Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, САНКЦИОННОГО, ПОСТКОВИДНОГО КРИЗИСОВ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, САНКЦИОННОГО, ПОСТКОВИДНОГО КРИЗИСОВ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ФАКТОРЫ РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ЛОГИСТИКА ГОЗ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / САНКЦИИ / ДЕГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савич Ю. А., Чернышева Г. Н., Ивашинина Т. Б.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Исследования этиологии рисков необходимы, поскольку позволяют прогнозировать их появление, оценивать совокупное влияние и элиминировать их негативные последствия для экономической и информационной безопасности, обеспечить участникам государственного оборонного заказа (ГОЗ) повышение эффективности выполнения государственных заданий в условиях постковидного, санкционного и иного вида кризисов. Ц е л ь . Исследование природы возникновения логистических рисков, возникающих в процессе создания и реализации продукции по ГОЗ с целью поиска пути их устранения или минимизации. М е т о д о л о г и я . Проведен эмпирический анализ теоретических и фактических данных причин возникновения логистических рисков при организации закупок в системе ГОЗ с учетом специфики организации системы управления логистическими потоками в эпоху цифровой трансформации и возникающих кризисов. Для проверки гипотезы проведена классификации рисков и выполнен анализ логистических рисков с помощью логистического функции.Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . Развитие системы ГОЗ в Российской Федерации связано с необходимостью контроля и координации создания материальных потоков, сопровождавшиеся финансовыми и информационными потоками, созданными с целью обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развития стратегии государственной безопасности. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Практика обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развития стратегии государственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION, SANCTIONS, POST-COVID CRISES AND DEGLOBALIZATION ON ORGANIZATION STATE DEFENSE ORDER

S u b j e c t. Studies of the etiology of risks are necessary because they make it possible to predict their occurrence, assess the cumulative impact and eliminate their negative consequences for economic and information security, provide participants in the state defense order (SDO) with an increase in the efficiency of performing state tasks in the conditions of post - COVID, sanctions and other types of crises. P u r p o s e. Study of the nature of the occurrence of logistical risks arising in the process of creating and selling products under the state defense order in order to find ways to eliminate or minimize them. M e t h o d o l o g y. An empirical analysis of the theoretical and actual data of the causes of the emergence of logistics risks in the organization of procurement in the state defense order system was carried out, taking into account the specifics of the organization of the logistics flow management system in the era of digital transformation and emerging crises. To test the hypothesis, a risk classification was carried out and an analysis of logistic risks was performed using the logistic function. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . The development of the state defense system in the Russian Federation is associated with the need to control and coordinate the creation of material flows, accompanied by financial and information flows created to ensure defense capability, national security as part of the development of a state security strategy. A p p l i c a t i o n a r e a . The practice of ensuring defense capability, national security as part of the development of a state security strategy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, САНКЦИОННОГО, ПОСТКОВИДНОГО КРИЗИСОВ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

Issues of regulation of runoff and water supply in the conditions of the Central Economic District. Scientific notes. —Voronezh : Voronezh Agricultural Institute, 1972. — Vol. 50. — P. 42—44.

4. Methodological guidelines for the design of anti-erosion organization of the territory during on-farm land management in areas of water erosion / G. A. Kartsev, A. N. Luka, S. I. Nosov [et al.]. — Moscow, 1989. — 79 p.

5. Methodological recommendations for the design of a system of differentiated crop rotations taking into account the classes of potential erosion hazard of arable land / E. V. Nedikova, D. I. Chechin, V. N. Obraztsov. — Voronezh : Voronezh State Pedagogical University, 2022. — 39 p.

6. Methodological recommendations for improving the assessment of the erosion hazard of arable land / E. V. Nedikova, D. I. Chechin. — Voronezh : Voronezh State Pedagogical University, 2022. — 51 p.

УДК: 338.49

7. Methodological recommendations for the design of contour forest strips in conditions of erosive dangerous relief / E. V. Nedikova, D. I. Chechin. — Voronezh : Voronezh State Pedagogical University, 2022. — 51 p.

8. Recommendations on forest reclamation in the contour organization of the territory in areas of active manifestation of water erosion /1. G. Zykov, A. T. Barabanov, E. A. Garshinev, etc. —Volgograd, 1987. — 34 p.

9. Postolov \'. D. Modern problems of land management: study guide / V. D. Postolov, E. V. Nedikova, A. A. Kharitonov. — Voronezh : Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, 2014. — 140 p.

10. Postolov \! I). Land management as a mechanism for complex solution of the problem of rational use and protection of land resources / V. D. Postolov, E. V. Nedikova, O. N. Alalina //Land management, cadastre and land monitoring. — 2006. — No. 8. — Pp. 16—18.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, САНКЦИОННОГО,

ПОСТКОВИДНОГО КРИЗИСОВ И ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Коды JEL: L32

Савич Ю. А., старший преподавтель кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: vilsavia@mail.ru; SPIN-код: 9628-5704

Чернышева Г. Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры инженерно-авиацонного обеспечения, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора П. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия

E-mail: sgs206@mail.ru; SPIN-код: 7046-7050

Ивашинина Т. Б., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: neva81@bk.ru; SPIN-код; 6486-2653

Поступила в редакцию 01.06.2023. Принята к публикации 27.06.2023

Аннотация.

Актуальность темы. Исследования этиологии рисков необходимы, поскольку позволяют прогнозировать их появление, оценивать совокупное влияние и элиминировать их негативные последствия для экономической и информационной безопасности, обеспечить участникам государственного оборонного заказа (ГОЗ) повышение эффективности выполнения государственных заданий в условиях постковидного, санкционного и иного вида кризисов.

Цель. Исследование природы возникновения логистических рисков, возникающих в процессе создания и реализации продукции по ГОЗ с целью поиска пути их устранения или м и II им изации.

Методология. Проведен эмпирический анализ теоретических и фактических данных причин возникновения л огистических рисков при организации закуп ок в сист еме ГОЗ с учет ом сп ецифики организации системы управления логистическими потоками в эпоху цифровой трансформации

и возникающих кризисов. Для проверки гипотезы проведена классификации рисков и выполнен анализ логистических рисков с помощью логист ического функции,

Результаты и выводы. Развитие системы ГОЗ в Российской Федерации связано с необходимостью контроля и координации создания материальных потоков, сопровождавшиеся финансовыми и информационными потоками, созданными с целью обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развития стратегии государственной безопасности,

Область применения. Практика обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развит ия страт егии государст венной безопасност и,

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, факторы риска, управление рисками, логистика ГОЗ, цифровизация, санкции, деглобализация, государственный бюджет,

UDK 338.49

IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION, SANCTIONS, POST-COVID CRISES AND DEGLOBALIZATION ON ORGANIZATION

STATE DEFENSE ORDER

JEL Codes: L32

Savich Yu. A., Senior Lecturer, Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

E-mail: vilsavia.@ma.il.ru; SPIN: 9628-5704

Chernysheva G. N., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering and Aviation Support, Military Educational and Scientific Cen ter of the Air Force 'Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin', Voronezh, Russia E-mail: sgs206@mail.ru; SPIN: 7046-7050

Ivashinina Т. В., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA Branch), Voronezh, Russia

E-mail: neva.81@bk.ru; SPIN: 6486-2653

Annotation

Subject . Studies of the etiology of risks are necessary because they make it possible to predict their occurrence, assess the cumulative impact and eliminate their negative consequences for economic and information security, provide participan ts in the state defense order (SDO) with an increase in the efficiency of performing state tasks in the con ditions of post-COVID, sanctions and other types of crises.

Purpose. Study of the nature of the occurrence of logistical risks arising in the process of creating and selling products under the state defense order in order to find uays to eliminate or min imize them.

Methodology. An empirical analysis of the theoretical and actual data of the causes of the emergence of logistics risks in the organization of procurement in the state defense order system was carried out, taking into accoun t the specifics of the organization of the logistics flow managemen t system in the era of digital transformation and emerging crises. To test the hypothesis, a risk classification was carried out and an analysis of logistic risks was performed using the logistic function,

Results and conclusions. The development of the state defense system in the Russian Federation is associa ted with the n eed to con trol and coordin ate the crea tion of m a terial flows, accompanied by fin ancial and information flows created to ensure defense capability, national security as part of the developmen t of a state security strategy.

Application area. The practice of ensuring defense capability, national security as part of the development of a sta te security stra tegy.

Keywords: state defense order, risk factors, risk management, GOZ logistics, digitalization, sanctions, deglobalization, state budget

DOI: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-77-84

Введение

Оборонно-промышленный комплекс в Российской Федерации (ОПК РФ) сформирован из множества предприятий, относящихся к различным сферам деятельности. Современное состояние ОПК РФ определяется как внутренними, так и внешними факторами целевого направления продукции военного и двойного назначения.

Рынок продукции военного назначения является высококонкурентным и высокотехнологичным. Российская Федерация занимает стабильно лидирующее место на рынке вооружений. Реализация продукции ОПК на международном рынке является стабильным источников валютной выручки.

Распределение продукции в системе ГОЗ не подчиняется логике коммерческой логистики, а предназначено для формирования системы защиты государства от внешних и внутренних угроз. Усиливающиеся угрозы по мере возрастания противоречий между странами в результате череды кризисов, зарождающегося процессов деглобалнзацин, а также введения разнообразных санкций, вызванных спецоперацией, начавшейся в феврале 2022 г. затронули и без того пошатнувшиеся в период ковидного кризиса цепочки поставок. В результате вышеуказанных событий негативные факторы функционирования предприятий ОПК приводят к разрыву логистических цепочек, что в свою очередь, также негативно отражается на процессах диверсификации, которая является частью программы по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Формирование ОПК РФ в первую очередь обусловлено необходимостью защиты политических н экономических интересов в условиях нарастающей военно-полнтнческой напряженности. Поэтому исследование природы возникновения логистических рисков, возникающих в процессе создания и реализации продукции по ГОЗ с целью поиска пути их устранения или минимизации является актуальным.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие системы ГОЗ в России связано с необходимость контрол я и координации создания материальных потоков, сопровождавшиеся финансовыми и информационными потоками, созданными с целью обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развития стратегии государственной безопасности. В составе ОПК РФ функционируют тысячи предприятий различных отраслей, которые являются как заказчиками (в рамках кооперации по ГОЗ), так н исполнителями ГОЗ. Оснащение вооруженных сил современной воен-

ной н специальной техникой реализуется через ГОЗ, что связано с определенными регламентами н процедурами, не подчиняющимися правилам рыночной экономики, но нуждающимися в создании надежных цепей поставок и специально разработанной системе финансирования производственных и логистических процессов.

При организации и планировании мер по снижению логистических рисков необходимо учитывать, что защита интересов государства как главного источника финансирования процессов, связанных с разработкой, производством н поставками военной и специальной техники реализуется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [1].

Рассматривая комплекс процедур и процессов планирования, нормативного обеспечения закупок необходимых для обороноспособности страны, обеспечение для этих целей предприятий ОПК необходимыми ресурсами, необходимо учитывать то, что его реализация напрямую зависит от организации логистических процессов н снижении логистических и сопутствующих рисков [2, 6].

Специфика производства и снабжения в системе ГОЗ связаны во многом с устоявшимися правилами и нормативами, отсутствием коммерческого интереса и требованием обеспечения секретности для защиты государственной тайны. Данное обстоятельство приводит к необходимости формирования актуальных технологических стандартов, по преодолению санкци-онных запретов и отзыва лицензий на применение ПО и технологий производства по жизненно важным для отрасли ресурсам.

При исследовании логистических рисков необходимо также учитывать риски цнфро-визацни функционирования ОПК в системе ГОЗ. Цифровизация логистических процессов в процессе реализации ГОЗ, с одной стороны создает мощный стимул развития технологий, совершенствования и качества процессов с учетом специфики цепей поставок ГОЗ, обеспечивая закупки, своевременность выполнения плановых производственных заданий, контроль качества закупок, производства и своевременность расчетных операций и т. п. Однако, с другой стороны, может привести к случайной потере, умышленному хищению информации, представляющей государственную тайну.

Для функционирования предприятий опк, в соответствии с вышеизложенным, требуются отлаженные цепи поставок различных ресурсов, необходимых как для производства продукции военного назначения предназначенной для защиты интересов Российской Федерации, так н для государств партнеров.

Исследования поставок в рамках реализа- по поставкам продукции ОПК [4], представлен-ции ГОЗ демонстрируют следующие значения ные на рис.1:

Рис. 1. Структура продукции ОПК

Как видно нз данных рис. 1, 45 % объема промышленной продукции ОПК составляет продукция военного назначения, поставляемая по ГОЗ внутренним потребителям; 22 % экспортная продукция военного назначения, и лишь; 33 % — это продукция гражданского назначения, в логистику поставок которой не вмешивается государство.

Выпуск продукции на предприятиях ОПК в результате санкций, последовавших после начала специальной операции, привели к тому, что Россия постепенно теряет контроль над технологиями по производству полупроводников и микроэлектроники.

При формировании цепей поставок ГОЗ необходимо учитывать масштабы потребностей многономенклатурных ресурсов, призванных обеспечивать продукцией военного назначения как покупателей внутри страны, так и иностранных заказчиков и направлены на материально-техническое снабжение и поддержание материально-технических средств. Также, немаловажное значение имеет своевременная поставка военных грузов, администрирование, информационное и инфраструктурное сопровождение, строительство временных и постоянных объектов расположения военных частей.

Как было указано выше, особенностью предприятий ОПК является техническая сложность производственных процессов, инновационность и высокая материалоемкость продукции. Применение высоких технологий является одной из основных уязвимых мест Российского ОПК.

Санкционная война, развязанная против РФ, использует механизмы запретов производства и применения продукции военного и двойного назначения, опосредованно бьет по продукции гражданского назначения, которую выпускают предприятия ОПК в рамках реализации программы по диверсификации.

По данным, представленным на сайте правительства Великобритании под запрет выпу-

ска микросхем попали предприятия, использующие архитектуру процессоров британской компании ARM. Это влечет запрет на оказание технологических услуг. Для того, чтобы продолжить выпуск продукции предприятием необходимо будет перестраивать производственные процессы. На эту перестройку может уйти от года до двух лет и миллиардные инвестиции [9].

Новые вызовы, с которым сталкивается логистика ГОЗ, дополняется специфическими рисками новых экономических реалий.

Исследования понятия риска, раскрываемого через различные функциональные сферы экономической науки, нуждаются в своевременной антиципации с целью дальнейшей координации производства, цепей поставок и стратегии национальной безопасности в целях повышения эффективности производства [3, 8].

Авторы сделали попытку декомпозиции рисков через производственные и логистические процессы с целью их детальной классификации и месту их в системе управления и контроля рисками. Опираясь на то, что риск является измеримой величиной, обозначающей вероятностные значения наступлений негативных событий с прогнозируемыми частотами, то процесс декомпозиции предлагается использовать методологию анализа информационных рисков FAIR (Factor Analysis ofi Information Risk — Факторный анализ информационных рисков [7]).

Согласно методики, факторного анализа, который авторы предлагают взять за основу построения декомпозиции логистических рисков ГОЗ производится анализ сценария согласно позициям: угроза, уязвимость, актив, риск и другие факторы, оказывающие влияние на результаты выполнения ГОЗ.

Рассмотрим основные дефиниции, подлежащие исследованию и декомпозиции в таблице 1.

Применение методики FAIR в оценке рисков напрямую связано с тем, что осуществле-

ние планирования и реализации ГОЗ невозможно осуществлять вне информационных и цифровых технологий. Поэтому реализация ГОЗ и управление логистическими потоками и процессами в цепях поставок связаны с возникновением информационных, технологических, финансовых, коммерческих, социальных рисков и других рисков, подлежащих декомпозиции с целью управления ими.

Проведение декомпозиции рисков ГОЗ следует начать с анализа и декомпозиции факторов, оказывающих влияние на частоту возникновения событий, которые могут привести к количественно исчислимым потерям. Следующим этапом декомпозиции будет изучение факторов, определяющим размер потерь н зависимость от силы их влияния на актив.

Основные термины FAIR

Таблица 1

Термин Описание Роль в сценарии

Угроза Совокупность условий и факторов, несущих опасность реализации целей ГОЗ Угроза обладает потенциалом применять разрушительную силу, мешающую достижения целей ГОЗ и может исходить из разных источников

Уязвимость Существующий недостаток в системе ГОЗ, через который может реализоваться угроза Уязвимость цепей поставок ГОЗ может возникать в результате как одного, так и нескольких факторов и подводить систему под однородные или разнородные угрозы

Актив Выполнение конкретного заказа в соответствии с стратегией и планами ГОЗ Актив может находиться под угрозой потери качества, объема, своевременности поставок, потеря репутации, утечки информации и т. п.

Риск Риск — измеримая частота и величина вероятных потерь Риск является производным от комбинации уровня угрозы, уязвимости и ценности актива.

Контакты Дополнительные источники и факторы ущерба Рискогенные факторы, которые ведут к снижению общей безопасности государства в результате нарушения любого этапа ГОЗ

Защитные меры Комплекс мер, адекватных риску Цифровое алгоритмирование превентивных мер по снижению нлп устранению риска

Необходимо при проведении декомпозиции тивы длительности воздействия рискогенных учитывать временные интервалы и перепек- факторов.

Рис. 2. Декомпозиция рисков по методики FAIR

Декомпозиция рисков (рис. 2) позволяет оценить во временном интервале силу защитных мер защиты от частоты, силы и величины воздействия риска (табл. 2).

Классификация и методика измерения факторов, которые ведут к возникновению логистических рисков, позволяют определить величину риска, путем математического моделирования и анализа сценариев риска практически любого размера и сложности.

Цифровые риски связаны с реализацией логистических процессов на всех этапах производства, реализации и оснащения оборонных структур военной продукцией. Предприятия ОПК, также как и все другие предприятия, в современном мире вынуждены создавать и развивать цифровые технологии, обеспечивающие не только основные принципы государственных закупок, но и скорость управления закупками, оперативный информационный обмен между участниками ГОЗ, транспарентность, высокую степень контроля за финансами [5].

Цифровые технологии также позволяют оценивать в реальном времени риски, прогнозировать их возникновения и моделировать их последствия с целью выработки своевременных мер по защите экономических, финансовых, коммерческих и др. интересов всех участников ГОЗ. Цифровизация создает условия контроля процессов проектирования, производства, перемещения ресурсов в цепях поставок в пространственно-временном аспекте и антиципацию рисков на основе их классификации и дифференциации по источникам их возникновения о время реализации ГОЗ.

Заключение

Создание и производство вооружения, военной н специальной техники носят многоплановый характер. Поэтому в случае рисковых ситуаций происходит не только потеря бюджетных средств, но и нанесение существенного ущерба национальной безопасности в случае невыполнения плановых заданий по созданию н производству и продаже военной техники и вооружения. Цифровые технологии позволяют отслеживать процессы реализации ГОЗ в реальном времени, сопоставляя и анализируя данные, полученные на основе мониторинга н ретроспективного анализа и выявляя негативные тенденции возникновения рисков и используя полученную информацию для моделирования различных последствий возникновения на основе обработки больших массивов информации. Мониторинг, основанный на использовании традиционных методов оценки рисков и оптимального спо-

соба определения оптимального объема и источников поставок ресурсов, не дает возможность контроля множества взаимоувязанных процессов. Данная проблема может быть решена благодаря цнфровнзацнн производствах процессов н логистики.

Для минимизации рисков в системе цифровой трансформации недостаточно только применения современных информационных технологий, требуется глобальный переустройство целевых показателей. В цепях поставок ОПК, с учетом специфики ГОЗ необходимо учитывать:

1) разработку приоритетных целей снабжения предприятий и служб ОПК, включенных в достижение стратегических целей государства по обеспечению военной, информационной, эконмической безопасности страны:

2) сопоставление задачи цифровой трансформации ОПК с задачами бесперебойного обеспечения ГОЗ:

3) разработку субъект-объектного отношения в системе ГОЗ и правовое закрепление отношений ГОЗ в при реализации цифрового перехода:

4) разработку стратегии развития цифровой трансформации (дорожная карта) ОПК и ГОЗ:

5) определение системы комплекса показателей цифровой трансформации для объекта и субъекта управления в системе ГОЗ.

Цифровизация сценарного программирования н моделирования рисков, позволяет в едином информационном пространстве интегрировать процессы, связанные с исполнением ГОЗ, включая задачи каждого участника, что позволит расширить практические возможности прогнозирования рисков в госзакупках. Понимание природы рисков делает их транспарентными для снижения или предотвращения их негативного влияния на функционирование ОПК. В дальнейшем авторы планируют разработать модель сценарного планирования рисков, основанную на исследованном в данной статье методе FAIR, что будет способствовать более объективному и оперативному снижению силы воздействия различных рисков ГОЗ на всю систему ОПК.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация основных рисков для п оследующей декомпозиции по методике РАШ

Таблица 2

о и»

Группы Информацион- Технологиче- Финансовые Инвестици- Логистические Контракт- Репутацион- Санкционный Управлен- Норматив-

рисков ные ские онные ные ный ческий ный

Угрозы Хищение, на- Потеря досту- Утрата источ- Утрата от- Отсутствие сво- Нарушение Утрата репу- Влияние Утрата кон- Нарушение

рушение це- па к технологи- ников финан- раслей ОПК евременных контракт- тации санкций троля над законода-

лостности, уте- ям в результате сирования, ресурсов поставок в ре- ной дисци- Потеря репу- Снижение ин- исполнени- тельства

ря информации внешнего дав- потер я досту- в силу поте- зультате нару- плины, воз- тации в след- вестиционной ем ГОЗ Умышлен-

в результате ления (санк- па к креди- ри к ним ин- шения цепей никающие ствии множе- привлекатель- Препят- ное или неу-

ошибок, умыс- ций) устарева- там, валют- тереса или поставок, поте- как на ста- ства факто- ности или до- ствие ис- мышленное

ла или техни- ние техноло- ные риски, устаревания ря рынков сбы- дии оформ- ров, которые ступа к инве- полнения нарушение

ческого сбоя гий, сложность налоговые ри- технологий та, поставщи- ления, таки могут воз- стициям, по- управленче- законода-

в автоматизи- и высокая сто- ски, инфля- ков, проблемы и на стадии никнуть в ре- теря доступа ских реше- тельства

рованных ин- имость внедре- ционные ри- транспортного, реализации зультате реа- к технологиям, ний, сопро-

формационных ния инноваций ски логистического контракта лизации ком- потеря рынков тивлении

систем, обслуживания плекса угроз сбыта, потеря клиентов, кредитов

Уязви- Отсутствие ан- Производ- Финансиро- Развитие Цепи поставок Контракт- Репутация Независимость Управлен- Исполне-

мость тивирусных ственная дея- вание вне- иннова- ные отноше- участников предприятий ческие ре- ние законо-

программ, от- тельность дрения но- ций и новых ния ГОЗ ОПК шения дательства,

крытый код, на- сбытовая дея- вых и совер- проектов исполнение

рушение пол- тельность шенствования локальных

номочий, и от- Технологиче- старых про- норматив-

крытый доступ ское отстава- ектов ных актов,

к информации ние комплаенс

Актив Информаци- Технологиче- Финансовая Инвестици- Поставки по Контракт- Надежность Независимость Реализация Норматив-

онная безопас- ская безопас- безопасность онная при- ГОЗ, экспорт- ная дисци- предпрнятий предприятий стратегиче- ная безопас-

ность ГОЗ ность Импортозаме-щенне влекательность ным поставкам н диверсификация плина ОПК ОПК ских, тактических и оперативных целей управления ность предпри ятий ОПК

Оценка Вероятность Оценка затрат Анализ Оценка ве- Оценка логи- Прогнози- Оценка по- Вероятность Оценка эф- Оценка ри-

риска н частота насту- на восстановле- и оценка фи- роятности стических ри- рование по- терь от утра- утраты незави- фективно- ска недобро-

пления угро- ние или дости- нансовых по- оттока ин- сков и их влия- терь от на- ты репута- симости и по- сти управ- совестной

зы информаци- жения техноло- казателей, вестиций ния на эффек- рушения ции терь ления конкурен-

онной безопас- гической безо- прогнозирова- тивность ГОЗ контракт- ции

ности пасности ние банкротства и т.д. ной дисциплины

I

15!

I

С1 &

("1

а

Л

а £

Л

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственном оборонном заказе : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ. — URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140175/ (дата обращения: 18.02.2023).

2. Богданова А. А. Риски в сфере государственного оборонного заказа // World Science: problems and innovations : сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции : в 3 ч. — Пенза : Наука и Просвещение, 2017. — С. 30—33.

3. Козин M. Н. Формирование классификационной модели рисков в системе материального обеспечения вооруженных сил РФ: современное состояние и перспективы развития /М. Н. Козин, В. Ю. Малянкнн. —Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. — 2017. — С.'127—133.

4. Кукушкина Г. Условия развития предприятий ОПК. Новый оборонный заказ / Г. Кукушкина // Стратегии. — 2021. — № 2 (67). — URL: https://dfnc.ru/arhiv-zhurnalov/2021-2-67/ usloviya-razvitiya-predpriyatij-opk/ (дата обращения 10.02.2023).

5. Савин Ю. А. К вопросу оценки факторов влияния в стратегическом управлении конкурентоспособностью предприятий/Ю. А. Савич, Г. Н. Чернышева // Эффективность организации и управления промышленными предпря-тиями: проблемы и пути решения : материалы III Международной научно-практической конференции. — Воронеж : Изда-во ВГТУ — 2020. — С. 105—108.

6. Толочко И. А. Цифровая трансформация предприятий ОПК и государственная промышленная политика / И. А. Толочко // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет. — 2021. — С. 573—579.

7. FAIR (FACTOR ANALYSIS OF INFORMATION RISK). — URL: http://www. riskmanagementinsight.com/media/docs/FAIR_ brag.pdf (дата обращения: 12.02.2023).

8. Performance and Risks in the Defense Procurement Sector // Online by Cambridge University Press: 25 June 2010. — URL: https://

link.springer.com/bookseries/5394 (дата обращения: 10.02.2023)

9. The UK Sanctions List. —URL: https://www. gov.uk/government/publications/the-uk-sanctions-list (дата обращения: 10.02.2023)

LITERATURE

1. On the State Defense Order : Federal Law No. 275-FZ of December 29, 2012. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140175/

2. BogdanovaA. A. Risks in the sphere of the state defense order / A. A. Bogdanova // Collection of articles of the winners of the X International scientific and practical Conference : in 3 parts. — Penza : Publishing House of Science and Education. 2017. — Pp. 30—33.

3 .KozinM.N. Formation of a classification model of risks in the system of material support of the Armed forces of the Russian Federation: Current state and prospects of development / M. N. Kozin, V. Yu Malyankin. — Ryazan : Publishing House: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2017. — Pp.127—133.

4. Kukushkina G. Conditions for the development of defense industry enterprises New defense order / G. Kukushkina // Strategies. — 2021. — No. 2 (67). — URL: https://dfnc.ru/arhiv-zhurnalov/2021-2-67/usloviya-razvitiya-predpriyatij-opk/

5. Tolochko I. A. Digital transformation of defense industry enterprises and state industrial policy / I. A. Tolochko, E. A. Yakovleva // Modern Management: Problems and prospects : A collection of articles on the results of the XVI International Scientific and Practical Conference. — St. Petersburg, April 29—30, 2021. — St. Petersburg : St. Petersburg State University of Economics, 2021. — Pp. 573—579.

6. FAIR (Factor analysis of information risk). — URL: http://www.riskmanagementinsight.com/ media/docs/FAIR_brag.pdf

7. Performance and Risks in the Defense Procurement Sector// online by Cambridge University Press: 25 June 2010 [Electronic resource] access mode. — URL: https://link.springer.com/ bookseries/5394

8. The UK Sanctions List. —URL: https: //www. gov.uk/government/publications/the-uk-sanctions-list

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.