Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА ПЛАНШЕТЕ И НОУТБУКЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ЭНДОКРИННУЮ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА ПЛАНШЕТЕ И НОУТБУКЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ЭНДОКРИННУЮ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
405
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / АДАПТАЦИЯ / ПЛАНШЕТ / НОУТБУК / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МИОКАРДА / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / УДАРНЫЙ ОБЪЕМ КРОВИ / КОРТИЗОЛ / CHILDREN / ADAPTATION / TABLET / LAPTOP / AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM / HEART RATE VARIABILITY / MYOCARDIAL BIOELECTRIC FUNCTIONS / BLOOD PRESSURE / STROKE VOLUME OF BLOOD / CORTISOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Догадкина С. Б., Ермакова И. В., Кмить Г. В., Рублева Г. В.

Методами спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма, электрокардиографии, измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений, иммуноферментного анализа обследовано 40 школьников 8лет. Показано, что тест «таблицы Шульте» вызывал 2 типа реакции по направленности изменения концентрации кортизола: повышение (I тип реакции) или понижение (II тип реакции) уровня гормона как при работе на ноутбуке, так и при работе на планшете. При работе на планшете и ноутбуке с разной степенью выраженности отмечено увеличение симпатической активности (мощность низкочастотных колебаний) и снижение парасимпатической активности, значительное снижение коэффициента кросс-корреляционной синхронизации. Выполнение теста на ноутбуке не приводит к значимым изменениям показателей спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма, отмечается стабильность кросс-корреляционной синхронизации сердечного ритма и ритма дыхания. При выполнении теста на планшете выявлен комплекс изменений показателей центрального отдела сердечно-сосудистой системы, который заключался в существенном возрастании систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, снижении ударного объема крови, характеризующий напряжение адаптации системы кровообращения к умственной деятельности. Умственная деятельность при работе на ноутбуке не сопровождалась существенными изменениями параметров центрального отдела сердечно-сосудистой системы и, следовательно, краткосрочная адаптация системы кровообращения носила благоприятный характер.The paper presents the study of40 8- year-old students conducted with the help of spectral and temporal analysis of heart rate variability, electrocardiography, measurement of blood pressure and heart rate, and enzyme-linked immunosorbent assay. It was shown that the Schulte table test induced 2 types of reactions depending on cortisol concentration: hormone increase (type I reaction) or hormone decrease (type II reaction) both when using a laptop or a tablet. Participants using a tablet and a laptop demonstrated an increase in sympathetic activity (power oflow-frequency vibrations) and a decrease in parasympathetic activity ofvarious strength, and a significant decrease in the cross-correlation synchronization coefficient. The test performed on a laptop does not lead to significant changes in the spectral and temporal analysis ofheart rate variability; there is noted stability between the cross-correlation synchronization ofheart rate and the rhythm ofbreathing. When performing a test on a tablet, an array ofchanges in the indices ofthe central cardiovascular system was revealed. It consisted in a significant increase in systolic and diastolic blood pressure, heart rate, and decrease in stroke volume, which characterizes the adaptation tension ofthe circulatory system to mental activity. Mental activity when using a laptop was not accompanied by significant changes in the parameters ofthe central zones ofthe cardiovascular system and, therefore, the short-term adaptation ofthe circulatory system was beneficial.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Догадкина С. Б., Ермакова И. В., Кмить Г. В., Рублева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА ПЛАНШЕТЕ И НОУТБУКЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ЭНДОКРИННУЮ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ»

ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА ПЛАНШЕТЕ И НОУТБУКЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ЭНДОКРИННУЮ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

С.Б. Догадкина1, И.В. Ермакова, Г.В. Кмить, Л.В. Рублева ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

Методами спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма, электрокардиографии, измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений, иммуноферментного анализа обследовано 40 школьников 9 лет.

Показано, что тест «таблицы Шульте» вызывал 2 типа реакции по направленности изменения концентрации кортизола: повышение (I тип реакции) или понижение (II тип реакции) уровня гормона как при работе на ноутбуке, так и при работе на планшете.

При работе на планшете и ноутбуке с разной степенью выраженности отмечено увеличение симпатической активности (мощность низкочастотных колебаний) и снижение парасимпатической активности, значительное снижение коэффициента кросс-корреляционной синхронизации. Выполнение теста на ноутбуке не приводит к значимым изменениям показателей спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма, отмечается стабильность кросс-корреляционной синхронизации сердечного ритма и ритма дыхания.

При выполнении теста на планшете выявлен комплекс изменений показателей центрального отдела сердечно-сосудистой системы, который заключался в существенном возрастании систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, снижении ударного объема крови, характеризующий напряжение адаптации системы кровообращения к умственной деятельности. Умственная деятельность при работе на ноутбуке не сопровождалась существенными изменениями параметров центрального отдела сердечно-сосудистой системы и, следовательно, краткосрочная адаптация системы кровообращения носила благоприятный характер.

Ключевые слова: дети, адаптация, планшет, ноутбук, вегетативная нервная система, вариабельность сердечного ритма, биоэлектрические функции миокарда, артериальное давление, ударный объем крови, кортизол

Influence of mental load during using a tablet or a computer on the cardiovascular and endocrine systems in 9-year-old children. The paper presents the study of40 8-year-old students conducted with the help of spectral and temporal analysis of heart rate variability, electrocardiography, measurement of blood pressure and heart rate, and enzyme-linked immunosorbent assay.

It was shown that the Schulte table test induced 2 types of reactions depending on

Контакты: 'Догадкина С.Б. - E-mail: <almanac@mail.ru>

cortisol concentration: hormone increase (type I reaction) or hormone decrease (type II reaction) both when using a laptop or a tablet.

Participants using a tablet and a laptop demonstrated an increase in sympathetic activity (power of low-frequency vibrations) and a decrease in parasympathetic activity of various strength, and a significant decrease in the cross-correlation synchronization coefficient. The test performed on a laptop does not lead to significant changes in the spectral and temporal analysis of heart rate variability; there is noted stability between the cross-correlation synchronization of heart rate and the rhythm of breathing.

When performing a test on a tablet, an array of changes in the indices of the central cardiovascular system was revealed. It consisted in a significant increase in systolic and diastolic blood pressure, heart rate, and decrease in stroke volume, which characterizes the adaptation tension of the circulatory system to mental activity. Mental activity when using a laptop was not accompanied by significant changes in the parameters of the central zones of the cardiovascular system and, therefore, the short-term adaptation of the circulatory system was beneficial.

Keywords: children, adaptation, tablet, laptop, autonomic nervous system, heart rate variability, myocardial bioelectric functions, blood pressure, stroke volume of blood, cortisol.

В современном мире информационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Электронные устройства приобрели большую популярность у детей и подростков благодаря своей универсальности и многофункциональности [11; 25]. Наиболее часто используемыми гаджетами являются смартфоны, планшеты и ноутбуки [47]. Обычно дети на планшете играют в компьютерные игры, смотрят видео, выполняют домашнее задание [34]. Внедрение электронных устройств в образовательные технологии безусловно сделает учебный процесс более привлекательным и интересным, повысит мотивацию и самостоятельность учащихся, поможет учителю создать интерактивную среду обучения [25; 30; 36; 37]. Однако наших знаний о влиянии электронных устройств на функциональное состояние детей и подростков в ходе обучения ещё слишком мало. В основном проводились гигиенические исследования, направленные на регламентацию деятельности учащихся при работе на ноутбуке и планшете [9; 20]. Между тем известно, что под влиянием компьютеризированного варианта когнитивного задания увеличивается частота сердечных сокращений и концентрация гормонов [45].

Практически отсутствуют данные о реакции системы кровообращения школьников на умственную нагрузку при работе на различных гаджетах.

В исследованиях, проведенных в этом направлении, изучались отдельные аспекты адаптивных изменений в сердечно-сосудистой системе [7; 19; 21; 26; 32; 39].

Результаты изучения влияния умственной нагрузки на центральную гемодинамику школьников разного возраста противоречивы. Согласно данным одних авторов, умственная нагрузка вызывает повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений, сердечного выброса [19; 21; 43; 45; 46], по данным других - снижение указанных параметров [2; 14].

Проведенное изучение влияния работы на компьютере, планшете, смартфоне на артериальное давление и частоту пульса у детей и подростков [39; 42] показало, что при длительном использовании гаджетов (более 2-х часов в день в течение 7 дней) диастолическое артериальное давление повышалось, также выявлено учащение сердечного ритма. Повышение диастолического артериального давления и частоты пульса авторы связывают со статическим напряжением (существенным напряжением мышц спины и плечевого пояса), вызывающим сужение артерий.

Наиболее закономерной реакцией биоэлектрических характеристик миокарда является уменьшение длительности интервалов RR, PQ и QT, а также увеличение амплитуды зубца Р [6; 10; 16] .

В ряде работ [23; 35 и др.] показано неблагоприятное влияние работы на цифровых устройствах на состояние вегетативной нервной системы, в том числе субъективный дискомфорт (астения, головокружения) и активация симпатического отдела вегетативной нервной системы, что свидетельствует о стрессовой реакции детей школьного возраста в ответ на систематические занятия за компьютером. Хронический стресс ухудшает реакцию вегетативной нервной системы на когнитивные нагрузки.

Воздействие факторов, возникающих при занятиях за компьютером, приводит к развитию вегетативного дисбаланса, В группе повышенного риска находятся дети, приступившие к систематическим занятиям за компьютером до 11 лет

Mygind L et al., [41] выявили влияние среды на состояние вегетативной нервной системы. В частности, тонус блуждающего нерва существенно снижается на уроке при выполнении тестовых заданий на компьютере в сравнении с таковым в естественных условиях обитания ребенка.

Частотно-временные показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) часто используются в качестве маркеров симпато-парасимпатического баланса. Однако, было показано, что они ухудшаются из-за индивидуальной или зависящей от задачи изменчивости, и особенно связаны с изменениями частоты дыхания. Временное снижение частоты дыхания показало смещение классических индексов ВСР, в то время как в большинстве работ постоянно демонстрирует ожидаемое снижение индекса HFnu с когнитивным стрессом в обеих группах и во всех когнитивных задачах [28] Показано также значительное влияние исходного ва-гусного тонуса на подавление блуждающего нерва [24; 44].

Тесная взаимосвязь между функционированием дыхательной и сердечнососудистой систем была установлена S. Hales (1677-1761), который первым заметил, что пульс изменяется в зависимости от акта дыхания. В 1847 году фотограф C. Lugwig (1816-1895) записал респираторную синусовую аритмию. Вдох увеличивал частоту сердечных сокращений, выдох замедлял ее [цит. по 3 ]

Оценка когерентности спектральной мощности (кросскорреляционных отношений ЧСС и ЧД в частотной области) имеет целый ряд преимуществ. Главное из них — спектральные характеристики, позволяющие избирательно анализировать взаимосвязь (когерентность) между длительностью дыхательного цикла и высокочастотным (HF) компонентом ВРС. С точки зрения системного подхода десин-хронизация кардиореспираторных отношений является одним из признаков, позволяющих диагностировать состояние дезадаптации (предболезни). В частности,

К. В. Судаков и Е. А. Юматов [22], исследуя кросскорреляционные отношения ЧСС — ЧД при психоэмоциональном стрессе, обнаружили связь изменений коэффициентов корреляции частоты сердцебиений и дыхания с характером достижения субъектами адаптивных результатов. Высокие кросскорреляционные соотношения ВРС/ВДДЦ наблюдаются у лиц, достигших хороших результатов на производстве, успешно обучающихся в учебных заведениях, у спортсменов, показывающих стабильно высокие результаты.

Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования явилась оценка характера краткосрочной адаптации сердечно-сосудистой, автономной нервной и эндокринной систем организма младших школьников к умственной нагрузке, выполняемой на планшете и компьютере.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании проводившимся в апреле-мае 2019 года приняли участие 40 учащихся 2 класса: 20 мальчиков и 20 девочек. Возраст испытуемых - 9 лет (среднее значение 8,90 ± 0,06 лет); средний рост - 133,30±0,91 см; средний вес -32,03±1,32 кг.

В ходе исследования учащиеся выполняли тест «таблицы Шульте» на разных электронных устройствах: ноутбук hp rtl8723be (экран 15,6 дюйма, разрешение 1366х768 пикселей, светодиодная подсветка с технологией LED) и планшет iPad 3 (экран 9,7 дюйма, разрешение 2048x1536 пикселей при 264 ppi, светодиодная подсветка с технологией IPS).

На экране электронного устройства предъявлялась таблица с расположенными случайным образом от 1 до 25 числами. Испытуемые последовательно находили числа от 1 до 25, отмечая их с помощью компьютерной «мыши» на ноутбуке или нажимая пальцем на сенсорный экран планшета. В случае правильного выбора предъявлялась следующая таблица. Время выполнения задания составляло 5 минут.

Реакцию эндокринной системы учащихся на тестовое задание, выполняемое на различных электронных устройствах, оценивали по концентрации кортизола в нестимулированной слюне, которую собирали пластиковые одноразовые пробирки до и после теста, а также после 15-минутного восстановительного периода. Пробы слюны до проведения анализа хранили в морозильной камере при температуре -20° С. Уровень кортизола в слюне определяли иммуноферментным методом (ИФА), используя стандартные диагностические наборы фирмы DRG. Оптическую плотность и значения концентрации гормона определяли с помощью набора реагентов фирмы DRG на ИФА-анализаторе «StatFax 2100» и выражали в нг/мл. Все анализы были сделаны в соответствии с протоколом наборов, контрольные показатели были в рамках принятых пределов.

Эмоциональное состояние учащихся до и после теста определяли по шкале Ликерта (от 1 балла - совсем не волнуюсь до 5 баллов - очень сильно волнуюсь). Личностную тревожность оценивали с помощью шкалы явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан).

Состояние вегетативной нервной системы оценивали по частотно-временным показателям вариабельности сердечного ритма. Для оценки симпато-

парасимпатического баланса использовали отношение мощностей низкочастотного и высокочастотного диапазонов спектра (коэффициент LF/HF) [31; 40].

Проводилась параллельная регистрация сердечного ритма и дыхания в покое и во время выполнения когнитивного теста. При проведенном анализе рассчитывали показатель кардиореспираторной синхронизации [13].

Состояние центрального отдела сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, пульсового давления (ПД), частоте сердечных сокращений (ЧСС), ударного (УО) и минутного объемов кровообращения (МОК). Давление и частота пульса измерялись с помощью цифрового аппарата AND модель UA-777 (Япония) с использованием детской манжеты. Пульсовое давление определяли по формуле ПД = САД -ДАД. Ударный объем вычисляли по модифицированной формуле Старра для детей 8-14 лет [18]_УО = 80+0,5хПД - 0,6хД д.- 2 х возраст. МОК определяли по формуле: МОК =УОхЧСС.

Возбудимость и проводимость миокарда изучались с помощью метода электрокардиографии. Амплитуда и длительность зубцов ЭКГ определялись в 12 общепринятых отведениях, длительность интервалов ЭКГ определялась по данным II стандартного отведения.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием компьютерного пакета программы «Statistica 6.0» и «SPSS 23». Для проверки статистических гипотез исследования использовался t-тест Стьюдента для независимых и попарно сопряженных выборок, ANOVA. Оценку тесноты статистической связи между показателями осуществляли с помощью корреляционного анализа (коэффициент Пирсона). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении реакции сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем на выполнение теста «таблицы Шульте» было установлено, что мальчики статистически значимо не отличались от девочек, что позволило объединить их в одну группу.

Попарное сравнение уровня кортизола до и после теста, выполненного на ноутбуке и планшете, выявило статистически значимое различие между изучаемыми показателями (р=0,011 - ноутбук; р=0,013 - планшет).

На рисунке 1 представлена динамика содержания кортизола в слюне у детей с разным типом реакции на тест «таблицы Шульте», выполненный на ноутбуке и планшете. С помощью индивидуального анализа направленности изменения концентрации кортизола (5, %) установили, что тест «таблицы Шульте» вызывал повышение уровня гормона у 30,77% детей при работе на ноутбуке и у 38,46% - на планшете, в среднем на 12,54±3,09 % и 13,60±2,09 %, соответственно (I тип реакции). II тип реакции - понижение уровня кортизола - выявлен у 69,23 % детей при работе на ноутбуке и у 61,54 % - на планшете, в среднем на -15,71±2,15 % и -17,23±2,29 %, соответственно. Исходный уровень кортизола у детей с I типом реакции оказался ниже, чем со II типом, но различия были статистически значимы только при работе на планшете (р=0,018). Обнаружена отрицательная корреляционная связь между уровнем гормона до теста и его приростом после задания в

группе детей со II типом реакции (г=-0,42 - ноутбук и г=-0,64 - планшет; при р<0,01). Установлено, что дети со II типом реакции при работе на ноутбуке имели больший уровень личностной тревожности по сравнению с испытуемыми Ьго типа реакции ф=0,022). Это согласуется с данными Maksimenko с соавторами [38], которые выявили связь скорости обработки информации при выполнении теста «таблицы Шульте» с личностными особенностями испытуемых [38]. Примечательно, у 15,38 % и 46,15 % детей выявлен один и тот же тип реакции (I или II, соответственно) при работе на разных электронных устройствах.

20 15 Ь 10 ш ^ 1 5 & 0 & -5 о * -10 с -15 -20

II тип

ноутбук планшет

Рис. 1. Динамика прироста концентрации кортизола у детей в зависимости от типа реакции на тест «таблицы Шульте», выполненный на разных электронных

устройствах.

В целом по группе установлено, что среднее время выполнения теста на ноутбуке было статистически значимо больше, чем на планшете (54,22±2,82 сек. против 47,93±2,16 сек.; р=0,039). Аналогичную картину наблюдали у детей со II типом реакции на тест (55,05±3,36 сек. против 45,94±2,44 сек.; р=0,037), у детей с I типом реакции среднее время выполнения теста на разных электронных устройствах было примерно одинаково. Корреляционный анализ позволил установить положительную связь между эмоциональным состоянием детей до теста и средним временем выполнения задания на планшете (г=0,44; р=0,01). Эмоциональное состояние испытуемых до теста зависело от того, каким по счёту был сеанс работы на ноутбуке ^(3, 35)=8,77; p=0,001) и планшете ^(3, 29)=4,71; p=0,008), т.е. первым или последующим.

Индивидуальный анализ направленности изменения концентрации кортизола (5, %) после 15-минутного периода восстановления показал (рис.2), что у подавляющего большинства детей (63,16 % и 71,79 %) после выполнения теста на ноутбуке и на планшете, вне зависимости от типа реакции на задание, происходило снижение уровня гормона в среднем на -14,41±2,40 % и -10,69±1,37 % (I группа).

Меньшее число детей (36,84 % и 28,21 %) показало повышение концентрации кортизола в среднем на 36,88±11,14 % после работы на ноутбуке и 15,13±6,13 % -на планшете (II группа).

Рис. 2. Динамика изменения концентрации кортизола у детей после 15-минутного периода восстановления после теста «таблицы Шульте», выполненного на разных электронных устройствах.

Тест «таблицы Шульте» широко применяется при изучении особенностей внимания детей и подростков [1; 4; 8; 12; 15], а кортизол в слюне является физиологическим маркером, который может быть успешно измерен в условиях школы [27]. Выполнение когнитивного задания как на ноутбуке, так и на планшете у 3040 % детей вызывало повышение уровня кортизола в слюне примерно на 12-14 %, что согласуется с данными, полученными с помощью компьютеризированного теста на сложение и вычитание у взрослых [45]. Однако большая часть детей проявила гипореактивность эндокринной системы, что подтверждается данными Оиппаг с соавторами [29], которая объясняется активацией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси до теста (т.е., упреждающее возбуждение), связанной с плохой регуляторной способностью или влиянием инициации полового созревания на стресс-реактивность младших детей.

Спектральный и временной анализ вариабельности сердечного ритма у детей 9 лет не выявил значимых половых различий в значениях исследованных показателей, в связи с чем оценка реакции вегетативной регуляции сердечного ритма проводилось в общей группе. Данные временного и спектрального анализов ВРС представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1

Показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма у учащихся 9 лет в покое и во время выполнения когнитивного теста на цифровых

устройствах (Ы±т)

Со- ТР, мс2 LF, ОТ, мс2 LF пЛ. ОТ пл. LF/HF

стоя 2 мс2 2 мс2 пл.

ние

планшет по- 4855,5 1427,2± 1374,8 2076,7± 44,278±3 55,72±2, 0,899

кой ±369,9 134,9 ±112,5 199,3 ,138 13 ±0,18

ра- 3834,8* 1176,7 1318,9 1339,3* 53,435 46,56* 1,335*

бота ±423,3 ±283,1 ±170,1 ±170,1 ±3,6 ±2,0 ±0,6

ноутбук по- 3977,4 1342,3 1127,4 1529,7 45,42 52,82 1,188

кой ±270,3 ±303,2 ±96,2 ±287,2 ±2,0 ±2,0 ±0,3

нагр 3215,8 840,7 1029,8 1345,3 49,965 50,035 1,146

узка ±570,8 ±188,2 ±251,1 ±89,1 ±2,4 ±2,4 ±0,18

Примечание: *- обозначены достоверные различия по сравнению с состоянием относительного покоя.

Выполнение когнитивного теста (тест Шульте) на планшете и ноутбуке привело к изменению состояния вегетативной нервной системы у детей 9 лет, а именно, к снижению плотности общей мощности спектра (!Р, SDNN), сдвигу вегетативной нервной системы в сторону симпатических влияний (увеличение показателя LF/HF). При работе на планшете с разной степенью выраженности отмечено увеличение симпатической активности (мощность низкочастотных колебаний) и снижение парасимпатической активности (мощность высокочастотных колебаний, RMSSD, pNN50 %) (Табл. 1, 2.).

Таблица 2

Показатели временного анализа вариабельности сердечного ритма у учащихся 9 лет в покое и во время выполнения когнитивного теста на цифровых устройствах (Ы±т)

Вид пробы Состояние К-Кшт R-Rmax RRNN SDNN RMSSD pNN50

планшет Покой 537,575 ±42,055 871,4 ±65,486 678,1 ±43,880 57,650 ±2,430 53,450 ±3,272 26,10 ±2,886

работа 533,1 ±42,51 839,0 ±60,09 648,35 ±41,84 50,0* ±3,28 41,65* ±5,77 17,72* ±5,01

ноутбук покой 540,82 ±26,7 829,72 ±38,3 667,05 ±31,8 52,37 ±4,2 47,40 ±2,5 24,10 ±4,4

нагрузка 529,07 ±12,7 822,82 ±35.3 641,55 ±19,2 46,35 ±3,5 42,25* ±3,0 18,48* ±1,7

Примечание: * обозначены достоверные различия по сравнению с состоянием относительного покоя.

Выполнение теста на компьютере не приводит к значимым изменениям показателей спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма. Отмечено незначительное увеличение низкочастотных и снижение высокочастотных колебаний и за счет этого снижение общей плотности мощности). Временной анализ вариабельности сердечного ритма у детей данной группы, несмотря на такую же направленность изменений КМ^Б, рМЫ50 %, показал меньшую выраженность данных изменений (рис. 3).

80% 60% 40% 20% 0% -20% -40% -60%

¿1

Г

ноутбук

п.и.

ТР, мс2 1.Р п.и. ИР п.и. 1.Р/ИР

Рис. 3. Изменение показателей спектрального анализа при работе на планшете и

ноутбуке у детей 9 лет.

Параллельная обработка кардиоритмограммы и пневмограммы позволяет получить информацию о степени синхронизированности работы сердечнососудистой и респираторной систем и выявить преобладающие механизмы регуляции физиологических процессов более достоверно по сравнению с анализом только параметров сердечного ритма. Результаты такого анализа приведены в таблице 3.

Выявлено, что в процессе выполнения задания на планшете происходит некоторое снижение частоты дыхания и существенное уменьшение коэффициента кросскорреляционной синхронизации Работа на компьютере не вызывает изменения указанных показателей (табл. 3). На основании представленных результатов можно предположить, что наиболее благоприятной для детей 9 лет является работа на компьютере.

При напряженной регуляции необходима активация более высоких уровней управления. Это проявляется в виде ослабления кросскорреляционной синхронизации ЧСС и ЧД (снижение КЯ8), снижения парасимпатической активности ВНС и усиления недыхательного компонента (увеличение низкочастотных колебаний) и появление медленных волн более высоких порядков (УЬБ). В ситуации, когда происходит «ускользание» сердечно-сосудистой системы из-под модулирующего

влияния вегетативной нервной системы, снижается и кардиореспираторная синхронизация.

Таблица 3

Показатели дыхания и кросскорреляционной синхронизации сердечного ритма и частоты дыхания в покое и при выполнении тестового задания у детей 9 лет

проба состояние ЧД КЬБ

планшет покой 25,00 9,168

±3,083 ±1,085

нагрузка 22,3 6,00*

±4,87 ±1,085

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ноутбук покой 15,64 6,53

±3,82 ±1,21

нагрузка 17,769 6,26

± ±1,067

Примечание: * обозначены достоверные различия по сравнению с состоянием относительного покоя.

В результате проведенного исследования были получены данные о реакции центрального отдела сердечно-сосудистой системы на умственную нагрузку, выполняемую на планшете (табл. 4) и ноутбуке (табл. 5).

Таблица 4

Динамика показателей центрального отдела сердечно-сосудистой системы у школьников 9 лет под влиянием умственной нагрузки при работе на планшете

ПОКАЗАТЕЛИ

Момент САД, ДАД, ЧСС, ПД, УО, МОК,

Исслед. мм рт.ст. мм рт.ст. уд/мин мм рт.ст. мл. л/мин

покой 92,5+ 62,1+ 83,6+ 30,4+ 40,1+ 3,3+

1,59 1,08 1,70 0,91 0,68 0,07

нагр. 98,8+ 68,3+ 88,0+ 30,5+ 36,5+ 3,2+

1,77 * 1,29 * 1,40 * 1,29 1,04 * 0,09

Примечание: * - обозначены достоверные различия по сравнению с состоя-

нием относительного покоя.

Выявлено, что под влиянием умственной нагрузки при работе на планшете происходят существенные изменения параметров сердечно-сосудистой системы: значительно возрастают систолическое, диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений и снижается ударный объем крови.

Выявленное у детей существенное повышение АД, ЧСС и снижение УО вызвано усилением симпатических тонических влияний на сердечно-сосудистую систему под влиянием умственной нагрузки при работе на планшете (табл.4) и, по нашему мнению, свидетельствует о значительном напряжении механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Это согласуется с результатами исследований, показавших, что подобная реакция сердечно-сосудистой системы при выполнении умственной работы расценивается как стрессорная [5; 18].

Выполнение когнитивного теста на ноутбуке (табл. 5), в отличие от работы на планшете, не вызывает существенных изменений параметров центрального отдела сердечно-сосудистой системы.

Таблица 5

Динамика показателей центрального отдела сердечно-сосудистой системы у школьников 9 лет под влиянием умственной нагрузки при работе на ноутбуке

ПОКАЗАТЕЛИ

Момент САД, ДАД, ЧСС, ПД, УО, МОК,

Исслед. мм рт.ст. мм рт.ст. уд/мин мм рт.ст. мл. л/мин

покой 93,9+ 64,2+ 84,9+ 29,7+ 38,6+ 3,3+

1,54 1,04 1,79 1,19 0,88 0,10

нагр. 97,3+ 67,5+ 89,5+ 29,8+ 36,7+ 3,3+

2,00 1,11 * 1,90 1,34 0,72 0,09

Примечание: *- обозначены достоверные различия по сравнению с состоянием относительного покоя.

Отмечено лишь возрастание диастолического артериального давления. Выраженность увеличения ДАД при работе на ноутбуке была в 2 раза меньше, чем при работе на планшете (5 % и 10 % соответственно).

В результате проведенного исследования были получены данные о динамике биоэлектрических параметров миокарда в ответ на умственную нагрузку, выполняемую на планшете (табл. 6) и ноутбуке (табл. 7).

Таблица 6

Изменения основных биоэлектрических параметров ЭКГ при выполнении работы на планшете у детей 9 лет (M±m)

Состояние Показатели

RR, с РР, с РТ, с Р, мм R, мм Т, мм

Покой 0,684± 0,125± 0,354± 1,205± 10,525± 3,322±

0,0142 0,0019 0,0029 0,0659 0,4779 0,1684

Нагрузка 0,660 *± 0,127± 0,352± 1,265± 10,312± 3,277±

0,0098 0,0020 0,0027 0,0581 0,4573 0,1457

Примечания: интервалы представлены по данным И стандартного отведения, * - достоверность различий по сравнению с покоем.

Таблица 7

Изменения основных биоэлектрических параметров ЭКГ при выполнении работы на ноутбуке у детей 9 лет (Ы±т)

Состояние Показатели

ЯЯ, с РР, с РТ, с Р, мм Я, мм Т, мм

Покой 0,674± 0,125± 0,351± 1,192± 10,367± 3,270±

0,0158 0,0021 0,0032 0,0620 0,4794 0,1769

Нагрузка 0,653 *± 0,128± 0,351± 1,257± 10,395± 3,300±

0,0129 0,0021 0,0033 0,0617 0,5030 0,1652

Примечания: интервалы представлены по данным II стандартного отведения, * - достоверность различий по сравнению с покоем.

Достоверных различий в динамике биоэлектрических параметров ЭКГ при работе на планшете и ноутбуке выявлено не было. Под влиянием умственной нагрузки отмечено достоверное укорочение длительности сердечного цикла и некоторое увеличение амплитуды зубца Р. Данные адаптационные изменения обусловлены активизацией симпатического отдела автономной нервной системы в ответ на нагрузку и могут быть расценены как благоприятные. Изменения носили умеренный характер и в течение 3 минут после нагрузки возвращались к исходному уровню.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тест «таблицы Шульте», выполненный на разных электронных устройствах, оказывает существенное влияние на функциональное состояние учащихся 2 класса. Среднее время выполнения когнитивного задания на ноутбуке статистически значимо больше, чем на планшете.

Установлено отсутствие половых различий реакции эндокринной системы на тест. В зависимости от направленности изменения концентрации кортизола в слюне при выполнении теста на обоих электронных устройствах выявлено два типа реакции: первая - повышение активности эндокринной системы, вторая -понижение. У большинства детей после 15-минутного восстановительного периода происходило снижение уровня кортизола, а у трети испытуемых, наоборот, концентрация гормона повышалась, более выражено после работы на ноутбуке по сравнению с планшетом.

Выявлен комплекс изменений показателей центрального отдела сердечнососудистой системы, характеризующий напряжение адаптации системы кровообращения к умственной деятельности при работе на планшете. Комплекс изменений параметров системы кровообращения заключался в существенном возрастании систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, снижении ударного объема крови. При этом со стороны вегетативной нервной регуляции сердечного ритма отмечено усиление низкочастотных колебаний ВРС, снижение парасимпатической активности. Данную реакцию сердечно-сосудистой системы при выполнении умственной работы на планшете мы расцениваем как стрессорную. Умственная деятельность при работе на ноутбуке

не сопровождалась существенными изменениями параметров центрального отдела сердечно-сосудистой системы и, следовательно, краткосрочная адаптация системы кровообращения носила благоприятный характер. Об этом же свидетельствует стабильность кросс-корреляционной синхронизации сердечного ритма и ритма дыхания в процессе работы на ноутбуке.

Умственная деятельность при работе как на компьютере, так и на планшете, сопровождалась умеренными и закономерными изменениями параметров ЭКГ и, следовательно, краткосрочная адаптация системы кровообращения носила благоприятный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баркова В.Л. Общепсихологический анализ нарушений внимания у подростков // Электронный научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2016. - Т. 19, № 1. - С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28307725

2. Васильева Т.И. Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером: автореф. дисс. ... к.б.н.. - Самара, 2006. - 20с.

3. Даниченко М. Ю., Мельник О В., Михеев А.А., Шувалов П. Л. Соломаха В.Н. Оценка синхронизированности деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

URL: https://meduniver.com/medical/profilaktika/1628.html meduniver

4. Дашиева Д.А. Психофизиологические показатели девушек в зависимости от влияния электромагнитного излучения техногенного происхождения // Мат. конфер. Состояние здоровье: медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты. Чита, 23-29 апреля 2018. С. 67-74.

URL: https ://elibrary. ru/item. asp?id=35563984

5. Демидов В.А., Мальцев Д. Н., Мавлиев Ф.А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодинамическую устойчивость подростков в условиях напряжённой информационной нагрузки//Физиология человека, 2008. -Т. 34. - №4. - С. 133-140 Киберленинка

URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/pryamaya-registratsiya-subektivnogo-

sostoyaniya-cheloveka,

6. Кириленко А.А. Деятельность сердца детей младшего школьного возраста при умственной нагрузке: Автореф. дис. канд. биол. наук / А.А. Кириленко -М., 1968. - 21 с.

7. Кмить Г.В., Рублёва Л.В., Крысюк О.Н. Развитие центрального звена системы кровообращения // Физиология развития ребёнка: руководство по возрастной физиологии/ под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.- Воронеж: МПСИ, 2010. - С. 437-482

8. Кожемов А.А., Коноплева А.Н. Повышение эффективности психофизического развития учащихся 1 -8 классов на уроках физической культуры в условиях применения игры питербаскет // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2014. № 2. С. 30-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21819479

9. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Александрова И.Э., Березина Н.О., Макарова А.Ю. Гигиеническая оценка влияния учебных занятий с использованием электронных планшетов на функциональное состояние учащихся // Сеченовский вестник. - 2015. - Т. 21, № 3. С. 35-42.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37263858

10. Ларионова Е.Л. Некоторые особенности срочной адаптации организма спортсменов к стрессовой нагрузке

URL: www.yspu.yar.ru. - 2006.

11. Максимов А.С., Мануйлова Л.М. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - Т. 31, № 1. -С. 94-100.

DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.31.94

12. Мереченкова И.В., Догадина С.В., Чернышева Г.А. Профилактика утомления обучающихся в школе // Здоровье и образование в XXI веке. - 2014. - Т. 16, № 4. - C. 202-205.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22600149

13. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. - Иваново: Иван. Гос. Мед. академия, 2002. - 290 с.

14. Потапов А.В., Васильев Ю.Б. Эмоциональное напряжение в условиях профессионально-психологического обследования // Физиология человека. -1998. - Том 24. - № 4. - С. 130-132

15. Разумникова О.М., Лапина Е.Ю., Вольф Н.В. Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при СДВГ // Бюллетень СО РАМН. - 2007. - Т. 125, № 3. - С. 18-24.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9587848

16. Рашман С.М. Вегетативные функции и умственная деятельность: Авто-реф. дис. ... докт. мед. наук / С.М. Рашман. - М., 1987. - 47с.

17. Романцева Н.А. Модифицированная формула Старра для детей 8-14 лет. URL: http://bono-esse.rU/blizzard/A/Fiziologija/cor_vibros.html

18. Сидоренко Г.И., Фролов А., В., Воробьёв А. П. Психоэмоциональные тесты и перспективы их применения в кардиологии // Кардиология. - 2004. - № 6. -С. 59-64.

19. Сокотун С.А., Подковкин В.Г. Особенности изменений физиологических и биохимических показателей школьников разного пола при работе за компьютером // Известия Самарского научного цебнтра Росс.акад наук. - 2009. - Т.11, №1 (4) КиберЛенинка

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izmeneniy-fiziologicheskih-i-biohimicheskih-pokaza-teley-shkolnikov-raznogo-pola-pri-rabote-za-kompyuterom

20. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лапонова Е.Д., Шум-кова Т.В. О гигиенической целесообразности использования ноутбука в начальной школе // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - Т. 233, № 8. - С. 2729.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20225042

21. Шарапов А. Н., Безобразова В. Н., Зиненко Е. С., Кмить Г. В. Краткосрочная адаптация сердечно-сосудистой системы детей 5-7 лет к умственной нагрузке // Физиология человека. - 2010. - Т. 36. - № 3. - С. 1-8.

22. Юматов Е.А. Прямая регистрация субъективного состояния человека //Вестник новых медицинских технологий . - 2010. - Т. 17, № 4. - С.187-192.

23. al Abdi RM, Alhitary AE, Abdul Hay EW, Al-Bashir AK Objective detection of chronic stress using physiological parameters//med biol eng comput. 2018 dec;56(12):2273-2286. Doi: 10.1007/s11517-018-1854-8

24. Azam MA, Ritvo P, Fashler SR, Katz J. Stressing the feedback: attention and cardiac vagal tone during a cognitive stress task // Cogn Emot. 2018 jun;32(4):867-875. Doi: 10.1080/02699931.2017.1346500.

25. Carvalho L., Ferreira M.J. Mobile devices in school in teaching / learning process - the roadmap // Proceedings of EDULEARN15 Conference (6-8 July, Barcelona, Spain). 2015. P. 4623-4634.

26. Cassidy-Bushrow AE, Johnson DA, Peters RM, Burmeister C, Joseph CLM. Time Spent on the Internet and Adolescent Blood Pressure // The Journal of School Nursing. Published online September 8 2015

27. Dimolareva M., Gee N.R., Pfeffer K., Maréchal L., Pennington K., Meints K. Measuring cortisol in the classroom with school-aged children - a systematic review and recommendations // Int. J. Environ Res Public Health. 2018. V. 15, Issue 5. 23 p.

DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph15051025 DOI: https://doi.org/10.3889/oamjms.2019.037

28. Gilfriche, Arsac LM, Daviaux Y, Diaz-Pineda j, Miard B, Morellec O, André JM. Highly sensitive index of cardiac autonomic control based on time-varying respiration derived from ECG. // Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol. 2018 sep 1;315(3):r469-r478. Doi: 10.1152/ajpregu.00057.2018. Epub 2018 may 9

29. Gunnar M.R. Wewerka S. Frenn K., Long J.D., Griggs C. Developmental changes in hypothalamus-pituitary-adrenal activity over the transition to adolescence: normative changes and associations with puberty // Development and Psychopathology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2009. - V. 21, № 1. - Р. 69-85. D0I:10.1017/S0954579409000054.

30. Haftler B., Major L. Hennessy S. Tablet use in schools: A critical review of the evidence for learning outcomes // J. of Computer Assisted Learning. 2015. V. 32, № 2. DOI: 10.1111/jcal.12123

31. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological interpretation and clinical use// Circulation. - 1996. - 93.- P.1043-1065

32. Hedman A. Effects of mental and physical stress on central haemodinamics and cardiac sympathetic nerve activity during QTY interval- sensing rate- responsive and fixed rate ventricular inhibited pacing / А. Hedman, Р. Hjemdahl, R. Nordlander, H.Astrom // European Heart J., 2006. - Vol. 32. - P. 289-297

33. Hjortskov N. The effect of mental stress on heart rate variability and blood pressure during computer work / N. Hjortskov, D. Rissen, A.K. Blangsted // Eur. J. Appl. Physiol., 2004. - V. 92. - № 1-2. - P. 84

34. Karalar H., Sidekli S. How do second grade students in primary schools use and perceive tablets? // Universal Journal of Educational Research. - 2017. - V. 5, № 6.

- P. 965-971. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2017.050609.

35. Kazzi C, Blackmore C, Shirbani F, Tan I, Butlin M, Avolio AP, Barin E. Effects of instructed meditation augmented by computer-rendered artificial virtual environment on heart rate variability//conf proc ieee eng med biol soc. - 2018 -jul;2018:2768-2771. Doi: 10.1109/embc.2018.8512816

36. Krumsvik R.J., Berrum E., Jones L.0. Everyday Digital Schooling - implementing tablets in Norwegian primary school. Examining outcome measures in the first cohort // Nordic Journal of digital literacy. - 2018. - V. 3, № 3. - P. 152-178. DOI: https://doi.org/10.18261/issn.1891-943x-2018-03-03

37. Major L., HaBler B., Hennessy S. Tablet use in schools: impact, affordances and considerations // In book: Handbook on Digital Learning for K-12 Schools. Chapter: 8. Editors: Ann Marcus-Quinn, Triona Hourigan. 2017. pp. 115-128. DOI: 10.1007/978-3-319-33808-8_8

38. Maksimenko V.A., Runnova A.E., Zhuravlev M.O., Protasov P., Kulanin R., Khramova M.V., Pisarchik A.N., Hramov A.E. Human personality reflects spatiotemporal and time-frequency EEG structure // PLoS One. - 2018. - V. 13, № 2. e0197642. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0197642

39. Martinez-Gomez D., BSc; Tucker J., MSc; Heelan, K. A. PhD; Welk G. J., PhD; Eisenmann J. C., PhD. Associations Between Sedentary Behavior and Blood Pressure in Young Children. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2009;163(8):724-730 [link]

40. Montano N., Ruscone T.G., Porta A. et al.Power spectrum analysis of heart rate variability to assess the changes in sympathovagal balance during graded orthostat-ic tilt// Circulation. - 1994. - Vol. 90, N 4. - P. 1826-1831

41. Mygind L, Stevenson MP, Liebst LS, Konvalinka I, Bentsen P Stress response and cognitive performance modulation in classroom versus natural environments: a quasi-experimental pilot study with children // Int J Environ Res Public Health. 2018 may 28;15(6). Pii: e1098. Doi: 10.3390/ijerph15061098.

42. Paradis G. Study: Too much screen time can cause high blood pressure in children, 2014

URL: https://www.news-medical.net/news/20140507/Study-Too-much-screen-time-can-cause-high-blood-pressure-in-children.aspx

43. Ribeiro, M.M. Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilato-ry response during physiological maneuvers in obese children / M.M Ribeiro, A.G. Silva, N.S. Santos // Circulation. - 2005. - Vol, III. - P. 1915-1923.

44. Rigoni D, Morganti F, Braibanti P. The role of baseline vagal tone in dealing with a stressor during face to face and computer-based social interactions // Front Psychol. - 2017. - nov 28;8:1986. Doi: 10.3389/fpsyg.2017.01986. Ecollection 2017.

45. Trico D., Fanfani A., Varocchi F., Bernini G. Endocrine and haemodynamic stress responses to an arithmetic cognitive challenge // Neuro Endocrinology Letters. -2017. - V. 38, № 3. - P. 182-186.

URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28759186

46. Verhaaren, H.A. Cardiovascular reactivity in isometric exercise and mental arithmetic in children /H.A.Verhaaren, R.M.Schieken, P.Schwartz // J. Appl. Physiol., 1994. - Vol. 76. - №1. - P. 146-150

47. Wahyuni A.S., Sianaan F.B., Arfa M., Alona I., Nerdy N. The relationship between the duration of playing gadget and mental emotional state of elementary school students // Open Access. Maced. J. Med. Sci. 2019. V. 7, № 1. P. 148-151.

REFERENCES

1. Barkova V.L. Obshhepsixologicheskij analiz narushenii vnimaniya u podrostkov // E'lektronny'j nauchno-obrazovateFnyj Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». - 2016. - T. 19, № 1. - S. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28307725

2. VasiFeva T.I. Individual'ny'e osobennosti adaptacionny'x reakcij shkol'nikov v usloviyax raboty' s personal'ny'm komp'yuterom: avtoref. Diss. K.b.n.. -Samara, 2006. - 20 s.

3. Danichenko M. Yu., Mel'nik O V., Mixeev A.A., Shuvalov P. L. Solomaxa V.N. Ocenka sinxronizirovannosti deyatel'nosti serdechno-sosudistoj i dy'xatel'noj sistem organizma/

URL: https://meduniver.com/medical/profilaktika/1628.html meduniver

4. Dashieva D.A. Psixofiziologicheskie pokazateli devushek v zavisimosti ot vliyaniya e'lektromagnitnogo izlucheniya texnogennogo proisxozhdeniya // Mat. kon-fer. Sostoyanie zdorov'e: medicinskie, psixologo-pedagogicheskie i social'ny'e aspek-ty'. Chita, 23-29 aprelya 2018. S. 67-74.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35563984

5. Demidov V.A., Mal'cev D. N., Mavliev F.A. Vliyanie povy'shennoj dvigatel'noj aktivnosti na kardiogemodinamicheskuyu ustojchivost' podrostkov v usloviyax napryazhyonnoj informacionnoj nagruzki // Fiziologiya cheloveka. - 2008. -T. 34. - №4. - S. 133-140 Kiberleninka:

URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/pryamaya-registratsiya-subektivnogo-

sostoyaniya-cheloveka.

6. Kirilenko A.A. Deyatel'nost' serdcza detej mladshego shkol'nogo vozrasta pri umstvennoj nagruzke: Avtoref. dis. kand. biol. nauk / A.A. Kirilenko. - M., 1968. -21 s.

7. Kmit' G.V., Rublyova L.V., Kry'syuk O.N. Razvitie central'nogo zvena siste-my' krovoobrashheniya // Fiziologiya razvitiya rebyonka: rukovodstvo po vozrastnoj fiziologii/ pod red. M.M. Bezrukix, D.A. Farber. - M.- Voronezh: MPSI, 2010. -S. 437-482.

8. Kozhemov A.A., Konopleva A.N. Povy'shenie e'ffektivnosti psixofizi-cheskogo razvitiya uchashhixsya 1-8 klassov na urokax fizicheskoj kul'tury' v usloviyax primeneniya igry' piterbasket // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. -2014. - № 2. - S. 30-33.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21819479

9. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Aleksandrova I.E'., Berezina N.O., Makarova A.Yu. Gigienicheskaya ocenka vliyaniya uchebny'x zanyatij s ispol'zovaniem e'lektronny'x planshetov na funkcional'noe sostoyanie uchashhixsya // Sechenovskij vestnik. - 2015. - T. 21, № 3. - S. 35-42.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37263858

10. Larionova E.L. Nekotory'e osobennosti srochnoj adaptacii organizma sports-menov k stressovoj nagruzke / E.L. Larionova, A.D. Vikulov. - 2006.

URL: www.yspu.yar.ru

11. Maksimov A.S., Manujlova L.M. Diagnostika vliyaniya riskov internet-prostranstva pri ispol'zovanii shkol'nikami starshego podrostkovogo vozrasta gadzhetov // Nauka o cheloveke: gumanitarny'e issledovaniya. 2018. T. 31, № 1. S. 94100.

DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.31.94

12. Merechenkova I.V., Dogadina S.V., Cherny'sheva G.A. Profilaktika utomleni-ya obuchayushhixsya v shkole // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. - 2014. - T. 16, № 4. - C. 202-205.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22600149

13. Mixajlov V.M. Variabel'nost' ritma serdcza: opy't prakticheskogo primeneni-ya. - Ivanovo: Ivan. Gos. Med. akademiya, 2002. - 290 s.

14. Potapov A.V., Vasil'ev Yu.B. E'mocional'noe napryazhenie v usloviyax pro-fessional'no-psixologicheskogo obsledovaniya//Fiziologiya cheloveka, 1998. - Tom 24. - №4. - S. 130-132.

15. Razumnikova O.M., Lapina E.Yu., Vol'f N.V. Osobennosti struktury' vnima-niya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta v norme i pri SDVG // Byulleten' SO RAMN. - 2007. - T. 125, № 3. - S. 18-24.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9587848

16. Rashman S.M. Vegetativny'e funkcii i umstvennaya deyatel nost: Avtoref. dis. ... dokt. med. nauk / S.M. Rashman. - M., 1987. - 47s.

17. Romanceva N.A. Modificirovannaya formula Starra dlya detej 8-14 let. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/A7Fiziologija/cor_vibros.html

18. Sidorenko G.I., Frolov A., V., Vorob'yov A. P. Psixoe'mocional'ny'e testy' i perspektivy' ix primeneniya v kardiologii // Kardiologiya. - 2004. - №6. - S. 59-64.

19. Sokotun S.A., Podkovkin V.G. Osobennosti izmenenij fiziologicheskix i bi-oximicheskix pokazatelej shkol'nikov raznogo pola pri rabote za komp'yuterom // Izvestiya Samarskogo nauchnogo ce6ntra Ross.akad nauk, 2009, t.11, №1 (4) Kiber-Leninka

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izmeneniy-fiziologicheskih-i-biohimicheskih-pokaza-teley-shkolnikov-raznogo-pola-pri-rabote-za-kompyuterom

20. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E'., Laponova E.D., Shumkova T.V. O gigienicheskoj celesoobraznosti ispol'zovaniya noutbuka v nachal'noj shkole // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. - 2012. - T. 233, № 8. - S. 27-29.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20225042

21. Sharapov A. N., Bezobrazova V. N., Zinenko E. S., Kmit' G. V. Krat-kosrochnaya adaptaciya serdechno-sosudistoj sistemy' detej 5-7 let k umstvennoj nagruzke // Fiziologiya cheloveka. - 2010. - T. 36, № 3. - S. 1-8.

22. Yumatov E.A. Pryamaya registraciya sub''ektivnogo sostoyaniya cheloveka // Vestnik novy'x medicinskix texnologij. - 2010. - T. 17, № 4. - S. 187-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.