Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / VALUE-SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В.

Введение. В статье раскрываются проблемы совершенствования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в общеобразовательной школе, обеспечивающих влияние не только на обученность, но и на воспитанность подрастающего поколения. Цель статьи - на основе анализа цифровых образовательных ресурсов определить их возможности в духовно-нравственном воспитании детей и выявить показатели, которым они должны соответствовать. Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как контент-анализ и анализ научной литературы. Результаты. На основе анализа научно-методической литературы и контент-анализа цифровых образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций уроков духовно-нравственной направленности и классных часов, детских электронных журналов, видео-контента, виртуальных экскурсий) представлены возможности и показатели их влияния на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся. Обсуждение. В современных исследованиях сделан вывод о том, что новейшие цифровые технологии не способны полноценно осуществлять гуманитарную и воспитательную функции в отношении подрастающего поколения. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов показал, что менее 20 % ЦОР всех групп соответствуют выделенным нами показателям положительного влияния на ценностно-смысловую сферу личности. Сред них: наглядно-образное представление материала, практико-ориентированные задания, эмоциональная окрашенность, в том числе слов в тексте слайдов, ориентация на разнообразные виды работы. Таким образом, только часть ЦОР (в основном это мультимедийные презентации) способствует ознакомлению детей с ценностями, существующими в истории и культуре России, благодаря возникновению у ребенка их образов (наглядных представлений); вызывают эмоциональное переживание и отклик на представленные жизненные ситуации; содействуют смыслообразованию и т. п. Другие виды цифровых образовательных ресурсов обладают меньшими воспитательными возможностями в силу своих особенностей и требуют разработки методики их использования в целях развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся. Заключение. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения их влияния на ценностно-смысловую сферу личности показал, во-первых, актуальность выбранного направления исследования; во-вторых, помог обнаружить наличие ряда нерешенных проблем, среди которых неразработанность единых требований к учебным, учебно-методическим электронным комплексам и материалам; в-третьих, контент-анализ стал одним из оснований для разработки критериев положительного влияния цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности. Основные положения: - цифровые образовательные ресурсы обладают возможностями, влияющими на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся, которые используются не в полной мере; - при разработке цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности, важно следовать следующим критериям: наглядно-образное представление материала, формулирование практико-ориентированных заданий, эмоциональная окрашенность, ориентация на разнообразные виды работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES ON THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE INDIVIDUAL

Introduction. The article reveals the problems of improving digital educational resources (hereinafter referred to as tsors) in General education schools, which provide an impact not only on learning, but also on the upbringing of the younger generation. The purpose of the article is to analyze digital educational resources to determine their capabilities in the spiritual and moral education of children and to identify indicators that they should meet. Materials and methods. Methods such as content analysis and scientific literature analysis were used to achieve this goal. Results. Based on the analysis of scientific and methodological literature and content analysis of digital educational resources (multimedia presentations of spiritual and moral lessons and class hours, children's electronic magazines, video content, virtual excursions), the possibilities and indicators of their impact on the development of the value and semantic sphere of students ' personality are presented. Discussion. Modern research has concluded that the latest digital technologies are not able to fully perform humanitarian and educational functions in relation to the younger generation. Our content analysis of digital educational resources has shown that less than 20% of the sdgs of all groups correspond to the indicators of positive influence on the value and semantic sphere of the individual. Among them: visual representation of the material, practice-oriented tasks, emotional coloring, including words in the text of slides, orientation to various types of work. Thus, only a part of Tsors (mainly multimedia presentations) help children to get acquainted with the values that exist in the history and culture of Russia, due to the appearance of their images (visual representations) in the child; cause emotional experience and response to the presented life situations; contribute to the formation of meaning, etc. Other types of digital educational resources have fewer educational opportunities due to their characteristics and require the development of methods for their use in order to develop the value-semantic sphere of students ' personality. Conclusion. Our content analysis of digital educational resources in terms of their impact on the value-semantic sphere of the individual showed, first, the relevance of the chosen research direction; secondly, it helped to detect the presence of a number of unresolved problems, including the lack of unified requirements for educational, educational and methodological electronic complexes and materials. Third, it became one of the grounds for developing criteria for the positive impact of digital educational resources on the value-semantic sphere of the individual. Highlights: Digital educational resources have opportunities that affect the development of the value-semantic sphere of students ' personality, which are not fully used; When developing digital educational resources that ensure the development of the value-semantic sphere of the individual, it is important to follow the following criteria: visual representation of the material, formulation of practice-oriented tasks, emotional coloring, orientation to various types of work.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.014

УДК 378

ББК 74.484(2)738.8

Н. П. Шитякова1, И. В. Верховых2, И. В. Забродина3

^RCID № 0000-0002-1015-5896 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shityakovanp@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-4799-9985 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Введение. В статье раскрываются проблемы совершенствования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в общеобразова-

Цель статьи — на основе анализа цифровых образователь-

E-mail: verhovihiv@cspu.ru §

&

3ORCID № 0000-0003-0885-9461 §

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, 13

психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный о

о

E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru °

з

о № а

о* н о*

X р

е

Р р

о о

тельной школе, обеспечивающих влияние не только на обученность, ж

но и на воспитанность подрастающего поколения. НН

н

о

о

ных ресурсов определить их возможности в духовно-нравственном § воспитании детей и выявить показатели, которым они должны со-

§

ответствовать. о

1

Материалы и методы. Для достижения цели были использо- о

&

ваны такие методы, как контент-анализ и анализ научной литературы. ез Результаты. На основе анализа научно-методической лите- и

н

ратуры и контент-анализа цифровых образовательных ресурсов о (мультимедийных презентаций уроков духовно-нравственной

направленности и классных часов, детских электронных журналов, видео-контента, виртуальных экскурсий) представлены возможности и показатели их влияния на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.

Обсуждение. В современных исследованиях сделан вывод о том, что новейшие цифровые технологии не способны полноценно осуществлять гуманитарную и воспитательную функции в отношении подрастающего поколения. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов показал, что менее 20 % ЦОР всех групп соответствуют выделенным нами показателям положительного влияния на ценностно-смысловую сферу личности. Сред них: наглядно-образное представление материала, практико-ориен-тированные задания, эмоциональная окрашенность, в том числе слов в тексте слайдов, ориентация на разнообразные виды работы. Таким образом, только часть ЦОР (в основном это мультимедийные презентации) способствует ознакомлению детей с ценностями, существующими в истории и культуре России, благодаря возникновению у ребенка их образов (наглядных представлений); вызывают эмоциональное переживание и отклик на представленные жизненные ситуации; содействуют смыслообразованию и т. п. Другие ви-§ ды цифровых образовательных ресурсов обладают меньшими вос-5 питательными возможностями в силу своих особенностей и

^ требуют разработки методики их использования в целях развития

сц

^ ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.

•о

«о

I

05

Заключение. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения их влияния на ценностно-смысловую сферу личности показал, во-первых, актуальность выб-^ ранного направления исследования; во-вторых, помог обнаружить наличие ряда нерешенных проблем, среди которых неразработанность единых требований к учебным, учебно-методическим электронным н комплексам и материалам; в-третьих, контент-анализ стал одним из ^ оснований для разработки критериев положительного влияния циф-

сц

ровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы; ценностно-смысловая сфера личности; духовно-нравственное воспитание.

Основные положения:

- цифровые образовательные ресурсы обладают возможностями, влияющими на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся, которые используются не в полной мере;

- при разработке цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности,

важно следовать следующим критериям: наглядно-образное пред- Лл

к

ставление материала, формулирование практико-ориентированных ни

заданий, эмоциональная окрашенность, ориентация на разнообраз- и

р

о в

ные виды работы.

о

о

№ а

1 Введение (Introduction)

Государственные документы последних лет актуализировали проблему создания и развития в стране Единой информационной образовательной среды. В них отмечаются достижения в решении этой задачи и нерешенные проблемы: отсутствие классификации, описания и единых «правил входа» в электронные образовательные ^

о

ресурсы, методических материалов по их использованию; единых §

а

требований к учебным, учебно-методическим электронным ком- ^

ж

плексам и материалам, компьютерным программам и играм [1]. Об о

о

актуальности проведенного нами исследования свидетельствует так- О же интерес современных ученых к проблемам цифровизации вообще и к влиянию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на обуче- О

у

ние и воспитание обучающихся, в частности. Так, Т. С. Парпура g

о

отмечает, что цифровые ресурсы помогают усовершенствовать не е

^

к л

только процесс обучения в школе, но и способствуют расширению воспитательных возможностей. Становятся доступными онлайн- но трансляции, онлайн-экскурсии, встречи с интересными людьми [2].

о

В современной литературе представлены особенности мультимедийных уроков (этапы, целеполагание, постановку учебных задач, критерии эффективности и т. д.) и технологические приемы и методы обучения на уроке (интерактивный модуль, плакаты, инфо-графику, опорный конспект, тренажер, тестер и др.), психолого-педагогические принципы мультимедийного урока.

Исследователи подчеркивают необходимость гуманизации цифрового общества, что имеет непреходящую ценностно-смысловую значимость для современной России. Введено понятие «цифровая аксиологизация», которое характеризуется новой системой ценностных ориентаций, акцентирует внимание на том, что новейшие цифровые технологии не способны полноценно осуществлять гуманитарную и воспитательную функции в отношении подрастающего поколения [3].

В трудах ученых ВШЭ (Москва) анализируются изменения, происходящие в области цифровых технологий и образовательного процесса, дается обстоятельный анализ современных цифровых образовательных ресурсов. Исследователи отмечают, что практика разработки цифровых учебно-методических материалов в России далека от требований времени. Среди недостатков называется дефицит опыта работы педагогов с ЦОР, а также инструментов коллективной работы в цифровой среде, недостаточность интерактивных образо-

а

н

и

-"О

о

кр

вательных ресурсов, прежде всего, тренажеров — комплексов ин

сц ^

л

«о |р

е

терактивных заданий с обратной связью и аналитикой.

Исследователями подчеркивается необходимость использования цифровых учебных материалов, инструментов и сервисов, которые позволяют индивидуализировать обучение, использовать новые формы и методы образовательной работы (онлайн обучение, перевёрнутое и смешанное обучение, проведение учебных проек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

| тов и т. п.), но не рассматривается возможность и необходимость их

воспитательного влияния на личность обучающихся. ^ В научных публикациях серьезное внимание уделяется кон-

^ цепции визуализации образовательного контента. С. В. Аранова

представляет алгоритм проектирования педагогической презентации. Презентация учебного материала должна давать, по ее мнению, прежде всего, интеллектуальное приращение, а различные эффекты используются для эмоционального и логического усиления. При этом не учитываются ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса [4].

В ряде публикаций утверждается, что социокультурный подход позволяет рассмотреть процесс проектирования методического инструментария с позиций трансформации мировоззрения молодежи [5].

Представлены результаты исследования готовности педагогов к использованию ЦОР: учителя отмечают низкий уровень соб- ^

л

и

ственных знаний и умений, необходимых для полноценного эффек- I

и

тивного использования ЦОР в учебном процессе; недостаточное ^

ми интеграции), Squigl (платформа для создания контента, которая преобразует речь или текст в анимированные видео), Випсее (под-

представление о дидактических возможностях ЦОР в раскрытии ^

о

содержания обучения, слабое отражение в методической литерату- §

ре вопросов их применения в воспитательном процессе [6]. ^

В зарубежной педагогике активно развивается когнитивная ^

теория мультимедийного обучения (Ричард Э. Мейер). В рамках этой теории исследуются эмоции при компьютерном академическом § обучении, причины и последствия эмоционального состояния уче- ^ ника, тестируется аффективно-когнитивная модель электронного ^ обучения. Активно обсуждается принцип избыточности, согласно

о о

§ н а

которому при одновременном использовании анимации, повествова- е

н

н

о

с

ния и текста слайда возникает эффект рассеянного внимания [7, 8].

С. Шнайдер, С. Небель и др. исследовали эффект цифровых | учебных материалов, основанных на сочетании текста и изображений [9]. |

тэ " ^

В источниках называются инструменты для учителей для з

о

создания цифрового учебного контента: Pear Deck (облегчает раз- е

у

работку увлекательного учебного контента с различными функция- и

к

ч

н

о с

держивает создание и обмен визуальными представлениями учебного контента, включая мультимедийные уроки, отчеты, информационные бюллетени, презентации) и др.

С одной стороны, существуют открытые образовательные ресурсы (рисунки и учебные карты, методические материалы, учебники, аудио и видеоресурсы, мультимедийные и другие материалы), с другой стороны, практически не разработаны и не введены в действие процедуры оценки качества появляющихся ЦОР, не определены критерии и показатели соответствия ЦОР особенностям развития ценностно-смысловой сферы школьников. Наличие таких показателей поможет ответить на вопрос: какова продуктивность влияния цифровых образовательных ресурсов не только на обучение, но и на воспитание личности ребенка?

Таким образом, цифровая трансформация образования наряду с прогрессивными эффектами несет в себе риск нарушения одного из основополагающих принципов отечественной педагогики — принципа единства обучения и воспитания личности обучающегося и, как следствие, риск изменения ценностно-смысловой сферы личности. По мнению многих ученых, ценностно-смысловую сферу личности образуют две главные составляющие: система ценностных

ным ядром структуры личности, определяющим ее направленность.

на ориентаций и система личностных смыслов, что делает ее централь-

ид

о р

$ Следовательно, важной научной проблемой в настоящее время явля-^ ется определение средств, методов, технологий, способствующих развитию этой сферы в изменяющихся условиях, связанных с циф-

в

8 ровизацией общества в целом. В качестве условий развития цен-

ре

^ ностно-смысловой сферы личности школьника педагоги рассматри-^ вают ознакомление и актуализацию существующих в культуре

во ценностей, возникновение у ребенка образов (наглядных представлений) духовных ценностей; эмоциональное переживание, связанное с восприятием, или с припоминанием или воображением этих 135 образов; освоение личностью новых социальных ролей, смыслопре-

образующую деятельность, создание ситуаций для возможного эмоционального отклика, учет социокультурных условий и др. [10].

Цель настоящей статьи — на основе анализа цифровых образовательных ресурсов определить их возможности в духовно-нравственном воспитании детей и выявить критерии, которым они должны соответствовать.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В качестве метода качественно-количественного анализа выявления элементов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), влияющих на духовно-нравственную сферу личности, был выбран контент-анализ. Объектами исследования выступили мультимедийные презентации уроков духовно-нравственной направленности (литера- ^ турного чтения и ОРКСЭ), мультимедийные презентации классных н

ие

часов, детские электронные журналы, видео-контент, виртуальные ^

и

экскурсии. Предметом данного анализа стало влияние цифровых об- ^

о

разовательных ресурсов на развитие ценностно-смысловой сферы g

личности обучающихся. ^

fa

Единицами анализа, служащими в содержании ЦОР индика-

ЦОР. Удельный вес той или иной категории вычислялся с помощью

о

№ а

торами интересующих нас явлений, стали следующие категории:

наглядно-образное представление материала (сочетание текста, зву- §

ка, иллюстрации, видео, графических изображений), практико- з

ориентированные задания (задания на оценку жизненных ситуаций с о

о

а

точки зрения отечественных ценностей, задания на определение способа действия в жизненной ситуации и др.), эмоциональная 3 окрашенность, в том числе слов в тексте слайдов (слова с ярким коннотативным значением, содержащие оценку фактов, явлений, О признаков, дающие однозначную характеристику людей), ориентация на разнообразные виды работы.

§ о

9

Нами определялась частота проявления этих категорий в 3

о

9

формулы: |

ж

-^_число единиц анализа,фиксирующих данную категорию о

общее число единиц анализа

В качестве основного рабочего документа, с помощью которого проводился контент-анализ, выступила таблица (Таблица 1).

Таблица 1 — Форма для регистрации результатов контент-анализа

Table 1 — Form for recording results of the content analysis

№ Название ресурса, ссылка Наглядно-образное представление материала Практико-ориентированное задание Эмоциональная окрашенность Ориентация на разнообразные виды работы Сумма баллов

1 2 3 4 5 6 7

Сумма баллов

Средний балл

Для контент-анализа было отобрано 100 цифровых образовательных ресурсов, которые мы распределили на 6 групп. Каждый ЦОР был оценен с точки зрения четырех вышеназванных показателей (наличие — 1 балл, отсутствие — 0 баллов). Затем была подсчитана общая сумма баллов по всем показателям для каждого ресурса во всех группах, что позволило нам судить о степени выраженности показателей соответствия ЦОР особенностям развития духовно-нравственной сферы младших школьников. Также был определен средний балл по каждому показателю, вследствие чего мы смогли сделать вывод о доминировании какого-либо показателя в каждой группе ЦОР.

3 Результаты (Results)

Полученные в процессе контент-анализа цифровых образовательных ресурсов результаты представим в следующих таблицах и на рисунке (Таблица 2, 3, рисунок 1).

Таблица 2 — Степень выраженности показателей соответствия ЦОР особенностям развития ценностно-смысловой сферы младших школьников

Table 2 — The degree of expression of indicators of compliance of the Central educational system with the peculiarities of the development of the spiritual and moral sphere primary school children

Вид ЦОР Степень выраженности показателей соответствия ЦОР особенностям развития ценностно-смысловой сферы младших школьников, %

соответствует, 4 балла в большей степени, 3 балла в меньшей степени, 2 балла не соответствует, 0-1 балл

Презентация для уроков ОРКСЭ 19,2 21,7 31,0 28,1

Презентация для уроков литературного чтения 24,8 34,2 19,2 21,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Презентация для классных часов 26,5 40,3 26,5 06,7

Детский электронный журнал 12,5 12,5 50,0 25,0

Видеоконтент 00,0 37,5 62,5 12,5

Виртуальная экскурсия 00,0 20,0 40,0 40,0

Среднее значение 19,0 31,0 30,0 20,0

Рассмотрим полученные результаты отдельно по каждой группе ЦОР. Как видно из таблицы, самое большое несоответствие показателям содержат виртуальные экскурсии, презентации для уроков ОРКСЭ и детские электронные журналы. Стоит обратить

о е

у и ч н о с

а

ж а

-"О

0

а

05 ^

§

«о

1

53

05

«О

О «

2

внимание на тот факт, что максимального количества баллов не получили также группы виртуальных экскурсий и детских журналов, что вполне объясняется информационной направленностью данных ресурсов. Наличие всех четырех показателей можно наблюдать у 26,5 % презентаций для классного часа, 24,8 % презентаций для уроков литературного чтения. Можно предположить, что учителя, продумывая содержание классных часов и уроков литературного чтения, стараются максимально разнообразить деятельность детей и создать атмосферу для их эмоциональных реакций.

Таким образом, только 19 % ЦОР всех групп в совокупности соответствует выделенным нами четырем показателям. Практически такой же объем ЦОР (20 %), который мы подвергли анализу, не соответствует этим показателям (рисунок 1).

35 30 25 20 15 10 5 0

Ж

19

30

Полностью соответствует

Соответствует в Соответствует в большей степени меньшей степени

ЦОР (по всем группам)

Рисунок 1 — Среднее значение соответствия ЦОР показателям Figure 1 — The average value of DH indicators

Не соответствует

Таблица 3 — Сводная таблица результатов соответствия ЦОР особенностям развития ценностно-смысловой сферы младших школьников

Table 3 — The degree of expression of indicators of compliance of the Central educational system with the peculiarities of the development of the spiritual and moral sphere primary school children

Вид ЦОР Показатель соответствия ЦОР особенностям развития ценностно-смысловой сферы младших школьников, балл

Наглядно-образное представление материала Практико-ориентированное задание Эмоциональная окрашенность Ориентация на разнообразные виды работы

Презентация для уроков ОРКСЭ 0,87 0,75 0,53 0,34

Презентация для уроков литературного чтения 0,81 0,56 0,59 0,68

Презентация для классных часов 0,70 0,80 0,70 0,70

Детский электронный журнал 1,00 0,37 0,50 0,25

Видео-контент 1,00 0,25 0,87 0,00

Виртуальная экскурсия 1,00 0,00 0,60 0,25

Средний балл 0,896 0,45 0,63 0,37

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что все проанализированные нами детские электронные журналы,

виртуальные экскурсии и видео-контент соответствуют первому показателю — наглядно-образное представление материала. И это ожидаемо, так как данные группы ЦОР ориентированы на создание условий для усвоения ребенком материала посредством разных каналов восприятия. Второму показателю — наличие практико-ориентированных заданий — в большей степени соответствуют презентации для классных часов и уроков ОРКСЭ. Это связано с тем, что описание подобных заданий учителя отражают в своей презентации к классному часу или уроку. Полное отсутствие прак-тико-ориентированных заданий наблюдается в группе виртуальных экскурсий, а незначительное количество присутствует в группе видео-контента. В противовес этому видео-контент является лидером ^ по наличию такого показателя, как эмоциональная окрашенность. I

Четвертый показатель — ориентация на разнообразные виды рабо- ^

ж

ты — преобладает в группе презентаций для классных часов и уро- ^

о

ков литературного чтения, практически не наблюдается в двух §

группах (детские электронные журналы и виртуальные экскурсии), ^

р

а полностью отсутствует в группе видео-контент. о

Обобщая вышесказанное, можно констатировать преоблада ~

ние в ЦОР всех групп такого показателя, как наглядно-образное § представление материала. Остальные показатели представлены ме- з нее выраженно. ^

о

а

4 Обсуждение (Discussion)

Результаты исследования продемонстрировали выраженность -к всех четырех показателей соответствия ЦОР особенностям развития ценностно-смысловой сферы только у такого вида, как презентации | для уроков ОРКСЭ и литературного чтения (от 20 до 26 % изученных примеров). Действительно, именно этот вид цифровых образо- § вательных ресурсов обладает возможностями сочетания текста, зву- s

о

ка, иллюстрации, видео, что оказывает влияние не только на когни- е

У

тивную, но и на эмоциональную сферу личности. Тем не менее и

^

только четверть презентаций, из числа изученных нами, не только §

о

характеризовалась наглядно-образным представлением учебного ма-

а ж а

-"О

0

а

с-о

05 ^

•о

«о

1

05

«О

О «

2

териала, но и содержала практико-ориентированные задания (задания на оценку жизненных ситуаций с точки зрения отечественных ценностей, задания на определение способа действия в жизненной ситуации и др.), ориентировала обучающихся на разнообразные виды работы (в частности, групповые), а тексты слайдов отличались эмоциональной окрашенностью. Такие презентации способствовали ознакомлению детей с ценностями, существующими в истории и культуре России, благодаря возникновению у ребенка их образов (наглядных представлений); вызывали эмоциональное переживание и отклик на представленные жизненные ситуации; содействовали смыслообразующей деятельности и т. п. Можно предположить, что педагоги не обращают внимания на решение воспитательных задач урока или не умеют использовать возможности презентаций, влияющих на развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся, не владеют соответствующими приемами. Этот недостаток может стать предметом серьезного обсуждения педагогическим сообществом.

Эмоциональная окрашенность цифровых образовательных ресурсов оценена еще ниже (0, 631 балла). Думается, это зависит как от вида ресурса, так и от вышеназванных причин.

К сожалению, даже половины балла в оценке влияния на развитие ценностно-смысловой сферы личности не набрал такой показатель, как практико-ориентированные задания (задания на оценку жизненных ситуаций с точки зрения отечественных ценностей, задания на определение способа действия в жизненной ситуации и др.). На наш взгляд, это свидетельство непонимания педагогами необходимости реализации на каждом уроке системно-деятельност-ного подхода, одним из важнейших проявлений которого является нацеленность на овладение обучающимися конкретными способами действия как в знакомой, так и в нестандартной ситуациях.

Наименьшую оценку (0,37 балла) получил показатель «ориентация на разнообразные виды работы». Этот факт требует дополнительного исследования и обсуждения, поскольку среди серьезных рисков цифрового обучения как теоретики, так и практики называют

отсутствие коммуникации между обучающимися, нарушение их межличностных отношений, что ведет к дегуманизации нашего общества. В ЦОРах практически не упоминается организация коллективной познавательной деятельности. А отсутствие таковой деятельности не только ограничивает взаимодействие учащихся, не позволяет развивать коммуникативные умения, но и сужает саму познавательную деятельность.

5 Заключение (Conclusion)

Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения их влияния на ценностно-смысловую сферу личности показал, во-первых, актуальность выбранного направления исследования, поскольку современными учеными не- ^

достаточно рассматривается вопрос воспитательного влияния циф- I

s № -к s

ровых образовательных ресурсов на личность обучающихся; во вторых, помог обнаружить как их воспитательные возможности, так ^

о

и наличие ряда нерешенных проблем: отсутствие их классификации, |

описания единых требований к цифровым образовательным ресур- ^

р

сам, методическим материалам по их использованию и др.; в- О третьих, стал одним из оснований для разработки критериев поло- ~

жительного влияния цифровых образовательных ресурсов на цен- | ностно-смысловую сферу личности. Таковыми критериями являются к наглядно-образное представление материала, формулирование прак- О тико-ориентированных заданий, эмоциональная окрашенность, ориентация на разнообразные виды работы. -к 6 Благодарности (Acknowledgments) Исследование выполнено при финансовой поддержке | ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно- g

л

исследовательских работ от 01.06.2020 г. № 16-301 на тему «Ду- s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ховно-нравственное воспитание обучающихся в условиях цифро- к

л

вой трансформации общеобразовательных организаций». |

Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку g

о

исследования.

Библиографический список

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Парпура Т. С. Особенности воспитательной работы в условиях циф-ровизации образования // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики : материалы Всероссийской научно -практической конференции, 12 марта 2020 года, г. Первоуральск. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2020. - С. 122-125. ISBN: 978-5-8295-0716-9.

3. Тимофеев А. В. Трансформация аксиологических ориентаций человека в условиях цифровизации: опыт философского анализа // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 3. 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-73-79 (Философские науки).

4. Аранова С. В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 107-115.

5. Гнатышина Е. В., Белоусов А.О. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. Выпуск 2 (39). С. 47-52.

6. Бакланова Г. А. Об использовании цифровых образовательных ресурсов учителями начальных классов // Мир культуры, науки, образования. 2016. № 6 (61). С. 116-118.

7. Li Jingwei, Antonenko P.D. & Wang Jiahui (2019), "Trends and issues in multimedia learning research in 1996-2016: A bibliometric analysis", Educational Research Review.Volume, 28, november, 100282. DOI: 10.1016/j.edurev.2019.100282.

8. Richard E. (2019), "Mayer Searching for the role of emotions in e -Q learning Learning and Instruction", Available online, 21, June, 101213.

s

^ 9. Schneider S., Nebel S., Beege M., & Rey, G.D. (2020), "The re-

o

Js trieval-enhancing effects of decorative pictures as memory cues in multime-a

N dia learning videos and subsequent performance tests", Journal of Educa-

^ tional Psychology, 112 (6), 1111-1127. DOI:

■s: 10.1016/J.LEARNINSTRUC.2016.03.002. 5 10. Шитякова Н. П. Психолого-педагогические основы преподавания предметов духовно-нравственной направленности // Вестник Челябинского госу-

^ дарственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 109-116.

N. P. Shityakova1, I. V. Verkhovikh2, I. V. Zabrodina3

§ !ORCro № 0000-0002-1015-5896

Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: shityakovanp@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-4799-9985 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: verhovihiv@cspu.ru

3ORCID № 0000-0003-0885-9461 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru

THE INFLUENCE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES ON THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE INDIVIDUAL

S

№ §

n

Abstract §

c e

Introduction. The article reveals the problems of improving digital educational resources (hereinafter referred to as tsors)

in General education schools, which provide an impact not only on &

tt

learning, but also on the upbringing of the younger generation. ^

0 a

1

o' s a

The purpose of the article is to analyze digital educational resources to determine their capabilities in the spiritual and moral education of children and to identify indicators that they should meet.

Materials and methods. Methods such as content analysis s and scientific literature analysis were used to achieve this goal.

Results. Based on the analysis of scientific and methodological literature and content analysis of digital educational resources (multimedia presentations of spiritual and moral lessons | and class hours, children's electronic magazines, video content, ^ virtual excursions), the possibilities and indicators of their impact on the development of the value and semantic sphere of students ' personality are presented. t

Discussion. Modern research has concluded that the latest tt

a

digital technologies are not able to fully perform humanitarian ®

a

aft

№ №

ft

and educational functions in relation to the younger generation. Our content analysis of digital educational resources has shown that less than 20% of the sdgs of all groups correspond to the indicators of positive influence on the value and semantic sphere of the individual. Among them: visual representation of the material, practice-oriented tasks, emotional coloring, including words in the text of slides, orientation to various types of work. Thus, only a part of Tsors (mainly multimedia presentations) help children to get acquainted with the values that exist in the history and culture of Russia, due to the appearance of their images (visual representations) in the child; cause emotional experience and response to the presented life situations; contribute to the formation of meaning, etc. Other types of digital educational resources have fewer educational opportunities due to their characteristics and require the development of methods for their use in order to develop the value-semantic sphere of students ' personality.

Conclusion. Our content analysis of digital educational resources in terms of their impact on the value-semantic sphere of the individual showed, first, the relevance of the chosen research direction; secondly, it helped to detect the presence of a number of unresolved problems, including the lack of unified requirements for educational, educational and methodological electronic complexes and materials. Third, it became one of the grounds for developing criteria for the positive impact of digital educational resources on the value-semantic sphere of the individual. S Keywords: Digital educational resources; Value-semantic

okh sphere of personality; spiritual and moral education. ^ Highlights:

Digital educational resources have opportunities that affect | the development of the value-semantic sphere of students ' per-tya sonality, which are not fully used;

^ When developing digital educational resources that ensure

N. the development of the value-semantic sphere of the individual, it

is important to follow the following criteria: visual representation of the material, formulation of practice-oriented tasks, emotional coloring, orientation to various types of work.

References

1. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody (ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203) [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 (Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203)] Spravochno-pravovaya sistema "Kon-sul'tantPlyus". (In Russian).

2. Parpura T.S. (2020), Osobennosti vospitatel'noj raboty v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [Features of educational work in the context of digitalization of education]. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Prognozirovanie professional'nogo budushchego molodezhi v S usloviyah cifrovoj ekonomiki", 12 marta 2020 g., Pervoural'sk [Materials of f

the All-Russian scientific and practical conference "Forecasting the profes- |

s

sional future of youth in the digital economy", March 12, 2020, Pervour- g alsk]. Izdatel'stvo Rossiyskogo gosudarstvvennogo professional'no -

pedagogicheskogo universiteta, Ekaterinburg, pp. 122-125. ISBN: 978-5- cS'

8295-0716-9. (In Russian). ^

3. Timofeev A.V. (2019), Transformaciya aksiologicheskih orientacij S cheloveka v usloviyah cifrovizacii: opyt filosofskogo analiza [Transformation S of human axiological orientations in the context of digitalization: experience | of philosophical analysis]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta, Filosofskie nauki, 3, 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227- S 2019-3-73-79. (In Russian). S

4. Aranova S.V. (2019), Kul'turologicheskaya tendenciya vizualizacii o

uchebnoj informacii v shkol'nom obuchenii [Cultural trend of visualization of

educational information in school education]. Izvestiya Rossijskogo gosudar- a

stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 193, 107-115. e (In Russian).

5. Gnatyshina E.V. (2019), Transformaciya metodicheskoj raboty |

uchitelya v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [Transformation of teacher's

methodological work in the context of digitalization of education]. Nauchnoe h

rr

obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2 (39), 47-52. (In S

Russian). ^

h

6. Baklanova G.A. (2016), Ob ispol'zovanii cifrovyh obrazovatel'nyh S resursov uchitelyami nachal'nyh klassov [About the use of digital educational resources by primary school teachers]. Mir kul'tury, nauki, obrazovaniya, ^ 6 (61), 116-118. (In Russian). 1

s i i

7. Li Jingwei, Antonenko P.D. & Wang Jiahui (2019), "Trends and issues in multimedia learning research in 1996-2016: A bibliometric analysis", Educational Research Review.Volume, 28, november, 100282. DOI: 10.1016/j.edurev.2019.100282.

8. Richard E. (2019), "Mayer Searching for the role of emotions in e -learning Learning and Instruction", Available online, 21, June, 101213.

9. Schneider S., Nebel S., Beege M., & Rey, G.D. (2020), "The retrieval -enhancing effects of decorative pictures as memory cues in multimedia learning videos and subsequent performance tests", Journal of Educational Psychology, 112 (6), 1111-1127. DOI: 10.1016/J.LEARNINSTRUC.2016.03.002.

10. Shityakova N.P. (2015), Psihologo-pedagogicheskie osnovy prepodavaniya predmetov duhovno-nravstvennoj napravlennosti [Psychological and pedagogical bases of teaching subjects of spiritual and moral orientation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta, 1, 109-116. (In Russian).

a

R

O -Q

I £ O

1! s

a £

a

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.