Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР КРАТКОСРОЧНОЙ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ К КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА СМАРТФОНЕ'

ХАРАКТЕР КРАТКОСРОЧНОЙ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ К КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА СМАРТФОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / СМАРТФОН / УМСТВЕННАЯ НАГРУЗКА / БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МИОКАРДА / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / УДАРНЫЙ ОБЪЕМ КРОВИ / КОРТИЗОЛ / CHILDREN / SMARTPHONE / MENTAL LOAD / BIOELECTRIC FUNCTIONS OF THE MYOCARDIUM / BLOOD PRESSURE / SHOCK VOLUME OF BLOOD / CORTISOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кмить Г.В., Рублева Л.В., Ермакова И.В., Шарапов А.Н.

Методами электрокардиографии, измерением артериального давления, иммуноферментным методом определения кортизола в слюне обследовано 40 детей 2-х классов. Определены типы кровообращения. Показано, что в состоянии относительного покоя у детей с гипокинетическим типом кровообращения (ГТК) выявлены значительно более высокие величины ДАД и удельного периферического сосудистого сопротивления. Самые высокие величины ЧСС, УО, МОК и амплитуды зубца Р, а также меньшая величина амплитуды зубца Т отмечены у детей с гиперкинетическим типом (ГрТК). Изучение характера краткосрочной адаптации сердечно-сосудистой системы к умственной нагрузке, выполняемой на смартфоне, показало, что самая благоприятная адаптация наблюдается у детей с ГТК, а напряжение механизмов регуляции на нагрузку отмечено в группе детей с ГрТК. Показано, что тест «таблицы Шульте», выполняемый на смартфоне, по направленности изменения концентрации кортизола в слюне вызывал: повышение (I тип реакции) или понижение (II тип реакции) уровня гормона. Вне зависимости от типа реакции на умственную нагрузку после 15-минутного восстановительного периода у большинства детей наблюдалось понижение (I тип восстановления), у меньшинства - повышение (II тип восстановления) уровня кортизола. Достоверных различий в реакции кортизола на нагрузку в зависимости от типа кровообращения не выявлено. Установлена положительная корреляционная связь уровня кортизола с личностной тревожностью и нейротизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кмить Г.В., Рублева Л.В., Ермакова И.В., Шарапов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING SHORT-TERM ADAPTATION OF THE CARDIOVASCULAR AND ENDOCRINE SYSTEMS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF BLOOD CIRCULATION TO COGNITIVE TASKS PERFORMED WITH A SMARTPHONE

Forty second-grade students were examined using electrocardiography, blood pressure measurement, and enzyme immunoassay to determine cortisol in saliva. The types of blood circulation were defined. It is shown that in the state of relative rest children with hypokinetic type of blood circulation (HTB) demonstrate significantly higher diastolic blood pressure and peripheral vascular resistance. The highest values of heart rate, stroke volume (SV), cardiac output (CO), and the amplitude of the P-wave, as well as a smaller value of the T-wave were observed in children with the hyperkinetic type. The study of the short-term adaptation of the cardiovascular system to the cognitive load performed on a smartphone showed that the most favorable adaptation is observed in children with hypokinetic type of blood circulation, whereas the stress of the regulation mechanisms was noted in the group of children with hyperkinetic type. It is shown that the "Schulte table" test performed on the smartphone, in terms of changes in the concentration of cortisol in saliva, caused the following: increase (type I reaction) or decrease (type II reactions) of the hormone levels. Regardless of the type of response to mental stress, after a 15-minute recovery period, most children experienced a decrease (type I recovery), while a minority experienced an increase (type II recovery) in cortisol levels. There were no significant differences in the cortisol response to the cognitive load depending on the type of blood circulation. There is a positive correlation between cortisol levels and personal anxiety and neuroticism.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР КРАТКОСРОЧНОЙ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ К КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА СМАРТФОНЕ»

ХАРАКТЕР КРАТКОСРОЧНОЙ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО -СОСУДИСТОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ К КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ НА СМАРТФОНЕ

Г.В. Кмить1, Л.В. Рублева, И.В. Ермакова, А.Н. Шарапов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

Методами электрокардиографии, измерением артериального давления, им-муноферментнымметодом определения кортизола в слюне обследовано 40 детей 2-х классов. Определены типы кровообращения. Показано, что в состоянии относительного покоя у детей с гипокинетическим типом кровообращения (ГТК) выявлены значительно более высокие величины ДАДи удельного периферического сосудистого сопротивления. Самые высокие величины ЧСС, УО, МОК и амплитуды зубцаР, а также меньшая величина амплитуды зубца Т отмечены у детей с гиперкинетическим типом (ГрТК).

Изучение характера краткосрочной адаптации сердечно-сосудистой системы к умственной нагрузке, выполняемой на смартфоне, показало, что самая благоприятная адаптация наблюдается у детей с ГТК, а напряжение механизмов регуляции на нагрузку отмечено в группе детей с ГрТК.

Показано, что тест «таблицы Шульте», выполняемый на смартфоне, по направленности изменения концентрации кортизола в слюне вызывал: повышение (I тип реакции) или понижение (II тип реакции) уровня гормона. Вне зависимости от типа реакции на умственную нагрузку после 15-минутного восстановительного периодау большинства детей наблюдалось понижение (Iтип восстановления), у меньшинства - повышение (II тип восстановления) уровня кортизола. Статистически значимых различий в реакции кортизола на нагрузку в зависимости от типа кровообращения не выявлено. Установлена положительная корреляционная связь уровня кортизола с личностной тревожностью и нейротизмом.

Ключевые слова: дети, смартфон, умственная нагрузка, биоэлектрические функции миокарда, артериальное давление, ударный объем крови, кортизол.

Studying short-term adaptation of the cardiovascular and endocrine systems of primary school children with different types of blood circulation to cognitive tasks performed with a smartphone. Forty second-grade students were examined using electrocardiography, blood pressure measurement, and enzyme immunoassay to determine cortisol in saliva. The types of blood circulation were defined. It is shown that in the state of relative rest children with hypokinetic type of blood circulation (HTB) demonstrate significantly higher diastolic blood pressure and peripheral vascular resistance. The highest values of heart rate, stroke volume (SV), cardiac output (CO), and the amplitude of the P-wave, as well as a smaller value of the T-wave were observed in children with the hyperkinetic type.

Контакты:1 Кмить Г.В. - E-mail <galkmit@mail.ru>

The study of the short-term adaptation of the cardiovascular system to the cognitive load performed on a smartphone showed that the mostfavorable adaptation is observed in children with hypokinetic type of blood circulation, whereas the stress of the regulation mechanisms was noted in the group of children with hyperkinetic type.

It is shown that the "Schulte table " test performed on the smartphone, in terms of changes in the concentration ofcortisol in saliva, caused the following: increase (type I reaction) or decrease (type IIreactions) of the hormone levels. Regardless of the type of response to mental stress, after a 15-minute recovery period, most children experienced a decrease (type I recovery), while a minority experienced an increase (type II recovery) in cortisol levels. There were no significant differences in the cortisol response to the cognitive load depending on the type of blood circulation. There is a positive correlation between cortisol levels and personal anxiety and neuroticism.

Keywords: children, smartphone, mental load, myocardial bioelectric functions, blood pressure, stroke volume, cortisol.

DOI:10.46742/2072-8840-2020-62-2-33-50

Смартфон - это мобильный телефон, обладающий возможностями персонального компьютера и включающий множество функций, таких, как игры, доступ в Интернет, обмен сообщениями, видео, мультимедиа, навигация и др. Он стал необходимостью повседневной жизни, мощным источником информации, а не только средством коммуникации. Расширение доступа к мобильным технологиям и овладение ими подрастающим поколением является отличительной чертой XXI века.

Самым популярным гаджетом у младших школьников является смартфон [8; 20; 26]. Это электронное устройство очень рано входит в жизнь современных детей. По данным зарубежных и отечественных авторов возраст начала пользования смартфоном и цифровыми ресурсами составляет 6-8 лет [24; 26; 28]. При этом, 40 % 7-9-летних детей имеют личный смартфон, а к 8-12 годам их число увеличивается до 70-85 % [8; 36; 45]. Учащиеся начальной школы применяют смартфон для игр, просмотра мультфильмов и видео, общения с родными посредством мес-сенджеров, поиска информации, фото и музыки [7; 8; 20]. Подавляющее большинство детей часто или периодически пользуются смартфоном, в среднем 4-5 дней в неделю [24; 28]. Время пользования гаджетом составляет от 30 минут до 1,5 и более часов [7; 8, 24; 26; 28; 36; 41].

Однако технологические преимущества смартфона при чрезмерном его использовании порождают неблагоприятные побочные эффекты. Прежде всего, такие проблемы со здоровьем, как избыточный вес, связанный со снижением физической активности [27; 41], нарушение сна, ухудшение зрения, головная боль и утомляемость [25; 40; 45]. Кроме того, частое и длительное времяпровождение детей за смартфоном может привести к привыканию, а в дальнейшем к развитию проблемного использования и зависимости [5; 24; 34; 36].

Однако, учитывая интерес школьников к смартфону, можно эффективно использовать этот гаджет в учебной деятельности. В педагогической среде активно обсуждается вопрос формирования информационно-образовательного пространства с возможностью применения смартфонов в обучении школьников [3; 11]. Противники использования гаджетов в учебном процессе указывают на снижение

когнитивных способностей учащихся, отрицательную зависимость академической успеваемости детей от времени пользования смартфоном [4; 8; 24]. Сторонники, напротив, считают, что использование различных приложений для смартфона существенно повышает эффективность усвоения школьниками знаний за счёт познавательной мотивации, наглядности учебного материала, а также развивает память, мышление, внимание, формирует навык самостоятельного поиска информации [21] и призывают к активной интеграции смартфона в обучение [12].

Между тем, за рамками дискуссии остается вопрос о том, какое влияние оказывает когнитивная деятельность, осуществляемая с помощью смартфона, на функциональное состояние организма школьников. В немногочисленных исследованиях, в основном, рассматривается влияние «экранного времени», а следовательно, сидячего образа жизни на артериальное давление детей [29; 31; 39]. Реакция кортизола слюны на пробуждение была ниже у 10-летних школьников, использующих информационно-коммуникационные технологии более 3 часов в день [43].

В целом ряде физиологических исследований показано, что реакция сердечно -сосудистой системы на нагрузки разного характера (физическая, ортостатиче-ская, умственная, эмоциональный стресс) определяется типом кровообращения. У лиц с разными типами кровообращения адаптационные возможности различны и, соответственно, различна степень устойчивости к воздействиям. По мнению большинства исследователей, изучавших типы кровообращения у здоровых людей, при гипокинетическом типе сердце работает в экономичном режиме, и диапазон компенсаторных возможностей этого типа широкий [10; 13; 17; 19; 23].

Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования явилась оценка характера краткосрочной адаптации центрального отдела сердечно -сосудистой и эндокринной систем организма к когнитивной нагрузке, выполняемой на смартфоне, у детей 9 лет в зависимости от типа кровообращения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в апреле-мае 2019 года на базе одной из школ г. Москвы с информированного согласия родителей. В исследовании приняли участие 40 учащихся 2-х классов: 20 мальчиков и 20 девочек. Возраст испытуемых -8-10 лет (среднее значение 8,90 ± 0,06 лет); средний рост - 133,30±0,91 см; средний вес - 32,03±1,32 кг.

В качестве когнитивной нагрузки использовали тест «таблицы Шульте», который заключался в следующем: на экране смартфона Honor 8X (экран 6,5 дюйма, разрешение 2340x1080 пикселей при 397 ppi, светодиодная подсветка с технологией IPS) предъявлялась таблица с расположенными случайным образом от 1 до 25 числами. Испытуемые последовательно находили числа от 1 до 25, отмечая их, нажимая пальцем на сенсорный экран смартфона. В случае правильного выбора предъявлялась следующая таблица. Время выполнения задания составляло 5 минут.

Состояние центрального отдела сердечно-сосудистой системы оценивали по показателям систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, пульсового давления (ПД), частоте сердечных сокращений (ЧСС), ударно-

го (УО) и минутного объемов кровообращения (МОК). Давление и частота пульса измерялись с помощью цифрового аппарата AND модель UA-777 (Япония) с использованием детской манжеты. Пульсовое давление определяли по формуле ПД = САД -ДАД. Ударный объем вычисляли по модифицированной формуле Старра для детей 8-14 лет [18] УО = 80 + 0,5 х ПД - 0,6 х Д д. - 2 х возраст. МОК определяли по формуле: МОК = УО х ЧСС. Сердечный индекс вычислялся по формуле СИ=МОК^ пт., где Snx - площадь поверхности тела. Удельное периферическое сосудистое сопротивление (УПСС) определяли по формуле УПСС = (САД + S п.т.) / МОК. Данные показатели регистрировались в состоянии относительного покоя и на 5 минуте тестового задания.

Возбудимость и проводимость миокарда изучались с помощью метода электрокардиографии. Амплитуда и длительность зубцов ЭКГ определялись в 12 общепринятых отведениях, длительность интервалов и амплитуда зубцов ЭКГ определялась по данным II стандартного отведения.

Реакцию эндокринной системы учащихся на тестовое задание, выполняемое на смартфоне, оценивали по концентрации кортизола в нестимулированной слюне, которую собирали пластиковые одноразовые пробирки до и после теста, а также после 15-минутного восстановительного периода. Пробы слюны до проведения анализа хранили в морозильной камере при температуре -20° С. Концентрацию кортизола в слюне определяли иммуноферментным методом (ИФА), используя стандартные диагностические наборы реагентов фирмы DRG на ИФА-анализаторе «StatFax 2100» (США) и выражали в нг/мл. Все анализы были сделаны в соответствии с протоколом наборов, контрольные показатели были в рамках принятых пределов.

Личностную тревожность оценивали с помощью шкалы явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан), нейротизм - по опроснику Г. Айзенка.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием компьютерного пакета программы «Statistica 6.0» и «SPSS 23». Для проверки статистических гипотез исследования использовался t-тест Стьюдента для независимых и попарно сопряженных выборок, F-критерий ANOVA Оценку тесноты статистической связи между показателями осуществляли с помощью корреляционного анализа (коэффициент Пирсона). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведённого исследования все обследованные дети были разделены на 3 группы по типам кровообращения в соответствии с величиной сердечного индекса. Дети с величиной СИ от 2,75 до 3,50 л/мин/м2 были отнесены к эукинетическому типу гемодинамики (ЭТК); с величиной СИ < 2,75 - к гипокинетическому типу (ГТК); с величиной СИ > 3,5 - к гиперкинетическому типу (ГрТК). Школьники с эукинетическим типом составили 47,5 % всех обследованных, с гипокинетическим - 25,0 %, и с гиперкинетическим - 27,5 %. Полученные результаты по распределению типов кровообращения у обследованных детей были близки к данным других исследователей у детей [9] и молодых взрослых [14; 15; 22].

Для оценки влияния типа кровообращения на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей разных групп был проведён дисперсионный анализ (ЛКОУЛ). Межгрупповым фактором являлся тип кровообращения. Зависимыми переменными были систолическое, диастолическое, пульсовое давление, ЧСС, ударный и минутный объемы кровообращения, удельное периферическое сосудистое сопротивление, а также временные (RR, РО, ОТ) и амплитудные (Р, Я, Т) показатели ЭКГ. Дисперсионный анализ позволил установить, что в состоянии относительного покоя дети с разными типами кровообращения существенно различаются по показателям центральной гемодинамики и биоэлектрическим характеристикам миокарда (табл. 1).

Таблица 1

Показатели центрального отдела сердечно-сосудистой системы школьников 9 лет с разными типами кровообращения в состоянии относительного покоя

(M±m)

показатели гипокинетический эукинетический гиперкинетический

САД, 99,00± 92,72± 89,18±

мм.рт.ст. 2,43 2,56 3,98

ДАД, 70,30± 60,78± 58,00±

мм.рт.ст. 2,59 * 1,29 2,38

ЧСС, 79,40± 82,28± 92,54±

уд/мин 5,45 1,52 3,65 *

ПД, 29,1+ 28,7+ 32,0+

мм.рт.ст. 1,41 1.38 1,67

УО, 34,17± 41,73± 43,34±

мл. 2,11 0,76 1,24*

МОК, 2,63± 3,42± 3,99±

л/мин 0,16 0,06 0,16*

УПСС, 45,77± 29,46± 22,07±

дин*с-1 *см-5 /м2 2,05 * 0,98 1,34

0,792± 0,672± 0,647±

с 0,0124 0,0132 0,0111*

РО, 0,131± 0,130± 0,125±

с 0,0018 0,0013 0,0013

ОТ, 0,365± 0,357± 0,342±

с 0,0026 0,0029 0,0018

Р, 1,040± 1,19± 1,445±

мм 0,0438 0,0622 0,0519*

Я, мм 10,87± 10,02± 11,081±

0,6673 0,6343 0,5573

Т, 4,09± 3,49± 3,018±

мм 0,1706 0,1716 0,1678*

Примечание: * - обозначены статистически значимые различия показателей между разными типами кровообращения в состоянии относительного покоя

У детей с гипокинетическим типом кровообращения выявлены значительно более высокие величины ДАД (Б=9,163, р<0,001) и удельного периферического

сосудистого сопротивления ^=11,316, р<0,000) по сравнению с данными показателями двух других групп. Также в этой группе отмечены самые низкие величины ЧСС ^=3,93, р <0,029), УО ^=12,369, р <0, 000) и МОК (F=27,799, р <0,000) по сравнению с ЭТК и ГрТК. Самые высокие величины ЧСС, УО и МОК отмечены у детей с гиперкинетическим типом. Эукинетический тип по показателям сердечно -сосудистой системы занимал промежуточное положение. Подобная закономерность отмечена в работах, посвященных изучению особенностей типов гемодинамики у детей и молодых взрослых [1; 9; 13; 17; 19].

Для более полного представления о функциональном состоянии миокарда у всех детей регистрировалась электрокардиограмма и были определены основные амплитудные и временные характеристики ЭКГ (табл. 1). Выявлено, что у детей с гиперкинетическим типом кровообращения в состоянии покоя наблюдаются достоверно более низкие величины длительности сердечного цикла (F=2,839, p<0,05) и увеличенная амплитуда зубца Р ^=3,012, р<0,05), а также меньшие величины амплитуды зубца Т ^=2,543, р<0,05) по сравнению с гипокинетическим типом.

Поскольку данная работа проводилась в рамках комплексного исследования, включавшего также и оценку вегетативной регуляции сердечного ритма (ВРС) [6], было проанализировано процентное соотношение детей, имевших разные типы ВРС в соотношении к типам кровообращения. Было установлено, что наибольший процент детей с преобладанием симпатических влияний в ВРС наблюдался при гиперкинетическом типе, а в группах ГТК и ЭТК всего лишь в 20 и 13 % соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение типов вегетативной регуляции сердечного ритма и типов кровообращения у детей 9 лет (в %)

типы ВРС типы кровообращения

гипокинетический эукинетический гиперкинетический

«ваготоники» 40 13 18

«нормотоники» 40 74 18

«симпатотоники» 20 13 64

Известно, что преобладание симпатических влияний в регуляции сердечного ритма усиливает хроно- и инотропную функции миокарда и таким образом обеспечивает повышенные значения ЧСС, УО, МОК, а также уменьшение длительности сердечного цикла и увеличение амплитуды зубцов R и P у детей с гиперкинетическим типом по сравнению с другими типами. Выявленные низкие значения амплитуды зубца Т у детей с гиперкинетическим типом реакции могут свидетельствовать о недостаточности метаболического обеспечения деятельности миокарда уже в состоянии покоя.

Следовательно, выявленные особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей с разными типами кровообращения могут объ-

ясняться преобладанием отдельных звеньев ВРС и активностью сосудистого компонента в регуляции системы кровообращения.

В результате проведенного исследования были получены данные о реакции центрального отдела сердечно-сосудистой системы детей 9 лет с разными типами кровообращения на умственную нагрузку, выполняемую на смартфоне (табл. 3). Анализ проводился для каждой группы детей отдельно, достоверность показателей между состоянием относительного покоя и нагрузки определяли по критерию Стьюдента, различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Таблица 3

Динамика показателей центрального отдела сердечно-сосудистой системы под влиянием умственной нагрузки, выполняемой на смартфоне, у школьников 9 лет с разными типами кровообращения (Ы-±т)

показатели гипокинетический эукинетический гиперкинетический

покой нагрузка покой нагрузка покой нагрузка

САД, 99,00± 101,80± 92,72± 92,83± 89,18± 91,64±

мм.рт.ст. 2,43 4,42 2,56 2,83 3,98 3,40

ДАД, 70,30± 73,60± 60,78± 66,89± 58,00± 62,64±

мм.рт.ст. 2,59 3,16 1,29 1,67 * 2,38 2,89 *

ЧСС, 79,40± 84,30± 82,28± 89Д8± 92,54± 96,45±

уд/мин 5,46 5,17 1,52 2,02 * 3,65 3,46 *

ПД, 28,70± 28Д0± 31,94± 25,94± 31,18± 29,00±

мм.рт.ст. 1,81 3,10 1,61 2,03 2,27 2,94

УО, мл. 29,00± 31,94± 41,73± 35,06± 43,34± 39,46±

2,94 2,45 0,76 1,35 * 1,24 1,46 *

МОК, л/мин 2,63± 2,65± 3,42± 3,12± 3,99± 3,79±

0,16 0,22 0,06 0,12 * 0,16 0,26

УПСС, 45,77± 50,08± 29,46± 33,08± 22,07± 25,10±

дин*с-1 2,05 6,47 0,98 1,72 1,34 2,63

*см-5 /м2

ЯЯ, с 0,792± 0,714±* 0,672± 0,631±* 0,647± 0,631±

0,0124 0,0122 0,0132 0,0112 0,0111 0,0136

PQ, с 0,131± 0,128± 0,130± 0,128± 0,125± 0,125±

0,0018 0,0014 0,0013 0,0020 0,0013 0,0015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

QT, с 0,365± 0,355± 0,357± 0,352± 0,342± 0,342±

0,0026 0,0030 0,0029 0,0021 0,0018 0,0019

Р, мм 1,040± 1,190±* 1,193± 1,263± 1,445± 1,463±

0,0438 0,0528 0,0622 0,0511 0,0519 0,0488

Я, мм 10,873± 11,182± 10,021± 9,970± 11,081± 10,972±

0,6673 0,6523 0,6343 0,6293 0,5573 0,5973

Т, мм 4,091± 4,112± 3,491± 3,332± 3,018± 2,800±

0,1706 0,1546 0,1716 0,1486 0,1678 0,1654

Примечание: * - обозначены статистически значимые различия показателей в нагрузке по сравнению с состоянием относительного покоя.

В группе детей с гипокинетическим типом кровообращения в ответ на нагрузку наблюдались закономерные изменения ЭКГ, связанные с усилением

влияния на миокард симпатической нервной системы - укорочение длительности сердечного цикла и увеличение амплитуды зубца Р, отражающего интенсификацию деятельности предсердий. Существенных изменений со стороны всех видов артериального давления, ударного и минутного объемов кровообращения не отмечено. Следовательно, краткосрочная адаптация сердечно -сосудистой системы у детей этого типа носила благоприятный характер. По мнению ряда авторов, гипокинетический тип кровообращения наиболее экономичен, и сердечно-сосудистая система при этом типе кровообращения обладает большим диапазоном адаптационных возможностей [9; 10; 13].

У детей с эукинетическим типом кровообращения на нагрузку выявлено увеличение ЧСС, диастолического давления и снижение ударного объема крови. В то же время, как и в группе детей с гипокинетическим типом кровообращения, изменения биоэлектрических характеристик миокарда носили адекватный нагрузке характер и проявлялись в достоверном укорочении длительности сердечного цикла и некотором увеличение амплитуды зубца Р, отражающего интенсификацию деятельности предсердий.

Следовательно, у детей данной группы, адаптация, в целом, носила благоприятный характер с незначительным напряжением механизмов регуляции системы кровообращения на нагрузку.

При гиперкинетическом типе реакция на нагрузку вызывала увеличение ЧСС, диастолического давления и снижение ударного объема крови. Необходимо особо отметить еще большее, по сравнению с покоем, уменьшение амплитуды зубца Т. Это может свидетельствовать о неадекватном метаболическом обеспечении миокарда при выполнении нагрузочного теста и напряжении адаптации. Это согласуется с результатами исследований, показавших, что подобная реакция системы кровообращения при выполнении умственной работы расценивается как стрес-сорная [13; 25; 32; 44].

Функциональное состояние эндокринной системы при выполнении теста «таблицы Шульте» на смартфоне оценивали по уровню кортизола в слюне до, после и на 15 минуте восстановления. Попарное сравнение уровня кортизола до и после теста не выявило статистически значимого различия между изучаемыми показателями ^=0,450; р=0,655). Однако в ходе индивидуального анализа направленности изменения концентрации кортизола (5, %) установили, что тест «таблицы Шульте» вызывал повышение уровня гормона у 30,77 % детей при работе на смартфоне (рис. 1) в среднем на 29,72±6,09 % (I тип реакции). Понижение уровня кортизола при выполнении задания выявлено у 46,15 % детей в среднем на -18,52±2,33 % (II тип реакции), у 23,08 % испытуемых реакция на тест отсутствовала. Исходный уровень кортизола у детей с I типом реакции оказался ниже, чем со II типом реакции, но различия наблюдались на уровне тенденции (t=1,666; p=0,063). Обнаружена корреляционная связь между уровнем гормона до теста и его приростом после когнитивного задания как у детей с I типом, так и со II типом реакции (г=0,68 и г=-0,53; при р<0,01, соответственно). При этом дети с I иП типом реакции не различались ни по количеству просмотренных таблиц, ни по эффективности работы (р=0,647 и р=0,335, соответственно). Таким образом, примерно половина детей реагировала на тест понижением уровня кортизола, согласно закону «исходного уровня», что наблюдали и другие авторы у детей в возрасте

7-11 лет [30], объясняя упреждающее возбуждение эндокринной системы сниженной регуляторной способностью [35].

40

го О

30

20

10

а. о

го

а:

Ш -10

го

х

^ -20

I тип

II тип

-30

Рис. 1. Динамика изменения концентрации кортизола у детей в зависимости от А - типа реакции на тест «таблицы Шульте», выполненного на смартфоне; Б - типа восстановления после теста.

Среди детей со II типом реакции на когнитивное задание уровень кортизола до и после теста был выше у лиц с высоким уровнем личностной тревожности (шкала СМЛБ) по сравнению со средним уровнем (Б=6,52 при р=0,009 и Б=6,32 при р=0,01, соответственно). Аналогичную картину наблюдали в этой группе у детей с очень высоким уровнем нейротизма (тест Г. Айзенка) по сравнению с низким уровнем (Б=5,51 при р=0,01 - до и Б=6,16 при р=0,007 - после теста). В целом по группе выявлена тесная корреляционная связь уровня личностной тревожности с нейротизмом (г=0,83 при р=0,01); уровня кортизола с личностной тревожностью (г=0,35 - до и г=0,43 - после теста; р=0,05-0,01) и нейротизмом (г=0,46 - до и г= 0,48 - после теста; р=0,01). Полученные результаты согласуются с данными других исследователей о связи личностных характеристик подростков с уровнем кортизола [33; 42]. У 10-летних детей с высоким уровнем тревожности отмечается более высокий уровень кортизола во время учебной деятельности как в ситуации стресса (экзамен), так и в обычных школьных условиях по сравнению с их нетревожными одноклассниками [38].

Индивидуальный анализ направленности изменения концентрации кортизола (5, %) после 15-минутного периода восстановления показал (рис. 1), что примерно у половины детей (56,41 %) после выполнения теста на смартфоне, независимо от типа реакции на задание, происходило снижение уровня гормона в среднем на 12,88±2,16 % (I группа). Меньшее число детей (23,08 %) показало повышение

0

А

Б

концентрации кортизола в среднем на 27,97±5,07 % после работы на смартфоне (II группа). У 20,51 % испытуемых концентрация кортизола после восстановительного периода осталась на прежнем уровне.

Не удалось выявить различия по уровню кортизола во всех временных точках (до, после и через 15 минут) у детей с разным типом кровообращения (Р=0,861...0,975; р=0,387...0,431). Однако дети с гипокинетическим типом кровообращения показали увеличение концентрации гормона в ответ на тест (16,85±8,44 %), тогда как у испытуемых с гиперкинетическим типом кровообращения наблюдалось снижение, а у детей с эукинетическим типом кровообращения уровень гормона не изменялся, но различия между группами были на уровне тенденции (Б=3,134; р=0,056). Стоит отметить, что среди детей с I типом реакции на тест 50 % имели гипокинетический тип кровообращения, а среди детей со II типом реакции - 56 % - эукинетический и 33 % - гиперкинетический тип кровообращения.

Корреляционный анализ позволил выявить положительную связь уровня кортизола после когнитивной нагрузки с САД (г=0,41 - до и г=0,49 - после теста; р=0,01), ДАД (г=0,39 - до и г=0,40 - после теста; р=0,05) и ЧСС (г=0,32 при р=0,05 после теста). Прирост уровня кортизола в ответ на когнитивную нагрузку коррелировал с САД (г=0,44 при р=0,01 после теста), ДАД (г=0,35 - до и г=0,37 - после теста; р=0,05) и типом кровообращения (г=-0,33; р=0,05). Острая и кратковременная активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы имеет адаптивную функцию, поскольку способствует преодолению внешних стрессоров, вызывая ряд физиологических реакций, к которым относится повышение тонуса сосудов [16; 37]. Её основной гормон - кортизол, посредством симпатических и почечных механизмов, способствует повышению артериального давления [2]. Также выявлена отрицательная корреляционная связь между уровнем кортизола до теста с длительностью сердечного цикла (г=-0,35 - до и г=-0,44 - после теста; р=0,05-0,01), установлена отрицательная связь между длительностью сердечного цикла с нейротизмом (г=-0,32 - до и г=-0,36 - после теста; р=0,05) и личностной тревожностью г=-0,33 - до теста; р=0,05).

Таким образом, проведенное исследование выявило существенные различия в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы в состоянии относительного покоя у школьников с разными типами кровообращения. Выявленные особенности могут объясняться преобладанием отдельных звеньев ВРС и разной активностью сосудистого компонента в регуляции системы кровообращения. Когнитивный тест, выполненный на смартфоне, показал хорошие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы у детей с ГТК и ЭТК (72,5 %). В группе школьников с ГрТК (27,5 %) отмечено напряжение механизмов регуляции системы кровообращения на нагрузку и, следовательно, более низкие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что в состоянии относительного покоя дети с разными типами кровообращения существенно различаются. У детей с гипокинетическим типом кровообращения выявлены значительно более высокие величины ДАД и

удельного периферического сосудистого сопротивления. Самые высокие величины ЧСС, УО, МОК и амплитуды зубца Р, а также меньшая величина амплитуды зубца Т отмечены у детей с гиперкинетическим типом. Эукинетический тип по показателям сердечно-сосудистой системы занимал промежуточное положение.

2. Показано, что когнитивная нагрузка на смартфоне у детей с ГТК вызывала закономерные изменения ЭКГ, связанные с усилением влияния на миокард симпатической нервной системы - укорочение длительности сердечного цикла и увеличение амплитуды зубца Р, отражающего интенсификацию деятельности предсердий. Существенных изменений со стороны всех видов артериального давления, ударного и минутного объемов кровообращения не отмечено. Следовательно, краткосрочная адаптация сердечно -сосудистой системы у детей этого типа носила благоприятный характер.

3. Выявлено, что у детей с ГрТК на нагрузку происходит увеличение ЧСС, диастолического давления и снижение ударного объема крови. Необходимо особо отметить еще большее, по сравнению с покоем, уменьшение амплитуды зубца Т. Это может свидетельствовать о неадекватном метаболическом обеспечении миокарда при выполнении нагрузочного теста и напряжении адаптации.

4. При выполнении когнитивного задания на смартфоне у детей младшего школьного возраста выявлено два типа реакции эндокринной системы: первая -повышение уровня кортизола, вторая - понижение. У большинства детей после 15-минутного восстановительного периода наблюдалось снижение уровня кортизола (I тип восстановления), у каждого четвертого концентрация гормона повышалась (II тип восстановления). Установлена корреляционная связь уровня кортизола до и после теста с такими личностными особенностями детей, как тревожность и нейротизм.

5. Статистически значимых различий в реакции кортизола на нагрузку в зависимости от типа кровообращения не выявлено, однако половина детей с I типом реакции кортизола на тест имели гипокинетический тип кровообращения; со II типом реакции большинство обладало эукинетическим, а каждый третий испытуемый - гиперкинетическим типом кровообращения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова И.В., Максимов А.Л. Особенности сердечно-сосудистой системы и вариабельности кардиоритма у юношей Магаданской области с различными типами гемодинамики // Вестник Томского государственного университета. Биология. - 2017. - № 40. - С. 132-149.

БОГ 1^:/Мо1ога/10.17223/19988591/40/8

2. Бастриков О.Ю. Гормональные, иммунологические и психологические маркеры психоэмоционального напряжения у пациентов с артериальной гипер-тензией // Артериальная гипертензия. - 2018. - Т. 24, № 2. - С. 151-161.

БОГ ^:/Мо1оге/10.18705/1607-419Х-2018-24-2-151-161

3. Бозиев Р.С., Перминова Л.М. Гаджеты в учебном процессе: за и против (по материалам опроса) // Педагогика. - 2018. - № 8. - С. 44-56.

иЯЬ: ://www.elibrary.ru/item.asp?id=3 5654924

4. Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 7. - С. 135-140.

DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-18

5. Горобец В.А., Бакурова Т.П. Проявления гаджетозависимости у детей младшего школьного возраста // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: материалы III региональной научно-практической конференции (Омск, 14 февраля 2017 г.) - Омск: СибГУФК, 2017. - С. 233-237.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29750085

6. Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Кмить Г.В., Рублева Л.В. Влияние умственной нагрузки, выполняемой на планшете и ноутбуке, на сердечно -сосудистую и эндокринную системы детей 9 лет // Новые исследования. - 2019. -Т. 60, № 4. - С. 46-68.

DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.11

7. Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 1. - 14 с.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=3763 5841

8. Карпова Е.Е. Образовательная ценность личного смартфона для ученика начальной школы. Педагогический потенциал смартфона // World science: problems and Innovations: Сб. статей XXIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 30 августа 2018. Изд-во: «Наука и Просвещение», 2018. - С. 235-239.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35433444

9. Марчик Л.А., Мартыненко О.С. Особенности центральной гемодинамики мальчиков 7-8- лет // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. -Т. 47, № 5, Ч. 5. - С. 82-85.

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.080

10. Мельник С.Н., Сукач Е.С., Савченко О.Г. Состояние центральной гемодинамики молодых людей в зависимости от типа кровообращения при физических нагрузках // Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - Т. 41, № 3. - С. 116-120.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23376328

11. Мухаметзянов И.Ш. Смартфон в школе: «быть или не быть, вот в чем вопрос» // Информатика в школе. - 2019. - Т. 150, № 7. - С. 52-56.

DOI: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2019-18-7-52-56

12. Мухаметзянов И.Ш. Обучаемый с телефоном в школе. Подходы к решению проблемы // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных. Москва-Шуя, 04-05 июля 2019. Мат. XII Межд. научной конф. - 2019. -С. 22-24.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=41329883

13. Николаев В.И., Денисенко Н.П., Денисенко М.Д. Тип кровообращения и адаптация (физиология и психология) // Вестник Российской военно-медицинской академии - 2012. - T. 38, № 2. - C. 70-73.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id= 18281821

14. Оленко Е.С., Кодочигова А.И., Киричук В.Ф., Барыльник Ю.Б., Трайбер Л.В. Индивидуально-типологическая неоднородность предгипертонии у молодых мужчин // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2016. - Т. 3, № 12. - Р. 344-349.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28802364

15. Оленко Е.С., Киричук В.Ф., Фомина Е.В. и др. Влияние индивидуально -типологических свойств личности на особенности гемодинамики у здоровых лиц // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2018. - Т. 17, № S3. - С. 223-224.

16. Орлова Н.В., Спирякина Я.Г., Морунов О.Е. Определение уровня кортизола в плазме крови пациентов с артериальной гипертонией при разной степени устойчивости к стрессорным воздействиям // Клиническая лабораторная диагностика. - 2018. - Т. 63, № 4. - С. 210-215.

DOI: https://doi.org/10.18821/0869-2084-2018-63-4-210-215

17. Петрова В.К., Ванюшин Ю.С. Насосная функция сердца детей с различными типами кровообращения при функциональных нагрузках // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-1. - С. 86-89;

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21773131

18. Романцева Н.А Модифицированная формула Старра для детей 8-14 лет. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/A/Fiziologija/cor vibros.html

19. Сикорский А.В. Типологические свойства системного кровообращения у детей в клиноортостазе // Журнал ГГМУ. - 2005. - T. 11, № 3. - C. 93-96.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id= 19091735

20. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т. 36, № 4. - С. 12-27.

DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402

21. Тигунова М.С. Применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе начальной школы // Вестник современных исследований - 2019. - Т. 28, № 1.1. - С. 258-261.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36873312

22. Терегулов Ю.Э., Терегулова Е.Т., Максумова Н.В. и др. Системные показатели кровообращения и типы гемодинамики у здоровых лиц молодого возраста // Практическая медицина. - 2015. - Т. 89, № 4-2. - С. 139-144.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=23 765112

23. Фомина Е.В., Оленко Е.С., Кодочигова АИ., Ситникова К.В. Физиологические особенности центральной гемодинамики молодых мужчин в покое и при физической активности // Психосоматические и интегративные исследования. - 2019. - Т. 5, № 1: - С. 104.

URL: http://pssr.pro/files/pdf/pssr %202019 %200104 %20Фомина^

24. Шабунова А.А., Короленко А.В. Вовлеченность детей в цифровое пространство: тенденции гаджетизации и угрозы развитию человеческого потенциала // Вестник Удмуртского университета. - 2019. - Т. 3, Вып. 4. - С. 430443.

DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-4-430-443

25. Шарапов АН., Безобразова В.Н., Зиненко Е.С., Кмить Г.В. Краткосрочная адаптация сердечно-сосудистой системы детей 5-7 лет к умственной нагрузке // Физиология человека. - 2010. - Т. 36, № 3. - С. 74-81.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id= 15109545

26. Alobaid L., BinJadeed H., Alkhamis A., Alotaibi R., Tharkar S., Gosadi I., Gad A. Burgeoning rise in smartphone usage among school children in Saudi Arabia: baseline assessment of recognition and attention skills among users and non-users using CANTAB tests // Ulutas. Med. J. - 2018. - Vol. 4, № 1. - P. 4-11.

DOI: 10.5455/umj.20180203121836

27. Alturki H.A, Brookes D.S., Davies P.S. Does spending more time on electronic screen devices determine the weight outcomes in obese and normal weight Saudi Arabian children? // Saudi. Med. J. - 2020. - Vol. 41, № 1. - P. 79-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: https://doi.org/10.15537/smi.2020.L24786

28. Brzek A., Streuss M., Przybylek B., Dworrak T., Dworrak B., Leischik R. How does the activity level of the parents influence their children's activity? The contemporary life in a world ruled by electronic devices // Arch. Med. Sci. - 2018. - Vol. 14, № 1. - P. 190-198.

DOI: https://doi.org/10.5114/aoms.2018.72242

29. Cassidy-Bushrow A.E., Johnson D.A., Peters R.M., Burmeister C., Joseph C.L. Time spent on the Internet and adolescent blood pressure // J. Sch. Nurts. - 2015. - Vol. 31, № 5. - P. 374-384.

DOI: https://doi.org/10.1177/1059840514556772

30. Cheetham-Blake T.J., Turner-Cobb J.M., Family H.E., Turner J.E. Resilience characteristics and prior life stress determine anticipatory response to acute social stress in children aged 7-11 years // Br. J. Health. Psychol. - 2019. - Vol. 24, № 2. - P. 282297.

DOI: https://doi.org/10.1111/bihp.12353

31. De Moraes A.C.F., Siani A., Barba G., Veidebaum T., Tornaritis M., Molnar D. Incidence of high blood pressure in children - effects of physical activity and sedentary behaviors: the IDEFICS study // Int. J. Cardiol. - 2015. - Vol. 180. - P. 165-170. DOI: https://doi.org/10.1016/nicard.2014.11.175

32. Dimitriev D.A., Dimitriev A.D., Karpenko Y.D., Saperova E.V. Influence of examination stress and psychoemotional characteristics on the blood pressure and heart rate regulation in female students // Human Physiology. - 2008. - Vol. 34, № 5. -P. 617-624.

DOI: https://doi.org/10.1134/S0362119708050101

33. Evans B.E., Stam J., Huizink A.C., Willemen AM. et al. Neuroticism and extraversion in relation to physiological stress reactivity during adolescence // Biol. Psychol. - 2016. - Vol. 117. - P. 67-79.

DOI: https://doi.org/10.1016/i.biopsycho.2016.03.002

34. Fischer-Grote L., Kothgassner O.D., Felnhofer A. Risk factors for problematic smartphone use in children and adolescents: a review of existing literature // Neuro-psychiatr. - 2019. - Vol. 33. - P. 179-190.

DOI: https://doi.org/10.1007/s40211 -019-00319-8

35. Gunnar M.R. Wewerka S. Frenn K., Long J.D., Griggs C. Developmental changes in hypothalamus-pituitary-adrenal activity over the transition to adolescence:

normative changes and associations with puberty // Development and Psychopathology.

- 2009. - Vol. 21, № 1. - P. 69-85.

DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579409000054

36. Hwang Y., Jeong S.H. Predictors of parental mediation regarding children's smartphone use // Cyberpsychol. Behav, Soc. Netw. - 2015. - Vol. 18, № 12. - P. 737-743.

DOI: https://doi. org/10.1089/cyber.2015.0286

37. Iob E., Steptoe A. Cardiovascular disease and hair cortisol: a novel biomarker of chronic stress // Curr. Cardiol. Rep. - 2019. - Vol. 21, № 10. - P. 116.

DOI: https://doi.org/10.1007/s11886-019-1208-7

38. Kapsdorfer D., Hlavacova N., Vondrova D., Argalasova L., Sevcikova L., Jezova D. Neuroendocrine response to school load in prepubertal children: focus on trait anxiety // Cell. Mol. Neurobiol. - 2018. - Vol. 38, № 1. - P. 155-162.

DOI: https://doi.org/10.1007/s10571-017-0544-7

39. Lissak G. Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study // Environ. Res. - 2018. -Vol. 164. - P. 149-157.

DOI: https://doi.org/10.1016/ienvres.2018.01.015

40. Liu S., Ye S., Xi W., Zhang X. Electronic devices and myopic refraction among children aged 6-14 years in urban areas of Tianjin, China // Ophthalmic. Physiol. Opt. - 2019. - Vol. 39, № 4. - P. 282-293.

DOI: https://doi.org/10.1111/opo.12620

41. Raustorp A., Spenner N., Wilkenson A, Froberg A School-based study showed a correlation between physical activity and smartphone and tablet use by students aged eight, 11 and 14 // Acta Paediatrica. 2020. - Vol. 109, № 4. - P. 801-806. DOI: https ://doi.org/10.1111 /apa. 15041

42. Rietschel L., Streit F., Zhu G., McAloney K. et al. Hair cortisol and its association with psychological risk factors for psychiatric disorders: a pilot study in adolescent twins // Twin. Res. Hum. Genet. - 2016. - Vol. 19, № 5. - P. 438-446.

DOI: https ://doi.org/10.1017/thg.2016.50

43. Wallenius M., Hirvonen A., Lindholm H., Rimpela A, Nygard C., Saarni L., Punamaki R., Salivary cortisol in relation to the use of information and communication technology (ICT) in school-aged children // Psychology. - 2010. - Vol. 1. P. 88-95. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/psych.2010.12012

44. Zeller A., Handschin D., Gyr N., Martina B., Battegay E. Blood pressure and heart rate of students undergoing a medicallicensing examination // Blood. Press. -2004. - Vol. 13, № 1. - P. 20-24.

DOI: https://doi.org/10.1080/08037050310025645

45. Zheng F., Gao P., He M., Li M., Tan J., Chen D., Zhou Z., Yu Z., Zhang L. Association between mobile phone use and self-reported well-being in children: a questionnaire-based cross-sectional study in Chongqing, China // BMJ Open. - 2015. - Vol. 11, № 5. - page15image2790848e007302.

DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2014-007302

REFERENCES

1. Aver'janova I.V., Maksimov A.L. Osobennosti serdechno-sosudistoj sistemy i variabel'nosti kardioritma u junoshej Magadanskoj oblasti s razlichnymi tipami ge-modinamiki // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Biologija. - 2017. -№ 40. - S. 132-149.

2. Bastrikov O.Ju. Gormonal'nye, immunologicheskie i psihologicheskie markery psihojemocional'nogo naprjazhenija u pacientov s arterial'noj gipertenziej // Arterial'na-ja gipertenzija. - 2018. - T. 24, № 2. - S. 151-161.

DOI: https://doi.org/10.18705/1607-419X-2018-24-2-151-161

3. Boziev R.S., Perminova L.M. Gadzhety v uchebnom processe: za i protiv (po materialam oprosa) // Pedagogika. - 2018. - № 8. - S. 44-56.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=3 5654924

4. Vodjaha S.A, Vodjaha Ju.E., Minjurova S.A Osobennosti struktury intellekta mladshih shkol'nikov, obuchaemyh posredstvom gadzhetov // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 2019. - № 7. - S. 135-140.

DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-18

5. Gorobec V.A., Bakurova T.P. Projavlenija gadzhetozavisimosti u detej mlad-shego shkol'nogo vozrasta // Molodezh' v novom tysjacheletii: problemy i reshenija: materialy III regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (Omsk, 14 fevralja 2017 g.) - Omsk: SibGUFK, 2017. - S. 233-237.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29750085

6. Dogadkina S.B., Ermakova I.V., Kmit' G.V., Rubleva L.V. Vlijanie umstven-noj nagruzki, vypolnjaemoj na planshete i noutbuke, na serdechno-sosudistuju i jendokrinnuju sistemy detej 9 let // Novye issledovanija. - 2019. - T. 60, № 4. - S. 4668.

DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.11

7. Karpova E.E. Vozdejstvie cifrovoj sredy na akademicheskuju uspevaemost' obuchajushhihsja v nachal'noj shkole // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. - 2019. -T. 7, № 1. - 14 s.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37635841

8. Karpova E.E. Obrazovatel'naja cennost' lichnogo smartfona dlja uchenika nachal'noj shkoly. Pedagogicheskij potencial smartfona // World science: problems and Innovations Sb. statej XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 30 avgusta 2018. Izd-vo: «Nauka i Prosveshhenie», 2018. - S. 235-239.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35433444

9. Marchik L.A., Martynenko O.S. Osobennosti central'noj gemodinamiki mal'chikov 7-8- let // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2016. - T. 47, № 5, Ch. 5. - S. 82-85.

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.080

10. Mel'nik S.N., Sukach E.S., Savchenko O.G. Sostojanie central'noj gemodinamiki molodyh ljudej v zavisimosti ot tipa krovoobrashhenija pri fizicheskih nagruzkah // Problemy zdorovja i jekologii. - 2014. - T. 41, № 3. - S. 116-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23376328

11. Muhametzjanov I.Sh. Smartfon v shkole: «byt' ili ne byt', vot v chem vopros» // Informatika v shkole. - 2019. - T. 150, № 7. - S. 52-56.

DOI: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2019-18-7-52-56

12. Muhametzjanov I.Sh. Obuchaemyj s telefonom v shkole. Podhody k resheniju problemy // Shujskaja sessija studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchjonyh. Moskva-Shuja, 04-05 ijulja 2019. Mat. HII Mezhd. nauchnoj konf. - 2019. - S. 22-24. URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=41329883

13. Nikolaev V.I., Denisenko N.P., Denisenko M.D. Tip krovoobrashhenija i adap-tacija (fiziologija i psihologija) // Vestnik Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. -2012. - T. 38, № 2. - C. 70-73.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id= 18281821

14. Olenko E.S., Kodochigova A.I., Kirichuk V.F., Baryl'nik Ju.B., Trajber L.V. Individual'no-tipologicheskaja neodnorodnost' predgipertonii u molodyh muzhchin // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. - 2016. - T. 3, № 12. - S. 344-349.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28802364

15. Olenko E.S., Kirichuk V.F., Fomina E.V. i dr. Vlijanie individual'no-tipologicheskih svojstv lichnosti na osobennosti gemodinamiki u zdorovyh lic // Kardi-ovaskuljarnaja terapija i profilaktika. - 2018. - T. 17, № S3. - S. 223-224.

16. Orlova N.V., Spirjakina Ja.G., Morunov O.E. Opredelenie urovnja kortizola v plazme krovi pacientov s arterial'noj gipertoniej pri raznoj stepeni ustojchivosti k stress-ornym vozdejstvijam // Klinicheskaja laboratornaja diagnostika. - 2018. - T. 63, № 4. -S. 210-215.

DOI: https://doi.org/10.18821/0869-2084-2018-63-4-210-215

17. Petrova V.K., Vanjushin Ju.S. Nasosnaja funkcija serdca detej s razlichnymi tipami krovoobrashhenija pri funkcional'nyh nagruzkah // Fundamental'nye issledovani-ja. - 2014. - № 9-1. - S. 86-89.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21773131

18. Romanceva N.A Modificirovannaja formula Starra dlja detej 8-14 let. URL: http://bono -esse .ru/blizzard/A/Fiziolo gija/cor vibro s .html

19. Sikorskij A.V. Tipologicheskie svojstva sistemnogo krovoobrashhenija u detej v klinoortostaze // Zhurnal GGMU. - 2005. - T. 11, № 3. - C. 93-96.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id= 19091735

20. Soldatova G.U., Teslavskaja O.I. Osobennosti ispol'zovanija cifrovyh tehnologij v sem'jah s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta // Nacion-al'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2019. - T. 36, № 4. - S. 12-27.

DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402

21. Tigunova M.S. Primenenie informacionno-komp'juternyh tehnologij v obra-zovatel'nom processe nachal'noj shkoly // Vestnik sovremennyh issledovanij. - 2019. -T. 28, № 1.1. - S. 258-261.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36873312

22. Teregulov Ju.Je., Teregulova E.T., Maksumova N.V. i dr. Sistemnye pokazateli krovoobrashhenija i tipy gemodinamiki u zdorovyh lic molodogo vozrasta // Praktich-eskaja medicina. - 2015. - T. 89, № 4-2. - S. 139-144.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id=23 765112

23. Fomina E.V., Olenko E.S., Kodochigova AI., Sitnikova K.V. Fiziologicheskie osobennosti central'noj gemodinamiki molodyh muzhchin v pokoe i pri fizicheskoj ak-tivnosti // Psihosomaticheskie i integrativnye issledovanija. - 2019. - T. 5, № 1, -S. 104.

URL: http://pssr.pro/files/pdf/pssr %202019 %200104 %20Fomina.pdf

24. Shabunova A.A., Korolenko A.V. Vovlechennost' detej v cifrovoe pros-transtvo: tendencii gadzhetizacii i ugrozy razvitiju chelovecheskogo potenciala // Vest-nik Udmurtskogo universiteta. - 2019. - T. 3, Vyp. 4. - S. 430-443.

DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-4-430-443

25. Sharapov A.N., Bezobrazova V.N., Zinenko E.S., Kmit' G.V. Kratkosrochnaja adaptacija serdechno-sosudistoj sistemy detej 5-7 let k umstvennoj nagruzke // Fizi-ologija cheloveka. - 2010. - T. 36, № 3. - S. 74-81.

URL: https ://www.elibrary.ru/item.asp?id= 15109545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.