Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ДЕТЕРМИНАНТЫ УГРОЗ'

ВЛИЯНИЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ДЕТЕРМИНАНТЫ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНЫЙ ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаенко Андрей Владимирович

В статье показано, что посредством давления на Российскую Федерацию с помощью различных политических, финансово-экономических и инвестиционных инструментов отдельные страны решают свои геополитические интересы, проецируют новые угрозы национальной и экономической безопасности. Раскрыта эволюция классификации национальных интересов. Отмечено, что в нестабильных политических и экономических условиях ведения хозяйственной деятельности особая роль отведена атомной отрасли, которая под влиянием глобальных вызовов и угроз на мировом рынке электроэнергии и неопределенности внешней среды осуществляет капитальные затраты с длительным сроком возврата инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаенко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THREATS TO NATIONAL AND ECONOMIC SECURITY ON ENSURING THE EFFICIENCY OF THE FUNCTIONING OF THE NUCLEAR POWER INDUSTRY: CLASSIFICATION AND DETERMINANTS OF THREATS

The article shows that through pressure on the Russian Federation with the help of various political, financial, economic and investment instruments, individual countries solve their geopolitical interests, project new threats to national and economic security. The evolution of the classification of national interests is revealed. It is noted that in the unstable political and economic conditions of doing business, a special role is assigned to the nuclear industry, which, under the influence of global challenges and threats in the world electricity market and the uncertainty of the external environment, incurs capital expenditures with a long investment return period.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ДЕТЕРМИНАНТЫ УГРОЗ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_10_2_102 УДК 338.24

ВЛИЯНИЕ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ДЕТЕРМИНАНТЫ УГРОЗ

Николаенко Андрей Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», e-mail: Nikolaenko_A V@nrcki. ru

В статье показано, что посредством давления на Российскую Федерацию с помощью различных политических, финансово-экономических и инвестиционных инструментов отдельные страны решают свои геополитические интересы, проецируют новые угрозы национальной и экономической безопасности. Раскрыта эволюция классификации национальных интересов. Отмечено, что в нестабильных политических и экономических условиях ведения хозяйственной деятельности особая роль отведена атомной отрасли, которая под влиянием глобальных вызовов и угроз на мировом рынке электроэнергии и неопределенности внешней среды осуществляет капитальные затраты с длительным сроком возврата инвестиций.

Ключевые слова: атомный энергопромышленный комплекс; эффективность; национальная безопасность; экономическая безопасность.

UDC 338.24

THE IMPACT OF THREATS TO NATIONAL AND ECONOMIC SECURITY ON ENSURING THE EFFICIENCY OF THE FUNCTIONING OF THE NUCLEAR POWER INDUSTRY: CLASSIFICATION AND DETERMINANTS OF THREATS

Nikolaenko Andrey Vladimirovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Director, National Research Center «Kurchatov Institute», e-mail: Nikolaenko_AV@nrcki.ru

The article shows that through pressure on the Russian Federation with the help of various political, financial, economic and investment instruments, individual countries solve their geopolitical interests, project new threats to national and economic security. The evolution of the classification of national interests is revealed. It is noted that in the unstable political and economic conditions of doing business, a special role is assigned to the nuclear industry, which, under the influence of global challenges and threats in the world electricity market and the uncertainty of the external environment, incurs capital expenditures with a long investment return period.

Keywords: nuclear power industry complex; efficiency; National security; economic security.

В современных условиях экономические отношения характеризуются повышенной политической и экономической турбулентностью, обострением геополитической и геоэкономической конкуренции, нарастанием угроз всех видов безопасности и внешних

шоков, подрывом системы норм и соглашений мировой политической и финансово-экономической системы, беспрецедентным санкционным режимом, введенным по отношению к Российской Федерации. Данные процессы создают угрозы экономической

безопасности (ЭБ), проецируют новые риски в социально-экономической, инвестиционной сферах, международной логистике и расчетах, приводят к волатильности на финансовом рынке, увеличению инфляционных и девальвационных ожиданий [7].

Согласно действующим документам, определяющим национальные интересы и стратегические приоритеты развития страны [1-3], национальная безопасность (НБ) выступает как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституцион-

ных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [2].

В обновленной в 2021 г. редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации расширено количество национальных интересов. Дополнительно включены три новых позиции, а другие интересы либо транспонированы в отдельные разделы, либо утратили свою силу [3] (рис. 1).

Рисунок 1 - Сравнительная характеристика национальных интересов в действующей и утратившей силу Стратегии национальной безопасности [13]

Ключевой методологический посыл обеспечения национальной и экономической безопасности исходит из того, что причиной межгосударственных конфликтов выступает контроль над определенной физической средой (как правило, это земная поверхность или водный бассейн), а угрозы национальной безопасности - «это условия и факторы,

создающие прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации» [3]. Национальные интересы (НИ) отражают геополитические и геоэкономические возможности страны, определяются отдельными параметрами (оценка имеющихся и потенциальных ресурсов для реализации национальных ин-

тересов, угроз национальной безопасности и вызовы мировой экономики) и практически воплощаются посредством реализации в стратегиях, концепциях, программах национальной безопасности, имеющих свою конкретную национальную специфику.

Эволюция классификационных моделей угроз национальной безопасности отражает

объективно значимые потребности личности, общества и государства, группируется по сходству определенных признаков, к которым могут быть отнесены интересы, объект, источник, вид, степень локализации, реализации, форма, новизна, приоритеты и др. (рис. 2) [10].

Рисунок 2 - Декомпозиция системы классификации национальной безопасности

В отдельных исследованиях присутствует классификация угроз национальной безопасности с позиции отражения жизненно важных интересов человека, организации и государства (рис. 3). Кроме этого выделяется классификационная модель по отношению к функциям, объекту, масштабам угроз, характеру, их генезису, а также по отношению к объекту обеспечения национальной безопасности (рис. 4) [8].

В новой редакции Стратегии национальной безопасности осуществлена корректировка традиционных национальных приоритетов (угроз), изменились их названия, количество, порядок расстановки и последовательность. Помимо традиционных национальных приоритетов (угроз) национальной

безопасности отмечается необходимость решения проблемы сбережения народа, развития человеческого потенциала и информационной безопасности.

При этом структура раскрытия каждого приоритета представлена оценкой существующего положения дел, определением цели государственной политики в данном сегменте и раскрытием задач, которые обеспечивают решение заявленной цели [5].

В рамках достижения целей обороны, обе -спечения государственной, общественной и экономической безопасности решаются проблемы поддержания необходимого потенциала ядерного сдерживания (на достаточном уровне), повышения уровня антитеррористической защищенности оборонно-промыш-

Рисунок 3 - Классификация угроз национальной безопасности с позиции обеспечения жизненно важных

интересов личности, общества и государства

Рисунок 4 - Классификация угроз национальной безопасности с позиции отношения к функциям, объекту, масштабам, характеру и объекту обеспечения

ленного комплекса, атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплекса и предупреждения (пресечения) террористической деятельности и попыток совершения актов ядерного терроризма, а также укрепления лидирующих позиций и конкурентных преимуществ Российской Федерации в атомном энергопромышленном комплексе.

Существующие попытки отдельных стран с помощью различных политических, фи-

нансово-экономических и инвестиционных инструментов давления на Российскую Федерацию решать свои геополитические интересы проецируют новые угрозы национальной безопасности.

Неформальный открытый военный конфликт между Россией и блоком НАТО (в лице Украины) существенно повысил уровень военных угроз, поскольку он направлен на расширение зоны геополитического

влияния США в Восточной Европе и создает экстремистский полигон подготовки радикальных элементов. В экономической сфере по-прежнему присутствуют внутренние угрозы, связанные с деструктивными изменениями в финансовой системе, нарушениями устойчивости в транспортной, логистической инфраструктуре, снижением устойчивости в производственно-технологических цепочках, сырьевой моделью экономики, коррупцией.

Очевидно, что внешние экономические угрозы связаны с внутренними и вызваны деградацией хозяйственных отношений в постсоветский период и технологической зависимостью России. По мнению А. Е. Городецкого, основной причиной нарастания данной угрозы национальной безопасности

и стагнации экономики является следование инертной модели развития, препятствующей переходу к экономике знаний [6] и перспективным производственным технологиям нового («шестого») уклада. По мнению группы ученых МГИМО (Н. В. Митропольская-Родио -нова, А. В. Тебекин, А. В. Хорева), российской экономике без решения проблемы импорто-замещения практически невозможно перепрыгнуть от технологий третьего технологического уклада к шестому (рис. 5). Вполне логично, что данное направление стало объектом угроз Российской Федерации, которые проявляются через санкционный характер взаимоотношений с большинством стран Европы и США [4].

М

ъ

Рисунок 5 - Переход российской экономики от третьей ступени технологического развития на шестую (с учетом решения проблемы импортозамещения) [12]

В этих условиях необходимо учитывать обстоятельства, которые выступают детерминантами существующих и появляющихся новых угроз национальной безопасности. Поэтому необходимо учитывать сложный взаимосвязанный комплекс причин, отражающие изменения в структуре мировой социально-экономической и финансовой системы, «провалы» существующих институтов глобального управления и правил принятия решений, а также нарастание противоречий между раз-

личными системами ценностей, трактовками национальной безопасности через которые выстраиваются отношения между государствами, различными институтами [15].

Во-первых, первопричину угроз национальной безопасности России необходимо рассматривать с позиции геополитической обусловленности (геополитического противоборства), которая в разные промежутки времени маскировалось под идеологическую борьбу демократии с коммунизмом, то-

талитарными режимами, борьбу с международным терроризмом и др.

Во-вторых, при этом специфика материализации угроз национальной безопасности не предполагает прямого объявления войны, захвата или разрушения хозяйственных объектов или блокировки транспортных коммуникаций. В данной ситуации достаточно создать нестабильность поблизости границ (торговых путей) или посредством привлечения третьих стран (например, Украины) с применением относительно примитивных вооружений и т. п. [9].

В-третьих, необходимо учитывать стремительные изменения, которые происходят при оценке причинно-следственных связей в следующей последовательности «угроза - следствие - последствия». В данном случае можно наблюдать ситуацию, когда следствия или последствия действия угроз становятся новыми угрозами. Например, недооценка проблемы «Северный поток -2» не позволила своевременно понять разницу, что является угрозой, а что выступает следствием или последствием этой угрозы. Поэтому отказ от учета причинно-следственной трансформации в такой связке, как «угроза - следствие - последствия», закрывает возможность для корректного и адекватного прогноза комплекса угроз национальной безопасности Российской Федерации [14].

Как сложное, многогранное понятие, экономическая безопасность характеризует состояние национальной экономики с позиции обеспечения стабильного и прогрессивного развития общества, возможности оперативного реагирования на возникающие негативные факторы обеспечения защиты экономических приоритетов и интересов страны в долгосрочной перспективе на внешних и внутренних рынках.

В новых нестабильных и многоаспектных политических и экономических условиях ведения хозяйственной деятельности особая роль отведена такой специфической отрасли, как атомная, которая под влияни-

ем глобальных вызовов на мировом рынке электроэнергии, неопределенности внешней среды осуществляет серьезные капитальные затраты с длительным сроком возврата инвестиций [16].

На динамику развитие атомного энергопромышленного комплекса (АЭПК) оказывает влияние достаточно сложная комбинация следующих факторов:

- увеличение стоимости удельных капитальных вложений при производстве электроэнергии на АЭС;

- повышение спроса на объемы потребления электроэнергии;

- необходимость поддержания АЭС в безаварийном состоянии;

- высокие цены на природный уран и ограниченный объем его запасов;

- волатильность на рынке энергоносителей;

- усиление так называемой «зеленой повестки» за счет производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии;

- возможное прекращение внешнеторговых отношений (санкционные ограничения) по отдельным уникальных комплектующим и оборудованию и др.

Именно поэтому особо актуально становится проблема диагностики потенциальных кризисных ситуаций и угроз развития АЭПК с позиции оценки его взаимосвязи обеспечения национальной и экономической безопасности в следующих аспектах:

1. Экономическая безопасность АЭПК как функция минимизации энергетических затрат, как составляющая себестоимости продукции.

2. Обеспечение энергетической безопасности государства за счет увеличения количества диверсифицированных источников генерации энергии АЭПК.

3. Экологическая безопасность АЭПК как основа соблюдения нормативов при эксплуатации производственных мощностей, нагрузки на инфраструктуру и допустимого воздействия на окружающую среду.

Список литературы _

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства Рос -сийской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.

2. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

4. Акулинин В. Н., Епифанова Н. С. Угрозы национальной безопасности России в контексте международной безопасности // Социосфера. 2016. № 1.

5. Белозеров В. К. Новая стратегия национальной безопасности Российской Федерации: от обретения смыс -лов к реализации // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2021. № 2 (843). С. 20-35.

6. Городецкий А. Е. Национальные стратегически задачи и экономическая безопасность // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 217. № 3.

7. Гришков В. Ф., Плотников В. А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135).

8. Концепция обоснования организации перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации. М. : Граница, 2018. 520 с.

9. Клочков В. В. Взаимосвязь военных и социально-экономических угроз национальной безопасности России // Экономическая безопасность. 2020. Т. 3. № 4.

10. Кийко М. Ю. Современные аспекты научных трактовок угроз национальной безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1 (35).

11. Лев М. Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 1.

12. Митропольская-Родионова Н. В., Тебекин А. В., Хорева А. В. Теоретическая модель нового индустриального общества второго поколения и проблемы практического воплощения ноономики // Теоретическая экономика. 2021. № 3 (75).

13. Пиунов В. В., Штернов В. П. Анализ стратегических национальных приоритетов в стратегии национальной безопасности // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 1.

14. Смульский С. В. Особенности исследования национальных интересов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2019. № 2 (15).

15. Ядерный мир: новые вызовы режиму ядерного нераспространения / под. ред. Е. Б. Михайленко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.

16. Barkatullah N. NPP Projects: Financing Structures and Introduction to Financial Risk Management. The IAEA Nuclear Energy Management School in UAE. January 9. 2012.

References _

1. Federal Law No. 390-FZ of December 28, 2010 «On Security». Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. Article 2.

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated May 13, 2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030». Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. St. 2902.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (Part II) will be. Article 5351.

4. Akulinin V. N., Epifanova N. S. Threats to Russia's national security in the context of international security. Sociosphere. 2016. No. 1.

5. Belozerov V. K. The new strategy of national security of the Russian Federation: from gaining meanings to implementation. Vestnik MGLU. Social sciences. 2021. No. 2 (843). pp. 20-35.

6. Gorodetsky A. E. National strategic tasks and economic security. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2019. Vol. 217. No. 3.

7. Grishkov V. F., Plotnikov V. A., Frolov A. O. Mobilization economy in modern Russia: theoretical aspects. Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2022. № 3 (135).

8. The concept of substantiation of the organization of the perspective appearance of the power components of the military organization of the Russian Federation. M. : Border, 2018. 520 p.

9. Klochkov V. V. Interrelation of military and socio-economic threats to the national security of Russia. Economic security. 2020. Vol. 3. No. 4.

10. Kiiko M. Yu. Modern aspects of scientific interpretations of threats to national security. Regional problems of economic transformation. 2013. № 1 (35).

11. Lev M. Yu. On the increasing importance of national security research in modern economic science. Economic security. 2022. Vol. 5. No. 1.

12. Mitropolskaya-Rodionova N. V., Tebekin A.V., Khoreva A.V. Theoretical model of a new industrial society of the second generation and problems of practical implementation of noonomics. Theoretical Economics. 2021. № 3 (75).

13. Piunov V. V., Shternov V. P. Analysis of strategic national priorities in the national security strategy. Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 1.

14. Smulsky S. V. Features of the study of national interests and threats to national security of the Russian Federation in modern conditions. Humanitarian Bulletin of the VA RVSN. 2019. № 2 (15).

15. The Nuclear world: New challenges to the nuclear nonproliferation regime/ed. by E. B. Mikhailenko. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2017.

16. Barkatulla N. NPP projects: Financing structures and introduction to financial risk management. IAEA Nuclear Energy Management School in the UAE. January 9, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.