Научная статья на тему 'Влияние цифровой экономики на развитие предприятия'

Влияние цифровой экономики на развитие предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ / CRM / CRM-СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова В.Н., Богданович Е.Н.

Цифровая экономика открывает новые возможности для предприятий, внедрение цифровых технологий позволяет повысить конкурентоспособность, увеличить доходы путем автоматизации процессов. В данной статье дается определение понятия «цифровая экономика». Авторами исследованы проблемы, с которыми может столкнуться предприятие в процессе перехода на новую экономику, а также предложен один из вариантов решения возникающих проблем с использованием CRM-системы, который позволит предприятию существенно сократить количество ошибок в управлении, повысить эффективность контроля качества и упростить взаимоотношения между отделами и с конечным потребителем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy opens up new opportunities for enterprises, the introduction of digital technologies allows to increase competitiveness, increase revenues by automating processes. This article defines the concept of “digital economy”. The authors investigated the problems that an enterprise may encounter in the process of transition to a new economy, and also offered one of the solutions to emerging problems using a CRM system, which will allow the enterprise to significantly reduce the number of management errors, improve the quality control and simplify the relationship between departments and with the end user

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой экономики на развитие предприятия»

УДК 658.012

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ

ПРЕДПРИЯТИЯ В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор e-mail: rodionovavn2011@yandex.ru Е.Н. Богданович, инженер e-mail: elena231089@mail.ru Воронежский государственный технический университет

Цифровая экономика открывает новые возможности для предприятий, внедрение цифровых технологий позволяет повысить конкурентоспособность, увеличить доходы путем автоматизации процессов. В данной статье дается определение понятия «цифровая экономика». Авторами исследованы проблемы, с которыми может столкнуться предприятие в процессе перехода на новую экономику, а также предложен один из вариантов решения возникающих проблем с использованием CRM-системы, который позволит предприятию существенно сократить количество ошибок в управлении, повысить эффективность контроля качества и упростить взаимоотношения между отделами и с конечным потребителем

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные риски, CRM, CRM-система, автоматизация, конкурентоспособность

IMPACT OF THE DIGITAL ECONOMY ON DEVELOPMENT

ENTERPRISES V.N. Rodionova, Dr. Sci. (Economy), Professor e-mail: rodionovavn2011@yandex.ru E.N. Bogdanovich, Engineer

e-mail: elena231089@mail.ru Voronezh State Technical University

Digital economy opens up new opportunities for enterprises, the introduction of digital technologies allows to increase competitiveness, increase revenues by automating processes. This article defines the concept of "digital economy". The authors investigated the problems that an enterprise may encounter in the process of transition to a new economy, and also offered one of the solutions to emerging problems using a CRM system, which will allow the enterprise to significantly reduce the number of management errors, improve the quality control and simplify the relationship between departments and with the end user

Key words: digital economy, information risks, CRM , CRM-system, automation, competitiveness

За последние несколько лет мы наблюдаем ется через Интернет. В дополнение к этому мы взрыв информационных и коммуникационных видим, что цифровые технологии используются технологий. Данные технологии становятся ча- для автоматизации операций, ранее выполняе-стью управленческих систем во всех отраслях мых вручную.

экономики. Это, в свою очередь, создает как О «цифровой экономике» впервые заговорил

огромные новые возможности, так и угрозы для основатель Массачусетского университета Ни-большинства предприятий. колас Негропонте в 1995 году. В своей книге он

Потребители все чаще хотят покупать това- дал следующее определение «цифровой эконо-ры и услуги через интернет. Например, в насто- мики» - «биты вместо атомов» [2]. ящее время, более 50% авиабилетов приобрета- Позже под цифровой экономикой стали по-

нимать экономику, которая основывается на цифровых технологиях, включающих в себя

цифровые сети связи, компьютеры, программное © Родионова В.Н. https://orcid.org/0000-0002-4787- ¿ л*

обеспечение и другие информационные техноло-

9353, rodionovavn2011@yandex.ru, m

Богданович Е.Н. https://orcid.org/0000-0001-8598- гии [3].

8027, elena231089@mail.ru , 2019

В мае 2017 года Президентом Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». В стратегии используются следующие понятия цифровой экономики [1]:

Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровой виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

При внедрении цифровых технологий, предприятия сталкиваются с проблемами, которые необходимо решать для более эффективного функционирования и конкурентоспособности в условиях новой экономики.

Первое, с чем сталкивается предприятие, это необходимость в высококвалифицированных специалистах в сфере цифровых технологий. Найти и привлечь эти таланты может быть сложно.

Вторая проблема - это как соответствовать скорости и гибкости организаций, которые «рождаются» цифровыми. Стартапы, как правило, движутся с совершенно другой скоростью и могут очень быстро внедрять предложения для клиентов.

Третья проблема - подверженность информационным рискам. Некоторые специалисты рассматривают информационный риск в качестве события, которое оказывает непосредственное влияние на корпоративную информацию: ее удаление, искажение, нарушение ее конфиденциальности или доступности [4].

Мы видим, что для эффективной конкуренции предприятиям нужны цифровые навыки в области маркетинга, продаж, а также во всей цепочке создания продукта.

Предприятия, которые хотят войти сферу цифровой экономики, должны сделать четыре вещи:

Во-первых, они должны понять, в какой сфере своей деятельности необходимо применять цифровые технологии на данном этапе -маркетинге, продажах, автоматизации операций или в комбинировании всех этапов.

Во-вторых, им нужно расставить приоритеты. В цифровом поле всегда слишком много задач, и важно сосредоточиться на тех, которые имеют значение именно сейчас.

В-третьих, они должны поддерживать связь с клиентом на всех этапах создания продукта.

И, наконец, им нужно взглянуть на действующую систему организации производства и понять, какое влияние может оказать внедрение цифровых технологий на производительность и эффективность труда.

Одним из инструментов решения проблем, описанных выше, на наш взгляд, является применение на предприятии CRM-системы.

CRM (от англ. Customer Relationship Management - управление взаимодействиями с клиентами) - это современная бизнес-стратегия, нацеленная на создание долговременных прибыльных взаимоотношений с клиентами через понимание их индивидуальных потребностей.

CRM-система - это комплекс инструментов по работе с информацией, включающий в себя клиентскую базу, а также ряд методик, позволяющих систематизировать данные и регламентировать порядок работы с ними.

Целью использования CRM-системы является увеличение доходов предприятия путем автоматизации процессов (продажи, маркетинг, документооборот и т.д.). К задачам, которые позволяет решить CRM-система, можно отнести следующие:

• Контроль работы сотрудников;

Отслеживание эффективности работы

каждого сотрудника и выполнение поставленных задач;

• Организация командной работы;

• Автоматизированное составление отчетов;

• Электронный документооборот;

• Отслеживание выполнения всех этапов создания нового продукта;

• Создание полной базы клиентов организации;

• Проведение анализа целевой аудитории;

• Хранение информации о сделках и клиентах;

• Привлечение новых клиентов и т.д.

Классическая система CRM представлена на

рис. 1.

Рис. 1. Классическая система CRM

В настоящее время CRM-системы классифицируются по следующим параметрам:

- назначению (для управления, производства, продаж, комплексные);

- способу организации (облачные, standalone);

- по уровню обработки информации (операционный — регистрация и быстрый доступ к информации, аналитический — отчётность и анализ информации, коллаборативный (от англ. collaboration — сотрудничество; совместные, согласованные действия) — организация взаимодействия с потребителями, вплоть до влияния клиента на внутренние процессы компании);

- по стоимости (платные и бесплатные). Как правило, бесплатные версии имеют ограниченное число функций и подходят только для малых предприятий.

На отечественном рынке представлено более сотни CRM-решений, прежде чем выбрать систему, необходимо определиться с основными требованиями. Максимально продуктивной CRM-системой, на наш взгляд, будет система, отвечающая следующим критериям:

- Функциональность. Выбранная CRM-система должна решать задачи именно в вашей сфере деятельности и обладать набором функций, позволяющих усовершенствовать процесс создания продукта и удовлетворенность конечного потребителя.

- Простота и удобство. Работа в системе должна быть максимально проста и понятна на интуитивном уровне.

- Гибкость настроек. Возможность самостоятельно добавлять и удалять в интерфейсе функции, создавать дополнительные параметры позволит организации работать более продуктивно.

- Отчеты. Качественный интерфейс дает возможность самостоятельно конструировать любые отчеты по деятельности предприятия.

- Техподдержка. У многих CRM-систем техническая поддержка платная, но также существуют интерфейсы с онлайн-поддержкой, что упрощает работу, особенно на ранних стадиях внедрения.

Этапы внедрения CRM-системы представлены на рис. 2.

Рис. 2. Этапы внедрения CRM-системы

Внедрение СЯМ-системы поможет предприятию существенно сократить количество ошибок в управлении, повысить эффективность контроля качества, упросит взаимоотношения между отделами и с конечным потребителем, и, как следствие, повысит конкурентоспособность и выведет качество продукции на принципиально новый уровень.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития

информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Президент России URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/41919.

2. Negroponte N. Being Digital // Vintage Books - 1995.- 255 р.

3. Unold J. Basic aspects of the digital economy // FOLIA OECONOMICA 167 - 2003. - Р. 41-49.

4. Удальцова Н.Л., Мосина В.И. Современные тенденции развития цифровой экономики и ее влияние на предпринимательскую деятельность // Экономические науки. - 2018. - №162. -С.43-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.