Научная статья на тему 'Проектно-технологическая подготовка бакалавров технологического образования как фактор социализации личности'

Проектно-технологическая подготовка бакалавров технологического образования как фактор социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SURROUNDINGS / PERSONALITY / PROJECTIVE TEACHING / TECHNOLOGICAL EDUCATION / COMPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Павел Николаевич

В статье определяется роль проектно-технологической подготовки бакалавров технологического образования в профессиональном и социальном становлении личности. Раскрываются возможности творческой образовательной среды в профессионализации и социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of projective-technological preparation of bachelors of technological education in professional and social formation of the personality. Possibilities of creative educational surroundings in professionalization and socialization of personality are uncovered.

Текст научной работы на тему «Проектно-технологическая подготовка бакалавров технологического образования как фактор социализации личности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.8р30

Медведев Павел Николаевич

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

medvedeff82@mail.ru

ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье определяется роль проектно-технологической подготовки бакалавров технологического образования в профессиональном и социальном становлении личности. Раскрываются возможности творческой образовательной среды в профессионализации и социализации личности.

Ключевые слова: среда, личность, проектное обучение, технологическое образование, дополнительное образование.

Г1убокие изменения в экономике, политике, социальной сфере потребовали кардинальных преобразований в системе профессионального образования. Современная социально-экономическая ситуация, характеризующаяся изменением структуры рынка труда, резкой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие, требует подготовки мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность, что предполагает поиск новых подходов к формированию профессиональной компетентности выпускников педагогических вузов в системе многоуровневого педагогического образования.

Создание системы обучения, способной реализовать данные функции, требует разработки содержания обучения на компетентностной основе и методик его реализации, способных обеспечить выход на новые технологии, которые позволят повысить качество обучения, уровень его индивидуализации, эффективность взаимодействия образования с социальной средой.

Содержание образования, выстроенное на компетентностной основе, по-разному характеризуется учеными. При самом общем подходе можно утверждать, что оно предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых, т.е. относящихся ко многим социальным сферам, функций, социальных ролей. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие: в познании и объяснении явлений действительности; при

освоении современной техники и технологии; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в овладении профессией в высшем учебном заведении, в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем, самоорганизации.

Студента нельзя обучить профессиональной компетентности, компетентным он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным установкам. Специфика компетентностно-го обучения в том, что здесь не усваивается готовое (адаптированное) знание, а прослеживаются условия его происхождения. Студент как бы сам создает необходимые для решения задачи понятия. При таком подходе учебная деятельность, периодически переходя то в форму исследовательской, то в форму преобразовательной, сама становится предметом усвоения. Интеграция компонентов содержания образования

- понятий, способов человеческой деятельности, творческого опыта, опыта проявления личностной позиции - осуществляется в процессе создания обучающимся на основе всех этих видов опыта своего собственного, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки.

Эффективному решению данной проблемы может способствовать организованное творчество студентов при наличии потребности в самостоятельной творческой проектно-преобразовательной деятельности.

© Медведев П.Н., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

Все виды конструктивного, материально-технического творчества направлены на создание новой, искусственной среды. Предметная среда, в окружении которой происходит формирование психических и интеллектуальных качеств человека, играет большую роль в его развитии, саморазвитии и социализации.

Творческая образовательная среда побуждает к поиску, созданию нового, к преобразованию и развитию любой деятельности и, в том числе, к развитию субъекта деятельности. Д.Б. Богоявленская считает, что не особые способности, а активная позиция субъекта деятельности определяет возможность творческих достижений. Познание себя, своих возможностей и способностей, самоопределение, самореализация - всегда творческий процесс. Среда создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным интересам и строит собственное пространство жизнедеятельности, свое видение ценностей, а, значит, среда является индивидуальным пространством самопознания и саморазвития [1].

Творческая образовательная среда характеризуется как среда, отличающаяся высокой внутренней мотивированностью деятельности, эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроем, ориентацией на раскрытие личностного потенциала через создание нового. Такая среда влияет на активность в освоении и преобразовании окружающего мира, открытость, свободу суждений и поступков, ориентацию личности на саморазвитие, самореализацию.

Таким образом, творческую образовательную среду можно представить как совокупность организационно-педагогических, научно-методических, психологических, субъектных, социальнобытовых, эстетических условий, в которых разворачивается образовательный процесс, способствующий самоопределению, самореализации, становлению субъектности [2].

Уникальной в этом отношении средой является образовательная среда учреждений дополнительного образования. Дополнительное образование - особый вид образования, который располагает большими возможностями в плане развития личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, создает условия для творческой самореализации в самых различных видах деятельности.

Дополнительное образование рассматривается учеными не только как оказание дополнитель-

ных услуг, выходящих за пределы обязательного базового образования, но и как среда для решения личностно значимых целей и задач, организации досуга, выбора круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров саморазвития, творческой самореализации и профессионального самоопределения.

Проблема среды достаточно широко представлена в науке. Понятие «среда» включает в себя как природные, так и социальные факторы, влияющие на жизнь людей. Оно является сложным, многоаспектным явлением.

Общим для всех исследователей, изучающих данную проблему, является вопрос взаимодействия и взаимовлияния среды и личности.

Для разных личностей влияние одной и той же среды может быть глубоко различной. Влияние внешних факторов среды для одной личности могут быть более важными и существенными, для другой же - менее. Другими словами, одна личность быстро реагирует и самореализуется на постоянные изменения и влияния среды, а другая личность - медленно. Тем не менее, мы считаем, что само наличие и частота изменения внешних факторов стимулирует любую личность на ответную реакцию.

Каждая среда характеризуется уровнем сложности и динамикой изменений, происходящих в ней. Следовательно, можно предположить, что чем динамичней и сложней влияние различных факторов среды, тем значительней должна быть обратная реакция личности.

Личность в условиях сложной динамичной среды находится в самой сложной ситуации, поскольку вынуждена противостоять быстрым и частым изменениям, взаимодействовать с большим числом значимых для нее факторов среды. Соответственно личность может выдержать такую динамику и сложность, лишь при полном раскрытии внутреннего потенциала (самореализации), т.е. активного влияния на среду. В данной ситуации возможна интеграция среды и личности.

Влияние среды на личность в учреждении дополнительного образования происходит именно по такому варианту, так как здесь образовательный процесс характеризуется вариативностью, ситуацией выбора и успеха и ориентирован на создание индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом, внешняя образовательная среда учреждения дополнительного образования

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

оказывает существенное влияние на самореализацию личности. В этой связи актуализируется проблема организации образовательной среды, пробуждающей и развивающей потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации.

В учреждении дополнительного образования задача самореализации личности находится в прямой зависимости от создания творческой образовательной среды, как особом пространстве, в котором созданы условия для образовательного процесса и создаются возможности для развития подростка стимулирующие развитие внутреннего потенциала.

Из вышеизложенного вытекают следующие наиболее существенные положения:

- учреждение дополнительного образования -среда, которая располагает большими возможностями в плане развития и самореализации личности, удовлетворения ее потребностей, интересов;

- самореализация личности происходит в процессе взаимодействия (взаимовлияния) среды и личности;

- интеграция среды и личности является полисистемой, в которой две относительно самостоятельных системы вступают во взаимодействие;

- разная среда побуждает разную степень активности личности;

- творческая образовательная среда дополнительного образования представляет собой целостность, которая обладает комплексом условий и влияний на развитие и самореализацию личности.

Согласно квалификационной характеристике выпускника бакалавр технологического образования должен быть готов конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений. Поэтому подготовка выпускника к осуществлению обучения проектной деятельности, ее педагогического и методического сопровождения в учреждениях дополнительного образования видится необходимой и актуальной.

В технологическом образовании особое значение имеет проектирование объектов предметной среды, которое позволяет в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.

Проектное обучение рассматривается нами как комплексная самостоятельная деятельность студента под руководством преподавателя, ориентированная не на интеграцию фактических знаний и умений, а на их применение и приобретение новых.

Обязательным компонентом операционной стороны деятельности является инструментарий, при помощи которого совершаются действия. В педагогике эти «инструменты» предметных действий называются умениями. Наличие операций-умений необходимо для того, чтобы деятельность состоялась, без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия. Наличие операций и умений достаточно сильно сказывается не только на эффекте предметных действий, но и на мотивации, как и на мотивах деятельности в целом. Совершенствование умений приводит к успеху, а успех стимулирует потребность продолжения деятельности, интерес к ней.

Анализ исследований по данной проблеме и экспериментальная работа, проведенная нами на факультете технологии, экономики и сельского хозяйства Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, показали, что эффективность формирования у студентов педвуза проектных умений зависит от реализации ряда организационно-педагогических условий:

- опора на мотивационную сферу личности студента; создание на занятиях атмосферы, когда студент осознает персональную необходимость в проектной деятельности, когда эта деятельность приобретает для него личностно-значимый смысл;

- системное содержательное обеспечение учебного предмета при его изучении, предполагающее выработку умений осуществлять отбор и композицию учебного материала, дифференцировать и интегрировать его;

- гибкое организационно-методическое обеспечение учебного процесса, способствующее выработке умений осуществлять отбор методов и средств преобразования предметного мира, адекватных целям, изучаемому содержанию, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; создание соответствующих учебных ситуаций и разработка учебных заданий;

- обеспечение вариативности, непрерывности и преемственности в системе подготовки студентов к решению творческих технических задач;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3 Б

- компетентность преподавателей, личное участие в техническом творчестве;

- комплексное использование метода моделирования и традиционных форм и методов обучения.

Следует отметить, что объективная необходимость более широкого внедрения метода моделирования в технологическое образование на данном этапе его развития очевидна. Научные знания по традиционным предметам сами по себе не обеспечивают подготовку специалиста к преобразовательной деятельности. Эту задачу могут решить интегрированные, проблемно ориентированные дисциплины. Техническое моделиро-

вание дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний и умений к творческому их использованию, повысить качество обучения и оказать влияние на развитие личности, её профессионализацию и социализацию.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 35-41.

2. Уторов О.Р. Влияние творческой среды учреждения дополнительного образования на самореализацию личности подростка // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 178-183.

УДК 378

Петрова Мария Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

petrova_ms@yandex.ru

КУРАТОРСТВО КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

В статье обсуждаются задачи, стили и формы деятельности куратора студенческой группы в вузе. Ключевые слова: воспитание студента, куратор, стили работы куратора.

Актуализация интереса к поддержке студенчества определяется тем, что в со. временном обществе существует потребность в расширенном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов. Кроме того, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе и ее интеграцию в социум.

Современная ситуация характеризуется необходимостью социального воспитания на всех уровнях общественной жизни. Социальное воспитание оказывает огромное влияние на формирование у молодежи духовных ценностей и идеалов, мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Востребованность социального воспитания обусловлена с одной стороны особенностями социально-педагогической ситуации современной молодежи, а с другой стороны, пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество может решить только через воспитанного человека. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия различных социальных институтов. Проблемы воспитания сту-

денчества стоят перед высшими учебными заведениями, которые являются центрами образования и культуры молодежи.

Студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Поэтому необходим поиск новых подходов к работе кураторов. Воспитание студенческой молодежи требует большой самоотдачи, особенно, если дело касается воспитания личностей уже сформировавшихся, прошедших стадии дошкольного и школьного образовательного и воспитательного процесса. Здесь от куратора требуется корректировка жизненных взглядов студента для его дальнейшей успешной социальной адаптации.

Кураторство - это важная составляющая работы вуза. Эта работа должна осуществляться в различных направлениях: учебном процессе, научно-исследовательской и внеаудиторной сфе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Петрова М.С., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.