Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Догадкина С.Б., Кмить Г.В., Рублева Л.В.

Проведен аналитический обзор литературы, в которой опубликованы результаты исследования влияния цифровых технология на детский организм. Оценено изменение основных параметров сердечно-сосудистой системы во всех ее звеньях при работе за компьютером, на смартфоне, планшете. Рассмотрены возможности оценки стресса, возникающего при работе на цифровых устройствах у детей школьного возраста. Показано, что одним из инструментов объективной оценки стресса является анализ вариабельность сердечного ритма (ВСР) широко признающийся индикатором вегетативной нервной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Догадкина С.Б., Кмить Г.В., Рублева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN EDUCATION ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM IN SCHOOLCHILDREN (ANALYTICAL REVIEW)

The paper presents the analytical review of research data on the impact of digital technologies on a child's body. The analysis concerned changes of the main parameters of the cardiovascular system in all its parts in children working at a computer, using a smartphone, or a tablet. The paper considers ways to assess stress that occurs when a child uses digital devices. It is shown that one of the tools of objective stress assessment is the analysis of heart rate variability (HRV), which is widely recognized as an indicator of autonomic nervous activity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

С.Б. Догадкина1, Г.В. Кмить, Л.В. Рублева ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

Проведен аналитический обзор литературы, в которой опубликованы результаты исследования влияния цифровых технология на детский организм. Оценено изменение основных параметров сердечно-сосудистой системы во всех ее звеньях при работе за компьютером, на смартфоне, планшете. Рассмотрены возможности оценки стресса, возникающего при работе на цифровых устройствах у детей школьного возраста. Показано, что одним из инструментов объективной оценки стресса является анализ вариабельность сердечного ритма (ВСР) широко признающийся индикатором вегетативной нервной деятельности.

Ключевые слова: цифровые технологии, обучение, здоровье сердечнососудистая система, вегетативная нервная система, детский возраст.

Influence of information and communication technologies (ict) in education on the functional state of the organism in schoolchildren (analytical review). The paper presents the analytical review of research data on the impact of digital technologies on a child's body. The analysis concerned changes of the main parameters of the cardiovascular system in all its parts in children working at a computer, using a smartphone, or a tablet. The paper considers ways to assess stress that occurs when a child uses digital devices. It is shown that one of the tools of objective stress assessment is the analysis of heart rate variability (HRV), which is widely recognized as an indicator of autonomic nervous activity.

Key words: digital technologies, education, health, cardiovascular system, auto-nomic nervous system, children

DOI:10.46742/2072-8840-2020-63-3-132-150

В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Компьютеры, широко внедряющиеся в учебный процесс, оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей школьного возраста. Компьютер также все шире входит в семью, где контроль за временем пребывания перед дисплеем менее регламентирован.

Современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Даже маленькие дети, еще не умея хорошо говорить, ловко управляются с планшетом или смартфоном. Не зря появился термин «поколение Z» - (Generation Z) - «цифровые люди». Темпы использования электронных устройств стремительно растут и оказывают все более сильное влияние на жизнь детей. Эти новые средства предполагают, как преимущества, так и риски для здоровья детей, и подростков.

Контакты: 1 Догадкина С.Б. - E-mail: <almanac@mai.ru>

Преимущества, связанные с использованием цифровых средств, включают в себя раннее обучение, доступ к новым знаниям, расширение возможностей для социальных контактов и поддержки, а также новые возможности для доступа к сообщениям и информации о пропаганде здорового образа жизни. Риски таких средств включают негативные последствия для здоровья. Так, у детей при чрезмерном использовании гаджетов может отмечаться нарушение продолжительности и качества сна [45; 47; 77; 79], более высокий уровень ожирения и депрессии [32; 51; 69; 71; 75]; постоянное напряжение зрения может приводить к снижению остроты зрения и развитию близорукости [34; 38; 61]. А.А.Татаринчик [32] отметил, что использование электронных устройств в местах с недостаточным уровнем искусственной освещенности приводит к появлению у школьников жалоб, связанных с головной болью, усталостью глаз, болью в области глаз, расплывчатость изображения, т.е. жалоб, укладывающихся в понятие «компьютерно-зрительный синдром». Также имеет место подверженность небезопасному контенту и контактам [50; 60]. По данным китайских ученых [82] чрезмерное использование гаджетов детьми, а также нарушение сна и склонность к ожирению может приводить и зачастую приводит к гипертонической болезни в дальнейшем.

По мере насыщения школы компьютерной техникой и решения задач достижения всеобщей компьютерной грамотности, возрастной ценз для допуска к работе на компьютере постепенно снижается. Согласно новым Федеральным государственным общеобразовательным стандартам, обязательное освоение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) предусмотрено с первых дней обучения ребенка в школе [31]. К систематической работе на компьютере допускаются дети, адаптационные системы которых отличаются еще значительной функциональной незрелостью. Все это диктует необходимость более детального и тщательного изучения влияния компьютерных технологий на состояние здоровья школьников.

Хотя международные рекомендации ограничивают «экранное время» для детей 2 часами в день, только 12 % детей в возрасте от 9-16 лет следовали этим принципам во все дни недели [64]. Нет никаких сомнений в том, что дети и особенно подростки проводят много времени в социальных сетях и видеоиграх [32]. По данным Американской педиатрической академии, ребенок уделяет электронным устройствам в среднем семь часов в день. Многие подростки сообщили о субъективном чрезмерном использовании гаджетов, которое может указывать на возможную зависимость от цифровых устройств. Наиболее распространенным симптомом проблемного использования цифровых устройств среди подростков был "синдром отмены без использования цифровой техники": 54 % подростков в возрасте от 13 до 17 лет согласны с тем, что они проводят слишком много времени за телефоном и 52 % попытались это исправить [50; 80].

Научные исследования влияния электронных устройств на организм детей и подростков в основном посвящены статистической оценке использования различных гаджетов в жизни детей, психологической зависимости от электронных устройств, а также в исследованиях уделяется внимание избыточному весу, нарушениям сна, зрения и осанки.

При исследовании проблемы влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует

жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий. С целью минимизации степени влияния персональных компьютеров на здоровье человека основными направлениями должны быть: соблюдение условий организации рабочего места и стандарты безопасности; проведение комплекса оздоровительно-профилактических упражнений [17, 14, 37, 44 и др.].

Длительное пребывание ребенка за компьютером сопровождается увеличением объема статических усилий, связанным с двигательным удержанием ряда группы мышц в состоянии изометрического сокращения. Установлено, что именно статический компонент в работе мышц является наиболее утомительным звеном, ограничивающим функциональные возможности центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, системы дыхания и кровообращения. Постоянно сокращенные мышцы, вызывая компрессию кровеносных сосудов, препятствуют кровотоку, провоцируя в восстановительном периоде появление реактивной гиперемии, особенно выраженной при длительных нагрузках. Выполняемая статическая работа за экраном монитора сопровождается явлением натуживания, что ограничивает потребление кислорода. В момент натуживания нарушается гемодинамика в легких и головном мозге, растет давление в грудной полости [1].

Работа за компьютером приводит к значительным изменениям основных параметров сердечно-сосудистой системы во всех ее звеньях. Немаловажным фактором, обуславливающим активацию сердечной ритмики, является повышение возбудимости двигательных областей коры больших полушарий, следствием которого могут быть прямые влияния на сосудо-двигательные центры мозгового ствола, гуморальные влияния на сердце. Это приводит как к прямому эффекту, так и к опосредованному активированию сердечно-сосудистого центра и миокарда [15]. Таким образом, работа за компьютером изменяет равновесие в сердечнососудистой системе, вызывая как местные, органные реакции, так и системные сдвиги, величина которых определяется функциональными возможностями организма и продолжительностью проделанной работы.

В то же время практически отсутствуют данные о реакции системы кровообращения при работе школьников на разных электронных устройствах. Однако, известно, что все структурные элементы системы кровообращения у детей, а также механизмы, регулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы, находятся в процессе созревания и адаптации к условиям жизни ребенка, а состояние сократительной функции миокарда может являться своего рода индикатором срочной адаптационной реакции на различные воздействия. Кроме того, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы во многом зависит развитие остальных систем организма. В единичных исследованиях, проведенных в этом направлении, изучались отдельные аспекты адаптивных изменений в сердечно -сосудистой системе, а испытуемыми были дети старшего школьного возраста или дошкольники [13; 29; 39; 46; 48].

Работа на разных электронных устройствах, являясь по своей структуре сложной, многокомпонентной нагрузкой, включающей поддержание вынужденной позы, локальную динамическую нагрузку на мышцы кисти и предплечья, психоэмоциональное напряжение, когнитивную деятельность может вызывать существенные изменения функционирования отдельных систем и организма в

целом. Особенно важным является изучение влияния дозированной умственной нагрузки, выполняемой на электронных устройствах, на сердечно-сосудистую систему детей. В качестве показателей, отражающих адаптацию центральной гемодинамики, используются артериальное давление, частота сердечных сокращений, ударный и минутный объёмы крови. По величине сдвигов этих параметров при умственной нагрузке можно судить о степени напряжения регуляторных механизмов, эмоциональной возбудимости и устойчивости к стрессорам.

Результаты изучения влияния умственной нагрузки, выполняемой на цифровых устройствах, на центральную гемодинамику школьников разного возраста противоречивы. Согласно данным одних авторов, умственная нагрузка вызывает повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений, сердечного выброса [29; 57; 72], по данным других - снижение указанных параметров [3; 24: 46]; существует также и третья точка зрения, согласно которой параметры центральной гемодинамики существенно не изменяются [8; 52].

По данным О.Н. Крысюк [16] характер краткосрочной адаптации сердечнососудистой системы младших школьников к работе на компьютере зависит от ряда факторов: исходного состояния сердечно-сосудистой системы и тонуса автономной нервной системы, индивидуальных особенностей, а также длительности и сложности выполняемой на компьютере работы.

К сожалению, в доступной нам современной литературе имеются только одиночные сведения о работах, посвящённых оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей, использующих разные гаджеты, хотя эта система во многом определяет и лимитирует адаптационные возможности организма.

Проведенное изучение влияния работы на компьютере, планшете, смартфоне на артериальное давление и частоту пульса у детей и подростков [48; 63; 70] показало, что при длительном использовании гаджетов (более 2-х часов в день в течение 7 дней) диастолическое артериальное давление повышалось, также выявлено учащение сердечного ритма. Повышение диастолического артериального давления и частоты пульса авторы связывают со статическим напряжением (существенным напряжением мышц спины и плечевого пояса), вызывающим сужение артерий.

При изучении сердечно-сосудистой системы у людей молодого и юношеского возраста в качестве нагрузки часто использовалась напряжённая умственная деятельность (в условиях дефицита времени, при действии сенсорных раздражителей), поскольку необходимость устойчивой концентрации внимания при наличии стрессогенных факторов является более сложной задачей, чем выполнение простых счётных операций. Имеющиеся исследования показывают, что при напряжённой умственной работе происходит более существенное повышение САД, ДАД и ЧСС, чем при выполнении задания в свободном темпе [35; 53; 56; 83]. По мнению Б.М. Фёдорова [35] повышение АД может осуществляться двумя путями: за счёт повышения МОК или за счёт повышения ОПСС. При повышении МОК организм оказывается в более благоприятных условиях, чем при повышении ОПСС. В первом случае улучшаются возможности межорганного перераспределения кровотока, а также достигается лучшая оксигенация крови в лёгких.

В исследованиях Крысюк О.Н. [16] показано, что у школьников 7-11 лет при работе на компьютере наблюдаются изменения биоэлектрической активности миокарда, зависящие от характера автономной нервной регуляции СР. У детей с парасимпатическим типом регуляции отмечается повышение возбудимости миокарда, интенсификация метаболизма и уменьшение длительности общей диастолы вследствие усиления симпатических влияний на СР; у детей со сбалансированным типом регуляции происходит увеличение возбудимости предсердий, снижение активности автономной нервной системы в регуляции СР без значительного смещения вегетативного баланса; у детей с симпатическим типом регуляции отмечается уменьшение возбудимости предсердий и удлинение систолы, вызванные усилением парасимпатических влияний на СР.

Изменения биоэлектрической активности миокарда при работе на компьютере у детей 7-11 лет определяются адаптационными резервами организма. У детей с хорошими адаптационными резервами отмечается интенсификация деятельности предсердий, метаболических процессов, а также укорочение длительности сердечного цикла за счет сокращения диастолы. Дети со сниженными адаптационными резервами отличаются снижением возбудимости предсердий и метаболизма миокарда, а также увеличением времени систолы и уменьшением продолжительности диастолы [16].

Помимо компьютера, широкое распространение в настоящее время получили различные гаджеты - смартфоны, планшеты и т.д. Исследованию влияния этих электронных устройств на состояние здоровья человека посвящены работы отечественных и зарубежных авторов [2; 9; 11; 25; 27; 28; 42; 68; 76, 78].

Самым популярным электронным устройством у учащихся начальной школы является смартфон, который они чаще всего используют в развлекательных целях [10; 30]. Причем, этот гаджет становится основным средством доступа к интернету [20]. Применение технологических возможностей смартфона в образовательном процессе начальной школы осложняется такими негативными эффектами, как снижение концентрации внимания, памяти, успеваемости [10], а во внеурочное время - его проблемным использованием и угрозой формирования зависимости [74]. Особую обеспокоенность вызывает то, что дети пользуются смартфоном в вечернее время и перед сном. Известно, что голубой свет, излучаемый электронным устройством, изменяет цикл сна и бодрствования, а снижение активности вегетативной нервной регуляции сердца после пробуждения может влиять на дневную активность [67].

Результаты исследований за последние двадцать лет часто были неоднозначными, хотя и указывали на наличие риска здоровью при цифровом обучении [49]. Как показано в работе Уооп и др. [81] частое использование цифровых устройств (смартфонов, планшетов и др.) было связано с текущим стрессом, нарушениями сна и симптомами депрессии среди молодых людей. Довольно много участников сообщили о субъективном чрезмерном использовании, которое может указывать на возможную зависимость от цифровых устройств.

Оценка стресса у учащихся может дать преподавателям лучшее понимание их психического состояния. Одним из инструментов объективной оценки стресса является анализ вариабельность сердечного ритма (ВСР). ВСР широко признается индикатором вегетативной нервной деятельности [33; 58].

Поиск биомаркеров стресса остается сложной задачей для исследователей и врачей. В настоящее время не существует общепризнанного стандарта оценки стресса. Считают, что ВСР является неинвазивным электрокардиографическим методом, который может быть использован для измерения АНС в различных клинических ситуациях (например, при оценке психологического стресса). В большинстве исследований переменные ВСР изменялись в ответ на стресс, индуцированный различными методами. При оценке взаимосвязи между стрессом и ВСР важно учитывать общий вегетативный контекст.

Регулируемый ВНС ритм сердечных сокращений чутко реагирует на любые стрессорные воздействия и несет информацию о состоянии адаптационно-приспособительных механизмов регуляции. Это дает основание проводить анализ ВСР в качестве информативного неинвазивного метода оценки состояния общей активности регуляторных механизмов, нейрогуморальной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС. Динамика вариабельности сердечного ритма в ответ на какую-либо деятельность отражает адаптивные возможности и может служить прогностическим маркером успешности достижения результата [5; 6; 19; 23; 40; 62].

Вегетативная нервная система (ВНС) обеспечивает согласованное действие органов и систем при различных неблагоприятных воздействиях. В ходе онтогенеза она также претерпевает существенные структурно-функциональные изменения. В физиологических условиях усиление воздействий одного из отделов ВНС приводит к компенсаторному напряжению регуляторных механизмов другого, что переводит систему на новый уровень функционирования, восстанавливая соответствующие гомеостатические параметры.

Ряд исследований был направлено на выяснение изменений стресса на протяжении работы с цифровыми устройствами путем измерения вариабельности сердечного ритма и субъективных реакций учащихся. Результаты показали, что ОТ значительно снизился к концу занятия, а уровень LF/HF значительно возрос. Проведенное исследование дает объективные и субъективные доказательства увеличения стресса у учащихся во время цифрового обучения [43].

Наиболее часто регистрируемым фактором, связанным с вариацией переменных ВСР, была низкая парасимпатическая активность, характеризующаяся уменьшением полосы высоких частот и увеличением полосы низких частот. Исследования нейровизуализации показали, что ВСР может быть связана с корковыми областями (например, вентромедиальной префронтальной корой), которые участвуют в оценке стрессовой ситуации [43; 66].

Анализ изменений ВРС, связанных со стрессом, и существующими нейро-биологическими данными ВРС может быть использован в качестве объективной оценки стресса и психического здоровья при работе на цифровых устройствах.

В ряде работ [43; 59 и др.] показано неблагоприятное влияние работы на цифровых устройствах на состояние вегетативной нервной системы, в том числе субъективный дискомфорт (астения, головокружения) и активация симпатического отдела вегетативной нервной системы, что свидетельствует о стрессовой реакции детей школьного возраста в ответ на систематические занятия за компьютером. Хронический стресс ухудшает реакцию вегетативной нервной системы на когнитивные нагрузки.

Воздействие факторов, возникающих при занятиях за компьютером, приводит к развитию вегетативного дисбаланса, В группе повышенного риска находятся дети, приступившие к систематическим занятиям за компьютером до 11 лет

Mygind L et al., [65] выявили влияние среды на состояние вегетативной нервной системы. В частности, тонус блуждающего нерва существенно снижается на уроке при выполнении тестовых заданий на компьютере в сравнении с таковым в естественных условиях обитания ребенка.

Частотно-временные показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) часто используются в качестве маркеров симпато-парасимпатического баланса. Однако, было показано, что они ухудшаются из-за индивидуальной или зависящей от задачи изменчивости, и особенно связаны с изменениями частоты дыхания. Временное снижение частоты дыхания показало смещение классических индексов ВСР, в то время как в большинстве работ постоянно демонстрирует ожидаемое снижение индекса HFnu с когнитивным стрессом в обеих группах и во всех когнитивных задачах [55] Показано также значительное влияние исходного ва-гусного тонуса на подавление блуждающего нерва [43; 73].

Тесная взаимосвязь между функционированием дыхательной и сердечнососудистой систем была установлена S. Hales (1677-1761), который первым заметил, что пульс изменяется в зависимости от акта дыхания. В 1847 году фотограф C. Lugwig (1816-1895) записал респираторную синусовую аритмию. Вдох увеличивал частоту сердечных сокращений, выдох замедлял ее [цит. по 4].

Оценка когерентности спектральной мощности (кросскорреляционных отношений ЧСС и ЧД в частотной области) имеет целый ряд преимуществ. Главное из них - спектральные характеристики, позволяющие избирательно анализировать взаимосвязь (когерентность) между длительностью дыхательного цикла и высокочастотным (HF) компонентом ВРС. С точки зрения системного подхода десин-хронизация кардиореспираторных отношений является одним из признаков, позволяющих диагностировать состояние дезадаптации (предболезни). В частности, К.В. Судаков и Е.А. Юматов [41], исследуя кросскорреляционные отношения ЧСС - ЧД при психоэмоциональном стрессе, обнаружили связь изменений коэффициентов корреляции частоты сердцебиений и дыхания с характером достижения субъектами адаптивных результатов. Высокие кросс-корреляционные соотношения ВРС/ВДДЦ наблюдаются у детей, достигших хороших результатов в школе, успешно обучающихся в учебных заведениях, показывающих стабильно высокие результаты при выполнении когнитивных задач.

В работе С.Б. Догадкиной, И.В. Ермаковой, А.Н. Шарапова [7] проведен анализ вегетативного и гормонального обеспечения выполнения когнитивного теста на смартфоне в зависимости от типа вегетативной нервной активности и психологических особенностей. Оценивали личностную тревожность по шкале явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) и уровень нейротизма (тест Г. Ай-зенка), а также вычисляли социометрические индексы по данным социометрии. Состояние вегетативной нервной системы оценивали по частотно-временным показателям вариабельности сердечного ритма. Результаты исследования позволили выделить два типа перестроек вегетативной регуляции сердечного ритма, связанных с характером вегетативной нервной активности. Установлено, что у детей с высоким уровнем тревожности и нейротизма концентрация кортизола в слюне

выше, чем у нетревожных и эмоционально устойчивых сверстников как в состоянии относительного покоя, так и после когнитивной нагрузки. У детей с преобладанием симпатических влияний отмечается повышенный и высокий уровень личностной тревожности и нейротизма.

Наряду с изучением влияния отдельных факторов, воздействующих на человека, работающего на компьютере, подчеркивается необходимость исследования их совокупного влияния. Так, изучение влияния физической нагрузки и умственного напряжения во время работы взрослых испытуемых на компьютере, проведенные A.N. Garde et.al. [54], выявило существенное снижение активности парасимпатической нервной системы, учащение сердечного ритма и увеличение артериального давления. Доминирующую роль в смещении вегетативного баланса, по мнению авторов, играло статическое напряжение.

В целом ряде физиологических исследований показано, что реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки разного характера (физическая, ортостатиче-ская, умственная, эмоциональный стресс) определяется типом кровообращения. У лиц с разными типами кровообращения адаптационные возможности различны и, соответственно, различна степень устойчивости к воздействиям. По мнению большинства исследователей, изучавших типы кровообращения у здоровых людей, при гипокинетическом типе сердце работает в экономичном режиме, и диапазон компенсаторных возможностей этого типа широкий [18; 21; 22; 26; 36].

Как было показано в нашем исследовании [12] когнитивная деятельность на смартфоне у детей с гипокинетическим и эукинетическим типами кровообращения (72,5 % детей) не вызывала напряжение механизмов регуляции центральной гемодинамики и, следовательно, адаптационные возможности сердечно -сосудистой системы у данных детей хорошие. При гиперкинетическом типе (27,5 % детей) нагрузка вызывала увеличение ЧСС, диастолического давления и снижение ударного объема крови. Необходимо особо отметить еще большее, по сравнению с покоем, уменьшение амплитуды зубца Т на ЭКГ, характеризующего метаболизм миокарда. Это может свидетельствовать о напряжении механизмов регуляции системы кровообращения на нагрузку и, следовательно, указывает на более низкие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы у детей с гиперкинетическим типом кровообращения.

Таким образом, последствия использования цифровых технологий окончательно не изучены, многофакторны и зависят от типа гаджетов, количества и степени их использования, а также от физического и психоэмоционального состояния ребенка. Для сохранения здоровья детей и подростков крайне важно соблюдать рекомендации, касающиеся количества времени использования электронных устройств, поддерживать адекватную физическую активность, рациональное питание, а также гигиену сна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмерова С.Г., Ильясова Г.Р., Хасанов Р.Р. Новые информационные технологии в аспекте охраны здоровья учащихся и педагогов: метод. рекомендации. - Уфа: Изд-во Башк. ин-та развития образования, 2003. - 12 с.

2. Булан Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». -2020. - № 2 (6). - С. 4-11.

URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3jul2020/kvo201/

3. Васильева Т.И. Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером: автореф. дис. ... канд.биол.наук. - Самара, 2006. - 20 с.

4. Даниченко М. Ю., Мельник О В., Михеев А.А., Шувалов П. Л. Соломаха В.Н. Оценка синхронизированности деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

URL: https://meduniver. com/ medical/ profilaktika/1628.html meduniver

5. Дегтярев В.П., Раевская О.С., Шишелова А.Ю., Климина Н.В., Алексанян О.В. Физиология трудовой деятельности: учеб. пособие. - М., 2009, ВНУМЦ. -56 с.

6. Догадкина С.Б. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у детей 5-10 лет // Новые исследования. - 2018. - № 1. - С. 35-43.

7. Догадкина С.Б., Ермакова И.В., Шарапов А.Н. Вегетативное и гормональное обеспечение когнитивной деятельности детей (работа на смартфоне) в зависимости от психологических особенностей и типа вегетативной нервной активности // Новые исследования. - 2020.- № 2. - С. 15-33.

8. Долодаренко А. Г. Проспективное исследование влияния занятий за компьютером на функциональное состояние и физическое развитие детей среднего школьного возраста: дисс. ... к.м.н. - Казань, 2006. - 195 с.

9. Иванов, В.Д. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях / В. Д. Иванов, М. Г. Вахитов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 1. - С. 70-73.

10. Карпова Е.Е. Образовательная ценность личного смартфона для ученика начальной школы. Педагогический потенциал смартфона // Сб. статей XXIII межд. науч.-практ. конф. «World science: problems and Innovations» (Пенза, 30 августа 2018). - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», 2018. - С. 235-239.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35433444

11. Клещина, К.В. Электронные гаджеты и детское общение [Электронный ресурс] / К.В. Клещина // Старт в науке. - 2017. - № 1. - С. 70-71.

URL: http ://science -start.ru/ru/article/view?id=53 9

12. Кмить Г.В., Рублева Л.В., Ермакова И.В., Шарапов А.Н. характер краткосрочной адаптации сердечно-сосудистой и эндокринной систем организма младших школьников с разными типами кровообращения к когнитивной нагрузке, выполняемой на смартфоне // Новые исследования. - 2020.- №2. - С. 33-51.

13. Кмить Г.В., Рублёва Л.В., Крысюк О.Н. Развитие центрального звена системы кровообращения // Физиология развития ребёнка: руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.- Воронеж: МПСИ, 2010. - С. 437-482.

14. Коурова О.Г., Попова Т.В., Кокорева Е.Г., Парская Н.В., Крапивина Е.А. Эколого-физиологические аспекты компьютерных технологий в образовательном процессе //Экология человека. - 2019. - №07. - С. 59-64.

DOI: 10.33396/1728-0869-2019-7-59-64

15. Крапивин И.А., Хасанова Н.Н. Влияние работы на компьютере на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов // Человек и космос: сб. тез. XIV Междунар. молодежной науч.-практ. конф. Днепропетровск. -2012. - С. 227.

16. Крысюк О.Н. Возрастные, типологические и индивидуальные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7-11 лет: автореф. дис. ... канд.биол.наук. - М., 2007. -20 с.

17. Лапонова Е.Д. Гигиеническая оценка умственной работоспособности и эмоционального состояния учащихся разного пола 5-9-х классов на уроках с разной временной продолжительностью использования персонального компьютера // Здоровье населения и среда обитания. - 2018. - № 8.- С. 31-38.

18. Мельник С.Н., Сукач Е.С., Савченко О.Г. Состояние центральной гемодинамики молодых людей в зависимости от типа кровообращения при физических нагрузках // Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - Т. 41, № 3. - С. 116120.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23376328

19. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. - Иваново: Иван. Гос. Мед. академия, 2002. - 290 с

20. Мухаметзянов И.Ш. Обучаемый с телефоном в школе. Подходы к решению проблемы // Мат. XII межд. науч. конф. «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных» (Шуя, 04-05 июля 2019). - Шуя: Изд-во ИвГУ, 2019. - С. 22-24.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41329883

21. Николаев В.И., Денисенко Н.П., Денисенко М.Д. Тип кровообращения и адаптация (физиология и психология) // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2012. - T. 38, № 2. - C. 70-73.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18281821

22. Петрова В.К., Ванюшин Ю.С. Насосная функция сердца детей с различными типами кровообращения при функциональных нагрузках // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-1. - С. 86-89.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21773131

23. Пономарёва Т.А. Срочная адаптация системы кровообращения детей младшего школьного возраста к работе на компьютере: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 2005. - 20 с.

24. Потапов А.В., Васильев Ю.Б. Эмоциональное напряжение в условиях профессионально-психологического обследования // Физиология человека. -1998. - Том 24, № 4.- С. 130-132.

25. Протопопова, С.В. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе [Электронный ресурс] / С.В. Протопопова, Т.А. Макаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - С. 264267.

URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm

26. Сикорский А.В. Типологические свойства системного кровообращения у детей в клиноортостазе // Журнал ГГМУ. - 2005. - T. 11, № 3. - C. 93-96.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19091735

27. Скоблина, Н. А. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов / Н. А. Скоблина и др. // Здоровье населения и среда обитания. -2017. - № 7 (292). - С. 41-44.

28. Скоробогатова, Е. А. Влияние мобильного устройства на здоровье школьника / Е. А. Скоробогатова // Здоровье - основа человеч. потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - Т. 11, № 1. - С. 251-252.

29. Сокотун С.А., Подковкин В.Г. Особенности изменений физиологических и биохимических показателей школьников разного пола при работе за компьютером // Известия Самарского научного цебнтра Росс. акад наук, 2009, т.11, №1 (4) КиберЛенинка:

https://cyberleninka.ru/article/nosobennosti-izmenemy-fiziologicheskih-i-biohimicheskih-pokaza-teley-shkolnikov-raznogo-pola-pri-rabote-za-kompyuterom

30. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т. 36, № 4. - С. 12-27.

DOI: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=8259

31. Степанова М.И., Сазанюк З И., Лапонова Е.Д., Лашнева И.П. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников/ Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 3. - С. 43-47.

32. Татаринчик А. А. Гигиеническая оценка влияния использования информационно-коммуникационных технологий старшими школьниками и студентами на формирования отклонений в физическом развитии: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2019. - 25 с.

33. Туровский Я. А., Борзунов С. В., Вахтин А. А., Алексеев А. В., Мамаев А. В. Вариабельность сердечного ритма в ходе обучения пользователей применению интерфейсов человек-компьютер // Вестник ВГУ, серия: химия. Биология. Фармация. - 2018. - № 2. - С. 255-262.

34. Файзрахманова М. Р., Файзрахманов М. Р., Ефимова Н. С. Влияние смартфонов на функции зрения [Текст: непосредственный, электронный] // Юный ученый. - 2017. - № 5 (14). - С. 117-121.

URL: https://moluch. ru/young/archive/14/1070

35. Фёдоров Б.М. Стресс: кардиологические аспекты // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, №2. - С. 89 99.

36. Фомина Е.В., Оленко Е.С., Кодочигова А.И., Ситникова К.В. Физиологические особенности центральной гемодинамики молодых мужчин в покое и при физической активности // Психосоматические и интегративные исследования. -2019. - Т. 5, № 1: 0104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://pssr.pro/files/pdf/pssr % 202019 % 200104 % 20Фомина^

37. Чомаева М.Н. Компьютер как фактор вредного воздействия на здоровье человека // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - Vol. 72 (46)

38. Чупров А.Д., Воронина А.Е., Петросян Э.А. Профилактика снижения зрения школьников младшего возраста // Вестник on-line Оренбургского государственного университета. - 2018. - Апрель, № 4 (216). - С. 95-100.

DOI: 10.25198/1814-6457-216-95

39. Шарапов А. Н., Безобразова В. Н., Зиненко Е. С., Кмить Г. В. Краткосрочная адаптация сердечно-сосудистой системы детей 5-7 лет к умственной нагрузке // Физиология человека. - 2010. - Т. 36, № 3. - С. 1-8.

40. Шлык Н.И. Управление тренировочным процессом спортсменов с учетом индивидуальных характеристик вариабельности ритма сердца // Физиология человека. - 2016. - том 42, № 6. - С. 1-10.

41. Юматов Е.А. Прямая регистрация субъективного состояния человека // Вестник новых медицинских технологий. - 2010.

42. Ященко С.Г., Рыбалко С.Ю. Влияние электромагнитной экспозиции от средств информационно-коммуникационных технологий на человека. /Гигиена и санитария. - 2018. - № 97(11). - С. 1053-1057.

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1053-57

43. al Abdi RM, Alhitary AE, Abdul Hay EW, Al-Bashir AK Objective detection of chronic stress using physiological parameters // Med. Boil. Eng. comput. - 2018. -dec;56(12):2273-2286.

DOI: 10.1007/s11517-018-1854-8

44. Alobaid L., BinJadeed H., Alkhamis A., Alotaibi R., Tharkar S., Alturki H.A., Brookes D.S., Davies P.S. Does spending more time on electronic screen devices determine the weight outcomes in obese and normal weight Saudi Arabian children? // Saudi. Med. J. - 2020. - Vol. 41, № 1. - P. 79-87.

DOI: https://doi.org/10.15537/smj.2020.L24786

45. Amra B, Shahsavari A, Shayan-Moghadam R, Mirheli O, Moradi-Khaniabadi B, Bazukar M, Yadollahi-Farsani A, Kelishadi R. The association of sleep and late-night cell phone use among adolescents // J. Pediatr. - 2017. - 93(6). - Р. 560-567. DOI: 10.1016/j.jped.2016.12.004.

46. Borusiak P., Bouikidis A., Liersch R., Russell J. B. Cardiovascular Effects in Adolescents While They Are Playing Video Games: A Potential Health Risk Factor? // Psychophysiology 45, no. 2: 327-32.

DOI:10.1111/j.1469-8986.2007.00622.x.

47. Bruni O., Sette S., Fontanesi L., Baiocco R., Laghi F., Baumgartner E. Technology use and sleep quality in preadolescence and adolescence. // J. Clin. Sleep Med. 2015;11(12):1433-1441

48. Cassidy-Bushrow AE, Johnson DA, Peters RM, Burmeister C, Joseph CLM. Time Spent on the Internet and Adolescent Blood Pressure // The Journal of School Nursing. Published online September 8 2015

49. Chang A.M., Aeschbach D., Duffy J.F., Czeisler C.A. Evening use of light-emitting eReaders negatively affects sleep, circadian timing, and next-morning alertness // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. - 2015. - V. 112, № 4. - P. 1232-1237.

50. Chassiakos Y.L.R., Radesky J., Christakis D., Moreno M., Corinn Cross and council on communications and media / Children and Adolescents and Digital Media // Pediatrics 2016;138.

DOI: 10.1542/peds.2016-2593 originally published online October 21, 2016

51. De Jong E., Visscher T.L., HiraSing R.A., Heymans M.W., Seidell J.C., Renders C.M. Association between TV viewing, computer use and overweight, determinants and competing activities of screen time in 4- to 13-year-old children. // Int. J. Obes. - 2013. - 37(1). - Р. 47-53.

52. De Moraes A.C.F., Siani A., Barba G., Veidebaum T., Tornaritis M., Molnar D. Incidence of high blood pressure in children - effects of physical activity and sedentary behaviors: the IDEFICS study // Int. J. Cardiol. - 2015. - Vol. 180. - P. 165-170. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijcard.2014.11.175

53. Dimitriev D.A. Dimitriev A.D., Karpenko Y.D., Saperova E.V. Influence of examination stress and psychoemotional characteristics on the blood pressure and heart rate regulation in female students // Human Physiology. - 2008. - Vol. 34, N.5. -P. 617-624.

54. Garde A.N., Laursen B., Jorgensen A.N., Jensen B.R. Effects of mental and physical demands on heart rate variability during computer work // Eur. J. Appl. Physol.

- 2002. - №87(4-5).- P. 456-461.

55. Gilfriche, Arsac LM, Daviaux Y, Diaz-Pineda j, Miard B, Morellec O, André JM. Highly sensitive index of cardiac autonomic control based on time-varying respiration derived from ecg. // Am. J. Physiol. Regul. Integr. Comp. Physiol. - 2018. - sep 1; 315(3). - P. 469-478.

DOI: 10.1152/ajpregu.00057.2018. Epub 2018 may 9

56. Hedman A., Hjemdahl P., Nordlander R., Astrom H. Effects of mental and physical stress on central haemodinamics and cardiac sympathetic nerve activity during QTY interval- sensing rate- responsive and fixed rate ventricular inhibited pacing // European Heart J.. - 2006. - Vol. 32. - P. 289-297.

57. Jagadheeswari R., Gayatri Devi R. , Jothi Priya A. Evaluating the effects of video games on blood pressure and heart rate // Drug Invention Today. - 2018.- Vol 10. • Special Issue 1

URL: http://jprsolutions.info/files/final-file-5bbdab86aca054.64326941.pdf

58. Karalar H., Sidekli S. How do second grade students in primary schools use and perceive tablets? // Universal Journal of Educational Research. - 2017. - V. 5, № 6.

- P. 965-971.

DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2017.050609

59. Kazzi C, Blackmore C, Shirbani F, Tan I, Butlin M, Avolio AP, Barin E. Effects of instructed meditation augmented by computer-rendered artificial virtual environment on heart rate variability // Conf. proc. Ieee. Eng. Med. Boil. Soc. - 2018. - jul.

- P. 768-2771.

DOI: 10.1109/embc.2018.8512816

60. Lissak G. Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study // Environ. Res. - 2018. -Vol. 164. - P. 149-157.

DOI: https://doi.org/10.1016/j.envres.2018.01.015

61. Liu S., Ye S., Xi W., Zhang X. Electronic devices and myopic refraction among children aged 6-14 years in urban areas of Tianjin, China // Ophthalmic. Physiol. Opt. - 2019. - Vol. 39, № 4. - P. 282-293.

DOI: https://doi.org/10.1111/opo. 12620

62. Malliani A. Association of heart rate variability components with physiological regulatory mechanisms. In: Malik M, Camm AJ, eds. Heart Rate Variability. Armonk, NY: Futura, Publishing Company Inc., 1995:173-188.

63. Martinez-Gomez D., BSc; Tucker J., MSc; Heelan, K. A. PhD; Welk G. J., PhD; Eisenmann J. C., PhD. Associations Between Sedentary Behavior and Blood Pres-

sure in Young Children. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2009;163(8):724-730 [link]

64. Mundy L. K., Canterford L., Olds T., Allen N. B., Patton G. C., 2016 The association between electronic media and emotional and behavioural problems in late childhood PII:S1876-2859(16)30555-1 D0I:10.1016/j.acap.2016.12.014).

65. Mygind L, Stevenson MP, Liebst LS, Konvalinka I, Bentsen P Stress respon se and cognitive performance modulation in classroom versus natural environments: a quasi-experimental pilot study with children//Int J Environ Res Public Health. 2018 may 28;15(6). Pii: e1098.

DOI: 10.3390/ijerph15061098.

66. Nakayama N., Arakawa N., Ejiri H., Matsuda R. [et al.] Heart rate variability can clarify students' level of stress during nursing simulation // PLoS One. - 2018. - V. 13, № 4. - e0195280.

67. Nose Yoko, Fujinaga Rina, Suzuki Maki, Hayashi Ikuyo, Moritani Toshio, Ko-tani Kazuhiko, Nagai Narumi Association of evening smartphone use with cardiac auto-nomic nervous activity after awakening in adolescents living in high school dormitories // Childs Nerv Syst ACTIONS. - 2017. -33, 4. - P.653-658.

68. Orlikowski, W. J. Using technology and constituting structures: A practice lens for studying technology in organizations. Organization Science. - 2000. - 11.- P. 404428.

69. Padmapriya N. Sex-specific longitudinal association of screen viewing time in children at 2-3 years with adiposity at 3-5 years /// International Journal of Obesity. -2019. - 43(7).

DOI: 10.1038/s41366-019-0344-x

70. Paradis G. Study: Too much screen time can cause high blood pressure in children, 2014.

https://www.news-medical.net/news/20140507/Study-Too-much-screen-time-can-cause-high-blood-pressure-in-children.aspx

71. Raustorp A., Spenner N., Wilkenson A., Froberg A. School-based study showed a correlation between physical activity and smartphone and tablet use by students aged eight, 11 and 14 // Acta Paediatrica. - 2020. - Vol. 109, № 4. - P. 801-806. DOI: https://doi.org/10.1111/apa.15041

72. Ribeiro M.M., Silva A.G., Santos N.S. Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory response during physiological maneuvers in obese children // Circulation. - 2005. - Vol. III. - P. 1915-1923.

73. Rigoni D, Morganti F, Braibanti P. The role of baseline vagal tone in dealing with a stressor during face to face and computer-based social interactions//Front Psy-chol. 2017 nov 28;8:1986. Doi: 10.3389/fpsyg.2017.01986. Ecollection 2017.

74. Sohn Samantha, Rees Philippa, Wildridge Bethany, Kalk Nicola J, Carter Ben Prevalence of Problematic Smartphone Usage and Associated Mental Health Outcomes Amongst Children and Young People: A Systematic Review, Meta-Analysis and GRADE of the Evidence // BMC Psychiatry. -19 (1), 356 2019

75. Suglia S.F., Duarte C.S., Chambers E.C., Boynton-Jarrett R. Social and behavioral risk factors for obesity in early childhood. // J. Dev. Behav. Pediatr. - 2013. -34(8). - P. 549-556.

76. Sundus, M. The impact of using gadgets on children [Electronic resource] / M. Sundus // Journal of Depression and Anxiety. - 2018. - № 7 (1).

URL: https://www.coursehero.com/file/50547812/the-impact-of-using-gadgets-on-children-2167-1044-1000296pdf

77. Tamura Haruka, Nishida Tomoko, Tsuji Akiyo, Sakakibara Hisataka Association between Excessive Use of Mobile Phone and Insomnia and Depression among Japanese Adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2017. - 14(7). - P. 701.

DOI: 10.3390/ij erph14070701

78. Tejashree, R. D. The impact of using gadgets on children's psychology [Electronic resource] / R. D. Tejashree //I nternational Journal of Applied Research. - 2019. -№ 5 (8). - P. 157-160.

URL: http://www.allresearchjournal.com/archives/2019/vol5issue8/PartC/5-5-32-647.pdf

79. Vijakkhana N, Wilaisakditipakorn T, Ruedeekhajorn K, Pruksananonda C, Chonchaiya W. Evening media exposure reduces night-time sleep. // Acta. Paediatr. -2015. - 104(3). - P. 306-312.

80. Yasaratodo Wau , Imelda Free Unita Manurung , Nur Arjani Influence of Gadget: A Positive and Negative Impact of Smartphone Usage for Early Child Sri-nahyanti1. November 03-05, Medan, Indonesia Copyright © 2019 EAI

DOI 10.4108/eai.3-11-2018.2285692

81. Yoon J., Kwon S., Shim, J.E. Present status and issues of school nutrition programs in Korea // Asia Pac. J. Clin. Nutr. 2012. V. 21, № 1. P. 128-133.

82. Yunfei Zou, Ning Xia, Yunqing Zou, Zhen Chen, Yufeng Wen. Smartphone addiction may be associated with adolescent hypertension: a cross-sectional study among junior school students in China. 2019; 19: 310. Published online 2019 Sep 4. DOI: 10.1186/sl2887-019-1699-9

83. Zeller A. Blood pressure and heart rate of students undergoing a medicallicens-ing examination / A. Zeller, D. Handschin, N. Gyr, B. Martina, E. Battegay // Blood Press. - 2004. - Vol. 13. - P. 20-24.

REFERENCES

1. Axmerova S.G., IFyasova G.R., Xasanov R.R. Novy'c informacionny c texnologii v aspekte oxrany zdorov'ya uchashliixsya i pedagogov: metod. rek-omendacii. - Ufa: Izd-vo Bashk. in-ta razvitiya obrazovaniya, 2003. - 12 s.

2. Bulan .G. SravniteFny j analiz otnosheniya k gadzhetam studentov srednego professional'nogo obrazovaniya (SPO) i ix roditelej // Nauchno-metodicheskij c lcktronny j zhurnal «Kaliningradskij vestnik obrazovaniya». - 2020. - № 2 (6). -S. 4-11.

URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3jul2020/kvo201/

3. VasiFeva T.I. Individual'ny e osobennosti adaptacionny x reakcij slikoFnikov v usloviyax rabotv s personal ny m komp yuterom: avtoref. dis... kand.biol.nauk. -Samara, 2006. - 20 s.

4. Danichenko M. Yu., MeFnik O V., Mixeev A.A., Shuvalov P. L. Solomaxa V.N. Ocenka sinxronizirovannosti deyateFnosti serdeclino-sosudistoj i dyxateFnoj sistem organizma.

URL: https://meduniver. com/ medical/ profilaktika/1628.html meduniver

5. Degtyarev V.P., Raevskaya O.S., Shishelova A.Yu., Klimina N.V., Aleksanyan O.V. Fiziologiya trudovoj deyateFnosti: ucheb. posobie. - M„ 2009, VNUMCz. - 56 s.

6. Dogadkina S.B. Osobennosti vegetativnoj regulyacii serdeclinogo ritma u detej 5-10 let // Novy'e issledovaniya. - 2018. - №1. - S. 35-43.

7. Dogadkina S.B., Ermakova I.V., Sharapov A.N. Vegetativnoe i gormonaFnoe obespechenie kognitivnoj deyateFnosti detej (rabota na smartfone) v zavisimosti ot psixologicheskix osobennostej i tipa vegetativnoj nervnoj aktivnosti//Novy'e issledovaniya. - 2020.-№ 2. - S. 15-33.

8. Dolodarenko A. G. Prospektivnoe issledovanie vliyaniya zanyatij za komp vutcrom na funkcionaFnoe sostoyanie i fizicheskoe razvitie detej srednego slikoFnogo vozrasta: diss. ... k.m.n. - Kazan , 2006. - 195 s.

9. Ivanov, V.D. Faktory . vozdejstvuyusliliie na /dorov c uchasliliixsya v sov-remenny'x usloviyax / V.D. Ivanov, M.G. Vaxitov // Fizicheskaya kul tura. Sport. Tur-izm. DvigateFnaya rekreaciya. - 2018. - T. 3, № 1. - S. 70-73.

10. Karpova E.E. ObrazovateFnaya ccnnost liclinogo smartfona dlya uchenika na-cliaFnoj shkolv . Pedagogicheskij potencial smartfona // Sb. statej XXIII mezhd. nauch.-prakt. konf. «World science: problems and Innovations» (Penza, 30 avgusta 2018). - Penza: Izd-vo «Nauka i Prosveshhenie», 2018. - S. 235-239.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35433444

11. Klesliliina, K. V. E lcktronny c gadzhety' i detskoe obslilienie |E lcktronny j resurs] / K.V. Klesliliina // Start v nauke. - 2017. - № 1. - S. 70-71.

URL: http ://science -start.ru/ru/article/view?id=5 3 9

12. Kmif G.V., Rubleva L.V., Ermakova I.V., Sharapov A.N. xarakter krat-kosroclinoj adaptacii serdeclino-sosudistoj i c ndokrinnoj sistem organizma mladsliix slikoFnikov s ra/ny mi tipami krovoobraslilieniya k kognitivnoj nagruzke, vvpolnvacmoj na smartfone // Novy'e issledovaniya. - 2020. - №2. - S. 33-51.

13. Kmif G.V., Rublyova L.V., Kry svuk O.N. Razvitie central'nogo zvena siste-mv krovoobraslilieniya // Fiziologiya razvitiya rebyonka: rukovodstvo po vozrastnoj fiziologii/ pod red. M.M. Bezrukix, D.A. Farber. - M.-Voronezh: MPSI, 2010. - S. 437482.

14. Kourova O.G., Popova T.V., Kokoreva E.G., Parskaya N.V., Krapivina E.A. E kologo-fi/iologichcskic aspekty' kompvutcrnvx texnologij v obrazovateFnom processe // E'kologiya cheloveka. - 2019. - №07. - S. 59-64.

DOI: 10.33396/1728-0869-2019-7-59-64

15. Krapivin I.A., Xasanova N.N. Vliyanie rabotv na komp'yutere na funkcionaFnoe sostoyanie serdeclino-sosudistoj sistcmv studentov // Chelovek i kosmos: sb. tez. XIV Mezhdunar. molodezhnoj nauch.-prakt. konf. Dnepropetrovsk. - 2012. - S. 227.

16. Kry'syuk O.N. Vozrastnv'e. tipologicheskie i individuarny c osobennosti bi-oc lcktrichcskoj aktivnosti miokarda i avtonomnoj nervnoj regulyacii serdeclinogo ritma u detej 7-11 let: avtoref. dis. ... kand.biol.nauk. - IVL 2007. - 20 s.

17. Laponova E.D. Gigienicheskaya ocenka umstvennoj rabotosposobnosti i c mocional nogo sostoyaniya uchasliliixsya raznogo pola 5-9-x klassov na urokax s raznoj vremennoj prodolzhiteFnost'yu ispoFzovaniya personaFnogo komp vutcra /Zdorovc naseleniya i sreda obitaniya. -2018.-№8.-S.31-38.

18. MeFnik S.N., Sukach E.S., Savchenko O.G. Sostoyanie centraFnoj ge-modinamiki molody'x lyudej v zavisimosti ot tipa krovoobraslilieniya pri fizicheskix nagrazkax// Problcmv zdorov'ya i e'kologii. - 2014. - T. 41, № 3. - S. 116-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23376328

19. Mixajlov V.M. Variabcl nost ritma serdcza: opy't prakticheskogo primeneni-ya. - Ivanovo: Ivan. Gos. Med. akademiya, 2002. - 290 s.

20. Muxametzyanov I.Sh. Obuchaemy j s telefonom v slikole. Podxody' k resheni-vu problcmv //Mat. XII mezhd. nauch. konf. «Shujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodv x uchyony'x» (Shuya, 04-05 iyulya 2019). - Shuya: Izd-vo IvGU. -2019.-S. 22-24.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41329883

21. Nikolaev V.I., Denisenko N.P., Denisenko M.D. Tip krovoobraslilieniya i adaptaciya (fiziologiya i psixologiya) // Vestnik Rossijskoj voenno-medicinskoj akade-mii. - 2012. - T. 38, № 2. - S. 70-73.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 18281821

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Petrova V.K., Vanyushin Yu.S. Nasosnaya funkciya serdcza detej s razlich-ny mi tipami krovoobraslilieniya pri funkcionaFny'x nagrazkax // Fundamental ny c issledovaniya. - 2014. - № 9-1. - S. 86-89;

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21773131

23. Ponomaryova T.A. Srochnaya adaptaciya sistemy' krovoobrashheniya detej mladshego slikol'nogo vozrasta k rabote na komp vutcrc: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. - M., 2005. - 20 s.

24. Potapov A.V., VasiFev Yu.B. E'mocional'noe napryazhenie v usloviyax pro-fessionaFno-psixologicheskogo obsledovaniya // Fiziologiya cheloveka. - 1998. - Tom 24, №4. - S. 130-132.

25. Protopopova, S.V. Analiz primeneniya gadzhetov studentami v obra-zovateFnom processe |E lcktronny j resurs] / S.V. Protopopova, T.A. Makarenko // Nauchno-metodicheskij c lcktronny j zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 32. - S. 264267.

URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm

26. Sikorskij A.V. Tipologicheskie svojstva sistemnogo krovoobraslilieniya u detej v klinoortostaze // Zhurnal GGMU. - 2005. - T. 11, № 3. - S. 93-96.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19091735

27. Skoblina, N.A. Mesto gadzhetov v obraze zliizni sovremennyx slikoFnikov i studentov / N.A. Skoblina [i dr.] // Zdorovc naseleniya i sreda obitaniya. - 2017. -№7 (292).-S. 41-44.

28. Skorobogatova, E. A. Vliyanie mobiFnogo ustrojstva na zdorov'c slikoFnika / E. A. Skorobogatova // Zdorove -osnova chelovech. potenciala: problcmy i puti ix resheniya. - 2016. -T. 11, № 1. - S. 251-252.

29. Sokotun S.A., Podkovkin V.G. Osobennosti izmenenij fiziologicheskix i bi-oxiinicheskix pokazatelej slikoFnikov raznogo pola pri rabote za komp vutcrom // Izvestiya Samarskogo nauclinogo ce6ntra Ross, akad nauk, 2009, t.ll, №1 (4) Kiber-Leninka:

littps://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izmeneniy-fiziologicheskih-i-bioliimiclieskih-pokaza-teley-slikolnikov-raznogo-pola-pri-rabote-za-kompyuterom

30. Soldatova G.U., Teslavskaya O.I. Osobennosti ispoFzovaniya cifrovy x texnologii v seinyax s dct mi doslikoFnogo i mladshego slikoFnogo vozrasta // NacionaFny j psixologicheskij zhurnal. - 2019. - T. 36, № 4. - S. 12-27.

DOI: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=8259

31. Stepanova M.I., Sazanyuk Z I., Laponova E.D., Laslineva I.P. Kompyuternaya zanyatosf kak faktor riska narusheniya zdorov'ya mladsliix slikoFnikov // Rossijskij pediatricheskij zhurnal. - 2013. - № 3. - S. 43-47.

32. Tatarincliik A. A. Gigienicheskaya ocenka vliyaniya ispoFzovaniya infor-lnacio nno-ko lnlminikacio nny \ texnologij starshimi slikoFnikaini i studentaini na fonnirovaniya otklonenij v fizicheskom razvitii: avtoref. diss. ... kand. med. nauk. -Moskva, 2019.-25 s.

33. Turovskij Ya. A., Borzunov S. V., Vaxtin A. A., Alekseev A. V., Mamaev A. V. Variabcl nost serdeclinogo ritma v xode obucheniya poFzovatelej primeneniyu in-terfejsov chelovek-komp'yuter // Vestnik VGU, seriya: xiiniya. Biologiya. Fannaciya, -2018.-№ 2. S. 255-262.

34. Fajzraxinanova M. R., Fajzraxmanov M. R., Efimova N. S. Vliyanie smartfon-ov na funkcii zreniya -Tekst: neposredstvenny j, c lcktronnv j // Yunv'j ucheny j. -2017.-№5(14). -S. 117-121.

URL: https ://moluch. ru/young/arcliive/14/1070

35. Fyodorov B.M. Stress: kardiologicheskie aspektyV/ Fiziologiya cheloveka. -1997.-T. 23, № 2. - S. 89-99.

36. Foinina E.V., Olenko E.S., Kodocliigova A.I., Sitnikova K.V. Fiziologicheskie osobennosti central'noj gemodinainiki molodv \ muzhcliin v pokoe i pri fizicheskoj aktivnosti // Psixosomaticheskie i integrativny'e issledovaniya. - 2019. - T. 5, № 1: 0104.

URL: http://pssr.pro/files/pdf/pssr % 202019 % 200104 % 20Foinina.pdf

37. Chomaeva M.N. Komp vutcr kak faktor vrednogo vozdejstviya na zdorov'e cheloveka /International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - Vol. 7-2 46.

38. Chuprov A.D., Voronina A.E., Petrosyan E\A. Profilaktika snizheniya zreniya shkoFnikov mladshego vozrasta // Vestnik on-line Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - Aprel\ № 4 (216). - S. 95-100.

DOI: 10.25198/1814-6457-216-95

39. Sharapov A. N.. Bezobrazova V. N.. Zinenko E. S.. Kmit G. V. Krat-kosrochnaya adaptaciya serdeclino-sosudistoj sistcmv detej 5-7 let k umstvennoj nagrazke // Fiziologiya cheloveka. - 2010. - T. 36,- № 3,- S. 1-8.

40. Shlv k N.I. Upravlenie trcnirovochnv m processom sportsmenov s uchetom individual' ny x xarakteristik variabel'nosti ritma serdcza // Fiziologiya cheloveka. -2016. -tom42, №6. - S. 1-10.

41. Yumatov E.A. Pryamaya registraciya subcktivnogo sostoyaniya cheloveka // Vestnik novy'x medicinskix texnologij. - 2010.

42. Yaslilienko S.G., Ry'balko S.Yu. Vliyanie eTektromagnitnoj c kspo/icii ot sredstv i n fo ri na c i o n no -ko i n i mi n i kac i o n n\ \ texnologij na cheloveka. // Gigiena i sani-tariya. - 2018. -№ 97(11). - S. 1053-1057.

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-ll-1053-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.