Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / искусственный интеллект (ИИ) / машинное обучение / блокчейн / Интернет вещей (IoT) / цифровое общество / цифровая зависимость / кибербезопасность / экономическая и социальная сфера / digital transformation / artificial intelligence (AI) / machine learning / blockchain / Internet of Things (IoT) / digital society / digital addiction / cybersecurity / economic and social sphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Ермаков, А Н. Денисова, Д С. Кобзев

В статье исследуется влияние цифровой трансформации на экономику и социальную сферу. Цифровая трансформация – это процесс применения цифровых технологий для улучшения бизнес-процессов, создания новых моделей бизнеса и трансформации общественных отношений. В статье анализируются основные аспекты цифровой трансформации, такие как влияние на производство, распределение и потребление товаров и услуг, изменения в рыночных отношениях, а также социокультурные изменения. Основное внимание уделяется оценке положительных и отрицательных последствий цифровой трансформации для экономики и социума, а также выявлению потенциальных вызовов и возможностей, которые она предоставляет. В заключение обсуждаются стратегии адаптации и реагирования на изменения, связанные с цифровой трансформацией, как на уровне бизнеса, так и на уровне государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON CHANGES IN THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE

The article examines the impact of digital transformation on the economy and social sphere. Digital transformation is the process of applying digital technologies to improve business processes, create new business models and transform social relations. The article analyzes the main aspects of digital transformation, such as the impact on the production, distribution and consumption of goods and services, changes in market relations, as well as sociocultural changes. The main focus is on assessing the positive and negative consequences of digital transformation for the economy and society, as well as identifying the potential challenges and opportunities it presents. Finally, strategies for adapting and responding to changes associated with digital transformation are discussed at both the business and public policy levels.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

EDN: GPHDHJ

А.А. Ермаков - к.э.н., доцент, кафедры «Прикладная информатика», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, [email protected],

A.A. Ermakov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of «Applied Informatics», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia;

А.Н. Денисова - ст. преподаватель кафедры «Прикладная информатика», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

A.N. Denisova - Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia;

Д.С. Кобзев - ст. преподаватель кафедры «Прикладная информатика», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

D.S. Kobzev - Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON CHANGES IN THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE

Аннотация. В статье исследуется влияние цифровой трансформации на экономику и социальную сферу. Цифровая трансформация - это процесс применения цифровых технологий для улучшения бизнес-процессов, создания новых моделей бизнеса и трансформации общественных отношений. В статье анализируются основные аспекты цифровой трансформации, такие как влияние на производство, распределение и потребление товаров и услуг, изменения в рыночных отношениях, а также социокультурные изменения. Основное внимание уделяется оценке положительных и отрицательных последствий цифровой трансформации для экономики и социума, а также выявлению потенциальных вызовов и возможностей, которые она предоставляет. В заключение обсуждаются стратегии адаптации и реагирования на изменения, связанные с цифровой трансформацией, как на уровне бизнеса, так и на уровне государственной политики.

Abstract. The article examines the impact of digital transformation on the economy and social sphere. Digital transformation is the process of applying digital technologies to improve business processes, create new business models and transform social relations. The article analyzes the main aspects of digital transformation, such as the impact on the production, distribution and consumption of goods and services, changes in market relations, as well as sociocultural changes. The main focus is on assessing the positive and negative consequences of digital transformation for the economy and society, as well as identifying the potential challenges and opportunities it presents. Finally, strategies for adapting and responding to changes associated with digital transformation are discussed at both the business and public policy levels.

Ключевые слова: цифровая трансформация, искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение, блокчейн, Интернет вещей (IoT), цифровое общество, цифровая зависимость, кибербезопасность, экономическая и социальная сфера.

Keywords: digital transformation, artificial intelligence (AI), machine learning, blockchain, Internet of Things (IoT), digital society, digital addiction, cybersecurity, economic and social sphere.

Введение

Цифровая трансформация - это фундаментальный процесс преобразования бизнес-моделей, производственных методов и социального взаимодействия через внедрение цифровых технологий. Он охватывает широкий спектр аспектов, начиная от автоматизации и использования искусственного интеллекта до аналитики больших данных и Интернета вещей. Эти технологии не только оптимизируют существующие процессы, но и порождают новые способы создания ценностей и формы экономической деятельности, обеспечивая явные преимущества тем, кто способен их эффективно интегрировать.

В экономической сфере цифровая трансформация приводит к повышению эффективности и снижению затрат. Производственные предприятия, имплементируя системы умного управления процессами, могут добиваться значительного сокращения потерь, увеличения производительности и улучшения качества продукции. Ритейл переосмысливает подходы к обслуживанию клиентов с помощью персонализированных предложений и предсказательной аналитики, что позволяет улучшить покупательский опыт и повысить лояльность. Финансовые услуги, интегрируя финтех-разработки, предлагают бесшовные и удобные решения для управления личными и корпоративными финансами.

В социальной сфере трансформация затрагивает образование, здравоохранение, городское планирование и многие другие аспекты жизни общества. Образовательные платформы, основанные на цифровых технологиях, массово открывают доступ к знаниям и навыкам, тем самым сокращая образовательный разрыв. В здравоохранении цифровизация делает возможным телемедицину и персонализированную медицину, повышая качество и доступность лечения. Умные города, используя Интернет вещей для управления инфраструктурами, становятся более безопасными, экологичными и удобными для жизни.

Таким образом, цифровая трансформация стирает границы между отдельными отраслями и рынками, вызывает глубокие структурные изменения в экономике и социальной сфере, требуя переосмысления традиционных подходов и норм. Это требует от государств, компаний и отдельных лиц адаптации к новым условиям, где цифровая грамотность, гибкость и способность к инновациям становятся ключевыми факторами успеха. Несмотря на возможные короткосрочные вызовы и риски, такие как проблемы безопасности и угрозы конфиденциальности данных, долгосрочные перспективы цифровой трансформации открывают перед человечеством новые горизонты развития и благосостояния.

Методология и проведение исследования Цифровая трансформация проходит через все сферы человеческой жизнедеятельности, радикально переосмысливая экономические модели и социальные институты. Технологический прорыв последних десятилетий привел к появлению таких понятий, как большие данные, искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение, блокчейн и Интернет вещей (IoT), которые теперь являются ключевыми элементами мировой экономики.

Рисунок 1 - Основные технологии цифровой трансформации [1]

Экономика получает огромное преимущество от автоматизации и оптимизации процессов. Появление облачных вычислений позволило компаниям сократить издержки на IT-инфраструктуру и повысить масштабируемость и гибкость своих сервисов. Искусственный интеллект помогает в анализе больших объемов данных, что важно для принятия более обоснованных решений, начиная от управления цепочками поставок и заканчивая настройкой персонализированного маркетинга.

Технологии нарушают традиционные отрасли, порождая новые рынки и модели взаимодействия. Экономика совместного использования, подкрепленная платформами типа Uber и Airbnb, демонстрирует, как цифровая трансформация может изменить привычные формы потребления, способствуя появлению совершенно новых бизнес-стратегий.

Социальная сфера также претерпевает значительные изменения. Цифровизация государственных услуг делает их более доступными и удобными для граждан, в то же время упрощая межведомственное взаимодействие и увеличивая прозрачность действий власти. Образовательные платформы онлайн открывают новые возможности для обучения людей любого возраста, из любой точки мира.

По результатам реализации национальной программы «Цифровая экономика» в 2019-2023 году были получены следующие результаты [2]:

1) 605 млрд руб. фактического финансирования деятельности в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» в 2019-2023 гг.;

2) Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по дешевизне высокоскоростного доступа к сети интернет по версиям различных источников;

3) 100 % социально значимых объектов инфраструктуры подключены к сети интернет;

4) 10 место в мире по цифровизации госуправления;

5) 101 млн граждан пользуются цифровыми экосистемами;

6) в 10 раз выросло число госуслуг, доступных в цифровом виде;

7) на 50% выросло число пользователей ЕСИА;

8) более 343 тыс. человек принято на обучение по ИТ-специальностям в вузы;

9) созданы правовые условия для ведения электронных трудовых книжек, использования электронной подписи, сбора биометрических данных и удаленной идентификации по ним;

10) урегулирован правовой статус «Смарт-контрактов», правовые условия для выдачи лицензий в электронном виде;

11) создан механизм формирования «регуляторных песочниц» в сфере цифровых инноваций и др.

Нацпрограмма «Цифровая экономика» привела к значительному росту цифровизации отраслей, способствовала улучшению взаимодействия государства и бизнеса, сделала доступными интернет и получение госуслуг для большого количества заинтересованных сторон, создав базу для развития экономики, основанной на данных.

Тем не менее, такие изменения влекут за собой и определенные вызовы. Требуются новые навыки, и здесь возникает проблема переподготовки рабочей силы, чтобы соответствовать требованиям меняющегося рынка труда. Вопросы конфиденциальности и безопасности данных становятся еще более острыми, поскольку количество данных, которыми мы делимся в сети, продолжает расти.

Цифровая трансформация создает экономическое пространство, где предприятия могут процветать, используя инновации, а потребители выигрывают от улучшенного доступа к товарам и услугам. Однако для осуществления этих изменений необходимо учитывать социальные аспекты, включая вопросы занятости, образования и социальной справедливости. В целом, технологический прогресс обещает экономический рост и новые возможности для социального развития, только при условии, что государство и общество готовы адаптироваться к новой цифровой реальности и управлять ею сознательно и эффективно.

Цифровая трансформация осуществляет революционные изменения в экономике и социальной сфере, оказывая влияние на все уровни общества. Процессы, влияющие на эти трансформации, разнообразны, что обу-

словливает их масштабный характер и универсальность.

Одним из главных двигателей изменений является Интернет вещей (IoT), который позволяет устройствам взаимодействовать между собой с минимальным человеческим вмешательством. Это преобразует промышленность, вводя концепцию «умного производства» с автоматизированными процессами, повышающими эффективность и снижающими затраты. В результате формируются новые бизнес-модели, такие как «сервитизация», где компании предлагают не просто товары, а комплексное сервисное обслуживание с добавлением ценности.

Искусственный интеллект и машинное обучение оказывают значительное влияние на процессы принятия решений в бизнесе и госуправлении. Они способствуют появлению новых видов рабочих мест, одновременно же устраняя ряд традиционных должностей, что ставит перед образовательной системой новые задачи по адаптации кадрового обеспечения.

Блокчейн-технологии предоставляют безопасную основу для транзакций в финансовом секторе, а также для регистрации собственности и интеллектуальных прав. Такие инновации приводят к появлению криптова-лют и «смарт-контрактов», предоставляя возможности для создания децентрализованных систем экономики.

Ключевым моментом становится также повсеместное распространение мобильного интернета и технологий связи нового поколения (5G и в будущем 6G). Они обеспечивают высокоскоростной доступ к информационным ресурсам и непрерывную онлайн-коммуникацию, стимулируя развитие электронной коммерции и оказание государственных услуг в цифровом формате.

В социальной сфере цифровизация вносит коррективы в повседневные практики: укрепляет системы здравоохранения за счет телемедицины и персонализированных медицинских услуг; трансформирует образование, делая его более доступным и индивидуализированным с помощью онлайн-платформ и цифровых лабораторий; изменяет культурное взаимодействие, расширяя границы доступа к культурным ценностям через цифровые музеи и виртуальные галереи.

Устойчивость и ответственность становятся ключевыми словами на пути цифровой трансформации. Растущее внимание к проблемам защиты личных данных, цифровой этики и информационной безопасности выступает как неотъемлемая часть развития цифрового общества. На законодательном уровне это приводит к разработке и принятию новых регулировок, таких как Общий регламент по защите данных (GDPR) в Европейском союзе.

Таким образом, ключевые тренды в цифровой трансформации охватывают широкий спектр изменений, каждое из которых способно радикально преобразовать как отдельные отрасли, так и жизнь общества в целом. Скорость и глубина этих изменений требуют от всех участников социально-экономических процессов активного участия и адаптации к новым условиям существования в цифровую эпоху.

Цифровая трансформация коренным образом меняет способы ведения бизнеса, предоставляя ряд новых возможностей, однако сопутствующие вызовы также значительны. Под воздействием технологических инноваций, таких как искусственный интеллект, большие данные (big data), облачные вычисления и интернет вещей (IoT), компании смогли оптимизировать свои операции, по-новому взглянуть на управление клиентскими отношениями и даже трансформировать свои бизнес-модели.

Таблица 1 - Итоги по исследованию внедрения искусственного интеллекта в отраслях [3]

Транспорт и логистика (декабрь 2023 г.)

1 2

До 50 % снижение опасных ситуаций на дорогах общественного транспорта

20-30 % снижение затрат на логистику

до 20 % увеличение средней скорости движения на городских дорогах с ИТС (Интеллектуальная транспортная система)

Сельское хозяйство (май 2023 г.)

+5 % к объему продукции животноводства

+5 % к урожайности растениеводства

до 25 % сокращение сроков уборочных работ в среднем

Здравоохранение (февраль 2023 г.)

В 5-10 раз сокращается рутинная нагрузка на врачей

20-47% ускорение подготовки медицинских документов

До 2 минут снижение длительности исследования снимков КТ и МРТ

Умный город (сентябрь 2023 г.)

на 15-30 минут экономия времени на поездки на транспорте

на 8-15 % снижение заболеваемости

15 % экономия на создание и поддержание инфраструктуры

Розничная торговля (март 2023 г.)

+10 % рост количества продаж с помощью персонализации

до 70 % сокращение затрат на взаимодействие с клиентами

на 15 % повышение точности финансового прогнозирования

Промышленность (ноябрь 2023 г.)

+5 % к рентабельности предприятия

в 8 раз сокращение количества несчастных случаев

на 30 % снижение расходов на ремонт и обслуживание оборудования

Одной из ключевых возможностей, которую предоставляет цифровой переход, является существенное улучшение эффективности операций. Автоматизация рутинных задач сокращает время и ресурсы, ранее затрачиваемые на их выполнение. Использование 1оТ и интеллектуального анализа данных позволяет компаниям

получать реальные данные о состоянии их активов и процессов, что приводит к более глубокому пониманию бизнеса и возможности оперативно корректировать стратегии.

В сфере управления клиентскими отношениями технологические инновации дали старт эре персонализа-ции. Благодаря анализу больших объемов данных о поведении потребителей, компании способны предоставлять высокоиндивидуализированный сервис и предложения. Это укрепляет лояльность клиентов и повышает конкурентоспособность фирм.

Аналогично, облачные технологии и сотрудничество в режиме реального времени разрушают географические барьеры, позволяя сотрудникам работать откуда угодно и в любое время. Это способствует формированию новой корпоративной культуры, ориентированной на гибкость и инновации.

Изменения касаются не только внутренних процессов компании, но и целых отраслей. Например, в фин-тех-отрасли появление блокчейна и криптовалют нарушает привычные паттерны взаимодействия и предоставления финансовых услуг. В розничной торговле цифровая трансформация приводит к сдвигу от физических магазинов к электронной коммерции, меняя традиции потребления.

Однако вместе с новыми возможностями появляются и серьезные вызовы. Чтобы удержаться на плаву в новой цифровой реальности, организациям необходимо инвестировать в навыки и технологии. Ресурсы нужны как для внедрения инноваций, так и для обучения персонала работе с новым оборудованием и программами.

Кибербезопасность стала ещё одной острой проблемой. Чем больше данные переходят в цифровую форму и чем активнее используются облачные сервисы, тем выше риск цифровых угроз, таких как хакерские атаки, утечки данных и вирусные атаки. Это требует значительных инвестиций в защитные механизмы и разработку корпоративных политик информационной безопасности.

Не менее важным является вопрос о влиянии автоматизации на занятость. Если некоторые профессии могут быть автоматизированы, как обеспечить переобучение и трудоустройство работников, чья трудовая функция устаревает?

Наконец, для успешной цифровой трансформации компаниям требуется создание культуры инноваций и постоянного изменения, что нередко сталкивается с внутренним сопротивлением и требует времени на адаптацию и изменение подходов.

Так, по мнению Управляющего Директора LogistiX Дмитрия Блинова, 75 % компаний обращаются за автоматизацией, когда уже поздно. Из-за этого проблемы решаются ситуационно, нет выстроенных бизнес-процессов, а значит, конкурентоспособность бизнеса снижается. [4] Он перечислил главные проблемы (рисунок 2) на пути к автоматизации и призвал подойти к этому процессу осознанно. Только тогда он приведет к оптимизации бизнес -процессов, сокращению издержек, снижению влияния человеческого фактора, повышению эффективности.

60% 34% _ 25%

I компаний не понимают, ^Н сотрудников не знают, ^Н компаний могут

как им может помочь ^Н как ^Н самостоятельно написать Щ

внедрение ^Н убедить владельца в ^Н ТЗ на информационную I

Щ информационных систем ^Н автоматизации ^Н систему

180% I 5% 35%

компаний не понимают, ^Н точно знают, чего хотят, и ^Н всех запусков делаются I

зачем нужен аудит ^Н осознанно выбирают ^В по принципу рубильника I

бизнес-процессов, 50% ^Н решение по заранее

из них не хотят ^Н сформированным

разбираться в этом критериям вопросе

95%

компаний не имеют описанных бизнес-процессов

70%

| заказчиков вообще НС

гадают вопросов la I пределами этапноста проекта

Рисунок 2 - Топ проблем на пути к автоматизации [4]

Исследование НАФИ показывает [5], что лишь 14 % руководителей проявляют интерес к цифровизации бизнес-процессов. Однако, многие из них не придают этому значения, считая, что их компания уже успешно функционирует и изменения не нужны. Такой подход игнорирует потенциальные перспективы роста и успеха. Понимание важности цифровой трансформации становится первым шагом к будущему процветанию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно объяснить команде цели цифровизации и ее потенциальную пользу, включая упрощение рабочих процессов. Для подготовки к переменам и обучения сотрудников необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании. Важно подчеркнуть значение лидерства компании в перспективе и определить шаги, необходимые для достижения этой цели. Также необходимо разработать общую ИТ-стратегию для предприятия, показав ключевые инструменты работы, включая CRM и ERP. Рассказать коллегам о цифровизации, трендах и их важности, выстроить правильную мотивацию и описать процесс внедрения изменений. После этого уже можно переходить ко второму уровню цифровизации - установке CRM, ERP и правильному сбору, и анализу данных. Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия. Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:

- корпоративном (уровень стратегического управления компании);

- деловом (уровень бизнес-единицы);

- функциональном (уровень отдела компании: маркетинг, сбыт, логистика и т.д.).

Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы. [5]

Цифровая трансформация открывает перед бизнесом новые горизонты, делая компании более гибкими, эффективными и клиентоориентированными. В то же время, для реализации её потенциала требуется преодолеть не только технические, но и управленческие, культурные и социальные препятствия.

Цифровая трансформация несет в себе мощный потенциал для кардинального изменения социальной сферы. Это касается вопросов образования, здравоохранения, социального обеспечения и устойчивого развития. Все больше образовательных платформ становятся доступными онлайн, что открывает новые возможности для обучения и саморазвития людей по всему миру. Это позволяет сократить образовательный разрыв и предоставляет равные возможности получения знаний, независимо от географического положения или экономического статуса.

В здравоохранении цифровизация вносит вклад в улучшение качества и доступности медицинских услуг. Телемедицина, электронные медицинские карты, искусственный интеллект в диагностике - все это повышает эффективность лечения и способствует оперативному обмену информацией между врачами и пациентами.

Однако переход к цифровому обществу сопряжен с рядом рисков. Такие феномены, как цифровое неравенство и цифровая зависимость, стали серьезными проблемами. Цифровое неравенство отражает различия в доступе к интернету и технологиям, что может привести к усилению социального расслоения. Цифровая зависимость же относится к излишней поглощенности интернет-технологиями, что может негативно сказываться на ментальном здоровье и межличностных отношениях.

Появляются новые профессии, а многие традиционные специальности претерпевают изменения или устаревают. Это требует от общества постоянного профессионального обучения и переквалификации, что возлагает дополнительные требования к системе образования и к каждому человеку.

Важным аспектом цифровой трансформации является также вопрос охраны личных данных. Кибербез-опасность становится все более значимой, так как утечки данных могут привести к серьезным нарушениям приватности, а в некоторых случаях и к финансовым потерям как для отдельных людей, так и для компаний.

В 2022 году произошло значительное увеличение кибератак на государственные учреждения и промышленные предприятия. Преступные группы, включая вымогателей и АРТ-группировки, активно направляли вредоносное программное обеспечение на государственные структуры. Это привело к росту доли атак на государственные учреждения до 17 %, что выше на 2 процентных пункта, чем в предыдущем году. Промышленный сектор также стал объектом внимания злоумышленников, целью которых было парализовать технологические процессы. Количество атак на компании промышленного сектора в 2022 году выросло на 7% и достигло 223 случаев. Атаки на промышленность составили около десятой части всех кибератак за этот период. [6]

Для минимизации рисков важно создавать эффективные механизмы регулирования и контроля, которые бы способствовали устойчивому развитию цифровой экономики и социальной сферы, и в то же время гарантировали бы защиту прав и свобод граждан.

Цифровая трансформация требует от государства активного взаимодействия с бизнесом и общественными организациями для создания законодательной базы, которая бы учитывала все аспекты цифровизации. Это подразумевает не только разработку нормативно-правовых актов, но и инвестиции в образование, научные исследования и инфраструктуру, необходимую для поддержки цифровых технологий и их безопасного использования на благо всего общества.

Выводы

В эпоху всеобъемлющей цифровизации трансформация экономических и социальных процессов происходит с невиданной скоростью. Цифровая трансформация - это не просто переход к электронному документообороту или использование социальных сетей, это коренное переосмысление того, как бизнес, государство и общество функционируют и взаимодействуют. Изменения затрагивают все аспекты жизни: от способов производства товаров и услуг до механизмов их распределения и потребления, приводя к новым бизнес-моделям и рыночным структурам.

В результате использования новых технологий происходят значительные изменения, которые имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительных аспектов можно выделить повышение эффективности бизнес-процессов, создание новых моделей бизнеса и улучшение качества услуг и товаров. Однако, вместе с этим, возникают вызовы, такие как необходимость адаптации к изменяющимся технологическим требованиям, рост кибербезопасности и возможные социокультурные изменения, связанные с цифровой трансформацией.

Также стоит подчеркнуть важность разработки стратегий адаптации и реагирования на изменения, вызванные цифровой трансформацией, как на уровне бизнеса, так и на уровне государственной политики. Эти стратегии должны учитывать, как позитивные, так и негативные аспекты цифровой трансформации, сосредотачиваясь на максимизации ее преимуществ и минимизации рисков.

Источники:

1. Цифровая трансформация бизнеса - условия, технологии, направления // Хостинг Eternalhost URL: https://eternalhost.net/ blog/perevody/tsifrovaya-transformatsiya-biznesa (дата обращения: 01.03.2024).

2. АНО «Цифровая экономика» подвела аналитические итоги 2023 года// Цифровая экономика URL: https://d-economy.ru/news/ano-cifrovaja-jekonomika-podvela-analiticheskie-itogi-goda/ (дата обращения: 15.03.2024).

3. Итоги по исследованию внедрения искусственного интеллекта в отраслях // Цифровая экономика URL: https://t.me/ DataEconomyRU/7686?single (дата обращения: 15.03.2024).

4. Цифровая трансформация или цифровое выживание: как выстроить ИТ-стратегию // Сетевое издание «CNews» URL: https://www.cnews.ru/articles/ 2024-03-24_tsifTOvaya_transformatsiya_iH_tsifrovoe (дата обращения: 26.03.2024).

5. Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего // РБК URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/ 60b4cb349a79473d14ea025f?from=copy (дата обращения: 10.03.2024).

6. Костин К.Б., Малевич Ю.В., Борисов Ф.А. Цифровизация экономики Российской Федерации в условиях политики импортозаме-щения // Экономика, предпринимательство и право. - 2024. - Том 14. - № 5

7. Ермаков А.А., Тихонова С.В. Цифровая трансформация в авиационной индустрии // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. N° 1.

8. Михайлов А.А., Ермаков А.А. Особенности российского рынка информационной безопасности в современных экономических условиях // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 3.

EDN: FSBSYI

Е.С. Ершова - ассистент кафедры анатомии человека, Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, [email protected],

E.S. Ershova - assistant at the Department of Human Anatomy, Kursk State Medical University, Kursk, Russia;

А.С. Обухова - к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

A.S. Obukhova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Southwest State University, Kursk, Russia;

Н.Ю. Ершов - обучающийся кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

N.Yu. Ershov - student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN HEALTH CARE

Аннотация. Объектом исследования являются инновации в медицине и фармацевтике. Предметом выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе инновационного развития медицины и фармацевтики. Проблемами инновационного развития медицины и фармацевтики занимались видные экономисты, которые изучали фундаментальные основы инновационного развития. В процессе написания работы применялись системный метод, сравнительный, аналитический, структурно-динамический анализ, общенаучные методы. Основой для обоснования научных утверждений и обеспечения достоверности выводов и рекомендаций являются аналитические статьи и прикладные исследования, размещенные в научных журналах и периодических изданиях, рассматривающие тематику данного исследования. Научная новизна заключается в развитии теоретико-методических положений формирования приоритетов инновационного развития медицины и фармацевтики в современных условиях. Здравоохранение играет ключевую роль в экономике страны благодаря своей специфике инновационного развития, сложной организационной структуре, значительному количеству высокотехнологичных рабочих мест и высокой инвестиционной привлекательности. Инновации в данной отрасли могут иметь важные положительные последствия для других отраслей, взаимосвязанных с ней, таких как образование, здравоохранение, наука, химическая промышленность, и привнести значительные улучшения в эти смежные секторы национальной экономики. В процессе инновационного развития отрасли здравоохранения столь важно принимать в расчет потенциальные перспективы для общественной пользы и экономического роста страны в целом.

Absrtract. The object of the research is innovations in medicine and pharmaceuticals. The subject is socio-economic relations arising in the process of innovative development of medicine and pharmaceuticals. The problems of innovative development of medicine and pharmaceuticals were dealt with by prominent economists who studied the fundamental principles of innovative development. In the process of writing the work, a systematic method, comparative, analytical, structural-dynamic analysis, and general scientific methods were used. The basis for substantiating scientific statements and ensuring the reliability of conclusions and recommendations are analytical articles and applied research published in scientific journals and periodicals covering the topic of this research. Scientific novelty lies in the development of theoretical and methodological provisions for the formation of priorities for the innovative development of medicine and pharmaceuticals in modern conditions. Healthcare plays a key role in the country's economy due to its specific innovative development, complex organizational structure, significant number of high-tech jobs and high investment attractiveness. Innovation in a given industry can have important positive consequences for other industries interconnected with it, such as education, healthcare, science, chemicals, and bring significant improvements to these related sectors of the national economy.

Ключевые слова: цифровые технологии, сфера здравоохранения, управление цифровыми технологиями.

Keywords: digital technologies, healthcare sector, digital technology management.

Благодарности: Статья выполнена в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта 0851-2020-0034.

Acknowledgments: The article was completed within the framework of the state assignment of Southwestern State University, project code 0851-2020-0034.

Введение

Инновации в здравоохранении действительно играют важную и жизненно важную роль для человечества. Работа над разработкой и успешным внедрением передовых медицинских технологий открывает перед нами огромные перспективы в повышении качества и продолжительности жизни.

Новейшие медицинские технологии не только улучшают возможности диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, но также способствуют увеличению выживаемости при тяжелых патологиях, уменьшению осложнений, улучшению результатов терапии и более эффективному использованию медицинских ресурсов. Современные технологии в медицине обеспечивают возможность создания персонализированных подходов к лечению, улучшают раннюю диагностику заболеваний, повышают качество жизни пациентов и обеспечивают доступ к инновационным методам лечения и реабилитации. Развитие медицинских технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.