Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 162—167. АибП ¡оигпэ!. 2021;(4): 162—167.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Научная статья УДК 33
doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-162-167 МЮ^ 2017-0074-4/21-030 MOSURED: 77/27-021-2021-04-230
Детерминанты устойчивого развития туризма в период пандемии
Юлия Олеговна Иванова1, Александр Владимирович Аверин2, Бирута Свагдиене3
11 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия 3 Литовский спортивный университет, Каунас, Литва, [email protected]
Аннотация. В условиях пандемии СОУЮ-19 некоторые отрасли промышленности серьезно пострадали, а индустрия туризма и гостеприимства, бесспорно, является одной из таких отраслей. Пока мир движется к стадии восстановления, индустрия отстает, в том числе по причине обновленного восприятия людьми уровня безопасности передвижения и формируемого осторожного потребительского поведения. Для определения мер устойчивого восстановления туризма и влияния пандемии на поведение покупателей туристских услуг в статье проведен критический анализ литературы, посвященной детерминантам развития туризма. Результаты показывают, что пандемия влияет на характер поездок и привычки потребителей. Экономические и психологические факторы, такие как страх заражения, детерминируют готовность людей путешествовать, выбор направлений и мест отдыха. Гигиена и состояние здоровья в принимающей дестинации являются важными факторами принятия решений о поездке. С учетом полученных выводов разработаны рекомендации, направленные на устойчивое восстановление туризма.
Ключевые слова: путешествия, туризм, детерминанты, СОУЮ-1 9, поведение потребителей, устойчивое развитие, мобильность
Источник финансирования: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.
Для цитирования: Иванова Ю.О., Аверин А.В., Свагдиене Б. Детерминанты устойчивого развития туризма в период пандемии // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 162—167. Сок 10.24411/1727-80582021-4-162-167.
ECONOMICS AND MANAGEMENT
Original article
Determinants of tourism sustainable development during the pandemic
Yulia O. Ivanova1, Alexander V. Averin2, Biruta Svagdiene3
12 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 3 Lithuanian Sports University, Kaunas, Lithuania, [email protected]
Abstract. In the context of the COVID-19 pandemic, some industries have been seriously affected, and the tourism and hospitality industry is undoubtedly one of such industries. While the world is moving towards the recovery stage, the industry is lagging behind, including due to people»s updated perception of the level of safety of movement and the cautious consumer behavior being formed. To determine the measures of sustainable tourism recovery and the impact of the pandemic on the behavior of buyers of tourist services, the article provides a critical analysis of the literature on the determinants of tourism development. The results show that the pandemic affects the nature of travel and consumer habits. Economic and psychological factors, such as the fear of infection, determine people»s willingness to travel, the choice of destinations and places of rest. Hygiene and health status in the host destination are important factors in making travel decisions. Taking into account the findings, recommendations aimed at sustainable tourism recovery have been developed.
© Иванова Ю.О., Аверин А.В., Свагдиене Б., 2021
Keywords: travel, tourism, determinants, COVID-19, consumer behavior, sustainable development, mobility Acknowledgments: the article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state order to the Financial University under the Government of the Russian Federation.
For citation: Ivanova Yu.O., Averin A.V., Svagdiene B. Determinants of tourism sustainable development during the pandemic // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021 ;(4): 162—167. doi: 10.24411/17278058-2021-4-162-167 (In Russ.).
Туризм и индустрия гостеприимства вошли в турбулентный период. Этот сектор известен своей устойчивостью перед лицом предыдущих глобальных кризисов, но он никогда не сталкивался с таким кризисом, как пандемия. После последовательного роста сектора в предыдущие годы одним из самых больших вопросов по-прежнему остается вопрос о том, восстановится ли он на этот раз. СОУГО-19 вызвал беспрецедентный кризис в индустрии в 2020 г. [9; 7]. Оценки возвращения числа иностранных туристов к статусу до СОУГО-19 варьируются от шести месяцев до двух-пяти лет [1; 11]. Расширенные сценарии Агентства Организации Объединенных Наций по туризму на 2021—
2024 гг. указывают на «позитивный» поворот во второй половине 2021 г., аналогичный прогнозам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) о возрождении международного туризма в третьем квартале 2021 г. Однако примерно 20% экспертов WTTC считают, что перелом произойдет только в 2022 г.
Анализ показывает, что индустрия туризма сохраняет тесную взаимосвязь с экономическим ростом мировой экономики, и существует множество факторов, влияющих на индустрию туризма и мировую экономику как положительно, так и отрицательно в долгосрочной или краткосрочной перспективе [3—6]. Данные факторы представлены в табл. 1.
Таблица 1. Факторы, определяющие развитие туризма
Экзогенные факторы Рыночные силы, влияющие на спрос, предложение и распространение туристических продуктов и услуг
Экономическое и финансовое развитие Потребительские знания о туристических возможностях и туристических потребностях
Технологическое совершенствование Разработка целевых продуктов и разработка продуктов / услуг частным сектором
Улучшение инфраструктуры, оборудования и помещений Тенденции в структуре операционного сектора путешествий и туризма, маркетинг
Экологическое планирование и вопросы воздействия Поставка квалифицированных и опытных человеческих ресурсов
Развитие торговли —
Безопасность путешествия —
Источник: [6].
Повышение устойчивости туризма — это контроль и управление негативными воздействиями отрасли, наличие экономических и социальных выгод местному сообществу, а также поддержание охраны окружающей среды. Для обеспечения успешного устойчивого развития туризма необходим четкий план.
Изучая факторы, влияющие на устойчивый туризм, мы обнаружили, что наиболее положительное влияние оказывают социальные факторы, за которыми следуют факторы окружающей среды и экономические факторы. Существует следующая зависимость: чем разнообразнее вид сезонного туризма, тем
выше уровень развития туризма; чем выше уровень развития туризма, тем ниже уровень устойчивого развития дестинации, и наоборот. Как показал критический анализ литера-
Директивным органам, руководству и менеджерам предприятий следует уделять большое внимание вышеупомянутым факторам и разрабатывать ответные меры для увеличения международного прибытия и улучшения потока туристов.
Большинство туристических компаний и гостиничных предприятий в настоящее время сосредоточены на том, чтобы выжить в краткосрочной перспективе. В этой связи открытым остается вопрос: вернутся ли модели поездок потребителей к их допандемическим уровням, или появится «новая норма» в потребительском поведении?
Поведенческие особенности потребителей имеют решающее значение в маркетинговых мероприятиях туризма [6]. Если компании хотят быть более клиентоориентированными, сначала нужно понять, как клиенты покупают и используют товары и услуги для отдыха.
Поведение потребителей — сложная область исследований. В индустрии туризма решения потребителей особенно сопряжены с эмоциями. Детерминация внутренних и внешних мотиваторов, которые влияют на
туры, международный туристический поток определяется множеством факторов как в странах происхождения, так и в странах назначения (табл. 2).
принятие решений, чрезвычайно сложна: в случае типичной покупки клиент выбирает вещь, платит и забирает ее домой; покупая отпуск, клиент думает, может ли он себе это позволить, куда поехать и как его оплатить. Такой выбор занимает больше времени и будет совершен более обдуманно, особенно когда речь идет о больших суммах денег.
Согласно недавним опросам и исследованиям, на поведение потребителей особенно влияет кризис здравоохранения СОУГО-19. Были отмечены краткосрочные изменения в поведении потребителей (например, во время изоляции значительно увеличились онлайн-транзакции и вырос спрос на определенные услуги), которые сохранятся в долгосрочной перспективе. Наблюдается снижение интенсивности поездок по сравнению с докризисным уровнем [10; 7; 8].
В исследованиях, посвященных влиянию СОУГО-19 на поведение потребителей туризма, изучались различные темы: от намерений путешествовать после пандемии до ожиданий поведения потребителей в перспективе [1]. Есть мнение, что желание людей путешество-
Таблица 2. Факторы, влияющие на туристический поток
Наименование фактора Описание
Спрос Доход, свободное время, стоимость поездки, относительная цена направлений, относительный обменный курс и маркетинг
Предложение Доступность, привлекательность и имидж пункта назначения, туристическая инфраструктура и удобства, размещение, качество услуг, конкурентоспособность цен, специальные мероприятия
Социокультурные Культурная дистанция, общий язык, культурные и языковые связи, культура гостеприимства места назначения
Географические Расстояние между странами, индекс туристического климата, местоположение, общие границы
Психологические Стремление к отдыху, восприятие безопасности, временной тренд, мотивация, эмоциональная ценность, давление городской жизни, привычки, предпочтения, частый опыт международных путешествий
Технологические Доступ к интернету, система бронирования, онлайн-маркетинг
Другие Фортификационные и демаркационные знаки, визовые и таможенные процедуры, распространение инфекционных заболеваний и санитарные стандарты
Источник: составлено авторами по результатам критического анализа литературы.
вать после пандемии будет в первую очередь направлено на внутренние дестинации, считающиеся более безопасными, что связано с психологическим риском [10]. Очевидно, пандемия оказала значительное влияние на планы поездок и отношение к личной безопасности, уверенности, экономическим расходам и негативно сказалась на потреблении в индустрии туризма [7]. Потребители в индустрии туризма придают большое значение безопасности, стандартам гигиены в отелях и конфиденциальности. Более того, клиенты предпочитают виды туризма с меньшим количеством межличностных контактов, такие как выезды на природу и приключенческий туризм [10; 7].
Возник новый вид туризма, называемый «физическим дистанционным туризмом», который позволит клиентам чувствовать себя в безопасности. Термин «мобильность» относится к способности человека перемещаться из одного места в другое. Для достижения этой цели следует учитывать множество переменных, которые связаны с потребителем, и служат ограничениями для мобильности, связанной с туризмом: культуру, состав семьи, пол, здоровье, занятость и доход, образование, местоположение, уровень безопасности, время.
Кризис COVID-19 в разной степени затронул все страны и территории. Уровень и
направления воздействия определяются количеством зарегистрированных случаев заболевания/смерти и отраслевой диверсификацией. Как глобальное явление, туризм имеет экономические последствия для бизнеса [2], направлений, рынков и стран. Главное преимущество доходов от туризма заключается в том, что деньги концентрируются внутри страны. В результате принимаемые решения, вероятнее всего, будут локальными и отличаться в зависимости от местных условий.
Для контроля над уровнем заболеваемости с весны 2020 г. правительства вводят локдау-ны и ограничения на поездки. Политические решения уже привели к экономическому спаду, а кризис в области здравоохранения превратился в экономическую проблему по всему миру. В отличие от других областей экономики туризм имеет мало возможностей во время локдаунов. Произошло значительное сокращение рынка товаров и услуг, и поэтому были закрыты многие туристические компании, отели и предприятия смежных отраслей. Это привело к значительной безработице и банкротствам [7]. Мы обобщили решения для восстановления туристического сектора во время и после кризиса COVID-19, представленные в существующей литературе (табл. 3). Особое внимание авторами уделяется модернизации сектора, расширению использования инноваций, использования механизмов ГЧП.
Таблица 3. Обобщение решений по восстановлению туризма
№ п/п Предлагаемое решение
1 Начать модернизацию отелей, повысить качество кадров, оптимизировать продажи туристических групп и регистрации клиентов, а также перейти на современные технологии
2 Вместо использования модели «сверху вниз» следует использовать государственно-частное партнерство (ГЧП) для диверсификации индустрии туризма
3 Роль местных сообществ будет иметь жизненно важное значение, поскольку запреты на международные поездки могут продлиться долго
4 Мотивация исследователей к рассмотрению и использованию COVID-19 в качестве радикального опыта в разработке и внедрении инноваций в сфере туризма, а также в принятии новых методологий и пересмотре показателей с новой точки зрения
5 В долгосрочной перспективе политика, которая помогает поддерживать долгосрочный рост, должна уделять приоритетное внимание корпоративному сектору. Поддержание и развитие индустрии туризма требует сотрудничества частного и государственного секторов
6 Индекс туризма COVID-19 актуален для тех, кто работает в индустрии путешествий и туризма, а также для исследователей и правительств. Поскольку он сводит знания о путешествиях и туризме к самым простым терминам, он хорошо подходит для сегментов нестандартного использования. Индекс COVID-19 на правительственном уровне может иллюстрировать политику в области путешествий и туризма
Источник: составлено авторами по результатам критического анализа литературы.
Таким образом, в настоящем исследовании выделены факторы, ограничивающие рост туризма, включая целый ряд экономических, социальных, политических, экологических и технологических изменений. Во время вспышки COVID-19 на поведение потребителей в туристической отрасли могут повлиять риски и ожидания, хотя потребители готовы восстановить свои уровни потребления. Возникает новый вид туризма — «физический дистанционный туризм», позволяющий клиентам чувствовать себя в безопасности. Государственным органам, ответственным за разработку программ развития туризма, менеджерам туристических компаний и гостиничных предприятий следует внимательно отслеживать изменения этих переменных и заранее планировать соответствующие корректирующие меры. Государственная политика может повлиять на международный туристический поток при условии развития вспомогательной инфраструктуры, регулирования рынков, обеспечения устойчивого развития природных и культурных ресурсов, стимулирования устойчивого роста туризма, установления стандартов (безопасность, качество, подготовка кадров), а также гибкой и адекватной реакции на кризисы и стихийные бедствия, затрагивающие отрасль.
Список источников
1. Внутренний туризм: как изменятся путешествия после самоизоляции? // URL: https:// www.cbre.ru/ru-ru/about-cbre/blog/articles / market-news/ (дата обращения: 21.09.2021).
2. Касимова М.С, Зияева М.М. Основные направления развития индустрии туризма в условиях глобализации мировой экономики // Вестник МИРБИС. 2020. № 1 (21). С. 33—36.
3. Кулакова Л.И. Внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие цифровой экономики в сфере туризма // Фундаментальные исследования. 2020. № 3. С. 66—71.
4. Лебедева Ю.А. Факторы развития туризма на региональном и муниципальном уровне // Муниципальная академия. 2019. № 4. С. 144—149.
5. Поздняков К.К., Вержак В.А. Роль и потенциал туристской индустрии регионов СКФО в Российской Федерации // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. Т. 8. С. 58—68.
6. Пустовойтенко С.И. Общие факторы трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2019. № 10. С. 12-26.
7. Центр социально-экономических исследований. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса. 2020 // URL: https://rostourunion.ru/assets/iiles/docs/2020 .pdf (дата обращения: 04.09.2021).
8. 2020: Worst Year in Tourism History with 1 Billion Fewer International Arrivals // World Tourism Organization. 2021. URL: https://we-bunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-pub-lic/2021—01/210128-barometer-en.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
9. International Tourism Highlights // World Tourism Organization. 2019. URL: https://www. e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284421152 (дата обращения: 04.09.2021).
10. International Tourism Highlights // World Tourism Organization. 2020. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284422456 (дата обращения: 02.09.2021).
11. Swarbrooke J., Horner S. Consumer Behaviour in Tourism: Second Edition. London: Routledge, 2006.
References
1. Domestic tourism: how will travel change after self-isolation? // URL: https://www.cbre. ru/ru-ru/about-cbre/blog/articles/market-news/ (date accessed: 21.09.2021). (In Russ.)
2. Kasimova M.S., Ziyaeva M.M. The main directions of development of the tourism industry in the conditions of globalization of the world economy // Vestnik MIRBIS = MIRBIS Bulletin. 2020. No. 1 (21). P. 33—36. (In Russ.)
3. Kulakova L.I. Internal and external factors influencing the development of the digital economy in the field of tourism // Funtamentalnye issledovaniya =Fundamental research. 2020. No. 3. P. 66—71. (In Russ.)
4. Lebedeva U.A. Factors of tourism development at the regional and municipal level // Mu-nicipalnaya akademiya = Municipal Academy. 2019. No. 4. P. 144—149. (In Russ.)
5. Pozdnyakov K.K., Verzhak V.A. The role and potential of the tourism industry of the NCFD regions in the Russian Federation // Economica. Bisnes. Banki. = Economy. Business. Cans. 2019. Vol. 8. P. 58—68. (In Russ.)
6. Pustovoitenko S.I. General factors of transformation of tourist flows in the conditions of modern development of tourism // Nauka i tur-ism: strategii vzaimodeistviya = Science and tourism: strategies of interaction. 2019. No. 10. P. 12-26. (In Russ.)
7. Center for Socio-Economic Research. Tourism industry through the prism of drivers and business barriers. 2020. URL: https://rostouru-nion.ru/assets/files/docs/.pdf (date accessed: 04.09.2021). (In Russ.)
8. 2020: Worst Year in Tourism History with 1 Billion Fewer International Arrivals // World Tourism Organization. 2021. URL: https://webunwto.s
3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2021—
01/210128-barometer-en.pdf (date accessed: 01.09.2021).
9. International Tourism Highlights // World Tourism Organization. 2019. URL: https://www.e-unwto .org/doi/epdf/10.18111/9789284421152 (date accessed: 04.09.2021).
10. International Tourism Highlights // World Tourism Organization. 2020. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284422456 (date accessed: 02.09.2021).
11. Swarbrooke J., Horner S. Consumer Behaviour in Tourism: Second Edition. London: Routledge, 2006.
Информация об авторах Ю.О. Иванова — кандидат экономических наук, доцент Департамента менежмента и маркетинга в спорте Факультета «Высшая школа управления»;
А.В. Аверин — кандидат философских наук, PhD, доцент, заместитель декана по работе с индустриальными партнерами и выпускниками Факультета «Высшая школа управления»; Б. Свагдиене — доктор общественных наук, профессор Литовского спортивного университета. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
Yu.O. Ivanova — associate professor, Ph.D. in economic sciences, Department of management and marketing in sports of the Faculty «Higher School of Management»;
A.V. Averin — associate professor, Ph.D. in philosophical sciences, deputy dean for work with industrial partners and graduates of the Faculty «Higher School of Management»;
B. Svagdiene — associate professor, Ph.D. in social sciences, Lithuanian Sports University.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.11.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 08.12.2021. The article was submitted 04.11.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.
Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 168—172. Audit journal. 2021;(4): 168—172.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Научная статья УДК 33
doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-168-172 МЮ^ 2017-0074-4/21-031 MOSURED: 77/27-021-2021-04-231
Проблемы информационной безопасности в условиях цифровой экономики
Нодари Дарчоевич Эриашвили
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В современном информационном обществе цифровая экономика ассоциируется с интернет-экономикой, электронным бизнесом и электронной коммерцией. Как следствие, на первые роли выходят оказание услуг и продажа товара, оплата за который осуществляется в основном за электронные деньги. Актуальной проблемой становится соблюдение прав и свобод субъектов цифровой экономики. В связи с этим оценка нарушений информационной безопасности, а также формирование и своевременная разработка плана по минимизации должны происходить с определенной периодичностью.
Ключевые слова: цифровая экономика, охрана и защита прав, электронный бизнес, интернет, кибер-безопасность, бесконтактная оплата, цифровая среда
Для цитирования: Эриашвили Н.Д. Проблемы информационной безопасности в условиях цифровой экономики // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 168-172. Сок 10.24411/1727-8058-2021-4-168-172.
ECONOMICS AND MANAGEMENT
Original article
Information security problems in the digital economy
Nodari D. Eriashvili
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In today's information society, the digital economy is associated with the internet economy, ebusiness, and e-commerce. As a result, the first roles are given to the provision of services and the sale of goods, payment for which is carried out mainly for electronic money. The observance of the rights and freedoms of the subjects of the digital economy is becoming an urgent problem. In this regard, the assessment of information security violations, as well as the formation and timely development of a mitigation plan should occur at regular intervals.
Keywords: digital economy, protection and protection of rights, e-business, Internet, cybersecurity, con-tactless payment, digital environment
For citation: Eriashvili N.D. Information security problems in the digital economy // Auditorskiye vedomo-sti = Audit journal. 2021;(4): 168-172. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-168-172 (In Russ.).
© Эриашвили Н.Д., 2021