Влияние цифровой трансформации на развитие информационного права: тенденции, проблемы, перспективы*
Полякова Т. А.**
Ключевые слова: правовая информация, цифровизация, информатизация, информационное общество, цифровая экономика, информационно-правовое пространство, информационная безопасность.
Аннотация.
Цель: исследование актуальных вопросов развития системы информационного права и информационного общества на его современном этапе в условиях цифровизации, выявление изменений, происходящих в структуре информационного права, влияющих на трансформацию российской правовой системы в связи с процессами глобализации и цифровизации; определение роли правовой информации в процессе систематизации и институали-зации информационного законодательства.
Методология: автор обратился к методу диалектики, который позволяет рассматривать процессы цифровой трансформации как общесоциальные, значимые для всего общества, в соотношении с развитием информационного права, роль которого объективно увеличивается в современных условиях. Использован общенаучный метод анализа, позволивший рассмотреть вопросы цифровой трансформации от общего к частному, выделяя тенденции, актуальные проблемы, перспективы.
Полученные результаты: анализ состояния правового регулирования в информационной сфере позволил обосновать подходы к кодификации информационного законодательства. Отмечено влияние сквозных технологий на формирование системы правовой информации в Российской Федерации. Обоснована роль Научного центра правовой информации Минюста России в формировании информационно-правового пространства России, взаимодействие в рамках региональных объединений (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС). Особое внимание уделено его взаимодействию с Национальным центром Республики Беларусь на основе традиционного сотрудничества в рамках Союзного государства, а также правовому обеспечению информационной безопасности для достоверности, актуальности и полноты информации в целях обеспечения конституционных прав личности на доступ к информации. Обозначены векторы развития современных фундаментальных научных исследований в информационно-правовой сфере, направленные на инновационное развитие.
А
.Х\.ктуальность развития информационного права в российском обществе и в правовой системе, несомненно, возрастает, и значение этой отрасли права в условиях смены парадигм приобретает уже не только отраслевое значение.
Многочисленные упоминания о происходящих в настоящее время в праве трансформациях — это не просто дань моде в эпоху «модерна» и перехода к «цифровой эпохе», а ощутимая реальность наших дней. Нельзя отрицать справедливость утверждения, «что современным миром правит информация, развитие информационных и цифровых технологий определяет практически все: от качества жизни людей и условий развития экономиче-
DOI: 10.21681/2226-0692-2020-2-53-58
ской деятельности до национальной безопасности и эффективности оказания государственных услуг»1.
В то же время можно констатировать, что сегодня происходит «цифровая трансформация», связанная с новыми вызовами, обусловленными как эпидемией ко-ронавируса, охватившей мир и объявленной пандемией, так и возникновением, возрастающей агрессивностью распространения ложной («фейковой», недостоверной) информации, включая и правовую. Не случайно данная тенденция уже получила определение «инфодемия», ко-
1 Информационное право: учебник для бакалавриата, специали-тета и магистратуры / под ред. М.А. Федотова. М. : Юрайт, 2019. С. 11.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16013 «Исследование концептуальных подходов к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе».
* Полякова Татьяна Анатольевна, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, и.о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН, г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
торая представляет собой серьезную угрозу информационной безопасности.
Теоретики российского права еще на рубеже XX— XXI веков обращали внимание на то, что изменения, происходящие в системе законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства и «не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования»2. Формирование системы права — и это, полагаем, в полной мере можно отнести к развитию системы информационного права — «есть одновременно выявляемый наукой процесс раскрытия объективно существующих закономерностей общественного развития», при этом «научно обоснованная система права тем важнее с точки зрения общественных интересов, чем точнее она отражает объективные закономерности»3. В связи с этим полагаем, что именно такого максимального соответствия должна достичь система информационного права в условиях развития информационного общества и процессов цифровизации, а «не признания той или иной области общественных отношений самостоятельной отраслью права»; как справедливо отмечала С.В. Поленина, именно на это «должны быть направлены усилия науки при формировании системы права»4. Однако признание самостоятельности отрасли права, безусловно, имеет правовое значение для ее формирования и развития системы и структуры. Значительная часть исследователей, как указывает профессор С.В. Полени-на, поддерживает точку зрения, что система права носит объективный характер, и «в силу этого ее развитие обусловливает соответствующую трансформацию системы законодательства, создаваемой законодателем»5. Представляется, что это фундаментальное положение теории права, сформулированное более 20 лет назад, не потеряло своей актуальности и в полной мере проецируется сегодня на систему информационного права. В условиях экспоненциального развития информационно-коммуникационных технологий или, как принято называть современные технологии — «прорывных», «сквозных», появление новых субъектов права6, новых общественных отношений является такой объективной современной действительностью, которая оказывает влияние на происходящие в обществе кардинальные изменения в информационно-правовой сфере и, соответственно, на систему информационного права. Так, отмечая потребность в развитии общетеоретических положений о системной организации субъектов правовой жизни, их функциональной характеристике и взаимосвязи, С.Г. Чубукова справедливо обращает внимание на необходимость уточнения понятия «субъект информационного права», его соотношение с понятием «субъект информа-
2 Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М. : Юристъ. 1999. С. 406—407.
3 Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М. : Юристъ. 1999. С. 408.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
ционного правоотношения», а также анализ содержания информационной правоспособности и дееспособности субъектов права в целях формирования общетеоретической концепции субъектов информационного права, чтобы определить общие закономерности их становления и правового закрепления в действующем законодательстве, а также — что, по нашему мнению, представляется особенно важным — «рассмотреть качественное изменение объема правовых возможностей субъектов в современных условиях информационного общества» [1, с. 113—137]. Такие исследования носят фундаментальный научный характер и исключительно важны для развития системы информационного права.
Вместе с тем информационное право, несмотря на периодически возникающие дискуссии, признано научным сообществом как комплексная отрасль права, что подтверждается и паспортом этой научной специальности, и активным развитием информационного законодательства, а также преподаванием такой учебной дисциплины, хотя и как факультативной, в юридических вузах. Об этом свидетельствуют и фундаментальные исследования в этой научной области [2]. Полагаем, что сегодня уже можно достаточно уверенно говорить об его универсальном значении, поскольку информационно-правовые нормы касаются самых разных отраслей права, да и сама система права является по сути информационной. Очевидно, что информационное право направлено не только на решение отраслевых, специальных задач, но и общеправовых, имеющих универсальный характер, многие из которых связаны с представлением о современном правовом регулировании как определенной форме информационного взаимодействия, имеющего синергетический характер [3].
В связи с этим к организующим, универсальным началам информационного права можно отнести задачи, которые в условиях цифровой трансформации касаются: построения как отраслевой, так и институциональной структуры российской правовой системы; соотношения и взаимодействия между правовыми отраслями (например, информационное с цифровым, административным, финансовым, гражданским, уголовным, экологическим и др.); проблемы правовой концептуализации и прогнозирования правовых норм; вопросы юридической техники, систематизации и кодификации законодательства; соотношение национального права с международным; интеграция России в региональных объединениях и формирование информационно-правового пространства и т. д.
Определенная дихотомия информационного права, а также регулируемых им общественных отношений связана с тем, что оно имеет свой предмет (достаточно широкий спектр общественных отношений) и новые методы правового регулирования (информационный, технологический), в то же время сама информационная сфера, определение которой содержится в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации7, и информационные отношения имеют универсальный,
7 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 6 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, № 50, ст. 70—74.
всеобъемлющий характер. В связи с развитием прорывных, конвергентных информационных технологий не только формируется, как отмечалось, широкий субъектный состав в информационной сфере и новые социальные отношения между ними, но и усиливается процесс институализации. Нередко такие правовые институты имеют междисциплинарный характер. К ним можно отнести институты персональных данных, идентификации, конфиденциальности, информационной инфраструктуры, ответственности в информационной сфере, доступа к информации и др. Представляется, что результаты исследований, направленных на изучение формирования в информационном праве новых институтов, несомненно, вносят вклад в развитие науки информационного права. Вместе с тем это оказывает влияние на модификацию общественных и политических институтов, меняется правовая ткань (поле), новое качество приобретают общественные отношения, их форма, структура, содержание (суть).
Представляет научный интерес точка зрения ряда авторов о том, что в условиях цифровой трансформации меняется комплексный характер информационного права, переживающего «процесс поступательной трансформации». Как отмечает А.А. Тедеев, рассматриваемые процессы носят объективный характер, и изменение государственной политики в информационной сфере, наоборот, было необходимым ответом на современные вызовы8. Он в «постановочном плане» заявляет, что происходит «перерождение» информационного права, связанное с «процессом образования на базе трансформирующейся и бурно развивающейся специальной части этой отрасли (цифрового права, регламентирующего интернет-отношения и впервые делают вывод о «перерождении информационного права из комплексной отрасли в самостоятельную основную отрасль права»9. Такая позиция заслуживает внимания, но требует фундаментальных научных обоснований.
Активные процессы так называемой цифровой революции вызывают необходимость проведения фундаментальных правовых исследований в такой актуальной области, как правовое обеспечение информационной безопасности. Одним из таких ключевых направлений является продолжение исследований в области правового понятийного аппарата и терминологии, важных как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности (например, законопроект «О финансовых активах», продолжаются дискуссии относительно активно применяемого термина «цифровые», «цифра», «цифровизация» и др.). Это направление научных исследований в информационной сфере всегда занимало ключевое место в деятельности сектора информационного права Института государства и права РАН [4; 5; 6; 7; 8]. Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся цифровая, по сути — информационная революция, благодаря которой существенно расширились не
8 Информационное право : учебник для бакалавриата, специ-алитета и магистратуры / под ред. М.А. Федотова. М. : Изд-во Юрайт, 2019. С.18.
9 Там же.
только возможности реализации права человека на свободу информационной деятельности, но и значительно повысились вызовы и риски в сфере информационной безопасности. Однако, несмотря на эволюцию цифровых технологий и их воздействие на всю нашу жизнь, на государственные структуры и институты гражданского общества, пока представляется преждевременным говорить, как предлагает А.А. Карцхия, «о цифровом императиве современности» [9].
В соответствии с государственной программой «Информационное общество (2011—2020 годы)» в России развивается государственная система правовой информации, включающая мероприятия по созданию и развитию специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота. Однако представляется, что в научных исследованиях в информационной сфере в настоящее время недостаточно внимания уделяется такому направлению, как институт правовой информации. Вместе с тем, как показывает практика в условиях самоизоляции, такой вид информации оказался особенно востребован в связи с распространением недостоверной правовой информации. В информационном обществе важны правовые знания, и это детерминировано такими принципами, как достоверность, актуальность, полнота информации. Эта государственная задача важна и для обеспечения реализации конституционных прав граждан на доступ к информации. Правовая информация рассматривается О.Ю. Рыбаковым как одно из важнейших и необходимых условий формирования и реализации современной российской правовой политики [10]. Целями формирования информационного пространства является обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора [11, с. 338].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 95310 осуществляется опубликование правовых актов на официальных сайтах органов государственной власти, и это является важным, электронным источником правовой информации. В целом положительно оценивается созданный в 2011 г. Официальный интернет-портал правовой информации, который является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации. Как известно, уполномоченным органом, координатором в области правовой информатизации и ответственным за функционирование указанной информационной системы является ФСО России, федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. Однако наиболее востребованными являются такие системы коммерческих центров рас-
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 (ред. от 20.04.2017) № 476 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 2009, № 48, ст. 5832.
пространения правовой информации, как «Консультант Плюс» «Гарант», «Кодекс», которые не имеют официального статуса [12].
Решение проблемы придания государственной системе правовой информации статуса национальной, по аналогии, например, с системой, созданной в Республике Беларусь, является важной стратегической задачей развития информационного общества в Российской Федерации. Кстати, следует отметить, что Минюстом России еще более 20 лет назад вносились соответствующие предложения о создании такой системы на базе Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации», имеющего 45-летний опыт создания и распространения нормативной правовой информации (НЦПИ и его филиалами), а также уникальные правовые информационные ресурсы11.
Требуют современных унифицированных подходов информационно-правовые системы органов законодательной власти — Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ на основе ГАС «Правосудие».
Полагаем, что сегодня также необходимы новые концептуальные подходы к развитию единой информационной среды Минюста России, процессов информатизации и цифровизации имеющихся в ней правовых информационных ресурсов, обеспечение их полноты, актуальности и достоверности12. Отсутствие единой национальной платформы негативно сказывается в нор-мотворческой и правоприменительной сфере, как на федеральном, так и региональном уровнях13.
Одной из причин имеющихся проблем создания национальной системы правовой информации в России является отсутствие на федеральном уровне закона «О нормативных правовых актах», на наш взгляд, необходимого для нормотворческой и правоприменительной сферы14. Указанная национальная система правовой информации должна создаваться на основе современных информационных технологий, включая большие данные, облачные технологии, идентификации, создание единой инфраструктуры электронного правительства15. Таким образом, правовое информирование населения
11 Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России: монография. М. : Издательство «Триумф», 1999. 464 с.
12 Постановление Правительства Российской Федерации (в ред. от 30.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция». Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.06.2020).
13 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации. Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.06.2020).
14 Эта проблема, к сожалению, не решается уже более 30 лет и в этом смысле также заслуживает внимания опыт Республики Беларусь, где такой закон был принят 17 июля 2017 г.
15 Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // Собрание законодательства РФ, 2019, № 36, ст. 5066.
связано с необходимостью формирования в Российской Федерации на новом современном уровне национальной системы правовой информации, конкурентоспособной, основанной на применении прорывных технологий, имеющей инновационный характер и содержащей полную, достоверную, актуальную правовую информацию, основанную на актуальной классификации. Этого требует развитие информационного общества, а также систематизация и последующая кодификация информационного законодательства не только на национальном уровне, но и для обеспечения взаимодействия в рамках региональных объединений, в которых участвует Россия.
В рамках данной статьи целесообразно обозначить также проблему формирования единого информационного правового пространства в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь, поскольку необходима не только взаимная согласованность нормативных правовых актов (в частности, при их экспертизе на коррупциогенность и т. д.), но и обеспечение правовой информированности граждан Союзного государства. Кроме того, Республика Беларусь и Россия принимают активное участие в создании и правовом обеспечении информатизации и информационной безопасности в различных региональных объединениях (ЕАЭС, СНГ, ОДКБ). В этой связи важную роль для выработки унифицированных подходов имеет модельное законодательство.
Сегодня важно не только определение проблем, но и приоритетов, перспектив правового регулирования и векторов научных исследований в информационной сфере. Одним из таких вопросов является проблема соотношения информационного права и так называемого «цифрового» права, ставшая предметом дискуссий на Международной научно-практической конференции в феврале 2020 г. — Третьих Бачиловских чтениях в ИГП РАН. Необходимо также объединить усилия, как уже отмечалось, в области безопасности и формирования пространства доверия, защиты информационного и правового пространства, так как любая правовая система является, по сути, информационной системой [13, с. 40].
В условиях трансформации системы информационного права меняются как теоретические, классические подходы, так и различия в правовом регулировании и сорегулировании, больше внимания уделяется этике, например, в робототехнике и технологиях искусственного интеллекта, и т. д. Полагаем, что сегодня приоритетными направлениями развития информационного права являются:
1 разработка методологии (обосновывается появление новых информационных, технологических и иных методов);
1 обоснование институализации правовых норм в области персональных данных, идентификации, конфиденциальности, информационной инфраструктуры, юридической ответственности и др.; 1 нового понятийного и терминологического аппарата, нередко англоязычного;
1 дихотомии понятий «безопасность» и «опасность», формирование системы обеспечения информационной безопасности; 1 системы субъектов в информационной сфере; 1 правового и иного регулирования в области искусственного интеллекта и робототехники; 1 модификация и актуализация классификаторов и
рубрикаторов; 1 обеспечение доступности правовой информации; 1 подходов к систематизации и кодификации информационного законодательства 1 и др.
В связи с этим следует признать справедливость слов А.Н. Савенкова о «потребности в переосмыслении традиционных концепций правопонимания, поиске новых решений, основанных не только (и даже не столько на достижениях правовой науки), сколько на синтезе философских, экономических и правовых идей» [14, с. 6]. Векторы исследований состояния правового регулирования общественных отношений в информационной сфере обусловлены также внесением поправок в Конституцию РФ, в частности, новых конституционных гарантий обеспечения информационной безопасности. Сегодня необходимы научно обоснованные подходы к формированию конституционно-правовых основ информационной безопасности в России для установления гарантий обеспечения прав и свобод личности, общества, государства.
В соответствии с п. 9 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, «реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации»16. Поправки к Конституции РФ направлены на то, чтобы обеспечить соответствие Основного закона уровню развития общества, отвечать его запросам в социальной, политической и иных сферах жизни российского общества, к числу которых отнесены и проблемы в информационной сфере, определяющие важность установления на конституционном уровне гарантий информационной безопасности.
В частности, в пункт «м» статьи 71 Конституции РФ предлагается включить, наряду с вопросами обороны и безопасности, оборонного производства, определе-
ния порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производства ядовитых веществ, наркотических средств и порядка их использования, также вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных. Очевидно, что это предопределяет необходимость определения приоритетов, выработки новых подходов к этим вопросам и корректировки Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Рассматриваемая тема не только актуальна, но и многогранна, в связи с этим в рамках настоящей статьи отдельные вопросы лишь обозначены и заслуживают отдельных исследований, поскольку носят системный характер. Однако проводимые автором совместно с коллегами в области информационного права и информационной безопасности научные исследования объективно свидетельствуют о том, что информационное право развивается сегодня турбулентно и хаотично. Требуются современные доктринальные и концептуальные системные подходы к развитию его системы, структуры, понятийного аппарата, правовому мониторингу и прогнозированию систематизации действующего законодательства в информационной сфере.
Вместе с тем полагаем, что о «новых горизонтах» информационного права замечательно сказал научный сотрудник ИГП РАН М.А. Кудрявцев, развивший в своей последней статье свою широко известную фразу «о роли информационного права в современной правовой системе как своеобразного «дирижера оркестра» правовой системы как таковой, т. е. одного из важнейших ее организующих начал» [15].
К вопросу о проблемах систематизации системы информационного права целесообразно привести позицию В.Д. Зорькина о том, что «информационное законодательство в России нуждается в систематизации, избавлении от повторов и приведении его понятийного аппарата в стройное17, непротиворечивое состояние» [16]. Кроме того, он признает целесообразность принятия Информационного кодекса в целях систематизации законодательства в области информационного права [17, 18]. В 2014 г. в ИГП РАН была разработана Концепция проекта Информационного кодекса Российской Федерации [19], которая в условиях перехода к цифровой эпохе нуждается в новых подходах на основе правового осмысления и научных исследованиях в Институте государства и права РАН.
16 Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
17 Следует отметить, что такие попытки разработки проекта информационного кодекса в России неоднократно предпринимались на разных этапах развития информационного права (в 1996 г., 2005—2006 гг. и др.). Вопрос о систематизации информационного законодательства и месте Информационного кодекса неоднократно поднимался автором данной статьи.
Литература
1. Чубукова С.Г. Система субъектов информационного права: теоретические аспекты. Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право. Сб. науч. трудов / Под ред. Т.А. Поляковой, В.Б. Наумова, А.В. Минбале-ева. М. : ИГП РАН, 2018. 512 с.
2. Полякова Т.А., Минбалеев А.В, Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. С. 80—92.
3. Полякова Т.А. Цифровизация и синергия правового обеспечения информационной безопасности // Информационное право. 2019. № 2 (60). С. 4—7.
4. Понятийный аппарат в информационном праве : кол. монография / Отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. М. : ИГП АН, Канон+, РООИ «Реабилитация», 2017. 264 с.
5. Понятийный аппарат информационного права : сб. науч. работ. М. : ИГП РАН, Канон+, 2015. 279 с.
6. Полякова Т.А. Проблемы и вызовы цифровой трансформации и тенденции правового обеспечения информационной безопасности / В кн.: Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции / Под редакцией Н.Н. Ковалевой. 2019. С. 10—13.
7. Полякова Т.А., Акулова Е.В. Правовое обеспечение информационной безопасности: проблемы понятийного аппарата // В сб.: Понятийный аппарат информационного права сборник научных работ. Институт государства и права РАН. 2015. С. 117—123.
8. Полякова Т.А., Наумов В.Б., Талапина Э.В. Памяти Илларии Лаврентьевны Бачило / В сб.: Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы Сборник научных трудов. Отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. 2018. С. 3—4.
9. Кархция А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. № 8. С. 17—26.
10. Рыбаков О.Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики // Журнал российского права. 2015. № 4 (220). С. 105-112.
11. Троян Н.А. Влияние цифровой экономики как поступательный фактор эффективного развития современного общества / Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Сб. научных трудов. М., 2019.
12. Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование. История, подходы, перспективы. / М. : Формула права. М. : 2012. С. 20—170.
13. Полякова Т.А. Систематизация информационного законодательства — важная составляющая формирования единого информационно-правового пространства / Сб. науч. работ. М. : ИГП РАН: Изд-во «Канон-плюс», 2015. 216 с. ISBN 978-588373-409-9.
14. Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов Российской академии наук / под общ. ред. чл.—кор. РАН А.Н. Савенкова. М. :ИГП РАН. 2019. 408 с.
15. Кудрявцев М.А. Новые горизонты информационного права. Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право. Сб. науч. трудов. / Под ред. Т.А. Поляковой, В.Б. Наумова, А.В. Минбалеева. М. : ИГП РАН. 2018. С. 100—112.
16. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета, 2018, 30 мая. Зорькин В.Д. М. : РИА Новости, 2018. URL: http://ria.ru/society/20180529/1521642848.html (дата обращения: 12.03.2020).
17. Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Журнал российского права. 2008. № 1. С. 62—69.
18. Полякова Т.А., Чеботарева А.А. Место Информационного кодекса в системе российского права / Проблемы системы и систематизации законодательства : сб. статей / Под ред. В.Б. Исакова и Е.Н. Салыгина. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Факультет права. Кафедра теории и истории права. М. : ИД «Юриспруденция», 2018. С. 134—145.
19. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило. М. : ИГП РАН, Канон+, РООИ «Реабилитация», 2014. 192 с.
Рецензент: Минбалеев Алексей Владимирович, доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник
сектора информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН, Москва, Россия.
E-mail: [email protected]