Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / CDTO / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лескин И.А.

На современном этапе конкуренция с каждым днем становится сильнее. Для возможности быть конкурентоспособным малый и средний бизнес применяет различные техники по удержанию клиентов и своего развития. В статье освещены вопросы значимости образовательной программы CDTO, какими цифровыми компетенциями должен обладать руководящий состав предприятия для дальнейшего развития. Немаловажной для России является национальная программа “Цифровая экономика РФ”, в которой сформулированы важнейшие действия государства по поддержке субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF BUSINESS DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

To date, the competition is getting stronger every day. For the opportunity to be competitive, small and medium-sized businesses use various techniques to retain customers and their development. The article describes the importance of the CDTO educational program, what digital competencies the management staff of the enterprise should have for further development. Important for Russia is the national program "Digital Economy of the Russian Federation”, which prescribes the actions of the state to support business entities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Лескин И.А., студент

Финансовый факультет Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия

E-mail: Leskini.03@gmail.com Научный руководитель - Муравицкая Н. К., к.э.н., профессор

Департамент аудита и корпоративной отчетности Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия E-mail: n.muravitskaya@gmail.com

Аннотация. На современном этапе конкуренция с каждым днем становится сильнее. Для возможности быть конкурентоспособным малый и средний бизнес применяет различные техники по удержанию клиентов и своего развития. В статье освещены вопросы значимости образовательной программы CDTO, какими цифровыми компетенциями должен обладать руководящий состав предприятия для дальнейшего развития. Немаловажной для России является национальная программа "Цифровая экономика РФ", в которой сформулированы важнейшие действия государства по поддержке субъектов предпринимательства.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство, CDTO, национальная программа.

THE IMPACT OF BUSINESS DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

I. Leskin, student

Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: Leskini.03@gmail.com Scientific adviser - Muravitskaya N.K. Ph.D., professor Audit and Corporate Reporting Department Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: n.muravitskaya@gmail.com

Abstract. To date, the competition is getting stronger every day. For the opportunity to be competitive, small and medium-sized businesses use various techniques to retain customers and their development. The article describes the importance of the CDTO educational program, what digital competencies the management staff of the enterprise should have for further development. Important for Russia is the national program "Digital Economy of the Russian Federation", which prescribes the actions of the state to support business entities.

Keywords: digitalization, digital economy, small and medium-sized business, CDTO, national program.

Важными требованиями удачного становления государства считается становление малого и среднего бизнеса и вероятность осуществления инициативы предпринимателей. Часто субъекты малого и среднего предпринимательства обладают одними из самых значимых преимуществ в отличие от больших организаций - они имеют свойство мобильности, способны быстро адаптироваться к требованиям рынка, который постоянно изменяется, а также удовлетворяют потребности, такие как изменение организационного строя, технические нововведения и т.п. [1]. На современный момент к проблемам малого и среднего бизнеса можно отнести не только этапы формирования и открытия предприятия, но и решение задач работы и увеличения производительности бизнеса. Данная проблема остается одной из главной и актуальной, особенно сегодня, в период цифровизации. Бизнес-модели, которые

прочно устоялись, не будут способны конкурировать на рынке из-за отсутствия диджитал технологий [2].

Задачей данного изучения является оценка значимости цифровых компетенций для малого и среднего бизнеса, которые позволяют благополучно строить бизнес с учетом конкуренции в современных реалиях цифровой экономики.

Исследовательская новизна приобретенных итогов отображается в доказательстве предложений по устранению проблем, связанных с расширением границ малого и среднего предпринимательства с помощью использования единого подхода по приобретению профессиональных навыков для лиц, которые осуществляют предпринимательскую

деятельность.

В современных условиях цифровая экономика сильно влияет не только на отрасли деятельности

людей, но и на методы управления бизнес-процессами, включая оказание услуг в онлайн форме, продажи в сети Интернет, краудфандинг и т.п. Цифровая перестройка бизнес-процессов способствует появлению новых профессий. Именно поэтому возникает потребность в получении новых знаний и полномочий, которыми должны обладать люди в такое время

[3].

Цифровые компетенции для развития бизнеса

Помимо установления национальной программы "Цифровая экономика РФ" в 2018 году, важность проводимых мероприятий для бизнеса начала сказываться лишь в начале 2020 года в связи с наступлением Covid-19 [4]. Субъекты малого и среднего

предпринимательства, готовые к переходу на цифровой формат работы, на практике не почувствовали влияния кризиса. Пандемия стала главным катализатором к цифровизации предпринимательской деятельности. Введение режима самоизоляции заставило субъектов предпринимательства сменить формат работы на дистанционный и немедленно создавать и преобразовывать сервисы для создания бизнеса в онлайн-формате. Процесс диджитализации стал ускоряться и взаимодействовать с клиентами. Однако для успешной работы всех процессов нужно обучение субъектов предпринимательства и клиентов в цифровой области.

В пределах национальной программы "Цифровая экономика РФ" создан проект на федеральном уровне "Кадры для цифровой экономики". Он поддерживает расширение цифровых полномочий, в том числе и у субъектов предпринимательства, потому что одной из главный задач проекта считается образование по программам обучения, которое является дополнительным, благодаря содействию государства для приобретения современных и полезных навыков в цифровой сфере [5]. С помощью этого проекта у государства есть возможность поддерживать и стимулировать подготовку кадров для экономики в области цифровых технологий. Для того, чтобы повысить степень способности к конкуренции бизнеса, субъектам малого и среднего

предпринимательства следует устраивать переход к цифровизации их бизнеса [6]. Важность трансформации субъектов

предпринимательства в области цифровых технологий крайне высока в наши дни. Однако цифровую трансформацию нередко можно спутать с вводом свежих технологий в деятельность бизнеса. Это не только про введение последних в работу предприятия. В

данном случае можно сказать о совокупных преобразованиях фирмы, с помощью которых можно за короткий промежуток времени подстроиться к новой обстановке, а лучше создать что-то кардинально новое, тем самым задав тренд. К ним можно отнести выработку и воплощение в жизнь новых моделей бизнеса, создание диджитал культуры предприятия, преобразование организационной системы, корпоративной культуры, взаимодействие с сотрудниками, подталкивание к улучшению фирмы благодаря изменению способов работы в передовые.

Также к этому можно отнести персональную трансформацию работников организации, приобретение ранее не известных навыков. Это поможет быть востребованным в мире цифровизации [7].

Наша страна способствует цифровой трансформации предприятий, поэтому она поддерживает разработку специальных программ по обучению. Например, Chief Digital Transformation Officer (CDTO). Такие программы направлены на обучение руководителей трансформации фирмы в цифровой среде. Данное направление является серьёзным и актуальным в наши дни, потому что главной целью CDTO можно назвать стратегическое возрождение организации благодаря изменению некоторых процессов на цифровые.

Главные и важнейшие признаки производительности для CDTO:

1. Возможность возврата инвестиций.

2. Рост выручки от цифровой деятельности.

3. Совершенствование взаимосвязи с покупателями, заказчиками благодаря диджитал проектам.

4. Сокращение эксплуатационных издержек благодаря цифровым проектам.

5. Увеличение дохода благодаря диджитал проектам.

Не задерживаясь на главных признаках эффективности CDTO, бесспорными выгодами от использования цифровизации в бизнесе можно назвать автоматизацию различных процессов, введение CRM-систем, которые позволяют уменьшить затраты. Благодаря применению в предпринимательской деятельности цифровых технологий появляется возможность расширения с применением источников коммуникации для привлечения и сохранения пользователей, покупателей, создания благоприятной репутации; упрочнения коммуникации партнеров благодаря использованию методов необычных решений в предпринимательской деятельности;

исследования свежих сфер для расширения

границ бизнеса с помощью пополнения информации и введения передовых технологий, построения поведения клиентов и различных ситуаций, формирования сценариев на базе Big Data. Кроме существования у субъектов малого и среднего предпринимательства CDTO, необходимым можно считать преподавание большинству сотрудникам цифровых

компетенций.

Для благоприятного совершенствования организации и ее цифровой трансформации требуются профессионалы, обладающие самыми новыми квалифицированными навыками. Диджитал сфера технична, однако она хочет, чтобы сотрудник имел "гибкие" способности и знания, например, эмоциональный интеллект, предприимчивость и умение грамотно коммуницировать. На первом же месте стоит желание сотрудника к непрерывному образованию.

В наши дни к главным цифровым компетенциям для субъектов малого и среднего предпринимательства можно отнести:

- продвинутое использование информационных и компьютерных технологий;

- создание и ведение сайтов;

- опыт работы в диджитал среде;

- умение проводить закупки для фирмы на интернет-площадках;

- опыт работы в различных редакторах по изменению текста, умение делать презентации;

- умение развивать фирму в интернете;

- применение CRM-, ERP-, SCM-систем.

Расширение знаний руководителя и

сотрудников, работающих в области малого и среднего предпринимательства, способно оказать влияние на рост доли вложений субъектов предпринимательства в суммарный объем ВВП Российской Федерации, увеличение прибыли и качества руководства в малом и среднем предпринимательстве. Сложно не согласиться с тем, что испытания в наше время предъявляют требования, при которых нельзя поддерживать и благополучно создавать экономику своего предприятия с отсутствием конкретных знаний и навыков [8]. Заключение

Приход к цифровизации малого и среднего бизнеса можно назвать одним из главных решений, потому что итоговый результат от данного введения может повлиять на многое. Трансформация компаний возможна только при правильном применении технологий в цифровой

сфере. В условиях глобализации максимально производительным и способным к конкуренции на рынке бизнесом называют такой, который применяет в своих бизнес-процессах новейшие информационно-коммуникационные методики и который не отказывается от процессов интеграции и выхода на межнациональные рынки. Разрешить данный вопрос можно в том случае, когда субъекты предпринимательства имеют цифровые компетенции. Чтобы получить данные полномочия, должны разрабатываться программы по обучению, которые способны выработать у бизнесменов компетенции в области цифровых технологий. Ускоренное совершенствование цифровых технологий и их внедрение в современную жизнь порождает новые цели перед методами обучения по образованию цифровой среды в области цифровизации.

Список используемых источников

1. Хоменко Е.Б. Цифровая экономика: актуальные вопросы

теории и практики // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2021. Т. 31, вып. 1. С. 45-52.

2. Полянин А.В., Соболева Ю.П., Тарновский В.В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства // Управленческое консультирование. - 2020. - №4 (136). - С. 80-96.

3. Маньков В.А., Кухаренко Е.Г. Технологии цифровизации

бизнес-процессов инфокоммуникационной компании / в сборнике: технологии информационного общества. Сборник трудов XV Международной отраслевой научно-технической конференции «Технологии

информационного общества», 2021. - С. 266-268.

4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжение Правительства России от 28 июля 2017 г. №1632-р). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://govemmentru/docs/28653/(дата обращения: 05.12.2021)

5. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf /(дата обращения: 03.12.2021)

6. Осипова Р.Г. Цифровизация как конкурентное преимущество российских организаций // Вестн. Академии знаний. 2020. № 2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-konkurentnoe-preimuschestvorossiyskih-organizatsiy (дата обращения: 05.12.2021).

7. Хоменко Е.Б. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях цифровой экономики: монография / Е.Б. Хоменко, И.В. Матвеева, Л.А. Ватутина. Москва: РУСАЙНС, 2020. 170 с.

8. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Кухаренко Е.Г., Шаравова О.И. Механизм управления эффективностью применения цифровых технологий // Инновации в менеджменте, 2020. - № 2 (24). - С.36-45.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.