УДК 1
Макаров В.А.
студент кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ» Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА КОНЦЕПЦИЮ БЫТИЯ
Аннотация: статья призвана внести вклад в понимание сложных и многогранных проблем, связанных с влиянием цифровой реальности на концепцию бытия, и стимулировать дальнейшие дискуссии и исследования в этой области.
Ключевые слова: цифровая реальность, идентичность, существование, бытие, метавселенная, аватар, объект, развитие, влияние.
Джон Сёрл, в своей работе "Разум, мозг и программа" (1980), исследовал проблему "разрыва между телом и разумом" и ее потенциальное влияние на наше понимание сознания и реальности. В условиях цифровой реальности, где тело и разум могут быть разделены посредством виртуальных аватаров и искусственного интеллекта, концепция Сёрла приобретает особую актуальность. Возникает вопрос: может ли цифровая реальность создать "искусственное сознание", и каковы будут последствия этого для нашего понимания человеческой природы [1]?
Феноменологический подход, разработанный Эдмундом Гуссерлем и развитый такими философами, как Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр, фокусируется на субъективном опыте и чувственном восприятии. В цифровой реальности, где физическое тело может быть заменено виртуальным аватаром, феноменологический анализ позволяет исследовать, как меняется наш опыт пространства, времени и материи. Например, в VR-среде пользователь может перемещаться мгновенно, изменять свой внешний вид и взаимодействовать с
объектами, которые не существуют в физической реальности. Как это влияет на наше чувственное восприятие и экзистенциальные переживания [2], [3], [4]?
Жиль Делёз, в своих работах о "гиперпространстве" и "гипертексте", исследовал трансформацию идентичности и языка в условиях цифровой реальности. В цифровой среде, где информация и коммуникация становятся все более гипертекстовыми и гиперпространственными, идентичность человека также трансформируется. Пользователи цифровой реальности могут создавать и переключать свои цифровые идентичности, взаимодействовать с другими пользователями через виртуальные аватары и использовать язык, который не ограничен физическими рамками. Как это влияет на наше понимание идентичности и языка [5]?
Возникает вопрос о том, что такое цифровая реальность? Цифровая реальность — это новый структурный уровень в универсуме, представленный цифровыми компьютерами, компьютерными сетями и виртуальными сущностями.
Цифровая реальность меняет способы социального взаимодействия, формирования отношений и сообществ. В метавселенных, таких как Decentraland и The Sandbox, пользователи могут создавать свои виртуальные миры, организовывать события и взаимодействовать с другими пользователями через виртуальные аватары. Здесь же возникает вопрос о том, существуют ли цифровые объекты в том же смысле, что и физические объекты? Они существуют в цифровом пространстве и могут иметь свою собственную "реальность", но эта реальность отличается от физической. NFT могут обладать ценностью и уникальностью, аналогично физическим объектам, но их существование зависит от цифровых платформ и технологий.
Это порождает новые формы социальных связей, основанные на общих интересах и цифровых идентичностях. Однако, возникает вопрос: насколько эти цифровые связи могут быть глубокими и значимыми по сравнению с физическими?
Цифровая реальность открывает новые возможности для сохранения и трансформации культурного наследия. Виртуальные музеи, архивы и библиотеки позволяют сохранять и демонстрировать культурные ценности в цифровой форме. Однако, возникает вопрос: насколько цифровая реальность может заменить физическое взаимодействие с культурными объектами? Как цифровая реальность влияет на наше понимание и ценность культурного наследия?
Развитие цифровой реальности ставит перед обществом множество этических вопросов. Возникают вопросы о моральной ответственности за развитие и использование цифровых технологий, о защите конфиденциальности и безопасности пользователей, о справедливости и равенстве доступа к цифровым технологиям. Необходимо разработать этические принципы, которые будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон и обеспечивать гуманное развитие цифровой реальности.
Разработчики цифровых технологий несут особую ответственность за последствия своей деятельности. Они должны учитывать этические аспекты своей работы, обеспечивать безопасность и конфиденциальность пользователей, а также способствовать созданию позитивного и справедливого цифрового мира.
Как цифровая реальность влияет на формирование и трансформацию идентичности? Могут ли цифровые идентичности быть столь же значимыми, как и физические? Цифровая реальность влияет на формирование личности тем, что виртуальные аватары позволяют людям создавать и выражать аспекты своей личности. Цифровые идентичности могут быть столь же значимыми, как и физические, поскольку они могут влиять на социальные взаимодействия и восприятие себя. Онлайн-общение может помочь людям находить различные сообщества и выстраивать связи, которые они не смогли бы создать в физическом мире [6], [7].
Цифровая реальность оказывает глубокое влияние на фундаментальные аспекты человеческого бытия, трансформируя наше восприятие реальности, идентичности, социальных связей и культурного наследия. Исследование этого влияния требует комплексного междисциплинарного подхода, включающего анализ философских, социальных, культурных и этических аспектов. Необходимо разрабатывать новые методологии и концептуальные модели, которые позволят лучше понимать и прогнозировать развитие цифровой реальности. Важно также формировать этические принципы и ответственность за развитие и использование цифровых технологий, чтобы обеспечить гуманное и справедливое будущее для всего человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Джон Сёрль Сознание, мозг и программы [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6661 (дата обращения 02.11.24);
2. Эдмунд Гуссерль Логические исследования том 1 Пролегомены к чистой логике // Издатель "Философские технологии" [Электронный ресурс]. URL: https://djvu.online/file/52d26wxyvDUwv (дата обращения 02.11.24);
3. Мартин Хайдегер Бытие и время Фолио 2003 [Электронный ресурс]. URL: https: //yanko .lib. ru/books/philosoph/haydegger-butie_i_vremya-8l. pdf (дата обращения 02.11.24);
4. Жан ПольСартр. Бытие и ничто // Издательство "Республика" [Электронный ресурс]. URL: https: //yanko .lib. ru/books/philosoph/sartre=butie_i_nichto=ann. htm (дата обращения 02.11.24);
5. Жиль Делез Различие и повторение // Издательство Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. URL: https://djvu.online/file/gmsfiHqUZtbXW (дата обращения 02.11.24);
6. Уиллард ван Орман Две догмы эмпиризма [Электронный ресурс]. URL; https://vk. com/doc51681871_443121572?hash=rIM8KmtHoSj SxRumtDaLzLIA7Et3
EvxnGwk9nJoauzs&dl=x3SULHB9Jzx1mTbZoMQPjGo3As5XK4tjPPIOX8ySwD4 (дата обращения 02.11.24);
7. Рыженкова В.В. Онтология цифрового мира в оптике философии медиа: от виртуального к гиперматериальному [Электронный ресурс]. URL: http://w.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2020/02/2020-02-13.pdf (дата обращения 02.11.24)
Makarov V.A.
Penza State University (Penza, Russia)
INFLUENCE OF DIGITAL REALITY ON CONCEPT OF BEING
Abstract: the article is intended to contribute to the understanding of complex and multifaceted problems associated with the influence of digital reality on the concept of being, and to stimulate further discussions and research in this area.
Keywords: digital reality, identity, existence, being, metaverse, avatar, object, development, influence.