень конкуренции на состоявшихся закупочных процедурах в сфере государственных и корпоративных закупок (количествоучастников закупочных процедур на один лот) за период 01.07.2019-30.06.2020 гг. (составлено автором по данным [14, с. 15, 35])

Динамика общего числа поставщиков (исполнителей) характеризуется негативной тенденцией - данный показатель ежегодно снижается. В 2015 г. в государственных закупках принимало участие 374,6 тыс. поставщиков (исполнителей), а в 2019 г. - 246,1 тыс. Таким образом, за 5 лет их количество снизилось на треть [14, с. 17]. Следствием этого является негативная динамика объема несостоявшихся закупок в сегменте государственных закупок. Их доля в стоимостном объеме государственных закупок возросла с 30,9% в 2015 г. до 58,5% в 2019 г. Основной причиной признания закупок несостоявшимися является подача одной заявки участника. Объем таких закупок по итогам 2019 г. составил 3,7 трлн руб., или 65,4% общего объема несостоявшихся закупок [14, с. 21].

Таким образом, суммарно на неконкурентные способы закупок, которыми являются закупки у единственного поставщика и изначально конкурентные, но

признанные не состоявшимися торги, в общем стоимостном объеме государственных закупок в 2019 г. пришлось 76% [14, с. 23].

Среди корпоративных закупок за

2019 г. количество поставщиков снизилось с 232,9 тыс. организаций до 131,8 тыс. или на 43,4%. При этом на закупки, осуществленные прочими способами, и закупки у единственного поставщика пришлось 86,1% от суммарного объема закупок [14, с. 37]. Следовательно, доля неконкурентных закупок в корпоративном секторе закупок даже выше, чем в секторе государственных закупок.

В рамках проекта НРПЗ рассчитываются потери государства в условиях низкой конкуренции, что позволяет обобщенно охарактеризовать эффективность функционирования государственной контрактной системы. Динамика данного показателя по итогам НРПЗ-2016 - НРПЗ-

2020 представлена на рис. 3.

200,0 180,0 160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

129,3

39,0

187,8 187,8

135,6

82,4

40,4

89,6 0

36,7

46,7

149,8

61,7

16,3

Ед

НРПЗ 2019

84,6

35,1

42,4

9,7 fsS

№1 И И

и и

НРПЗ 2016 НРПЗ 2017 НРПЗ 2018

□ Федеральные заказчики 5 Региональные заказчики Н Муниципальные заказчики □ Прочие заказчики

НРПЗ 2020

Рис. 3. Потери государства в условиях низкой конкуренции, млрд. руб. (составлено автором по данным [12]) *

* В «Прочие заказчики» включены государственные и муниципальные заказчики, не являющиеся участниками НРПЗ-2020.

Анализируя данные, представленные на рис. 3, можно отметить, что потери государства в условиях низкой конкуренции характеризуются нестабильной динамикой. Однозначная положительная динамика наблюдается только в секторе муниципальных заказчиков: ежегодное снижение потерь со 187,8 млрд руб. за период НРПЗ-2016 до 35,1 млрд руб. за период НРПЗ-2020. Такая тенденция связана с тем, что в секторе муниципальных заказчиков наблюдается самый высокий уровень конкуренции. За период 01.07.201630.06.2017 гг. среднее количество заявок поставщиков на 1 лот, которое характеризует состояние конкурентной среды, составило 2,82, а за первое полугодие 2020 г. - 3,68. То есть рост уровня конкуренции в секторе муниципальных заказчиков привел к существенной экономии бюджетных средств.

Однозначной связи между уровнем развития конкурентной среды и объемом потерь государства в условиях низкой конкуренции в секторе федеральных и региональных заказчиков не установлено. Отметим лишь, что в секторе региональных заказчиков уровень конкуренции снизился с 3 заявок на 1 лот в 2016 г. до 2,85 в 2020 г. При этом потери государства в условиях низкой конкуренции сократились со 129,3 млрд руб. за период НРПЗ-2016 до 84,6 млрд руб. за период НРПЗ-2020. В секторе федеральных заказчиков уровень конкуренции в 2020 г. вернулся после снижения в 2017-2019 гг. к уровню 2016 г. и составил 2,91 заявки на 1 лот. При этом потери государства в условиях низкой конкуренции сократились с 39 млрд руб. за период НРПЗ-2016 до 35,1 млрд руб. за период НРПЗ-2020 [13, с. 39].

Проведенное исследование рынка государственных и корпоративных закупок позволило выявить определенные проблемы:

большая доля закупок осуществляется по НМЦК;

низкий уровень развития конкурентной среды приводит к низкой экономии бюджетных средств;

в муниципальном сегменте государственных закупок при более высоком уровне конкуренции, чем в остальных сегментах, показатель расторгнутых контрактов принимает критические значения;

за последние 5 лет существенно снизилось общее число поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в секторе государственных и корпоративных закупок;

на неконкурентные способы закупок приходится 3/4 общего объема государственных закупок и более чем 4/5 общего объема корпоративных закупок;

потери государства в результате низкой конкуренции на протяжении исследуемого периода остаются существенными.

Отсюда можно заключить, что развитие конкурентной среды приводит к снижению начальных максимальных цен контрактов и соответственно к экономии бюджетных (денежных) средств. Следовательно, основной задачей развития системы государственных закупок является повышение доверия со стороны предпринимателей к рынку государственного и корпоративного заказа путем обеспечения прозрачности процедур закупок. Увеличение количества поставщиков должно привести к росту уровня конкуренции во всех сегментах закупок. Выводы.

В условиях двухсторонних экономических санкций, означающих делиберали-зацию экономических отношений в сфере международного движения капитала, трансфера технологий и торговли, система государственного заказа является институциональным механизмом, способным играть стабилизирующую и стимули-

рующую роль в обеспечении роста национального производства, используя средства налогоплательщиков для достижения стратегических целей развития государства. При этом система государственных закупок в России нуждается в модернизации и повышении доверия со стороны предпринимательского сообщества.

Предметом дальнейших исследований автора выступают механизмы развития контрактной системы в ДНР, а также направления обеспечения доступа предприятий Республики к рынку государственного заказа Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Указ Президента Российской Федерации от 15.11.2021 г. № 657 [Электронный ресурс]. // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/novye-postupleniya/ ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-15-11 -2021 -657-ob-okazanii-gumanitarnoy-podderzhki-naseleni/?sphrase_id=7404

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. -URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/

3. В Донецке состоялась рабочая встреча по обсуждению перспектив экономической интеграции России и Донбасса [Электронный ресурс] / Народный Совет Донецкой Народной Республики. -URL:https://dnrsovet.su/vladimir-bidyovka-prinyal-uchastie-v-rabochej-vstreche-po-obsuzhdeniyu-perspektiv-ekonomicheskoj-integratsii-rossii-i-donbassa/

4. Половян, А.В. Экономическая сложность как инструмент определения

стратегических направлений развития экономики / А.В. Половян, К.И. Сини-цына // Новое в экономической кибернетике. - 2020. - №1. - С. 123-140.

5. Мироненко, Г.А. Становление государственного заказа в России / Г.А. Мироненко // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - № 4-1. - С. 193-199.

6. Рахимов, Э.Х. Новый этап совершенствования законодательства о контрактной системе / Э.Х. Рахимов, Л.К. Фазлиева // Право: ретроспектива и перспектива. - 2021. - № 2 (6). - С. 44-48.

7. Погудаева, М.Ю. Развитие государственного предпринимательства в рыночной экономике: дис. ... д-р. экон. наук: 08.00.01. - М., 2008. - 321 с.

8. Мельников, В.В. Государственные закупки как инструмент экономической политики / В.В. Мельников, И.Н. Карелин // Journal of Institutional Studies. -2021. - № 13 (2). - С. 100-115

9. Смотрицкая, И.И. Государственное предпринимательство и развитие российской экономики / И.И. Смотрицкая, О.В. Сагинова, И.В. Шарова // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2015. - № 1. - С. 97-108

10. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116964/7ebde 198084b87c 82df00e99d34872c74b0229b7/

11. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 г.» [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации. - URL: https://ach.gov.ru/checks/ 12997

12. Проект "Национальный рейтинг прозрачности закупок" [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nrpz.ru/o-proekte

13. Национальный рейтинг прозрачности закупок 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nrpz.ru/2020

14. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 г.». [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации. - URL: https://ach.gov.ru/checks/ schetnaya-palata-potentsial-kontraktnoy-sis temy-raskryt-poka-ne-udalos

A.M. PLAKSINA, senior lecturer, Department of «Economic Theory», e-mail: a.plaksina@donnu.ru

SEI HVE «Donetsk National University», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 21.04.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.