495-502.
3. Якимова, Е. Н. Экологическая культура личности: принципы взаимодействия человека и окружающей среды / Е. Н. Якимова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 2. - С. 112-116.
REFERENCES
1. State Duma of Russian Federation (2002), "About environmental protection", Federal law dated 10.01.2002 № 7-FL (revision from 02.07.2021), available at; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823 // (date accessed 26.08.2022).
2. Zaitseva, N.A., Larionova, A.A. and Filatov, V. V. (2018), "The problem of managing the natural resource potential of the territorial ecosystems of the region", Ecology, No 106, pp. 495-502.
3. Yakimova E.N. (2021), "Ecological culture of personality: principles of interaction of human and environment", Bulletin of Kazan state university of culture and arts, No. 2, pp. 112-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2022
УДК 797.21
ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ НА ШАГ И СКОРОСТЬ
В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
Владислав Игоревич Лашкевич, тренер по плаванию высшей категории, Спортивная
школа олимпийского резерва по водным видам спорта «Невская волна», Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ по гиревому спорту, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Основы и понимание синхронного плавания заложены в названии данного вида спорта: выполнение координационно сложных синхронных движений одновременно несколькими спортсменками над водой, в воде и под водой. Спортсменки упомянутого выше спорта выполняют упражнения синхронно и ритмично под музыку. К спортсменкам занимающимся синхронным плаванием предъявляется высокие требования по здоровью, так как данный вид спорта предполагает огромные тренировочные нагрузки 6-8 часов, как в воде, таки под водой, испытывая при этом перегрузки на задержке дыхания от 6 до 30 секунд, а иногда до 1 минуты. Говоря о тренировочном процессе в синхронном плавании следует отметить, что в данном виде спорта огромное влияние уделяется работе рук, а точнее сказать работе кисти, существует классификация гребков, которые отличаются по определённым признакам. По положению кисти в воде: стандартный, плоский, смешанный, обратный. По работе рук: попеременные, одновременные, встречные. По траектории и форме гребков: эллипсовидные, кругообразные, петлеобразные. По моторике: опускающие, поддерживающие, поднимающие, повторяющие, тормозящие. Все выше перечисленные аспекты работы кисти в синхронном плавании повышают «Чувство воды» через ладонь (мелкая моторика).
Ключевые слова: синхронное плавание, спортивное плавание, шаг, скорость, сила гребка, классификация гребков.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p181-184
EFFECT OF SYNCHRONIZED SWIMMING EXERCISES ON STEP AND SPEED IN
SPORTS SWIMMING
Vladislav Igorevich Lashkevich, the swimming coach of the highest category, Sports School of
the Olympic Reserve for Aquatics "Nevsky Wave", St. Petersburg; Alexey Valerievich
Zhivoderov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Master of Sports of the Russian Federation in Kettlebell Lifting, Ivan Mikhailovich Evdokimov, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Valery Aleksandro-vich Zhivoderov, the docent, rector's assistant, Lesgaft national state University of physical culture, sport and health, St. Petersburg
Abstract
The basics and understanding of synchronized swimming are laid down in the name of this sport: the performance of coordination complex synchronous movements simultaneously by several athletes over water, in water and under water. Athletes of the above-mentioned sport perform exercises synchronously and rhythmically to music. Athletes engaged in synchronized swimming have high health requirements, since this sport involves huge training loads of 6-8 hours, both in water and under water, while experiencing overloads on holding their breath from 6 to 30 seconds, and sometimes up to 1 minute. Speaking about the training process in synchronized swimming, it should be noted that in this sport a huge influence is given to the work of the hands, or rather to say the work of the brush, there is a classification of strokes that differ in certain characteristics. According to the position of the brush in the water: standard, flat, mixed, reverse. According to the work of the hands: alternating, simultaneous, counter. According to the trajectory and shape of the strokes: ellipsoid, circular, loop-shaped. Motor skills: lowering, supporting, lifting, repeating, and braking. All of the above aspects of the brush in synchronized swimming increase the "Feeling of water" through the palm (fine motor skills).
Keywords: synchronized swimming, sport swimming, step, speed, stroke strength, stroke classification.
ВВЕДЕНИЕ
Работа рук играет важную роль в спортивном плавании. На скорость преодоления «шага» в плавании важную роль играет сила гребка. Шаг - это расстояние, которое преодолевает пловец за один цикл движения. В технике кроль - это два гребка. В преодолении шага, работе кисти уделяется важная роль. «Чувство воды» в спортивном плавании осуществляется именно через ладонь (мелкая моторика). Многие пловцы задумываются, как можно улучшить силу гребка.
Осуществляя поиск практического решения проблемы улучшения силы гребка в спортивном плавании при преодолении «шага», мы остановились на тренировочном процессе спортсменок синхронного плавания, где большое влияние уделяется развитию кистевого аппарата, а именно «чувству воды» через работу кисти.
Гребки в синхронном плавании можно условно разделить на два типа:
1. Гребки содействующие - данный тип гребков позволяет спортсмену синхронисту находиться на плаву или под водой без видимых передвижений. К ним относятся опорный и плоский гребки.
2. Гребки двигающие - этот тип гребков позволяет спортсмену передвигаться в нужных направлениях. К ним можно отнести следующие гребки: обратный, стандартный, омар, торпеда, каноэ, дельфин.
МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В процессе поведения исследования влияния упражнений синхронного плавания на силу гребка рук, без работы ног (использование фиксатора ног) на «шаг» в плавании техникой кроль. На базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва по водным видам спорта «Невская волна» был поставлен эксперимент с марта 2022 по июнь 2022 года. Были отобраны контрольная и экспериментальная рабочие группы, состоящих из спортсменов пловцов периода обучения ТЭ-1 (тренировочный этап).
Спортсмены пловцы контрольной группы использовали в тренировочной практике упражнения, связанные с плаванием, а спортсмены экспериментальной группы получили тренировочный комплекс, включающий в себя как комплекс упражнений, связанный с пла-
ванием, так и дополнительные упражнения из синхронного плавания на развитие кистей рук. Комплекс упражнений был внедрен в заключительную часть тренировочного процесса и представлял собой выполнение двигательных гребков из синхронного плавания общим объёмом в 600 м.
Задания, которые выполняли спортсмены:
- стандартный гребок (И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища, выполняются вращательные движения кистями) спортсмен двигается головой вперед без помощи ног;
- обратный гребок (И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища, выполняются вращательные движения кистями) спортсмен двигается ногами вперед;
- торпеда ногами вперед (И.П. лежа на спине, руки вверху, выполняются вращательные движения кистями над головой) спортсмен двигается ногами вперед;
- торпеда головой вперед. (И.П. лежа на спине, руки вверху, выполняются вращательные движения кистями над головой) спортсмен двигается головой вперед без помощи ног.
Полученные данные в контрольной и экспериментальной группах спортсменов пловцов тренировочного этапа (ТЭ-1) обучения были зафиксированы до эксперимента и после эксперимента, направленного на определение скоростных показателей при преодолении дистанции 50 метров техникой кроль на руках, с нижнего отталкивания (бассейн 50 м).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица - Результаты теста проплывание отрезка 50 метров на руках с колобашкой в ногах, отталкивание от бортика (бассейн 50 м)_
Группы Тест до эксперимента Тест после эксперим. Итоги
Рез-т на 50 м t | Шаг L Рез-т на 50 м t | Шаг L Сек/м
Контрольная группа
Спортсмен 1 42,3 сек 1,5 м 41,9 сек 1,5 м Улучшено время на 0,4 сек, шаг не изменился
Спортсмен 2 41,78 сек 1,4 м 41,56 сек 1,45 м Улучшено время на 0,22 сек, шаг на 0,05 м
Спортсмен 3 42,21 сек 1,5 м 42 сек 1,5 м Улучшено время на 0,21 сек, шаг не изменился
Экспериментальная г] руппа
Спортсмен 4 43,1 сек 1,32 м 41,5 сек 1,45 м Улучшено время на 1,6 сек, шаг на 0,13 м
Спортсмен 5 42,66 сек 1,4 м 41,80 сек 1,5 м Улучшено время на 0,86 сек, шаг на 0,1 м
Спортсмен 6 41,8 сек 1,55 м 40,90 сек 1,66 м Улучшено время на 0,90 сек, шаг на 0,11 м
Обе группы улучшили свои результаты, однако в экспериментальной группе результаты улучшились более значительно.
Мы видим, что в контрольной группе незначительное улучшение результатов в скорости проплывания отрезка 50 м, при этом длина шага увеличилась у одного спортсмена, у остальных спортсменов этой группы показатели шага остались неизменны. В экспериментальной группе улучшение показателей у всех спортсменов как в скорости прохождении дистанции, так и в увеличении шага.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования мы можем с уверенностью сказать, что внедрённый комплекс упражнений из синхронного плавания, направленный на развития чувства воды и мелкой моторики рук, положительно сказывается на результатах пловцов уже после 2х месячного использования. Улучшились такие показатели как скорость прохождения дистанции и длина шага. В виду простоты упражнений мы можем рекомендовать их применение на разных этапах спортивной подготовки в плавании, начиная с НП1 заканчивая группами СС и В СМ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мошкина Н.А. Мониторинг функциональной подготовленности пловцов для разработки модельных значений физической работоспособности / Н.А. Мошкина // Педагогико-психологические