Научная статья на тему 'Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств'

Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / MICROSOFT WINDOWS SHAREPOINT SERVICES / COLLECTION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / SPHERE OF CULTURE AND ARTS / MICROSOFT WINDOWS SHARE POINT SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А. Б.

В статье рассматривается специфика организации и использования коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в сфере культуры и искусств на основе Microsoft Windows SharePoint Services. Главное внимание уделено факторам, влияющим на этот процесс; требованиям к коллекции ЦОР; аспектам, отражающим специфику использования ЦОР; этапам создания ЦОР; направлениям подготовки профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites for organization of digital educational collections of resources in universities of Culture and Arts

The specific character of the organization and the use of the collection of digital educational resources in the sphere of culture and arts on the basis of Microsoft Windows Share Point Services are considered in the article. The factors influencing this process and the requirements for the collection of digital educational resources, the aspects reflecting the specific character of the use of digital educational resources, the stages of creation of digital educational resources, the directions of preparation of the teaching staff are analyzed by the author.

Текст научной работы на тему «Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств»

3. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы // Официальный фонд Г. С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altshuller.ru/e-books (дата обращения: 03.02.2010).

4. Минзов А. С., Токарева Н. А., Мельникова О. И. Моделирование образовательной деятельности в корпоративных университетах и вузах. Сборник трудов кафедры САУ, 2008.

5. Сведения об ОЭЗ / Характеристика ОЭЗ. Цели и задачи создания ОЭЗ в г. Дубне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dubna.rosoez.rU/inf_oez/description/#aim (дата обращения: 26.11.2009).

УДК 378+006,72:002 ББК 74,58+73 К 89

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВ

А. Б. Кузнецов, к. п. н., доцент, зав. кафедрой информатики

Тел.: (351) 263-24-15, e-mail: kab@chgaki.ru Челябинская государственная академия культуры и искусств

www.chgaki.ru

The specific character of the organization and the use of the collection of digital educational resources in the sphere of culture and arts on the basis of Microsoft Windows Share Point Services are considered in the article. The factors influencing this process and the requirements for the collection of digital educational resources, the aspects reflecting the specific character of the use of digital educational resources, the stages of creation of digital educational resources, the directions of preparation of the teaching staff are analyzed by the author.

В статье рассматривается специфика организации и использования коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в сфере культуры и искусств на основе Microsoft Windows SharePoint Services. Главное внимание уделено факторам, влияющим на этот процесс; требованиям к коллекции ЦОР; аспектам, отражающим специфику использования ЦОР; этапам создания ЦОР; направлениям подготовки профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сфера культуры и искусств, Microsoft Windows SharePoint Services

Keywords: collection of digital educational resources, sphere of culture and arts, Microsoft Windows Share Point Services

1. Актуальность проблемы

Роль электронных учебных материалов для получения образования в последнее десятилетие возрастала с каждым годом, и уже сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО, 2006-2010 гг.) разработано более 10 тыс. электронных учебных модулей по десяти основным предметам общего образования. В стране создан Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который стал главным хранилищем электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения [1].

Важность внедрения современных информационных технологий в сфере образовательных услуг как одного из главных показателей развития информационного общества сегодня в стране подчеркивает и

президент России Д. А. Медведев. Он отметил, что «в конечном счёте, это вопрос того, насколько страна в целом современная, конкурентоспособная и комфортабельная для жизни граждан» [2].

По мнению директора Республиканского мультимедиацентра А. В. Осина, создание эффективного образовательного содержания в электронной форме (контента) с возможностью дальнейшего его широкого использования, является «коренной проблемой информатизации образования» [3]. На этом фоне для всех учебных заведений проблема разработки и эффективного использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) становится наиболее актуальной.

Образовательный процесс в вузах культуры и искусств имеет свою специфику, которая не всегда сочетается с использованием в нем современных информационных технологий. Среди факторов, которые все же способствуют их массовому использованию, можно выделить следующие: наличие мелкогрупповых занятий; групповую форму зачетных (контрольных) мероприятий (спектакли, концерты, и т. п.); ориентацию в учебном процессе на творчество и личность в нем (творческие специальности). Нетрудно заметить, что практически все они в большей мере ориентированы на индивидуальную подготовку, а значит и на повышение значимости самостоятельной образовательной деятельности студентов, что может быть достигнуто, в частности, при использовании ЦОР.

Среди факторов, которые сегодня затрудняют решение этой проблемы, укажем следующие:

1. Разный уровень подготовки студентов различных специальностей при изучении компьютерных информационных технологий: от уровня примитивного пользователя до профессионального уровня, требующего специализированных знаний и умений.

2. Отсутствие у преподавателей творческих кафедр навыков работы на компьютере и, как следствие, слабая мотивация студентов этих кафедр к изучению компьютерных информационных технологий.

В то же время для обеспечения эффективной информационной поддержки образовательного процесса в рамках одного вуза необходима организация соответствующей системы (коллекции) ЦОР, которая, по нашему мнению, должна удовлетворять следующим требованиям:

1) структурированность - для обеспечения быстрого поиска нужного ЦОР;

2) простота доступа - с целью обеспечения дружественности (удобства, «прозрачности» и надежности) пользовательского интерфейса, а также предоставления пользователю возможности доступа к ЦОР как минимум в рамках компьютерной локальной сети вуза;

3) управляемость, которая предполагает поддержку как минимум трех возможностей:

а) изменения и дополнения ЦОР;

б) интерактивности доступа к ЦОР;

в) технологической встраиваемости предлагаемого ресурса в образовательный процесс

в соответствии с его спецификой;

4) защищенность и разграничение доступа на уровне прав пользователей - в целях предотвращения непреднамеренного или несанкционированного изменения некоторых ЦОР.

Отдельно следует отметить характерную для большинства специальностей сферы культуры и искусств специфику в использовании определенного типа ЦОР, которая может быть обозначена следующими аспектами.

1. Использование в основном текстовых документов (текстологической информации).

2. Просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов.

3. Выдача творческих заданий, в том числе и при работе с различного типа ЦОР.

4. Тематика ЦОР чаще всего не связана с применением современных информационных технологий в области специализации (применения), но может быть связана с применением разнообразных технических средств и оборудования, представленного в вузе в ограниченном количестве.

5. Применение в основном разнообразных эвристических приемов использования ЦОР в процессе обучения, но отсутствие при этом соответствующих методик, т. е. теоретически и методически обоснованных приемов и методов использования ЦОР.

Перечисленные аспекты определяют проблематику разработки ЦОР и ЭОР нового поколения для сферы культуры и искусств. Они требует отдельного рассмотрения, что выходит за рамки данной статьи.

2. MS WSPS как инструментальное средство для организации работы с ЦОР

Microsoft Windows SharePoint Services (MS WSPS) предоставляет пользователям набор элементов и инструментов для организации информации, управления документами и эффективного взаимодействия пользователей [4]. С помощью данных инструментов можно создавать веб-узлы (сайты) для хранения и совместной работы над общими данными в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). При этом доступ к содержанию созданных веб-узлов Share-Point осуществляется через веб-браузеры или приложения MS Office, а также посредством других зарегистрированных в операционной системе Windows программ. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности работать с достаточно широким спектром цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): от простейших текстовых документов до интерактивных мультимедийных учебно-методических материалов.

Веб-узлы MS SharePoint на основе встроенных инструментов и интуитивно понятного интерфейса позволяют организовать работу с ЦОР, реализуя в полном объеме указанные выше требования. При этом типовой узел MS SharePoint может включать как совместно используемые ЦОР на основе встроенных организационных элементов (библиотек документов и рисунков; календарей; списков контактов, задач и т. п.), так и полезные инструменты, предназначенные для редактирования и отображения информации.

3. Опыт организации работы с ЦОР в ЧГАКИ

В Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) на базе лаборатории информационных технологий (ЛИТ) при кафедре информатики организован внутренний веб-узел с ЦОР учебно-методического, нормативного и информационно-организационного характера. Пользователями данного узла являются специально созданные группы администраторов, преподавателей и студентов, идентификация которых осуществляется при входе в систему по имени и паролю.

Созданный веб-узел фактически является точкой централизованного доступа ко всем возможным ЦОР, предоставляемых студентам и преподавателям в локальной сети ЧГАКИ. Загрузка его главной страницы осуществляется по умолчанию при открытии браузера Internet Explorer, что и обеспечивает простоту доступа к ЦОР по гиперссылкам на страницах узла.

ЦОР информационно-организационного характера представлены в виде списка объявлений (извещений), причем для групп преподавателей и студентов используются разные группы списков, что обеспечивает отчасти реализацию требования защищенности и разграничения доступа к ЦОР. Например, список объявлений (извещений) для преподавателей является недоступным для студентов, а преподавателям видны все возможные объявления, в том числе и объявления для студентов, которые и выкладываются преподавателями. При этом возможны настройки по срокам действия этих объявлений. А при ведении журнала версий предоставляется также возможность сохранения практически всех вариантов каждого документа с возможностью последующего отката к одной из версий. Указанная возможность свидетельствует о расширенной управляемости - интерактивности доступа к ЦОР, хранящихся в основном специально создаваемых библиотеках документов и рисунков.

Созданные библиотеки документов и рисунков (разной тематики) позволяют структурировать хранение ЦОР (в том числе и разных форматов) в основном учебно-методического и нормативного характера. Например:

• библиотека «Рейтинг» содержит в основном организационные и нормативно-учетные текстовые документы Word, рабочие книги Excel по данной тематике;

• библиотека «Конкурсные работы» содержит презентации, графику, публикации студентов, и т. д., размещенные в соответствующих папках;

• библиотека рисунков «Дни информатики» содержит в виде миниатюр (или в другом настраиваемом стиле отображения) цифровые рисунки с мероприятий (проводившихся в рамках Дней информатики), которые можно не только просмотреть, но и отредактировать.

Структурированность ЦОР в указанных библиотеках, может быть обеспечена также за счет специальных настроек списков (представлений), позволяющих, например, распределить документы или сообщения по разным группам или в привязке к конкретным датам. Например, из-за наличия большого числа рабочих программ, которые при этом еще и могут ежегодно корректироваться по каждому предмету, появилась необходимость в автоматическом их структу-

рировании по названию дисциплин и по форме обучения. Для чего и был создан их список с необходимым представлением для студентов очного (дневного) отделения (см. рис. 1).

Хотелось бы также отметить, что простым и удобным является не только доступ к выкладываемым ЦОР, но и сам процесс размещения материалов на веб-узле MS SharePoint, который мало чем отличается от посылки электронного письма или работы в файловом менеджере, т. е. строится на доступных и широко используемых технологиях. Даже знаний начинающего пользователя достаточно для осуществления работы с документами на веб-узле MS SharePoint. При этом изменение и дополнение выложенных материалов осуществляется пользователем при открытии файлов в приложениях, соответствующих их формату хранения. Максимальное удобство в работе пользователи получают при работе с документами приложений MS Office. Так при работе с документами Word 2003, Excel 2003, PowerPoint 2003 используется панель «Общая рабочая область», которая позволяет воспользоваться преимуществами служб MS Windows SharePoint Services.

Рис. 1. Представление списка рабочих программ для очного отделения

Таким образом, все необходимые операции, инструменты и информация для организации эффективного и удобного взаимодействия пользователей созданного веб-узла MS SharePoint и совместной работы их с ЦОР доступны напрямую из приложений MS Office.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что инструменты, предоставляемые на веб-узле MS SharePoint, предназначены для организации совместной работы над документами, что предполагает их использование также и в качестве инструмента административного управления. Например, как средство взаимодействия между деканами и кафедрами. В этом случае имеются возможности по использованию специализированных списков:

• списков задач - для назначения конкретному члену рабочей группы (на сайте) определенной задачи с указанием срока ее выполнения и степени важности задачи, а также с последующим мониторингом состояния и хода ее выполнения;

• списков событий - для публикации и обмена сведениями о наиболее важных для членов рабочей группы событиях (семинарах, заседаниях и т. п.), с возможностью их взаимосвязи с программой календаря MS Outlook;

• доски обсуждений - форума для обсуждения интересующих вопросов, где члены группы могут предлагать и осуждать различные предложения и документы;

• опросов - для анкетирования членов группы по интересующим вопросам.

В целом возможности, предоставляемые службой MS Windows SharePoint Services, позволяют максимально эффективно их использовать, опираясь на факторы, способствующие массовому использованию компьютерных информационных технологий, минимизируя при этом влияние факторов, отрицательно влияющих на этот процесс.

4. Подготовка кадров для формирования и использования ЦОР

Организация работ по формированию коллекции ЦОР и ЭОР нового поколения может осуществляться по-разному в зависимости от следующих факторов: 1) уровня подготовленности и опыта создания ЦОР профессорско-преподавательским составом вуза; 2) количества разработанных ЦОР; 3) наличия созданной инфраструктуры для сетевого использования ЦОР в вузе.

Приведем примерную последовательность этапов организации этих работ.

1. Создание сетевой инфраструктуры организации (компьютеры, телекоммуникации).

2. Разработка наиболее продвинутыми преподавателями пилотных проектов ЦОР по ряду дисциплин и апробация их в учебном процессе.

3. Проведение курсов повышения квалификации по формированию и использованию ЦОР для большинства преподавателей вуза.

4. Разработка нормативно-правовых документов для организации массовой разработки и использования ЦОР в учебном процессе.

5. Выработка и отработка методики использования ЦОР в процессе их апробации и в рамках конкретной дисциплины.

6. Анализ и переработка ЦОР с целью формирования ЭОР нового образца.

При этом подготовка профессорско-преподавательского состава для эффективного использования ЦОР в учебном процессе может быть разбита на два направления: 1) методика использование готовых ЦОР и ЭОР нового поколения; 2) разработка ЦОР и ЭОР нового поколения.

Подготовка по первому направлению в общем случае предполагает:

1) учет возможной специфики деятельности педагога (как консультанта, модератора, тьютора) [5];

2) учет специфики форм взаимодействия пользователя (студента) с ЦОР и ЭОР нового поколения [6];

3) использование основных преимуществ ЭОР нового поколения на практике [3].

Подготовка по второму направлению предполагает:

1) понимание методики использования готовых ЦОР и ЭОР нового поколения (подготовка по первому направлению);

2) выбор и освоение инструментального средства для разработки ЦОР и ЭОР нового поколения;

3) рассмотрение особенностей разработки или уточнения методики использования разрабатываемого ЦОР и ЭОР нового поколения с учетом специфики области применения, а также основных качеств ЭОР нового поколения: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность [6].

Указанные виды подготовки могут осуществляться в рамках курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, а также в рамках изучения профильных дисциплин студентами различных специальностей и направлений подготовки бакалавров (магистров) с квалификацией «преподаватель».

Например, по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» - для специальности 050601.65 (музыкальное образование); «Технология создания электронных методических пособий» - для специальности 050711.65 (социальная педагогика) и т. п.

Разработка соответствующего содержания может стать предметом исследований на уровне рефератов, курсовых и дипломных проектов, а также магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

5. Заключение

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие основные выводы.

• Использование коллекций ЦОР и ЭОР нового поколения на базе внедрения современных информационных технологий в сфере образовательных услуг является одним из главных показателей развития информационного общества в нашей стране, а их разработка - коренной проблемой информатизации российского образования.

• Коллекции ЦОР и ЭОР нового поколения - важный инструмент для повышения качества образования и эффективности образовательных процессов в вузах культуры и искусств, использование которого может быть организовано на основе средств Microsoft Windows SharePoint Services.

• Комплексность проблемы использования и разработки коллекций ЦОР и ЭОР нового поколения, а также необходимость ее структуризации и научно-методической поддержки может быть предметом исследований на уровне рефератов, курсовых и дипломных проектов, а также магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

Литература:

1. История РМЦ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=195 (дата обращения: 19.04.2010).

2. Медведев Д. А. Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru /transcripts/5333 (дата обращения: 19.04.2010).

3. Осин А. В. До взгляда с вершины - два шага // Открытые образовательные модульные мультиме-диасистемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.1september.ru/view_article.php?id =200902403 (дата обращения: 19.04.2010).

4. Приступая к работе со службами Windows SharePoint Services [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://office. microsoft. com/ru-ru/ sharepointtechnology/H A100242771049. aspx?pid=CH 10104359 1049 (дата обращения: 19.04.2010).

5. Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Науч.-метод. материалы. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 31 с.

6. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиасистемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rnmc.ru /default.asp?trID=279 (дата обращения: 19.04.2010).

УДК 004

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

И. В. Бычков, член-корреспондент РАН, д. т. н., директор Тел.: (3952) 42-71-00, e-mail: idstu@icc.ru

Т. И. Маджара, научный сотрудник Тел.: (3952) 40-56-66, e-mail: taras@icc.ru Г. М. Ружников, к. т. н., с. н. с., заместитель директора Тел.: (3952) 45-30-06, e-mail: rugnikov@icc.ru А. Е. Хмельнов, к. т. н., заведующий лабораторией Тел.: (3952) 42-51-09, e-mail: hmelnov@icc.ru Учреждение Российской академии наук Институт динамики систем и теории

управления (ИДСТУ) СО РАН http://idstu. irk.ru

The basic stages of the development and future trends of Information-computing-telecommunication infrastructure of Irkutsk scientific-educational complex are described in this paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.