Научная статья на тему 'О некоторых проблемных вопросах, связанных с правовым регулированием метавселенных'

О некоторых проблемных вопросах, связанных с правовым регулированием метавселенных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
метавселенные / закон / кибербезопасность / виртуальная реальность / metaverses / law / cybersecurity / virtual reality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арутюнов Александр Самсонович

Метавселенная представляет собой виртуальную реальность, объединяющую множество цифровых миров, где люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами. В статье приводится определение метавселенной, раскрываются основные аспекты ее функционирования. Анализируются проблемы, возникающие в области правового регулирования метавселенных, включая вопросы собственности, прав человека, безопасности, конфиденциальности и юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problematic issues related to the legal regulation of metaverses

The metaverse is a virtual reality that unites many digital worlds where people can interact with each other and with digital objects. The article provides a defi nition of the metaverse, highlights the main aspects of its functioning. The main challenges in the fi eld of metaverses are analyzed, including issues of property, human rights, security, privacy and jurisdiction.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемных вопросах, связанных с правовым регулированием метавселенных»

Арутюнов Александр Самсонович

О некоторых проблемных вопросах, связанных с правовым регулированием метавселенных

Метавселенная представляет собой виртуальную реальность, объединяющую множество цифровых миров, где люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами. В статье приводится определение метавселенной, раскрываются основные аспекты ее функционирования. Анализируются проблемы, возникающие в области правового регулирования метавселенных, включая вопросы собственности, прав человека, безопасности, конфиденциальности и юрисдикции.

Ключевые слова: метавселенные, закон, кибербезопасность, виртуальная реальность.

About some problematic issues related to the legal regulation of metaverses

The metaverse is a virtual reality that unites many digital worlds where people can interact with each other and with digital objects. The article provides a definition of the metaverse, highlights the main aspects of its functioning. The main challenges in the field of metaverses are analyzed, including issues of property, human rights, security, privacy and jurisdiction.

Keywords: metaverses, law, cybersecurity, virtual reality.

Современный мир переживает интенсивное развитие информационных технологий, чему способствуют такие факторы, как стремительный прогресс в области аппаратного обеспечения и электроники, усиление интернет-инфраструктуры, инновационные решения в области программного обеспечения. Это оказывает колоссальное влияние на все сферы жизни современного человека. Например, в области образования появляется большое количество электронных учебников, онлайн-курсов, систем интерактивного обучения и визуального моделирования ситуаций в цифровой среде, что делает его более доступным; в сфере коммуникаций появление различных социальных сетей, мессенджеров, средств видео-конференц-связи дает возможность общаться и работать, невзирая на географические и временные преграды; в системе здравоохранения электронные медицинские карты, телемедицина, устройства удаленного мониторинга пациентов позволяют повысить качество и обеспечить своевременность оказания медицинской помощи.

Среди всего массива технологических новинок наиболее ярко выделяются технологии интеллектуального анализа данных (Analytics Big Data), интернет вещей (IoT), а также технологии виртуальной и дополненной реальности. В настоящее время формируется новая прогрессивная тенденция, которая, возможно, окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие IT-индустрии, - метавселенные. В своем выступлении на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» Президент России

В.В. Путин отметил перспективность данного направления в сфере 1Т, однако заметил, что его развитие будет «настоящим вызовом для технологических компаний, креативных инду-стрий, создателей устройств виртуальной и смешанной реальности. Даже для юристов, которым предстоит разработать нормы регулирования экономических, общественных отношений в принципиально новом мире» [1]. Кроме того, было указано на необходимость проработки вопросов в части обеспечения ки-бербезопасности не только человека, но и его виртуального двойника - аватара.

Определенные опасения по этому поводу были высказаны представителями «Лаборатории Касперского». В прогнозе по киберугрозам в потребительском сегменте на 2023 г. [2] отмечается, что развитие новой технологии будет способствовать созданию новых рисков потери как персональных данных, так и введенных в ме-тавселенную финансовых активов. Кроме того, никто не отменяет различные формы кибербул-линга и насилия (в том числе и сексуального характера) в отношении аватаров пользователей.

Для полного понимания всего спектра проблемных вопросов, стоящих перед современной системой законодательной ветви власти, необходимо более подробно изучить понятие и специфику функционирования метавселенных, причем не только техническую, но и социальную составляющую.

Что же такое метавселенные? Общепринятого понимания метавселенной в настоящий момент нет, однако все предложенные опре-

108

деления сводятся к тому, что она представляет собой объединение реального, расширенного и виртуального миров в рамках единой цифровой информационной среды. По своему устройству метавселенные в качестве основных технологий используют:

1) искусственный интеллект, который организует управление логикой и влияет на события метавселенной;

2) блокчейн, обеспечивающий безопасность персональных данных пользователей и их ава-таров;

3) виртуальную реальность, отвечающую за погружение пользователя в виртуальный мир и его восприятие, а также позволяющую создавать и настраивать аватар;

4) дополненную реальность, которая дополняет реальный мир виртуальными объектами (следует отметить, что данная технология используется не во всех проектах метавселенных).

Цифровое пространство, как и реальный мир, функционирует в соответствии с рядом основных доктрин. Наибольшее распространение получила концепция, предложенная венчурным инвестором Метью Болом, в которой изложены семь основных характеристик, обязательных для виртуального мира:

1. Метавселенная не прекращается. Ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить.

2. Все события внутри вселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов.

3. Нет ограничений по числу тех, кто населяет метавселенную.

4. В метавселенной своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются имуществом.

5. В метавселенной можно использовать элементы реального мира, например работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве.

6. Данные и цифровые активы из разных платформ совмещены: можно пользоваться вещами из Counter-Strike и Fortnite, покупать машину из Need for Speed и продавать ее друзьям на Facebook.

7. Метавселенная наполнена «контентом и опытом», созданными ее пользователями, как отдельными людьми, так и организациями [3].

Несмотря на то, что метавселенные - это новый цифровой феномен, уже сейчас можно отметить повышенный к ним интерес. Например, число активных пользователей метавселенной Fortnite в среднем составляет 960 тыс. в час [4], метавселенной Roblox - свыше 1,5 млн в час [5].

Следует отметить, что сейчас наиболее распространены метавселенные поколения Web 2.0 (централизованные), при этом метавселенные поколения Web 3.0 (децентрализованные) хоть и находятся на ранней стадии своего развития, но уже используются для проведения довольно крупных мероприятий.

Например, в 2019 г. музыкант Линдси Стир-линг дала большой концерт в режиме VR Online, который могли посетить все обладатели VR-шлемов HTC Vive и Oculus Rift. Концерт посетили около 400 тыс. зрителей.

С 24 по 26 апреля 2020 г. рэп-исполнитель Тревис Скотт провел виртуальный концерт в метавселенной игры Fortnite. Всего данное шоу просмотрело более 12 млн чел.

Учитывая, что метавселенные - это совершенно новое явление не только в IT-сфере, но и в социальной среде, можно выделить ряд первоочередных проблем правового характера, которые нуждаются в урегулировании уже сейчас:

1. Вопросы собственности и авторских прав в метавселенных, требующие создания нового правового поля и юридического подхода.

2. Проблемы, связанные с противоправным поведением, таким как мошенничество, хищение данных, нарушение конфиденциальности, кибербуллинг, насилие над аватаром и др. Кроме проблем правового регулирования и ответственности за подобные деяния, возникает вопрос о способах сбора цифровых доказательств, ведения расследования и т.д. Также вместе с увеличением числа пользователей в метавселенных приобретает важность вопрос профилактики указанных нарушений.

3. Проблемы, связанные с международным сотрудничеством и стандартизацией. Метавселенные - явление новое, имеющее международный характер. Однако сегодня нет единого определения или стандарта для них. Разработка международных стандартов метавселенных и сотрудничество между государствами необходимы для разработки и применения единых правовых норм в отношении метавселенных.

4. Важной составляющей регулирования метавселенных является сознательность пользователей относительно их поведения и действий в виртуальных мирах. Необходимо развивать программы и образовательные инициативы, направленные на повышение уровня социальной сознательности и этики в метавсе-ленных.

5. Не на последнем месте находится вопрос о правовом статусе юридических лиц, связанный, например, с определением статуса виртуальных юридических лиц, установлением их прав и обязанностей, организацией контроля за их деятельностью, а также профилактикой в сфере антимонопольного законодательства.

6. Метавселенные предлагают различные виртуальные товары и услуги, которые имеют экономическую ценность. Кроме того, цифровые активы могут использоваться и для преступных целей, например легализации крипто-валюты, полученной преступным путем. В силу этого потребуется нормативное регулирование виртуальной экономики и обеспечение защиты интересов потребителей.

109

7. С увеличением объема коммерческой деятельности в метавселенных встает вопрос о необходимости разработки эффективной системы налогообложения.

8. В виртуальных мирах пользователи могут создавать и распространять различный контент, в том числе запрещенный в ряде государств. Возникает вопрос, как сбалансировать свободу выражения пользователей и предотвратить распространение неприемлемого контента в метавселенных, не имеющих государственных границ.

9. Как ранее отмечалось, метавселенные не имеют физических границ, их пользователи могут быть гражданами разных стран. Это обстоятельство обусловливает наличие проблем, связанных с границами юрисдикции между правовыми системами различных государств в случае применения их законодательства в виртуальном мире.

10. Вероятно, метавселенные будут доступны различным категориям лиц, в том числе и несовершеннолетним. Ввиду этого возникает проблема, связанная с разработкой эффективных мер для защиты детей от нежелательного контента, онлайн-истязаний и других угроз.

11. Метавселенные часто связаны с реальными объектами и событиями. Это может привести к законодательным коллизиям в случае расхождения требований к виртуальным и реальным объектам.

Изложенное позволяет сделать вывод, что метавселенные не только предоставляют новые возможности, но и порождают проблемы качественно нового уровня. Правовое регулирование метавселенных является сложной задачей, требующей учета этических, социальных, интернациональных и экономических аспектов. Разнообразные вызовы, связанные с метавселенными, обусловливают необходимость разработки гибких правовых норм, которые бы учитывали интересы пользователей, юридических лиц и общества в целом. Это потребует активного взаимодействия между правовыми экспертами, технологическим сообществом и социальными исследователями не только внутри страны, но и на международной арене. Правовое регулирование метавсе-ленных необходимо для создания стабильных и безопасных виртуальных миров, которые отражают ценности и потребности современного общества.

1. Выступление Президента РФ В. В. Путина на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntv.ru/video/2057923

2. Прогноз по киберугрозам в потребительском сегменте на 2023 год [Электронный ресурс]. URL: https://securelist.ru/consumer-threats-2023/106215/

3. Масленко Дарья. Что такое метавселенная и почему о ней все говорят [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/61449 fa89a7947159f1df418

4. Статистика посещений метавселенной Fortnite [Электронный ресурс]. URL: https:// activeplayer. io/fortnite/

5. Статистика посещений метавселен-ной Roblox [Электронный ресурс]. URL: https:// activeplayer. io/roblox/

1. Speech of the President of the Russian Federation V. V. Putin at the conference "Journey into the world of artificial intelligence" [Web resource]. URL: https://www.ntv.ru/video/2057923

2. Forecast on cyber threats in the consumer segment for 2023 [Web resource]. URL: https:// securelist.ru/consumer-threats-2023/106215/

3. Maslenko Darya. What is a metaverse and why is everyone talking about it [Web resource]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/61449fa8 9a7947159f1df418

4. Statistics of visits to the Fortnite [Web resource]. URL: metaverse: https://activeplayer. io/fortnite/

5. Statistics of visits to the Roblox [Web resource]. URL: metaverse: https://activeplayer. io/roblox/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Арутюнов Александр Самсонович, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России; e-mail: alexandr. arutynov@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.S. Arutyunov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Chief of the Department of Forensic Expert Activity, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: alexandr.arutynov@gmail.com

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.