Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное развитие / цифровая экономика / туризм / ресурсный потенциал / цифровизация / regional development / digital economy / tourism / resource potential / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденова Марина Сергеевна

В данной статье рассматривается взаимосвязь интеграции цифровой экономики и регионального развития в разрезе туристического блока как перспективной вариабельности региональных потенциалов с целью определения ключевых факторов, влияющих на основные индикаторы эффективности и актуальные тенденции развития регионов России. Анализируется разнохарактерное воздействие цифровизации экономики на туристическую сферу в регионах. Актуальность исследования подкреплена устойчивой перестройкой экономических систем России в цифровом ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Найденова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE DIGITAL ECONOMY ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM

The study is devoted to examination of the interrelation between the integration of the digital economy and regional development in the context of the tourism block as a promising variability of regional potentials in order to determine the key factors affecting the main performance indicators and current trends in the development of Russian regions. The diverse impact of digitalization of the economy on the tourism sector in the regions is analyzed there. The relevance of the study is supported by the steady restructuring of Russia's economic systems in a digital way.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА»

УДК 332.1

DOI:10.24412/2782-4845-2022-3-59-65

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

М.С. Найденова, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь интеграции цифровой экономики и регионального развития в разрезе туристического блока как перспективной вариабельности региональных потенциалов с целью определения ключевых факторов, влияющих на основные индикаторы эффективности и актуальные тенденции развития регионов России. Анализируется разнохарактерное воздействие цифровизации экономики на туристическую сферу в регионах. Актуальность исследования подкреплена устойчивой перестройкой экономических систем России в цифровом ключе.

Ключевые слова: региональное развитие, цифровая экономика, туризм, ресурсный потенциал, цифровизация

Для цитирования: Найденова М.С. Региональный потенциал в контексте цифровой трансформации экономики // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. №3. С. 59-64. DOI:10.24412/2782-4845-2022-3-59-65

THE IMPACT OF THE DIGITAL ECONOMY ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM

M.S. Naidenova, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education The National State University "Belgorod State University"

Abstract: The study is devoted to examination of the interrelation between the integration of the digital economy and regional development in the context of the tourism block as a promising variability of regional potentials in order to determine the key factors affecting the main performance indicators and current trends in the development of Russian regions. The diverse impact of digitalization of the economy on the tourism sector in the regions is analyzed there. The relevance of the study is supported by the steady restructuring of Russia's economic systems in a digital way.

Keywords: regional development, digital economy, tourism, resource potential, digitalization.

Введение

Сегодня неоспорим факт структурной трансформации экономики, связанной с повсеместной интеграцией цифровых технологий в реальные экономические процессы. Трансформационные эффекты от внедрения информационно-коммуникационных технологий распространяются на все сферы социально-экономической деятельности, обусловливают необходимость

всестороннего анализа и модернизации принципов управления инновационным развитием региональных экономических систем. В этой связи, целью исследования является выявление специфики влияния цифровой экономики на развитие регионального туризма.

Основная часть

Цифровая экономика - наиболее актуальный тренд последнего десятилетия, зарождение которого можно связать с повсеместным распространением интернета в середине 1990-х гг. Данное направление стало острой темой исследований после того, как Д. Тапскотт впервые представил концепцию цифровой экономики в 1996 году. В 2016 году страны G20 по развитию и сотрудничеству в цифровой экономике дали относительно авторитетное определение цифровой экономики: «это ряд видов деятельности, которые опираются на цифровые знания и информацию, используют информационные сети в качестве носителя и достигают повышения эффективности и оптимизации экономической структуры за счет эффективного использования информационных технологий» [1, 6, 10].

Понятие «цифровая экономика» сегодня не имеет единого представления у научной общественности, в результате чего важно представить основные определения исследуемого в данной статье экономического феномена:

- экономическая модель, характеризующаяся активной имплементацией и применением цифровых технологий для работы с информационными ресурсами;

- комплексная система социально-экономических и организационно-технических отношений, базирующихся на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий;

- многоуровневая организационно-техническая система в виде совокупности технических, инфраструктурных, организационных, программных элементов с взаимным использованием экономическими агентами для обмена информацией в условиях перманентного развития [3, 8, 12, 14].

Таким образом, обобщая мнения учёных относительно категории «цифровая экономика», можно сделать вывод, что это качественные и количественные трансформации экономического пространства в рамках факторного влияния инновационных цифровых технологий и инструментов.

Цифровая экономика в основном обладает следующими характеристиками: во-первых, информационные элементы, от которых зависит цифровая экономика, в определенной степени неисключительны, и пользователи могут получать информацию и обмениваться ею по относительно низкой цене.

Во-вторых, в отличие от традиционных видов экономической деятельности, которые следуют закону убывающей предельной отдачи, расширение цифровых продуктов может обслуживать больше пользователей при «нулевых предельных издержках» и генерировать эффект сетевой добавленной стоимости.

В-третьих, цифровая экономика облегчает взаимодействие между производителями и потребителями в режиме реального времени и способствует трансформации производственных моделей в сторону индивидуализации. В цифровую эпоху сетевое поведение потребителей можно отслеживать с помощью больших данных. Эти уникальные атрибуты цифровой экономики оказывают глубокое влияние на все сферы национальной экономики. Цифровая экономика ориентирована на развитие инноваций в промышленности, повышение эффективности региональных инноваций и корпоративной предпринимательской активности, что способствует формированию региональных конкурентных преимуществ в области инноваций [5, 8, 15]. Распространение цифровой экономики облегчает проблему информационной асимметрии и повышает эффективность рынка.

В настоящее время цифровая экономика стала важным источником увеличения прибыли и роста производительности труда. Расширение возможностей России в применении цифровых технологий привело к расширению масштабов экспорта продукции, увеличению иностранных инвестиций и укреплению ее позиций в глобальных производственно-сбытовых цепочках [1, 6, 9,16].

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, стоит отметить наиболее острые недостатки цифровой экономики, при которых ее развитие приводит к формированию отраслевых монополий, что может помешать эффективной рыночной конкуренции и повышению уровня благосостояния потребителей. Кибербезопасность, отставание в институциональном строительстве и снижение способности координации действий с неформальными механизмами управления также искажают роль цифровой экономики в формировании устойчивого динамичного развития регионов и территорий.

Базисом для возникновения цифровой экономики послужило быстрое развитие цифровых технологий: искусственный интеллект, облачные вычисления и мобильная связь. Модернизация и повышение доступности для населения цифровых технологий способствовало их повсеместному распространению. Важно отметить, что цифровая экономика помогает странам по всему миру изменить динамику экономического развития и повысить общую факторную производительность. Многие страны уделяют особое внимание цифровой экономике и поощряют ее как двигатель экономического развития. Поскольку цифровая экономика опирается на постоянно меняющиеся интернет-технологии с такими функциями, как инновации в промышленных моделях и инклюзивный рост, она станет областью с наибольшим потенциалом и самым быстрым развитием в будущем, выступая ключевым фактором в достижении быстрого экономического развития [2,5,6].

В этой связи надо отметить, что наряду с трансформацией способа восприятия и концепции потребления, большие данные, виртуальная реальность порождают новые модели всех видов предпринимательской деятельности, в том

числе и туристического бизнеса, ускоряя инновационный сценарий функционирования туризма в регионах и формирование индивидуального режима потребления, что значительно способствует развитию индустрии регионального туризма высокого класса.

В 2022 году перед Россией как никогда остро стоит вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной' безопасности, и одну из главных ролей в решении данного вопроса играет развитие цифровой' экономики и применение цифровых технологий. Некоторые из элементов цифровой экономики уже успешно функционируют в национальном экономическом пространстве, в том числе в сфере регионального туризма. Цифровая экономика является движущей силой регионального развития туристической отрасли, определяя его конкурентные преимущества в плане максимально полного вовлечения ресурсного потенциала территорий в экономическое пространство [3,5,10,12].

Стоит отметить, что важнейшей' частью туристического бизнеса стало использование информационных технологий, так как это стирает географические барьеры между потребителями и поставщиками услуг. На сегодняшний' день туризм стал одной' из крупнейших в мире отраслей, которая динамично наращивает конкурентные преимущества, в том числе благодаря максимальному вовлечению в цифровые протоколы экономического взаимодействия, в том числе с использованием сети Интернет. Установлено, что цифровая экономика повсеместно оказывает стимулирующее влияние на российский туризм. Тесты на неоднородность показывают, что цифровизация систем оказала положительное влияние на туристический бизнес и рынок отдыха, а растущий уровень доли цифровой экономики в странах СНГ также способствовал развитию туризма в России [3,9,14,16].

Рассматривая развитие регионального ресурсного базиса туристического бизнеса, нельзя не учитывать тот факт, что Россия является важным регионом, влияющим на развитие мирового туризма, благодаря своим богатым туристическим ресурсам и устойчивому потребительскому рынку. В 2019 году, несмотря на пандемию, число въездных туристов, прибывших в Россию, составило 12,1 миллиона. Внутренний объем туризма восстановился на 90%. Общий объем поступлений от туризма составил около 5 млрд. долларов США, что означает, что рынок въездного туризма России обеспечивает растущую конкурентоспособность отрасли на глобальном уровне. Страны-источники въездного туризма распределены по всему миру, и очевиден тот факт, что именно благодаря цифровизации и внедрению новых экономических проектов удалось достичь положительной динамики максимального вовлечения региональных ресурсов в туристическое экономическое пространство. Так, совершенствование цифровой экономики в различных регионах, ресурсный потенциал которых максимально задействован в развитии туристической отрасли, не только способствует развитию выездного туризма, но и укрепляет связь туристической торговли между странами зарубежья и Россией. Установлено, что цифровая экономика различных стран-источников въездного

туризма оказала положительное влияние на развитие российского туризма регионов, данное влияние сильно различается на различных сегментированных туристических рынках [4,7,10].

Широкомасштабное применение информационных технологий является необходимым условием для того, чтобы цифровая экономика стимулировала развитие туристического регионального сегмента экономики. Инвестиции и формирование инфраструктуры цифровой экономики способствовали появлению инноваций в сфере регионального туризма и изменили отношения между производителями и потребителями.

В сегодняшних условиях агрессивного влияния внешних факторов на развитие регионально-отраслевых комплексов России важно использовать возможности цифровой экономики для содействия устойчивому развитию туризма. На макроуровне цифровая экономика закладывает технологическую основу для развития туризма и стимулирует рост туристического спроса. На микроуровне цифровая экономика устанавливает и поддерживает взаимодействие между туристическими фирмами и потребителями, предоставляя высококачественные электронные услуги и обогащая потребительский выбор технологическими преимуществами [1,3,6].

На сегодняшний день создано множество альтернативных туристических продуктов и услуг, которые повышают вовлеченность и удовлетворенность туристов. Несмотря на то, что цифровая экономика также оказывает негативное влияние на традиционный туризм, который может пострадать на ранней стадии применения новых технологий, специалистами отмечается возникновение необходимости для традиционного туризма повышать качество продуктов и услуг, что, в свою очередь, повышает удовлетворенность и последующую вовлеченность потребителя. Таким образом, очевидно, что цифровая экономика

- важнейший аспект развития регионального туризма.

С активным внедрением современных технологий в туристическую отрасль регионального развития появляются различные тенденции, к которым можно отнести:

- повышение темпов глобализации туристической' сферы;

- формирование новых каналов сбыта;

- сокращение времени поставщика, предоставляемого услуги, и снижение количества лояльных потребителей;

- возможность выхода туристических организаций в открытый' доступ в интернет;

- совершенствование туристической деятельности регионов за счет разработки и использования мобильных приложений, удовлетворяющих нуждам современного туризма [1,4,8].

Стоит отметить, что сегодня существует достаточно много исследований смежных академических областей цифровой экономики и развития регионального туризма, что обеспечивает хорошую теоретическую базу данного исследования, но по-прежнему существуют следующие недоработки: во-первых,

большая часть литературы сосредоточена только на общем влиянии цифровой экономики на туризм, понимание роли цифровая экономика в различных типах сегментированного рынка недостаточно ясна; в академических кругах достаточно мало исследований по конкретным странам и регионам, что позволило бы получить более развернутую картину [4,5,7,11,16]. Заключение

Перспектива изучения влияния цифровой экономики на развитие регионального туризма состоит в последующем дополнении и модернизации системы показателей цифровой экономики в соответствии с последними тенденциями и практиками для повышения точности результатов измерений. Между тем, сравнительный анализ России и других развитых или развивающихся стран также расширит и обогатит исследовательскую область, связанную с цифровой экономикой и туризмом.

Список использованных источников:

1. Арефьев А.С. «Платформизация» как инструмент управления цифровой трансформацией в сфере туризма // Теоретическая и прикладная экономика 2020. №3. С. 22-34

2. Багаева Н.У. Развитие цифровизации в индустрии туризма / Н.У. Багаева // Развитие региональной экономики в условиях цифровизации: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» / отв. ред. А.Х. Цакаев, З.А. Саидов, З.А. Арсаханова. 2018. С. 738-743.

3. Балог М.М., Демидова С.Е., Троян В.В. Влияние цифровизации экономики на рынок труда // Цифровая экономика. 2021. № 5. С. 60-74.

4. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. 2013. Т. 14. № 13 (235). С. 91-96.

5. Белоусова С.В. Развитие региональных цифровых платформ в области туризма // Цифровая экономика.2022. №2(18). С. 60-71

6. Владыка М.В. Активизация применения цифровых технологий в финансовой сфере / М.В. Владыка, Е.А. Стрябкова, Т.В. Гончаренко Т.В. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. Номер 1. Том 14. Санкт-Петербург: 2021. С. 84-89.

7. Вишневская Е.В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. Т.5. №4. С. 1224

8. Гретченко А.А. Типы цифровых платформ и их содержание // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. №5. С.420-431.

9. Дудин М.Н., Шкондинский С.В., Продченко И.А. Цифровизация экономики и глобальные тренды на рынке труда как факторы экономического суверенитета страны // Экономика труда. 2021 Т. 8. № 7. С. 663-682.

10. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Совершенствование технологии продаж туристского продукта на основе внедрения инновационных технологий //Вестник Национальной Академии туризма: Российский научный журнал. №3(35) июль-сентябрь 2015. С.20-26

11. Климова Э.Н., Таскаев Е.Н. Принципы функционирования санаторно-курортных комплексов в современных экономических условиях // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Международная научно-практическая конференция: в 16 частях, 2015. С. 86-88.

12. Третьякова Л.А. Смещение вектора оценки регионального развития в сторону социальной составляющей // Вестник Академии права и управления. 2022. №2(67). С.154-158.

13. Третьякова Л.А. Исследование цифровой трансформации в бизнесе и управлении / Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Курск: 2022. С. 184-188.

14. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экон омики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. ; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; науч. ред. Л.М. Гохберг, П. Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т. С. Зинина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2021. 239 с.

15. Kenessey Zoltan. The Primary, Secondary, Tertiary And Quaternary Sectors Of The Economy // Review of Income and Wealth, International Association for Research in Income and Wealth. 1987, December. Vol. 33 (4). Pp. 359-385.

16. Limarev P. A. Unified Information System As a Tool for Enterprise Management // Automatic Documentation and Mathematical Linguistics. 2021. Vol. 55. No. 3. Pp. 107-109.

Сведения об авторе / Information about the author:

Найденова Марина Сергеевна — аспирант кафедры прикладной экономики и экономической безопасности ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». E-mail: [email protected] / Naydenova Marina Sergeevna - Ph.D. candidate of the Department of Applied Economics and Economic Security Belgorod State University [email protected]

Дата поступления статьи: 12 сентября 2022 Принято решение о публикации: 20 октября 2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

_Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Экономика и управление человеческими ресурсами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.