Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ НА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ к ГИПЕРТОНИИ'

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ НА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ к ГИПЕРТОНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ НА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ к ГИПЕРТОНИИ»

103. — Гольдблатт М., Гольдблатт Ю. В кн.: Некоторые проблемы гигиены труда и профессиональной патологии. М., 1960, с. 84. — НАэкеп Е>., Кии58{зк>1Ге, 1965, V. 55, р. 121—122. — МогауекЛ. Чех. пат. № 110515, 1964.

Поступила 1/VII 1966 г.

УДК 613.865 + 616.12-008.331.1-053.6-02:613.867-07:616.1-

-008.1-072.7

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ НА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ГИПЕРТОНИИ

А. Н. Par ушная, Г. И. Романов

Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев

Одним из факторов, предрасполагающих к возникновению гипертонических состояний в молодом возрасте, является чрезмерное физическое и нервное напряжение. Нередко повышение уровня артериального давления наступает при перег.рузке учебно-производственной работой, например, у лиц, сочетающих труд с обучением в вечерней школе (А. Д. Преварская и И. Б. Крамаренко), занятиями в институте (Е. М. Лиозина; Т. С. Некрасова).

Вместе с тем для профилактики гипертонических состояний очень важное значение имеет изучение реакции гемодинамичеакой системы на умственную нагрузку у подростков с наклонностью к повышению артериального давления. В связи с этим мы провели исследования с целью установить влияние умственной и эмоциональной напрузки на 15—18-летних юношей, разбитых нами на 2 группы. 1-ю группу составили подростки, находившиеся в течение 1—2 лет на диспансерном учете по поводу юношеской гипертонии. Характерным для них являлись нерезкое транзиторное повышение артериального давления (максимальное чаще всего не выше 140—145 мм и минимальное 85 мм) в сочетании с признаками вегетативной дистонии (повышенная раздражительность, гипергидроз, акроцианоз, стойкий красный дермографизм), а также выраженная реакция гем один а ми ческой системы на внешние раздражители. Следует отметить, что показатели артериального давления у этих лиц чрезвычайно изменчивы: при повторных измерениях через несколько дней или месяц колебания его достигали иногда 20—30 мм и более. Во 2-ю группу обследованных вошли подростки с нормальным артериальным давлением.

Исследования мы проводили в период экзаменов и в лабораторных условиях при выполнении работы, требующей умственного напряжения. В период экзаменов обследованные отвечали на анкету, содержащую вопросы о режиме дня, продолжительности предэкзаменационной подготовки, отношении к данному экзамену и знании предмета. До и после экзаменов у них измеряли артериальное давление по Коротко-ву — Яновскому и височное давление по Маркелову, ставили функциональную пробу с физической нагрузкой (Мартинэ — Кушелевского). В условиях лаборатории подростки выполняли стандартные задания (решение арифметических задач различной трудности) на приборе ЭМ-23, сконструированном сотрудником института.

Прибор этот состоит из 2 щитов, расположенных перпендикулярно одна! к другому. На вертикальном шите прибора размещена система электрических лампочек (16 ламп, расположенных в виде горизонтальной цепочки). Под лампочками располагается табличка с арифметическими задачами. Задания выполняются поэтапно — от более легких к более трудным. О начале работы на приборе сигнализирует лампочка, зажигающаяся на вертикальном щите. С появлением светового раздражителя обследуемый приступает к решению арифметической задачи. Результат решения задачи откладывается на горизонтальном щите путем нажатия кнопки, соответствующей в числовом значении результату решаемой задачи. Правильное нажатие кнопки ведет к появлению нового светового сигнала, и работа продолжается в том же порядке.

В начале исследования подросток адаптировался к условиям работы, а затем приступал к выполнению задания. Продолжительность непрерывной работы составляла 45 мин. В период экзамена проведено 102 исследования, в лабораторных условиях — 100.

У подростков с юношеской формой гипертонии перед экзаменами учащался пульс (в среднем до 92—95 в минуту), повышалось систолическое давление, достигавшее иногда 160 мм, и отмечалось небольшое колебание диастолического давления (в пределах 10 мм). Тотчас же после экзаменов пульс в большинстве случаев уре-

-----

---3

жался на 5—15 в минуту, уровень систолического давления резко снижался (в 68% случаях на 15—20 мм и более). Диастолическое давление незначительно повышалось. Повторные обследования одних и тех же подростков 1-й группы показали, что их реакция на нерано-эмоциональное напряжение в значительной мере зависела от исходного уровня артериального давления. В те дни, когда этот уровень (до экзаменов) был относительно низкий, после сдачи экзаменов систолическое давление, как правило, умеренно снижалось (на 5—10 мм), пульс незначительно урежался.

Вместе с тем у некоторых подростков с наклонностью к гипертоническим состояниям, которые перед наиболее трудными экзаменами ощущали чрезмерное волнение, уровень систолического давления не превышал верхней границы нормы или был ниже ее. В дни, когда волнение было не столь ощутимым, наблюдался высокий уровень систолического давления (иногда 150—160 мм), т. е. имела место парадоксальная реакция.

У подростков с нормальным артериальным давлением перед экзаменом обнаружено умеренное учащение пульса. Артериальное давление (систолическое и диастолическое) почти не изменялось. После экзаменов частота пульса заметно урежалась

(в 21 из 38 случаев на 5—10 в минуту). Систолическое давление равным образом изменялось как в сторону снижения, так и повышения (в среднем на 5—10 мм).

Результаты функциональной пробы, как и височно-плечевой коэффициент, во время учебного года и в период экзаменов не имели существенных различий у всех обследованных.

Таким образом, у подростков с юношеской гипертонией психо-эмоциональный раздражитель (экзамены) вызывал усиленную вазопрессорную реакцию. Устранение раздражителя снимало прес-сорный эффект, в результате чего возникало резкое падение артериального давления. Следует отметить, что парадоксальная реакция перед экзаменами наблюдалась только у подростков с юношеской гипертонией. Результаты анкетного опроса показали, что у подростков с гипертоническим состоянием, строго соблюдавших определенный режим (сон не менее 8 часов, прогулки перед сном, умеренный физический труд, рациональное питание и т. д.), неблагоприятные сдвиги в период экзаменов были менее выражены.

В результате наблюдений на приборе ЭМ-23 установлено, что реакция гемодинамической системы на умственную нагрузку у подростков с нормальным артериальным давлением была иной, чем у лиц с наклонностью к гипертоническим состояниям. Уже через 5 мин. после начала работы у обследованных было выделено 2 типа реакции. Первый тип характеризовался повышением максимального давления не более чем на 15 мм, изменением среднего и минимального давления в сторону снижения или повышения в пределах 5 мм, учащением пульса на 6—10 в минуту и уменьшением осциллографического показателя на 1—3 мм. Такая реакция оценивалась нами как нормальная. Второй тип реакции характеризовался повышением максимального давления на 15 мм и более, среднего и минимального на 5—10 мм уменьшением осциллографического показателя на 3 мм и более и учащением пульса на 10 и более в минуту. Эта реакция оценивалась как резко положительная.

Анализ полученных результатов показал, что у подростков 1-й группы резко положительные реакции встречались в 2'/г раза чаще, чем во 2-й группе. Однако такой тип реакции обычно наблюдался в те дни, когда исходный уровень артериального давления у них был относительно низким. При значительном повышении артериального давления (150 мм и более) выявлялась инертность реакции, когда на протяжении всей работы артериальное давление оставалось на одном уровне (см. рисунок).

Исследования показали, что даже в дни относительного благополучия (нормальный уровень артериального давления) у подростков с наклонностью к гипертоническим состояниям умственная нагрузка вызывала значительные реакции со стороны ге-модииамической системы. По-видимому, частое повторение таких реакций у подростков с юношеской гипертонией небезразлично для организма. Поэтому подростки-«гиперреакторы» должны находиться под постоянным медицинским наблюдением, строго соблюдать реу«ч труда и отдыха, а в период напряженной умственной работы, возможно, применять некоторые седативные средства.

мм /50

МО

/30

/го //о /00 30 во

70 60 50 о

асх 5 и зо и время {¿/минутах)

Изменение средней величины максимального и минимального артериального давления во время работы на приборе ЭМ-23. а — максимальное давление; б — минимальное давление: 1 — артериальное давление у подростков с гипертоническим состоянием в дни высокого исходного уровня; 2 — артериальное давление у подростков с гипертоническим состоянием в дни нормального исходного уровня; 3 — артериальное давление у 2-й группы подростков.

Выводы

1. В характере и степени реакции гемодинамической системы на умственную нагрузку и нервно-эмоциональное напряжение у подростков с нормальным артериальным давлением и юношеской гипертонией существует различие.

2. У подростков с гипертоническим состоянием психо-эмоциональный раздражитель (экзамены), как и экспериментальная умственная нагрузка, вызывает заметную ва-зопрессорную реакцию, степень которой зависит от исходного уровня артериального давления.

ЛИТЕРАТУРА

Л и о з и н а Е. М. В кн.: Гипертоническая болезнь, атеросклероз, коронарная недостаточность. Киев, 1963, с. 64. — Некрасова Т. С. В кн.: Вопросы гигиены труда. Киев, 1965, с. 69. — Преварская А. Д., Кра марен ко И. Б. Гиг. и сан., 1963, № 2, с. 32.

Поступила 19/УП 1966 г.

УДК 614.876:016-073.751:615.53(474.3)

ГЕНЕТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ДОЗА, ПОЛУЧАЕМАЯ НАСЕЛЕНИЕМ ЛИТОВСКОЙ ССР В СВЯЗИ С РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕДУРАМИ

А. И. Сиротко Литовская республиканская санэпидстанция, Вильнюс

Хорошо известно, что гонады обладают высокой чувствительностью к воздействию ионизирующей радиации. Ионизирующее излучение вызывает необратимые изменения в половых клетках растений и животных. Эти изменения передаются по наследству и могут проявиться в первом, втором и даже в третьем и четвертом поколениях в виде тяжелых заболеваний или врожденных дефектов, которые часто не совместимы с жизнью. 98% всех мутаций, вызванных ионизирующим излучением, являются отрицательными или связанными с летальными факторами (1ле5Б).

С точки зрения наследственности имеют значение только те кванты радиации, которые воздействуют непосредственно на генетическую субстанцию половой клетки, т. е. на ее хромосомный аппарат. Поэтому, кроме общей дозы излучения, которую получает человек, подвергающийся воздействию радиации, важно знать гонадную дозу. В популяционной генетике требуется определение генетически значимой дозы для населения.

Генетически значимая для населения доза это такая, при которой, если бы она была получена каждым человеком с момента зачатия до средней возрастной способности к деторождению, генетические последствия для населения в целом были бы такими же, как и последствия от доз облучения, получаемых отдельными лицами (Н. Г. Гусев). Судя по данному определению, в популяционной генетике одинаковую значимость имеет лучевая нагрузка 10 лиц дозой в 10 р или 100 лиц с лучевой нагрузкой в 1 р. Однако надо учитывать, что, чем больше индивидов имеют рецессивную мутацию, тем шире возможность встречи одинаково измененных генов и создания гомозигот. Поэтому не рекомендуется, чтобы оба родителя работали в сфере ионизирующего излучения. Вместе с тем небольшая группа лиц, профессионально связанных с работой в сфере ионизирующего измерения, в настоящее время не представляет генетической опасности, хотя они и облучаются значительно большими дозами, чем остальное население.

Генетически значимая доза для населения отличается от средней дозы облучения гонад, так как полная генетически значимая доза рассчитывается как сумма для женщин, мужчин и плода. Генетическую опасность для популяции ориентировочно можно определить по простой формуле как произведение числа облученных лиц на среднюю гонадную дозу для одного лица. Очень важно определить критическую дозу для гонад, которую могут в среднем получать все индивиды, без опасных последствий для популяции. В этом отношении генетически значимая доза для населения с учетом всех этапов генетического воздействия дает более полную картину.

При подсчете генетически значимой дозы для населения Литовской ССР, получаемой в связи с рентгенодиагностическими процедурами, использована формула (Н. Г. Гусев):

£> = Л, гф- мбэр/год,

где £> — генетически значимая доза; (¿] —доза облучения гонад (в мбэр) для отдельного индивидуума данной популяции, полученная во время рентгенодиагности-

8 Гигиена и санитария № 7

ИЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.