Научная статья на тему 'УГРОЗЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ'

УГРОЗЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1998
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / ИНТЕРЕСЫ / ПУТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н.

Угрозы и вызовы в сфере обеспечения экономической безопасности - это особая группа рисков, имеющих существенную вероятность наступления в связи с действием определенных негативных факторов, в том числе внешних, и непродуманной социально-экономической политики государства. Угрозы в сфере обеспечения экономической безопасности тщательно рассмотрены в двух стратегически важных Указах Президента РФ: «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» и «О стратегии национальной безопасности в РФ». Данные документы следует считать системообразующими и комплексными, так как они не просто раскрывают современные проблемы в обеспечении экономической безопасности, но и определяют основные пути нейтрализации вызовов и угроз в этой сфере, организационные основы и механизмы. Вместе с тем Стратегии не в полной мере детализируют современные тенденции и риски в системе экономической безопасности, нет ранжирования представленных вызовов и угроз по степени опасности и вероятности наступления. С нашей точки зрения, требуется комплексное научное исследование вызовов и угроз в данной сфере. В статье изложены результаты комплексного научного исследования вызовов и угроз в сфере обеспечения экономической безопасности государства и анализа путей их нейтрализации и повышения эффективности ее механизма. Теоретической и методологической основой исследования являются системные документы, а также материалы ведущих ученых-экономистов из периодической печати. Основные методы исследования, использованные при написании работы, - общенаучные методы индукции и дедукции, метод теоретического системного анализа, монографический (описательный) метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO NEUTRALIZE NATIONAL ECONOMIC SECURITY THREATS

National economic security threats are a special group of risks of high probability caused by some negative factors, including external ones and ill-considered socio-economic national policy. Today, national economic security threats are carefully considered and set out in two strategically important Decrees of the Russian Federation President - "On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period of 2030" and "On the strategy of national security in the Russian Federation". These are complex strategic documents, since they reveal modern problems in ensuring economic security and also determine the main ways to neutralize modern challenges and threats in this area, its institutional basis. At the same time, the strategies do not fully detail current trends and risks in the economic security system, there is no ranking of the presented challenges and threats according to the degree of danger and probability of occurrence. From our position, a comprehensive scientific study of the national economic security threats is required. The purpose of the scientific article was a comprehensive scientific study of challenges and threats in the field of national economic security, analysis of ways to neutralize them and increase the effectiveness of the mechanism for ensuring the economic security of Russia. The theoretical and methodological basis of the study was systemic documents aimed at ensuring the economic security of the state, as well as materials from periodicals presented by leading economists. The main research methods used in the work were general scientific methods of induction and deduction, the method of theoretical systems analysis, the monographic (descriptive) method.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»

ЭКОНОМИКА

УДК 346.548 (075.8)

DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-1-7-19

1 2 3

Н.Г. Гаджиев , С.А. Коноваленко , М.Н. Трофимов

Угрозы в сфере обеспечения экономической безопасности государства.

Пути их нейтрализации

1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; nazirhan55@mail.ru

2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная ул., 18; sergejkonovalenko26@gmail.com

2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная ул., 18; fanat1k.fanat1k.fanat1k@yandex.ru

Угрозы и вызовы в сфере обеспечения экономической безопасности - это особая группа рисков, имеющих существенную вероятность наступления в связи с действием определенных негативных факторов, в том числе внешних, и непродуманной социально-экономической политики государства.

Угрозы в сфере обеспечения экономической безопасности тщательно рассмотрены в двух стратегически важных Указах Президента РФ: «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» и «О стратегии национальной безопасности в РФ». Данные документы следует считать системообразующими и комплексными, так как они не просто раскрывают современные проблемы в обеспечении экономической безопасности, но и определяют основные пути нейтрализации вызовов и угроз в этой сфере, организационные основы и механизмы. Вместе с тем Стратегии не в полной мере детализируют современные тенденции и риски в системе экономической безопасности, нет ранжирования представленных вызовов и угроз по степени опасности и вероятности наступления. С нашей точки зрения, требуется комплексное научное исследование вызовов и угроз в данной сфере.

В статье изложены результаты комплексного научного исследования вызовов и угроз в сфере обеспечения экономической безопасности государства и анализа путей их нейтрализации и повышения эффективности ее механизма.

Теоретической и методологической основой исследования являются системные документы, а также материалы ведущих ученых-экономистов из периодической печати.

Основные методы исследования, использованные при написании работы, - общенаучные методы индукции и дедукции, метод теоретического системного анализа, монографический (описательный) метод.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, вызовы и угрозы, интересы, пути.

Введение

Анализ вызовов и угроз в сфере экономической безопасности России следует начинать с тщательного исследования основных положений Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно разделу II «Вызовы и угрозы экономической безопасности» выделяется 25 основных вызовов и угроз. Представленные вызовы и угрозы не

имеют четкого ранжирования, поэтому должны рассматриваться и анализироваться комплексно и системно.

Стратегия определяет 6 основных целей обеспечения экономической безопасности:

1) укрепление экономического суверенитета нашей страны;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса;

6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения [1].

Реализация Стратегии осуществляется в два этапа:

- I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

- II этап (до 2030 года) - принятие мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

В Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обеспечению экономической безопасности России посвящен п. 65. В нем определены 35 комплексных задач. Основными направлениями обеспечения экономической безопасности нашей страны признается укрепление экономического суверенитета России, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста выше мировых темпов.

Реализация стратегии национальной безопасности не имеет четких сроков исполнения и осуществляется на плановой основе в рамках стратегического планирования.

Результаты исполнения стратегии отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Анализ угроз и вызовов в сфере обеспечения экономической безопасности государства в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208

Проведем ранжирование представленных вызовов и угроз по степени опасности и вероятности наступления.

Первая угроза. Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологиях (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции. Проявляется через три составляющие:

1) применение санкций в отношении компаний, представляющих IT-сектор (разработчик решений по кибербезопасности Positive Technologies, ФГАУ НИИ «Спецвуза-втоматика», «Технополис ЭРА», «Пасит», «Необит» и «Передовые системные технологии» (Advanced System Tech, AST);

2) введение санкций в отношении технических вузов России (Московский физико-технический институт, «Европейский институт ЮСТО» и др.);

3) введение санкций в отношении российских промышленных компаний. В список вошли более 100 компаний и концернов, в основном оборонной промышленности, и банки («Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Уралвагонзавод», «Туполев», «Сухой», «Калашников», «Ижмаш», «Вертолеты России», концерн «Созвездие», «МиГ», «Адмиралтейские верфи», «Объединенная судостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная корпорация» и др.).

По данным Банка России на 10.01.2021, за период с 2015 по 2021 г. в отношении граждан и юридических лиц из России санкции были введены Евросоюзом 22 раза, Великобританией - 8 раз, США - 47 раз, прочими недружественными странами - 24 раза.

Вторая угроза. Усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг. Данная угроза характеризуется прежде всего:

1) ростом внешнего и внутреннего долга к ВВП страны (в среднем в мире некоторые страны имеют внешний долг от 100 до 550 %). Долг России в 2021 г. находился на уровне 31,5 % от ВВП;

2) применение МСФО как инструмента занижения реальной стоимости активов и ресурсов государства при инвестировании в реальный сектор;

3) увеличением стоимости производных ценных бумаг, не подтвержденных реальным имуществом;

4) неоправданным ростом финансового сектора, сферы услуг, торговли по отношению к производственному сектору экономики государства.

Третья угроза. Использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям. Данную угрозу следует рассматривать через реализацию следующих составляющих:

1) ограничение доступа к иностранному капиталу топливно-энергетического сектора страны;

2) ограничение доступа к высокотехнологическому импорту (в АПК, ТЭК, цветной и черной металлургии, химической промышленности);

3) ограничение листинга и IPO на крупнейших фондовых биржах США и Европы;

4) применение санкций в отношении логистических и торговых компаний, сотрудничающих с Россией (за период 2015-2020 гг. импорт и объем контейнерных перевозок в Россию сократился примерно на 25-40 %).

Четвертая угроза. Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ.

Это угрожает не только экономическим, но и национальным интересам государства. Стоит вспомнить ряд недавних конфликтов в зоне «русского пояса»:

- конфликт между Украиной и (Луганской и Донецкой республиками);

- конфликт между Грузией, Абхазией и Южной Осетией;

- конфликт между Арменией и Азербайджаном;

- конфликт между Молдавией и Приднестровьем;

- попытки устроить оранжевую революцию в Беларуси;

- недавние погромы и бандитские нападения на государственные учреждения в Казахстане и т. д.

Пятая угроза. Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков. В среднем от 25-30 % доходов федерального бюджета РФ формируется из экспортных доходов от реализации минерального сырья и энергоресурсов.

Существенная волатильность на сырьевых рынках приводит прежде всего, к проблемам формирования федерального бюджета России и проявляется в следующем:

1) колебания цен на нефть зафиксированы в интервале 40-85 долл./бар. (20182021 гг.);

2) колебания цен на газ зафиксированы в интервале 200-1400 долл./бар. тыс. куб. м. (2018-2021 гг.);

Необходимо отметить, что существенная экономическая зависимость нашего государства от среднемировых цен на нефть и газ сохраняется. По прогнозу, уровень цен на энергоресурсы останется стабильным в ближайшие годы и будет сохраняться в приемлемом для нашей страны - диапазоне от 50 до 70 долл./бар. (2022-2026 гг.).1 Снижение зависимости от сырьевой иглы - приоритетная стратегическая задача нашего государства.

Шестая угроза. Подверженность финансовой системы Российской Федерации рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала, коррупции, преступлений), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы.

С этой угрозой в первую очередь связано проявление следующих рисков:

1) влияние спекулятивного иностранного капитала;

2) рост экономических и социально опасных преступлений экономической направленности в кредитно-финансовой сфере;

3) уязвимость информационной составляющей банковской системы [2].

Статистически за 1 квартал 2021 г. ущерб от мошенничества в кредитно-

финансовой сфере в отношении физических лиц составил 3,2 млрд руб., при этом средний уровень компенсации потерь со счетов физических лиц в банках составил только 8 % (250 млн руб.). В январе-июне 2021 г. Банк России выявил 729 субъектов (компаний, проектов, индивидуальных предпринимателей и др.), занимающихся нелегальной деятельностью, в том числе созданием финансовых пирамид. Это на 16,6 % больше, чем за аналогичный период 2020 г.

В 2021 г. виды нелегальной деятельности в кредитно-финансовой сфере структурно распределялись следующим образом:

47,2 % - черные кредиторы (незаконное кредитование);

32,8 % - нелегальные профучастники рынка ценных бумаг (на 72 % больше, чем в 2020 г.);

20 % - финансовые пирамиды (на 49 % больше, чем 2020 г.).

Седьмая угроза. Исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями.

При этом возникают следующие риски:

1) деградация производственных технологий;

1 По данным энергетического бюллетеня https://ac.gov.rU/uploads/2 РиЫюа-tions/energo/2021/Energo101.pdf (дата обращения 14.12.2021)

2 По данным Банка России https://cbr.ru/analytics/currency_control/2021_1/ (дата обращения 06.12.2021)

2) снижение общих производственных промышленных мощностей;

3) низкая эффективность НИОКР;

4) утрата имеющихся преимуществ научных школ [3].

Восьмая угроза. Отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики.

Проявление этой угрозы сопровождается реализацией следующих рисков:

1) падение кредитного и инвестиционного рейтинга страны;

2) монополизация внутреннего рынка;

3) существенная зависимость государственной экономической политики от экспортных доходов.

По итогам 2020 г. в рейтинге лучших компаний мира российские компании заняли следующие места:

Газпром (32 место, рыночная стоимость $60,8 млрд);

Роснефть (53, $48,1 млрд);

Лукойл (99, $41,2 млрд);

Сургутнефтегаз (251, $17,9 млрд);

Новатэк (316, $42,6 млрд);

Сбербанк (402, $59,9 млрд);

Транснефть (405, $13,4 млрд);

Норникель (424, $43,8 млрд);

ВТБ (452, $6,1 млрд);

Татнефть (539, $16,7 млрд).

Девятая угроза. Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности.

Обычно проявление данного типа угрозы сопряжено с действием следующих негативных факторов:

1) падение темпов роста реального ВВП;

2) сокращение мультипликатора инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) рост издержек производства и фактической себестоимости продукции (работ,

услуг);

4) ухудшение инвестиционной инфраструктуры и делового климата (сворачивание производственного потенциала);

5) отказ от реализации крупных инвестиционных проектов с государственным и международным участием [4].

Все регионы по уровню инвестиционной активности поделены на четыре группы (по индексу физического объема инвестиций в основной капитал). Первая группа -50 субъектов регионов РФ с индексом менее 1,0, вторая - 23 региона (от 1,0 до 1,099); третья - 6 регионов (от 1,10 до 1,199), четвертая - 6 регионов (более 1,2). Наилучший показатель инвестиционной активности наблюдается в Калмыкии и Марий Эл, Нижегородской области, Камчатском крае. Сегодня в нашей стране отмечается снижение уровня инвестиционной активности как в среднем по стране, так и в большинстве регионов (в 50-ти субъектах РФ).

Существует проблема неравномерного распределения реальных инвестиций по секторам экономики нашей страны. Наибольший процент инвестиций приходится на добычу полезных ископаемых и торговлю, обрабатывающий производственный сектор существенно отстает от данных сфер экономики. Такой дисбаланс связан с низким уровнем рентабельности промышленных предприятий по сравнению с сырьевым сек-

тором и торговлей. Для улучшения ситуации необходимы меры как административного, так и рыночного воздействия на повышение уровня инвестиционной активности.

Десятая угроза. Низкие темпы экономического роста.

Согласно всем положениям экономической теории, сокращение темпов экономического роста ниже среднемировых ведет к следующим существенным проблемам в сфере обеспечения экономической безопасности государства:

1) к падению уровня жизни и доходов населения;

2) к увеличению разрыва между развитыми странами и Россией;

3) к снижению уровня потребления продукции (работ, услуг) населением, в том числе продовольственных товаров;

4) к уменьшению продолжительности и снижению качества жизни населения;

5) к отказу от реализации крупных социальных проектов поддержки населения;

6) к дальнейшему увеличению пенсионного возраста, сокращению пенсий [5].

Согласно прогнозным данным, рост российского ВВП в 2022 и 2023 гг. составит

соответственно 2,8 и 1,8 %. Среднемировые темпы роста - 3,0 % в год.3

Одиннадцатая угроза. Разрыв в уровне социально-экономического развития регионов, что приводит:

1) к повышению уровня дифференциации между донорами и дотационными регионами, ослаблению бюджетного контроля;

2) к сокращению золотовалютных запасов и резервных фондов;

3) к повышению зависимости от иностранных кредитов и займов.

Распределение субсидий субъектам из федерального бюджета на 2021 год

утверждено приказом Минфина РФ № 1030. Согласно его положениям в перечень регионов-доноров, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, входят 13 субъектов РФ: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Соответственно остальные 72 субъекта России в 2021 г. получили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Наибольший размер средств выделен: Дагестан - 72,9 млрд руб., Якутия - 51,6 млрд руб., Камчатский край - 41,1 млрд руб.4

Двенадцатая угроза. Высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере.

Коррупция в России способна подорвать национальную безопасность государства. Она приводит к следующим негативным последствиям:

1) к увеличению социальной напряженности в обществе;

2) к неэффективному распределению средств государственного бюджета;

3) к несправедливому распределению доходов, обогащению субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

4) к снижению доверия общества к власти [6].

Тринадцатая угроза. Сохранение значительной доли теневой экономики.

Развитие теневого сектора экономики страны чаще всего сопровождается следующими негативными процессами:

1) замедлением темпов экономического роста;

3 РБК: https://www.rbc.ru/economics/06/12/2021/615c7aef9a79478653e3a6b5 (дата обращения 08.01.2022)

4 https://www.rbc.ru/economics/25/11/2021/617295449a79472ffbf4a67b (дата обращения 08.01.2022)

2) сокращением пенсий и социальных выплат населению;

3) снижением конкурентоспособности экономики;

4) сокращением налоговой базы и налоговых поступлений на всех уровнях бюджетной системы;

5) дальнейшим увеличением дифференциации в доходах населения.

Согласно данным Банка России доля теневого сектора экономики страны колеблется в пределах 10-13 % (около 23 трлн руб.). При этом в последние годы отмечается тенденция к снижению данного показателя. Причинами положительной динамики являются прежде всего улучшение системы налогового администрирования в нашей стране и повышение уровня цифровизации экономических отношений, появление новых перспективных специальных налоговых режимов (налогообложение самозанятых, налог на профессиональный доход), определенные успехи в борьбе с коррупцией.

Сокращению доли теневой экономики способствует и санкционная политика иностранных государств, так как при этом приходится искать внутренние резервы развития государства, а также более активно бороться с выводом капитала за рубеж. Проблема теневого сектора экономики страны может быть частично решена путем сочетания гибких и жестких мер государственного регулирования.

Статистически количество выявляемых преступлений коррупционной и экономической направленности в последние годы имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Результаты раскрываемости экономической преступности представлены в таблице.

Таблица. Эффективность следственных органов в части раскрытия преступлений экономической направленности за 9 месяцев 2021 г.

Результаты раскрываемости преступлений экономической направленности Штат Раскрыто за 2021 год

Всего Ранг

ЦФО Россия

Белгородская обл. 160 187 13 57

Брянская обл. 162 196 10 53

Владимирская обл. 154 211 5 41

Воронежская обл. 253 391 3 35

Ивановская обл. 130 168 8 47

Калужская обл. 156 190 9 52

Костромская обл. 80 96 11 54

Курская обл. 147 123 18 76

Липецкая обл. 137 148 14 64

г. Москва 1095 4789 1 2

Московская обл. 737 2162 2 7

Орловская обл. 127 183 4 39

Рязанская обл. 139 123 17 71

Смоленская обл. 129 153 12 56

Тамбовская обл. 113 149 6 44

Тверская обл. 157 207 7 45

Тульская обл. 166 178 15 66

Ярославская обл. 129 120 16 70

Республика Дагестан 242 1184 1

Можно выделить следующие причины сокращения количества выявленных и раскрытых преступлений экономической направленности:

1) либерализация и монетизация уголовного законодательства в части преступлений экономической направленности;

2) высокая латентность преступлений экономической направленности;

3) структурные изменения и трансформация экономической преступности;

4) кадровые проблемы правоохранительных органов;

5) проблемы взаимодействия между структурными подразделениями правоохранительных органов;

6) недостаточно активное противодействие преступлениям экономической направленности на международном уровне [7].

Четырнадцатая угроза. Усиление дифференциации населения по уровню доходов.

Данная угроза прежде всего оказывает негативное влияние на социальную сферу. При этом возникает:

1) усиление поляризации общества, рост социальной напряженности;

2) антагонизм между людьми;

3) тенденция к снижению качества жизни;

4) сокращение уровня потребления, сбережений и совокупного спроса.

На конец 2021 г. коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) составлял 0,42. Отмечается негативная динамика роста данного показателя, что свидетельствует об увеличении неравенства в доходах населения и росте социальной напряженности.

Децильный коэффициент в 2020 г. оставался на уровне 7,0, что говорит о серьезном неравенстве в доходах населения страны.

Согласно статистическим данным средний уровень заработной платы в РФ за 2021 год составил 56280 руб., при этом доля работников с заработной платой ниже прожиточного минимума в экономике составляла 2,5 %. Коэффициент межотраслевого различия в заработной плате за 2021 год составил 3,4, а межотраслевой коэффициент вариации - 40,5 %. При этом коэффициент соотношения между минимальной заработной платой и максимальной заработной платой по регионам за 2021 год составил 3,9.6 Проблема неравенства в доходах населения признается угрозой как национальной, так и экономической безопасности РФ. Это связано с тем, что низкие реальные доходы населения сказываются на совокупном спросе и как следствие - на стимулировании экономического роста. Без повышения благосостояния граждан невозможно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государства.

Основные задачи в сфере обеспечения экономической безопасности государства в соответствии с Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400

Данный стратегический нормативный документ определяет следующие задачи в сфере обеспечения экономической безопасности государства:

1) обеспечение инфраструктурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, использование низкоуглеродных технологий;

2) сохранение макроэкономической устойчивости и нормативных показателей макроэкономической безопасности;

5 https://www.fedstat.ru/indicator/31165 (дата обращения 15.12.2021)

6 https://www.fedstat.ru/indicator/31165 (дата обращения 05.07.2021)

3) повышение платежеспособного совокупного спроса населения на товары и услуги;

4) ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал;

5) обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики;

6) повышение производительности труда на основе внедрения инновационных технологий и цифровизации экономики;

7) преодоление зависимости страны от импорта технологий;

8) укрепление достигнутых РФ лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе;

9) интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики [8];

10) развитие радиоэлектронной промышленности;

11) модернизация производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса;

12) расширение производства лекарственных средств и медицинских изделий;

13) создание и производство отечественных вакцин;

14) преодоление критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства);

15) укрепление финансовой системы РФ и ее суверенитета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16) сокращение использования доллара США в торговых расчетах;

17) дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры;

18) обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры;

19) укрепление единства экономического пространства РФ;

20) сокращение дифференциации субъектов страны по уровню развития и доходам населения;

21) повышение эффективности государственной макроэкономической политики;

22) совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере экономической деятельности;

23) совершенствование системы размещения производительных сил на территории РФ;

24) создание на территории страны благоприятной деловой среды;

25) совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

26) устранение диспропорций на рынке труда;

27) снижение доли теневого и криминального секторов экономики;

28) поддержка, развитие и защита конкуренции на российском рынке;

29) повышение эффективности использования бюджетных средств и управления активами государства;

30) усиление контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики;

31) создание стратегических резервов ресурсов государства;

32) развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта.

Законодатель относит к задачам по обеспечению экономической безопасности и

ряд мер в области, тем самым подчеркивая важность сохранения окружающей среды для будущих поколений российских граждан. О системности мер в части экономической безопасности свидетельствует и тот факт, что одной из задач является обеспече-

ние энергетической безопасности страны. Следовательно, энергетическая и экологическая безопасность являются, по мнению законодателя, частями экономической безопасности государства [9].

В будущем приоритетным направлением станет переход нашей страны к зеленой экономике.

Реализация стратегических инициатив «Зелёного курса» потребует серьезных текущих и инвестиционных затрат. Так, примерный объем средств, необходимых для осуществления ключевых положений программы, до 2050 года может составить по самым скромным оценкам от 300 до 500 млрд долл., что сопоставимо с годовым объем ВВП страны. Такой объем средств будет сложно изыскать без создания механизма национального экологического фонда, образованного по принципу фонда национального благосостояния. По нашему мнению, ключевыми источниками данного фонда должны стать:

- сверхдоходы от экспорта природных ресурсов;

- экологические сборы с производств загрязняющих окружающую среду;

- спонсорские отчисления со стороны крупного и среднего бизнеса.

Не менее важным условием реализации программы должно стать введение обязательного экологического страхования хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Такая инициатива даст возможность на основе принципа кассы взаимопомощи сформировать необходимый объем средств для покрытия текущего и дисконтированного экологического ущерба в будущем.

«Зелёный курс» представляет собой концептуальную программу долгосрочного экологического развития России на период до 2050 года, соответствующую ключевым стратегическим глобальным стандартам и нормативам в сфере экологической безопасности. Главной задачей «Зелёного курса» является обеспечение нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году.

Реализация «Зелёного курса», по мнению авторов, во многом сталкивается со следующими проблемами:

- ограничение экономической активности вследствие падения глобального спроса на ископаемое топливо и распространение коронавирусной инфекции;

- отсутствие законодательно закрепленного финансирования программы;

- отсутствие общепринятого механизма обязательного страхования экологической ответственности;

- отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации экологических проектов в сфере транспорта, энергетики, сельского и лесного хозяйства;

- сложность внедрения в промышленный оборот технологий Power-To-X;

- отсутствие заинтересованности среднего и крупного бизнеса в обеспечении экологической безопасности;

- отсутствие должного уровня контроля в сфере экологической безопасности и сохранения экосистем;

- несформированность необходимого уровня экологической культуры и экологического менталитета российского общества;

- отсутствие системообразующего экологического кодекса, обеспечивающего защиту интересов общества в части сохранения окружающей среды и жесткие меры в отношении нарушителей экологического законодательства;

- отсутствие необходимой информационной поддержки на федеральном и региональном уровнях;

Вместе с тем «Зелёный курс» требует реализации комплекса организационных, нормотворческих, административных и управленческих мер со стороны государства и общества.

Из комплексных задач по обеспечению экономической безопасности Стратегия исключает вопросы по формированию и развитию человеческого капитала в России, что, по нашему мнению, является стратегической ошибкой в системе государственного управления. Также, по нашему мнению, необходимо в качестве стратегической задачи указать необходимость создания условий для возврата ранее выданных кредитов и займов другим странам и сокращения внутреннего долга страны. Стратегическими задачами также являются диверсификация экспортных доходов бюджетной системы России и снижение зависимости бюджета от реализации сырьевых товаров [10].

Таким образом, анализ вызовов и угроз в сфере обеспечения экономической безопасности государства в соответствии с Указами Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и «О стратегии национальной безопасности в РФ» от 02.07.2021 № 400 показывает, что проблема обеспечения экономической безопасности государства является комплексной и системной. Стратегическими документами определяются как направления и механизм обеспечения экономической безопасности, так и ее виды [11].

Несмотря на существенный шаг вперед в определении приоритетных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности государства, законодатель допустил и некоторые просчеты, не акцентировав внимание на таких проблемных вопросах, как формирование и развитие человеческого капитала в России, диверсификация экспортных доходов бюджетной системы РФ, а также создание условий для погашения внутреннего и внешнего долга страны. Вместе с тем считаем, что Стратегии, безусловно, оказывают положительное влияние на создание необходимых условий для эффективного обеспечения экономической безопасности России.

Заключение

Данное исследование, позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема обеспечения экономической безопасности государства является комплексной и системной. Стратегическими документами определяются как направления и механизм обеспечения экономической безопасности, так и виды экономической безопасности [12].

2. Несмотря на существенный шаг вперед в определении приоритетных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности государства, законодатель допустил и некоторые просчеты, не акцентировав внимание на таких проблемных вопросах, как формирование и развитие человеческого капитала в России, диверсификация экспортных доходов бюджетной системы РФ, а также создание условий для погашения внутреннего и внешнего долга страны.

3. Необходимо обеспечить поэтапный переход к формированию нового типа экономической системы - «Зеленой экономики». Переход к «Зеленой экономике» обеспечит получение РФ стратегических конкурентных преимуществ, прежде всего за счет огромных территорий, биоразнообразия и наличия водных и земельных ресурсов.

Литература

1. Стандарты и качество: международный журнал для профессионалов стандартизации и управления качеством / гл. ред. Г.П. Воронин; учред. Росстандарт, всероссийская организация качества и др. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2017. № 7 (961). - 116 с.

2. Нормативные правовые акты // Биржа интеллектуальной собственности.

2017. Т. 16, № 12. - С. 59-68.

3. Экологическая экономика - важнейшая часть идеологии Global Commons в обеспечении устойчивого социально-экономического развития общества / Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов и др. // Юг России: экология, развитие. 2019. Т. 14, № 4. - С. 17-24.

4. Совершенствование современного механизма управления инвестиционной деятельностью коммерческих организаций / М.Н. Трофимов. - Рязань: ИП Жуков В.Ю.,

2018. - 128 с.

5. Экономическая безопасность России на современном этапе социально-экономического развития общества: монография / Н.Г. Гаджиев, О.В. Киселева, О.В. Скрипкина, С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов; под ред. д-ра эк. наук, проф. Н.Г. Га-джиева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 233 с.

6. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства / Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов // Теневая экономика. 2021. Т. 5, № 3. - С. 167-182.

7. Преступления экономической направленности в кредитной сфере как объект исследования теневой экономики государства / С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов // Теневая экономика. 2022. Т. 6. № 1.

8. Государственная экономическая политика формирования предпринимательских экосистем и ее связь с обеспечением экономической безопасности государства / И.В. Мальгина // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Сер. 5: Экономика. Социология. Биология. 2020. Т. 10, № 3. - С. 26-38.

9. Роль и значение экологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства / Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко, М.Н. Трофимов, А.Н. Гаджиев // Юг России: экология, развитие. 2021. Т. 16, № 3 (60). -С.200-214.

10. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теоретические аспекты формирования и развития экологической экономики в России: монография / под общ. науч. ред. д-ра эк. наук, проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 167 с.

11. Экономическая безопасность: учебник / под общ. ред. С.А. Коноваленко. -М.: ИНФРА-М, 2021. - 521 с.

12. Импортозамещение как фактор обеспечения экономической безопасности России / Е.В. Рубцова // Миграционное право. 2017. № 3. - С. 34-36.

Поступила в редакцию 10 января 2022 г.

Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Угрозы в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Пути их нейтрализации

UDC 346.548 (075.8)

DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-1-7-19

Ways to Neutralize National Economic Security Threats

1 2 3

N. G. Gadzhiev , S.A. Konovalenko , M.N. Trofimov

1 Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st. 43a; naz-irhan55@mail. ru;

2 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; sergejkonovalen-ko26@gmail. com;

3 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; fan-at1k.fanat1k.fanat1k@yandex. ru

National economic security threats are a special group of risks of high probability caused by some negative factors, including external ones and ill-considered socio-economic national policy.

Today, national economic security threats are carefully considered and set out in two strategically important Decrees of the Russian Federation President - "On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period of 2030" and "On the strategy of national security in the Russian Federation". These are complex strategic documents, since they reveal modern problems in ensuring economic security and also determine the main ways to neutralize modern challenges and threats in this area, its institutional basis. At the same time, the strategies do not fully detail current trends and risks in the economic security system, there is no ranking of the presented challenges and threats according to the degree of danger and probability of occurrence. From our position, a comprehensive scientific study of the national economic security threats is required.

The purpose of the scientific article was a comprehensive scientific study of challenges and threats in the field of national economic security, analysis of ways to neutralize them and increase the effectiveness of the mechanism for ensuring the economic security of Russia.

The theoretical and methodological basis of the study was systemic documents aimed at ensuring the economic security of the state, as well as materials from periodicals presented by leading economists.

The main research methods used in the work were general scientific methods of induction and deduction, the method of theoretical systems analysis, the monographic (descriptive) method.

Keywords: economic security, national security, challenges and threats, interests, ways.

Received 10 January 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.