Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ПРАКТИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ПРАКТИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2136
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Григорьева Валентина Викторовна, Иванова Юлия Олеговна, Андреев Никита Валерьевич

Туристическая отрасль имеет большое экономическое, социальное и культурное значение для многих стран, включая Россию. Она сильно влияет на национальную экономику, привлекая иностранные инвестиции, повышая занятость и развивая значимые для страны дестинации. В связи с этим актуализируется разработка мер обеспечения устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства. Повышение эффективности подходов к государственному управлению туристической отраслью и результативности реформ возможно за счет изучения и интеграции наиболее успешных зарубежных практик. Цель данного исследования - анализ и обобщение лучших практик этой отрасли в ряде зарубежных стран для выработки перспективных предложений по развитию туризма и индустрии гостеприимства в России. Был проведен критический анализ отечественной и зарубежной литературы, представленной в виде научных статей и документов Всемирной туристической организации. Установлено, что лучшие практики реформ в индустрии туризма и гостеприимства за рубежом охватывают следующие направления развития: стратегические и тематические подходы к разработке продуктов; эффективные программы продвижения и маркетинга; цифровизация туризма; поддержка конкурентоспособной и устойчивой индустрии туризма; повышение качества услуг; стимулирование внутреннего туризма; решение проблем с предложением рабочей силы и повышение квалификации в секторе; укрепление долгосрочной устойчивости направлений. Значимость работы состоит в разработанных предложениях теоретико-методологического характера, которые направлены на повышение эффективности государственного регулирования индустрии туризма и гостеприимства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BEST PRACTICES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The tourism industry has an important economic, social and cultural significance for many countries, including Russia. Tourism has a great impact on the national economy, attracting foreign investment, increasing employment and developing important destinations for the country. In this regard, the development of measures to ensure the sustainable development of tourism and the hospitality industry is being updated. The development of the tourism industry and the improvement of the effectiveness of the ongoing reforms are possible through the study and integration of the most successful foreign practices. The purpose of this study is to analyze and summarize the best practices of the development of the tourism and hospitality industry in a number of foreign countries in order to develop promising proposals for the development of tourism and the hospitality industry in Russia. The critical analysis of domestic and foreign literature presented in the form of scientific articles and documents of the World Tourism Organization was chosen as the research methods. Based on the results of the analysis, it was found that the best practices of reforms in the tourism and hospitality industry abroad cover the following areas of development: strategic and thematic approaches to product development; effective promotion and marketing programs; digitalization of tourism; support for a competitive and sustainable tourism industry; improving the quality of services; stimulating domestic tourism; solving problems with the supply of labor and professional development in the sector; strengthening the long-term sustainability of destinations. The significance of the work consists in the developed proposals of a theoretical and methodological nature, which are aimed at improving the effectiveness of state regulation of the tourism and hospitality industry in Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ПРАКТИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 338.48 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-6-119-130

Анализ лучших практик устойчивого развития индустрии туризма: опыт зарубежных стран

Туристическая отрасль имеет большое экономическое, социальное и культурное значение для многих стран, включая Россию. Она сильно влияет на национальную экономику, привлекая иностранные инвестиции, повышая занятость и развивая значимые для страны дестинации. В связи с этим актуализируется разработка мер обеспечения устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства. Повышение эффективности подходов к государственному управлению туристической отраслью и результативности реформ возможно за счет изучения и интеграции наиболее успешных зарубежных практик. Цель данного исследования — анализ и обобщение лучших практик этой отрасли в ряде зарубежных стран для выработки перспективных предложений по развитию туризма и индустрии гостеприимства в России. Был проведен критический анализ отечественной и зарубежной литературы, представленной в виде научных статей и документов Всемирной туристической организации. Установлено, что лучшие практики реформ в индустрии туризма и гостеприимства за рубежом охватывают следующие направления развития: стратегические и тематические подходы к разработке продуктов; эффективные программы продвижения и маркетинга; циф-ровизация туризма; поддержка конкурентоспособной и устойчивой индустрии туризма; повышение качества услуг; стимулирование внутреннего туризма; решение проблем с предложением рабочей силы и повышение квалификации в секторе; укрепление долгосрочной устойчивости направлений. Значимость работы состоит в разработанных предложениях теоретико-методологического характера, которые направлены на повышение эффективности государственного регулирования индустрии туризма и гостеприимства в России.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, государственное управление, инвестиции, инфраструктура, региональное развитие.

Введение

Туризм — важный элемент развития мировой экономики и один из главных источников дохода для развитых и развивающихся стран. Отрасль стала опорой для устойчивого развития национальных экономик, поскольку предлагает различные культурные, социальные, технологические, экспериментальные и натуральные продукты

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В. В. Григорьева

Ю. О.Иванова

Н. В. Андреев

© В. В. Григорьева, 2021 © Ю. О. Иванова, 2021 © Н. В. Андреев, 2021

для отдыха и бизнеса. Российское правительство определило роль внутреннего и въездного туризма в национальной экономике и установило курс на его развитие. Отставание России от развитых зарубежных стран по ряду показателей развития туристической отрасли, а также эффективности долгосрочного планирования можно преодолеть за счет разработанных стратегий и программ [4; 13; 15].

Анализ показал, что в России и за рубежом ряд общих политических приоритетов выступает центральным элементом успешного администрирования туризма [5]. Они лежат в основе реформ, направленных на устойчивое развитие отрасли в условиях финансово-экономического кризиса, вызванного негативным влиянием пандемии коронавируса. Для повышения эффективности трансформаций в индустрии необходимо изучить содержание наиболее успешных зарубежных инициатив и проанализировать государственные меры в рамках программ, планов и стратегий поддержки и стимулирования отрасли. В этом контексте рассматриваются способы максимально эффективного извлечения потенциальных выгод и снижения затрат, связанных с устойчивым развитием туризма.

Материалы и методы исследования

Авторами проводился критический анализ отечественной и зарубежной литературы, представленной в общем доступе в сети Интернет в виде научных статей и документов Всемирной туристической организации. Отбор источников для анализа определялся экспертным путем.

Результаты исследования

Устойчивое развитие, рост инвестиций и цифровая трансформация сектора — ключевые проблемы государственного регулирования в сфере туризма. По этим и другим вопросам как в России, так и за рубежом признана необходимость скоординированных ответных действий правительства и его тесного сотрудничества с частным сектором. Мы проанализировали и обобщили программы развития туризма в зарубежных странах с точки зрения их приоритетов и целей, а также разного рода мер (рисунок 1).

Выявлено, что к основным направлениям относятся инвестиции в инфраструктуру и услуги, связанные с поездками; региональное развитие и поощрение местных сообществ активно участвовать в индустрии; соблюдение безопасности; расширение спектра туристических продуктов.

Разработка и реализация долгосрочной политики, стратегий и планов

в области туризма

Реализация долгосрочной политики, стратегий и планов является неотъемлемым условием достижения устойчивого и инклюзивного роста туризма. Правительства большинства стран внедряют новые стратегии для переориентации подхода к развитию отрасли. Итеративность процесса разработки таких стратегий предоставляет национальным отраслевым органам управления возможность получить более точные и обширные сведения о влиянии туризма на национальную

экономику, выявить факторьувлияющие на его развитие, и скорректировать будущие планы.

Рисунок 1. Комплекс мер, реализуемых для устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства в зарубежных странах Источник: составлено авторами

Стратегии туризма обычно рассчитаны на 5—10 лет. Общие для большинства стран направления развития включают цифровизацию, конкурентоспособность, маркетинг, повышение качества туристских продуктов, навыков и устойчивости. Другие вопросы подразумевают региональное развитие, продление туристического сезона, участие общества, стимулирование инвестиций в отрасль [11]. Так, Канада разработала комплексную долгосрочную федеральную стратегию для обеспечения стабильной платформы устойчивого и инклюзивного роста, проводя при этом регулярный мониторинг и создавая возможность адаптации туризма к меняющимся реалиям. Новая долгосрочная стратегия Швеции рассчитана на период до 2030 года и основана на проекте «Посетите будущее», в рамках которого правительство сотрудничает с промышленностью, чтобы изучить, как экономические и социальные изменения влияют на развитие туризма [3].

Цифровизация является ключевым фактором, который изменил политику и планы в отрасли [8; 10]. Финляндия в связи с этим разработала Дорожную карту по цифровизации финского туризма, которая направлена на поэтапное создание общенациональной цифровой экосистемы, включая совместную работу с данными, интеграцию и продвижение товарных запасов, обеспечение многоканальной доступности [12]. При Федеральном министерстве экономики и энергетики

Германии создан Центр передового опыта в области туризма для достижения целей политики федерального правительства в области туризма путем мониторинга и анализа экономических, технических и социальных изменений в сфере путешествий [16]. Работа ведется в рамках специального модуля «Туризм 2030» при тесном сотрудничестве с частным сектором и научно-исследовательскими организациями для изучения долгосрочных сценариев и перспектив развития туризма в Германии.

Решение приоритетных задач политики для формирования будущего туризма

Устойчивый туризм и цифровизация имеют решающее значение для успешного развития отрасли и являются приоритетными направлениями реформ в этой сфере. К другим вопросам относятся региональное развитие и снижение неравенства территорий, а также связанные с этим способы продления туристского сезона; разработка туристского продукта, поощрение занятости и навыков в сфере туризма [5; 9].

По мере того как туризм продолжает расти, все большее значение приобретают меры поощрения регионального развития и посещения туристами менее развитых районов, чтобы уменьшить нагрузку на самые популярные направления и более широко распространить экономические выгоды от индустрии путешествий [11].

Так, правительство Австралии инициировало ряд программ региональной туристической инфраструктуры, чтобы привлечь больше туристов в территории за пределами крупных мегаполисов. Инвестиции в будущее индустрии туризма через пакет National Tourism Icons на сумму 50 миллионов австралийских долларов пойдут на финансирование инфраструктуры туризма и модернизацию пяти знаковых направлений по всей Австралии [13]. Венгрия определила ряд приоритетных направлений развития туризма с наибольшим потенциалом для привлечения иностранных посетителей, а Хорватия учредила Фонд развития туризма для содействия развитию общественной инфраструктуры в поддержку туристических достопримечательностей в менее развитых районах. В Канаде организован Фонд опыта для поддержки инвестиций в отдаленные и сельские районы.

Потенциал туризма как движущей силы экономического роста и развития в регионах отражается в институциональных структурах туризма некоторых стран. Например, Шведское агентство экономического и регионального развития Tillvaxtverket также отвечает за туризм, в то время как в Чешской Республике деятельность различных регионов координируется региональным координатором для повышения конкурентоспособности сектора на региональном уровне [1]. В Марокко в рамках сосредоточения внимания на развитии регионального туризма структуры управления адаптируются и модернизируются для децентрализации услуг и развитии туризма на соответствующих территориях [3].

Переход от планов устойчивого туризма к действиям

Многие страны недавно добились успеха, приняв меры по включению прин-

ципов устойчивости как в политику в области туризма, так и в связанные с ней стратегии. Однако постоянной проблемой является их реализация для согласованных действий и устремлений. В связи с этим участие местного сообщества все чаще рассматривается как важный фактор в развитии инклюзивного и устойчивого туристического сектора [16].

В Египте программа реформирования туризма, представленная в 2018 году, направлена на достижение устойчивого туризма посредством структурной реформы для повышения конкурентоспособности сектора и обеспечения его соответствия международным стандартам [14]. Финляндия в стремлении стать к 2028 году самым устойчивым растущим туристическим направлением в северном регионе реализовывает Национальную стратегию туризма Финляндии на 2019—2028 годы «Совместное достижение большего — устойчивый рост и обновление в финском туризме» [12]. Правительство Ирландии на постоянной основе проводит комплексный аудит всех аспектов устойчивого туризма, включая анализ статистических инструментов, показателей и пропускной способности, международных критериев, потенциальных источников финансирования и мер межправительственной координации [15].

Областью постоянной работы во многих юрисдикциях является определение наиболее подходящих индикаторов и структуры, в которой эти индикаторы могут быть эффективно использованы. Так, в Коста-Рике индекс социального прогресса представляет собой адаптируемую систему показателей, которая соответствует уникальным условиям каждого пункта назначения [2]. Ориентируясь на благосостояние местных сообществ и другие воздействия туризма, эта структура помогает определить шаги, необходимые для обеспечения того, чтобы туризм стал положительной силой экономического развития. Европейская система показателей туризма (ЕТК) для устойчивого управления дестинациями была разработана как инструмент управления, поддерживающий турнаправления, которые хотят использовать устойчивый подход к управлению дестинациями, и систему мониторинга чтобы облегчить сбор данных и подробной информации и дать возможность адресатам контролировать производительность [1].

Развитие туристического продукта

Это один из важнейших стратегических приоритетов для стран. Очевидно, что в основе успешного туристического сектора находится высококачественный и разнообразный туристический продукт, отражающий ландшафт страны, ее наследие и другие ресурсы и формируемый под влиянием запросов потребителей. В основе успешной разработки туристического продукта лежит ряд принципов:

— комплексный подход, включающий в себя инвестиции в поддержку транспортной инфраструктуры и туристических услуг, а также в конкретный продукт назначения [4];

— долгосрочные программы приоритеты и цели, которые могут со временем меняться, более эффективны, чем краткосрочные инициативы, основанные на проектах [17];

— сильные субнациональные партнерства для координации и реализации стратегий и программ [9].

В Венгрии был определен ряд высокоприоритетных областей развития туризма, обладающих наибольшим потенциалом масштабируемого и высокодоходного туризма для привлечения иностранных посетителей [1].

В Норвегии несколько пешеходных маршрутов являются «национальными». Цель их развития состоит в том, чтобы повысить устойчивость уязвимых природных ресурсов за счет упреждающих мер по управлению посетителями [13]. Благодаря тому, что маршруты стали более безопасными и доступными, теперь они привлекательнее для путешествий и деловой активности.

Проект «Польские туристические бренды» направлен на создание и продвижение пакетов туристических продуктов для усиления туристического предложения. Компании-участники, отвечающие критериям управления и продвижения туристического бренда, получают статус «польский туристический бренд» для бесплатного участия в торговых ярмарках и рекламных мероприятиях [12]. Также проект направлен на повышение привлекательности региональных дестинаций.

Содействие развитию навыков и возможностей трудоустройства

Туризм является важным источником рабочих мест и сильно зависит от качественных человеческих ресурсов, обеспечивающих разработку и предоставление конкурентоспособных туристических предложений. Он предоставляет широкий спектр различных возможностей трудоустройства, от начального уровня до высших руководящих должностей, в разных местах и отраслях сектора. Эти рабочие места поддерживают развитие предприятий и дестинаций. В Финляндии наиболее важные навыки, выявленные для туризма, связаны с цифровыми технологиями, будь то управление виртуальными услугами, исследования и разработка цифровых решений, знакомство с Интернетом вещей или цифровое управление операциями [1]. Дорожная карта цифровизации финского туристического сектора нацелена на то, чтобы направить сектор в сторону большей цифровой компетенции, а программа Ма1каИиШШ была запущена для улучшения занятости и перспектив найма рабочей силы.

В Великобритании в рамках новой инициативы крупные технологические компании проводят целевое обучение цифровым навыкам для малых туристических предприятий в запланированных туристических зонах, а Британское управление по туризму оказывает бизнес-поддержку МСП, чтобы их веб-сайты были более доступными, в рамках недавно представленного отраслевого плана по туризму [3].

В то время как правительства сначала, как правило, сосредоточиваются на устойчивости, цифровизации, региональном развитии, навыках и разработке продуктов, широкий круг других вопросов также требует долгосрочных действий. Разнообразие сектора, его динамичный характер и влияние на другие сферы предполагают политические действия, например, по регулированию новой экономики совместного использования, по оказанию поддержки бизнесу, по-

ощрению инвестиций, улучшению имиджа страны и усилению маркетинговой активности, стимулированию более качественных услуг и улучшению транспортного сообщения [10; 17].

Мобилизация цифровых решений для более эффективного администрирования

туризма

Хотя цифровизация является ключевым приоритетом для повышения производительности и потенциала роста туристического сектора, новые технологии также пронизывают все аспекты разработки политики [5; 7]. Хорватия — одна из стран, избравших комплексный подход к переосмыслению администрирования туризма и выступивших с инициативой, которая трансформирует национальную информационную инфраструктуру [14]. В Болгарии министерство туризма разрабатывает интегрированную туристическую информационную систему [2], которая представляет собой электронную базу данных, содержащую информацию по широкому кругу заинтересованных сторон государственного и частного секторов, связанных с туризмом, включая туроператоров, поставщиков жилья и торговые ассоциации. Ее использование обеспечит более точный мониторинг и сравнительный анализ, а также более продуманное принятие решений на всех уровнях управления [8].

В 2017 году официальная туристическая организация Дании У18ИБепшагк запустила проект Тоип8шТесЬ Ба1а1аке, чтобы лучше использовать глобальные тенденции цифровизации и технологий [1]. Эта первая национальная стратегия обработки данных, связанных с туризмом, с занимающей центральное место концепцией «озера данных», направлена на сбор информации от заинтересованных сторон в отрасли, ее использование для разработки новых отраслевых бизнес-моделей и понимание того, что привлекает международных туристов в Данию.

Правительство Швеции активно сокращает нормативную нагрузку на туристические предприятия, которые из-за своего небольшого размера часто сталкиваются с трудностями при соблюдении таких требований, особенно с учетом их различных особенностей в 290 муниципалитетах [16]. В соответствии с целями правительства по упрощению регулирования и его принципом «Цифровой по умолчанию» для государственного управления, межведомственный проект под названием 8егуега1 взял на себя обязанности туристического бизнеса по обработке данных и поддержанию контакта с государственными органами. В рамках проекта цифровые информационные услуги и рекомендации разрабатываются с учетом обстоятельств конкретного бизнеса.

Повышение производительности, инноваций и инвестиций

Приоритетным направлением развития туризма в ряде стран является поддержка производства для отрасли. Проблемы в этом секторе связаны с нематериальным и неоднородным характером туристических услуг.

Люксембург поощряет и извлекает выгоду из инноваций в частном секторе посредством учрежденного в 2018 году ежегодного конкурса туристических про-

ектов [1]. В Португалии Центр инноваций в туризме (NEAT) является основной опорой инициативы «Туризм 4.0», направленной на переход к цифровым технологиям и стимулирование инноваций и предпринимательства [16]. Основные направления его деятельности включают цифровую академию для стартапов в сфере туризма, услуги инкубации и акселерации, консультирование микро-, малых и средних туристических предприятий, разработку новых продуктов и прототипов, а также консультирование по цифровым тенденциям.

В Испании программа «Умные туристические направления» поддерживает инновации в части диагностики, планирования и улучшения туристического сектора. Программа использует структурированный процесс оценки, который охватывает пять стратегических областей: управление, инновации, технологии, устойчивость и доступность с использованием до 400 различных показателей [16].

Совершенствование туристического маркетинга на внутреннем и внешнем рынках

Государственный сектор традиционно играл ведущую роль в маркетинге и продвижении дестинаций, поскольку его фрагментированный характер и небольшой размер многих туристических предприятий затрудняют развитие отдельных предприятий и привлечение посетителей с удаленных туристических рынков. Получение иностранной валюты и положительное влияние на платежный баланс означает, что продвижение на зарубежные рынки остается одной из приоритетных задач для большинства национальных туристических администраций [8; 12]. Многие страны теперь уделяют больше внимания маркетингу на своих рынках, признавая, что объем внутреннего туризма часто значительно превышает масштабы въездного. Венгрия, например, стремится максимально выгодно использовать внутренний рынок, продлевая сезон и пропагандируя малоизвестные направления. Индонезия определила приоритетные ключевые направления маркетинговой деятельности на национальном уровне, которые учитывают сегментацию внутреннего туристического рынка [16].

Повышение стандартов качества и устойчивости в туризме

В соответствии с последними тенденциями страны продолжают совершенствовать стандарты качества туризма, а также разрабатывать новые критерии и схемы, в частности, для их интеграции в программы развития экологических показателей [6]. В этом контексте правительства обращаются к сертификации качества туристических объектов и услуг. Такие стандарты предоставляют правительству инструменты для поддержки местных предприятий, улучшения качества их продукции, а также реализации более широкомасштабной политики совершенствования туристических предложений [7].

Так, Франция продолжает повышать стандарты туристического обслуживания за счет знака качества «Qualité Tourisme», который присваивается предприятиям, участвующим в длинной цепочке создания стоимости в туризме. Хорватия вводит правила для обязательной классификации всех типов объектов размещения [12]. Стандарты качества Израиля, основанные на известной системе

Ио1е181аге, поощряются на добровольной основе и рассматриваются как важное средство обеспечения качества туристского продукта [16].

Выводы

Стратегия развития туризма в России была опубликована всего за несколько месяцев до начала пандемии СОУГО-19. Сегодня ее цели и меры необходимо скорректировать, но обозначенные приоритеты должны быть сохранены. По разным оценкам, инвестиции в устойчивость и цифровизацию индустрии играют ключевую роль в повышении привлекательности России как туристического направления даже после пандемии.

В рамках разработки предложений по развитию индустрии туризма и гостеприимства можно предложить четыре приоритета, которые будут способствовать устойчивому росту и обновлению туристического сектора в России: поддержка устойчивого развития; реагирование на цифровую трансформацию; повышение доступности с учетом потребностей туристического сектора; обеспечение операционной среды, поддерживающей конкурентоспособность.

В данном исследовании мы обобщили лучшие практики зарубежных стран, поэтому ниже предложены основные меры для развития туризма и индустрии гостеприимства с целью повышения их вклада в развитие российской экономики:

1) оптимизация взаимодействия государственного и частного секторов с помощью центров развития туризма;

2) новые механизмы финансирования;

3) обеспечение цифровых и аналитических преобразований в туристическом секторе, включая повышение цифровой компетенции туристического бизнеса:

• обеспечение корпоративного обучения для развития компетенции туристического бизнеса и облегчение доступа к продуктам через электронные каналы;

• улучшение содержания, охвата и доступности онлайн-сервисов;

• содействие развитию инфраструктуры цифрового бизнеса.

4) развитие компетенций местного самоуправления в сфере управления туризмом;

5) продвижение российских регионов;

6) активизация международных деловых мероприятий;

7) маркетинг туризма:

• укрепление регионального сотрудничества между столичной зоной и регионами;

• продвижение усилий по привлечению и активизации иностранных инвестиций в России с помощью маркетинговых коммуникаций;

• подготовка маркетинговых материалов по природному туризму для туристических предприятий и организаций.

8) развитие круглогодичного турпотока за счет:

• разработки туристических продуктов и структур услуг в рамках тем при-

родного, оздоровительного, гастрономического, культурного и устойчивого туризма;

• подготовки программы действий для решения проблемы несоответствия рабочей силы в туристической отрасли;

• анализа воздействия пандемии, переноса выходных дней и школьных каникул на туристическую индустрию.

Литература

1. Аналитический обзор стратегий и практического опыта некоторых Европейских стран в развитии сельского туризма. URL: https://xn— elaecaeegnkjlghcsqlm.xn—p1ai/assets/files/recommendations_project_ fin.pdf (дата обращения: 10 декабря 2021 года).

2. Болгов И. А. Сравнительный анализ развития индустриального туризма в России и странах Запада // Аспирант. 2019. № 2 (44). С. 32-35.

3. Будник В. Н, Силина Е. Д., Николаева Н. А. Современный опыт развития туризма в России и за рубежом: основные проблемы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13. № 1. С. 4-12.

4. Бушуева И. В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России // Сервис plus. 2019. Т. 13. № 4. С. 25-33.

5. Касимова М. С., Зияева М. М. Основные направления развития индустрии туризма в условиях глобализации мировой экономики // Вестник МИРБИС. 2020. № 1 (21). С. 33-36.

6. КитаеваЛ. В. Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства // Вестник экспертного совета. 2017. № 2 (9). С. 114-120.

7. Лучшие практики регионов при поддержке агентства стратегических инициатив в сфере туризма 2020 года. Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/contents/Subyektam_turindustrii/luchshie-praktiki-regionov-pri-podderzhke-agentstva-strategicheskikh-initsiativ-v-sfere-turizma-2020-g/ (дата обращения: 10 декабря 2021 года).

8. Морозов М. А., Морозова Н. С. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 28 (2). С. 196-202.

9. Поздняков К. К., Вержак В. А. Роль и потенциал туристской индустрии регионов СКФО в Российской Федерации // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. Т. 8. С. 58-68.

10. Поздняков К. К., Трушина Е. А. Применение гибких технологий при проектном управлении в туристических компаниях на примере туроператора «TT-трэвел» // Инновационное развитие экономики. 2018. № 3 (45). С. 100-104.

11. Полухина А. Н. Перспективы устойчивого развития сферы туризма: инновационные подходы и модели (sharing -экономика) // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2020. № 1. С. 77-80.

12. Сорокина О. Н. Зарубежный опыт оценки мультипликативного эффекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития туризма // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 127— 132.

13. Comerio N., Strozzi F. Tourism and its economic impact: A literature review using bibliometric tools // Tourism Economics. 2019. Vol. 25 (1). P. 109—131.

14. Gilmore A., O'Donnell A., Carson D, Cummins D. Factors influencing foreign direct investment and international joint ventures: A comparative study of Northern Ireland and Bahrain // International Marketing Review. 2003. Vol. 20. Pp. 195-215.

15. Hall M. C. Crisis events in tourism: subjects of crisis in tourism // Current Issues in Tourism. 2010. Vol. 13. Pp. 401-417.

16. International Tourism Highlights. World Tourism Organization. 2020. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284422456 (дата обращения: 10 декабря 2021 года).

17. Oh C. O. The contribution of tourism development to economic growth in the Korean economy // Tourism Management. 2005. Vol. 26 (1). Pp. 39-44.

References

1. Analytical review of strategies and practical experience of some European countries in the development of rural tourism. Available at: https://xn — e1ae-caeegnkjlghcsq1m.xn — p1ai/assets/files/recommendations_project_fin.pdf (accessed: 10 December, 2021) (in Russian).

2. Bolgov I. A. Comparative analysis of the development of industrial tourism in Russia and Western countries. Aspirant [Postgraduate Student], 2019, no. 2 (44), pp. 32-35 (in Russian).

3. Budnik V. N., Silina E. D., Nikolaeva N. A. Modern experience of tourism development in Russia and abroad: the main problems. Vestnik assotsiatsii vuzov servisa i turizma [Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service], 2019, vol. 13, no. 1, pp. 4-12 (in Russian).

4. Bushueva I. V. New strategic priorities of tourism development in Russia. Servis plus [Service plus], 2019, vol. 13, no. 4, pp. 25-33 (in Russian).

5. Kasimova M. S., Ziyaeva M. M. The main directions of development of the tourism industry in the conditions of globalization of the world economy. Vestnik MIRBIS [Herald of MIRBIS], 2020, no. 1 (21), pp. 33-36 (in Russian).

6. Kitaeva L. V. Macroeconomic aspects of the development of the hospitality industry. Vestnikekspertnogosoveta [Bulletin of the Expert Council], 2017, no. 2 (9), pp. 114-120 (in Russian).

7. Best practices of the regions with the support of the Agency for Strategic Initiatives in the field of tourism 2020. Federal Agency for Tourism. Available at: https://tourism.gov.ru/contents/Subyektam_turindustrii/luchshie-praktiki-regionov-pri-podderzhke-agentstva-strategicheskikh-initsiativ-v-sfere-turizma-2020-g / (accessed: 10 December, 2021) (in Russian).

8. Morozov M. A., Morozova N. S. Innovative trends in the development of tourism and hotel business in the conditions of digitalization. Estestvenno-

gumanitarnie issledovaniya [Natural sciences and humanities research], 2020, no. 28 (2), pp. 196-202 (in Russian).

9. Pozdnyakov K. K., Verzhak V. A. The role and potential of the tourism industry of the NCFD regions in the Russian Federation. Ekonomika. Biznes. Banki [Economy. Business. Cans], 2019, vol. 8, pp. 58-68 (in Russian).

10. Polukhina A. N. Prospects for sustainable development of tourism: innovative approaches and models (sharing economics). Aktualnie problemy ekonomiki, sotsiologii Iprava [Actual problems of economics, sociology and law], 2020, no. 1, pp. 77-80 (in Russian).

11. Pozdnyakov K. K., Trushina E. A. The use of flexible technologies in project management in travel companies on the example of the TT-travel tour operator. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2018, no. 3 (45), pp. 100-104 (in Russian).

12. Sorokina O. N. Foreign experience in assessing the multiplicative effect of tourism development. Servis v RossiiiI za rubezhom [Service in Russia and abroad], 2010, no. 3, pp. 127-132 (in Russian).

13. Comerio N., Strozzi F. Tourism and its economic impact: A literature review using bibliometric tools. Tourism Economics, 2019, vol. 25 (1), pp. 109-131.

14. Gilmore A., O'Donnell A., Carson D., Cummins D. Factors influencing foreign direct investment and international joint ventures: A comparative study of Northern Ireland and Bahrain. International Marketing Review, 2003, vol. 20, pp. 195-215.

15. Hall M. C. Crisis events in tourism: subjects of crisis in tourism. Current Issues in Tourism, 2010, vol. 13, pp. 401-417.

16. International Tourism Highlights. World Tourism Organization. 2020. Available at: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284422456 (accessed: 10 December, 2021) (in Russian).

17. Oh C. O. The contribution of tourism development to economic growth in the Korean economy. Tourism Management, 2005, vol. 26 (1), pp. 39-44 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.