Научная статья на тему 'Влияние творческой среды учреждения дополнительного образования на самореализацию личности подростка'

Влияние творческой среды учреждения дополнительного образования на самореализацию личности подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уторов О. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние творческой среды учреждения дополнительного образования на самореализацию личности подростка»

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

УТОРОВ О.Р.

Самореализация личности подростка происходит в определенном окружении и взаимодействии с разными объектами (вещами и др.), людьми, то есть в определенной среде. Состояние внешней среды может оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на самореализацию личности подростка. Среда, способствующая самовыражению, раскрытию потенциала личности повышает эффективность самореализации и наоборот. А значит, создание творческой среды в учреждении дополнительного образования, будет способствовать раскрытию личностного потенциала подростка.

Дополнительное образование - особый вид образования, среда, которая располагает большими возможностями в плане развития личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, создает условия для творческой самореализации в самых различных видах деятельности: занятиях художественным творчеством, техникой, физической культурой, хореографией, экологией, музыкой и др.

Интерес к исследованию проблем дополнительного образования детей значительно возрос в последнее десятилетие. Дополнительное образование детей рассматривается учеными не только как оказание дополнительных услуг, выходящих за пределы обязательного базового образования, но и как среда для решения подростком личностно значимых целей и задач, организации досуга, выбора круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров саморазвития, творческой самореализации и профессионального самоопределения.

Рассмотрение вопроса создания творческой среды в учреждении дополнительного образования, логично начать с определения термина «среда». В словаре русского языка С.И. Ожегова среда трактуется как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [4 с. 759].

Проблема среды достаточно широко представлена в науке. Понятие «среда» включает в себя как природные (физические, химические, биологические), так и социальные факторы, влияющие на жизнь людей. Оно является сложным, многоаспектным явлением.

По определению В.А. Ясвина, «среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей» [8]. Среда, по Ю.С. Мануйлову, состоит из совокупности «ниш» (как пространство возможностей среды) и «стихий» (характеризуется как направленность силы влияния, продолжительность действия) [3]. М.Хейдметс, определяет среду как часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует или прямым, или косвенным образом, в открытой и скрытой форме. Среда выделяется из окружающего мира посредством взаимодействия, она существует только в соотношениях «субъект - среда», «система - среда» [7]. Подобную трактовку дает Г.Г.Дементьев, который характеризует среду как целостное взаимодействующее единство окружения и объекта (субъекта), которое проявляет себя определенным образом только посредством действия окружения на объект или их взаимодействия. Ключевым понятием в понимании среды, по мнению Г.Г.Дементьева, является «взаимодействие». Именно посредством взаимодействия происходит объединение частей в определенный тип целостности [2].

Рассмотренная выше совокупность теоретических положений позволяет сделать вывод, что общим для всех исследователей, изучающих данную проблему, является вопрос взаимодействия и взаимовлияния среды и личности. В связи с этим, на наш взгляд, условно можно выделить четыре подхода:

1) Изолированность среды и личности (ситуация разъединенности среды и личности)

При таком подходе личность изымается из среды, из объективной действительности и ставится как бы вне ее. В данной ситуации отсутствует как влияние среды на личность, так и влияние (а, следовательно, и самореализация) личности на среду (см. рис. 1). Сразу заметим, что такой подход изначально некорректен и используется лишь гипотетически, для

выяснения дальнейшей сравнительной характеристики. Ведь личность всегда находится внутри какой-либо определенной среды, а не только среда внешне ее сознанию.

Рис. 1. Изолированность среды и личности (ситуация разъединённости личности и среды)

2) Доминирование среды над личностью (ситуация активного влияния среды на личность) В данном подходе, с точки зрения теории средового детерминизма поведение, деятельность, развитие и самореализация личности обусловлено большим количеством средовых факторов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, что подразумевает, на наш взгляд, полностью опосредованную (поглощенной средой) личность, подчинившуюся всем законам и правилам, которые предъявляет среда. Личность растворяется в среде, никак не влияя и не изменяя ее. Соответственно не имея возможности или желания для самореализации, она (личность) проявляет крайнюю степень конформизма (см. рис. 2).

Рис. 2 Доминирование среды над личностью (ситуация активного влияния среды на личность)

3) Доминирование личности над средой (ситуация активного влияния личности на среду) Сторонники данного подхода - индетерминизма считают, что человек есть лишь то,

что сам из себя делает. Основным фактором развития личности является сама личность. М.Хайдеггер полагал, что достоинством обладает лишь тот человек, кто мог избавится от

Рис. 3. Доминирование личности над средой

(ситуация активного влияния личности на среду)

В таком подходе личность является полностью самодостаточной и независимой от среды, то есть она, по сути, является единственной доминирующей и окончательно самореализовавшейся стороной во взаимодействии их со средой (что, безусловно, общества и вырваться от его связей [6]

противоречит процессу самореализации, который бесконечен). Данная ситуация подразумевает подчинение личностью среды своим собственным интересам (см. рис. 3).

4) Интеграция среды и личности (ситуация взаимодействия, взаимовлияния и взаимодополнения среды и личности)

Данный подход предполагает такое взаимодействие, в котором личность и среда выступают на паритетных началах, т.е, они, попеременно отдают первенство на взаимовлияние друг друга. Другими словами, среда влияет на личность совокупностью различных организованных и неорганизованных факторов, а личность, в свою очередь, влияет на среду самореализацией, проявляющейся в продуктивной деятельности. Личность строит среду из людей, вещей, предметов, в которые она как бы вовлекается и погружается путём со-переживания, со-чувствия, со-действия. Такая среда есть реальное поле жизнедеятельности личности подростка в учреждении дополнительного образования. Именно эту область, на наш взгляд, можно описать как интеграцию среды и личности, начинающуюся на основе принципа двойственности качественной определенности, полисистемного и интерактивного подходов, которые, в свою очередь реализуются с позиций взаимодополнительности (см. рис. 4).

Рис. 4 Интеграция среды и личности (ситуация взаимодействия, взаимовлияния и взаимодополнения среды и личности)

Интеграция среды и личности является полисистемой, в которой две относительно самостоятельных системы вступают во взаимодействие и взаимовлияние. Личность порождает, систему, в которую входит собственно личность и объекты ее среды («внешняя» форма личности). В этой системе личность, самореализуясь управляет (и регулирует) объектами среды. Среда порождает систему, в которую входят объекты среды и личность. В этой системе среда управляет (и регулирует) личностью. Из этого следует, что одна и та же личность, одни и те же объекты среды входят в обе системы. Но в одной из них управление и регулирующие функции принадлежат личности, а в другой -среде. Эти системы как бы вставлены друг в друга. Поэтому личность и среда выполняют по отношению друг к другу функции одновременно и систем, и подсистем (см. рис. 5).

1-4 личность система 2-3 — среда — система

3 личность подсистема среды

4 среда подсистема личности

Рис. 5 Поле полисистемных взаимодействий в интеграции среды и личности

Принадлежность личности подростка к той или иной среде или части ее дает основание для выделения основных сред жизнедеятельности. Выбор основания диктуется ролевой позицией личности. Для учреждений дополнительного образования

средствами, ее питающими являются те, от которых во многом зависят законы жизнеустройства. Это интеллектуальная, эмоциональная, коммуникативная, информационная, развивающая, творческая, природная и иные среды. Независимо от разновидностей всем средам присущи одинаковые свойства: любая среда позволяет что-либо субъекту и как-то на него влияет. Она «посредствует» субъекту в реализации его целей, «опосредует» (преломляет) его сознание и поведение, «осредняет» его качества [3].

Для разных личностей влияние одной и той же среды может быть глубоко различной. Влияние внешних факторов среды для одной личности могут быть более важными и существенными, для другой же - менее. Другими словами, одна личность быстро реагирует и самореализуется на постоянные изменения и влияния среды, а другая личность -медленно. Тем не менее, мы считаем, что само наличие и частота изменения внешних факторов стимулирует любую личность на обратную (ответную) реакцию (деятельность).

Сложность влияния различных факторов среды определяется количеством факторов среды, значимых для личности и их взаимным сходством (однородностью). Динамика конкретной среды определяется частотой и характером изменений и влияний (самореализации) личности. Следовательно, можно предположить, что чем динамичней и сложней влияние различных факторов среды, тем значительней должна быть обратная реакция личности, т.е. ее самореализующееся влияние. Таким образом, самореализация личности представляет одну из форм влияния на среду.

Для примера рассмотрим матрицу сложности и динамики факторов среды. Каждая личность может быть помещена в одну из четырех ячеек (сред) данной матрицы. Четыре ячейки соответствуют четырем вариантам среды: 1) простая/стабильная; 2)

сложная/стабильная; 3) простая/динамичная и 4) сложная/динамичная (рис. 6) ДИНАМИЧНО

шк часто шш,кшся втш'ше условия

СТАБИЛЬНО

ПРОСТОЙ СЛОЖНЫЙ

сложность процесса измеж'нш

Рис. 6 Матрица сложности и динамики среды

1) Простая/стабильная среда. Личность, которая действует в простой/стабильной среде,

сталкивается с относительно небольшим количеством внешних факторов, которые неизменны. Из-за этого среда и личность находятся в слабом взаимовлиянии, что естественно снижает возможности самореализации личности. Теоретически можно предположить, что такая тенденция может привести к полному разъединению и изоляции среды и личности (рис. 1)

2) Сложная/стабильная среда. Личность в условиях сложной/стабильной среды, взаимодействует с многочисленными разнородными факторами, однако изменения немногочисленны и происходят редко. В данной ситуации, предъявляемые средой факторы, значительно превосходят обратное влияние личности, которая все же самореализуется

I) Про стой и динамичный • мало факторов • они пах ожи друг на друга • быстрый процесс изменения 4) Сложный и динамичный • много факторов • они не похожи друг на друга • быстрый процесс изменения

1) Про стой и ст абипвный • мало факторов • они пах ожи друг на друга • медп енный пр оце сс изменения 2) Сложивши стабильный • много факторов • они не похожи друг на друга •медленный процесс изменения

(влияет на среду), но не достаточно раскрывает свой внутренний потенциал. В своем развитии такой подход близится к поглощению средой личности (рис.2).

3) Простая/динамичная среда. Личность в условиях простой/динамичной среды взаимодействует с относительно немногочисленным количеством факторов, однако часто происходят многочисленные изменения. Такая ситуация характеризуется слабым влиянием и не организованностью среды, которая не полностью удовлетворяет потребности самореализации личности. Данный подход тяготеет доминирующему и единоличному влиянию личности над средой (рис.3).

4) Сложная/динамичная среда. Личность в условиях сложной/динамичной среды находится в самой сложной ситуации, поскольку вынуждена противостоять быстрым и частым изменениям, взаимодействовать с большим числом значимых для нее факторов среды. Соответственно личность может выдержать такую динамику и сложность, лишь при полном раскрытии внутреннего потенциала (самореализации), т.е. активного влияния на среду. В данной ситуации возможна интеграция среды и личности (рис. 4 и 5).

Влияние среды на личность подростка в учреждении дополнительного образования, на наш взгляд происходит именно по четвертому варианту представленной матрицы, так как здесь образовательный процесс, характеризуется вариативностью, ситуацией выбора и успеха для ребенка и ориентирован на создание индивидуальной образовательной

траектории. Поэтому, на наш взгляд, относительно учреждения дополнительного

образования, уместнее говорить о наличии образовательной среды.

Ситуация активного взаимовлияния среды и личности обостряется в период подросткового возраста, когда идет процесс физического, психологического и социального взросления. Этот процесс проявляется в развитии самосознания, самооценки; в появлении чувства взрослости; в «подростковом кризисе», (причины: несоответствие быстрых темпов умственного и физического развития уровню социальной зрелости подростков, следствие -стремление независимости самостоятельности); в «жажде нормы» - «все как у всех» -преобладание мнения коллектива сверстников в принятии решений; в развитии волевых качеств личности; в сензитивности к общению, самоутверждению [5, с. 37-38].

Таким образом, внешняя образовательная среда учреждения дополнительного

образования, а также особенности подросткового возраста, в целом оказывают существенное влияние на самореализацию личности ребенка. В этой связи

актуализируется проблема организации образовательной среды, пробуждающей и развивающей в самом ребенке потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации.

В учреждении дополнительного образования задача самореализации личности находится в прямой зависимости от создания творческой образовательной среды, как особом пространстве, в котором созданы условия для образовательного процесса и создаются возможности для развития подростка стимулирующие развитие внутреннего потенциала.

Творческая образовательная среда побуждает к поиску, созданию нового, к преобразованию и развитию любой деятельности (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский, В.А. Ясвин и др.) и, в том числе, к развитию субъекта деятельности [1; 8]. Нам близок подход Д.Б. Богоявленской, считающей, что не особые способности, а активная позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений. Познание ребенком себя, своих возможностей и способностей, самоопределение, самореализация - всегда творческий процесс, поскольку ребенок творит себя сам, познавая, созидая, реализуя свою сущность в деятельности. Среда создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным интересам и строит собственное пространство жизнедеятельности, свое видение ценностей, а, значит, среда есть индивидуальное пространство самопознания и саморазвития. В связи с этим, образовательные учреждения должны проектировать и создавать образовательную среду как определенную систему. Творческая образовательная среда в учреждении дополнительного образования, в которой

ребенок хотел и мог реализовать свой потенциал, создавая новое, повышает эффективность самореализации личности.

Творческая образовательная среда характеризуется исследователями как среда, отличающаяся высокой внутренней мотивированностью деятельности, эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроем, ориентацией на раскрытие личностного потенциала через создание (творение) нового. Такая среда влияет на активность в освоении и преобразовании окружающего мира, открытость, свободу суждений и поступков, ориентация личности на саморазвитие, самореализацию. Как мы видим, определение творческой образовательной среды связано с определением развития личности и индивидуальности, предполагающих развитие способностей, потребностей, системы мотивов, присущих конкретному человеку, его самоопределение, самореализация [8].

Таким образом, с нашей точки зрения, творческая образовательная среда учреждения дополнительного образования - совокупность организационно-педагогических, научнометодических, психологических, субъектных, социально-бытовых, эстетических условий, в которых разворачивается образовательный процесс в системе дополнительного образования детей, способствующий самоопределению, самореализации, становлению субъектности ребенка. Мы считаем, что сущностным признаком творческой среды является «воплощенная субъектность», выраженная в создании ребенком продукта деятельности, являющегося для него новой ступенью реализации своего творческого потенциала.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что среда учреждения дополнительного образования может быть образовательной, развивающей, какой-либо иной, но не может быть творческой, если не стимулирует творческий процесс детей, т.е. процесс создания продукта творческой деятельности.

Подводя итоги вышеизложенному, остановимся на наиболее существенных положениях:

• учреждение дополнительного образования - среда, которая располагает большими возможностями в плане развития и самореализации личности, удовлетворения ее потребностей, интересов;

• самореализация личности происходит в процессе взаимодействия (взаимовлияния) среды и личности;

• интеграция среды и личности является полисистемой, в которой две относительно самостоятельных системы вступают во взаимодействие;

• разная среда побуждает разную степень активности личности подростка;

• творческая образовательная среда дополнительного образования представляет собой целостность, которая обладает комплексом условий и влияний на развитие и самореализацию личности подростка.

Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. - №2. - С. 3541

2. Дементьев, Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. ... канд. социол. наук / Г.Г.Дементьев. - М., 2000. - 191 с.

3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. / Ю.С. Мануйлов. -М., 1997. - 193 с.

4. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

5. Соколова, Н.А. Теория и практика социально-педагогической адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования: Монография / Н.А.Соколова. -Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005. - 231 с.

6. Хайдеггер, М. Время и бытие/М.Хайдеггер.- М.: Республика, 1993. - 445 с.

7. Хейдметс, М. Субъект и среда // Человек в социальной и физической среде: Сб./Под ред. Х.Лийметса. - Таллин, 1983. - С. 67-68

8. Ясвин, В.Л. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.Л. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. - Ч.1. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.