УДК: 378 ГРНТИ 14.35.01
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Бул гылыми макала бiлiм берудi цифрландыру процесiн жэн онын, к^рп бШм беру жYЙелерiне эсерш зерттейдi. Мацалада цифрлыц технологи-яларды eHri3y кезшде бiлiм беру мекемелершщ алдында турган циындыцтарталданады, со-нымен цатар цифрлыц трансформация дэyiрiнде бiлiм беру алдында ашылатын перспективалар мен мYмкiндiктер царастырылады.
Аннотация
Данная научная статья исследует процесс циф-ровизации образования и его влияние на современные образовательные системы. В статье анализируются вызовы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при внедрении цифровых технологий, а также рассматриваются перспективы и возможности, которые открываются перед образованием в эпоху цифровой
s трансформации.
<
g Annotation
РО
££ This scientific article explores the process of
о digitalization of education and its impact on modern
Ǥ educational systems. The article analyzes the
g challenges faced by educational institutions when
g introducing digital technologies, and also examines
ш the prospects and opportunities that open up to s
ы; education in the era of digital transformation.
Ш !T
s
° Введение
§ Наука и образование - те жизненно важные
ш сферы, без которых немыслимы существование
к любого государства. Взяв на вооружение эту ак-
s сиому, Казахстан выстраивает свою стратегию
^ интеллектуального развития. Это еще раз под-
3 тверждает Послание Президента РК от 1 сентя-
g бря 2023 года[1]. Президент IQAA Каланова Ш.М.
Ф отметила, что Послание Президента народу в ны-
Искакова Г.М.,
кандидат педагогических наук, доцент,
Керимбаева Н.Ж.,
кандидат физико-математических наук, доцент,
Урумбаев И.З.,
старший преподаватель,
кафедра «Естественные науки»,
Костанайский социально-технический
университет им. академика Зулхарнай Алдамжар, г. Костанай
Негiзгi свздер: цифрландыру, бшм берудi цифрландыру, цифрлыц трансформация, цифрлыц технологиялар.
Ключевые слова: цифрови-зация, цифровизация образования, цифровая трансформация, цифровые технологии.
Keywords: digitalization, digitalization of education, digital transformation, digital technologies.
нешнем году отличается по характеру и структуре от предыдущих Посланий.
В частности, Президент отметил, что уделяет особое внимание вопросам циф-ровизации и внедрения инноваций, и что одной из стратегически важных задач является - превратить Казахстан в ^-страну. Он поставил задачу на базе региональных университетов выстроить целостную инновационную экосистему во всех областных центрах. Касым-Жо-март Кемелевич поделился, что во время поездок в регионы всегда встречается с талантливыми и креативными гражданами. Так как креативная индустрия является одной из точек роста экономики и занятости, Президент заявил о необходимости создания точек притяжения талантов - Центров креативной индустрии в каждом областном центре и разработке отдельного пакета мер поддержки «кре-ативщиков».
Цифровизация сегодня - одна из самых обсуждаемых тем на всем постсоветском пространстве, касающаяся внедрения цифровых (информационных) технологий в различные сферы жизни, с точки зрения практической, чтобы заменить выполнение рутинных задач человеком на искусственный интеллект маши-ны[13]. Появились словосочетания: циф-ровизация производства, цифровизация экономики, цифровизация образования.
Цифровизация образования означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете). Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать педагогу электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить лично, - это тоже
цифровизация.
Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно перешли на дистанционное обучение, и это затронуло всех - школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.
Но как показывает анализ - процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании - мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) - к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.
Цифровизация образования, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики (Россия), прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы: ^
• Первая волна цифровизации в се- ас редине восьмидесятых - начале девяностых годов была направлена на развитие
CU
компьютерной грамотности и включала g в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов.
• На втором этапе с середины ну- о левых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий -цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по инфор- g матике.
• На третьем - современном - этапе, ш примерно с 2018 года, речь идёт уже о s цифровой трансформации - применении цифровых технологий во всех процессах
в образовании.
о
В ходе цифровой трансформации обра- g зования обновляется всё и планируемые Ф образовательные результаты и содержа-
ние образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками - через цифровые приложения и т\д. - работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий).
С тем, что в наш век образование уже невозможно без цифровизации, согласны многие эксперты. Хотя бы потому, что цифровая интернет-среда становится неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая многие процессы. Цифра - уже не будущее, а неизбежная реальность и альтернативы ей нет, поэтому вузам нужно перестраиваться и достигать цифровой зрелости.
Иными словами, использование цифровых инструментов - не вопрос моды, а насущная необходимость.
Как в XV веке на сферу образования повлияло изобретение книгопечатания (до этого из-за большой дороговизны ругаем писных книг самым распространённым ас способом получения и распространения § знаний были живые лекции), так же ме-< няют образование и цифровые техноло-§ гии.
Для большей убедительности можно ™ провести аналогию с промышленными о революциями:
• Первая промышленная революция
§ произошла с изобретением парового
и
м двигателя, который подтолкнул механи-
£ зацию производства и развитие железо
§ нодорожного транспорта, что, в свою
§ очередь, стало причиной бурного роста
м фабрик и заводов в конце XVIII века.
• Технической причиной второй проса
к мышленной революции в конце XIX —
Ф начале ХХ века стало изобретение элек-
8 тричества и двигателя внутреннего
§ сгорания. Появились новые производ-
Ф ственные технологии, телеграф и теле-
фон, автомобили, люди в отдалённых регионах смогли быстро обмениваться сообщениями, и передвижение между городами ускорилось.
• Наконец, вторую половину ХХ века, когда появились цифровые технологии и началось развитие электроники, телекоммуникаций и распространение персональных компьютеров, принято называть третьей промышленной революцией.
• Считается, что развитие интернета положило начало новой промышленной революции - четвёртой. От неё ожидают роста технологий на основе искусственного интеллекта, нейросетей, дополненной реальности, интернета вещей и так далее [2].
Все эти революции в той или иной мере сказывались на образовательных процессах. Было бы очень странно, если бы, несмотря на произошедшие технологические перемены, занятия в школах и университетах по-прежнему проходили при керосиновых лампах, и учащиеся писали бы перьями, окуная их в чернила. Точно так же неестественно сейчас было бы отказываться от возможностей цифровых технологий.
В данной статье мы попытаемся обсудить один очень важный аспект - цифро-визация образования в безопасном развитии молодежи.
Обзор литературы
Проблемам цифровизации образования посвящены многочисленные исследования. Научно-теоретический и практический интерес вызывают исследования различных международных и отечественных организаций и институтов. Среди них: Global Education Futures Report, представивший фундаментальный научный отчет о современной системе образования в эпоху глобализации (Global Education Futures Report)[15].
Заслуживает внимания аналитический
обзор, носящий практический характер и демонстрирующий итоги внедрения системы дистанционного образования в эпоху применения цифровых технологий в областях Казахстана, где поднимаются проблемы, с которыми сталкиваются работники образовательных учреждений республики [8].
По мнению авторов статьи, наиболее интересными и значимыми, которые помогли разобраться в исследуемой проблеме, являются труды казахстанских исследователей - Бахишевой С., Колмако-вой В., Мостового З., Скаковского Л.Р., Су-лейменовой А.[17-20]. Так, казахстанскими аналитиками поднимаются проблемы и анализируются такие аспекты, как современные инновационные технологии и цифровая революция; зарубежный опыт в сфере создания современной цифровой экономики; ущерб от дистанционного обучения в условиях карантина и другие направления. В качестве выводов в аналитических исследованиях казахстанских авторов была представлена университетская модель онлайн-образо-вания в условиях сохранения конкурентоспособности в новую технологическую
эру.
В аналитическом обзоре российского эксперта Черкашина Р. остро ставится проблема социального неравенства, имеющего место в современных условиях применения технологических новшеств в образовательном процессе. Эксперт анализирует выводы, взятые из отчета Всемирного банка о том, что такая проблема присутствует в ряде стран Центральной Азии, а пандемия ШУШ-19 и обусловленный ей переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства [21].
В научной литературе выделяются следующие ключевые характеристики цифровизации образования [13,14]:
Интеграция технологий: Цифрови-
зация образования предполагает интеграцию разнообразных технологий в учебный процесс. Это включает в себя использование компьютеров, планшетов, интерактивных досок, онлайн-платформ и программного обеспечения, специально разработанных для образовательных целей.
Доступ к информации: Цифровая трансформация делает доступ к информации более удобным и широким. Ученики и преподаватели могут получать актуальные знания, просматривать образовательные материалы и исследования онлайн, что способствует более глубокому и разностороннему обучению.
Интерактивность и индивидуализация: Цифровые технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы и задания, а также индивидуализированные планы обучения. Это способствует более эффективному усвоению материала каждым учеником с учетом их потребностей и темпа обучения.
Глобализация образования: Онлайн-курсы, виртуальные университеты и ^ международные образовательные про- ж екты делают образование более глобаль- § но доступным. Ученики могут изучать <с предметы, даже если учебное заведение о находится в другой стране.
В целом исследования российских и ™ казахстанских ученых экспертов в рам- о ках монографических работ показывают ^ современные тренды, критерии, по кото- § рым возможна цифровизация образова- " ния. £
Методология ^
Методологию исследования включа- § ют общефилософские методы: анализ, " сравнение, обобщение, абстрагирова- к
ш
ние, принцип историзма, аналитические к методы, системный анализ и др., позво- ф ляющие рассматривать процессы циф- 8 ровизации образования как социаль- ^ но-культурный феномен. Для достижения Ф
цели использовался тщательный анализ монографических и методических работ, посвященных проблемам цифровизации образования
Основная часть
Обзор литературы, мнения экспертов и исследования показывают, что циф-ровизация образования не означает, что электронные инструменты заменят собой всю образовательную среду и тем более педагогов. Против этого свидетельствуют результаты многочисленных исследований - форматы, когда обучение строится офлайн и частично онлайн, оказываются, как правило, эффективнее и полного дистанта, и абсолютного отказа от современных цифровых инструментов. А практика показывает, что качественное образование всегда подразумевает живой опыт взаимодействия как онлайн-курс без всякой обратной связи, и скучная лекция, после которой никто не задаёт вопросы, одинаково малополезны.
Эффективность цифровых технологий р- в образовании сегодня подтверждена как ас минимум в следующих основных направок лениях: о
• Как и во всех остальных сферах, § цифровизация образования упрощает 2 организационные задачи. В школьном электронном дневнике удобнее фикси-о ровать и передавать информацию (на-
Си
^ пример, от учителя родителям ученика и
§ наоборот), а современные инструменты
м для вузов позволяют составить индиви-
£ дуальное расписание для каждого из ты-о
^ сяч студентов (и ещё учесть при этом его
§ личный выбор).
ш • Цифровизация делает образова-
х ние удобнее для школьников и студентов.
х Так, возможности гибридного обучения,
когда часть учащихся находится в ауди-
8 тории с преподавателем, а часть подклю-о
^ чается дистанционно из дома, позволяют Ф школьникам и студентам не пропускать занятия, когда они не могут посетить их
физически (например, из-за болезни). Возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом занятий в классе используются цифровые технологии, помогает сделать обучение более индивидуализированным ( более способным ученикам дать темы и занятия посложнее, а более слабым - помочь отработать наиболее трудные для них темы). На полных онлайн-программах можно учиться и сдавать экзамены, физически находясь где угодно.
• Онлайн даёт доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем обычный формат. Крупные онлайн-платформы, на которых размещены массовые курсы ведущих университетов мира (Coursera и другие подобные проекты), позволяют человеку из любой точки мира прослушать лекции, например, Гарварда или МГУ. До появления подобных платформ такая возможность была лишь у студентов соответствующих вузов, но не у всех есть возможность туда поступить. Сейчас разные вузы могут включать в свои программы готовые курсы лекций других ведущих университетов.
• Онлайн-курсами разнообразие учебного контента в Сети не исчерпывается. И школьнику, и студенту бывает полезно, если тема осталась непонятной, посмотреть или почитать объяснение другого преподавателя, а также отработать знания на разных упражнениях, задачах и примерах. Цифровые решения позволяют создавать множество новых, неповторяющихся заданий индивидуально для каждого ученика.
• В виртуальной среде можно отрабатывать реальные навыки в безопасной среде. Если сразу делать что-то полностью «как в жизни» опасно, невозможно или очень дорого (например, студента-медика не поставишь сразу за операционный стол к реальному пациенту, а студента-пилота не посадишь сразу за
управление настоящим самолётом), то на помощь приходят VR технологии [3].
• Обучение в цифровой среде позволяет собирать данные и анализировать их, чтобы потом улучшить образовательный процесс.
Учебная аналитика - не только инструмент управления в рамках масштабных образовательных систем, она вполне может быть полезна и учителю, который работает с несколькими классами. Есть примеры, когда специальное онлайн-тестирование позволяло учителям заметить в своём классе учеников, чьих трудностей или, наоборот, успехов они раньше не видели. Техника в этом смысле беспристрастна. А в высшем образовании, например, большие данные помогают оценить даже вероятность отчисления студентов и предсказывают, как будут учиться в будущем нынешние абитуриенты[6].
Словом, цифровизация - это не замена традиционного формата образования, в котором есть преподаватель и живое взаимодействие с ним. Это, с одной стороны, альтернатива традиционному формату, а с другой - подспорье для него, новые удобные инструменты.
Преимущества, которые дает цифровое образование, в мире уже исследованы и признаны [11,12], в свете этого обстоятельства и в силу большой значимости цифровизации для конкурентоспособности страны 12 декабря 2017 г. была утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан» [10] и ведущими вузами Казахстана учреждена Национальная платформа открытого образования. «Мы создаем и продвигаем открытое обучение как новый элемент, который будет способствовать доступности и повышению качества знаний в системе высшего образования...» [16] .
Следуя логике программы «Цифровой Казахстан» - цифровизация призвана стать инфраструктурно-технологиче-
ской основой оптимизации и акселерации образовательной политики. Например, в рамках данной программы в Казахстане в 2014 году создана и успешно работает единая платформа с электронным учебным контентом BILIMLand. kz. Данной системой могут пользоваться не только учащиеся школ и колледжей, но и дети дошкольного возраста. Обучающиеся ресурсы доступны на трех языках (казахском, русском и английском). Ресурсы доступны как в онлайн, так и в офлайн режиме. В школах, где нет доступа к интернету или недостаточная скорость связи, все материалы записаны на школьный сервер. Платформа содержит более 40 тыс. Электронных уроков и более 1 млн. мультимедийного материала по большинству школьных предметов.
Планируется дальнейшее обогащение интерактивного контента платформы «Bilimland», в т.ч. путем сотрудничества с ведущими мировыми провайдерамиучебногоцифровогоконтента - Microsoft, Intel, GlobalUniversitySystems и DiscoveryEducation [7]. ^
Пилотный проект цифровизации образования - Национальная платформа открытого образования - представляет собой аппаратно-программный комплекс, g состоящий из системы дистанционного обучения, телеконференций и вебина-ров, образовательных курсов, комплекса
Си
проведения онлайн - уроков, объектно-о- ^ риентированного программирования, робототехники, 3-D моделирования и пе- ш
чати, удаленной сдачи и приема экзаме- £
о
нов.
о
Заключение g
D Е-1
В результате анализа научной лите- ш ратуры авторами выявлено, что цифро-визация образования, несмотря на свои многогранные преимущества, также сопряжена с рядом вызовов, требующих внимания и разработки стратегий для их решения: ®
- Одним из главных вызовов цифро-
4
к S
I
<
CQ О m
tfl о
ш ^
tfl о 0-Е ш S ЬЙ и ш 3" S со ^
о ч о Е-ш
S
ш S ЬЙ и
е
о и
о ^
S
е
визации образования является неравномерное распределение доступа к современным технологиям среди учеников. В развивающихся регионах и среди малообеспеченных социальных групп доступ к высокоскоростному интернету и современным устройствам может быть ограничен. Это создает цифровой разрыв, который может привести к исключению определенных групп обучающихся из цифровизированного образовательного процесса. Решение этой проблемы требует создания доступных и инклюзивных условий для всех участников образования.
- Изменение роли педагога и необходимость переосмысления педагогической практики. Введение цифровых технологий в учебный процесс меняет роль и функции преподавателя. Традиционный образ педагога в качестве источника знаний переходит к роли наставника и организатора обучения. Педагоги должны овладеть новыми навыками, включая компетенции в области использования технологий, разработки онлайн-уроков и взаимодействия с учениками в виртуальных средах. Это требует времени и подготовки, а также переосмысления традиционных методов преподавания.
- Качество образовательного контента и фильтрация информации. Цифровая среда насыщена информацией, но не вся эта информация имеет высокое качество
и релевантность для образования. Преподаватели и ученики сталкиваются с задачей выбора правильных источников и контента, который соответствует образовательным целям. Отсутствие фильтрации может привести к погружению в поток неконтролируемой и непроверенной информации, что может оказать негативное влияние на процесс обучения.
- Цифровизация образования также поднимает вопросы безопасности данных. Хранение и передача личных данных учеников и педагогов требует высоких стандартов кибербезопасности. Уязвимость перед кибератаками и утечками данных может иметь серьезные последствия. Поэтому образовательные учреждения должны уделять особое внимание обеспечению безопасности данных и разработке стратегий предотвращения инцидентов.
Решение указанных вызовов требует системного подхода, совместных усилий со стороны педагогов, администрации, государства и общества. Внедрение цифровых технологий должно сопровождаться учетом интересов и потребностей всех участников образовательного процесса. Содержание образования как правило отражает состояние общества: от того, на каком уровне оно находится, зависит прогресс общества. Поэтому современное образование не может не влиять на цифровизационные процессы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Послание Президента РК от 1 сентября 2023.
2.Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 С. 53-69.
3.Бычкова Е. Самый умный город. Как школы используют современные технологии? // Аргументы и факты. 2017. № 4. С. 20.
4.Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России / М. С. Кудлаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 3-7. URL: https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 10.03.2024).
5.Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» электронный вариант в подразделе «Проекты» раздела «НОБД»на сайте ИАЦ
ЦЯНШНЯНЯНЯВ^^^^Е!
Педагогическая наука и практика
- https://iac.kz/ru/project/nobd (дата обращения: 10.03.2024).
6.Национальный доклад о состоянии и развития системы образования республики Казахстан. Астана 2018 г.
7.Ушахина Е. Школа будущего: самые интересные методы обучения // Издательство «МИФ». 2016. 20 января. URL: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/01/20/ shkola-budushhego-samye-interesnye-i-netrivialnye-podxody-v-obuchenii-detej/ (дата обращения: 10.03.2024).
8.Национальный доклад о состоянии и развития системы образования республики Казахстан. Астана 2019г.
9.dzen.ru>a/ZQL55PuQPV6rZOEm. Форум «Армия-2023» (дата обращения: 10.03.2024).
10. Государственная Программа «Цифровой Казахстан». Утверждена постановлением Правительства Республики Кахахстан от 12 декабря 2017 года № 827.
11.New research from The Economist and Microsoft shows digital preparedness helped organizations adapt to COVID-19. By Microsoft News Center6 May, 2021 https://news. microsoft/com (дата обращения: 10.03.2024).
12.Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology 1983. Vol. 23. No. 10. P. 25-28.
13.Маркова В.Д. Цифровизация образования: вызовы и перспективы. // Информатизация образования и науки. 2019. Том 3. С. 38-47.
14.Казакова А.А. Цифровизация образования: вызовы и возможности // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 августа 2023г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 23-32. URL: https://apni.ru/article/6917-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-vizovi-i-vozmozh (дата обращения: 10.03.2024).
15.Global Education Futures Report. (2018). - [online] https://futuref.org/ ^ educationfutures (дата обращения: 10.03.2024). ж
16.http://moocs.kz/ Национальная платформа открытого образования. (дата об- g ращения: 10.03.2024). g
17.Бахишева С. (2020). Дистанционное обучение: трудности, преодоления и при- о обретенный опыт // Бiлiмдi Ел - Образованная страна. [online] https://bilimdinews. kz/?p=101959 (дата обращения: 10.03.2024). ga
18.Колмакова В. Цифровизация казахстанского образования: будущее началось о сегодня // Последние новости власть и общество. 2018. [online] https://www.nur. ^ kz/1768520-cifrovizacia-kazahstanskogo-obrazovania-budusee-nacalos-segodna.html - С. § 211 (дата обращения: 10.03.2024). м
19.Скаковский Л.Р. Зарубежный опыт в сфере создания современной цифровой £ экономики: выводы и уроки для Республики Казахстан. 2020. - [online] http://isca. g kz/ru/analytics-ru/2327 (дата обращения: 10.03.2024). g
20.Сулейменова А. Цифровая революция. Что надо делать университетам для со- w хранения конкурентоспособности в новую технологическую эру // Forbes Woman. s -2017. - № 67. - 2 c. s
ЬЙ
21.Черкашин Р. Аналитики: Неравенство в образовании уводит страны Центральной ф Азии в «ловушку нищеты». 2021. [online] https://www.nur.kz/society/1897116-analitiki- 8 neravenstvo-v-obrazovanii-uvodit-strany-centralnoj-azii-v-lovuskunisety/?utm_source%20 g =%20clipboard&utm_medium=article-fragment (дата обращения: 10.03.2024).