ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕССЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Троян Н.А.'
Ключевые слова: информационное общество, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые платформы, облачные платформы, государственное управление, угрозы, правовое регулирование, искусственный интеллект.
Аннотация
Цель исследования: анализ актуальных проблем, связанных с обеспечением правового, экономического и социального развития России в области применения цифровых технологий, цифровых платформ, облачных платформ в условиях цифровой трансформации. Рассмотрена роль цифровых и облачных платформ в государственном управлении в условиях цифровизации.
Методы исследования: методы диалектики и системного анализа, позволяющие комплексно исследовать процессы применения цифровых технологий, электронных сервисов цифровых и облачных платформ в государственном управлении.
Результаты исследования: на современном этапе изменения происходят не только в области правового регулирования отдельных видов общественных отношений под воздействием цифровых технологий и платформенных решений, но и затрагивают целые институты и отрасли права.
Особое внимание уделяется развитию облачных платформ и их влиянию на государственное управление. Установлено, что формирование и развитие сервисов облачных технологий в режиме реального времени требуют разработки нового правового регулирования общественных отношений, связанных с их использованием.
Новизна исследования: обоснован вывод о целесообразности формировании и развития национальной системы правовой информации на основе цифровой платформы, о необходимости научных исследований в области теории права, правового регулирования, обеспечивающего надежность и устойчивость правовой системы и развитие гибкости правовых средств и инструментов. Важным представляется развитие межотраслевых институтов и правовых норм, которые направлены на регулирование цифровых технологий.
Р01: 10.24412/1994-1404-2024-3-180-187 Введение
Современные вызовы ставят перед обществом и государством новые задачи по совершенствованию правового регулирования цифровых технологий. Поэтому развитие технологий связано с регулированием различных публичных институтов. В этой связи процессы цифровой трансформации затронули всю правовую систему, учитывая угрозы и вызовы информационной безопасности. В современных реалиях появилась необходимость развития теоретических вопросов, которые включают систему общеправовых принципов, а также институциализации, развития по-
нятийного аппарата2. Необходимо признать, что главной движущей силой применения на практике прорывных информационных технологий является государственное и муниципальное управление. Применение цифровых технологий повышает качество предоставления государственных услуг и эффективность государственного управления3. При использовании цифровых
2 Троян Н.А. Информационно-правовое обеспечение развития национальной системы правовой информации : дис. ... канд. юрид. наук, 2021. С. 98.
3 Использование цифровых технологий в государственном управлении. URL: https://hsbi.hse.ru/articles/ispolzovanie-tsifrovykh-
tekhnologiy-v-gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 09.09.2024).
1 Троян Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
технологий в государственном управлении особое внимание уделяется приоритетным направлениям, прежде всего предоставлению гражданам и организациям доступа к государственным услугам и электронным сервисам в цифровом виде, включая онлайн-консультирова-ние и онлайн-информирование, открытость информации о деятельности органов государственной власти на основе конвергентных технологий, включая технологии искусственного интеллекта и больших данных, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства («умное правительство», англ. smart government), применение сквозных платформенных решений в государственном управлении. В этой связи посредством использования цифровых технологий, платформ появилась необходимость разрабатывать цифровые административные кодексы, машиночитаемые законы, выстраивать сообщества государственных IT-разработчиков. В настоящее время необходимо отметить, что внедрение цифровых технологий в органы государственного управления происходит с нарастающей интенсивностью. Увеличивается уровень информационной и технологической подготовки специалистов, занимающихся созданием, внедрением и эксплуатацией ведомственных информационных систем. Эффективными считаются проекты электронного документооборота, межведомственного электронного взаимодействия, а также автоматизированные комплексы управления материально-техническими, информационными, финансовыми и кадровыми ресурсами. Особенно важно отметить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Важным представляется, что сервисы позволяют заменить мессенджеры, компьютерные программы для работы с документами и сервисы видеоконференцсвя-зи. Кроме того, внедрение отечественных программ соответствует политике импортозамещения и укрепления технологического суверенитета Российской Федерации4. При этом информационные системы доступа к правовой информации в силу развития цифровых технологий подразумевают не только масштабное информационное наполнение, но и современные технологические средства обработки данных [1, с. 45]. Необходимо отметить, что цифровые технологии, находясь в состоянии постоянного развития и расширяя доступ к информации на основе электронного взаимодействия субъектов информационного обмена, создают условия перехода государственного управления на новый уровень и повышения качества жизни населения [11, 12]. Таким образом, появилась необходимость научного осмысления современного правового регулирования и развития системы правовой информации, а также единого информационно-правового пространства России с позиции информационного права [13, 14].
Влияние цифровых технологий Особенности влияния правового регулирования на развитие цифровых технологий. Документы стратегического планирования
На современном этапе цифровой тренд развития общественных отношений и трансформации права формирует систему правового регулирования цифровых технологий. В этой связи система правовых актов стратегического планирования формирует сегодня новые концептуальные подходы к цифровым технологиям и особенностям их регулирования [2, с. 17; 5, с. 43]. Основным инструментом реализации мероприятий в сфере стратегического направления является федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»5, направленной на внедрение инновационных технологий в цифровые публичные сервисы и технологическую модификацию инфраструктуры электронного правительства6. В рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» утверждены дорожные карты по различным направлениям «сквозных» цифровых технологий: нейро-технологии и искусственный интеллект, робототехника и сенсорика, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности. Поэтому кластер этих направлений называется «сквозные» цифровые технологии7. Важно, что сквозные технологии преимущественно внедрены на основе отечественных разработок. Кроме того, организуют комплексную систему финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений, которые включают в себя венчурное финансирование8. Необходимо признать, что на современном этапе изменения происходят не только в области правового регулирования отдельных видов общественных отношений под воздействием цифровых технологий, но и затрагивают целые институты и отрасли права. Поэтому по-
4 Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.09.2024.
5 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7). URL: https:// digital.gov.ru по состоянию на 09.04.2024.; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации / Утверждена система управления реализации программы «Цифровая экономика». URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37323/, 09.04.2024; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo. gov.ru, 16.04.2024.
6 Там же.
7 Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии» (утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, Протокол от 28.05.2019 № 9). URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 09.09.2024).
8 Сквозным технологиям раздали карты. URL: https://www. comnews.ru/content/202325/2019-10-14/2019-w42/skvoznym-tekhnologiyam-razdali-karty (дата обращения: 09.09.2024).
явилась необходимость в научных исследованиях в области теории права, правового регулирования, обеспечивающего надежность и устойчивость правовой системы и развитие гибкости правовых средств и инструментов. Важным представляется и развитие межотраслевых институтов и правовых норм, связанных между собой, которые направлены на регулирование цифровых технологий. В системе правового регулирования цифровых технологий существует проблема, которая заключается в том, что принятые нормативные правовые акты не всегда содержат необходимые понятия, принципы правового регулирования цифровых технологий, а также не всегда раскрывают механизмы обеспечения информационной безопасности [2, с. 22].
Информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, цифровых и облачных платформ
Сегодня происходящие процессы социальной трансформации и трансформации права на основе влияния цифровых технологий на общественные отношения и правовую систему являются мощным «толчком» к реформированию отечественного законодательства [2, с. 21]. В этой связи внедрение цифровых технологий в общественные отношения требует изменений, дополнений существующих правовых норм в различных отраслях права, и, как следствие, формируются межотраслевые правовые институты. В перспективе в ближайшее время аналитики предполагают, что это стремительно развивающийся рынок в сфере облачных технологий, поэтому специалисты отмечают их как инфраструктурные сервисы, включая «инфраструктура как услуга» (IaaS) и «платформа как сервис» (PaaS). Облачные технологии возможно поставить в один ряд с технологиями больших данных, искусственного интеллекта и робототехники, Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности; они являются прорывными, способными поднять уровень технологического развития нашей страны [2, с. 183; 3, с. 133]. Необходимо отметить, что слово «платформа» (platform) вошло в экономические и правовые исследования, а также в обиход представителей бизнес-сообщества 2000-х гг. как результат развития бизнеса, основанного на почти повсеместном распространении компьютеров и других технических устройств, обеспечивающих возможность выхода в Интернет и использования специальных компьютерных программ (которые в российском праве именуются «программы для ЭВМ») [4, с. 46]. Для понимания того, что входит в понятие «цифровая платформа», важно в первую очередь обратить внимание на экономическую сущность этого явления, для выражения которого создано это понятие. Так, например, В.Д. Маркова отмечает: «цифровая (технологическая) платформа — это модель использования продуктов, услуг или решений на основе комплексного набора компонентов, которая позволяет расширять соответствующие рынки и соз-
давать новые, а также приносит пользователям гораздо больше преимуществ, чем простая сумма составных частей. Такая платформа, как правило, облегчает коммуникации между клиентами и поставщиками»9. Другую позицию высказывает Н. Срничек: «платформы — это цифровые инфраструктуры, которые позволяют двум и более группам взаимодействовать» [15]. Сегодня можно наблюдать достаточно много определений цифровой платформы в работах по праву, определяющих широкое понимание платформы, или, наоборот, выделить специальные признаки, и вопрос этот остается дискуссионным. В данном исследовании это не является целью. Надо отметить, что цифровые платформы определяются как продукты или услуги, с помощью которых конечные пользователи и широкий спектр дополнительных услуг, продуктов или информации могут взаимодействовать. Кашкин С.Ю. и Алтухов А.В. считают, что «платформы являются физическим воплощением сетевого взаимодействия. Цифровые платформы создают оборудование и программное обеспечение, необходимые для перевода традиционного производства на цифровые рельсы, что позволит снизить производственные издержки и превратить товары в услуги» [16, с. 6].
Сегодня очевидна необходимость создания единой национальной платформы, обеспечивающей развитие распределенной системы обработки правовой информации. На современном этапе в условиях цифровой трансформации в России необходимо формирование и развитие национальной системы правовой информации, которая должна формироваться на базе современных цифровых технологий как упорядоченная совокупность электронных информационно-правовых ресурсов, информационных процессов на основе единой программно-аппаратной среды, функционально полно обеспечивающей сбор, обработку, хранение, передачу и предоставление правовой информации в электронном виде10. Следует согласиться, что приводимые в различных исследованиях, как правовых, так и экономических, классификации платформ достаточно разнообразны. К ним относятся, например: инструментальные цифровые платформы, инфраструктурные цифровые платформы, прикладные, рекламные, облачные, промышленные и т. д. Представляется, что логическое продолжение данного направления заложено в современной системе документов стратегического планирования, оно формирует новые концептуальные подходы к цифровым технологиям и платформенным решениям и особенностям их регулирования. Так, в рамках реализации принятой в 2017 году Правительством Российской Федерации программы «Цифровая
9 Маркова В.Д. Цифровая экономика : учебник. М. : ИНФРА-М, 2018. С. 59.
10 Троян Н.А. Информационно-правовое обеспечение развития национальной системы правовой информации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. С. 108.
экономика Российской Федерации»11 создана Единая биометрическая система, одной из целей которой является повышение доступности и качества оказания услуг гражданам в электронном виде. Это разработка нового фактора аутентификации пользователя портала «Госуслуги». Единая биометрическая система — это цифровая платформа, которая позволяет гражданину проходить удаленную идентификацию по биометрическим образцам для получения некоторых финансовых услуг. В перспективе Единая биометрическая система станет национальной платформой для удобного и безопасного доступа граждан к государственным и коммерческим услугам12. Важным представляется, что развитие государственных и муниципальных услуг находится в области развития цифровых платформ, которые необходимы в цифровом пространстве и экономике. В формате открытых данных размещены сведения об информационных системах органов публичной власти13. В этой связи в целях формирования информаци-
11 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7). URL: https:// digital.gov.ru, 09.04.2024; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации / Утверждена система управления реализации программы «Цифровая экономика». URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37323/, 09.04.2024; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 16.04.2024.
12 Единая биометрическая система. URL: https://digital.gov.ru/ru/ activity/directions/802/ (дата обращения: 09.09.2024). Приказ Мин-цифры России № 930 «Об утверждении порядка обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных, порядка размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе и в иных информационных системах, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации» (дата обращения: 09.09.2024); Приказ Минцифры России № 902 «Об утверждении перечня угроз безопасности, актуальных при обработке биометрических персональных данных, их проверке и передаче информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица в информационных системах организаций, осуществляющих идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, за исключением единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, а также актуальных при взаимодействии государственных органов, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей, нотариусов и организаций, за исключением организаций финансового рынка, с указанными информационными системами, с учетом оценки возможного вреда, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, и учетом вида аккредитации организации из числа организаций, указанных в частях 18.28 и 18.31 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» (дата обращения: 09.09.2024);
13 См.: О базе данных реестра федеральных государственных
информационных систем: Министерство цифрового развития. URL: https://digital.gov.ru/ru/appeals/faq/398/ (дата обращения: 06.09.2024).
онного пространства, основанного на знаниях, является обеспечение прав граждан на получение достоверной и качественной правовой информации.
Сегодня в мире получили современный, перспективный тренд общественных отношений в области облачных технологий. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы используются новые понятия: индустриальный Интернет, Интернет вещей, информационное пространство, облачные вычисления, обработка больших объемов данных, туманные вычисления и др.14 В этом правовом акте стратегического планирования названы основные направления развития отечественных информационно-коммуникационных технологий. В числе ключевых задач применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления — формирование различных технологических платформ, облачные сервисы, предусматривающие сетевой доступ к вычислительным ресурсам, которые являются одним из важных компонентов цифровой экономики и развития системы государственного управления в цифровую эпоху. Как отмечают эксперты [6, 7], в условиях обеспечения технологического суверенитета страны при усилении наступающей составляющей информационной безопасности идет совершенствование таксономий, развитие технологий и средств защиты, их адаптация под новые архитектуры (облачные, микросервисные и пр.), внедрение прорывных технологий (AI/ML, Big Data), а также формирование новых требований применения программного обеспечения в условиях новых угроз и рисков. В этой связи целесообразно предусмотреть и согласовать принципы правового регулирования и юридически значимые этические принципы использования технологий искусственного интеллекта, внедрить стандартизированные правила его использования в правосудии, современные разработки для нормотворчества [8, с. 12; 9]. Совершенно очевидно, что облачные технологии и сервисы уже применяются для деятельности органов исполнительной власти. Кроме того, облачные сервисы, предусматривающие сетевой доступ к вычислительным ресурсам, являются одним из ключевых компонентов цифровой экономики и развития системы государственного управления в цифровую эпоху [10]. В целях реализации цифровой трансформации в России реализуется федеральная целевая программа «Создание и внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики» (ГАСПС) на 2018—2022 гг., предусматривающая введение единой системы электронного документооборота для МЧС, ФССП, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ФСИН, ФСБ, СК, МВД, ФТС и Генеральной прокуратуры РФ. Основной целью информационной
14 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 12.09.2024.
системы является учет и регистрация совершенных правонарушений. Организация статистической работы в судебной системе основана на использовании достижений новых цифровых технологий, современных методов учета и обработки статистической информации. Сбор и анализ правовой статистической информации также осуществляется в прокуратуре РФ, органах адвокатуры, нотариата, правоохранительной деятельности, аккумуляция которой возложена на Генеральную прокуратуру РФ15. Необходимо признать, что цифровиза-ция существенно трансформировала методы работы правоохранительных органов посредством использования передовых технологий, тем самым способствуя повышению эффективности расследования преступлений. Использование видеокамер, нейросетей используется для улучшения работы, также развернута система «Безопасный город», обеспечивающая круглосуточный мониторинг общественных мест и ключевых объектов. Доступ к актуальной информации позволяет более точно восстанавливать цепочки событий и оперативно идентифицировать подозреваемых16. В целях повышения эффективности развития и эксплуатации информационных систем деятельности МВД, используемых для предоставления госуслуг, утверждено постановление Правительства РФ от 9 ноября 2022 г. № 201217. Также планируется «прозрачный блокчейн» в российских правоохранительных органах, позволяющий отслеживать операции с использованием более 30 криптовалют18. Согласимся, что сегодня применение облачных технологий в сфере государственного управления растёт достаточно быстро. Так, распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1911-р утверждена «Концепция создания государственной единой облачной платформы»19, в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура»20 предусмотрена реализация национальной программы «Циф-
15 Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https:// genproc.gov.ru/ (дата обращения: 09.09.2024)
16 Информационные технологии МВД // URL: https://www. tadviser.ru/index.php/Системы_видеонаблюдения (дата обращения: 09.09.2024)
17 Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2022 г.№ 2012 «Об обеспечении мероприятий, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией программного обеспечения, новых компонент или типовых компонент программного обеспечения в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставление государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo. gov.ru, 10.11.2022.
18 Прозрачный блокчейн. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Продукт:Прозрачный_блокчейн (дата обращения: 09.09.2024).
19 Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 10.09.2019.
20 Информационная инфраструктура: Министерство цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций. URL: https://digital.gov.ru/
ru/activity/directions/870/ (дата обращения: 06.06.2024).
ровая экономика Российской Федерации»21; в соответствии с правовым актом все федеральные и региональные государственные информационные системы будут интегрированы на государственной единой облачной платформе (ГЕОП). Безусловно, реализация принятой концепции на современном этапе детерминирована необходимостью вложения значительных средств в модернизацию собственной информационной инфраструктуры органов системы государственного управления, обеспечение информационной безопасности государственных информационных ресурсов, противодействие компьютерным атакам, а также переход на отечественное программное и аппаратное обеспечение22. Совсем недавно постановлением Правительства РФ от 10 июля 2024 г. № 92923 было утверждено Положение о государственной единой облачной платформе. Функции по управлению облачной платформой реализуются через федеральную государственную информационную систему «Управление государственной единой облачной платформой». Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ осуществляется предоставление облачных услуг посредством платформы, которая представляет собой единый централизованный территориально распределенный комплекс24, предназначенный для размещения и функционирования информационных систем и ресурсов органов государственной власти, государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус», государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, и обеспечивающий предоставление облачных услуг поставщиками, а также централизованный мониторинг функционирования облачных услуг25. Государственную единую облачную платформу запустят в эксплуатацию в 2025 году. Этот проект позволит обеспечить необходимый уровень информационной безопасности для информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и находящихся на платформе информационных систем, а также информационных ресурсов. Кроме того, полагаем, что в развитии сервисов облачных технологий появи-
21 URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 06.06.2024); распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 02.06.2024.
22 Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 10.09.2024.
23 Постановление Правительства РФ от 10 июля 2024 г. № 929 «Об утверждении Положения о государственной единой облачной платформы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.09.2024.
24 Там же.
25 Там же.
лась необходимость разработки правового регулирования общественных отношений, связанных с их использованием. Внесены изменения в положение о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными», постановлением Правительства РФ от 15 июня 2024 г. № 806 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 733» дополнены полномочия обладателей государственных данных и оператора ФРИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными», уточнено определение термина «витрина данных», а также включен в положение новый термин — «типовое тиражируемое программное обеспечение витрин данных». Для предоставления государственных и муниципальных услуг посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия создана государственная информационная система «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июня 2021 г. № 95626, посредством которой обеспечивается формирование официальной статистической информации при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью МСП на основе статистических и административных данных. Кроме того, приказом Росстата от 19.02.24 № 6227 установлен порядок функционирования ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных», который регламентирует правила и режим функционирования информационной системы, а также определяет права доступа к информации для участников информационной системы. Постановлением Правительства
26 Постановление Правительства РФ от 22.06.2021 № 956 «О государственной информационной системе «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» (с изменениями и дополнениями) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 10.09.2024.
27 Приказ Росстата от 19.02.24 № 62 «Об утверждении Порядка функционирования государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» // Официальный интернет-портал правовой информа-
ции. URL: http://pravo.gov.ru, 10.09.2024.
РФ от 3 июля 2024 г. № 90828 определен порядок информационного взаимодействия между Минтрансом и участниками эксперимента по созданию, апробации и внедрению информационной системы «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» для оформления перевозок грузов. Платформа позволит обмениваться информацией о перевозках со странами БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН. На сегодняшний день отсутствует и единая верифицированная актуальная база по объектам транспортно-логистической инфраструктуры, и единые стандарты документооборота и решений для сквозного мониторинга груза при смене транспортных средств. Поэтому цифровая платформа позволит решить проблемы грузоперевозок, и транспортные компании смогут оформлять все необходимые для перевозки грузов документы в цифровом виде.
Вывод
Сегодня необходим переход на сервисную модель оказания информационных услуг посредством использования облачных технологий, цифровых решений, центров обработки данных. Кроме того, развитие облачных технологий требует современного правового регулирования общественных отношений, высокого качества цифрового сервиса в процессе цифровой трансформации публичных услуг в ходе полной цифровизации административных процедур на основе платформенных решений, технологий искусственного интеллекта, цифровых данных. Сегодня появилась необходимость в эффективной правовой базе, переводе нормативных правовых актов в цифровую среду в условиях новой цифровой реальности, современного правового регулирования.
Статья написана в рамках Государственного задания FMUZ-2024-0035 «Обеспечение цифрового суверенитета и информационной безопасности правовыми средствами».
28 Постановление Правительства РФ от 3 июля 2024 г. № 908 «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru, 10.09.2024.
Литература
1. Морозов А.В., Чеботарева А.А. Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом // Роль и место правового регулирования и саморегулирования в развитии цифровых технологий : монография / Под общ. ред. А.В. Минбалеева. Саратов, 2019. 206 с.
2. Механизмы и модели регулирования цифровых технологий : монография / Под общ. ред А.В. Минбалеева. М. : Проспект, 2020. 224 с.
3. Перспективные направления правового регулирования искусственного интеллекта : монография / Под ред. А.В. Минбалеева. Саратов : ООО «Амирит», 2023. 442 с.
4. Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление // Пермский юридический альманах. 2021. № 4. С. 13—82.
5. Полякова Т.А., Троян Н.А. Обеспечение суверенитета в информационном пространстве — стратегическая задача национальной политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2024. № 1. С. 41—53.
6. Марков А.С. Важная веха в безопасности открытого программного обеспечения // Вопросы кибербезопас-ности. 2023. № 1 (53). С. 2—12.
7. Карцхия А.А. LegalTech как основа цифровой правовой экосистемы // LegalTech в сфере предпринимательской деятельности : монография / Отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова. М. : Проспект, 2023. С. 25—33.
8. Карцхия А.А., Макаренко Г.И. Правовые горизонты технологий искусственного интеллекта: национальный и международный аспект // Вопросы кибербезопасности. 2024. № 1 (59). С. 2—14.
9. Карцхия А.А., Макаренко Г.И. Правовые проблемы применения искусственного интеллекта в России // Правовая информатика. 2024. № 1. С. 4—19. DOI: 10.21681/1994-1404-2024-1-4-19 .
10. Механизмы и модели регулирования цифровых технологий : монография / Под общ. ред А.В. Минбалеева. М. : Проспект, 2020. 224 с.
11. Троян Н.А. Роль правовой информации в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации // Мониторинг правоприменения. 2024. № 2 (51). С. 131—139.
12. Троян Н.А. Влияние цифровых технологий на развитие государственной системы правовой информации в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 215—218.
13. Троян Н.А. Основные тенденции развития системы правовой информации в цифровой среде: проблемы и приоритеты // Мониторинг правоприменения. 2022. № 3 (44). С. 16—22.
14. Полякова Т.А., Троян Н.А. Публично-правовые подходы к обеспечению государственного суверенитета в информационной среде // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2024. Т. 10. № 2. С. 143—151.
15. Срничек Н. Капитализм платформ / Пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2-е изд. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 34 с.
16. Кашкин С.Ю., Алтухов А.В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2020. № 4 (68). С. 26—40.
SECTION:
PUBLIC (CONSTITUTIONAL) LAW
IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE PUBLIC ADMINISTRATION PROCESSES
Natalia Troian, Ph.D. (Law), Senior Researcher at the Sector of Information Technology Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: information society, digitalisation, digital transformation, digital platforms, cloud platforms, public administration, threats, legal regulation, artificial intelligence.
Abstract
Purpose of the study: analysing topical problems related to ensuring Russia's legal, economic, and social development in the field of using digital technologies, digital platforms, and cloud platforms in the conditions of digital transformation. The role of digital and cloud platforms in public administration in the conditions of digitalisation is considered.
Methods used in the study: methods of dialectics and system analysis allowing a system study of the processes of using digital technologies, electronic services of digital and cloud platforms in public administration.
Study findings: at the modern stage of development, changes are taking place not only in the field of legal regulation of certain types of social relations under the impact of digital technologies and platform solutions, but they also affect entire institutions and branches of law.
A special focus was given to the development of cloud platforms and their impact on public administration. It was established that the formation and development of cloud technology services in real time require working out a new legal regulation of social relations associated with their use.
Research novelty: a justification was given for the conclusion that the formation and development of a national legal information system based on a cloud platform is advisable, research in the field of theory of law and legal regulation securing the reliability and stability of the legal system and the development of versatility of legal means and tools. It is considered important to develop intersectoral institutions and legal regulations aimed at regulating digital technologies.
References
1. Morozov A.V., Chebotareva A.A. Pravovoe regulirovanie tsifrovykh tekhnologii v Rossii i za rubezhom. Rol' i mesto pravovogo regulirovaniia i samoregulirovaniia v razvitii tsifrovykh tekhnologii : monografiia. Pod obshch. red. A.V. Minbaleeva. Saratov, 2019. 206 pp.
2. Mekhanizmy i modeli regulirovaniia tsifrovykh tekhnologii : monografiia. Pod obshch. red A.V. Minbaleeva. M. : Prospekt, 2020. 224 pp.
3. Perspektivnye napravleniia pravovogo regulirovaniia iskusstvennogo intellekta : monografiia. Pod red. A.V. Minbaleeva. Saratov : OOO "Amirit" 2023. 442 pp.
4. Gabov A.V. Tsifrovaia platforma kak novoe pravovoe iavlenie. Permskii iuridicheskii al'manakh. 2021. No. 4. Pp. 13-82.
5. Poliakova T.A., Troian N.A. Obespechenie suvereniteta v informatsionnom prostranstve - strategicheskaia zadacha natsional'noi politiki. Pravovaia politika i pravovaia zhizn'. 2024. No. 1. Pp. 41-53.
6. Markov A.S. Vazhnaia vekha v bezopasnosti otkrytogo programmnogo obespecheniia. Voprosy kiberbezopasnosti. 2023. No. 1 (53). Pp. 2-12.
7. Kartskhiia A.A. LegalTech kak osnova tsifrovoi pravovoi ekosistemy. LegalTech v sfere predprinimatel'skoi dei-atel'nosti : monografiia. Otv. red. I.V. Ershova, O.V. Sushkova. M. : Prospekt, 2023. Pp. 25-33.
8. Kartskhiia A.A., Makarenko G.I. Pravovye gorizonty tekhnologii iskusstvennogo intellekta: natsional'nyi i mezhdunar-odnyi aspekt. Voprosy kiberbezopasnosti. 2024. No. 1 (59). Pp. 2-14.
9. Kartskhiia A.A., Makarenko G.I. Pravovye problemy primeneniia iskusstvennogo intellekta v Rossii. Pravovaia inform-atika. 2024. No. 1. Pp. 4-19. DOI: 10.21681/1994-1404-2024-1-4-19 .
10. Mekhanizmy i modeli regulirovaniia tsifrovykh tekhnologii : monografiia. Pod obshch. red A.V. Minbaleeva. M. : Prospekt, 2020. 224 pp.
11. Troian N.A. Rol' pravovoi informatsii v Rossiiskoi Federatsii v usloviiakh tsifrovoi transformatsii. Monitoring pra-voprimeneniia. 2024. No. 2 (51). Pp. 131-139.
12. Troian N.A. Vliianie tsifrovykh tekhnologii na razvitie gosudarstvennoi sistemy pravovoi informatsii v Rossiiskoi Federatsii. Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika. 2020. No. 3 (183). Pp. 215-218.
13. Troian N.A. Osnovnye tendentsii razvitiia sistemy pravovoi informatsii v tsifrovoi srede: problemy i prioritety. Monitoring pravoprimeneniia. 2022. No. 3 (44). Pp. 16-22.
14. Poliakova T.A., Troian N.A. Publichno-pravovye podkhody k obespecheniiu gosudarstvennogo suvereniteta v in-formatsionnoi srede. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Iuridicheskie nauki. 2024. T. 10. No. 2. Pp. 143-151.
15. Srnichek N. Kapitalizm platform. Per. s angl. i nauch. red. M. Dobriakovoi; Nats. issled. un-t "Vysshaia shkola eko-nomiki", 2-e izd. M. : Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2020. 34 pp.
16. Kashkin S.Iu., Altukhov A.V. V poiskakh kontseptsii pravovogo regulirovaniia iskusstvennogo intellekta: platfor-mennye pravovye modeli. Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina. 2020. No. 4 (68). Pp. 26-40.