ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ1
Троян H.A.2
Ключевые слова: информационное общество, цифровизация, цифровая трансформация, государственное управление, угрозы, правовое регулирование, искусственный интеллект.
Аннотация
Цель статьи: исследовать актуальные проблемы, связанные с обеспечением правового, экономического и социального развития России в области применения технологий искусственного интеллекта в условиях цифровой трансформации, а также правовые механизмы использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сфере публичного управления.
Методы исследования: методы диалектики и системного анализа, позволяющие комплексно исследовать процессы применения технологий ИИ в государственном управлении.
Результаты исследования: проведенное исследование позволило сделать вывод, что сегодня необходимо совершенствование законодательства в сфере информационного права, также представляется перспективным решение проблем по реализации внедрения технологий ИИ в государственном управлении, так как это комплексная задача, для решения которой необходим не только технический потенциал автоматизации, но и решение вопросов политического, нормативного и экономического характера. Выявлено, что современная система документов стратегического планирования формирует сегодня концептуальные подходы к цифровым технологиям и особенностям их регулирования. Установлено, что в режиме реального времени необходимо решение проблем, имеющие системный характер, это проблемы, которые важно решить в сфере публичного управления, образования, медицины и различных сфер, а также подготовки кадров для работы с цифровыми технологиями.
Научная новизна: на основе проведенного исследования автором обоснован вывод о целесообразности единого вектора развития стратегического планирования и точечного регулирования отдельных видов искусственных интеллектуальных систем применения технологий ИИ для обеспечения баланса экономических интересов и необходимости защиты прав, свобод и законных интересов пользователей этих систем. Сегодня появилась необходимость в комплексных междисциплинарных исследованиях и не только теоретико-правовых, но и отраслевых. Это позволит создать современную модель правоотношений и новую форму регламентаций с учетом технологической природы ИИ.
DOI: 10.24412/2226-0692-2024-3-10-16
Введение
ССегодня ключевую роль в повышении целесообразного использования управленческих процедур отводится технологии искусственного интеллекта (ИИ) как стратегическому инструментарию государственного управления [1, с 128]. Необходимо признать, что использование цифровых технологий, таких как большие данные и ИИ, в процессах взаимодействия государственного сектора и различных отраслей способны значительно повысить эффективность реализации инициатив, а также обеспечить доступ к правовой информации. Особое значение при этом имеет
предоставление достоверной и доступной информации [2; 3]. Важным представляется, что распространение недостоверной информации с использованием ИИ при глубокой переработке видео-и аудиоконтен-та (англ. deep fake) сопряжено с трудно доказуемым нарушением прав человека, мошенничеством и иными противоправными действиями [6, c. 167]. В этой связи Концепция государственного управления, основанная на цифровизации ключевых процессов и процедур, нацелена в первую очередь на формирование государственного управления (платформы), где
1 Статья написана в рамках Государственного задания FMUZ-2024-0035 «Обеспечение цифрового суверенитета и информационной безопасности правовыми средствами».
2 Троян Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
государству отводится роль организатора взаимодействия всех заинтересованных сторон на основе единой цифровой экосистемы, при этом обеспечивающей возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития государства3. Весьма справедливым в этой связи является мнение А.А. Карцхия: «четвертая промышленная революция меняет мир, и крайне важно, чтобы современные инновации использовались для обеспечения баланса между стабильным экономическим ростом и более инклюзивным и устойчивым будущим для всех. Это является непростой задачей в условиях современной экономической, политической и экологической турбулентности, появления новых и обострения старых угроз, к примеру, в виде биологических угроз или пандемии коронавируса 2019-nCoV» [4, с. 22; 5, с. 4]. В режиме реального времени ИИ применяется для обеспечения мониторинга транзакций как в децентрализованных финансах, так и в высокочастотной торговле традиционными финансовыми продуктами. Инструменты и датчики Интернета вещей способны предоставлять огромные объемы данных для обучения и обработки ИИ. Облачные технологии с масштабной вычислительной мощностью используются различными моделями и приложениями ИИ [6, с. 154]. В цифровые технологии включаются: блок-чейн-технологии и иные технологии распределенного реестра, виртуальная и дополнительная реальность, цифровые и платформенные решения на базе сквозных технологий, цифровые платформы обратной связи, сенсорика, робототехника и ИИ, нейронные сети, квантовые вычисления [8, с. 18]. В условиях цифровой трансформации и внедрения технологии ИИ, робототехники и биотехнологий их воплощением, по нашему мнению, является научно-технический и технологический прогресс. Однако эти процессы не только благотворно влияют на современное общество, но и способствуют образованию угроз, рисков и вызовов, влияющих на личность, общество и государство. Обращает на себя внимание, что технологии ИИ широко используются в различных отраслях, включая здравоохранение, образование, коммерцию, социальное обеспечение, в том числе и в сфере государственного управления. Вместе с тем в условиях цифровизации важными представляются вопросы, связанные с влиянием технологий ИИ на основные права и свободы человека, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также защиту персональных данных, обеспечение информационной безопасности [7, с. 123]. Бесспорно, именно данным аспектам следует уделять на современном этапе первостепенное внимание. Важным представляется изучение вопросов правового регулирования ИИ в сфере публичного управления,
3 Распоряжение Правительства РФ от 07.11.2023 № 3113-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 09.11.2023.
это будет способствовать созданию новых концептуальных подходов и решений. Сегодня появилась необходимость в комплексных междисциплинарных исследованиях, и не только теоретико-правовых, но и отраслевых. Это позволит создать современную модель правоотношений и новую форму регламента-ций с учетом технологической природы ИИ.
Правовое регулирование ИИ в сфере государственного управления
Необходимо признать, что на современном этапе система документов стратегического планирования формирует новые концептуальные подходы к цифровым технологиям и особенностям их правового регулирования. Очевидно, что правовые акты стратегического планирования создали основу системы правового обеспечения цифровой экономи-ки4 и цифровых технологий; федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ закрепили ряд правовых норм, обеспечивающих регуляторное воздействие на отношения, которые формируют новые правовые конструкции, нормы и институты. Необходимо признать, что огромное количество различных цифровых технологий сегодня оказывает влияние на сферу государственного управления, в том числе и «сквозные» цифровые технологии, предусмотренные национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации»5. Ключевыми задачами национального проекта является увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики, значительное увеличение инвестиций в развитие цифровой инфраструктуры, разработку отечественных технологий и программного обеспечения, а также повышение квалификации ИТ-специалистов. Эти меры будут способствовать созданию благоприятной среды для инноваций, что позволит стимулировать экономический рост, создание безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступных для всех организаций, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями6. Необходимо отметить, что Министерством цифрового развития,
4 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7) // Сайт Минцифры России. URL: https://digital.gov.ru, 09.04.2024; Утверждена система управления реализации программы «Цифровая экономика» // Сайт Минцифры России. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37323/, 09.04.2024; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 16.04.2024.
5 Сайт Минцифры России. URL: https://digital.gov.ru
6 Сайт Минцифры России. URL: https://digital.gov.ru
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации к осени 2024 г. запланировано формирование плана нормативно-правового обеспечения нового национального проекта «Экономика данных» на период 2024—2026 гг.7 Важные направления здесь: развитие Интернета вещей, цифровых платформ в государственном управлении, ИИ, импортозамещение в ИТ-сфере и повышение кибербезопасности8. Сегодня национальный проект «Экономика данных», по сути, является продолжением завершающегося национального проекта «Цифровая экономика». При этом в число основных направлений входит формирование к 2030 году цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы9. Важнейшим направлением цифровой трансформации государственного управления необходимо также признать формирование единого федерального информационного ресурса10, единого федерального регистра сведений о населении11, совершенствование системы идентификации и аутентификации12, а также создание цифрового профиля. В перспективе ожидается, что использование технологий ИИ обеспечит более эффективную работу публичных услуг.
В целях обеспечения свободного, устойчивого, безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти, гражда-
7 Экономика данных и цифровая трансформация государственного управления. URL: https://www.tad viser.ru/index.php/Статья:Экономика_ данных_и_цифровая_трансформация_государства_(национальный_ проект), 21.07.2024.
8 Экономика данных и цифровая трансформация государственного управления. URL: https://www.tad viser.ru/index.php/Статья:Экономика_ данных_и_цифровая_трансформация_государства_(национальный_ проект), 21.07.2024.
9 Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № АК-247-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 21.07.2024; Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 21.07.2024.; Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru, 21.07.2024.
10 Распоряжение Правительства РФ от 04. июля 2017 г.№ 1418-р «Об утверждении концепции и плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 29. Ст. 4390.
11 Федеральный закон от 08. июня 2020. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
12 Постановление Правительства РФ от 03. Июня 2019 № 710 (ред. от
27.03.2020) «О проведении экспериментов по повышению качества и
связанных данных, содержащихся в государственных информацион-
ных ресурсах» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2019. № 23. Ст. 2963.
нами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. № 637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления»13, способствующее внедрению отечественных программ, соответствующих политике импортозамещения и обеспечивающих укрепление технологического суверенитета России. Кроме того, важным направлением по реализации государственного управления в области цифровой трансформации является формирование единого информационного пространства в области внутриведомственного и межведомственного электронного взаимодействия органов государственной власти РФ на федеральном и региональном уровнях. Неотъемлемым элементом этого является создание новой модели управления на основе сбора и анализа данных с использованием государственной единой облачной платформы. В целях обеспечения реализации данных направлений предложено новое понятие ««Государственная единая облачная платформа», которая представляет собой комплекс, предназначенный для размещения и функционирования информационных систем и информационных ресурсов, обеспечивающих предоставление унифицированных облачных услуг и их мониторинг, в том числе сбор и обработку сведений, что позволит анализировать эффективность использования предоставляемой инфраструктуры14. В целях реализации стратегических направлений предложено обновление наиболее актуальных и востребованных технологических решений в сфере ИИ. Таким образом, приоритетной задачей является внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в целях использования технологий ИИ в государственном управлении; необходимо также внедрение и применение новых инструментов ИИ для решения поставленных целей. Важным, на наш взгляд, представляется утвержденный президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и создания условий ведения предпринимательской деятельности план создания и развития государственных информационных систем на платформе «ГосТех»15. Правительством РФ утверждено также Положение
13 Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.09.2024.
14 Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2024 г. № 637-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.09.2024.
15 Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2024 г. № 637-р «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.09.2024.
о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», способствующее обеспечению предоставления инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, обеспечению мониторинга защищенности, обнаружению компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты на уровне программно-аппаратной инфраструктуры платформы «ГосТех»16. Безусловно, эти направления с использованием технологий ИИ в перспективе будут полномасштабно использоваться в области экономики (промышленных и строительных, агропромышленных комплексах, финансовой и банковской сферах, торговле) и применимы в области социального развития и культуры (в образовании, науке, культуре, социальном развитии и здравоохранении) [1, с. 130]. Сегодня не вызывает сомнения, что развитие общественных отношений и трансформация права формируют систему правового регулирования цифровых технологий. Необходимо учесть, что данная система появилась несколько позже, например, системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности или персональных данных, информации ограниченного доступа и др. Тем не менее она достаточно структурирована и находится в активном развитии, обладает широким субъективным составом и множеством объектов правового регулирования, использует смешанный метод правового регулирования, а также методы саморегулирования, основанных на различных формах и методах контроля [8, с. 17—18; 9, с. 103]. Сегодня можно с уверенностью признать, что сложился ряд мнений ученых, считающих, что инновационная модификация функций публичного управления при использовании технологий ИИ наиболее перспективна в сфере государственной статистики (сбор и аналитика данных), прогнозирования, планирования, организации управления, координации и взаимодействия субъектов государственного управления, контрольной и учетной деятельности [10—12]. Примечательно, что трансформация сферы статистики основана на технологии больших данных, в которую входит комплекс данных, программного и технологического инструментария и использования методов обработки и аналитики данных. Использование технологий ИИ получило признание также в правоохранительной сфере, в контрольной и контрольно-надзорной деятельно-
сти17: ИИ обеспечивает прогнозирование и моделирование. В 2024 г. МВД России плановым порядком проводит научно-исследовательские работы по привлечению правонарушителей с использованием нейросетей. В краткосрочной перспективе планируется также разработка двух смарт-технологий.
Одна из систем, получившая название «Конъюнктура», способна прогнозировать различные чрезвычайные ситуации и моделирование сценариев реагирования на них. Другая система, «Клон», способна выявлять факты подделки видеоизображений в интересах правоохранительных органов. Для реализации этого направления в подведомственных МВД Главном информационно-аналитическом центре (ГИАЦ) и НПО «Специальная техника и связь МВД России» (НПО СТиС) планируется создать специальные подразделения. Также дополнительно Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД, ГИАЦ И НПО СТиС предполагают образовать лабораторию анализа данных («песочницу») для моделирования данных и управления ими18.
В ближайшей перспективе (2025 г.) в России особые ожидания вызывает введение в эксплуатацию Государственной единой облачной платформы («Гособлако»), которая будет реализована в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление». Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2024 г. № 929 утверждено Положение о государственной единой облачной платформе19, обеспечивающей предоставление потребителям облачных услуг, т. е. предоставление вычислительных ресурсов и ресурсов хранения данных, системного программного обеспечения, обеспечение информационной безопасности и т. д. Таким образом, Гособлако станет единым комплексом для размещения и работы информационных систем и ресурсов различных министерств и ведомств, публично-правовых компаний, а также социально ориентированных некоммерческих организаций20. Это позволит органам государственной власти и другим организациям государственного сектора оптимизировать затраты, упростить межведомствен-
16 Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. № 2338 «Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 05.09.2024.
17 Портал «Искусственный интеллект РФ». URL: https://ai.gov.ru/, 05.09.2024; Искусственный интеллект выходит на борьбу с преступностью в России. Правонарушителей будут искать хитрые нейросети. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2024-01-11_iskusstvennyj_intellekt, 05.09.2024;
18 МВД привлечет нейросети к поиску правонарушений. Новости портала «Искусственный интеллект РФ». URL: https://ai.gov.ru/ mediacenter/mvd-privlechet-neyroseti-k-poisku-pravonarushiteley/, 05.09.2024;
19 Постановление Правительства РФ от 10.07.2024 № 929 «Об утверждении Положения о государственной единой облачной платформе» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru, 05.09.2024.
20 Гособлако: Государственная единая облачная платформа (ГЕОП)
// URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Гособлако_Государ-
ственная_единая_облачная_платформа_(ГЕОП), 05.09.2024.
ное взаимодействие и более эффективно оказывать государственные услуги.
Мировая практика применения технологии ИИ в публичном управлении
Необходимо признать, что сегодня в мировой и отечественной практике сформированы определенные направления использования технологий ИИ в государственном управлении, который, в свою очередь, выступает как некий базис конкурентно-способной цифровой экономики. На практике это проявляется в правовой поддержке стратегических и программных направлений в сфере использования цифровых технологий в органах публичной власти. Поэтому уже сегодня принятые национальные проекты и стратегии в области ИИ необходимо претворять в жизнь, и очень важны новые инициативы и решения. Важно сегодня принимать во внимание лучшие мировые наработки и практики в сфере технологий ИИ и проводить дальнейшие научные исследования для более эффективной реализации поставленных задач.
В Австралии, например, сформирована Стратегия управления данными и цифровыми технологиями для правительства Австралии в качестве плана использования данных, цифровых технологий и управления до 2030 года21. Важнейшим аспектом ландшафта цифровой трансформации в государственном секторе являются пять ключевых целей, имеющие всеобъемлющий характер; первая — обеспечение инициативы по передаче данных и цифровым преобразованиям в рамках государственной службы Австралии (APS). Вторая цель направлена на обеспечение предоставления бесперебойных услуг, для удобного взаимодействия с пользователем. Следующий перспективный подход направлен на развитие цифровых технологий в будущем, гарантируя, что они останутся актуальными и эффективными в ближайшие годы. Сегодня правительство выражает озабоченность, связанную с кибербезо-пасностью и неприкосновенностью частной жизни, поэтому в Стратегии особое внимание уделяется поддержанию доверия общественности путем внедрения надежных мер безопасности. Последняя цель включает решение проблем с кадровыми возможностями и обеспечение надежности и совместимости инфраструктуры, поддерживающей эти инициативы. Стратегия обеспечивает комплексный и стратегический подход к цифровому управлению22.
В 2021 году правительство Великобритании выделило 2 млрд фунтов стерлингов (около 2,8 млрд долларов США) на финансирование госпроектов по хранению больших данных и аналитике с 2022 по 2026 год, что позволит обеспечить большие данные
и аналитику для департаментов центрального правительства и остального государственного сектора, включая местные органы власти, здравоохранение, полицию, пожарную и спасательную службу, образование и децентрализованные администрации в государстве. Это необходимо, чтобы соблюсти требования о национальной стратегии данных, предоставить открытый доступ к правительственным данным и обеспечить более эффективное оказание государственных услуг23.
Италия показывает существенный рост в сфере государственного управления с использованием ИИ, опережая по ряду показателей достижения других государств — членов ЕС. Итальянские реформы в сфере цифровизации экономики ориентированы на преимущественные инвестиции в развитие цифровой трансформации. Важным направлением является модернизация в системе государственного управления и услуг при поддержке национального плана устойчивого развития экономики страны с переходом государственных администраций на облачные технологии. На современном этапе Италия имеет мощную промышленную базу и исследовательские сообщества, которые работают в таких ключевых областях, как технологии ИИ, высокопроизводительные вычисления и квантовые технологии [13].
Дания занимает лидирующие позиции среди стран ЕС по наличию цифровых компетенций у населения: свыше 70% датчан имеют навыки работы с цифровыми технологиями, из них свыше 50% имеют навыки выше базовых [1, с. 133]. План роста человеческого потенциала реализован на основе проекта «Цифровые навыки для всех». В Дании запущены новые проекты в области цифровых государственных услуг, «интернет-услуги будущего» и партнерские кластеры по цифровизации промышленности и бизнеса. В стране рассматриваются не только публичные услуги, но и созданные системы открытых данных, электронное взаимодействие граждан и публичное управление24.
Вывод
В заключение следует отметить, что сегодня, несмотря на значительные усилия государства по поддержке ИТ-отрасли, существует множество нерешенных вопросов. Важно продолжать работу над совершенствованием законодательства и вопросами информационного права для обеспечения эффективной реализации государственных программ. Видится перспективным решение проблем по реализации внедрения технологий ИИ в государственном управлении, так как это, по сути, комплексная
21 URL: https://opengovasia.com/2024/01/20/australias-2030-data-and-digital-government-strategy, 05.09.2024.
22 URL: https://opengovasia.com/2024/01/20/australias-2030-data-and-digital-government-strategy, 05.09.2024.
23 URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:ИТ_в_госсекторе_ Великобритании#Облачная_инфраструктура_и_ сервисы, 06.09.2024.
24 URL: https://digital-skills-jobs.europa.eu/en/actions/national-initiatives/national-strategies/denmark-digital-growth-strategy-2025, 06.09.2024.
задача, для решения которой необходим не только технический потенциал автоматизации, но и решение вопросов политического, нормативного, экономического характера. Очень остро стоит вопрос отсутствия комплексного правового регулирования. Немаловажное значение при реализации поставленных целей имеет решение проблем, имеющих системный характер; это проблемы, которые необходи-
мо решить в сфере образования, подготовки кадров и совершенствования навыков работы с цифровыми технологиями и государственной поддержки в экономической, политической и социальной сферах. Безусловно, ключевыми направлениями цифрового публичного управления должны быть обеспечение информационной безопасности и надежности цифровых сервисов для населения страны.
Литература
1. Перспективные направления правового регулирования искусственного интеллекта : монография / Под ред. А.В. Минбалее-ва. Саратов : ООО «Амирит», 2023. 442 с.
2. Троян Н.А. Роль правовой информации в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации // Мониторинг правоприменения. 2024. № 2 (51). С. 131—139.
3. Троян Н.А. Влияние цифровых технологий на развитие государственной системы правовой информации в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 215—218.
4. Карцхия А.А. Цифровые корпорации в новом качестве управления // Гражданское право. 2020. № 4. С. 22—26.
5. Карцхия А.А., Макаренко Г.И. Правовые проблемы применения искусственного интеллекта в России // Правовая информатика. 2024. № 1. С. 4—19. DOI: 10.21681/1994-1404-2024-1-4-19 .
6. Карцхия А.А., Макаренко Г.И., Макаренко Д.Г. Правовые перспективы технологий искусственного интеллекта // Безопасные информационные технологии. Сборник трудов XII Международной научно-технической конференции. 2023. С. 154—161.
7. Комплексные исследования правовых и этических аспектов, связанных с разработкой и применением систем искусственного интеллекта и робототехники : монография / Под общ. ред. Д. Ю. Н. В.Б. Наумова. СПб. : НП-Принт, 2022. 336 с.
8. Механизмы и модели регулирования цифровых технологий : монография / Под общ. ред А.В. Минбалеева. М. : Проспект, 2020. 224 с.
9. Полякова Т.А. Модернизация информационно-правовой науки в России в условиях цифровой трансформации // Право.Ьу. 2023. № 6 (86). С. 101—106.
10. Крысенкова Н.Б. Право и робототизация в сфере государственных институтов // Юридическая концепция робототизации : монография / Отв. Ред.: Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. М. : Проспект, 2019. 240 с.
11. Полякова Т. А., Троян Н.А. Публично-правовые подходы к обеспечению государственного суверенитета в информационной среде // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2024. Т. 10. № 2. С. 143—151.
12. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизацион-ного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75—87.
13. Дзаппала С. Особенности реализации Стратегии цифровизации экономики Италии до 2025 года // Информационная инновация. 2023. № 1. Т. 18. С. 43—59.
CONSTITUTIONAL LAW
LEGAL MECHANISMS FOR USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE PUBLIC ADMINISTRATION FIELD IN RUSSIA
ANDABROAD
Natal'ia Troian25
Keywords: information society, digitalisation, digital transformation, public administration, threats, legal regulation, artificial intelligence.
Abstract
Purpose of the paper: studying topical problems related to ensuring Russia's legal, economic, and social development in the field of using artificial intelligence (AI) technologies in the conditions of digital transformation as well as legal mechanisms for using AI technologies in the public administration field.
Methods used in the study: methods of dialectics and system analysis allowing versatile studying of using AI technologies in public administration.
25 Natal'ia Troian, Ph.D. (Law), Senior Researcher at the Sector of Information Technology Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Study findings: the study carried out made it possible to conclude that today it is necessary to improve the laws in the field of information technology law. It also appears to be promising to solve problems of implementing Al technologies in public administration since it is a complex task requiring for its solution not only the technological possibilities offered by automatisation but also solving questions of political, legal, and economic nature. It is determined that the modern strategic planning documents system forms today conceptual approaches to digital technologies and specific features of their regulation. It is established that it is necessary to solve problems of system nature in real-time; these are important problems to be solved in the field of public administration, education, healthcare, and various other fields, as well as the problem of training personnel for working with digital technologies.
Research novelty: based on the study carried out by the author, a justification is given for the advisability of a single vector of development of strategic planning and pointwise regulation of individual types of artificial intellectual systems for using AI technologies for ensuring a balance of economic interests and the need to protect the rights, freedoms, and lawful interests of users of these systems. Today, there emerged a need for versatile interdisciplinary studies, not only in the field of theoretical law but also as regards sectoral studies. This will allow to create a modern model of legal relationships and a new form of regulating it, considering the technological nature of AI.
1. Perspektivnye napravleniia pravovogo regulirovaniia iskusstvennogo intellekta : monografiia. Pod red. A.V. Minbaleeva. Saratov :
000 "Amirit", 2023. 442 pp.
2. Troian N.A. Rol' pravovoi informatsii v Rossiiskoi Federatsii v usloviiakh tsifrovoi transformatsii. Monitoring pravoprimeneniia. 2024. No. 2 (51). Pp. 131-139.
3. Troian N.A. Vliianie tsifrovykh tekhnologii na razvitie gosudarstvennoi sistemy pravovoi informatsii v Rossiiskoi Federatsii. Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika. 2020. No. 3 (183). Pp. 215-218.
4. Kartskhiia A.A. Tsifrovye korporatsii v novom kachestve upravleniia. Grazhdanskoe pravo. 2020. No. 4. Pp. 22-26.
5. Kartskhiia A.A., Makarenko G.I. Pravovye problemy primeneniia iskusstvennogo intellekta v Rossii. Pravovaia informatika. 2024. No. 1. Pp. 4-19. DOI: 10.21681/1994-1404-2024-1-4-19 .
6. Kartskhiia A.A., Makarenko G.I., Makarenko D.G. Pravovye perspektivy tekhnologii iskusstvennogo intellekta. Bezopasnye informatsionnye tekhnologii. Sbornik trudov XII Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. 2023. Pp. 154-161.
7. Kompleksnye issledovaniia pravovykh i eticheskikh aspektov, sviazannykh s razrabotkoi i primeneniem sistem iskusstvennogo intellekta i robototekhniki : monografiia. Pod obshch. red. d. iu. n. V.B. Naumova. SPb. : NP-Print, 2022. 336 pp.
8. Mekhanizmy i modeli regulirovaniia tsifrovykh tekhnologii : monografiia. Pod obshch. red A.V. Minbaleeva. M. : Prospekt, 2020. 224 pp.
9. Poliakova T.A. Modernizatsiia informatsionno-pravovoi nauki v Rossii v usloviiakh tsifrovoi transformatsii. Pravo.by. 2023. No. 6 (86). Pp. 101-106.
10. Krysenkova N.B. Pravo i robototizatsiia v sfere gosudarstvennykh institutov. Iuridicheskaia kontseptsiia robototizatsii : monografiia. Otv. red.: Iu.A. Tikhomirov, S.B. Nanba. M. : Prospekt, 2019. 240 pp.
11. Poliakova T.A., Troian N.A. Publichno-pravovye podkhody k obespecheniiu gosudarstvennogo suvereniteta v informatsionnoi srede. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Iuridicheskie nauki. 2024. T. 10. No. 2. Pp. 143-151.
12. Poliakova T. A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Novye vektory razvitiia informatsionnogo prava v usloviiakh tsivilizatsionnogo krizisa
1 tsifrovoi transformatsii. Gosudarstvo i pravo. 2020. No. 5. Pp. 75-87.
13. Dzappala S. Osobennosti realizatsii Strategii tsifrovizatsii ekonomiki Italii do 2025 goda. Informatsionnaia innovatsiia. 2023. No. 1.
References
T. 18. Pp. 43-59.