Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КИТАЯ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конопий Анна Сергеевна

С наступлением эпохи цифровой трансформации общества происходят неизбежные изменения всех сфер общественной жизни, требующие незамедлительного законодательного урегулирования. Одним из первых государств, в котором зародилась цифровая экономика, является Китайская Народная Республика, в связи с чем исследование цифровой законодательной базы Китая представляет огромный научный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITALIZATION ON CHINESE LEGISLATION

With the onset of the era of digital transformation of society, inevitable changes are taking place in all spheres of public life, requiring immediate legal response. The People’s Republic of China is one of the first states in which the digital economy was originated; thereby the study of China’s digital legislative framework is of great academic interest.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ»

УДК 34 (510) : 004 ББК 67

Конопий Анна Сергеевна Konopiy Anna Sergeevna

преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета.

Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Law Faculty, the Southern Federal University. E-mail: konopy-anna@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ Impact of digitalization on Chinese legislation

С наступлением эпохи цифровой трансформации общества происходят неизбежные изменения всех сфер общественной жизни, требующие незамедлительного законодательного урегулирования. Одним из первых государств, в котором зародилась цифровая экономика, является Китайская Народная Республика, в связи с чем исследование цифровой законодательной базы Китая представляет огромный научный интерес.

Ключевые слова: цифровизация Китая, цифровое государство, цифровая экономика, цифровое право, законодательство Китая, информационное государство.

Создание законодательно урегулированного цифрового пространства - необходимая объективно продиктованная составляющая внутренней политики любого современного государства. Изучение цифрового феномена лидера цифровизации - Китайской Народной Республики - представляет огромный научный интерес в связи с его нестандартным путем возникновения, становления и развития. Уникальность китайской правовой системы заключается в полном исключении вмешательства элементов других систем с момента образования государственности в Китае вплоть до начала ХХ в. Система развивалась своим исключительным самодостаточным путем [5, с. 23]. В настоящий момент цифровые правовые задачи, поставленные Коммунистической партией Китая, реализуются Государственным Советом КНР, а информационное поле Китая полностью контролируется Министерством науки и технологий, Министерством промышленности и информационных технологий, Министерством образования, Центральной ведущей группой по кибербезопасности и информатизации, Комиссией по развитию и реформам, а также подведомственными институтами -

With the onset of the era of digital transformation of society, inevitable changes are taking place in all spheres of public life, requiring immediate legal response. The People's Republic of China is one of the first states in which the digital economy was originated; thereby the study of China's digital legislative framework is of great academic interest.

Keywords: digitalization of China, digital state, digital economy, digital law, Chinese legislation, informational state.

Китайской академией наук, Китайской академией информационных и коммуникационных Технологий [7, с. 31-36]. Такой существенный контроль информационной сферы вышеперечисленными организациями необходим с целью предотвращения наступления возможных негативных последствий в результате быстрой всеохватывающей цифровой трансформации всех общественных сфер жизни. Такие факторы, как современные информационные системы, разработанные известными технологическими китайскими организациями Baidu, Alibaba и Tencent, многомиллионное количество представителей «цифрового поколения», увеличивающиеся инвестиции в цифровую инфраструктуру, обуславливают высокие и уникальные достижения Китая в области цифровых технологий [2, с. 275-303]. Современный информационный прогресс уже длительное время оказывает огромное влияние на человечество в целом. Интернет, облачные хранилища, социальные сети, онлайн-платформы для бизнеса, образования и развлечения, приложения для смартфонов, электронные правительства, «умные» города, электронные платежные системы и многие другие цифровые

разработки привели к необходимости цифрового правового пересмотра законодательства Китая с целью недопущения нарушений, прежде всего, прав и свобод человека.

Современная внутренняя политика Правительства Китая направлена на глобальную цифровую трансформацию государства, что придает особое значение проблеме защиты прав и свобод граждан Китайской Народной Республики. На фоне прогрессирующего цифрового роста действующее китайское законодательство, их регулирующее, не успевает адаптироваться под происходящие изменения, тем самым предоставляя государству и крупным организациям неограниченную власть в цифровой среде, что в дальнейшем может привести к возникновению проблем, связанных с соблюдением прав и интересов человека. Внедрение искусственного интеллекта, компонентов робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и новых производственных технологий, помимо создания удобной и комфортной среды, направлено на повышение уровня безопасности, борьбу с преступной деятельностью, а также на снижение времени реагирования на происходящие чрезвычайные ситуации. Многочисленные камеры видеонаблюдения, установленные снаружи и внутри практически всех зданий Китая, позволяют установить контроль за всеми процессами, происходящими на территории государства. Такое повсеместное видеонаблюдение с возможностью распознавания лиц, по официальной версии, направлено на борьбу с преступностью. Однако экспертное мнение сводится к тому, что основной целью системы распознавания лиц является тотальный контроль со стороны государства за жизнедеятельностью каждого лица для прогнозирования его желаний, намерений, умысла и действий в будущем для принятия необходимых превентивных мер [8, с. 309-326]. Сетевое взаимодействие, оцифровка, «интеллектуальная» обработка, наряду с повышением качества жизни и благосостояния людей, создают множество проблем с соблюдением прав человека [12, с. 122]. Ежесекундная оцифровка персональных данных граждан, приводящая к формированию базы данных о каждом, может оказать огромное влияние на неприкосновенность частной жизни без грамотного правового регулирования. Государственные органы Китая, контролируя интернет-пространство, получают необходимую персональную информацию из базы данных

крупных организаций, функционирующих в информационной сфере. Например, такая компания, как ТепсеП;, которая является разработчиком программ обмена сообщениями WeChat и QQ, охватывая большую часть населения КНР, имеет возможность получать, обрабатывать и хранить информацию о многомиллионных пользователях этих онлайн-платформ, в последующем передавая полученные данные специальным государственным органам [6, с. 156-170]. Незаконная передача данных, неправомерное хранение персональной информации и обработка полученных сведений без соблюдения нормативных актов могут привести к существенным нарушениям прав и свобод граждан Китая. Вышеуказанные обстоятельства указывают на острую необходимость изменения действующего законодательства КНР с учетом сложившейся новой цифровой реальности.

В настоящий момент на всей территории Республики действует ряд законов, направленных на защиту персональных данных граждан, в связи с прогрессирующей цифровизацией. Одним из первых и основополагающих цифровых законов является Закон «О кибербезо-пасности Китайской Народной Республики» от 2016 г. Согласно ст. 1 Закона его основной целью является обеспечение безопасности сети, защита суверенитета киберпространства Китая, а также защита национальной безопасности и государственных интересов, защита законных прав и интересов граждан, юридических лиц и других организаций, содействие экономическому и социальному развитию информатизации здравоохранения. В соответствии со ст. 15 Закона государственная система стандартов кибербезопасности постоянно должна совершенствоваться. Администрация Государственного Совета по стандартизации и другие соответствующие органы Государственного Совета организуют разработку и своевременное внесение изменений в национальные стандарты, касающиеся управления ки-бербезопасностью, а также безопасности цифровых продуктов, сетевых услуг и онлайн-опе-раций. Кибероператор должен соблюдать строгую конфиденциальность информации о пользователях, которую он собирает, и создавать надежную систему защиты информации о пользователях. Оператор сети не должен раскрывать, изменять или уничтожать собранную им личную информацию о пользователях, а также не должен предоставлять эту информацию

другим лицам без согласия правообладателя [4]. Также Закон содержит статьи о возможном наступлении ответственности в случае несоблюдения вышеуказанных норм. Нормы Закона направлены на создание безопасной для персональной информации киберсреды, что способствует повышению уровня доверия граждан Китая к информационной сети, а также способствует увеличению количества пользователей Интернета.

Китай представляет собой одну из самых популярных «электронных торговых платформ» во всем мире, успешно осваивая экономическую цифровую деятельность, предоставляет все необходимые для электронной торговли данные в цифровом виде, с невероятной скоростью обрабатывая большие объемы информации. В связи с чем фундаментальным законом в эпоху цифровой экономики является принятый в 2018 г. Закон «Об электронной коммерции (торговли)», вступивший в силу с 01.01.2019. Его статьи раскрывают права и обязанности субъектов (т. е. пользователей) электронных платформ, осуществляющих коммерческую деятельность, включают основные условия, необходимые для осуществления электронной коммерческой деятельности, а также устанавливают ответственность в случае нарушения норм одной из сторон коммерческой деятельности [3]. Основной целью данного Закона является развитие здоровой электронной торговли, являющейся наиболее приоритетной в настоящий период времени.

С 01.01.2021 в Китае введен в действие Гражданский кодекс КНР, регулирующий некоторые вопросы, связанные с находящимися под защитой закона персональными данными граждан в период цифровизации. Согласно нормам кодекса, если у организации или физического лица возникает необходимость в получении персональных данных других лиц, то они обязаны в соответствии с законодательством, получая персональные данные этих лиц, обеспечивать безопасность полученных сведений. Незаконный сбор, использование, переработка и передача персональной информации других лиц, а также незаконная купля-продажа, предоставление и раскрытие персональных данных других лиц запрещены. Согласно гл. 6 Кодекса частная жизнь физических лиц, их персональные данные находятся строго под защитой закона, и ни одно лицо не вправе получать сведения без согласия

правообладателя [1]. Таким образом ни одно физическое лицо, кроме самого правообладателя, не имеет право запрашивать личные данные о кредитоспособности второго. Однако не представляется возможным назвать Гражданский кодекс КНР цифровым Гражданским кодексом, т. к. в нем содержится лишь незначительное количество статей, направленных на регулирование цифровых изменений гражданско-правовых отношений.

Действующих законов недостаточно для регулирования такой стремительно растущей современной цифровой экономики Китая, поскольку Закон «О кибербезопасности Китайской Народной Республики» касается лишь общих вопросов безопасности данных пользователей, а Закон «Об электронной коммерции (торговли)» охватывает узкую сферу торговли через онлайн-платформы. В связи с чем на данный момент активно реализуются законодательные проекты, опубликованные в сентябре 2020 г., а именно Закон «О безопасности данных» и Закон «О защите персональных данных». Закон «О безопасности данных» унаследовал концепцию и идею Закона «О кибербезопасности Китайской Народной Республики» и сосредоточился на совершенствовании системы защиты данных субъекта права с точки зрения национальной безопасности и общественных интересов для создания более безопасной и надежной правовой цифровой среды. Закон «О защите персональных данных» является ключевым в цифровом законодательстве, поскольку он регулирует процесс сбора, использования и обработки персональных данных. Закон строго регламентирует, какие данные могут быть использованы только утвержденными организациями, какие могут быть доступны всем, а какие только самому субъекту права.

Помимо цифровых законов, действующих на всей территории Китая, существуют индивидуальные законодательные акты административно-территориальных единиц. Провинции своими местными законодательными актами также стараются локально урегулировать стремительно развивающиеся цифровые тенденции. Провинция на востоке Китая Чжэцзян, которая является ведущей провинцией в области цифровой экономики, сделала еще один шаг вперед в цифровом законодательстве. С 01.04.2021 вступили в силу первые местные правила, направленные на содействие развитию цифровой экономики в провинции Чжэцзян. Как утверждает

Ян Лин, заместитель председателя комитета провинциальных народных депутатов, законодательство в области цифровой экономики должно привести к тому, что некоторые проверенные практики, опыт и ранее используемые системы Чжэц-зяна будут перерастать в местные правила, нормы, чтобы привести и обеспечить качественное развитие цифровой экономики с помощью верховенства закона. Более того, правительство провинции обеспокоено тем, что некоторые категории населения в силу своих возрастных либо физических ограничений не могут полностью осуществлять свои права в связи с прогрессирующей цифровой экономикой. Поэтому законодательство в области цифровой экономики направлено на вовлечение таких лиц в мир цифровых технологий, приспосабливая их к интеллектуальным технологиям и инновационным цифровым услугам.

Несмотря на несовершенное цифровое законодательство Китая и, как следствие, возможные нарушения основных прав и свобод граждан, ситуация с соблюдением прав человека находится под строгим контролем со стороны государства. В ходе пресс-конференции 26.02.2021 пресс-секретарь министерства иностранных дел Ван Вэнь Бин сообщил, что коммунистическая партия Китая и правительство рассматривают человека и его права как высшую ценность, поддерживают социальную справедливость и содействуют всестороннему развитию личности в период цифровизации экономики [9]. 8 апреля 2021 г. в Чанчуне, Цзи-линь, состоялась международная конференция, посвященная правам человека в Китае при участии более 100 экспертов и ученых из более чем 20 стран и международных организаций, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Нидерланды, Австрию, Египет и другие. Согласно выступлению Президента Китайской ассоциации по правам человека Бабин Чжао, столетняя история борьбы Коммунистической партии Китая за освобождение людей, защиту их прав и стремление к всестороннему развитию личности завершилась.

Китай вышел на новый уровень в области защиты прав человека [11]. Новый этап безоговорочно связан и с соблюдением законных прав граждан в процессе построения цифрового государства.

На данный момент безусловно существует неразвитость цифрового законодательства Китая, которая приводит к смешению понятий, нечеткости формулировок, расплывчатости терминологии. Законодательные пробелы создают некий произвол партийных указаний и бессистемность применяемого цифрового опыта на всей территории Китая. Государство, используя цифровые технологии в качестве инструмента или средства управления обществом, должно осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав человека, строго соблюдая рамки и процедуры, предусмотренные законом. Секретарь провинциального комитета Юань Цзяцзюнь подчеркнул, что необходимо реализовывать генеральный план Си Цзиньпина по всестороннему и крупномасштабному строительству цифрового строительства Китая посредством цифрового реформирования [10]. Как утверждает Председатель КНР Си Цзиньпина, в течение 2020-2025 гг. будет происходить ускоренное издание цифровых законов, более подробно регламентирующих процесс получения, обработки, обмена и предоставления кредитно-рей-тинговой информации граждан, что также требует незамедлительного правового регулирования, в связи с постепенным практическим внедрением социально рейтинговой системы. Цифровая практика на территории КНР различна, наравне с практически полностью «оцифрованными» провинциями существуют единицы, которые все еще в самом начале информационного пути, однако общая сложившаяся цифровая объективность опережает цифровое законодательство, поэтому вопрос цифровизации права является наиболее приоритетным направлением политики современного правительства Китайской Народной Республики.

Литература

Bibliography

1. URL: https://chinalaw.center/civil_law/chi na_civil_code_2020_russian/.

2. Джан Л., Чен С. Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций. 2019. Т. 14. № 2.

1. URL: https://chinalaw.center/civil_law/chi na_civil_code_2020_russian.

2. Zhang L., Chen S. China's digital economy: opportunities and risks // Bulletin of International Organizations. 2019. Vol. 14. № 2.

3. URL: http://www.zjcs.gov.en/art/2020/7/ 16/art_1229094055_894583.html.

4. URL: https://web.archive.org/web/ 20161029174914/http://www. npc.gov. cn/npc/ xinwen/lfgz/flca/2015-07/06/content_ 194 0614.htm.

5. Пивоваров Н.Д. Источники древнекитайского права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3 (52).

6. Разумов Е.А. Политика КНР по обеспечению кибербезопасности // Россия и АТР. 2017. № 4.

7. Томайчук Л.В. Цифровизация экономики Китая: риски и возможности для общества. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 31-36 (3).

8. URL: https://doi.org/10.21638/spbu25. 2019.207.

9. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id= 1692745255707572176&wfr=spider&for=pc.

10. URL: http://www.hangzhou.gov.cn/art/ 2021/2/19/art_809577_59029260.html.

11. URL: https://baijiahao.baidu.com/ s?id=1696528593978294293&wfr=spider&for=pc.

12. Чэн Сяо. Права на персональные данные в эпоху больших данных // Социальные науки Китая. 2018. № 3.

3. URL: http://www.zjcs.gov.en/art/2020/7/ 16/art_1229094055_894583.html.

4. URL: https://web.archive.org/web/ 20161029174914/http://www. npc.gov. cn/npc/ xinwen/lfgz/flca/2015-07/06/content_ 194 0614.htm.

5. Pivovarov N.D. Sources of ancient Chinese law // Actual problems of Russian law. 2015. № 3 (52).

6. Razumov E.A. China's cybersecurity policy // Russia and the Asia-Pacific Region. 2017. № 4.

7. Tomaichuk L.V. Digitalization of the Chinese economy: risks and opportunities for society. EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2019. № 31-36 (3).

8. URL: https://doi.org/10.21638/spbu25. 2019.207.

9. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id= 1692745255707572176&wfr=spider&for=pc.

10. URL: http://www.hangzhou.gov.cn/art/ 2021/2/19/art_809577_59029260.html.

11. URL: https://baijiahao.baidu.com/ s?id=1696528593978294293&wfr=spider&for=pc.

12. Cheng Xiao. Rights to personal data in the era of big data // Social Sciences of China. 2018. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.