ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8п. л. - URL:http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
ART 202048 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12048 УДК 159.922.8:159.922.264
Даллари Антонина Антони,
магистрант кафедры социологии и социальных технологий института истории, международных отношений и социальных технологий ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград [email protected]
Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности
Аннотация. В статье подчеркивается актуальность исследования влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности. Цель статьи - изучение особенностей влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, где цифровая среда выступает как средство адаптации подростков с инвалидностью. В ходе эмпирического исследования выявлено, что цифровая среда способствует социально-психологической адаптации подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности. Ключевые слова: подростки с инвалидностью, социально-психологическая адаптация, цифровая среда. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Введение
В динамично развивающемся мире происходят глобальные социально-экономические изменения. Огромное значение в современном обществе приобретает необходимость формирования и воспитания ответственного гражданина, способного быстро адаптироваться в новых условиях. Становление личности происходит в молодые годы, а именно в подростковом возрасте закладываются основные базовые компоненты, в которых сфокусированы все субъективно-ценностные отношения личности к социуму и самому себе. Успешность адаптации позволяет подростку не только занимать определенное место в социальной среде, но и развиваться в соответствии с индивидуально-личностным потенциалом, обеспечивая его психологическое здоровье, самоуважение и осознанность в жизни.
Однако ограничение взаимодействия людей с инвалидностью с окружающим миром приводит к социальной депривации. Особенно остро данный вопрос стоит в период всемирной пандемии из-за распространения вируса 00УЮ-19. Все это негативным образом сказывается на адаптационном процессе несовершеннолетних инвалидов к изменяющемуся социальному пространству, приводящее к возникновению у них различных отклонений в индивидуально-личностном развитии.
В России ежегодно регистрируется около двадцати пяти тысяч новых случаев детской инвалидности, а на сегодняшний день их насчитывается более шестисот семидесяти тысяч [1]. Реализация федеральной программы «Доступная среда» предусматривает формирование для детей-инвалидов доступного взаимодействия с окружающим миром [2].
Поэтому на данный момент особенно актуальна проблема, содержание которой заключается в необходимости исследования влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8п. л. - URL:http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
Методология и результаты исследования
Объектом данного исследования является социально-психологическая адаптация подростков, а предметом исследования - влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.
Целью данного исследования стало изучение влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.
Гипотеза исследования заключается в том, что цифровая среда влияет на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.
Для данного исследования использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ библиографических источников); эмпирические (анкетирование; тестирование) с использованием методик исследования: опросника «Условия проведения адаптации»; подросткового варианта многофакторного опросника личности Р. Кэттелла 14 PF; диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); МИС (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев); социально-психологического теста Дж. Морено. Также использовались методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (метод математической статистики: корреляционный анализ, использование критерия ранговой корреляции К. Спирмена; непараметрический критерий Т-Вилкоксона).
Исходя из этимологического подхода, слово «адаптация» возникло от латинского "adaptatio" либо "adaptare", что означает «приспособление строения и функций организмов к условиям существования» [3].
Адаптация - сложное явление, имеющее междисциплинарный характер, изучается в рамках различных областей: биологии, психологии, социологии и т. п., каждая из которых исследует различные специфические аспекты данного процесса и применяет собственный категориальный аппарат. Поэтому до сих пор нет общепринятой концепции и дефиниции для данного феномена.
Теоретический обзор различных психологических концептуальных подходов, посвященных адаптации, позволил выделить несколько направлений.
В рамках зарубежного подхода адаптация изучается с точки зрения взаимоотношений индивида и его окружения, описывается как процесс гомеостатического уравновешивания, равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов окружающей среды, в процессе которого через усвоение социального опыта происходит когнитивное развитие ребенка [4].
В рамках отечественного подхода различия в интерпретации категории «адаптация» связаны не только с трактовкой человеческой деятельности, указывающей на не тождественность развития психики индивида с приспособлением живого организма, но и с субъектно-объектным характером взаимодействия человека и среды [5].
Исходя из аспектов этого подхода, адаптация представляет собой процесс взаимодействия индивида и среды, где человек и среда оказывают взаимовлияние друг на друга: субъект активно меняет окружающее пространство, а среда, воздействуя на человека, детерминирует изменения в личностных характеристиках [6].
При раскрытии сущности феномена адаптации используются такие понятия, как «адаптивность» и «адаптированность».
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
Понятие «адаптивность» определяется как совокупность адаптивных индивидуально-личностных особенностей, которые характеризуют потенциальные возможности субъекта адаптационного процесса. К ним относятся врожденные и приобретенные качества индивида: внешние данные, темперамент, инстинкты, конституция тела, задатки, эмоции, физическое состояние организма, способности и таланты [7].
А. А. Налчаджян выделяет потенциальную и актуальную адаптивность, где потенциальная адаптивность соответствует потенциальным адаптивным возможностям личности, а актуальная - наиболее значимым в данных условиях [8].
А. В. Петровский, исследуя адаптивные способности, рассматривает их через категорию «адаптивность/неадаптивность», где «адаптивность» - это согласованность, а «неадаптивность» - противоречия между целью и результатом деятельности личности, где «неадаптивность» представляет собой не отклонение от нормы, а возможность развития человека в его деятельности в соответствии с условиями среды [9].
Понятие «адаптированность» раскрывается А. В. Сиомичевым как соответствие в заданных условиях психических возможностей индивида требованиям деятельности и условиям среды [10], а И. К. Кряжева - как степень реализации в значимой форме личностью собственных адаптивных потенциальных возможностей и актуальных индивидуальных способностей [11].
Таким образом, «адаптация» рассматривается наиболее широко и представляет собой динамический процесс взаимодействия личности и среды: процесс включенности человека в деятельность, интернализации индивидом социальных, культурных, профессиональных отношений, осуществляемых в данной деятельности, и изменения самой личностью окружающей среды. «Адаптивность» выступает как совокупность адаптивных качеств индивида в процессе адаптивного взаимодействия. Понятие «адаптированность» представляет собой результат адаптации, который показывает степень вовлеченности человека в новое социальное пространство, уровень приспособления и самоощущения, статуса в социуме.
Специфичность процесса адаптации личности заключается в том, что в ходе жизни человеку приходится активно адаптироваться к разным элементам социального мира: бытовым, культурным, социально-психологическим и профессиональным структурам. Это дает основания для выделения таких видов адаптации, как социально-психологическая, межкультурная, производственная и профессиональная и тому подобное. Это обусловлено необходимостью изучения отдельных аспектов адаптационного процесса, но все виды находятся в сложном взаимодействии, образуя интегративное динамическое образование, обусловливающее функциональное состояние всего организма индивида.
В нашем исследовании мы более подробно остановимся на социально-психологической адаптации.
А. А. Налчаджян определяет адаптацию как социально-психологический процесс, при благоприятном течении которого индивид достигает состояния адаптиро-ванности. В этом состоянии субъект «продуктивно выполняет ведущую деятельность без длительных внешних и внутренних конфликтов, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, соответствует тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, и переживает состояние самоутверждения» [12].
Таким образом, социально-психологическая адаптация подростка с инвалидностью представляет собой сложный интегральный процесс, который детерминируется взаимодействием индивида и среды (природной, социальной и профессиональной), где личность выступает в качестве активного субъекта данного взаимодействия. Адаптация подростков-инвалидов представляет собой социально-психологический
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
процесс, включающий в себя сбалансированное уравновешивание целостности и устойчивости подростков с одновременной интернализацией ими социального опыта, интеграцией и изменчивостью их характеристик: индивидуально-личностных и поведенческих. Особенность реализации адаптации определяется адаптивностью подростка (адаптационными ресурсами личности: индивидуально-психологическими особенностями, уровнем развития, определяемым саморегуляцией поведения и деятельности индивида). Результатом этого процесса является адаптированность. Критериями адаптированности подростков с инвалидностью являются показатели достижение определенного статуса в социальной среде, степень вовлеченности человека в новое социальное пространство, уровень приспособления и самоощущения, статуса в социуме.
В современных условиях всемирной пандемии, детерминирующей процессы социальной изоляции личности, на первый план выходит цифровая среда как новая среда межличностного взаимодействия людей в дистанционном формате.
Для успешной социально-психологической адаптации подростков-инвалидов необходимо использовать социокультурную реабилитацию в цифровом пространстве.
A. Марей отмечает, что понятие «цифровизация» в меньшей мере подразумевает технологии, а в широком смысле становится частью культуры, что говорит об изменениях в межличностном взаимодействии в современном обществе [13].
Средовой подход получил свое развитие главным образом в педагогике и психологии, где феномен «образовательная среда» связан с работами таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, М. М. Шалашова и Н. И. Шевченко и другие.
Так, М. М. Шалашова и Н. И. Шевченко определяют образовательную среду «как естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее учебное содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность обучающихся и благоприятные условия для этого» [14].
При этом образовательная среда представляет собой пространство, ориентированное на удовлетворение потребностей обучающимися не только в обучении и развитии, но также и в идентификации себя в социуме, обеспечивая успешную адаптацию обучающихся.
B. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев сформулировали дефиницию понятия «цифровая среда» с педагогической точки зрения как «систему условий и возможностей, подразумевающую наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющую человеку набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностно-профессионального развития, решения бытовых и профессиональных задач» [15].
В нашем исследовании мы будем рассматривать цифровую образовательную среду для подростков-инвалидов как естественное и искусственно созданное социально культурное окружение, включающее не только учебное содержание и различные средства образования (информационно-коммуникационные с набором цифровых технологий и ресурсов и другие) образовательных учреждений, но и средства учреждений культуры спортивно-досуговой направленности. Созданная цифровая образовательная среда будет как обеспечивать продуктивную деятельность и социальное взаимодействие подростков, так и создавать благоприятные условия их для адаптации.
Таким образом, понятие «цифровая образовательная среда», появившееся в национальном проекте «Образование» [16], обусловливает инновационные направления не только в сфере образования, но в социокультурной реабилитации инвалидов.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
Наше исследование проводилось на базе сельских образовательных учреждений Волгоградского региона, в котором приняли участие подростки-инвалиды в количестве 129 человек (65 девушек и 64 юноши) в возрасте от 14-15 лет, проживающие в сельской местности. В данной выборке присутствовали инвалиды с психоэмоциональной патологией, нарушениями речи и органов чувств (зрения и слуха) и отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, а также с серьезными заболеваниями внутренних органов.
Эмпирическая деятельность осуществлялась в несколько этапов.
В процессе осуществления констатирующего этапа исследования проводилось исследование с помощью методик: опросника «Условия проведения адаптации»; подросткового варианта многофакторного опросника личности Р. Кэттелла 14 PF; методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); методики исследования самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева; социально-психологического теста Дж. Морено.
Полученные данные позволили установить, что только у 6% подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, высокий уровень социально-психологической адаптированности. Они имеют высокую выраженность таких компонентов адаптации, как принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, доминирование, низкий уровень эскапизма, т. е. ухода от проблем. Данные подростки имеют высокий уровень коммуникативных компетенций, независимы в своих поступках и взглядах, стремятся к успеху, в первую очередь руководствуются собственными потребностями при постановке целей, адекватно оценивают свои собственные способности, постоянно стремятся корректировать и развивать недостаточно сформированные компетенции, эффективны в социально-культурном взаимодействии, проявляя гибкость к различным ситуациям межличностных отношений. При этом данные подростки активно участвовали в процессе социально-психологической адаптации. Адаптация представляет собой социально-психологический процесс, включающий в себя сбалансированное уравновешивание целостности и устойчивости подростков с одновременной интернализацией ими социального опыта, интеграцией и изменчивостью их характеристик: индивидуально-личностных и поведенческих. Основная позиция данных подростков - адаптация для себя и других.
94% испытуемых испытывают трудности в процессе взаимодействия с социальным окружением, что сказывается на их адаптивном потенциале. У них наблюдается неадекватная самооценка (заниженная либо завышенная); высокий уровень аффективных проявлений негативного плана (враждебности, негативизма, агрессивности) к социальному окружению; конфронтация к нормам и правилам общества либо конформизм и инфантилизм, что приводит к возникновению у данных подростков проблем в межличностном взаимодействии и к формированию различных отклонений в личностном развитии (неадекватная самооценка, низкий социальный статус в группе, негативный эмоциональный фон, повышенная тревожность, сниженные коммуникативные способности и экстернальность, стремление к уходу от решения проблем). При этом данные подростки пассивно участвовали в процессе социально-психологической адаптации. Адаптационный процесс представлял собой безынициативное участие подростков-инвалидов в социально-психологическом процессе, где они были пассивными участниками, изменения происходили в связи с требованиями социальной среды, сбалансированное уравновешивание взаимодействия происходило за счет изменения внешнего поведения подростков, где субъективную функцию выполняла среда, а подростки были объектом этих изменений. Основная позиция этих подростков - адаптация других.
ниегп
issN 2304-i20x Даллари А А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
научно-методический электронный журнал
Для установления взаимосвязи параметров адаптированности с параметрами личностных характеристик подростков был проведен корреляционный анализ с использованием критерия ранговой корреляции К. Спирмена. Установлена положительная значимая связь параметров самоотношения к себе с личностными характеристиками и социальным статусом подростков с параметрами их социально-психологической адаптированности: «адаптация» (ро = 0,391; p = 0,001); «самопринятие» (ро =
0,364; p = 0,001); «принятие других» (ро = 0,474; p = 0,001); «эмоциональный комфорт» (р0 = 0,340; p = 0,0001); «интегральность» (р0 = 0,297; p = 0,001); «принятие других» (р = 0,328; p = 0,001); «Зеркальное Я» (р0 = 0,467; p = 0,001), «Самопринятие» (р0 = 0,512; p = 0,001), «Самопривязанность» (р0 = 0,487р = 0,001), фактор А (ро = 0,390; p = 0,001), фактор L (ро = 0,444; p = 0,001) фактор N (ро = 0,244; p = 0,05) фактор O (ро = 0,344; p = 0,001), фактор Н (ро = 0,275; p = 0,001), социальным статусом (р0 = 0,756; p = 0,001).
Таким образом, чем успешнее протекает процесс социально-психологической адаптации подростков-инвалидов в социальной среде, тем выше их социально-метрический статус, уровень самоуважения и принятия других, степень интернальности и ответственности за свое поведение и деятельность, оценка собственного эмоционального комфорта.
Установлена отрицательная значимая связь параметров самоотношения, личностных качеств и социального статуса подростков с такими параметром адаптированности, как «эскапизм (уход от проблем)»: «самопривязанность» (ро = -0,364;
p = 0,001), «Самопринятие» (ро = -0,488; p = 0,001); фактор А (ро = -0,528; p = 0,001),
фактор G (ро = -0,493; p = 0,001) и «стремление к доминированию»: (р0 = 0,357;
p = 0,001) «Зеркальное Я» (р0 = -0,536; p = 0,001); социальным статусом (р0 = -0,678;
p = 0,001), С (ро = -0,503; p = 0,001) и Q4 (ро = -0,493; p = 0,001).
Следовательно, чем ярче в адаптационном взаимодействии у подростков проявляются тенденции ухода от проблем и доминирования в межличностном общении, тем ниже их статус в социуме, уровень коммуникативных компетенций и степень социальной нормированности и организованности, а также показатели развития самоконтроля и эмоциональной устойчивости.
Таким образом, констатирующее исследование показало, что необходима разработка и внедрение мероприятий социально-культурной направленности с использованием цифровой среды для социально-психологической адаптации подростков-инвалидов, проживающих в сельской местности.
На формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс культурно-досуговых мероприятий для индивидуально-реабилитационных программ подростков с инвалидностью рамках социального проекта «Вместе мы сила» с участием волонтеров. «Цифровая образовательная среда» создавалась как естественное и искусственно созданное социально-культурное окружение, включающее не только учебное содержание и различные средства образования (информационно-коммуникационные с набором цифровых технологий и ресурсов и другие) образовательных учреждений, но и средства учреждений культуры спортивно-досуговой направленности. Социально-психологическая адаптация инвалидов осуществлялась с применением различных форм: посещение виртуального пространства музеев, концертных залов, участие в различных образовательно-культурных мероприятиях в
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
цифровой среде: конкурсах (плакатов «Миру - мир»; рисунков к Дню Победы и т. п.); олимпиадах («Интеллектуал», «Мир английского языка»); экскурсиях по городам не только России, но и зарубежья. Подростки с удовольствием посещали виртуальные художественные выставки различных художников, концерты как классической музыки, так и популярных исполнителей. Они осуществляли виртуальные экскурсии по различным культурно-историческим местам городов Золотого кольца России, своего родного города - Волгограда; смотрели театральные постановки и киносеансы, организованные волонтерами для коллективного посещения; участвовали в акции «Бессмертный полк», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и многое другое. Для подростков также была разработана программа коррекционно-развиваю-щих психологических занятий «Познаю себя». Разработанная программа отличалась от ранее существующих тем, что основными направлениями деятельности в рамках данной программы были: личностное и эмоциональное познание подростками самих себя с использованием дистанционной формы для осознания своей неповторимости и индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, черт характера); своих эмоциональных состояний, чувств; исследование своей Я-концепции: Я-идеальное, Я-реальное, Я-социальное; выявление собственных потребностей и интересов, развитие социальных, эмоционально-личностных и интеллектуальных компетенций. Целью программы было как познание подростками-инвалидами своих индивидуальных характеристик личности, так и коррекция и развитие их социального и личностного потенциала с использованием игровых методов, арт-терапии, гештальт-терапии, библиотерапии; туро- и кинотерапии и другое.
Для определения успешности социально-психологической адаптации подростков-инвалидов, проживающих в сельской местности, контрольное эмпирическое исследование проводились с помощью ранее используемых методик, а также осуществлялась статистическая обработка полученных результатов с использованием критерия сдвига - критерия Т-Вилкоксона. В ходе статистической обработки у подростков-инвалидов выявлены достоверные сдвиги по показателям социально-психологической адаптации, самопринятия себя и личностных характеристик: ««адаптивность» (Т = 2,81; р = 0,001); «принятие себя» (Т = 3,02; p = 0,001); «принятие других» (Т = 2,95; p = 0,001); «эмоциональный комфорт» (Т = 3,08; p = 0,0001); «внутренний контроль» (Т = 3,05; p = 0,001); «доминирование» (Т = 2,89; p = 0,001); «самопринятие» (Т = 2,87; p = 0,001); «Зеркальное Я» (Т = 3,15; p = 0,001), «Самопринятие» (Т = 3,06; p = 0,001), «Самопривязанность» (Т = 2,91 ^ = 0,001), фактор А (Т = 3,07; p = 0,001), фактор L (Т = 2,85; p = 0,001), фактор N (Т = 3,07; p = 0,05), фактор O (Т = 3,17; p = 0,001), фактор Н (Т = 3,21; p = 0,001). Следовательно, зафиксированные достоверные сдвиги (рост) социально-психологической адаптированности подростков-инвалидов не случайны и значимы.
Таким образом, социально-психологическая адаптация подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, включала в себя как разработку комплексных индивидуально-реабилитационных программ и программы для групповых тренин-говых занятий, так и их апробацию с использованием цифрового образовательного и социально-культурного пространства общества. Осуществление социально-психологической адаптации проводилось через приобщение подростков к культурно-историческому наследию не только страны, но и родного региона, а также благодаря участию их в культурно-досуговых мероприятиях в дистанционном формате, что способствует росту их социально-психологической адаптированности и повышению личностного адаптивного потенциала. При этом количество подростков-инвалидов, активно участ-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
вующих в адаптации, увеличилось до 65%. Они включались во взаимодействие с социально-культурной средой, интерпретировали результаты данного процесса, что сказывалось на изменениях и внешнего поведения, и уровней развития личностных их качеств, а также на изменениях социального пространства. Основная позиция данных подростков - адаптация для себя и других.
Заключение
Таким образом, проведя исследование влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, мы имеем все основания для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что цифровая среда влияет на уровень социально-психологической адаптивности подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.
В ходе исследования также выявили следующее:
- Адаптация рассматривается наиболее широко и представляет собой динамический процесс взаимодействия личности и среды: процесс включенности человека в деятельность, интернализации индивидом социальных, культурных, профессиональных отношений, осуществляемых в данной деятельности, и изменения самой личностью окружающей среды. Адаптивность выступает как совокупность адаптивных качеств индивида в процессе адаптивного взаимодействия. Понятие «адаптирован-ность» представляет собой результат адаптации, который показывает степень вовлеченности человека в новое социальное пространство, уровень приспособления и самоощущения, статуса в социуме.
- Социально-психологическая адаптация подростка с инвалидностью представляет собой сложный интегральный процесс, который детерминируется взаимодействием индивида и среды (природной, социальной и профессиональной), где личность выступает в качестве активного субъекта данного взаимодействия. Адаптация подростков-инвалидов представляет собой социально-психологический процесс, включающий в себя сбалансированное уравновешивание целостности и устойчивости подростков с одновременной интернализацией ими социального опыта, интеграцией и изменчивостью их характеристик: индивидуально-личностных и поведенческих. Особенность реализации адаптации определяется адаптивностью подростка (адаптационными ресурсами личности: индивидуально-психологическими особенностями, уровнем развития, определяемым саморегуляцией поведения и деятельности индивида). Результатом этого процесса является адаптированность. Критериями адапти-рованности подростков с инвалидностью являются показатели достижения определенного статуса в социальной среде, степень вовлеченности человека в новое социальное пространство, уровень приспособления и самоощущения, статуса в социуме.
- Цифровая образовательная среда для подростков-инвалидов представляет собой естественное и искусственно созданное социально-культурное окружение, включающее не только учебное содержание и различные средства образования (информационно-коммуникационные с набором цифровых технологий и ресурсов и другие) образовательных учреждений, но и средства учреждений культуры спортивно-досуговой направленности. Созданная цифровая образовательная среда будет как обеспечивать продуктивную деятельность и социальное взаимодействие подростков, так и создавать благоприятные условия для их адаптации в социуме.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют разработать и апробировать мероприятия по соци-
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
ально-психологической адаптации подростков-инвалидов с использованием цифровой среды для повышения их социально-психологической адаптированности и их адаптивного потенциала, определяющих успешность процесса адаптации их в средо-вом пространстве.
Ссылки на источники
1. Федеральная служба статистики. - URL: http://old.gks.ru.
2. Целевая программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утверждена постановлением правительства от 01.12.2015 № 1297 // «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов: св. 25000 слов и словосочетаний. - М. : Эксмо, 2005. - С. 15.
4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 191 с.
5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: ЛГУ, 1988. - 256 с.
6. Козлов В. В., Новиков В. В. Интегративный подход в психологической практике // Ярославский педагогический вестник ЯГПУ. - 2012. - № 1. - Т. II. - C. 226-231.
7. Овчинникова Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 156 с.
8. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
9. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. - М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с.
10. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - М., 1980. - 159 с.
11. Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1985. 23 с.
12. Налчаджян А. А. Указ. соч. - С. 26.
13. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы. - URL: http: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-revi ew/d igitalization.aspx/
14. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Педагогический дизайн образовательных программ: основные принципы и задачи // Интерактивное образование. - 2019. - № 6. - С. 10-12.
15. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Изд-во «Перо», 2019. - С. 16.
16. Национальный проект «Образование». - URL: http://edu.gov.ru//national-project.
Antonina Dallari,
Graduate Student, Social Science and Social Technologies Chair, Institute of History, International Relations
and Social Technologies, Volgograd State University, Volgograd
The influence of the digital environment on the social and psychological adaptation of adolescents with disabilities living in rural areas
Abstract. The article emphasizes the relevance of research on the influence of the digital environment on the socio-psychological adaptation of adolescents with disabilities living in rural areas. The purpose of the article is to study the influence features of the digital environment on the socio-psychological adaptation of adolescents with disabilities living in rural areas, where the digital environment acts as a means of social adaptation of adolescents with disabilities. An empirical study revealed that the digital environment contributes to the improvement of socio-psychological adaptation of adolescents with disabilities living in rural areas. Key words; adolescents with disabilities, social and psychological adaptation, digital environment. References
1. Federal'naya sluzhba statistiki. Available at: http://old.gks.ru (in Russian).
2. "Celevaya programma "Dostupnaya sreda" na 2011-2020 gody, utverzhdena postanovleniem pravi-tel'stva ot 01.12.2015 № 1297", "Garant". Available at: http://www.garant.ru (in Russian).
3. Krysin, L. P. (2005). Tolkovyjslovar'inoyazychnyh slov: sv. 25000 slovislovosochetanij, Eksmo, Moscow, p. 15 (in Russian).
4. Piazhe, Zh. (2003). Psihologiya intellekta, Piter, St. Petersburg, 191 p. (in Russian).
5. Berezin, F. B. (1988). Psihicheskaya i psihofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka, LGU, Leningrad, 256 p. (in Russian).
6. Kozlov, V. V. & Novikov, V. V. (2012). "Integrativnyj podhod v psihologicheskoj praktike", Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik YAGPU, , № 1, t. II, pp. 226-231 (in Russian).
ISSN 2304-120X
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Даллари А. А. Влияние цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202048.htm.
7. Ovchinnikova, G. G. (1997). Social'no-psihologicheskaya adaptaciya kak faktor stanovleniya Ya-koncep-ciipodrostkov: dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow, 156 p. (in Russian).
8. Nalchadzhyan, A. A. (2010). Psihologicheskaya adaptaciya: mekhanizmy i strategii, Eksmo, Moscow, 368 p. (in Russian).
9. Petrovskij, V. A. (1992). Psihologiya neadaptivnoj aktivnosti , Rossijskij otkrytyj universitet, TOO "Gor-bunok", Moscow, 224 p. (in Russian).
10. Kryazheva, I. K. (1980). Social'no-psihologicheskie faktory adaptirovannostilichnosti: dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.05, Moscow, 159 p. (in Russian).
11. Siomichev, A. V. (1985). Psihologicheskie osobennosti adaptacii studentov v sfere poznaniya i ob-shcheniya v vuze: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Leningrad, 23 p. (in Russian).
12. Nalchadzhyan, A. A. (2010). Op. cit., p. 26.
13. Marej, A. Cifrovizaciya kakizmenenie paradigmy. Available at: http: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx/ (in Russian).
14. Shalashova, M. M. & Shevchenko, N. I. (2019). "Pedagogicheskij dizajn obrazovatel'nyh programm: os-novnye principy i zadachi", Interaktivnoe obrazovanie, , № 6, pp. 10-12 (in Russian).
15. Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Esenina, E. Yu. & Sergeev, I. S. (2019). Proekt didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya, Izd-vo "Pero", Moscow, p. 16 (in Russian).
16. Nacional'nyj proekt "Obrazovanie". Available at: http://edu.gov.ru//national-project (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 09.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.11.20
Принята к публикации Accepted for publication 11.11.20 Опубликована Published 30.11.20
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Даллари А. А., 2020
977230412020314