Научная статья на тему 'Влияние родительского контроля на формирование личности подростка'

Влияние родительского контроля на формирование личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1142
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ / СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / TEENAGERS / SOCIOMETRIC STATUS / PARENTAL CONTROL / PARENTING STYLES / IMMUNITY OF PSYCHOLOGICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архипова Виктория Юрьевна

В статье подчеркивается актуальность исследования влияния родительского контроля на формирование личности подростка. Цель статьи выявление влияния родительского контроля на формирование психологического пространства, личностных черт и социометрического статуса подростка, где контроль родителей за подростками осуществлялся в зависимости от степени последовательности и строгости. В ходе эмпирического исследования выявлено, что родительский контроль, нарушающий неприкосновенность психологического пространства подростка, влияет на его личностные качества и статус в группе сверстников, способствуя возникновению трудностей в сфере социальных взаимоотношений подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of parental control on the formation of a teenager’s personality

The article emphasizes the relevance of the study of parental control influence on the formation of a teenager’s personality. The purpose of the article is to identify the influence of parental control on the formation of the psychological environment, personality traits and sociometric status of a teenager, when parents control depended on the degree of consistency and strictness. An empirical study revealed that parental control that violated the immunity of the teenager’s psychological environment affected his/her personal qualities and status in a group of peers, contributing to the problems in the field of social relationships of the teenager.

Текст научной работы на тему «Влияние родительского контроля на формирование личности подростка»

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

ART 202010 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12010 УДК 159.9.072.42

Архипова Виктория Юрьевна,

магистрант кафедры социологии и социальных технологий института истории, международных отношений и социальных технологий ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград у1к!опа arkhipova@mail.ru

Влияние родительского контроля на формирование личности подростка

Аннотация. В статье подчеркивается актуальность исследования влияния родительского контроля на формирование личности подростка. Цель статьи - выявление влияния родительского контроля на формирование психологического пространства, личностных черт и социометрического статуса подростка, где контроль родителей за подростками осуществлялся в зависимости от степени последовательности и строгости. В ходе эмпирического исследования выявлено, что родительский контроль, нарушающий неприкосновенность психологического пространства подростка, влияет на его личностные качества и статус в группе сверстников, способствуя возникновению трудностей в сфере социальных взаимоотношений подростка. Ключевые слова: родительский контроль, стили воспитания, социометрический статус, суверенность психологического пространства, подростки. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

В настоящее время очень остро встает вопрос воспитания и формирования ответственной личности, гражданина своей страны. Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве основной выдвигает задачу воспитания гражданина страны, определяя, что система образования должна осуществлять «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» [1]. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что наиважнейшим направлением политики российского государства является «воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье» [2]. Первым социальным институтом, влияющим на воспитание будущих граждан страны, является семья, которая выполняет функцию накопления всех общественно необходимых социальных ценностей общества.

Становление личности происходит в молодые годы: именно в подростковом возрасте закладываются основные базовые компоненты субъекта, в которых сфокусированы все субъективно-ценностные отношения личности к социуму. Подросток с высоким социометрическим статусом представляет собой личность, которая уверена в себе, полагается на собственное мнение, инициативна, любознательна, с уважением относится к взрослым и сверстникам, оберегает суверенитет своего психологического пространства, способна в любой ситуации выйти за ее рамки и найти способы ее разрешения, стремится к самопознанию и познанию других. При успешном протекании процесса социализации у подростка в полной мере раскрывается личностный потенциал, что напрямую связано с формированием личностной целостности гражданина общества.

Но неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка в стране, дисфункция семьи и нарушения детско-родительских отношений, тотальный контроль родителей способствуют росту проявлений девиаций и деформаций

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

ценностных ориентаций у подростков. Количество деструктивных подростков в 2019 г. составило около семи миллионов человек, и их число увеличивается из года в год [3].

Таким образом, выявлена научная проблема, содержание которой заключается в необходимости исследования влияния родительского контроля на формирование личностных особенностей подростка и его социометрического статуса.

Методология и результаты исследования

Объектом данного исследования являются личностные особенности подростка, а предметом исследования - особенности влияния родительского контроля на развитие личностных качеств подростка.

Целью данного исследования стало выявление особенностей влияния родительского контроля на развитие личностных качеств подростка.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития личностных качеств подростка и его социометрического статуса зависит от родительского контроля.

Методологической и теоретической основой исследования являются следующие концептуальные подходы:

- Л. И. Божович о социальном статусе как о «внутренней позиции» подростка;

- Е. Т. Соколовой, Е. Б. Насоновой и Н. Г. Айваровой о влиянии семьи на развитие личности подростка;

- А. Я. Варги, Л. Б. Шнейдер о функционировании семьи;

- А. И. Захаровой, Г. А. Ковалевой о специфике детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы нашего исследования применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования, тестирование с применением методики «Социально-психологический тест» (Дж. Морено), подростковый вариант многофакторного опросника личности Р. Кэттелла 14 РР, опросник «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова-Бо-чавер), метод математической статистики - критерий ранговой корреляции Спирмена.

В ходе анализа психологической и научно-методической литературы по вопросу влияния родительского контроля на социометрический статус подростков были рассмотрены различные исследования, среди которых актуальными оказались работы отечественных исследователей: Л. И. Божович о социометрическом статусе подростка; С. К. Нартовой-Бочавер о психологическом пространстве личности и О. А. Ка-рабановой о различных аспектах семьи и детско-родительских отношениях.

Социальный статус подростка является наиболее значимым показателем положения индивида в социуме. Так, Л. И. Божович подчеркивает, что статус подростка связан непосредственно с его внутренней позицией, которая складывается из предшествующего опыта ребенка, его потребностей и стремлений занять объективное положение в социальном пространстве в настоящее время и в будущем, суверенности его психологического пространства и контакта с окружающими [4].

Под психологическим пространством подростковой личности С. К. Нартова-Бо-чавер понимает значимое для субъекта пространство его бытия, определяющее мотивацию активности подростка и основные направления его жизненного пути. Это пространство определено «личными границами» и состоит из следующих компонентов: «физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территория, личные предметы, социальные привязанности, установки)» [5].

Психологическое пространство очень актуально в подростковом возрасте, когда происходит интенсивное формирование личности и развитие его самосознания. Поэтому подростки стремятся охранять суверенитет личных границ своего пространства

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

всеми доступными им психологическими и физическими средствами. Неприкосновенность личной сферы (автономия собственного «Я») подростка определяет его психическое состояние, переживаемые им чувства уверенности, безопасности и доверия к миру, свободы, комфорта, что предопределяет успешность взаимодействия подростка с социальным пространством.

С. К. Нартова-Бочавер отмечает, что именно родители большей частью влияют на процесс формирования личности подростков, появления у них чувства взрослости [6]. Родительский контроль представляет собой один из показателей, который определяет стиль родительского воспитания. Контроль родителей характеризуется дисциплинарной направленностью, так как в ходе его осуществления к ребенку применяют систему ограничений и санкций, позволяющих детям ориентироваться в допустимости того или иного поведения, обозначая границы дозволенности для ребенка в социуме и способствуя созданию его безопасного жизненного пространства.

О. А. Карабанова отмечает, что стиль родительского поведения характеризуется сочетанием компонентов: родительской теплотой, отзывчивостью, заботой, родительской требовательностью и контролем. Их сочетание определяет четыре основных стиля родительского воспитания: либеральный, попустительский, авторитетный и авторитарный, каждому из которых соответствует определенный тип контроля. Данным стилям воспитания родителей в зависимости от степени последовательности и строгости контроля соответствуют ситуативный, систематический и тотальный контроль и его отсутствие (попустительство) [7].

Тотальный контроль осуществляется при авторитарном стиле воспитания, когда родители контролируют все сферы жизнедеятельности ребенка: круг общения и интересов, мысли и чувства, поведение и поступки, проверяя каждый его шаг и ограничивая его самостоятельность и активность.

Систематический контроль соответствует авторитетному стилю детско-роди-тельских отношений, когда родители подразделяют сферы жизнедеятельности ребенка на контролируемые и на области автономии самого ребенка, признавая его право на суверенитет психологического пространства и ответственность за него, но сохраняя за собой право системного наблюдения за поведением. Систематический контроль родителей подразумевает учет возрастных особенностей ребенка и позволяет постепенно сформировать и развить у него навыки самоконтроля.

Ситуативный контроль родителей осуществляется случайным образом и по содержанию, и по сферам, что определяет либеральный стиль воспитания родителей.

При попустительском стиле воспитания родители не осуществляют контроль за детьми, они не интересуются их жизнедеятельностью, безучастны и безответственны, что приводит к формированию различных девиаций у ребенка.

Родительский контроль осуществляется с помощью поощрения и наказания, которые направлены на формирование у ребенка функций эмоционально-волевой регуляции путем усвоения социальных норм и правил поведения в семье и обществе. Осведомленность родителей о важнейших сферах жизнедеятельности ребенка представляет собой родительский мониторинг, при котором они, не осуществляя непосредственно контроль его активности, собирают информацию о его интересах, успехах, личном окружении и т. д., что позволяет им оперативно помогать в случае необходимости при возникновении у него каких-либо проблем.

Стили поведения родителей и способы их контроля реализуются ими не всегда последовательно, осознанно и целенаправленно в повседневном взаимодействии с ребенком. Это взаимодействие складывается под влиянием огромного количества таких факторов, как традиции семейного воспитания, структура семьи и семейного

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

уклада, психологические особенности родителей и других, которые варьируются в зависимости от культуры и исторической эпохи.

В нашем исследовании мы остановимся на родительском контроле с помощью различных гаджетов: телефонов и «умных» часов, которые позволяют контролировать местоположение и социальное окружение подростка, подслушивать его разговоры, нарушая тем самым его личное пространство.

В эмпирическом исследовании участвовали 64 подростка в возрасте 13-14 лет и их родители.

Для родителей был разработан опросник, состоящий из неоконченных предложений, описывающих конкретные жизненные ситуации и определяющих возможность четырех вариантов контроля родителей: отсутствие контроля, ситуативный, систематический и тотальный контроль. Данный опросник применялся как скрининговая методика, позволившая разделить подростков на четыре группы исходя из видов родительского контроля.

В первую группу вошли 10 подростков. Родители подростков первой группы не интересуются их жизнью и не контролируют ее, дети предоставлены сами себе. Вторая группа - 14 человек. Родительский контроль подростков второй группы осуществляется время от времени, наблюдение за различными сферами их жизни, звонками и прослушивание детей происходит случайным образом. В третьей группе 24 человека, их родители контролируют систематически и с их согласия. В четвертую группу вошли 16 подростков. Подростки четвертой группы подвергаются тотальной родительской слежке с помощью звонков и прослушивания открытым и скрытым способами без договоренности с ними об этом.

На первом этапе были использованы следующие методики:

- «Социально-психологический тест», разработанный Дж. Морено;

- подростковый многофакторный опросник личности Р. Кэттелла;

- опросник «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартовой-Бочавер.

«Изолируемые» «Пренебрегаемые» «Предпочитаемые» «Принятые» «Звезды»

10

20

30

40

50

60

0

4 группа 3 группа 2 группа ■ 1 группа

Рис. 1. Процентное соотношение подростков с различными социометрическими статусами по методике «Социально-психологический тест» Дж. Морено, %

В результате проведения методики «Социально-психологический тест», разработанной Дж. Морено, было установлено (рис. 1), что у подростков первой и четвертой групп, у которых отсутствует контроль родителей и тотальный родительский контроль, наблюдается преобладание социометрических статусов «изолированные» и «пренебрегаемые». Эти подросткам свойственны отсутствие либо единичные социальные контакты в группе сверстников.

А у подростков второй и третьей групп, родители которых осуществляют системный доверительный или ситуативный контроль, социометрические статусы в большей степени «принятые», предпочитаемые» и «звезды». Эти подростки имеют устойчивые

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

дружеские контакты среди большого количества сверстников, активны в межличностном взаимодействии в социальной среде.

12 10 8 6 4 2

1 ■ i i___

к я ■ ■ 1 1 1 J i . . i Et

11 1 ■ 1 ш 1 1 1 "IT1 III1! I1 ■ 1 1 1 га i mi р| i! ■ 1 ■ Г ■ 1 1Г

A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4

2 группа 8 8 7 6 6 7 10 6 8 10 7 6 5 4 4 8

3 группа 7 8 7 5 6 3 8 5 6 4 8 5 4 3 4 7

1 группа 4 4 5 4 3 1 6 6 5 5 5 7 8 4 9 5

4 группа 3 4 7 4 4 3 5 4 3 4 5 6 9 7 4 4

Рис. 2. Показатели уровней сформированности личностных особенностей подростков по многофакторному подростковому опроснику Р. Кэттелла, в стенах

В результате проведения методики подросткового многофакторного опросника личности Р. Кэттелла было установлено (см. рис. 2):

- у подростков первой и четвертой групп преобладают такие качества личности, как инфантилизм, конформизм, повышенная тревожность, повышенная настороженность, навязчивость. Они не соблюдают нормы и правила социума, с трудом могут регулировать свое поведение;

- у подростков второй и третьей групп преобладают такие качества личности, как активность, независимость, пониженный уровень тревожности, оптимальный уровень самоконтроля, открытость в коммуникативном взаимодействии.

i i i i i i

Суверенность ценностей (СЦ) Суверенность социальных связей (СС) Суверенность привычек(СП) Суверенность мира вещей (СВ) Суверенность территории (СТ) Суверенность физического тела (СФТ)

14 группа 3 группа 2 горуппа 11 группа

0123456789 10

Рис. 3. Показатели уровней суверенности психологического пространства подростков по опроснику «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова-Бочавер), в баллах

В результате проведения опросника «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова-Бочавер) было установлено (рис. 3), что у подростков первой и чет-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

вертой групп родителями либо нарушается неприкосновенность личной сферы подростка, либо они не способствуют формированию у них жизненных границ. Только у подростков второй и третьей групп родители уважают суверенитет их личного пространства.

Для установления взаимосвязи родительского контроля с социометрическим статусом, неприкосновенностью жизненного пространства и личностными чертами подростков проводился корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена. Установлена тесная положительная взаимосвязь между социометрическим статусом и суверенитетом психологического пространства подростков, а также с такими личностными чертами, как самоконтроль, тревожность, открытость, активность личности, которая определяет эффективность взаимодействия подростков в социальной среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- У подростков, родители которых не осуществляют контроль или осуществляют тотальный контроль, наблюдается низкий социометрический статус, т. е. им свойственны единичные или неустойчивые социальные контакты. Подросткам, тотально контролируемым родителями, свойствен инфантилизм, конформизм, повышенная тревожность, пессимистическое отношение к жизни, ощущение бессмысленности и собственной ненужности в сочетании с повышенной настороженностью. Они испытывают дискомфорт, когда им делают замечания, они исполнительны, не отстаивают свои личные границы. А подросткам, у которых отсутствует контроль и родители которых вообще не интересуются их жизнью, свойственна размытость личных границ. Они навязчивы, не соблюдают нормы и правила социума, с трудом могут регулировать свое поведение.

- У подростков, родители которых осуществляют системный или ситуативный контроль, более высокий социометрический статус, т. е. они популярны в группе сверстников, являются «душой коллектива», имеют многочисленные устойчивые социальные контакты. Этим подросткам свойственна активность, независимость, пониженный уровень тревожности, оптимальный уровень самоконтроля, активное отношение к жизни, ощущение безопасности и собственной нужности, они испытывают комфорт, открыты в коммуникативном взаимодействии, соблюдают неприкосновенность чужих и своих личных границ.

Следовательно, системный и ситуативный контроль со стороны родителей способствует развитию эмоционально-волевой сферы подростка, формированию открытости в общении, дисциплинированности, навыков самоконтроля, социометрического статуса и психологического пространства подростка, суверенитет которого он отстаивает в социальном взаимодействии. Это определяет его психическое состояние (переживаемые им чувства уверенности, безопасности и доверия к миру, свободы, комфорта), что предопределяет успешность взаимодействия подростка с социальным пространством. Тотальный контроль и бесконтрольность приводят к деформациям в формировании социометрического статуса, психологического пространства и эмоционально-волевой сферы ребенка, снижая эффективность его общения в социальном окружении.

Таким образом, родительский контроль с помощью современных гаджетов: телефонов и «умных» часов, нарушающий суверенитет психологического пространства подростка, влияет на его личностные черты и статус в группе сверстников, способствуя возникновению трудностей в сфере социальных взаимоотношений подростков в группе сверстников.

Заключение

Таким образом, проведя исследование по теме влияния родительского контроля на формирование личности подростка, мы имеем все основания для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что уровень развития личностных качеств подростка и его социометрического статуса зависит от родительского контроля.

Архипова В. Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm.

Достигнута поставленная цель исследования. В ходе исследования нам удалось выявить, что родительский контроль, нарушающий неприкосновенность психологического пространства подростка, влияет на их личностные качества и статус в группе сверстников, способствуя возникновению трудностей в сфере социальных взаимоотношений подростка.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят практикам разработать и апробировать рекомендации для родителей по гармонизации детско-родительских отношений, повышению психолого-педагогической компетенции родителей и развитию личностных особенностей подростка, способствующих их успешному межличностному взаимодействию в социуме и гармонизации их жизненного пространства.

Ссылки на источники

1. Национальная доктрина образования в РФ. - URL: https://rg.ru.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

3. Служба статистики РФ. - URL: http://old.gks.ru.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

5. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. -СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

6. Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. - М.: Генезис, 2011. - 320 с.

7. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарика, 2005. - 320 с.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Viktoriya Arkhipova,

Graduate Student, Sociology and Social Technologies Chair, Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Volgograd viktoria arkhipova@mail.ru

The influence of parental control on the formation of a teenager's personality

Abstract. The article emphasizes the relevance of the study of parental control influence on the formation of a teenager's personality. The purpose of the article is to identify the influence of parental control on the formation of the psychological environment, personality traits and sociometric status of a teenager, when parents control depended on the degree of consistency and strictness. An empirical study revealed that parental control that violated the immunity of the teenager's psychological environment affected his/her personal qualities and status in a group of peers, contributing to the problems in the field of social relationships of the teenager. Key words: parental control, parenting styles, sociometric status, immunity of psychological environment, teenagers. References

1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v RF. Available at: https://rg.ru (in Russian).

2. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ (in Russian).

3. Sluzhba statistiki RF. Available at: http://old.gks.ru (in Russian).

4. Bozhovich, L. I. (2008). Lichnosf iee formirovanie vdetskom vozraste, Piter, St. Petersburg, 398 p. (in Russian).

5. Nartova-Bochaver, S. K. (2008). Chelovek suverennyj: psihologicheskoe issledovanie sub"ekta v ego bytii, St. Petersburg Piter, 400 p. (in Russian).

6. Nartova-Bochaver, S. K., Bochaver, K. A. & Bochaver, S. Yu. (2011). Zhiznennoe prostranstvo sem'i: ob"edinenie i razdelenie, Genezis, Moscow, 320 p. (in Russian).

7. Karabanova, O. A. (2005). Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya, Gar-darika, Moscow, 320 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 11.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.03.20

Принята к публикации Accepted for publication 03.03.20 Опубликована Published 24.03.20

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Архипова В. Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.