ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ КНР В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Наталья Ромашкина*
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН)
Вероника Задремайлова**
Финансовый университет при Правительстве РФ
DOI: 10.20542/2307-1494-2020-1-122-138
Аннотация В статье представлены результаты анализа политики КНР в процессе обеспечения национальной и международной информационной безопасности. Исследованы официальные документы КНР, регулирующие цифровое пространство, основные факторы риска информационной безопасности, внутригосударственная и международная нормативно-правовая база, а также структура государственного аппарата, контролирующая деятельность в информационной среде. Изучены основные подходы Китая к минимизации угроз национальной и международной информационной безопасности.
Ключевые КНР, информационная безопасность, информационно-коммуникационные слова технологии, международная информационная безопасность,
информационное пространство, информационная угроза, киберугроза, кибератака, вредоносная компьютерная программа
Title Evolution of China's information security policy
Abstract The article focuses on China's approaches to national and international information security. It examines official Chinese documents that regulate the digital space, the main risk factors for China's information security, domestic and international regulatory frameworks, and the state structures that oversee activities in the information environment. The article investigates key approaches applied by China to minimize domestic and external information security threats.
Keywords China, information security, information and communication technologies, international information security, information space, informational threat, cyber threat, cyber attack, malicious software
Ромашкина Наталия Петровна - руководитель Группы проблем информационной безопасности ИМЭМО РАН, к.полит.н.
Natalia Romashkina is head of Group on Information Security, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations (IMEMO), Moscow.
Задремайлова Вероника Григорьевна - магистрант Финансового Университета при Правительстве РФ. Veronika Zadremailova is an M.A. student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow.
I. Введение
В настоящее время информационная безопасность (ИБ) стала одной из основных проблем глобального масштаба, важной составляющей как национальной, так и международной безопасности. Угрозы ИБ несут опасности для государств в политической, экономической и социальной сферах. Для современного Китая проблематика информационной безопасности стала еще более актуальной в контексте реализации геополитических целей, поддержания социальной стабильности и повышения уровня благополучия общества. В Национальной стратегии развития информатизации от 2016 г. отмечается: «Для того чтобы адаптироваться к новым нормам экономического развития и управлять ими, а также увеличить новые движущие силы развития, необходимо интегрировать информатизацию в процесс модернизации Китая и ускорить высвобождение огромного потенциала развития информатизации. Стимулирование модернизации с помощью информатизации и создание сильной нации в интернете являются важными мерами по реализации «четырех всеобъемлющих» стратегических планов и неизбежным выбором для достижения цели «двухсот лет» и китайской мечты о великом омоложении китайской нации».1
Под информационной безопасностью в Китае понимается защита оборудования, программного обеспечения, данных и предоставляемых услуг информационной системы, с исключением вероятности несанкционированного доступа к ним, утечки, уничтожения или изменения по случайным или злонамеренным причинам, просмотра, проверки, записи или уничтожения, с целью обеспечения непрерывной и надежной работы информационной системы.
Основными составляющими информационной безопасности являются подлинность, конфиденциальность, целостность, безотказность, готовность, проверяемость и управляемость.2
Национальный информационный консультативный комитет КНР определяет информационную безопасность как ключевой компонент системы национальной безопасности, который необходим для обеспечения устойчивого, здорового применения информационных технологий, а также для социальной и культурной стабильности и идеологического развития.3
Важной составляющей ИБ является безопасность в интернет-пространстве на территории Китая и за его пределами. Совершенствуются меры по противодействию информационно-технологическим угрозам, или киберугрозам (хакерство и хактивизм, вывод серверов из строя, хищение и шпионаж, саботаж и разрушение, стратегические атаки и информационное противоборство), информационно-психологическому воздействию, вмешательству во внутренние дела государства посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), террористической и экстремистской деятельности в этой сфере. Кроме того, стремительно развиваются такие новейшие технологии, как искусственный интеллект, блокчейн, 5G связь. Все более серьезными становятся проблемы в сфере больших данных, облачных вычислений и интернета вещей. Среди них можно выделить высокий риск утечки данных, кибератаки и связанные с ними интеллектуальные преступления. Таким образом, появляются новые угрозы безопасности ключевой государственной инфраструктуры КНР, частной жизни людей и социальной стабильности.
Согласно китайским источникам,4 истоки угроз информационной безопасности можно разделить на три составляющие:
1. Факторы риска технической безопасности: (1) слабая защита безопасности базовой информационной сети и важных информационных систем и (2) потеря конфиденциальности.
Первый фактор риска связан с опасностями для базовой сети Китая, которая включает в себя интернет, телекоммуникационные, радио- и телевизионные сети. Критически важной является государственная инфраструктура: авиа- и железнодорожное сообщение, дороги, правительство, банки, ценные бумаги, электричество, гражданская авиация, нефть и т. д. Хотя Китай и достиг определенных результатов в защите информационной безопасности в этих областях, с его стороны требуются дальнейшие серьезные действия.
Второй фактор риска связан с угрозами конфиденциальности, целостности и доступности корпоративных и личных данных на фоне увеличения их совокупного объема и в условиях, когда потери данных больше не поддаются измерению. Появляется все больше уязвимостей, ведущих к утечке данных через интернет, и усиливается значение мобильной связи, что обозначает новые цели и задачи в области информационной безопасности.
2. Вредоносные атаки являются самой большой угрозой информационной безопасности. Тщательно продуманные хакерские атаки стали наиболее опасными для физических лиц и аппаратных систем. Вредоносные атаки делятся на (1) активные, целью которых является вмешательство в содержание информации в системе и разрушение ее достоверности и целостности, и (2) пассивные, нацеленные на перехват и хищение информации без ущерба для использования сети.
3. Слабое управление информационной безопасностью, по мнению некоторых китайских экспертов, является следствием отставания исследований в этой области в КНР от других развитых стран. Информационная безопасность Китая достаточно хрупка еще и потому, что в прошлом исследованиям в области ИБ уделялось мало внимания. В результате компьютерная архитектура, в т. ч. коммуникационная, недостаточно защищена. В настоящее время перед КНР стоят задачи введения правил информационной безопасности и разработки стандартов оценки рисков систем управления информационной безопасностью.
II. Нормативно-правовая база и структура государственных органов КНР
по обеспечению информационной безопасности
Руководство КНР занимается проблемой ИБ уже более пятнадцати лет. Еще в 2003 г. Национальная координационная группа по кибербезопасности и информационной безопасности разработала первую китайскую стратегию в этой сфере.5 Современная стратегия КНР в области кибербезопасности («Мнение Государственного совета о форсированном продвижении развития информатизации и о реальном обеспечении информационной безопасности»)6 берет свое начало с 2012 г.7 В 2016 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) опубликовал «План национальной стратегии инновационного развития», в котором указывалось, что исследования и продвижение технологий сетевой безопасности обеспечивают защиту для экономических преобразований в Китае, модернизации и поддержания национальной сетевой безопасности.8
Китайская нормативно-законодательная база в этой сфере постоянно развивается (Табл. 1).
Таблица 1. Базовые документы по обеспечению внутригосударственной информационной безопасности КНР
№ Название документа Год вступления в силу Основные положения
1. Правила регулирования, обеспечивающие безопасность компьютерных и информационных систем9 1994 Наделение Министерства государственной безопасности полномочиями по контролю, инспекции и обеспечению национальной ИБ, расследованию, раскрытию и предотвращению преступлений в области ИКТ.
2. План государственной информатизации в рамках 9-й пятилетки и перспективные цели до 2010 г.10 1997 Обозначение перспективных целей ИБ, предусматривающих информатизацию всех государственных инфраструктур до 2010 г.
3. Закон о безопасности сетевой инфраструктуры и сети интернет11 1997 Запрет на использование сети для создания, распространения, копирования или передачи определенных видов информации, к которым отнесены призывы к неисполнению или нарушению государственных законов, террористической деятельности или нарушению целостности страны.
4. Постановление Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) об обеспечении безопасности в сети интернет12 2000 Необходимость регулирования и мониторинга информационных отношений ввиду значимой роли интернета в экономическом строительстве и инфраструктуре КНР.
5. Постановление государственной информатизированной руководящей группы по работе в области укрепления информационной безопасности13 2003 Необходимость укрепления защиты критически важной, стратегической инфраструктуры.
6. Государственная стратегия по развитию информатизации на период с 2006 по 2020 г.14 2006 План создания структур регулирования деятельности в информационной сфере, производство собственного программного обеспечения, определение базовых векторов государственной политики в области ИБ
7. Постановление Госсовета КНР по продвижению информатизации и развитию действующей защиты информационной безопасности15 2012 - Контроль над интернет-приложениями, виртуальными сделками в торгово-экономической сфере, информационно-вещательными услугами; - утверждение лиц, отвечающих за мероприятия по обеспечению безопасности в регионах; - разрешение применения
региональными властями мер по ограничению доступа к переписке в интернете и интернет-трафика при возникновении угроз безопасности страны.
8. Антитеррористический закон КНР16 2015 - Дешифровка интернет-трафика, применение административных мер по изъятию у иностранных компаний и предприятий информации при подозрении в ее использовании для террористических целей; - введение цензуры для новостной деятельности на территории КНР.
9. Закон КНР о кибербезопасности17 2016 Необходимость указывать реальные данные пользователя при регистрации, обязательное хранение публикуемой информации в течение 6 месяцев на территории КНР.
10. Положение о защите безопасности критически важной информационной инфраструктуры18 2019 - Защита критически важной информационной инфраструктуры от атак, вторжений, вмешательства и уничтожения; - продвижение государством безопасных и надежных сетевых продуктов и услуг; - улучшение стандартной системы сетевой безопасности.
11. Меры по оценке безопасности облачных вычислений19 2019 - Введение соответствующих мер контроля при закупке и использовании продуктов, включенных в каталоги специального оборудования сетевой безопасности; - введение более высоких требований безопасности для облачных вычислений, используемых государственными учреждениями и операторами связи.
12. Закон о шифровании данных20 2020 - Запрет нарушения конфиденциальности данных; - необходимость принятия мер в случае возникновения угроз информационной безопасности.
За реализацию политических установок в информационном пространстве отвечают следующие государственные органы (Рис. 1):
Рис. 1. Структура государственных органов КНР по реализации политических установок в информационном пространстве
- Центральные органы КПК: Постоянный комитет Политбюро; Центральная комиссия национальной безопасности; Государственный совет; гражданские правительственные организации (министерство индустрии и информационных технологий, министерство государственной безопасности, министерство общественной безопасности);
- Государственное управление оборонной науки, техники и промышленности;
- Государственное секретное управление;
- Государственное управление шифрованием;
- Партийные и государственные ведущие группы и малые ведущие группы;
- Национальный комитет безопасности;
- Народно-освободительная армия Китая (НОАК);
- Подотчетные государству исследовательские и научные институты;
- Академические институты НОАК;
- Научно-исследовательские центры.
В марте 2018 г., в соответствии с положениями документа «Углубление программы реформ партийных и государственных учреждений» ЦК КПК, Центральная комиссия по кибербезопасности и информатизации была преобразована в Центральную комиссию КПК по кибербезопасности и информатизации (Рис. 2).
Рис. 2. Структура государственного аппарата КНР в области обеспечения информационной безопасности21
II. Сотрудничество КНР в процессе обеспечения
международной информационной безопасности
Первым официальным стратегическим документом, регламентирующим вопросы участия Китая в международном обмене и сотрудничестве в области международной информационной безопасности (МИБ), стала «Стратегия международного сотрудничества в киберпространстве». Этим документом были определены следующие цели КНР по обеспечению МИБ:
- защита интернет-суверенитета, национальной безопасности и интересов Китая;
- формирование системы международных правил в киберпространстве;
- содействие справедливости в управлении интернетом;
- защита законных прав и интересов граждан;
- содействие глобальному сотрудничеству в цифровой экономике;
- создание платформ для обмена киберкультурой.22
Обеспечением МИБ Китай также занимается в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ООН и БРИКС (Табл. 2).
Таблица 2. Основные международные документы КНР по обеспечению МИБ
№ Название документа Дата вступления в силу Основные положения
1. Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности23 15.06. 2006 Рассмотрение информационной безопасности как важного фактора обеспечения государственного суверенитета, национальной безопасности, социально-экономической стабильности.
2. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области международной информационной безопасности24 02.06. 2011 Основные угрозы в области обеспечения ИБ: - разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны; - информационный терроризм; - информационная преступность; - использование доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств; - распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств; - угрозы безопасному, стабильному функционированию глобальной и национальной информационных инфраструктур, имеющие природный и (или) техногенный характер.
3. Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности25 30.04.2015 Основные направления сотрудничества между странами по вопросам МИБ: - противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в нарушение общепризнанных принципов международного права; - борьба с использованием ИКТ в террористических и иных противоправных целях; - обмен информацией о существующих и потенциальных рисках и угрозах в сфере МИБ.
4. Закон «Об управлении деятельностью зарубежных неправительственных 28.04.2016 Необходимость регистрации и контроля всех иностранных неправительственных организаций министерством
организаций внутри страны»26 общественной безопасности КНР
5. Ташкентская декларация 15-летия Шанхайской организации 27 сотрудничества 24.06.2016 Необходимость дополнения национальных усилий по обеспечению ИБ совместными действиями государств-членов ШОС на двустороннем, региональном и международном уровнях.
6. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства28 25.06.2016 Формирование мирного, безопасного, открытого и основанного на сотрудничестве информационного пространства; разработка в рамках ООН универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.
7. Стратегия международного сотрудничества в киберпространстве29 02.03.2017 Интернет-суверенитет, отказ от гегемонии в интернете и провозглашение недопущения вмешательства во внутренние дела других государств с использованием ИКТ.
8. Циндаоская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации 30 сотрудничества 10.06.2018 Организация системы мониторинга возможных угроз в глобальном информационном пространстве и противодействия им.
Основными вопросами Второй международной конференции по информационной безопасности с участием стран БРИКС, ШОС, ОДКБ и других государств, организованной Россией в июне 2018 г. в рамках X Международного Инфофорума стали современные проблемы формирования системы МИБ, международное сотрудничество в этой сфере и безопасность критической информационной инфраструктуры. В мероприятиях приняли участие 19 представителей крупнейших ассоциаций, ИТ-компаний, учреждений науки и образования КНР.31 В этот же период по итогам российско-китайского саммита в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании между министерством экономического развития РФ и министерством коммерции КНР по вопросам сотрудничества в области электронной торговли, 32 а также Соглашение о стратегическом сотрудничестве между АО «Лаборатория Касперского» и Центром реагирования на киберинциденты в индустриальных средах при министерстве промышленности и информатизации КНР. 33
Важную роль в развитии двустороннего сотрудничества по линии РФ - КНР играет Подкомиссия по связи и информационным технологиям Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, 17-е заседание которой состоялось в октябре 2018 г. Его участники отметили существенную активизацию российско-китайского взаимодействия в сфере информационных технологий. Россия заинтересована в диверсификации поставок высокотехнологичного оборудования, в т. ч. серверов, систем хранения и
телекоммуникационного оборудования. Москва также надеется на дальнейшее продвижение и использование российского программного обеспечения в КНР. Задачу укрепления сетевой безопасности оба государства рассматривают в контексте обеспечения устойчивого экономического развития, реализации прав и возможностей граждан, повышения эффективности государственного управления и мирного развития глобального информационного пространства.34
В целях развития международного сотрудничества в области построения новой безопасной сетевой платформы, следующего поколения мобильной связи, промышленного интернета и искусственного интеллекта, в августе 2019 г. в г. Шэньчжень был открыт китайский филиал Института БРИКС по изучению сетей будущего "BRICS Future", являющегося частью Сетевого университета БРИКС -сети высших учебных заведений стран-членов БРИКС.35
В развитие сотрудничества КНР и Израиля в 2019 г. были созданы Китайско-израильский центр инновационных технологий в области информационной безопасности, совместный Фонд развития (усилиями китайской компании "Qihoo 360" и израильского сектора сетевой безопасности), а также построен инновационный индустриальный парк совместных технологий в области ИБ.36
Также во все страны мира осуществляют вещание Центральное телевидение Китая37 и Национальное Радио Китая.38
III. Подходы КНР к минимизации угроз в сфере ИБ и МИБ
Одним из основных подходов к минимизации угроз ИБ в КНР является предотвращение проникновения нежелательной информации внутрь страны и утечки чувствительной информации за рубеж, в т. ч. путем блокирования социальных сетей и поисковых систем. Руководство КНР считает, что само понятие «информационная безопасность» предполагает введение ограничений на распространение нежелательной информации. 39
В Китае существуют различные точки зрения на выработку общемировых стандартов информационной безопасности. Одним из основополагающих подходов КНР является учет трех сфер в обеспечении ИБ: экономической, политической и военной. В этой связи делается упор на следующие приоритеты:
- защита Коммунистической партии через информационный контроль и пропаганду, надзор над внутренними источниками потенциальных беспорядков;
- использование операций компьютерной сети, связанных с оповещением о неудовлетворенности иностранных государств китайской политикой или приписываемыми КНР действиями за рубежом (такими, как морские территориальные споры или обвинения Китая в хакерской деятельности), которые негативно влияют на репутацию страны;
- подготовка к военным действиям и обеспечение военного превосходства в случае киберконфликта с противником посредством военной модернизации, исследования операций компьютерной сети и развития человеческого капитала;
- изучение военной инфраструктуры потенциальных противников, их мотивации, целей, возможностей и ограничений в информационном пространстве;
- продвижение альтернативных вариантов государственного контроля и управления информационной безопасностью на национальном и международном уровнях.40
Правительство КНР воспринимает информационную безопасность и информатизацию как две основные составляющие национальной безопасности и
национального развития. 41 Учреждение Китаем «Комиссии по национальной безопасности», «Ведущей Центральной группы» и «Ведущей Малой группы по безопасности и информатизации центральной сети» было призвано определить на высшем уровне приоритеты ИБ и сократить «цифровой разрыв» между различными регионами страны. По мнению генерального секретаря КПК Си Цзиньпина, задача использования информационных технологий для стимулирования индустриализации, урбанизации, модернизации сельского хозяйства, национальных систем управления и возможностей управления является одной из первостепенных.42
Политическое руководство страны считает актуальной проблемой обеспечение гарантий безопасности критически важной информационной инфраструктуры глобальной сети. Кроме того, важнейшей целью является преодоление технологической зависимости Китая от западных стран. Стратегия достижения независимости КНР в области ИКТ базируется на внедрении собственных технологических инноваций и создании конкуренции зарубежным компаниям. В соответствии с имеющимися планами, в 2020 г. расходы на НИОКР должны составить 2,5% ВВП, а к 2049 г. Китай планирует занять лидирующее положение в мире по внедрению инноваций.43 Достижению этой цели способствуют имеющиеся в распоряжении КНР значительные человеческие ресурсы: из более чем шести миллионов ежегодных выпускников вузов около 60-70% составляют научно-технические специалисты и инженеры.44
ПРИМЕЧАНИЯ
НЖ^шЖ^ЬЖМ^^ (Guöjiä xînxï huà fäzhän zhànlûè; Национальная стратегия развития информатизации 2016). Официальный сайт электронного правительства КНР. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2016/content_5100032.htm.
2 2017 [S] (2017 Niân zhöngguö xînxï ânquân hângyè fäzhän xiànzhuàng ji wèilâi fäzhän qushî fënxï [tù]; Анализ состояния развития и будущих тенденций развития индустрии информационной безопасности Китая в 2017 г.). Официальный сайт производственной информационной сети КНР. 10.08.2017.
URL: http://www.chyxx.com/industry/201708/549537.html.
3 : {ШЖ^Ь^Шр^ЬШх (Jiängping: Xînxï huà yù fâzhî huà jiànshè; Цзян Пин: информатизация и построение верховенства права). Официальный сайт Национального информационного консультативного комитета КНР. 16.02.2012. URL: http://www.acsi.gov.cn/content.aspx?newsId= 1152&TId=171.
4 МЯШ : (Shendù jiëdù: Wëixié wängluo ânquân de yuântou shî shénme? Rùhé yôuxiào yîngduî fùzâ de wängluo huânjîng? Источники угроз информационной безопасности: как эффективно противостоять сложной интернет-среде?) // Baidu.com. 24.08.2018. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1609675674334 215917&wfr=spider&for=pc.
5 2003 (2003 Niân jîsuànjï wängluo yù xînxï ânquân fäzhän gàikuàng; Обзор развития компьютерной сети и информационной безопасности в 2003 г.) // China Radio International (CRI) Online. 26.08.2004. URL: http://news.cri.cn/gb/3821/2004/08/26/148 @280479.htm.
6 (Guowüyuän guänyü dali tuljin xlnx! huä fäzhän he qieshi bäozhäng xinx! änquän de ruögän yijiän; Мнение Государственного совета о форсированном продвижении развития информатизации и о реальном обеспечении информационной безопасности). Официальный сайт Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР. 17.07.2012. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-07/17/ content_2184979.htm.
7 2012 ¥ ФИЖ^ИЖМА^гБ (2012 Niän zhöngguo hüliänwäng fäzhän däshiji; Развитие интернета в Китае в 2012 г.). Официальный сайт Администрации по надзору за киберпространством КНР. 24.02.2014. URL: http://www.cac.gov.cn/2014-02/24/c_126182840.htm.
8 ФЙФ^ И^ЛЕРЖ ШШ^ШШ^ЖМ^^ШШ (Zhönggöng zhöngyäng guowüyuän yinfä "guojiä chuängxln qudöng fäzhän zhänlüe gängyäo"; План национальной стратегии инновационного развития). URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2016/content_5076961 .htm.
9 (JisuänjT xinx! xitöng änquän guänl! zhidü; Правила регулирования, обеспечивающие безопасность компьютерных и информационных систем). Официальный сайт Китайского информационного интернет-центра. 30.06.2018. URL: https://wenku.baidu.com/view/ 8814c60716fc700abb68fc31.html.
10 ЛЛ"г+ЯШ 2010 (Zhönghuä renmin göngheguo guomin jTngji he shehui fäzhän "jiüwü" jihuä he 2010 niän yuänjlng mübiäo gängyäo; План государственной информатизации в рамках 9-й пятилетки и перспективные цели до 2010 г.). URL: https://wenku.baidu.com/view/f69caa7cdb38376baf1ffc4ffe4733687f21fcfc.html.
11 (Hüliänwäng xinx! füwü guänl! bänfä; Закон о безопасности сетевой инфраструктуры и сети интернет). URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%BA%92%E8%81%94% E7%BD%91 %E4%BF%A1%E6%81%AF%E6%9C%8D%E5%8A%A1%E7%AE%A1%E7%90%86%E 5%8A%9E%E6%B3%95/243355?fr=aladdin#2 4.
12 (Quänguo rendä chängwei hui guänyü weihü hüliänwäng änquän de jueding; Постановление Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) об обеспечении безопасности в сети интернет). 21.01.2015.
URL: https://wenku.baidu.com/view/a046401b25c52cc58bd6beab.html.
13 ИШШЖ^Ш-^'МЖ^ТЙШШЖ^ШШх^ЙЙД (Guojiä xinx! huä lingdäo xiäozü guänyü jiäqiäng xinx! änquän bäozhäng göngzuö de yijiän; Постановление государственной информатизированной руководящей группы по работе в области укрепления информационной безопасности). 26.08.2003. URL: https://wenku.baidu.com/view/bdfba07271fe910ef02df886.html.
14 2006-2020 (2006-2020 Niän guojiä xinx! huä fäzhän zhänlüe; Государственная стратегия по развитию информатизации на период с 2006 по 2020 г.). 08.05.2005. URL: https://baike.baidu.com/item/2006-2020%20%E5%B9%B4%E5%9B%BD%E5%A E%B6%E4%BF%A1%E6%81%AF%E5%8C%96%E5%8F%91 %E5%B1%95%E6%88%98%E7%95% A5/16956741?fr=aladdin.
15 (2012) 23 ^ (Guowüyuän guänyü däli tu!jin xinx! huä fäzhän he qieshi bäozhäng xinx! änquän de ruögän yijiän (2012) 23 häo; Постановление Госсовета КНР по продвижению информатизации и развитию действующей защиты информационной безопасности, 2012, № 23). 17.07.2012. URL: http://www.gov.cn/zwgk/ 2012-07/17/content_2184979.htm.
16 t^ASÄHiSÄÜä (Zhönghuä renmin göngheguo fän köngbü zhüyi fä; Антитеррористический закон КНР). 27.12.2015. URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%
E5%8D%8E%E4%BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C%E50/o9B0/oBD0/oE5%8F%8D%E 6%81%90%E6%80%96%E4%B8%BB%E4%B9%89%E6%B3%95/15954871?fr=aladdin.
17 Ф^ЛййЭДИ^й^^(Zhönghuä renmin göngheguo wängluö änquän fä; Закон КНР о кибербезопасности). 07.11.2016. URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%8D%8E% E4%BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C%E5%9B%BD%E7%BD0/o910/oE7%BB%9C% E5%AE%89%E5%85%A8%E6%B3%95/16843044?fr=aladdin.
18 ^Ш^шЖЖШШМ^^ШЯ^:^ (Guänjiän xmxT jTchü sheshT änquän bäohü tiäoli; Положение о защите безопасности критически важной информационной инфраструктуры). Официальный сайт Администрации по надзору за киберпространством КНР. 11.07.2017.
URL: http://www.cac.gov.cn/2017-07/11/c_1121294220.htm.
19 Ф^ЛКйЭДЯ^^й ( ) (Zhönghuä renmin göngheguo mimä fä (cäo'än); Меры по оценке безопасности облачных вычислений). Официальный сайт Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР. 26.10.2019. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/ 201910/6861 b18560574d9ebf0590536e0810ad.shtml.
20 Ф^ЛКйЭДЯ^^й (Zhönghuä renmin göngheguo mimä fä; Закон «О шифровании данных»). Официальный сайт Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201910/6f7be7dd5ae5459a8de8baf36296bc74.shtml.
21 Рисунок построен авторами на основе источника: Chang A. Warring State. China's Cybersecurity Strategy // Cryptome. 31.12.2014. URL: http://cryptome.org/2014/12/chinas-cybersecurity-strategy-china-file-14-1205.pdf.
22
International Strategy of Cooperation on Cyberspace. 01.03.2017. URL: http://www.xinhuanet.com/ english/china/2017-03/01/c_136094371_2.htm.
23 Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности. Официальный сайт газеты «Жэньминь Жибао». 15.06.2006. URL: http://russian.people.com.cn/ 31857/102574/102589/7409849.html.
24 Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области международной информационной безопасности. 02.06.2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902289626.
25
Соглашение от 30 апреля 2015 г. между правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. 08.05.2015. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/1257295.
26 ф^ЛКЙЗДНШМШШШШЙ^ШШИ (Zhönghuä renmin göngheguo jingwai fei zhengfü züzhT jingnei huodöng guänl! fä; Закон «Об управлении деятельностью зарубежных неправительственных организаций внутри КНР»). 04.11.2017. URL: http://shorturl.at/foGOY.
27
Ташкентская декларация 15-летия Шанхайской организации сотрудничества от 24 июня 2016 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/5094.
28 Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства. Официальный сайт Президента РФ. 25.06.2016. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099.
29 International Strategy of Cooperation on Cyberspace. 01.03.2017. URL: http://www.xinhuanet.com/ english/china/2017-03/01/c_136094371_2.htm.
30 Циндаоская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. 10.06.2018. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5315.
31 2-я Международная конференция по информационной безопасности с участием стран ШОС, БРИКС, ОДКБ // ИНФОФОРУМ 2018. 01.06.2018. URL: https://infoforum.ru/conference/ conference/program/cid/43.
32
Документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров. Официальный сайт президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5313.
33
XVII заседание российско-китайской подкомиссии по связи и IT прошло в Китае // D-Russia.ru. 08.06.2018. URL: http://d-russia.ru/xvii-zasedanie-rossijsko-kitajskoj-podkomissii-po-svyazi-i-it-proshlo -v-kitae.html.
34 Состоялось XVII заседание Российско-Китайской подкомиссии по связи и IT. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. 02.10.2018.
URL: https://digital.gov.ru/ru/events/38518.
35 Институт БРИКС по изучению сетей будущего открыл филиал в городе Шэньчжэнь. Официальный комитет по исследованиям БРИКС в РФ. 09.08.2019. URL: http://nkibrics.ru/posts/ show/5d4d3ba6627269166c0b0000.
36 Официальный сайт центра информационной безопасности «360». URL: https://www.360.cn.
37 ФИФ^^ЗДИ (Zhöngguö zhöngyäng dianshitäi; Центральное телевидение Китая) // Baidu.com. 25.02.2020. URL: http://shorturl.at/delFV.
38 ФИИ^ЛМ^И (Zhöngguo guöjl guängbö diantäi; Национальное Радио Китая) // Baidu.com. 16.01.2020. URL: http://shorturl.at/bdKPV.
39 яжт: Ф&га&й^ШЖ-ГЬ^'ШЙЙ^&Й^иЙ (Wängylikäi: Zhöngyäng wängluö änquän yü xinx! hua Ungdäo xiäozü de yöuläi ji qi ylngxiäng; Происхождение ведущей малой группы по информатизации и безопасности в сети интернет) // Baidu.com. 06.03.2014.
URL: https://wenku.baidu.com/view/0c29475252d380eb62946d86.html.
40 Shen D. Framing China's National Security // China-US Focus. 23.04.2014.
URL: https://www.chinausfocus.com/peace-security/%20%20framing-chinas-national-security.
41 : (Xijmpmg: Bä wöguö jianshe chengwei wängluö qiängguö; Речь Председателя КПК Си Цзиньпиня). Официальный сайт Администрации по надзору за киберпространством КНР. 22.03.2019. URL: http://www.cac.gov.cn/2019-03/22/c_1124268422.htm.
42 (Zhöngyäng wängluö änquän he xinx! hua Ungdäo xiäozü chengli: Cöng wängluö daguö mai xiang wängluö qiängguö; Ведущая центральная группа по вопросам сетевой информации и информатизации: от крупного информационного государства к крупной интернет-державе). Официальный сайт Администрации по надзору за киберпространством КНР. 28.02.2014. URL: http://www.cac.gov.cn/ 2014-02/28/c_126203372.htm.
43 , SJ 2020 16 ^ZZÄ (Zhöngguö huagöng hängye zöng liang jiäng wending zengzhäng, dao 2020 niän zöng chänzhi ke dä 16 wan y] yuan; КНР -национальная зона высоких технологий). Официальный сайт производственной информационной сети КНР. 16.01.2019. URL: http://www.chyxx.com/industry/201901/707705.html.
44 2016 (2016 Niän tümü göngcheng zhuänye blye sheng
jiuye qingkuäng zhengshi chulü; Трудоустройство выпускников гражданского строительства в 2016 г.). Официальный сайт информационно-новостного агентства Соху. 02.02.2017. URL: http://www.sohu.com/a/125358929_613023.
БИБЛИОГРАФИЯ / BIBLIOGRAPHY
1. XVII zasedanie rossiisko-kitaiskoi podkomissii po sviazi i IT proshlo v Kitae // D-Russia.ru. 08.06.2018. URL: http://d-russia.ru/xvii-zasedanie-rossijsko-kitajskoj-podkomissii-po-svyazi-i-it-proshlo-v-kitae.html.
XVII заседание российско-китайской подкомиссии по связи и IT прошло в Китае // D-Russia.ru. 08.06.2018. URL: http://d-russia.ru/xvii-zasedanie-rossijsko-kitajskoj-podkomissii-po-svyazi-i-it-proshlo-v-kitae.html.
2. 2003 Nian jisuanj! wangluo yu xlnx! anquan fazhan gaikuang // China Radio International (CRI) Online. 26.08.2004. URL: http://news.cri.cn/gb/3821/2004/08/26/148 @280479.htm.
3. 2006-2020 Nian guojia xlnx! hua fazhan zhanlue. 08.05.2005.
URL: https://baike.baidu.com/item/2006-2020%20%E5%B9%B4%E5%9B%BD%E5% AE%B6%E4%BF%A1%E6%81%AF%E5%8C%96%E5%8F%91%E5%B1 %95%E6%88 %98%E7%95%A5/16956741?fr=aladdin.
4. 2012 Nian zhongguo hulianwang fazhan dashljl. Cyberspace Administration of China. 24.02.2014. URL: http://www.cac.gov.cn/2014-02/24/c_126182840.htm.
5. 2016 Nian tumu gongcheng zhuanye blye sheng jiuye qingkuang zhengshl chulu // SOHU.com. 02.02.2017. URL: http://www.sohu.com/a/125358929_613023.
6. 2017 Nian zhongguo xlnx! anquan hangye fazhan xianzhuang ji weilai fazhan qushl fenx! [tu] // China industrial information network. 10.08.2017.
URL: http://www.chyxx.com/industry/201708/549537.html.
7. Chang A. Warring State. China's Cybersecurity Strategy // Cryptome. 31.12.2014. URL: http://cryptome.org/2014/12/chinas-cybersecurity-strategy-china-file-14-1205.pdf.
8. Dokumenty, podpisannye po itogam rossiisko-kitaiskikh peregovorov. Ofitsial'nyi sait prezidenta RF. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5313.
Документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров. Официальный сайт президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5313.
9. Guanjian xlnx! j!chu shesh! anquan baohu tiaoll. Cyberspace Administration of China. 11.07.2017. URL: http://www.cac.gov.cn/2017-07/11/c_1121294220.htm.
10. Guojia xlnx! hua fazhan zhanlue. The State Council of the People's Republic of China. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2016/content_5100032.htm.
11. Guojia xlnx! hua Ungdao xiaozu guanyu jiaqiang xlnx! anquan baozhang gongzuo de yljian. 26.08.2003. URL: https://wenku.baidu.com/view/bdfba07271fe910ef02df886.html.
12. Guowuyuan guanyu dall tu!jln xlnx! hua fazhan he qieshi baozhang xlnx! anquan de ruogan yljian. The Central People's Government of the People's Republic of China. 17.07.2012. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-07/17/content_2184979.htm.
13. Guowuyuan guanyu dall tu!jln xlnx! hua fazhan he qieshi baozhang xlnx! anquan de ruogan yljian (2012) 23 hao. 17.07.2012. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-07/17/content_2184979.htm.
14. Hulianwang xlnx! fuwu guanl! banfa. URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%BA%92% E8%81%94%E7%BD%91%E4%BF%A1%E6%81%AF%E6%9C%8D%E5%8A%A1 %E7 %AE%A1 % E7%90%86% E5%8A%9E% E6%B3%95/243355?fr=aladdin#2_4.
15. Institut BRIKS po izucheniiu setei budushchego otkryl filial v gorode Shenchzhen'. Ofitsial'nyi komitet po issledovaniiam BRIKS v RF. 09.08.2019. URL: http://nkibrics.ru/ posts/show/5d4d3ba6627269166c0b0000.
Институт БРИКС по изучению сетей будущего открыл филиал в городе Шэньчжэнь. Официальный комитет по исследованиям БРИКС в РФ. 09.08.2019.
URL: http://nkibrics.ru/posts/show/5d4d3ba6627269166c0b0000.
16. International Strategy of Cooperation on Cyberspace. 01.03.2017.
URL: http://www.xinhuanet.eom//english/china/2017-03/01/c_136094371_2.htm.
17. Jiängping: Xînxï huà yu fâzhî huà jiànshè. Advisory Committee for State Informatization. 16.02.2012. URL: http://www.acsi.gov.cn/content.aspx?newsId=1152& TId =171.
18. Jîsuànjï xînxï xîtong änquan guänl! zhîdù // Baidu.com. 30.06.2018. URL: https://wenku.baidu.com/view/8814c60716fc700abb68fc31.html.
19. Quânguô réndà chângwëi huî guänyu wéihù hùliânwâng änquan de juédîng. 21.01.2015. URL: https://wenku.baidu.com/view/a046401b25c52cc58bd6beab.html.
20. Shen D. Framing China's national security // China-US Focus. 23.04.2014. URL: https://www.chinausfocus.com/peace-security/%20%20framing-chinas-national-security.
21. Shëndù jiëdu: Wëixié wängluo änquan de yuantôu shî shénme? Ruhé youxiào yîngduî fùza de wängluo huanjîng? // Baidu.com. 24.08.2018.
URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1609675674334215917&wfr=spider&for=pc.
22. Soglashenie mezhdu pravitel'stvami gosudarstv-chlenov ShOS o sotrudnichestve v oblasti mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti. 02.06.2011.
URL: http://docs.cntd.ru/ document/902289626.
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области международной информационной безопасности. 02.06.2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/902289626.
23. Soglashenie ot 30 aprelia 2015 g. mezhdu pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o sotrudnichestve v oblasti obespecheniia mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti. 08.05.2015. URL: http://www.mid.ru/ru/ maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/1257295.
Соглашение от 30 апреля 2015 г. между правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. 08.05.2015. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/1257295.
24. Sostoialos' XVII zasedanie Rossiisko-Kitaiskoi podkomissii po sviazi i IT. Ofitsial'nyi sait Ministerstva tsifrovogo razvitiia, sviazi i massovykh kommunikatsiy RF. 02.10.2018. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/38518.
Состоялось XVII заседание Российско-Китайской подкомиссии по связи и IT. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. 02.10.2018. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/38518.
25. Sovmestnoe zaiavlenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii i Predsedatelia Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o vzaimodeistvii v oblasti razvitiia informatsionnogo prostranstva. Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF. 25.06.2016. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства. Официальный сайт Президента РФ. 25.06.2016. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099.
26. Tashkentskaia deklaratsiia 15-letiia Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva ot 24 iiunia 2016 g. URL: http://kremlin.ru/supplement/5094.
Ташкентская декларация 15-летия Шанхайской организации сотрудничества от 24 июня 2016 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/5094.
27. Tsindaoskaia deklaratsiia Soveta glav gosudarstv-chlenov Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva. 10.06.2018. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5315. Циндаоская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. 10.06.2018. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5315.
28. Vtoraya Mezhdunarodnaia konferentsiia po informatsionnoi bezopasnosti s uchastiem stran ShOS, BRIKS, ODKB // INFOFORUM 2018. 01.06.2018. URL: https://infoforum.ru/ conference/conference/program/cid/43.
2-я Международная конференция по информационной безопасности с участием стран ШОС, БРИКС, ОДКБ // ИНФОФОРУМ 2018. 01.06.2018. URL: https://infoforum.ru/ conference/conference/program/cid/43.
29. Wangyukai: Zhongyang wangluo anquan yu xlnx! hua Ungdao xiaozu de youlai ji qi ylngxiang // Baidu.com. 06.03.2014. URL: https://wenku.baidu.com/view/0c29475252 d380eb62946d86.html.
30. Xijlnping: Ba woguo jianshe chengwei wangluo qiangguo. Cyberspace Administration of China. 22.03.2019. URL: http://www.cac.gov.cn/2019-03/22/c_1124268422.htm.
31. Zaiavlenie glav gosudarstv-chlenov ShOS po mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti // Ofitsial'nyi sait gazety "Zhen'min' Zhibao". 15.06.2006.
URL: http://russian.people.com.cn/31857/102574/102589/7409849.html. Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности // Официальный сайт газеты «Жэньминь Жибао». 15.06.2006. URL: http://russian.people.com.cn/31857/102574/102589/7409849.html.
32. Zhonggong zhongyang guowuyuan ylnfa "guojia chuangx!n qudong fazhan zhanlue gangyao". URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2016/content_5076961.htm.
33. Zhongguo guojl guangbo diantai // Baidu.com. 16.01.2020. URL: http://shorturl.at/bdKPV.
34. Zhongguo huagong hangye zong liang jiang wendlng zengzhang, dao 2020 nian zong chanzhi ke da 16 wan yl yuan // China Industrial Information Network. 16.01.2019. URL: http://www.chyxx.com/industry/201901/707705.html.
35. Zhongguo zhongyang dianshltai // Baidu.com. 25.02.2020. URL: http://shorturl.at/delFV.
36. Zhonghua renmin gongheguo fan kongbu zhuyl fa. 27.12.2015. URL: https://baike.baidu. com/item/%E4%B8%AD%E5%8D%8E%E4%BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5% 92%8C%E5%9B%BD%E5%8F%8D%E6%81%90%E6%80%96%E4%B8%BB%E4%B9 %89%E6%B3%95/15954871?fr=aladdin.
37. Zhonghua renmin gongheguo guomin j!ngjl he shehul fazhan "jiuwu" jlhua he 2010 nian yuanjlng mubiao gangyao. URL: https://wenku.baidu.com/view/f69caa7cdb38376baf1 ffc4ffe4733687f21 fcfc.html.
38. Zhonghua renmin gongheguo jlngwai fei zhengfu zuzh! jlngnei huodong guanl! fa. 04.11.2017. URL: http://shorturl.at/foGOY.
39. Zhonghua renmin gongheguo mlma fa. The National People's Congress of the People's Republic of China. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201910/6f7be7dd5ae5459 a8de8baf36296bc74.shtml.
40. Zhonghua renmin gongheguo mlma fa (cao'an). The National People's Congress of the People's Republic of China. 26.10.2019. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/2019 10/6861b18560574d9ebf0590536e0810ad.shtml.
41. Zhonghua renmin gongheguo wangluo anquan fa. 07.11.2016. URL: https://baike.baidu. com/item/%E4%B8%AD%E5%8D%8E%E4%BA%BA%E6%B0%91%E5%85%B1%E5% 92%8C%E5%9B%BD%E7%BD%91%E7%BB%9C%E5%AE%89%E5%85%A8%E6%B 3%95/16843044?fr=aladdin.
42. Zhongyang wangluo anquan he xlnx! hua Ungdao xiaozu chengll: Cong wangluo daguo mai xiang wangluo qiangguo. Cyberspace Administration of China. 28.02.2014.
URL: http://www. cac.gov.cn/2014-02/28/c_126203372.htm.