Научная статья на тему 'Инновационные подходы к подготовке специалистов в сфере IT-технологий для особой экономической зоны в г. Дубне'

Инновационные подходы к подготовке специалистов в сфере IT-технологий для особой экономической зоны в г. Дубне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL MODEL / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Е. Н., Мельникова О. И.

Развитие экономических зон в России, в частности в городе Дубне, ставит перед высшим образованием дополнительные задачи: выпускники вуза должны быть подготовлены с учетом целей и задач, решаемых технопарком. На университет «Дубна» и входящий в него институт системного анализа и управления возложена миссия целевой подготовки специалистов для фирм-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, развиваемой в нашем городе. В статье рассматриваются особенности подготовки выпускников для фирм-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого вида, пути развития образования путем формирования профессиональных компетенций гарантированного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to preparation of specialists in sphere of IT technologies for special economic zone in Dubna

The development of economic zones in Russia, in particular, in the city of Dubna, puts additional problems for higher education. Graduates of high school should be prepared to take into account the innovative purposes and the problems solved by technopark. Mission of target preparation of experts and management staff for firms-residents of a technology-innovative special economic zone, developed in this city is assigned to the university "Dubna" and the institute of the system analysis as a part of it. In the article the features of preparation of graduates for firms-residents of a technology-innovative special economic zone, a way of the development of education by forming professional competences of the guaranteed level are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к подготовке специалистов в сфере IT-технологий для особой экономической зоны в г. Дубне»

ВАК 05.13.01 УДК 372.862 + 681.51

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ 1Т-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В Г. ДУБНЕ

Е. Н. Черемисина, д. т. н., директор Тел.: (496) 212-26-83, e-mail: chere@uni-dubna.ru О. И. Мельникова, зам. директора по вопросам аспирантуры и целевой магистратуры

Тел.: (496) 212-26-83, e-mail: oimelnik@mail.ru Институт системного анализа и управления Международного Университета природы, общества и человека «Дубна»

http://saudubna.ru

The development of economic zones in Russia, in particular, in the city of Dubna, puts additional problems for higher education. Graduates of high school should be prepared to take into account the innovative purposes and the problems solved by technopark. Mission of target preparation of experts and management staff for firms-residents of a technology-innovative special economic zone, developed in this city is assigned to the university "Dub-na" and the institute of the system analysis as a part of it. In the article the features of preparation of graduates for firms-residents of a technology-innovative special economic zone, a way of the development of education by forming professional competences of the guaranteed level are considered.

Развитие экономических зон в России, в частности в городе Дубне, ставит перед высшим образованием дополнительные задачи: выпускники вуза должны быть подготовлены с учетом целей и задач, решаемых технопарком. На университет «Дубна» и входящий в него институт системного анализа и управления возложена миссия целевой подготовки специалистов для фирм-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, развиваемой в нашем городе. В статье рассматриваются особенности подготовки выпускников для фирм-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого вида, пути развития образования путем формирования профессиональных компетенций гарантированного уровня.

Ключевые слова: ФГОС, инновационное образование, разработка профессиональных компетенций, объективная методика формирования профессиональных компетенций

Keywords: professional competences, educational model, innovative education

С октября 2004 г. в наукограде Дубне реализуется новая инновационная форма развития высокотехнологичных отраслей экономики России - особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. ОЭЗ имеет специализацию, ориентированную на ядерно-физические и информационные технологии. При этом предполагается развитие и других наукоемких направлений современной экономики. Основными целями создания технико-внедренческой зоны объявлены:

1. Увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции, и в первую очередь в сфере информационных технологий.

2. Создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия.

3. Создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

Особенность этих целей заключается в том, что они могут быть достигнуты только при их одновременной реализации. Если первая цель является чисто экономической задачей государственного масштаба, то вторая и третья цели являются одновременно необходимыми условиями, формами и моделями реализации этих инновационных задач.

Нельзя сказать, что в мире подобные задачи ранее не решались. К наиболее известным проектам подобного рода можно отнести результаты деятельности первого научного парка в Стэнфордском университете, который уже в конце 40-х годов стал местом коммерческой реализации результатов научных исследований талантливых ученых из университетских лабораторий. Многие из основанных в парке фирм превратились позднее в крупные многонациональные корпорации, такие как Hewlett-Packard. Этот проект более известен под названием Силиконовая Долина.

Другой не менее известный проект относится к истории нашей страны и известен как новосибирский Академгородок, в котором решались приоритетные научно-исследовательские задачи, обеспечивающие научный и технологический прорыв в приоритетных областях физики, математики и вычислительной техники. Это достигалось за счет удачного объединения научных и образовательных учреждений и привлечения к проекту талантливой молодежи.

Сегодня в мире более 600 технопарков, которые концентрируются в основном в США, Европе и Азии [1]. Среди них наиболее похожими по целям создания к технопарку ОЭЗ «Дубна» являются широко известные Индийские технологические парки программного обеспечения (Software Technology Parks of India), которых сегодня более 30, но их формирование продолжается и в настоящее время. Создание этих технопарков экономически выгодно, создает социальную и политическую стабильность в регионе, однако требует определенных усилий и ресурсов со стороны государства, образовательных учреждений и фирм-резидентов по организации эффективных инновационных проектов, соответствующих уровню поставленных целей и задач. Но даже в том случае, если эти условия будут выполнены, успех проекта во многом определяется уровнем образовательного процесса в университете «Дубна», обеспечивающем подготовку специалистов для фирм-резидентов ОЭЗ, которые должны быть способны реализовать крупномасштабные инновационные проекты.

Опыт подготовки специалистов в сфере IT-технологий в Институте системного анализа и управления (ИСАУ) университета «Дубна» и анализ зарубежного опыта развития технопарков показал, что для создания качественного образовательного процесса в ОЭЗ «Дубна» необходимо решить следующие группы задач:

Научно-методические:

1. Разработать базовые объективные двухуровневые модели выпускников (систему требований) по различным направлениям деятельности и сферам IT-технологий, ориентированным на выполнение главных задач ОЭЗ. Эти модели должны легко адаптироваться под различные сферы деятельности фирм в ОЭЗ.

2. Разработать методику объективного формирования профессиональных компетенций в соответствии с заданными моделями выпускников. Методика должна учитывать требования ФГОС (Федерального Государственного стандарта третьего поколения), существующих профессиональных стандартов, созданных ассоциацией АПКИТ (Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий, объединяющей лидирующие компании компьютерного бизнеса в России. Существует с 2001 года), требованиям резидентов ОЭЗ и учитывать цели создания ОЭЗ.

3. Разработать механизмы обучения профессиональным и другим компетенциям IT-специалистов с учетом их будущей профессиональной ориентации и привлечением резидентов ОЭЗ в качестве участников образовательного процесса.

4. Создать систему развития технической креативности студентов за счет изучения ТРИЗ [3], овладения информационными технологиями генерации творческих решений и мотивации к творчеству.

Организационные:

5. Создать систему мотивации и привлечения к деятельности в ОЭЗ талантливой молодежи в России и за рубежом, а также выдающихся ученых мирового сообщества за счет использования современных телекоммуникационных технологий удаленного обучения, общения и решения проблем.

6. Провести структурную реорганизацию образовательного процесса в университете «Дубна» для IT-специалистов по опыту ведущих университетов мира, привлекая студентов уже

с младших курсов и профессорско-преподавательский состав к участию в решении конкретных научно-практических задач ОЭЗ и овладении методологией их решения.

7. Создать систему подготовки ^-специалистов для овладения современными информационными технологиями и платформами с участием в этом процессе резидентов ОЭЗ, отечественных и зарубежных научных фондов.

8. Создать эффективную систему ротации студентов, аспирантов и преподавателей с аналогичными технопарками и ведущими университетами в России и за рубежом, заключив с ними соответствующие соглашения.

9. Привлечь внимание к технопарку ОЭЗ инвесторов со стороны крупных отечественных и зарубежных ^-компаний и предложить им различные взаимовыгодные формы сотрудничества в образовательных и научных проектах, вплоть до создания специализаций на созданных ими кафедрах, корректировке учебных планов и программ.

10. Провести работы по созданию центров сертификации программного обеспечения (в том числе международной) и выполнения патентных работ. Обеспечить для этого доступ к соответствующим международным справочным системам.

Технические:

11. Создать развитую общедоступную телекоммуникационную инфраструктуру на базе технологий 4G (перспективного четвёртого поколения мобильной связи, характеризующегося высокой скоростью передачи данных и повышенным качеством голосовой связи. К четвёртому поколению принято относить перспективные технологии, позволяющие осуществлять передачу данных со скоростью, превышающей 100 Мбит/с) в производственной и образовательной зонах технопарка.

12. Создать и поддерживать в актуальном состоянии электронную научную библиотеку (депозитарий) для обеспечения качества научных исследований и образовательного процесса.

Решение всех этих задач требует затрат времени и ресурсов. Однако уже сейчас мы занимаемся решением научно-методических задач.

Сегодня в Институте системного анализа и управления ведется работа по созданию базовых двухуровневых моделей выпускников, ориентированных на различные сферы деятельности фирм-резидентов ОЭЗ. Безусловно, что в этом процессе активное участие принимают непосредственно заказчики. Со стороны института разрабатываются учебные планы, легко адаптирующие студентов к требованиям фирм-резидентов ОЭЗ уже в процессе обучения и прохождения ими производственных практик. Такой подход позволяет ориентировать студентов на конкретную будущую деятельность и даже в некоторых случаях совмещать образовательную деятельность с научно-производственной в конкретной организации ОЭЗ. Однако для успешной реализации этого направления необходимо было разработать методику объективного формирования профессиональных компетенций выпускников для ОЭЗ, так как существующие подходы и рекомендации ориентированы на решение других задач, отличающихся от задач ОЭЗ. Нами такая методика была разработана и в ее основу положено понятие «замкнутый профессионально-производственный цикл» [4]. Сущность этого понятия заключается в том, что в процессе успешной профессиональной деятельности каждый специалист реализует некоторое число профессиональных циклов работ, приводящих к успешному результату. Эти циклы в полной мере соответствуют понятиям «профессиональных компетенций», так как определяют требования не к отдельным работам или операциям, а к производственному процессу в целом.

Разработка требований к компетенциям с использованием этого метода реализуется в четыре этапа.

На первом этапе выделяются наиболее значимые профессиональные задачи, выполняемые сотрудниками. Уровень этих задач должен охватывать некоторые производственные циклы, приводящие к полному завершению работ, например разработку бухгалтерского баланса, концепции информационной безопасности, бизнес-плана информационной системы и т. д. Результаты этого исследования представляют собой некоторую нашу гипотезу о классификации области основной профессиональной деятельности сотрудника в форме нескольких (от 3 до 10) замкнутых производственно-технологических циклов. Замкнутость циклов имеет существенное значение. В том случае, если это условие не будет выполнено, профессиональная задача не может быть успешно решена. Выделенные нами замкнутые профессионально-производственные циклы приведены на рис. 1. Каждый из них состоит из определенного числа работ, формирующих компетенции.

На втором этапе проводится оценка достоверности выделенных циклов методом анкетирования на выборке двух групп: специалистов и их руководителей. Результаты обрабатываются методами математической статистики. В том случае, если наша гипотеза о выделении профес-

сионально-производственных циклов подтверждается, можно переходить к следующему этапу, иначе первый этап необходимо повторить. Наибольшее расхождение в оценке составила компетенция «Обеспечение 1Т-безопасности информационных систем».

Рис. 1. Предложенный набор замкнутых профессиональных циклов (профессиональных компетенций)

Результат обработки показан на рис. 2. Группа 1 - это молодые сотрудники (вчерашние выпускники вузов), группа 2 - опытные сотрудники (со стажем больше 10 лет) и руководители. Ранг 1 показывает максимальную важность. Ранг, равный 10, - минимальную важность. Таким образом, из рис. 2 видно, что оценки молодых сотрудников (на рисунке для краткости они названы выпускниками) колеблются в диапазоне от 2 до 5, а опытных сотрудников - от 1 до 3. Молодые сотрудники еще не отдают себе отчета в важности информационной безопасности, тогда как руководители понимают актуальность данного вопроса и необходимость его соблюдения.

Остальные компетенции были оценены этими группами практически одинаково (см. рис. 3), что доказывает правильность выдвинутых нами гипотез.

На третьем этапе проводится анализ отдельных выполняемых работ и определяются условия их успешного выполнения. Эти работы - детализация профессиональных компетенций. Их число также не должно превышать 10, так как при более дробном делении может быть нарушена логика выполнения работ, увеличивается количество связей между ними и уменьшается наглядность представления результатов исследования. К примеру, компетенция «Ведение аналитической деятельности в сфере применения 1Т по направлению» состоит (по нашей гипотезе) из следующих работ:

- определение целей и задач исследования;

- определение критериев эффективности и методик расчета показателей эффективности 1Т-систем;

- разработка модели информационной системы и ее формализованного описания;

- проведение системного анализа информационной системы, разработка выводов и предложений по ее совершенствованию;

- проведение системного анализа эффективности бизнес-процессов.

На четвертом этапе проводится окончательное формулирование компетенций и проверка их достижения в процессе обучения.

Выделение замкнутых циклов позволяет эффективно решить и другие задачи - определения междисциплинарных связей в учебных планах и нахождения последовательности прохождения дисциплин. Такой подход требует широкого применения активных форм обучения студентов в сфере 1Т: проведения аналитических исследований, анализа деловых ситуаций, проведения деловых и ролевых игр в микрогруппах, работы в реальных проектах фирм-резидентов ОЭЗ и других подобных видов занятий.

5.0

4,5

4,0

Ж

3.0

2,5

2,0

1,5

1,0

Компетенция "Обеспечение ИТ безопасности информационные систем"

^/-Стандартное отклонение

К'-1 ,У6Стандартное отклонение

1 | выпускники/руководители

Рис. 2. Оценка компетенции «Обеспечение 1Т-безопасности информационных систем»

Компетенция "Ведение анатаитической деятельности в сфере применения ИТ по направлению

Сегодня работа по созданию профессиональных компетенций активно ведется в ИСАУ. Три этапа из четырех уже выполнены. На данный момент проводится верификация профессиональных компетенций и составляется реестр моделей выпускников.

Из других задач, решаемых в ИСАУ, можно выделить проблему обучения 1Т-специалистов современным информационным технологиям и платформам. Ее решение проводится на основе взаимодействиями с 1Т-фирмами. Сегодня с ними заключено более 20 договоров о сотрудничестве, а часть их сотрудников привлекается к учебному процессу. Уже с 2009 года в Центре подготовки кадров ОЭЗ ведутся занятия магистров второго года обучения.

Следует также отметить сложившуюся систему набора бакалавров и специалистов в магистратуру. Начиная с 2005 года в магистратуру ИСАУ университета «Дубна» принимаются бакалавры и специалисты, завершившие образование в других университетах России. В их числе: Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет, ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», Смоленский государственный университет, Российский

1 ш

еыпускни^7руководители

Рис. 3 Оценка компетенции «Ведение аналитической деятельности в сфере применения 1Т по направлению»

университет дружбы народов, Орловский государственный технический университет, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет и другие. Мы рассматриваем это как начало создания системы ротации студентов, аспирантов и преподавателей с аналогичными технопарками и ведущими университетами России.

Сегодня еще трудно говорить об успехах этого проекта, но динамика роста числа резидентов ОЭЗ с 2007 по 2009 год в 3,5 раза и увеличение числа рабочих мест в 2,5 раза свидетельствуют о его перспективности [5]. Уже к концу 2010 года количество рабочих мест в фирмах-резидентах должно увеличиться еще в два раза. На сентябрь 2009 года в фирмах-резидентах ОЭЗ успешно работают около ста наших выпускников. Со временем их число будет увеличиваться и стоящие перед нами остальные задачи необходимо решать максимально быстро.

Литература

1. Грибанов В. Промышленников посылают в парк [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?Id_doc=903166 (дата обращения: 20.11.2009).

2. Кохова С. В., Сухарев А. Г. Индия: курс на мировое лидерство в области информационных технологий. Государственная политика Индии в области разработки программного обеспечения и ее плоды. -М.: МГУ, 2001. - 87 с.

3. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы // Официальный фонд Г. С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altshuller.ru/e-books (дата обращения: 03.02.2010).

4. Минзов А. С., Токарева Н. А., Мельникова О. И. Моделирование образовательной деятельности в корпоративных университетах и вузах. Сборник трудов кафедры САУ, 2008.

5. Сведения об ОЭЗ / Характеристика ОЭЗ. Цели и задачи создания ОЭЗ в г. Дубне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dubna.rosoez.rU/inf_oez/description/#aim (дата обращения: 26.11.2009).

УДК 378+006,72:002 ББК 74,58+73 К 89

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВ

А. Б. Кузнецов, к. п. н., доцент, зав. кафедрой информатики

Тел.: (351) 263-24-15, e-mail: kab@chgaki.ru Челябинская государственная академия культуры и искусств

www.chgaki.ru

The specific character of the organization and the use of the collection of digital educational resources in the sphere of culture and arts on the basis of Microsoft Windows Share Point Services are considered in the article. The factors influencing this process and the requirements for the collection of digital educational resources, the aspects reflecting the specific character of the use of digital educational resources, the stages of creation of digital educational resources, the directions of preparation of the teaching staff are analyzed by the author.

В статье рассматривается специфика организации и использования коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в сфере культуры и искусств на основе Microsoft Windows SharePoint Services. Главное внимание уделено факторам, влияющим на этот процесс; требованиям к коллекции ЦОР; аспектам, отражающим специфику использования ЦОР; этапам создания ЦОР; направлениям подготовки профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сфера культуры и искусств, Microsoft Windows SharePoint Services

Keywords: collection of digital educational resources, sphere of culture and arts, Microsoft Windows Share Point Services

1. Актуальность проблемы

Роль электронных учебных материалов для получения образования в последнее десятилетие возрастала с каждым годом, и уже сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО, 2006-2010 гг.) разработано более 10 тыс. электронных учебных модулей по десяти основным предметам общего образования. В стране создан Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который стал главным хранилищем электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения [1].

Важность внедрения современных информационных технологий в сфере образовательных услуг как одного из главных показателей развития информационного общества сегодня в стране подчеркивает и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.